07.00.00.ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ О7.ОО.ОО.ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 07.00.00.HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY
07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. NATIVE HISTORY
УДК 389.1 (091) (574/575) М.Ш.ХОЛОВ
ББК 30.10+63.2 (2 Т)
МЕРЫ ВРЕМЕНИ ТАДЖИКОВ ДОЛИНЫ РЕКИ СОХ В XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Небольшая историко-географическая справка. Долина реки Сох расположена в юго-западной части Ферганской котловины. В XIX-начале XX вв. территория Соха составляла, в основном, территорию, населенную таджиками Сохского бекства Кокандского ханства (4,13).
Территория Соха делится по природно-климатическим условиям и направлению хозяйства на три зоны: центральную (предгорная и межгорная), южную (горы) и северную (равнинная). Центральный и южный Сох не только в историко-географическом, но и в хозяйственно-культурном отношении являлся особым районом развитого орошаемого земледелия, промыслов и торговли.
Территория, заселенная таджиками, находится в предгорной и горной местности. Центр ее-кишлак Калъаи Боло (ныне кишлак Равон) расположен на высоте 2126 м над уровнем моря. Группа кишлаков центрального Соха для удобства объединены под названием Сох, а селения юго-западной, горной части, населявшейся переселенцами, объединены под названием Хушёр.
Климат в Сохе более прохладный, чем в других местах Ферганской области. Зима суровая, длится с октября до марта, почти полгода. Таяние снега начинается в марте. Особенно жарко в Сохе бывает 2-2,5 месяца, с конца июня до конца августа, когда температура достигает 25-30 °С.
Ценные сведения по истории средневекового Соха приводятся в трудах арабских географов X века (Истахри, Ибн-Хаукаль, Макдиси), в сочинении анонимного автора «Худуд-ул-олам» и у Захириддина Бабура - «Бабурнаме» (XVI в.).
Наиболее полные сведения о городе Сох приводит Истахри, указавший, что он находился вблизи Исфаринского округа и объединял вокруг себя 60 кишлаков, делившихся на несколько самостоятельных округов (3,531).
Бабур назвал Сох и Хушёр городами вилоята, центром которого была Исфара. К исфаринскому вилояту он отнес также верховья Соха: «Исфара-гористая область из четырех булуков. Один называется Исфара, другой - Варух, третий-Сух и четвертый-Хушьёр».Бабур отмечает, что население Соха составляют сплошь «... сарты, говорящие на фарси» (2,19).
В XVII-XVШ векав, когда Средняя Азия была политически раздроблена, Сох выделялся в независимое бекство, в конце XVIII века вошедшее в состав Кокандского ханства, под эгидой которого оно находилось вплоть до 1876 года, т.е. до присоединения ханства к России.
Народный календарь и счет времени. Основным занятием населения Соха было земледелие и скотоводство. Как и другие земледельческие народы, население Соха в течение многих веков вело наблюдение над явлениями природы, определяло сроки сельскохозяйственных работ и фиксировало свои наблюдения в традиционном земледельческом календаре.
Населению Соха было известно несколько видов календаря: солнечный-^исоби шамсй, лунный - %исоби цамарй, тюрко-монгольское исчисление по двенадцатилетнему животному циклу-мучал и счета времени по частям тела человека-^исоби мардй.
а) солнечный календарь - %исоби шамси. Население Соха пользовалось солнечным календарем -%исоби шамси чаще, чем мусульманским лунным-^исоби цамарй, с традиционными для всей Средней Азии названиями месяцев (9,10-12;10,116-120) (См.таблица 1).
