Научная статья на тему 'Абурайхон Беруни — основоположник согдологии'

Абурайхон Беруни — основоположник согдологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1093
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУРАЙХОН БЕРУНИ / СОГД / СОГДИЙЦЫ / СОГДОЛОГИЯ / СОГДИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ С ГОРЫ МУГ / ABURAYHON BERUNI / SOGHD / SOGHDIANS / SOGHDOLOGY / SOGHDIAN DOCUMENTS FROM THE MUG MOUNTAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобоев Юсуф Абдулхатович

Абурайхона Беруни можно с уверенностью считать пионером некоторых смежных исторических дисциплин и методов исторического исследования. В этом плане не является исключением и согдология, или согдианистика, самостоятельная ветвь не только иранистики, но и вообще востоковедения. В статье, которая в основном носит описательный характер, рассмотрены сведения Абурайхона Беруни о летосчислении и календаре, праздниках и связанных с ними обрядах и обычаях, религиозных верованиях, мировоззрении и космологии и других аспектах духовной культуры согдийцев, имеющихся во многих его произведениях независимо от отрасли науки, которым эти работы посвящены. Основная масса данных Беруни в этом направлении считаются архиважными. Согласно автору статьи их ценность заключается не только в уникальности, но и в том, что с их помощью восстановлены многие неизвестные науке страницы истории и культуры древнего и раннесредневекового Согда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABURAYHON BERUNI THE FOUNDER OF SOGHDOLOGY

Abu Raihon Beruni can definitely be considered a pioneer of some related historic disciplines and methods of historic research. In this aspect Soghdology or Soghdianistic is not an exception, it is not only an independent branch of Iranian studies but Oriental studies upon the whole. The paper mainly of a descriptive nature discusses Aburayhon Beruni’s information about the chronology and the calendar, holidays and related rituals and customs, religious beliefs, worldview and cosmology, and other aspects of the spiritual culture of the Soghdians, existing in many of his works without any reference to the branch of science, which the given works are devoted to. The bulk of the findings of Beruni in this area are considered paramount. According to the author their value is not only in the uniqueness but due to these data many unknown facts on history and culture of ancient and early medieval Sughd have been restored.

Текст научной работы на тему «Абурайхон Беруни — основоположник согдологии»

УДК 001(09) ББК 63.3(0)3

Ю.А.БОБОЕВ

АБУРАЙХОН БЕРУНИ - ОСНОВОПОЛОЖНИК СОГДОЛОГИИ

Согдология - как самостоятельная ветвь не только иранистики, но и всего востоковедения зародилась во второй половине XIX в. На протяжении своей 150-летней истории она пережила два всплеска, которые были связаны с открытиями мирового масштаба. В первом случае, находки согдийских рукописей в Восточном Туркестане, по выражению О.И.Смирновой, положили начало зарождению согдианистики как самостоятельной области востоковедения (13,6-7).

Второй виток в развитии согдологии связан с находками на горе Муг, их прочтением, комментариями, историко-лингвистическим анализом и введением в научный оборот. Об этом событии писалось довольно много (12;14;15;17).

Становление и развитие согдологии связано с научной деятельностью многих выдающихся учёных, в том числе А.Л.Куна, С.Ф.Ольденбурга, К.Залеманна, В.Томашека, Аллот де ла Фуе, Й.Маркварта, Р.Готьо, Э.Бенвениста, В.Б.Хеннинга, Р.Рейхальта, Ф.А.Розенберга, В.В.Бартольда, И.Гершевича, К.Эноки, М.Мори, О.И. Смирновой, В.А. Лившица, А.И.Тереножкина, Т.Хаеши.

Для изучения истории и культуры Согда свою лепту внесли многие таджикские учёные, особенно Б.Г.Гафуров, Н.Н.Негматов, Ю.Якубов, У.Эшонкулов, Н.Т.Рахимов и другие.

