Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / муниципальное образование / общество / публичная власть / гражданское общество / local self-government / municipal formation / public authority / society / civil society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григонис Валериюс Пранович, Немова Нинель Юрьевна, Зубарев Николай Васильевич, Матюшичева Елена Андреевна

В статье рассматривается роль местного самоуправления в жизни общества. Делается акцент о введении одноуровневой системы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Григонис Валериюс Пранович, Немова Нинель Юрьевна, Зубарев Николай Васильевич, Матюшичева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local government and public authority

The article examines the role of local self-government in the life of society. The emphasis is on the introduction of a single-level system of local self-government.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _66 УДК 342.2

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ Local government and public authority

ГРИГОНИС Валериюс Пранович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: valgrigonis@mail.ru;

НЕМОВА Нинель Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: nelininell2019@gmail.com;

ЗУБАРЕВ Николай Васильевич,

юрист.

E-mail: valgrigonis@mail.ru;

МАТЮШИЧЕВА Елена Андреевна,

юрист.

E-mail: elena.ma1810@gmail.com;

GRIGORIS Valeriyus Pranovich,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law,

Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia

named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev.

196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky ave., 149.

E-mail: valgrigonis@mail.ru;

NEMOVA Ninel Yurievna,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky ave., 149. E-mail: nelininell2019@gmail.com;

ZUBAREV Nikolay Vasilyevich,

lawyer.

E-mail: valgrigonis@mail.ru;

MATYUSHICHEVA Elena Andreevna,

lawyer.

E-mail: elena.ma1810@gmail.com

Краткая аннотация. В статье рассматривается роль местного самоуправления в жизни общества. Делается акцент о введении одноуровневой системы местного самоуправления.

Abstract. The article examines the role of local self-government in the life of society. The emphasis is on the introduction of a single-level system of local self-government.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, общество, публичная власть, гражданское общество.

Keywords: local self-government, municipal formation, public authority, society, civil society.

Для цитирования: Григонис В.П., Немова Н.Ю., Зубарев Н.В., Матюшичева Е.А. Местное самоуправление и публичная власть // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 66-70. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_66.

For citation: Grigonis V.P., Nemova N.Yu., Zubarev N.V., Matyushicheva E.A. Local government and public authority // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 66-70. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_66.

Статья поступила в редакцию: 26.10.2023

Актуальность данной статьи заключается в проводимом анализе прошедшей в 2020 году отечественной конституционной реформы, в сфере местного самоуправления. Реформа затронула практически всю Конституцию Российской Федерации, в том числе и органы местного самоуправления.

Некоторые авторы рассматривают местное самоуправление только как социальный институт, не раскрывая его сущность, например В.В.Кушнир1.

Анализируя действующие правовые нормы, следует обратить внимание на то, что в период с 1990 по 1993 годы происходит одна из первых стадий формирования законодательства о местной власти. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а 6 июля 1991 г. - закон РСФСР «О местном самоуправлении РСФСР». В 1993 году в Российской Федерации начался процесс создания новой системы власти. Он коснулся и местного самоуправления. 22 декабря 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления». Он содержал совершенно новые положения о местном самоуправлении: независимость и

1 Кушнир, В. В. Поиск решения кадровых проблем муниципальной службы в РФ / В. В. Кушнир // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2013. - № 4. - С. 17-23. - БОЫ РШМУР.

самостоятельность муниципальной власти. В следующей стадии, которая длилась с 1995 по 2003 гг., был издан Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., который базировался на конституционных принципах. Он стал «фундаментом» для тех нормативных актов, которые издавались после него. По окончании очередной стадии реформ 6 октября 2003 г. был принят действующий Закон №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он отличается от предыдущего, тем, что наиболее детально раскрывает механизм деятельности органов местного самоуправления.

Важно отметить, что базовые принципы остались без изменений.

Некоторые исследователи в области муниципального права, например, И.В. Бабичев и ряд других правоведов, считали, что Европейская Хартия местного самоуправления ETS 1 стала важнейшим документом, который имел существенное значение для становления органов местного самоуправления в нашей стране, тут надо отметить, что данная хартия прекратила действие в России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Российской Федерации) от 28.02.2023 N 43-ФЗ)2.