№ мес яца Арабские названия знаков Зодиака Сохские таджикские названия знаков Зодиака Персидские названия месяцев солнечного календаря Русские названия знаков Зодиака Начало и конец месяца по григорианскому календарю
1 Хамал Барра Фарвардин Овен 22.03 - 21.04
2 Савр Гусола Урдибиуишт Телец 22.04 - 22.05
3 Чавзо Дугона Хурдод Близнецы 23.05 - 23.06
4 Саратон Харчанг Тир Рак 24.06 - 24.07
5 Асад Шер Мурдод Лев 25.07 - 24.08
6 Сунбула Хушаи гандум Шауривар Дева 25.08 - 24.09
7 Мизон Тарозу Меур Весы 25.09 - 24.10
8 Ацраб Каждум Обон Скорпион 25.10 - 23.11
9 Кавс Камон Озар Стрелец 24.11 - 22.12
10 Чад Бузгола Дай Козерог 23.12 - 20.01
11 Далв Чом Бауман Водолей 21.01 - 19.02
12 Хут Моуи Исфанд Рыбы 20.02 - 21.03
Итого:365 дней
Таблица 1.Традиционный солнечный календарь.
Солнечный год начинался с месяца Хамал (Фарвардин), первый день которого совпадает с днем весеннего равноденствия - 21 или 22 марта. Поэтому начало этого месяца с глубокой древности считали началом Нового года-Навруз и началом полевых работ.Празднование Навруза зафиксировано не только в Сохе, но и в других местах Ферганской долины - в Аште,Исфаре, Риштане, Чусте и Касане.
Счет времени в Сохе вели специальные лица-«уисобдон» («знающие счет»), т.е. местные ученые (астрономы, астрологи),которые пользовались большим уважением и почетом. Они также определяли «рузи бахайр» («благополучный день») для семейных праздников и свадеб, начала посева, жатвы и других сельскохозяйственных работ.
Для определения порядка месяцев солнечного календаря, население пользовалось следующим стихотворением, записанным со слов информатора-«уисобдона» Кори Рахматулло Низомиддинова (4,82):
Зи Фарвардин чу бигзаштй, мауи Урдубиуишт ояд, Бидон Хурдоду Тир в-он гау Мурдодат уамеояд. Пас аз Шауривару Меуру Обону Озар Дай дон, Ки бар Бауман цуз Исфандормуз мауе наафзояд.
Перевод на русский:
Когда ты прошел Фарвардин приходит месяц Урдубихишт, Отложи Хурдод и Тир, и тогда наступит Мурдод. За ними, знай, идут Шахривар, Мехр, Обон, Озар и Дай, За Бахманом кроме Исфандормуза другого месяца нет.
Наряду с использованием солнечного календаря, год делился на четыре времени:весна-«бауор» (к. Линбург), «бууор» (к. Сариканда), лето - «гармо», осень - «тирмо», зима - «сармо» (к. Хушьёр).
б) мусульманский лунный календарь--х,исоби щмарй. Мусульманский лунный календарь-уисоби цамарй получил широкое распространение в Средней Азии после завоевания ее арабами. Лунный год состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней (9, 8-10;10,111-116):
№ Месяц Кол-во дней № Месяц Кол-во дней
1. Мууаррам 30 7. Рацаб 30
2. Сафар 29 8. Шаъбон 29
3. Раби-ул -аввал 30 9. Рамазон 30
4. Раби-ус -сони 29 10. Шаввол 29
5. Чумоди-ул- аввал 30 11. Зулцаъда 30
6. Чумоди-ул -охир 29 12. Зулуицца 29
Итого:354 дней
Таблица 2. Мусульманский лунний календарь
Лунный календарь не имел широкого распространения среди основной массы населения Соха, он использовался преимущественно духовенством, а также чиновниками в переписке и канцелярской работе. В народе, в основном, пользовались известностью только месяцы, связанные с религиозными мусульманскими праздниками (Иди Рамазон, Иди Курбон) и религиозной обрядностью (Сафар, Рацаб, Шаъбон, Рамазон, Зулущца).
в) тюрко-монгольское летоисчисление по двенадцатилетним циклам - мучал.В Сохе, как и во всей Средней Азии, было широко распространено исчисление по двенадцатилетнему животному циклу, которое называлось мучал (6, 173; 9,14-16;10,120-121):
Русское название месяца Таджикское название месяца Русское название месяца Таджикское название месяца
Мышь Муш Лошадь Асп
Корова Бацар Овца Гуспанд
Барс Паланг Обезьяна Маймун, Хамдуна
Заяц Харгуш, Заргуш Курица Муре
Кит Науанг Собака Саг, Вафодор
Змея Мор Свинья Хук, Хубон
Таблица З.Двенадцатилетний животный цикл леточисления (мучал)
Население Соха годы этого цикла разделяло на счастливые и несчастливые, и человеку приписывали некоторые признаки и свойства, характерные для того животного, в год которого он родился (4, 83).