Следует подчеркнуть, что самые ранние материалы о Согде и согдийцах встречаются в "Авесте", наскальных надписях Ахеменидских царей и таджикско-персидских средневековых письменных источниках.

Особняком среди них стоят сообщения выдающегося таджикского учёного-энциклопедиста Абурайхона Беруни, труды которого, независимо от принадлежности к той или иной отрасли науки, содержат массу уникальной информации по рассматриваемому вопросу. Эти сведения использованы во многих работах, непосредственно посвященных Согду и согдийцам или в какой-то степени соприкасающихся с данной проблемой. Если в некоторых из них данные Беруни подвергнуты тщательному анализу и определена их ценность, то в других они использованы исключительно в качестве дополнительной информации. Но ни в одной из них не сделано комплексное исследование всей информации Беруни в данном направлении. Нет такого материала и в нашей статье, главной целью которой является показ всего объёма информации Беруни относительно согдийцев.

По меткому замечанию П.Г. Булгакова, книга «Памятники минувших поколений» (дальше «Осор-ул-бокия»-Ю.Б.) может быть назван сводом всеобщей сравнительной хронологии народов Ближнего Востока и Средней Азии (11,95). Именно в ней Беруни впервые и скрупулёзно говорит о согдийцах, вернее об их летосчислении.

Судя по его сведениям, согдийский календарь состоял из трехсот шестидесяти пяти и четверти суток. Он был разбит на 12 месяцев, по 30 дней каждый. Все месяцы и дни согдийского календаря имели свои названия (1,99; 6,68-70; 7, 73-74; 8,60-62).

Данный вопрос освещён также в «Каноне Масъуда» и в «Китоб-ут-тафхим»-е (1,99; 2,133; 4,235; 5,136).

В трудах Беруни (1,100-101; 2,130; 4,230; 6,69; 7,73; 8,60-61) месяцы согдийского календаря с некоторыми различиями названы следующим образом:

Согдийцы согласно Беруни, пользовались и дополнительными пятью днями, которые они, в отличие от древних иранцев, вставляли в конце двенадцатого месяца своего календаря. Беруни отмечает, что среди согдийцев, также как и у древних иранцев, не было единства в названиях этих дней, и приводит два варианта их названий (1,104; 2,131; 4,230; 5,135; 6, 69; 7, 73-74; 8,61).

Как и в древнеиранском календаре, все дни согдийского календаря имели названия:

1 . Навсард

7. Фугкон

8. Обондж

9. Фуг

2. Дж-рдж-н

3. Найсандж

4. Басокандж

5. Ашнохандо

6. Мажихандо

10. Масофуг

11. Жимдо

12. Хшум

1. Хурмужд 11. Хвар 21. Ромн

2. Джахинр 12. Мах 22. Воз

3. Ардхушт 13. Тиш 23. Даст

4. Хуштшвар 14. Гаш 24. Дин

5. Спандармиз 15. Даст 25. Арзах

6. Радад 16. М-х-ш 26. Астоз

7. Мурдад 17. Сруш 27. Сман

8. Даст 18. Р-с-н 28. Рамджид

9. Атас 19. Ф-р-в-з 29. Нашинд

10. Анджан 20. Вхашгир 30. Нагар

Уникальными являются следующие слова Беруни, которые свидетельствуют о наличии в зороастризме Средней Азии элементов идолопоклонства, об особенностях языка, о стёртых из народной памяти этих названиях: «У индийцев имеются названия для всех дней по именам дэвов, то есть их ангелов. Подобные названия присущы дням, месяцам и у согдийцев, и у хорезмийцев, они не очень хорошо известны и искажаются при частой переписке» (2,132; 4,233; 5,136).

Ряд исследователей на основе сопоставления сведений Беруни с данными согдийских рукописей и документов пришли к выводу, что месяцы и дни согдийского календаря были названы в честь древнеиранских богов природы и божеств авестийского пантеона (17,28-29; 18,45-60). В согдийских документах сохранились названия лишь девятнадцати из тридцати дней согдийского календаря. (17,31). Названия остальных одиннадцати дней были восстановлены благодаря сообщениям Абурайхона Беруни.