Как уже отмечалось выше, реформа местного самоуправления редко происходит отдельно от реформирования институтов власти. Прошедшая в 2020 г. конституционная реформа не стала исключением. Законодатель уделил значительное внимание 8 главе Основного закона. В нем было введено новое понятие «публичная власть».

Так новая редакция ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации содержит в себе словосочетание «О единой системе публичной власти», включающая в себя органы местного самоуправления и органы государственной власти3.

И.К. Советов утверждает, что функции органов государственной власти и местного самоуправления схожи и что их объединяет поня-

4

тие вышеуказанное понятие .

Говоря о «единстве системы публичной власти», Конституционный Суд Российской Федерации акцентирует внимание на целостности, взаимных функциях государства и местного самоуправления в случае выполнения задач на уровне муниципального образования.

По мнению ряда правоведов и ученых в области муниципального права, цель новеллы - по возможности обойти положения статьи 12 Конституции РФ, закрепляющей независимость местного самоуправления от государственных органов.

Нормы статьи 12 и главы 8 Основного закона могут повлечь различные варианты взаимодействия между государственной и муниципальной властью5. Органы местного самоуправления не является государственным органом, однако он входит в единую систему публичной власти. Возможно, деятельность местного самоуправления ограничивается государством с финансовой и организационной точки зрения. Таким образом, можно говорить о вмешательстве государственных органов в самостоятельность местного самоуправления.

Однако есть и другие мнения правоведов в сфере муниципального права, некоторые из них считают, что статья 132 не противоречит статье 12 Конституции РФ. Т.В. Приходько и О.В. Федорова в статье «Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года»6 указывают, что понятие «публичная власть» не опровергает сущность местного самоуправления. Они считают публичной ту власть, в компетенцию которой входит контроль за обществом и государством.

Некоторые ученые в области муниципального права считают, что в деятельности местного самоуправления важную роль играет публичная власть. Одной из них является И.А. Третьяк, преподаватель Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского. В научной статье «Тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы»7 И.А. Третьяк придерживается мнения о том, что название восьмой главы Конституции не соответствует ее содержанию, а именно является более узким, чем должно быть. Она предположила, что данная глава в последующей редакции должна называться «Публичная власть и местное самоуправление». И.А. Третьяк считает, что деятельность органов местного самоуправления контролируется государством и глобальные проблемы, возникшие на соответствующей территории, (например, стихийное бедствие экологическая катастрофа т т.п.) будут решаться на федеральном, а не на местном уровне, например войсками национальной гвардии8.

В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»9, развивающий поправки внесенные в Основной закон 2020 года. Данный законопроект включает в себя 89 статей. Необходимо отметить, что он не имеет своей целью создание новой модели местного самоуправления. Законопроект лишь поясняет и в некоторой степени дополняет 8 главу Конституции Российской Федерации.

Часть 1 статьи 38 законопроекта рассматривают случаи, согласно которым в компетенцию органов государственной власти субъектов

1 Европейская Хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Собрание законодательства Российской иФедерации от 7 сентября 1998 года

2 Денонсация международных договоров, заключенных между Российской Федерацией и Советом Европы / И. С. Назарова, Е. А. Севастьянова, К. В. Шевченко, В. М. Шеншин // Закон и право. - 2023. - № 7. - С. 81-84. - DOI 10.56539/20733313_2023_7_81. - EDN YKHYVO.

3 Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.

4 Советов, И. К. Публичная власть в России по Конституции 2020 года / И. К. Советов // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 3(87). - С. 43-52. - EDN PGKWID.

5 Кудашкин, А. В. Особенности организации взаимодействия органов внутренних дел МВД России, войск национальной гвардии и Вооруженных Сил Российской Федерации / А. В. Кудашкин, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2017. - № 3(236). - С. 16-22. - EDN YGWFPH.

6 Приходько, Т. В. Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года / Т. В. Приходько, О. В. Федорова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2021. - № 1. - С. 16-19. - DOI 10.18572/2072-4314-2021-1-16-19. - EDN MRQFWF.

