,36-( НОМАИ донишгох _Э
Ю.Бобоев
БЕРУНИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ХРОНОЛОГИЯ)
Ключевые слова: Абурайхон Беруни, вспомогательные исторические дисциплины, хронология, календарь, эра История как и другие отрасли наук, не может развиваться автономно и тесно взаимодействует не только с гуманитарными, но и с некоторыми точными и естественными науками. Она состоит из цепи специальных и вспомогательных дисциплин вроде археологии, этнографии, источниковедения, историографии, ономастики, нумизматики, геральдики, метрологии, хронологии, сфрагистики, палеографии и многих других, которые служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника. Однако, углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории (18,5).
Чисто практические нужды человека стали причиной появления и развития приемов, понятий и методов, ставших впоследствии основой и неотъемлемой частью вспомогательных исторических дисциплин. Эти же нужды привели к возникновению собственно всех без исключения наук. Затрагивая в «Геодезии» эту тему, Беруни, в частности, пишет:: «Что касается наук, то причиной, заставившей человека обратиться к ним, когда
он стал по своей природе способным к их восприятию, явилась (необходимость) выполнения определенных обязанностей, ибо это - (принцип) существования человека на протяжении всей его деятельности в мире... Таково положение наук. Их породили потребности человека, необходимые для его жизни. Сообразно с ними (эти науки) разветвились»(13, 83-86).
Становление вспомогательных исторических дисциплин приходится на вторую половину XIX - начало XX вв. До этого времени они имели преимущественно описательный характер. Данные для вспомогательных исторических дисциплин накапливались веками представителями разных отраслей науки.
Средневековые таджикско-арабские источники содержат огромный фактический материал, полезный для развития вспомогательных исторических дисциплин. В этом плане исключительное значение имеют труды Абурайхона Беруни. Кроме собранного материала, ученым высказаны ценные мысли, в которых нетрудно заметить зародыши вспомогательных исторических дисциплин. Он разработал и смело использовал в своих исследованиях разные методы изучения и критики источника, большинство из которых до сих пор применяются исследователями.
Абурайхон Беруни был силен в теории источниковедения, религиоведения, этнографии, топонимики, исторической географии, генеалогии. Интересовался Беруни и хронологией. Его по праву можно назвать одним из основоположников хронологии. Проблемы хронологии и календаря были предметом особого внимания Беруни. Они отражены почти во всех трудах учёного, в особенности в «Осор-ул-бокия»(5;9;Ю;12), «Китоб-ут-тафхим» (4;6;7;8) и «Каноне Масъуда»(3). По меткому замечанию П.Г. Булгакова «Памятники минувших поколений» (далее «Осор-ул-бокия» - Ю.Б.) могут быть названы сводом всеобщей сравнительной хронологии народов Ближнего Востока и Средней Азии(15. С. 95).
Как известно, хронология это: 1. Вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;
— ,38~ _ НОМАИ донишгох )
2. Последовательность исторических событий во времени;
3. Перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Если до недавнего времени ученые хронологию как науку о времени разделяли на две группы - математическую (астрономическую) и историческую (техническую) (30,9), то в наше время она делится на три самостоятельные отрасли:
1. Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время
2. Геохронология — разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи и века) и расположенные в определённой последовательности. Научной основой геохронологии является стратиграфия.
3. Историческая (техническая) хронология — вспомогательная историческая дисцип-лина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий, время создания исторических источников и занимающаяся переводом дат с одного летоисчисления на другое.
Исследования Абурайхона Беруни затрагивают, без исключения, все стороны теории астрономической и исторической хронологии а также геохронологии.
В кратком введении к «Осор-ул-бокия» Беруни излагал причины своего обращения к проблеме хронологии: «А затем (скажу): один образованный человек спросил меня, каковы способы летоисчисления, которыми пользуются народы, в чём состоит различие их корней, то есть начальных дат и ветвей, то есть месяцев и годов; какие причины побуждают людей (установить ту или иную эру), какие существуют знаменательные праздники и памятные дни, (приуроченные) к определённым периодам и работам, а также другие (обряды), которые одни народы исполняли в отличие от прочих. Он настойчиво побуждал меня изложить эти (сведения) наивозможно ясным образом, чтобы они стали близки пониманию изучающего и избавили его от
необходимости одолевать различные книги и расспрашивать тех, кто им следует» (9,14; 10,2; 12,8-9).
В связи с этим Абурайхон Беруни в «Осор-ул-бокия», «Китоб-ут-тафхим» и в «Каноне Масъуда» изложил своё основное видение теории мер времени, связанное с хронологией, то есть о дне, ночи и суток, месяце и годе(9,13-14; 8,126-133;3,94-97).
