ЭКСПЕРИМЕНТАЛДЫК-КЛИНИКАЛЫК ЗЕТТЕУЛЕР
К.К. АМАНДЫКОВА
МЕСТНАЯ АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ СИНУСИТАХ
Медико-профилактический центр «Мунайшы», Жанаозен
Актуальность. Рост воспалительных поражений околоносовых пазух и снижение эффективности лечения в первую очередь связаны с повышением аллергического фона населения, снижением специфической и неспецифической резистентности организма, повышением частоты эпидемий гриппа, вирулентностью патогенной микрофлоры, появлением резистентных штаммов в результате несвоевременного прекращения лечения, массового неконтролируемого применения антибиотиков [2, 4]. Важно подчеркнуть не только медико-биологическую, но и социально-экономическую значимость данной проблемы. Симптомы риносинусита влияют на качество жизни пациента. Лечение больных с воспалительными заболеваниями слизистой оболочки полости носа, в особенности хроническими, стало достаточно сложным. Ученые стран Запада придерживаются мнения о системном применении антибиотикотерапии как средства первого ряда выбора при остром синусите [6]. В нашей стране в последние годы дискутируется рациональность назначения при остром хроническом риносинусите и его обострении антибактериальной терапии системно [1,3,5]. Аргументами против н а з н а ч е н и я э м п и р и ч е с к о й с и с т е м н о й антибактериальной терапии являются широкая распространенность устойчивых штаммов, невозможность их быстрой идентификации, все возрастающий риск развития побочных реакций, в том числе аллергических, трудность проведения дифференциального диагноза между бактериальной и вирусной природой заболевания, увеличивающееся количество грибковых синуситов и, наконец, высокая стоимость препаратов [3]. Исследования, выполненные И.Е. Ельковым и А. А. Хабаровым (1991), показали, что при воспалении поступление лекарственного вещества из кровяного русла в слизистую оболочку носа и околоносовых пазух резко снижается. Причиной является высокое внутритканевое давление, при котором происходит сдавление капилляров, снижение кровотока и фильтрации. Поэтому оптимальное лечебное воздействие препарата достигается при его введении непосредственно в очаг воспаления. Наиболее часто из местных методов воздействия используются: промывание полости носа, пункция и орошение синуса, носовые капли и аэрозоли, метод перемещения по Proetz, метод YAMIK[2]. При этом применяемый препарат должен воздействовать на основные бактериальные штаммы, которые в последние годы претерпели значительные изменения. У большинства больных преобладает полифлора. Необходимо внедрение в клиническую практику лекарственных препаратов, с одной стороны, максимально широкого антимикробного спектра действия, с другой - которые бы могли быть применены местно. К сожалению, отсутствует официальное разрешение для применения антибиотиков в растворе для воздействия на слизистую оболочку полости носа и параназальных синусов. Однако на практике и в литературе имеется огромное количество работ,
посвященных использованию антибиотиков местно с положительным результатом. Одними из антибиотиков, обладающих широким антимикробным спектром, являются аминогликозиды. В оториноларингологии аминогликозидные антибиотики применяются редко из-за их потенциальной ототоксичности. Однако в настоящее время появилась уникальная возможность использовать весь потенциал аминогликозидных антибиотиков и в то же время не опасаться их ототоксического действия, так как ряд препаратов вводится не системно, а исключительно местно. Низкая системная адсорбция препарата полностью исключает ототоксическое действие. К таким препаратам относится препарат для местного применения в виде назального спрея, содержащий в своем составе антибиотики разных классов неомицин и полимиксин, кортикостероидный препарат дексаметазон и сосудосуживающий препарат фенилэфрин. Терапевтическое действие назального спрея обусловлено противомикробным действием антибиотиков двух различных групп, перекрывающих по своему спектру действия все основные возбудители заболеваний полости носа, носоглотки и околоносовых пазух, противовоспалительным эффектом дексаметазона на слизистую оболочку полости носа, а также сосудосуживающим действием фенилэфрина, уменьшающим отек слизистой оболочки как полости носа, так и носоглотки. Данный препарат рекомендуют распылять в полости носа. Однако состав препарата и его действие заставляют задуматься о возможности его применения введением в околоносовые пазухи. Дозы неомицина сульфата (6500 ед) и доза полимиксина В сульфата (10000 ед), содержащиеся в 1 мл раствора препарата намного ниже дозы, разрешенной для введения внутрь (для неомицина— 500000 ЕД, полимиксина В - 24000 ЕД/кг) (В.Н. Коваленко, А.П. Викторова (1999). При этом надо учесть, что кровоснабжение слизистой оболочки верхнечелюстных пазух и всасывательная способность значительно менее интенсивны, чем слизистой оболочки кишечника. Доза дексаметазона в 1 мл - 0,25мг (терапевтическая суточная 10-15 мг). Доза фенилэфрина в 1 мл - 2,5 мг (разрешенная суточная доза для внутримышечной инъекции — 100 мг). Таким образом, возможно применение этого препарата путем введения в верхнечелюстную пазуху без какого-либо токсического действия на организм.