7 Третьяк, И. А. Тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы / И. А. Третьяк // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 8. - С. 60-63. - DOI 10.18572/1812-3767-2021 -8-60-63. - EDN WKZOYB.

8 Шеншин, В. М. Войска национальной гвардии Российской Федерации как элемент механизма государства. Участие войск национальной гвардии в обеспечении экологической функции государства / В. М. Шеншин, Н. В. Зубарев // Мир юридической науки. - 2017. - № 10-11. - С. 15-26. - EDN QHGIOX.

9 Система обеспечения законодательной деятельностью [Электронный ресурс] // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (дата обращения 24.10.2023 г.

входят некоторые полномочия местного самоуправления. Это подтверждает наличие определенных ограничений в самостоятельности в решении вопросов местного самоуправления.

Законопроект разрабатывается для того, чтобы разрешить ситуацию, связанную с разграничением функций между местным самоуправлением и публичной властью. Таким образом, данный законопроект упорядочивает систему органов местного самоуправления, которые взаимодействуют с федеральными органами власти. Кроме того, важно отметить изменения, которые затронули территориальную организацию исследуемых органов Предлагаются следующие виды муниципальных образований: муниципальный округ, городской округ, и внутригородская территория.

В контексте исследования новой редакции 131 и 132 статей Основного закона, следует отметить, что в статью 131 были включены части 1.1 и 3. Кроме того, важно отметить поправки, которые коснулись статьи 131: теперь местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях виды которых устанавливаются федеральным законом, в отличии от прежней редакции, где но осуществлялось в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, из двухуровневой системы законодатель объединил все муниципальные образования в один муниципальный округ, т.е. создал одноуровневую систему местного самоуправления.

Более эффективной на наш взгляд все же является двухуровневая система местного самоуправления: районный и поселенческий уровни. В случае объединения муниципальных образований проблемы, возникающие в сельских поселениях, отойдут на второй план и не будут быстро решаться.

Кроме того, важно отметить урбанизацию городов, которая также в данной ситуации играет важную роль. В сельских поселениях чаще возникают вопросы, связанные с сельским хозяйством. А рост населения в городах не способствует развитию сельского хозяйства. Однако, несмотря на вышеперечисленные недостатки одноуровневой системы, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а именно статье 13, был разработан способ объединения муниципальных образований, который должен положительно повлиять на финансовую составляющую, то есть сократить расходы и увеличить тем самым доходы.

Данную точку зрения подтверждает Министерство финансов. Согласно статистике от 2021 года налоговые доходы на районном и поселенческом уровнях различаются. Чтобы предотвратить дальнейшее несоответствие, необходимо объединить вышеуказанные уровни в один.

По данному вопросу Верховный Суд РФ уже рассматривал дело1. Обратившиеся в суд считают, что объединение городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный нарушило их права, что местные органы власти не выражали инициативы по преобразованию данных округов, что мнение населения об объединении округов не учитывалось, что публичные слушания по данному вопросу были проведены с нарушениями. Однако Судебная коллегия по административным делам установила: публичные слушания проводились и в городском округе Балашиха, и в городском округе Железнодорожный; нарушения проведения публичного слушания по этому вопросу не влияет на судебное решение; выражение согласия населения не требовалось. Судебная коллегия определила оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.

Приведем ещё один пример из судебной практики. Гражданское дело2 [5] рассматривалось Верховным судом РФ. Обратившиеся в суд считают, что Закон о преобразовании городского округа Королев и Юбилейный должен быть признан недействительным, так как он не соответствует Конституции РФ. Однако Судебная коллегия по административным делам установила: установление на соответствии нормативных актов Конституции РФ не входит в компетенцию Верховного суда. Судебная коллегия определила оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.