Солнечным годом Беруни считает длительность полного обращения солнца по эклиптике, а лунным годом - длительность двенадцати возвращений Луны к Солнцу(3,99). В «Китоб-ут-тафхиме» Беруни астрономический год описан следующим образом: «Естественный год - это тот период, в течение которого один раз сменяются жаркое и холодное время года, времена пахоты и приплода скота. Его начало - от нахождения солнца в точке одного из знаков Зодиака, его конец-возвращение к этой точке»(4,127;8,132).
Беруни подробно освещает летоисчисление древних греков, сирийцев, тюрков, египтян, согдийцев, персов, хорезмийцев, арабов и других народов. Отметим, что Беруни являлся единственным средневековым историком-мусульманином, сообщившим о взглядах евреев на хронологию. Учёный также сообщает о том, какие народы пользовались или пользуются каким годом. Судя по его словам (3,99), только арабы в древности и после ислама пользовались и пользуются лунным годом, а древние греки, византийцы, копты, сирийцы, франки, персы и согдийцы пользовались солнечным годом. Беруни (3,98) коснулся также вопроса о недельном цикле отсчёта времени. «В начале своего владычества, - пишет Беруни (9,71; 10,75; 12,63), - (персы) не пользовались неделями». Общеизвестно, что древнеиранский год состоял из 360 и пяти добавочных дней, 12 месяцев по 30 дней в каждом и четверти дня. Каждый день имел своё название. Следовательно у них не было нужды для дней недели. Однако, один из исследователей «Осор-ул-бокия», И. Абдуллаев (1,131), перевёл вышеприведённые слова учёного; по другому в узбекском переводе данного труда это звучит таким образом: «В начале своего царствования персы, согдийцы и хорезмийцы пользовались неделей».
— |4°—С НО МАИ донишгох )
Действительно, Беруни прав, когда он писал, что персы не пользовались неделей, в противном случае он повторил бы эту свою мысль и в «Каноне Масъуда». А в «Каноне Масъуда» на то, что персы пользовались неделей, до прихода ислама, нет даже намёка.
Весьма интересны данные Беруни и о принципе образования високосного года. Он не ограничивается подробным описанием правил високоса. У него собран ценнейший материал об истории високоса у разных народов. С древнейших времён люди узнали, что Солнечный год состоит из 365 дней и четверти суток, которую Беруни называет дробью. Он (3,113-114) перечисляет три наиболее употребительных вида високоса: «Те, которые пользуются этой дробью, делятся на три категории. В первую из них (входят сторонники последовательного) порядка. Они учитывают эти (четверти), когда из них сложатся в течении четырёх лет полные сутки. Они прибавляют их, то есть (эти сутки), к числу суток года, которых становится 366.
Вторая (группа) - это те, кто учитывает (четверти), когда из них сложится в течении ста двадцати лет полный месяц. Они прибавляют его к месяцам года, так что становится в году тринадцать месяцев, а дней (в таком году) - 395.
Третья (группа) - те, кто учитывает (четверти), когда из них сложится в течение четырёхсот шестидесяти лет полный год. И безразлично - скажем, ли мы, что этот (год) присоединён к (предыдущему году, и в последнем стало двадцать четыре года (данной эры)».
Согласно Беруни (3,115), вторым видом високоса, т.е. добавлением одного месяца раз в 120 лет пользовались исключительно древние иранцы. Причину такого подхода к вопросам високоса учёный видит в религиозном учении Заратуштры. Якобы Зара-туштра запретил им пользоваться другим високосом, кроме добавления целого месяца. Чтобы их восхваление - зам-зама не нарушалось.
В хронологии начальный период системы летоисчисления (эра) отмечается некоторым действительным или легендарным событием.
А что же подразумевал Беруни, когда писал об эрах? Ответ на этот вопрос кроется в его нижеследующих словах (9,27; 12,23): «Эра - это определённый промежуток времени, который отсчи-тывается от начала какого-нибудь минувшего года, когда был (например) послан пророк со знамениями и доказательствами или появился могучий великий царь, или погиб какой-либо народ от всеобщего разрушающего потопа, гибельного землетрясения и провала, либо поразил людей губительный мор и истребительный голод, либо произошла смена династий или перемена религии, либо случилось страшное явление из числа небесных знамений или достопамятных происшествий, которые бывают лишь через долгие века и длительные времена. Такими событиями отмечаются определённые отрезки времени, и без этого нельзя обойтись во всех делах мирских и религиозных».
Как видно из приведённого отрывка, толкование Абурайхоном Беруни понятия «эра» не так уж и различается от современного научно-обоснованного ее понятия.
А в «Каноне Масъуда» (3,111) понятие эра расшифровано ученым таким образом «Эра - это время (события), известного в среде одного или нескольких народов, от которого ведётся отсчёт времени в днях, месяцах и годах».