г) календарный счет времени по частям тела человека - %исоби марди.О древнем календарном счете по частям человеческого тела - %исоби марди таджиков Каратегина, Дарваза и Западного Памира, подробно рассказано в работах Н.А. Кислякова и А.К. Писарчик, М. Н. Рахимова, М.С. Андреева (1, 153-156; 7, 150-156; 8, 186-194). Считалось, что этот своеобразный календарь использовали только таджики Каратегина, Дарваза, Западного Памира, афганского Бадахшана и Нуристана, пакистанского Читрала и некоторых районов Гиндукуша.
У. Джахонов показал, что таджики Соха тоже пользовались этим календарем, и он здесь назывался уисоби марди, т.е. «счет по мужчине». Примечательно, что его знали не только сохские каратегинцы, но и исконные жители Соха (4,83). Сох - это первое место к северу от Каратегина, Дарваза и Припамирья, где зарегистрировано бытование такого календарного счета.
Характерной особенностью этого счета является представление о том, что движение Солнца распадается на периоды, называемые по частям человеческого тела. Каждый период имеет характерные особенности и связан с изменением природы, с началом и концом хозяйственных работ и др.
Счет времени по частям тела человека, записанный в кишлаках Сариканда и Калъа следующий:
нохунак («ногти ноги») - 7 дней; начало зимы, с наступлением этого периода в Сохе начиналась чилла («сорокадневка);
руи по («подъем ноги») - 7 дней; наступают холода, прилетают грачи; иликак («мозговая кость ноги») - 7 дней; очень холодно; ошицак («щиколотка») - 7 дней; зонияк («колено») -7 дней;
сони гафс («толстая ляжка») - 8 дней; почва прогревается и разбухает, можно приступать к ее разработке;
нозуки («половой орган»); ишкам, руда («живот, кишки»);
сандуци дил («грудь») - этот период в кишлаках Сариканда, Хушьёр, Пидиргон, Демурсат, Янгиарык считали холодным, в это время часто шли дожди, иногда мокрый снег, после этого наблюдалось потепление;
гарданак («шея») - 30 дней (15 дней - Джавзо, 15 дней - Саратон);
цоциру («скулы») - в кишлаках Туль, Калача, Газнау в это время начиналась жатва и поспевала черешня;
мийи сар («мозг головы») - жарко; в это время местами поспевали плоды дерева тутового (шелковица), и в народе говорили: «мийи хар мецушад», т.е. «от жары закипает мозг осла»; пушти гардан, пушти сар (« затылок») - жарко; тахтапушт («спина», «хребет») - наступает месяц Сунбула; таги зону («подколенки») - наступают холода;
таги цоци по («сухожилие ноги») - холод;
куни по («пятка») - холод;
кафи по («подошва ноги») - холод.
После этого периода счет идет обратно, т.е. с кафи по («подошва ноги») к нохунак «ногтей ног». По этому счету год состоит из двух циклов (с ногтей до мозга и обратно). После окончания мусульманского солнечного месяца Кавс (т.е. со дня зимнего солнцестояния), наступал сорокадневный зимний период - чиллаи калон («большая чилля»). После этого наступал двадцатидневный период - чиллаи хурд или чиллача («малая чилля»). Этот период в Сохе считался самым холодным периодом года. Об этом периоде в народе была широко распространена следующая поговорка: «Хуб ояд - Хут, бад ояд - ют, аумон, даумон, буза куш, меха суз», т.е. «когда станет хорошо, тогда наступает месяц Хут, а если будет плохо, то настанет ют, Ах,мон, Даумон (т.е. Бахман, Даймох), убей козу, жги остатки дров (буквально деревянные колья)»(5)1. После этих двух периодов большой и малой чилли, наступал восемнадцатидневный период, называемый уаждауи бузкуш («восемнадцатидневье убивающее коз») и двенадцатидневный период дувоздауи кабкрав («двенадцатидневье хода куропаток») (1,171 ;8,189). После их окончания наступала весна. В народе говорили: «Сади пок шуд, киштукор сар шуд» т.е. «Завершилась чистая сотня, начались сельскохозяйственные работы».