Анализируя часть 1.1 статьи 131 Конституции РФ об участии в формировании органов местного самоуправления, можно сказать, что она, как и часть 3 статьи 132, не соответствует статье 12 Конституции РФ. Это доказывает подчинение местного самоуправления государственной власти. Также нельзя не сказать о том, что часть 1 и часть 1.1 статьи 131 в некоторой степени противопоставляются друг другу. Речь идет о самостоятельности, которая «ликвидируется» при условии действия части 1.1 статьи 131. Но важно отметить, что Конституционный Суд РФ рассматривал дело, связанное с соответствием поправок первой главе Основного закона, и вынес решение, что они не противоречат положениям данной главы, т.е. и статье 12, которая входит в 1 главу.

Поправки были введены и в часть 1 статьи 132: «органы местного самоуправления ... обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи» (кстати, данное полномочия у местной власти были закреплены еще и в Положении о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года). Одной из важнейших функций государства является медицинское обеспечение граждан. Она реализуется при взаимодействии государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Часть 2 статьи 132 Основного закона о наделении государственными полномочиями местного самоуправления не является нововведением, т.к. об этом говорится в ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Говоря о совершенствовании системы изучаемых органов, нельзя оставить без внимания мнения представителей научного сообщества в частности кандидата юридических наук И.А. Третьяк, говорит о том что «содержание 8 главы не соответствует ее названию, и, скорее всего, в последующей редакции глава будет называться не «Местное самоуправление», а «Публичная власть и местное самоуправление». Понятие «публичная власть» не является нововведением. Данное понятие фигурировало в деле о конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в

1Решение Верховного Суда: определение N 50-АПГ16-11 от 13.04.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция. [Электронный ресурс] // URL: https://www.zakonrf.info/suddoc/ (дата обращенрия 24.10.2023)

2 Решение Верховного Суда: определение N N 4-АПГ14-23. Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция. [Электронный ресурс] // URL: https://www.zakonrf.info/suddoc/ (дата обращения 24.10.2023)

Удмуртской Республике». Суть Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу выражается в следующем: «на уровне города районного подчинения, других городских и сельских поселений в районах, а также прочих городских поселениях публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти»1. То есть единая система публичной власти существовала еще до принятия поправок в Конституцию РФ в 2020 г. Как уже отмечалось выше, в системе органов местного самоуправления прослеживается развитие одноуровневой системы, т.е. объединение муниципальных образований в один муниципальный округ. Для этого потребуются изменения, как в праве, так и на практике. Что касается правовой системы, то важно отметить необходимость определения новых основ территориальной организации исследуемых органов.

Органы государственной власти и местного самоуправления не должны связывать исключительно вертикальные отношения. Конечно же, это касается не каждой сферы общественных отношений, а в большей степени, социальной. Основным понятием, которое отражается в Конституции РФ уже в самом начале 8 главы, а именно в части 1 статьи 130, является «самостоятельность». Большая часть статьи посвящена именно ей. Она заключается в возложении бремени последствий, вытекающих из принятых решений, на местное самоуправление. Под «самостоятельностью» понимается не только в принятии решения только населением определенного субъекта, но и в использовании исключительно или преимущественно собственных материальных средств, а также реализации нормативно-правовой базы, то есть местное самоуправление обязано действовать только на основании действующего в России законодательства... Самостоятельность органов местного самоуправления подразумевает принятие какого-либо решения самостоятельно. Однако некоторые ученые в области муниципального права, такие как И.А. Тре-тьяк2, И.В. Бабичев3 и иные авторы4, считают, что самостоятельность органов местного самоуправления ограничена. Их точка зрения подтверждается в Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Нельзя говорить о независимости местного самоуправления, основываясь только на том, что оно не входит в систему органов государственной власти. В первую очередь это отражается на местном бюджете. Понятие «единая система публичной власти»5, закрепленное в Конституции России, увеличило вероятность переплетения функций и вопросов взаимодействия местной власти и федеральных государственных органов6.

Конституционное преобразование в сфере местного самоуправления по убеждению большинства общественных деятелей, правоведов, представителей научного сообщества необходимый и своевременный шаг вперед в деле развития местного самоуправления в нашей стране. При этом следует учитывать всю серьезность проводимых преобразований и необходимость взвешенного подхода к реализации новелл Конституции Российской Федерации. Перспективы развития местного самоуправления в нашем государстве во многом зависят от того, каким образом конституционные поправки будут истолковываться в действующем законодательстве и реализовываться на практике.