В «Осор-ул-бокия» и «Каноне Масъуда» в хронологическом порядке приведены эры различных народов. Беруни начинает своё повествование с эры Адама. Дальше перечисляются эры, о которых учёному было известно. Среди них эра Адама, эра Потопа, эра Навахудоноссора, эра Филиппа, эра Александра, эра Августа, эра Антония, эра Диолектиана и множество индийских эр. Говоря (3,158) об эре Адама и эре Потопа, Беруни подвергает их некоторому сомнению, упоминая при этом, что от них остались только имена, так как ими не пользуются, вследствие чего их правила забылись.
Беруни (3,112) много говорит об эрах хиджры, Александра и Яздигурда. Судя по его словам, именно эти три эры были наиболее распространёнными на Востоке.
Следует подчеркнуть, что материал, приведённый в «Каноне Масъуда», в основном, повторяет данные «Осор-ул-бокия» с одной
— 142 ~С НО МАИ донишгох )
лишь разницей. В «Каноне Масъуда» более широко повествуется об эрах индийцев. И в некоторых случаях «Канон Масъуда» дополняет «Осор-ул-бокия».
Одна из заслуг Беруни (3,147) в этом вопросе заключается в том, что учёный убедительно доказывал ошибку Абу Абдаллаха ал-Баттани, смешавшим Филиппа, отца Александра, с его сводным братом Филиппом Арридеем.
Говоря о Беруни как о знатоке эр, нельзя также не упомянуть, что он был великим мастером выведения одних эр из других. В его уже упоминавшихся трудах имеются специальные разделы, посвящённые этой проблеме. Следует констатировать, что методы вычета времени, разработанные Абурайханом Беруни ещё в Х-Х1 вв., живучи до наших дней. Более того, они показывают непогрешимость учёного в этом вопросе. Это доказывается также методами выявления одних эр из других, разработанными уже в наше время современными учёными (2;24;27;30;31;32).
Характеристика Абурайхона Беруни как выдающегося средневекового хронолога будет неполной, если мы не остановимся ещё на некоторых других сторонах исторической хронологии, которые также оказались в поле зрения этого гениального учёного. Речь идёт о сводке или перечне каких-либо сообщений, фактов, расположенных в календарной (хронологической) последовательности, составляющимися обычно в виде таблицы.
Опять сошлёмся на «Осор-ул-бокия» и «Канон Масъуда». В них Беруни одним из первых среди историков средневекового Востока собрал огромнейшее количество хронологических таблиц. Начинается парад хронологических таблиц от Адама, дальше приведены таблицы от Нуха, вавилонских царей от Немврода (Намруда) до ассирийского завоевания, асасирийских царей от Бела до полумифического Заххака, исторических царей Вавилона и Ассирии от Тиглатпаласара до персидского нашествия, от Птолемея Сотера до Клеопатры, римских императоров от Августа до Диолектиана, византийских императоров от Константина до Ираклия, таблица хиджры пророка, праведных, Омеядских и Аббасидских халифов.
Следует отметить, что эти таблицы одновременно снабжены важнейшими историческими событиями. Кроме этого, в «Каноне Масъуда» праздники и знаменательные дни разных народов тоже собраны в виде таблиц. Мы можем увидеть это на примерах таблицы праздников, постов и памятных дней евреев, таблиц праздников, постов и поминовений христиан, таблицы дней, почитаемых в исламе, таблицы праздников древних иранцев (по Беруни персов), а также на примере таблицы знаменательных дней в месяцах сирийцев. Следует отметить, что и здесь Беруни в некоторых случаях приводит несколько версий и вариантов таблиц.
Также приведены таблицы мифических и полумифических иранских династий от Каюмарса до Фаридуна - именуемых Пешдадидами, таблица царей Айлана от Эраджа до Гиршаспа, таблица Кеянидов, начиная от Кайкубода до Дария Третьего, от завоеваний Кира до убийства Дария Третьего. Отрадно, что Беруни приводит хронологические таблицы в нескольких вариантах для сравнения. Особо это касается таблиц, связанных с правлением иранских династий.
Следует отметить, что при освящении хронологии различных народов Востока Беруни, прежде всего, обратил внимание на их летоисчисление, календари, праздники, ритуалы, обряды и обычаи, связанные с ними. Причём, все эти вопросы учёный рассматривал через призму этнографии, в связи с чем Беруни можно считать также основателем исторической этнографии.
Талант Беруни в качестве народоведа-этнографа раскрылся именно при освящении народного календаря и связанных с ним праздников и ритуалов.
Ввиду огромнейшего объема сведений ученого о различных сторонах проблемы летоисчислений народов Среднего и Ближнего Востока мы остановимся на данных Беруни относительно календаря предков таджикского народа.