Следует подчеркнуть, что сведения Беруни о согдийском календаре несут в себе много полезной информации об их истории и культуре. Для подтверждения своих слов приведём пространный отрывок из «Осор-ул-бокия»: «Что касается согдийцев, то их месяцы тоже были распределены по четвертям года; таким образом, первое Наусарда - одного из согдийских месяцев - являлось началом лета. У согдийцев с персами не было никакого расхождения в отношении начала годов и некоторых месяцев; они расходились только относительно места добавочных пяти дней...

Согдийцы допустили это расхождение только потому, что почитали своих царей и не равняли себя с ними в своих делах. Они предпочли избрать для начала года возвращение царя Джама по достижении им своей цели, тогда как цари предпочли избрать день выступления Джама ради этого дела. Некоторые утверждают, что причиной расхождения сроков начала года кроется в различии, обнаруженном в астрономических выкладках.

... Когда же появился Заратуштра и принёс вероучение магов и цари перешли из Балха в Фарс и Вавилон и занялись делами своей веры, они произвели астрономические наблюдения заново. Тогда они оставили свой первоначальный счет и стали считать согласно, тому к чему привели астрономические наблюдения. А жители Мавераннахра остались при том, что делали, и пренебрегли неточностью того года, по которому они вели счисление. Поэтому и разошлись сроки начала года у согдийцев и персов.

Другие говорят, будто начало года у персов и начало года у обитателей Согда было единым до появления Заратуштры. Когда же персы, после Заратуштры, стали переносить пять дополнительных дней в конец каждого из вставных месяцев, то жители Согда оставили эти дни на их местах и не переставляли их. Таким образом, эти дни остались у них в конце месяцев всего года, а персы, перестав дополнять года, оставили эти пять дней в конце Абан-Маха» (6,257-258; 7,361-362; 8,253-254).

Таким образом на основе приведенного отрывка можно предположительно обрисовать такую картину - начало нового года, то есть Навруза, приходилось на летнее солнцестояние; согдийцы были хорошо знакомы с мифами о царе Джамшеде и некоторые популярные страницы его жизни использовали в своей повседневной жизни; Согд подчинялся государству Каёнидов; с приходом Зардушта в религиозных верованиях согдийцев и иранцев появились некоторые различия.

О несоответствии календаря древних иранцев и согдийцев в вопросе начала Нового года в «Каноне Масъуда» читаем следующие: «Их годы (согдийцев - Ю.Б.) начинаются от Великого науруза, который отстаёт от Царского науруза на пять дней» (1,156).

На существенные религиозные различия между согдийцами и иранцами у Беруни имеются прямые указания. Так, судя по его словам, эра магов (летосчиление Яздигурда - Ю.Б.) начинается со дня его гибели. «Он погиб, - пишет Беруни, - в Мерве вблизи Согда, и маги (Мерва) пользуются временем его (гибели как началом эры). Но маги Мавераннахра отличаются по вере

от магов Хорасана и Фарса, так что приходит даже на ум, что их пророк иной - чем пророк тех магов» (1,156).

Помимо прочего приведённый пассаж свидетельствует об осведомленности Беруни относительно границ Согда. Он, в отличие от многих средневековых авторов, расширяет юго-западные границы Согда почти до Мерва, далеко за границы бассейна рек Зеравшан и Кашкадарья.

Как известно, в узком понимании Согдом назывались земли, расположенные на бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. Условно южными границами Согда считались Гиссарский и Зеравшанский хребты, её северо-восточные границы проходили по Туркестанскому хребту и к истокам Зеравшана, на западе Согд границей Согда считалась Амударья, а на севере- пустыня Кызылкум.