Основная проблема будущих преобразований заключается во введение одноуровневой системы местного самоуправления, так как данный процесс коснется, прежде всего, финансовой системы. Налоговый доход может, как увеличиться, так и уменьшиться, что отразится в целом на жизнедеятельности населении муниципального образования и оказания ими социальных услуг, и особенно оказание медицинской помощи.

Библиография:

1. Бабичев И.В. «Нормы-принципы Европейской Хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления» // Журнал: Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 67-74.

2. Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.

3. Кудашкин, А. В. Особенности организации взаимодействия органов внутренних дел МВД России, войск национальной гвардии и Вооруженных Сил Российской Федерации / А. В. Кудашкин, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2017. - № 3(236). - С. 16-22. - EDN YGWFPH.

4. Кушнир, В. В. Поиск решения кадровых проблем муниципальной службы в РФ / В. В. Кушнир // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2013. - № 4. - С. 17-23. - EDN RFUNYF.

5. Денонсация международных договоров, заключенных между Российской Федерацией и Советом Европы / И. С. Назарова, Е. А. Севастьянова, К. В. Шевченко, В. М. Шеншин // Закон и право. - 2023. - № 7. - С. 81-84. - DOI 10.56539/20733313_2023_7_81. - EDN YKHYVO.

6. Приходько, Т. В. Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года / Т. В. Приходько, О. В. Федорова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2021. - № 1. - С. 16-19. - DOI 10.18572/2072-4314-2021 -1 -16-19. - EDN MRQFWF.

7. Советов, И. К. Публичная власть в России по Конституции 2020 года / И. К. Советов // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 3(87). - С. 43-52. - EDN PGKWID.

8. Третьяк, И. А. Тенденции развития местного самоуправления в свете конституционной реформы / И. А. Третьяк // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 8. - С. 60-63. - DOI 10.18572/1812-3767-2021-8-60-63. - EDN WKZOYB.

9. Шеншин, В. М. Войска национальной гвардии Российской Федерации как элемент механизма государства. Участие войск национальной гвардии в обеспечении экологической функции государства / В. М. Шеншин, Н. В. Зубарев // Мир юридической науки. - 2017. - № 10-11. - С. 15-26. - EDN QHGIOX.

10. Шеншин, В. М. О правовом регулировании дополнительных социальных гарантий и компенсаций в сфере денежного обеспечения, устанавливаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации / В. М. Шеншин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 8(224). - С. 82-85. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_82. - EDN PXSWGG.

1 Третьяк И.А. Там же. С. 60-63.

2 Шеншин, В. М. О роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и войск национальной гвардии Российской Федерации в реализации возложенных на них полномочий при объявлении мобилизации / В. М. Шеншин // Военное право. - 2022. - № 6(76). - С. 90-96. - EDN TWMSIR.

3 Бабичев И.В. «Нормы-принципы Европейской Хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления». Журнал: Конституционное и муниципальное право №6, 2018. С. 67-74.

4 Шеншин, В. М. О правовом регулировании дополнительных социальных гарантий и компенсаций в сфере денежного обеспечения, устанавливаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации / В. М. Шеншин // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 8(224). - С. 82-85. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_82. - EDN PXSWGG.

5 Шеншин, В. М. Особенности взаимодействия МЧС России и органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций / В. М. Шеншин, Н. М. Силуянова // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года / Сост.: А.В. Зыков, Н.В. Федорова, О.Е. Евсеева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. - С. 141-145. - EDN IBAGYU.

6 Шеншин, В. М. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления дополнительных социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей / В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 5(298). - С. 45-53. - EDN TYJRVW.

11. Шеншин, В. М. О роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и войск национальной гвардии Российской Федерации в реализации возложенных на них полномочий при объявлении мобилизации / В. М. Шеншин // Военное право. - 2022. - № 6(76).

- С. 90-96. - EDN TWMSIR.