Беруни - единственный средневековый учёный, который подробно, со знанием дела и присущим ему энтузиазмом пишет о системе летоисчисления, праздниках, ритуалах и обычаях древних иранцев, согдийцев и хорезмийцев. Этим сведениям Беруни нет аналогов на всём средневековом Востоке. При изучении наследия
— ,44- НОМАИ донишгох 2
Беруни по названным проблемам мы первым делом обратили внимание на календари, после на праздники, ритуалы, обряды и обычаи предков таджикского народа.
Беруни, прежде чем начать рассказ о системах летоисчислений, напоминает, что календари различных народов имеют свои особенности, и они расходятся между собой. Далее он пишет: «Я упомяну из этого о том, что дошло до моего сведения, и оставлю всякие старания (изложить) то, чего я не знаю в точности и о чём не получил сведения от людей, которым доверяю» (12,56).
Изучением календаря древнеиранских народов занимались многие исследователи (19; 20; 25; 33). О нём пишут большинство средневековых авторов - Омар Хайям, Абдусаид Гардези, Кисрави и др.
Писал о нём и Беруни. Причём его сведения во многом опережают аналогичные сведения его предшественников, современников и последователей. Беруни пишет о календарях древних иранцев, согдийцев и хорезмийцев. Начнем рассмотрение вопроса с календаря древних иранцев.
Беруни пишет, что настоящий солнечный год состоит из 365 дней и четверти дня. Но, однако, как отметил Беруни, древнеиранские цари из мифической династии Пешдадидов пользовались солнечным годом, состоящим из трёхсот шестидесяти дней. Их год состоял из двенадцати месяцев, по тридцать дней в каждом месяце. Каждые шесть лет год дополнялся одним месяцем и назывался «високосным». Раз в сто двадцать лет к году прибавляли два месяца - один из-за добавочных пяти дней, а другой - из-за четверти дня. Судя по словам Беруни, они якобы почитали такой год, называя его «благословенным» и предавались в течение его делам благочестия и благотворительности.
Кроме того, Беруни приводит данные о системе летоисчисления древних иранцев времён правления династий Ахеменидов, Сасанидов, а также системе летоисчисления Яздигурда. Обще-известно, что в некоторых регионах Центральной Азии и Ирана в первой половине первого тысячелетия до н.э. начала своё распространение система летоисчисления, начало которой многие авторы относят к Заратуштре (12,320). Ахемениды перешли на это летоисчисление в 441 г. до н.э. (2,231).
По древнеиранской системе летосчисления (т.е. система летоисчисления Заратуштры) год состоял из двенадцати месяцев. Беруни (9,64) приводит названия этих месяцев в следующем порядке:
Фарвардинмох (21.III - 19.IV)* Урдубихиштмох (20.IV - 19.V) Хурдодмох (20.V- 18.VI) Тирмох (19.VI - 18.VII) Мурдодмох (19.VII - 17.VIII) Шахривармох (18.VIII - 16.IX) Мехрмох (17.IX - 16.Х) Обонмох (17.Х - 15.XI)** Озармох (21.XI - 20.XII) Даймох(21.ХП- 19.1) Бахманмох (20.1 - 18.11) Исфандормузмох (19.11 - 20.III)
Эти названия в фонетическим облике очень похожи на средневековый вариант зороастрийского календаря, который упомянут В.А. Лившицем (19,328). Возможно, Беруни пользовался именно этим вариантом древнеиранского календаря.
По поводу названий древнеиранских месяцев и их распорядка среди таджикского народа распространено следующее четверостишие (16,87):
Зи Фарвардин чу бигзашти, махи Урдубихишт ояд, Бимон Хурдоду Тиру онгах Мурдодат хамеояд Пас аз Шахривору Мехру Обону Озару Дай дон Ки бар Бахман чуз Исфандормуз махе наафзояд.
Перевод:
Когда минуешь Фарвардин, тогда наступит месяц
Урдубихишт, Включи Хурдод и Тир, и тогда наступит Мурдод.
*Сопоставление месяцев древнеиранского календаря с григорианским
соответствует нынешнему календарю солнечной хиджры.
"Между Обон и Озар древние иранцы ставили пять добавочных дней (16.Х1 —
20.Х1).
— ,46~С_ НОМАИ донишгох 2
За ними, знай, идут Шахривар, Мехр, Обон, Озар и Дай, За Бахманом, кроме Исфандормуза, другого месяца нет.
В каждом месяце было по тридцать дней, которые тоже имели названия(9,65). Как отмечает Беруни, по поводу названий дней у древних иранцев не было разногласий. Отдельные исследователи (33,45-60; 26, 27-45), изучив названия дней древнеиранского календаря, встречающиеся у Беруни, и сопоставив их с авестийским вариантом, пришли к выводу, что данные Беруни в целом не содержат неточностей.