д) определение времени дня по движению Солнца. В старину из-за отсутствия часов существовали более десятка основных определений времени дня по положению Солнца на небе и множество дополнительных определений. У сохцев отмечались следующие периоды времени суток (4,84-85):
ситораи зардак («звезда желтенькая») - предрассветное время; мургчики («крик петуха») - звезды еще есть, но небо светает; субуидам («рассвет») - звезды исчезли, но еще не совсем рассвело; кали азон («начало азана») - раннее утро, небо на востоке посветлело;
вацти намоз («время первой утренней молитвы») - звезды исчезли, но утренней зари еще нет; вацти сауар («светлое раннее утро») - появление утренней зари; офтоббаро («восход солнца») - появление солнца на вершинах дальних гор; вацти ноништа («время завтрака»);
чошки - конец первой четверти дня, восход солнца в долине; чошки калон - солнце прошло около двух третей пути к зениту;
нисфи руз («полдень») - солнце в зените. Это время определяется тюбетейкой, положенной на землю и не дающей тени;
вацти пешин - солнце прошло после полудня треть пути к закату; намоздигар - время намаза, совершаемого между полуднем и заходом солнца; офтобшин - солнце прикоснулось к горе, за которую закатывается; бегони (бегоуи) - тень начинает покрывать долину, закат солнца;
намошом (намози шом) («сумерки») - время молитвы, совершаемой сразу после захода солнца;
вацти говгум («время, когда теряются коровы») - наступление темноты, вечер;
хуфтан - поздний вечер, время пятого, последнего намаза, совершаемого перед сном;
вацти хоб - время сна;
шаб - ночь;
нисфи шаб - полночь;
бевацтии шаб - поздняя ночь;
вацти хоби ширин («время сладкого сна») - перед рассветом.
Дневное время определяли по тени скал, больших камней, деревьев, домов, а также посоха и по тени самого человека (7,160-161). Благодаря всему этому сохцы, не имевшие часов, были в состоянии определять время сравнительно точно.
е) фенологические наблюдения. Помимо того, в Сохе существовало много всяких примеров фенологического характера, по которым определяли наступление того или иного периода или времени года (4,85-86).
Так, прилет зогчаи кабутак («сизоворонка») в те места, где виноградник на зиму покрывался, служил приметой конца утренних заморозков, можно было открывать виноградники.
1 По данным В.П. Наливкина, такие периоды существовали и в календаре тюркских народов: «...по окончании зимы следует 10 дней, называемых туземцами как время течки волков, лисиц, 10 дней течки, называемых - Ахмон, 10 дней - Дахмон и 10 дней течки кошек, после которого наступает весна».
Появление птицы сава («чиж») и попушак («удод») означало наступление весны. В это время земледельцы начинали готовиться к посевным работам, а некоторые - к обработке почвы.
Вслед за этими птицами, примерно в начале марта, прилетали цалдиргоч или баргок («ласточка»). С их появлением можно было высеять ранние культуры, если позволяли погодные условия. В конце марта - начале апреля прилетали залгам («иволга»), гуррак («лесная горлинка») и цалдиргочи хурд («ласточка-касатка»). В это время земледельцы приступали к севу ранних культур. В середине апреля появлялся тутпухт («удод») и тамонсурхак или эзорсурхак («дятел»), предвещая наступление лета и окончание посевных работ. Кроме того, когда птица тутпухт переставала издавать свой крик, сохцы прекращали сев технических и зерновых культур, зная, что после этого урожай не удастся.
Первый осенний месяц солнечного календаря - Мизон, в Сохе начинался 11 сентября. С его наступлением прилетали суфитургай («степной жаворонок») и циргияк («грач»), начинали дуть прохладные ветра и выпадали дожди. В начале месяца Щавс появлялась алоцарга («ворона») и зогча («галка»). Данный период характеризуется сильными холодными ветрами, когда птицы покидают эти края. В это время в последний раз сеяли репу и редьку. Осенний перелет журавлей -«турна» предвещал о наступлении первых заморозков.