12. Шеншин, В. М. Особенности взаимодействия МЧС России и органов местного самоуправления в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций / В. М. Шеншин, Н. М. Силуянова // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года / Сост.: А.В. Зыков, Н.В. Федорова, О.Е. Евсеева. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. - С. 141-145. - EDN IBAGYU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шеншин, В. М. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления дополнительных социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей / В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 5(298). - С. 45-53. - EDN TYJRVW.

References:

1. Babichev I.V. "Norms-principles of the European Charter of Local Self-Government as an integral part of the legal doctrine of the Russian model of local self-government" // Journal: Constitutional and Municipal Law. 2018. No. 6. pp. 67-74.

2. Grigonis, V. P. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state / V. P. Grigonis, N. Y. Nemova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 39-44. - EDN KEWNXE.

3. Kudashkin, A.V. Features of the organization of interaction between the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the National Guard troops and the Armed Forces of the Russian Federation / A.V. Kudashkin, V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2017. - № 3(236). - Pp. 16-22. - EDN YGWFPH.

4. Kushnir, V. V. Search for solutions to personnel problems of municipal service in the Russian Federation / V. V. Kushnir // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science. - 2013. - No. 4. - pp. 17-23. - EDN RFUNYF.

5. Denunciation of international treaties concluded between the Russian Federation and the Council of Europe / I. S. Nazarova, E. A. Sevastyanova, K. V. Shevchenko, V. M. Shenshin // Law and Law. - 2023. - No. 7. - pp. 81-84. - DOI 10.56539/20733313_2023_7_81. - EDN YKHYVO.

6. Prikhodko, T. V. Local self-government in the context of amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020 / T. V. Prikhodko, O. V. Fedorova // Municipal service: legal issues. - 2021. - No. 1. - pp. 16-19. - DOI 10.18572/2072-4314-2021-1-16-19. - EDN MRQFWF.

7. Sovetov, I. K. Public power in Russia according to the Constitution of 2020 / I. K. Sovetov // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. - 2020. - № 3(87). - Pp. 43-52.

- EDN PGKWID.

8. Tretyak, I. A. Trends in the development of local self-government in the light of constitutional reform / I. A. Tretyak // Constitutional and municipal law. - 2021. - No. 8.

- pp. 60-63. - DOI 10.18572/1812-3767-2021 -8-60-63. - EDN WKZOYB.

9. Shenshin, V. M. Troops of the National Guard of the Russian Federation as an element of the mechanism of the state. Participation of the National Guard troops in ensuring the ecological function of the state / V. M. Shenshin, N. V. Zubarev // The world of legal science. - 2017. - No. 10-11. - pp. 15-26. - EDN QHGIOX.

10. Shenshin, V. M. On the legal regulation of additional social guarantees and compensations in the field of monetary security established by the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies to military personnel of the National Guard of the Russian Federation / V. M. Shenshin // Law and the state: theory and practice. -2023. - № 8(224). - Pp. 82-85. - DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_82. - EDN PXSWGG.

11. Shenshin, V. M. On the role of state authorities of the subjects of the Russian Federation, local governments and troops of the National Guard of the Russian Federation in the implementation of their powers when declaring mobilization / V. M. Shenshin // Military law. - 2022. - № 6(76). - Pp. 90-96. - EDN TWMSIR.

12. Shenshin, V. M. Features of interaction between the Ministry of Emergency Situations of Russia and local governments in the field of protection of the population from emergency situations / V. M. Shenshin, N. M. Siluyanova // Fire safety: modern challenges. Problems and solutions : Materials of the Al l-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 22, 2021 / Comp.: A.V. Zykov, N.V. Fedorova, O.E. Evseeva. St. Petersburg: St. Petersburg University of the State Fire Protection Service of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Disaster Response of the Russian Federation, 2021. - pp. 141-145. - EDN IBAGYU.

13. Shenshin, V. M. Establishment by state authorities of the subjects of the Russian Federation, local self-government bodies of additional social guarantees and compensations to military personnel, citizens of the Russian Federation discharged from military service, and members of their families / V. M. Shenshin, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2022. - № 5(298). - Pp. 45-53. - EDN TYJRVW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.