Таким образом, двенадцать месяцев по тридцать дней в каждом, и число дней древнеиранского календаря достигло трёхсот шестидесяти; пять добавочных, судя по Беруни, вставлялись между месяцами Обон и Озар. Эти дни назывались «андарго-хом», «украденными», «похищенными» и т.д. У Беруни встречаются несколько вариантов этих дней, по поводу чего он говорит (12,58): «Я не нашёл двух книг и не слышал двух людей, которые бы именовали их одинаково». Названия этих дней Беруни приводит в пересказе со слов «Книги Зари» Наиба Амули, Задуй ибн Шахуй и Абуль Фараджа Ибрагима ибн Ахмеда ибн Халафа аз-Зенджани.:
Четвертями дня древние иранцы пренебрегали, пока из этих четвертей не складывалось тридцать дней (т.е. целый месяц). Это происходило раз в сто двадцать лет. Этот год состоял из тридцати месяцев и назывался високосным (19,321). По словам Беруни, древнеиранские цари, чтобы с точностью определить високосный год, приглашали в столицу со всех концов страны вычислителей, передатчиков преданий и рассказов, священнослужителей, судей и держали с ними совет. На это тратились миллионы динаров. Этот день считался величайшим праздником и назывался «Праздником дополнения года» или «Праздником високоса». Царь освобождал своих подданных от земельной подати на целый месяц. Эти сведения Абурайхон Беруни заимствовал из «Книги судеб» Мухила (9,67).
Беруни задаётся вопросом, почему древние иранцы не вставляют четверть дня в виде одного дня раз в четыре года. И сам со слов древних иранцев отвечает, что дополнение падает на
месяцы, а не на дни. Религия древних иранцев предписывала каждый день называть именем ангела того дня, и произносить «зам-заму». Если бы число дней увеличилось на один день, «зам-зама» не было бы действительным. В «Каноне Масъуда» (3,115) ответ на этот вопрос звучит таким образом: «Они называли високосный год «бих-йазак». Причиной этого было то, что Заратуштра Азербайджанец, проповедовавший им религию магов, не разрешал им прибавлять иной високос, кроме полного месяца, дабы их восхваление владыки сего дня не перенеслось на владыку другого дня. И он повелел им повторять дважды названия месяцев по очереди и переносить «украденные» (дни) во второй из повторяющихся месяцев как знак для запоминания очерёдности (високосного месяца). Для первого високоса у них получилось два фарвардина, и для второго - два урдубихишта, а после этого они произвели високос с восемью месяцами, а по этой причине украденные дни оказались в конце обанмаха. Мы уже отмечали, что появление его (то есть Заратуштры) было за 276 лет до эры Александра и (число) лет между ним (то есть Заратуштрой) и Иездигердом требует десяти (месячных) високосов. Персы же произвели високос только до абан-моха, и (после последнего их високоса) осталось, приблизительно, ещё двести шестьдесят лет».
Одной из причин скопления годов в 260 лет после последнего високоса Беруни объясняет так (3,116) «...в сведениях персов о Заратуштре упоминается, что в его дни оставалось до завершения високоса некое количество лет, которые они точно не установили, но, несомненно, что оно было меньше цикла (их високоса). (Кроме того), между дедом Анушервана - Фирузом, который произвёл последний високос, и между Иездигердом прошло около ста семидесяти лет. Если к ним прибавить девяносто из тех лет, которые (остались при Заратуштре) до (первого) високоса, получатся (те самые) двести шестьдесят лет».
Приведённые два отрывка из «Канона Масъуда» проливают свет ещё на одну проблему истории календаря предков таджиков. Они уточняют, в каком месяце и в какое время года начинался новый календарный год. Высказывались разные точки зрения.
Одни указывали на весеннее равноденствие, другие на летнее солнцестояние.
Беруни отмечает, что (3,237; 12,226-227;9,234-235) древние иранцы раньше справляли новый год в день летнего солнцестояния, исходя из нескольких соображений. Во-первых, это самый долгий день в году, во-вторых, этот день легко определяется даже человеком, ничего не понимающим в астрономии, по теням и, самое главное, этот период (лето) - время созревания хлебов и начало сбора хараджа.
В эпоху Беруни хорезмийцы справляли новый год в день весеннего равноденствия. Об этом свидетельствуют слова учёного, судя по которым (9,235; 12,227) правители Хорасана в этот день раздавали своим воинам весенние и летние одежды.
Беруни с сожалением пишет, что после того, как иранцы перестали дополнять свои годы, Науруз (т.е. - новый год - Ю.Б.) «отошёл от своего времени и начал блуждать по весенним месяцам». Об этом, как мы уже упоминали, Беруни отмечал и в «Каноне Масъуда».