Цель исследования. Целью настоящего исследования явилась оценка клинической эффективности препарата для местного применения при лечении обострения хронического гнойного верхнечелюстного синусита.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели было проведено комплексное обследование и лечение 57 больных с обострением хронического гнойного верхнечелюстного синусита в возрасте от 18 до 50 лет. Диагноз ставился на основании данных анамнеза (пациенты ранее лечились в стационарах 2 и более раз по поводу верхнечелюстного синусита), жалоб (местных:
14 Батыс Казахстан медицина журналы №1 (33) 2012 ж. /. „ _ _ " „
_!_ _^ Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (33) 2012 г.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рисунок 1
120 — 83,3 87,5 7П Я
г" /<
80 —
40 —
0 /
| 1 группа 2 группа контрольная группа
Результаты лечения (отличные, %)
затруднение носового дыхания, гнойное отделяемое, нарушение обоняния, головные и лицевые боли; общих: длительный, упорный кашель, усиливающийся при пробуждении, гнусавость, быстрая утомляемость, длительный субфебрилитет), эндоскопических данных (наличие в среднем носовом ходе гнойной полоски,) рентгенологических данных (затемнение тотальное - у 48 чел. и частичное - у 9 чел.). Больным, имеющим выраженные изменения архитектоники полости носа, приводящие к развитию риносинусита (деформации перегородки носа: наличие гребней, шипов, аномалии строения и положения средней носовой раковины, крючковидного отростка, решетчатой буллы и др.), подбирался индивидуальный лечебный алгоритм и проводилась хирургическая коррекция. С соблюдением принципа рандомизации сформированы три группы:
1 (исследуемая) группа (24чел) - больные, в комплекс лечения которых включали введение в пазухи препарата для местного применения (предварительно 1,0 мл разводили в 5 мл физиологического раствора) и местно распыляли данный препарат в полости носа 2 раза в день. Системно антибактериальную терапию не назначали.
2 (исследуемая) группа (16 чел) - больные, в комплексном лечении которых дополнительно к стандартной терапии проводили пункции верхнечелюстных пазух с последующим введением препарата для местного применения.
3 (контрольная) группа (17 чел) - больные, получавшие стандартное лечение: системную эмпирическую антибактериальную терапию, сосудосуживающие препараты, муколитики, дренирование верхнечелюстных пазух пункцией с последующим промыванием физиологическим раствором.
Результаты исследования и их обсуждение.
Оценку клинической эффективности проводили на основании клинических данных (динамики таких показателей, как головная боль, затруднение носового дыхания, количество отделяемого из носа, отек слизистой оболочки, ее гиперемия и инфильтрация, позволяющих оценить сравнительную эффективность
Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (33) 2012 г.
лечения в исследуемой и контрольной группах. Оценку проводили по 10 балльной визуальной шкале на 7,14 день лечения и через 6 месяцев, через 1 год и через 1,5 года. За 0 принимали отсутствие данного симптома, за 10 баллов - его максимальное проявление. Оценивали динамику показателей в анализе периферической крови (при поступлении отмечался лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево). Все больные отмечали хорошую переносимость препарата, каких-либо неприятных ощущений и раздражения слизистой оболочки полости носа и глотки не испытывали. Положительные результаты получены во всех группах. Анализ динамики субъективных признаков заболевания в процессе лечения показал, что уже в первые 7 дней наблюдали значительный регресс заболевания, при этом быстрее других регрессировала головная боль, дольше всего сохранялось нарушение обоняния. Наиболее выраженной была динамика этих показателей у больных 1 группы — у 20 человек (83,3%) и 2 группы - у 13 (81,6%), в 3 группе - у 11 (64,7%). Ринорея исчезла в 1 группе — у 10 (41,7%), во 2 группе - у 7(43,7%), в 3 группе - у 5 (29,4%). При риноскопии на 7 день отмечалась положительная динамика во всех трех группах: уменьшилась отечность слизистой оболочки полости носа, уменьшилось количество отделяемого. При повторном обследовании на 14 день и 21 день регресс патологических признаков в группах оказался более значительным. Уже на 7 сутки во всех группах пациентов нормализовались показатели в анализах периферической крови. У большинства больных исследуемых и контрольной групп получены отличные и хорошие результаты. Отличные результаты достигнуты в 1 группе - у 20 (83,3%), во 2 - у 14 (87,5%) и в 3 - у 12 (70,5%) человек (рисунок 1).
При катанамнестическом наблюдении в течение 1,5 лет у больных исследуемых групп не отмечено ни одного рецидива. У больных контрольной группы рецидив отмечен у 3 (17,6%) человек.