Таким образом, народный календарь и счет времени в XIX-начале XX вв. являлись основными элементами повседневной жизни, быта и хозяйственной деятельности таджиков Соха.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев,М.С.Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи):в 2т./М.С.Андреев.-Сталинабад,1958.-526 с.-1т.
2. Бабур,З.Бабур-наме/З.Бабур.-Ташкент,1982.-256 с.-2 кн.
3. Бартольд, В.В. Сочинения: в 9 т.Фергана/В.В.Бартольд-М.:Наука,1965.-712 с.-3т.
4. Джахонов,У.Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX-начале XXвв./У. Джахонов.-Душанбе:Дониш,1989.-216 с.
5. Наливкин,В.П.Очерки земледелия в Наманганском уезде/В.П.Наливкин// Туркестанские ведомости.-1880.- № 15.
6. Писарчик,А.К.Таблицы двенадцатилетнего животного цикла с приведением соответствующих им годов современного летоисчисления/Материалы ЮТАКЭ-Вып.1-Ашхабад,1949-С.173-181.
7. Рахимов,М.Р.Земледелие таджиков бассейна реки Хингоу в дореволюционный период/М.Р.Рахимов.-Сталинабад,1957.-221 с.
8. Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 1. / Под ред. Н.А. Кислякова и А.К. Писарчик.-Душанбе: Дониш,1966.-378 с.
9. Холов,М.Ш.Земледельческие календари горных таджиков (на тадж. яз)/МШ.Холов.-Душанбе:Ирфон,2006.-132 с.
10.Холов,М.Ш.Метрология и хронология Восточной Бухары и Западного Памира/М.Ш.Холов, Х.А.Каюмова.-Душанбе:Дониш,2013 .-212 с.
11.Холов,М.Ш.Меры веса и объёма таджиков долины реки Сох в Х1Х-начале ХХ веков/МШ.Холов//Учёные записки.Серия гуманитарно- общественные науки.-2016-№ 4(49).-С.11-17.
REFERENCES:
1. Andreev,M.S.Tajiks of Khoof Valley (Headwaters of the Amu-Darya): in 2 volumes./M.S.Andreev.-Stalinabad,1958.-526 p.-V.1.
2. Babur,Z.Babur-Name/Z.Babur.-Tashkent. Under the editorship of the Central Committee of the Communist Party of Uzbekistan,1982.-256 p.-Book.2.
3. Bartold,V.V.Composition: in 9 volumes.Ferghana/V.V. Barthold.-M.:Science,1965.-712 p.
4. Jahonov,U.The Agriculture of Sokh Valley Tajiks Referring to the End of the XIX-th-the Beginning of the XX-th Centuries./U.Jahonov.-Dushanbe:Knowledge,1989.-216 p.
5. Nalivkin,V.P.Essays on Namangan Uyezd Agriculture/V.P.Nalivkin//Turkestan Gazette.-1880.-№ 15.
6. Pisarchik,A.K.Tables of Twelve Years Animal with Adducing Respective Years of Modern Chronology/Materials of YuTAKE .Issue.1 -Ashkhabad,1949-P.173-181.
7. Rakhimov,M.R.Tajik Agriculture of Tajiks who Inhabited Khignou River Reservoir in Pre-Revolutionary Period/M.R.Rakhimov.- Stalinabad,1957.-221 p.
8. Tajiks of Karategin and Darwaz.Issue 1/under the editorship of O.N.Kislyakova and A.K.Pisarchik.-Dushanbe:Knowledge,1966.-378 p.
9. Kholov,M.Sh.Agricultural Calendars of Mountain Tajiks (in the Tajik Language)/M.Sh.Kholov.-Dushanbe:Cognition,2006.-132 p.
10.Kholov,M.Sh.Metrology and Chronology of Eastern Bukhara and the Western Pamirs/M.Sh.Holov,Kh.A.Kayumova.-Dushanbe:Knowledge,2013.-212 p.