По словам Беруни (9,50-52), Багдадский халиф аль-Мутаваккиль отодвигал начало Нового года (Науруза) до 17 хазирана, т.е. (июль) месяц. В этом рассказе Беруни фигурирует мобед, который объяснял халифу необходимость смещения Науруза с лета на весну.
Исследовав сведения Беруни по этой проблеме, Н.П. Лобачёва (20,8) пришла к следующему заключению: «Таким образом, у Беруни ясно сказано о двух традициях празднования нового года
- Науруза - (в Иране), подтверждаемых и другими арабоязычными авторами: 1 - в домусульманское время Науруз совпадал с днём летнего солнцестояния; 2 - в эпоху Беруни Науруз приходился на день весеннего равноденствия».
Согдийская система летоисчисления детально описана в согдийских документах, найденных с горы Муг. Они очень близко совпадают со сведениями Беруни. Расшифровкой мугского документа по календарю занимались лингвисты A.A. Фрейман (25), В.А. Лившиц (19), а также археолог Ю. Якубов (33).
Каковы же сведения Абурайхона Беруни о календаре древних согдийцев, каковы его преимущества, каковы его недостатка, самое главное - что нового и полезного в них по этой проблеме?
Как подтвердили мугские документы, согдийский год, как и хорезмийский, состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом месяце и в «Осор-ул-бокия» (10,73) они названы следующим образом:
Навсард(21.Ш- 19.IV) Дж-рдж-н (20.IV- 19.V) Найсандж (20.V- 18.VI) Басокандж (19.VI - 18.VII) Ашнохандо (19.VII - 17.VIII) Мажихандо (18.VIII - 16.IX) Фугкон (17.IX - 16.Х) Обондж (17.Х - 15.XI) Фуг (16.XI - 15 .XII) Масофуг(16.ХП- 14.1) Жимдо (15.1- 13.11) Хишавм (14.11 - 15.111)*
Как и в древнеиранском календаре, все дни согдийского календаря имели названия:
На основе изучения согдийских документов с горы Муг, А. А. Фрейман (25,28-29) пришёл к заключению, что в их названиях отражены имена древнеиранских божеств природы. Он отмечает (25,31-32), что в документах встречаются названия только девятнадцати дней, остальные дни пришлось восстановить благодаря сведениям Абурайхона Беруни.
Пользовались согдийцы и дополнительными пятью днями, которые вставляли в отличие от древних иранцев в конце двенадцатого месяца своего календаря. Беруни отмечает, что среди согдийцев, так же как и у древних иранцев, не было единства в названиях этих дней и приводит два варианта их названий (9,62; 10,73-74).
Беруни писал (9,70; 12,62): «Что же касается жителей Хорезма,
— ,5°- НОМАИ донишгох 2
то хотя (хорезмийцы) являются ветвью ствола персов и отпрыском их древа, они всё же последовали в отношении начала года и места добавки лишних дней примеру согдийцев». Он своими словами дал понять, что хорезмийский календарь во многом аналогичен согдийскому.
Если в изучении согдийской системы летоисчисления заметную роль сыграли документы, найденные на горе Муг, то в выявлении названий дней и месяцев хорезмийского календаря значительную услугу оказали Токкалинские надписи. Сравнивая сведения Беруни с находками из Токкалы, В.А. Лившиц пишет (15,109-110): «Но там, где Беруни мог использовать проверенные источники, там, где он мог сам собрать интересующие его сведения или уточнить данные информаторов, его изложение точно в мельчайших деталях. Это доказывается материалом токкалинских оссуарных надписей, блестяще подтверждающих данные Беруни о хорезмском календаре. После новых находок надписей в 1964 г. мы располагаем полным списком названий месяцев (двенадцати), впервые представленных в собственно хорезмской графике, и названиями дней (из общего числа 30, из которых одно повторяется трижды). Эти материалы позволяют проследить взаимоотношения систем церковного и гражданского календарей в древнем Хорезме, о чём сообщает и Беруни, но что не было до сих пор понято исследователями «Хронологии» (два списка названий месяцев). Мы имеем теперь возможность устранить ряд явных искажений в передаче хорезмийского календаря, допущенных переписчиками этого сочинения. Токкалинские надписи являются, таким образом, одним из источников для будущего нового издания арабского текста «Хронологии». Они показывают в то же время насколько точно и полно знал Беруни календарь Хорезма - ряд форм в «Хронологии», считавшихся до сих пор сомнительными, получают теперь полное подтверждение».