О роли согдийцев в региональной и мировой торговле сказано и написано довольно много. Доказано, что они сыграли ключевую роль в становлении и функционировании Великого Шелкового пути. Особую нишу в торговых сделках согдийцев играли ярмарки, которые функционировали во многих городах и селах Согда. По замечанию Беруни, они приурочивались к определённым праздникам. Согдийцы, как и другие ираноязычные народы, справляли массу праздников и соблюдали связанные с ними определенные ритуалы. Абурайхон Беруни, будучи признанным знатоком праздников народов Востока и связанных с ними обрядов и обычаев, не обошел стороной и эту проблему. Ввиду того, что данная проблема изложена в главе «Речь о праздниках в месяцах согдийцев» трактата «Осор-ул-бокия» очень компактно, и во избежание нагрузки текста статьи многочисленными ссылками мы решили дать одну, общую ссылку на эти сведения Беруни после их рассмотрения.

Первый день месяца Навсард назван Абурайхоном Беруни - Навруз, или же Большой Навруз. «В двадцать восьмой день этого месяца, - продолжает он свои слова,- праздник у магов Бухары, называемый Рамиш-Агам, когда люди собираются в храме огня в деревне Рамуш. Эти агамы -самые почитаемые праздники. Их справляют в каждой деревне, причем собираются у всякого раиса, едят и пьют. Это происходит у них по очереди во всякой деревне».

Далее Беруни пишет, что в седьмой день месяца Басокандж согдийцы справляли праздник «Микх-огом», в двенадцатый день- праздник «второй Мохирдж», а в пятнадцатый день отмечали праздник «Амсихора», в котором согдийцы воздерживались от еды, приготовленной на огне, и вина, ели кислое тесто и фрукты, овощи и злаки. Для празднования «Микх-огома» они собирались в Пайкенде.

Праздник «Бобахора» или «Бомайхора», обозначающий питьё чистого вина, согласно Беруни, праздновался в восемнадцатый день месяца Ашнохандо. В двадцать шестой же день наступал «Гармхоры».

У согдийцев, как сообщает Беруни, в третий день месяца Мажихандо отмечался праздник Кашлин. В этот день в селении Камджикат проходили торги. Знаменитая ярмарка в Тавависе, которая продолжалась семь дней, начиналась в пятнадцатый день этого месяца.

Первый день месяца Фугкон назывался «Нимсарда», что обозначало середина года. Во второй день названного месяца согдийцы отмечали праздник «М-н-иди хора», во время которого собирались в храмах огня и ели пищу, которая готовилась из просяной муки, масла и сахара. В девятый день проходил праздник «Тисис огом», двадцать пятого числа справляли начало «Гармхоры», а конец «Гармхоры» приходился на девятый день месяца Обондж.

С пятого по пятнадцатое Масофуга у согдийцев был праздник. По его окончании у мусульман в селении Шарг в течение семи дней проходила ярмарка.

В двадцать пятый день месяца Жимдандж согдийцы праздновали «Бозомком».

Пять последних дней месяца Хшум и последующие пять добавочных дней, согласно Беруни, согдийцы поминали своих предков. Для своих покойников они ставили пищу и напитки на кладбищах-наусах. Здесь же Беруни подчеркивает, что согдийцы в эти дни причитали и царапали себе лицо.

В селениях Согда и Бухары, добавляет Беруни, при совпадении названий дней с названиями месяцев, также проходят ярмарки (6,361-364; 7,361-364; 8,253-255).

Короткая информация о перечисленных вопросах содержится и в «Китоб-ут-тафхиме»: «В их месяцах имеются праздники и религиозные церемонии, называемые агамами, но сведения о них не дошли до нас. Народ Бухары называет первый и второй согдийские месяцы соответственными названиями. В (следующие) два месяца устраиваются ярмарки, называемые первым и вторым махизаджами, говорят, на этих двух ярмарках продаются краденные (вещи); большей частью там неразбериха и многое пропадает. Первая из этих двух ярмарок - в тринадцатый день третьего месяца, то есть нисана, вторая в тринадцатый день четвертого месяца, то есть висяка. Ярмарка в

Тавависе, большом и людном городе, начинается в пятнадцатый день шестого месяца, то есть мажиханды, эта ярмарка продолжается семь дней, а ярмарка в Шарге, это тоже город, продолжается десять дней и начинается в пятнадцатый день десятого месяца, то есть масафуга» (2,144; 4,266; 5,147).