Таким образом, эффективным является лечение во всех изучаемых группах больных. Клиническая эффективность проводимой терапии в 1 и 2 исследуемых группах примерно одинаковая и выше, чем
Батыс Цазацстан медицина журналы №1 (33) 2012 ж. 15
ЭКСПЕРИМЕНТАЛДЫК-КЛИНИКАЛЫК ЗЕТТЕУЛЕР
в контрольной группе. Это позволяет предположить, что можно не назначать системную эмпирическую антибактериальную терапию больным с обострением хронического гнойного верхнечелюстного синусита, а проводить местную терапию, включающую пункции верхнечелюстных пазух с введением препарата в виде назального спрея для местного применения с содержанием неомицина, полимиксина, дексаметазона и фенилэфрина. Также можно сделать вывод, что применение препарата в виде назального спрея и внутрипазушно позволяет добиться выраженного, стойкого клинического эффекта, подтвержденного катанамнестически, что свидетельствует о его высокой терапевтической эффективности и позволяет рекомендовать его для широкого применения в комплексном лечении обострения гнойного хронического синусита.
Список литературы:
1.B.C. Козлов Местная антимикробная и противовоспалительная терапия риносинуитов/ B.C. КозловИ Мат. международного конгресса «Инфекция и аллергия носа». - Ярославль, 2001.-С. 37-39.
2.B.C. Козлов. Синуситы: современный взгляд на проблему/B.C. Козлов, В.В. Шиленкова, А.А. Шиленков//Consiliummedicum.-2003.-T5, №4.-С. 212-219.
3.А.С. Лопатин. Острый риносинусит: нужна ли системная антибактериальная терапия / А.С. Лопатин // Мат. международного конгресса «Инфекция и аллергия носа». - Ярославль, 2001.-С. 37-39.
4.В.Т. Пальчун. Синусит / В.Т. Пальчун. Л.А. Лучихин.-М.:Здоровье, 2001.-Т 1.-75 с.
5.Г.З. Пискунов. Клиническая ринология / Г.З. Пискунов, С.З. Пискунов.-М.: Миклош, 2002.-390 с.
ТYЙIН
К.К. АМАНДЫКОВА
СИНУСИТТЕРДЩ ЖЕРГ1Л1КТ1 АНТИБАКТЕРИАЛДЫК ТЕРАПИЯСЫ
«Мунайшы» медико-профилактикальщ орталыгы, Жанаезен
Бул ма^алада созылмалы Yстiнгi жа^тын iрiндi синуситтiн кYшеюiмен 57 нау^асты жергiлiктi эсер ететш препаратпен емдеу нэтижелерi талданган. Зерттеу ^орытындысы бойынша, созылмалы Yстiнгi жа^тын iрiндi синуситтiн кYшею кезенiнде жерплкт эсер ететiн препараттын ^олданылуы аныщ белгiленген, тура^ты клиникалыщ нэтиже бередк
SUMMARY
K.K. AMAN DYKOVA LOCAL ANTIBIOTIC THERAPY IN THE SINUSITIS
"Munaishy" the medical preventive center, Zhanaozen
This article analyzes the results of treatment of 57 people with complication of chronic suppurative upper jaws sinusitis with local effects of the drug. According to the study, the use of local antibiotic therapy in complication of chronic upper jaw sinusitis allows to achieve persistent clinical effects. It is important to underline not only medical biological but social-economical meaning in this problem. Treatment of patient inflammatory diseases of the nasal mucosa, especially chronic, has become quite complicated. Western scientists keep the opinion of a systemic application of antibiotics as first-line choice for acute sinusitis.
А.З. КАНТУРИНОВА, М.К. ТУЛИНА, Л.Б. ЖЕТПИСОВА
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТОПРЕПАРАТА «ШУКУР МАЙ» В КЛИНИКЕ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Западно - Казахстанский государственный университет им. Марата Оспанова, Актобе,
ЦРБ Хромтау
Актуальность. Повышенный интерес к лекарственным средствам растительного происхождения обусловлен их мягким и постепенным развитием лечебного эффекта, комплексным воздействием на организм, отсутствием побочных эффектов [1]. На настоящем этапе развития фармакотерапии невозможно думать, что л екарственн ы е растен и я м огут замен ять высокоэффективные лекарственные препараты, которыми располагает медицина для борьбы с большинством заболеваний. Наряду с этим, в некоторых случаях у фитотерапии имеются определенные преимущества перед применением сильно и быстро действующих современных лекарственных средств. Продуцируемые в растениях биологически активные вещества являются продуктами
метаболизма в живом организме, значительная часть этих продуктов более естественно включается в биохимические процессы в организме человека, чем химически чуждые ему синтетические средства. Поэтому можно предполагать, что комплексная терапия заболеваний желудочно-кишечного тракта, дополненная препаратами растительного происхождения, повысит эффективность терапии, предупредит переход заболевания в хроническую форму, ослабит побочные действия лекарств синтетической природы.
Фитопрепараты в клинике желудочно-кишечных заболеваний имеют широкий фармакологический спектр: антибактериальный, репаративный, противовоспалительный, обезболивающий, спазмолитический, желчегонный, послабляющий и целый ряд других эффектов [3].
16 Батыс Казахстан медицина журналы №1 (33) 2012ж. /. „ _ _ " „
_!_ _^ Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (33) 2012 г.