Названия хорезмийских месяцев по списку Беруни (9,70) выглядят следующим образом:
1. Навсарджи (21.III - 19.IV)
2. Ардушт (20.IV - 19.V)
3. Харавдод (20.V- 18.VI)
4. Чири (19.VI - 18.VII)
5. Хамдоз (19.VII - 17.VIII)
6. Ашривари (18.VIII - 16.IX)
7. Умри (17.IX - 16.Х)
8. Енохан (17.Х - 15.XI)
9. Аду (16.XI - 15.XII)
10. Римжад (16.XII - 14.1)
11. Ахман (15.1- 13.11)
12. Испанджормаджи (14.11 - 15.III)*
Второй вариант, которого, вероятнее всего, придерживалось зороастрийское духовенство, учеными полностью не расшифрован. Пять добавочных дней своего календаря, по словам Беруни, хорезмийцы называли именами пяти первых дней своего календаря и не употребляли других специальных названий.
Таким образом, приведенный нами материал вполне характеризует Абурайхона Беруни как одного из основоположников исторической хронологии, который создал критический свод хронологий и календарей народов, входивших в состав Арабского халифата, или соседних стран.
Ценность сведений Беруни определяется, прежде всего, методами изучения проблемы: «...ближайшее средство прийти к тому, о чём я был спрошён, - знание преданий древних народов и известий о прошлых поколениях, ибо большинство их (говорит) об обстоятельствах жизни этих народов и сохранившихся их обычаях и законах. К этому не придёшь путём логических выводов или аналогий с тем, что воспринимается ощущениями: (остаётся лишь) следовать «людям писания», приверженцам различных религий и (адептам) учений и сект, соблюдающих данные установления, и принять их воззрения за основу, чтобы строить дальше, а затем сравнить между собой слова и мнения, приводимые ими в качестве доказательства. Но предварительно необходимо очистить душу от (дурных) свойств, которые портят большинство людей, и от причин, делающих человека слепым для истины, то есть от укоренившихся привычек, пристрастия,
— 152 ^ НОМАИ донишгох 2
соперничества, покорности страстям, борьбы за власть и тому подобного. (Способ), который я упомянул, - наилучший путь следования, чтобы прийти к истинной цели, и сильнейший помощник для устранения затемняющих истину пятен сомнения и неуверенности. Без этого нам не удастся достигнуть желаемого даже ценою большого труда и упорных усилий» (9,14-15; 10,2-3;12,9-11).
Источниковедская база сведений Беруни о хронологии весьма велика. Она охватывает религиозные писания, исторические хроники и предания, причем как письменные так и устные. Ученый, анализируя и сопоставляя одни источники с другими, подвергал их строгой и всесторонней критике. Как уже отмечалось, именно в критике источника и заключается главная задача вспомогательных исторических дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллаев И. «Памятники минувших поколений» Беруни и их изучение в Узбекистане //Беруни и гуманитарные науки. -Ташкент: Фан, 1972
2. Абдулло-зода Х.Ф. Абумах,муди Ху^андй ва таърихи астрономияи хал к, и то^ик. - Ху^анд: « Нури маърифат», 2005
3. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т.У. - 4.1.-кн. 1-5.
- Канон Масъуда. //Отв. ред. С.Х. Сираждинов и Г.П. Матвиевская. Вступит, статья, пер. и прим. П.Г. Булгакова и Б.А. Розенфельда. -Ташкент: Фан, 1973.
4. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т.VI. Книга вразумления начаткам науки о звездах. //Вступительная статья, перевод и примечания Б.Ф. Розенфельда и А.Ахмедова. Отв. ред. доктор филологических наук А.К. Аренде - Ташкент: Фан, 1975
5. Абу Райх,ои Беруний. Танланган асарлар, 1.-К,ади\п и халцлардан долган ёдгориклар//Таржимон А. Расулов, и !ох,ляри И. Абдуллаев ва А. Расулов тузган, масъул мух,аррирлар И. Абдуллаев ва О. Файзуллаев.-Тошкент: Уз ССР «Фан» нашриёти, 1968
6. Абурайх,он Берунй. Ат-тафх,им ли-авоили саиоат-ит-таи^им. Захираи дастхатх,ои Шарци АУ Ч,Т, №385
7. Абурайх,он Берунй. Ат-тафх,им ли-авоили саиоат-ит-таи^им// Ба гасх,ех,и аллома Ч,алоладдин Х1умой.-Тех,рои:1376
8. ЛГ)уряйх,оп Берунй. Китоб-ут-тафх,им ли авоили саноат-ит-тан-'(иvi. //Ба чоп тайёркунандагон А. Девонацулов, Ч,. Мамедова, Т. Собиров. Мух,аррири масъул М. Диноршоев. - Душанбе, 1973
9. Абурайх,он Берунй. Осор-ул-боция. //Ба чоп тайёркунандагон А. Девонацулов, М. Исо, О. Х,амид, М. Ьако. - Мух,аррири масъул М. Диноршоев, А. Деванцулов. - Душанбе: Ирфон, 1990
10. Абурайх,он Берунй. Осор-ул-боция//Мутарчим Акбари Д оносиришт. -Тех,рон: ('и нех,р. -1377
11. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность //Отв. ред. М.А. Дандамаев. Пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. - М.: Наука, 1975