11.Kholov,M.Sh.Measures of Weight and Volume of the Tajik of the Sokh-River Valley Referring to the X1X-th-the Beginning of the XX-th Centuries/M.Sh.Kholov//Scientitic Notes.Series of Humanities and Social Sciences.- 2016.-№ 4 (49).-С.11-17.
Ченак^ои вакщ дар байни тоцикони водии дарёи Сух дар аср^ои XIX ва аввали XX
Вожа^ои калиди: ченаки вацт, тацвим, уисоби вацт, мушоуидауои табиат, Сух, Фаргона, Хонигарии Хуцанд, Бухорои Шарци, Помири Гарбй.
Дар мацола тацвими расми ва мардуми, усулуо ва уисоби муайян кардани вацт дар байни тоцикони водии дарёи Сухи (Фаргона) асруои XIX- аввали XX барраси мешавад. Нишон дода шудааст, ки тацвимуои расмиро мансабдорон ва рууониён истифода мекарданд. Кишоварзон бошанд, тацвимуои мардумии кишоварзии худро (уисоби марди) доштанд. Собит гардидааст, ки бо сабаби набудани соат, ауолй вацтро аз руи уаракати Офтоб дар осмон, сояи сангу харсангуо, дарахтон, хонауо, асо ва худи одам муайян мекарданд. Гайр аз ин муаллиф таъкид менамояд, ки дар гузашта мисолуои зиёде аз руи мушоуидауои табиат мавцуд буданд, ки бо онуо фарорасии давра ё фасли солро муайян мекарданд.
Меры времени таджиков долины реки Сох в XIX -начале XX вв.
Ключевые слова: меры времени, календари, счет времени, фенологические наблюдения, Сох, Фергана, Кокандское ханство, Восточная Бухара, Западный Памир.
В статье рассматриваются официальные и народные календари, способы определения и счет времени таджиков долины реки Сох (Фергана) в XIX-начале XX вв.Показано, что официальными календарями пользовались чиновники и духовенство, а земледельцы пользовались народным земледельческим календарем (счет по мужчине).Раскрывается, как из-за отсутствия часов население определяло время дня по движению Солнца на небе, теням скал, больших камней, деревьев, домов, посоха и самого человека. Помимо этого, автор останавливается и на примерах фенологического характера, по которым определяли наступление того или иного периода или времени года.
Measures of Time Used by the Sokh-River Valley Tajiks in the XIX-th - the Beginning of the XX-th Centuries
Keywords: measures of time, calendars, score of time, phonological observations, Sokh, Ferghana, Kokand Khanate, Eastern Bukhara, the Western Pamirs.
The article dwells on official and popular calendars, ways of determination and score of time by Sokh-river (Ferghana) valley Tajiks at the XIX-th - the beginning of the XX-th centuries. The author of the article shows that the official calendar was resorted to by officials and clergy, and agrarians made use of a popular agricultural calendar (score of man). It is revealed that owing to lack of clocks, population determined the time of a day according to the sun movement along the sky, shade of rocks, huge stones, trees, houses, staff, and man himself. In reference to it, the author concentrates on the examples concerned with phenological features in conformity with which an onset of this or that period or year season came.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Холов Ма^мудцон Шарипович, номзади илмуои физика ва математика,ходими пешбари илмии Пажууишгоуи забон, адабиёт, шарцшиноси ва мероси хаттии ба номи Рудакии Академияи илмуои Цумуурии Тоцикистон(Цумуурии Тоцикистон, ш. Душанбе ),E-mail:kholov-mahmud@rambler. ru Сведения об авторе:
Холов Махмуджон Шарипович, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия имени Рудаки Академии наук Республики Таджикистан(Республика Таджикистан, г. Душанбе),E-mail: [email protected]
Information about the author:
Kholov Mahmudjon Sharipovich, candidate of physical and mathematical sciences, leading scientific officer of the Institute of language, literature, Oriental studies and written heritage named after Rudaki under the Academy of Sciences of Tajikistan Republic (Tajikistan, Dushanbe), E-mail: kholov-mahmud@rambler. ru