12. Абу Райхан Бируни. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений. //Пер. и прим. М.А. Салье. - Ташкент: Изд. АН УзССР, 1957
13. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. III. Геодезия // Исследования, перевод и примечания П.Г. Булгакова. - Ташкент: Фан, 1963
14. Булгаков П.Г. Гуманитарное наследие Беруни //Беруни и гуманитарные науки. - Ташкент: Фан, 1972
15. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни. - Ташкент: Фан, 1973
16. Джахонов У. Земледельческий народный календарь и счёт времени у таджиков Соха. //Этнография Таджикистана (Отв. ред. Б.А. Литвинский). - Душанбе: Дониш, 1985
17. Каменцева Е.И., История вспомогательных исторических дисциплин,- Москва: 1979
18. Кобрин Н.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А.Вспомогательные исторические дисциплины.-Москва: 1984
19. Лившиц В.А. Зороастрийский календарь //Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. - М.: Наука, 1975
20. Лобачёва Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии //Древние обряды верования и культы народов Средней Азии (Историко-этнографические очерки). - М.: Наука, 1986
21. Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков,- Душанбе: Дониш, 1989
22. Осимй М.С. Абурайх,он Берунй ва «Китоб-ут-тафх,им ли авоили саноат-ит-тан^им»-у //Берунй Абурайх,он. Китоб-ут-тафх,им. - Душанбе: Дониш, 1973
— ,54~С НОМАИ донишгох J
23. Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования.-Баку: АзГНИИ, 1930
24. Селешников С.И. «История календаря и хронология» - Москва 1977
25. Согдийские документы с горы Муг. Выпуск 1. А. А. Фрейман. Описание, публикации и исследование документов с горы Муг,- М.: Изд. Восточной литературы, 1962
26. Согдийские документы с горы Муг. Выпуск III. Хозяйственные документы //Отв. ред. М.Н. Боголюбов. Чтение, перевод и комментарий М.Н. Боголюбова и О. Смирновой. - М.: Изд. восточной литературы, 1963
27. Специальные исторические дисциплины,- Учебное пособие / С. В. Белецкий, И. В. Воронцова, 3. В. Дмитриева и др.-СПб.: 2003
28. Толстов С.П. Бируни и его памятники минувших поколений // Беруни Абурайхон. Избр. произ. - Т. 1. Памятники минувших поколений. - Ташкент. - Изд. АН УзССР, 1957. - С. VII-XX1.
29. Омар Хайям. Трактаты //Перевод Б.А. Розенфельда и А.П. Юшкевича. - М.: Изд. вост. лит-ры, 1961
30. Черепнин JI.В.Русская хронология.-Москва: 1944
31. Цибульский В.В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения. - М.: Наука, 1964
32. Цибульский - «Календари и хронология стран мира» - Москва 1982
33. Якубов Ю. Религия древнего Согда. - Душанбе: Дониш, 1996
Беруни и вспомогательные исторические дисциплины (хронология)
Ю. Бобоев
Ключевые слова: Абурайхон Беруни, вспомогательные исторические дисциплины, хронология, календарь, эра
Статья посвящена одной из сторон научной деятельности ученого-энциклопедиста Абурайхона Беруни - его сведениям о хронологии.
Автор статьи, основываясь на сведениях Абурайхона Беруни, раскрывает сущность его информации о хронологии. Он отмечает, что сообщения Беруни о хронологии охватывают все стороны этой
отрасли науки - астрономическую хронологию, историческую хронологию и геохронологию.
В статье также проанализированы сообщения Беруни о летоисчислении и календарях народов Среднего и Ближнего Востока в древности и средневековье. При рассмотрении данной проблемы основной уклон сделан в сторону изучения сведений Беруни относительно системы летоисчисления и календаря предков таджикского народа - согдийцев, хорезмищев и персов.
Beruni and Auxiliary Historical Disciplines (Chronology) Yu. Boboyev
Key words: Aburaikhon Beruni, auxiliary historical disciplines, chronology, calendar, era
The article dwells on one of the aspects of scientific activities of Aburaikhon Beruni, a scholar of encyclopaedic knowledge, that of chronology.
Designing on the premise of Aburaikhon Beruni s data the author of the article discloses the gystofhis information related to chronology. He marks that Beruni $ researches concerned with chronology comprise all the facets of this branch of science-astronomic chronology, historic chronology and geochronology.
The author has also analyzed Beruni's explorations in the field of chronology and the calendar of the peoples of the Far and the Near East in the antiquity and Middle Ages. While considering the problem in question the main emphasis is laid on the system of chronology and the calendar of the Tajik people 's ancestors - Sogdians, Chorezmians and Persians.