Указание на то, что согдийцы справляли различные праздники и устраивали ярмарки, имеется и в «Каноне Масъуда» (1,243).

В трудах Беруни имеются редкие сообщения о состоянии и уровне науки в древнем Согде. Эти факты исключительно ценны. Например, в «Минералогии» Беруни упоминает некую согдийскую книгу о минералах. Подробно изучив его сведения об этой книге, Г.Г. Леммлейн заключает: «Книга эта упоминается Беруни в главе о безоаре и названа им «Тубуста». Это слово, как выяснила К.В. Кауфман, является согдийским и означает «Книга о силе» (tampusta), то есть книга о магической силе, в данном случае - силе различных камней. Отрывки, содержащие в описании магических свойств камней, сохранились и среди собственно согдийских текстов, найденных в Восточном Туркестане. Сличение текста цитаты, приводимой Беруни, с указанными согдийскими текстами свидетельствует, что мы имеем дело с отрывками близких по содержанию сочинений. Таким образом, можно говорить о наличии на согдийском языке - то есть в доисламские времена - специального сочинения по минералогии» (1 0, 408).

Из трудов Беруни мы также узнаем не только о существовании у согдийцев определенных традиций относительно познания драгоценных камней и минералов, но и об их астрономических познаниях и согдийских и хорезмийских названиях лунных стоянок (6,264; 7,371; 8,261).

Одним из широко применяемых методов исторических изысканий, к которому часто прибегал Беруни, является сравнительно-сопоставительный анализ. Данный метод широко использован в «Моли-л-Хинд»-е, в том числе при рассмотрении вопросов космологии индийцев. Здесь, говоря о космологии индийцев относительно центра земли, Беруни приводит парраллели из космологии согдийцев по этому вопросу: «Подобных же представлений придерживаются и огнепоклонники Согда: гора Ардийа находится вокруг мира, а за его пределами - хом, подобный зрачку глаза, в котором есть частичка всякой вещи; и что позади хома - пустота; в центре мира есть гора Гирнагар - трон небесного царства, которая находится между нашим климатом и остальными шестью климатами; между каждыми двумя климатами есть обжигающий песок, на который не может ступать (ничья) нога; сферы (вращаются) наклонно, потому что находится сверху и в нем (живут) люди» (9,234).

Немногие авторы, пердшествовшие Беруни, и даже его современники говорят о самаркандской бумаге. Беруни же пишет о ней дважды. Один раз говорит, что производство бумаги в Самарканде наладили пленные китайцы (9,174), во второй раз сравнивает метод размола золотой руды с методом толчения киннаба для производства бумаги (10,219).

Имеются в трудах Беруни сообщения и о религии согдийцев эпохи прихода арабов, которые, помимо прочего, дают информацию о сказочных богатствах храмов огня: «И говорят, когда Кутайба ибн Муслим завоевал крепость Пайкенд на границе Бухары, он нашел там в храме огня две жемчужины. Жрецы рассказали, что две птицы опустились на крышу храма раз, потом другой, а затем бросили в нее эти две жемчужины» (10,148).

Таким образом, приведенный далеко не полный комплекс сведений Абурайхона Беруни, которые, дают нам полезную информацию о летосчислении и календаре, праздниках и связанных с ними обрядах и обычаях, религиозных верованиях и других элемантах духовной и материальной культуры согдийцев, которые уникальны и не встречаются в других источниках, позволяет нам, не претендуя на роль первооткрывателя его сообщений в этом направлении, по праву назвать его основателем согдологии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беруни, Абу Райхан. Избранные произведения: в 7 т. Канон Масъуда [отв. ред. С.Х. Сираждинов и Г.П. Матвиевская. Вступит. статья, пер. и прим. П.Г. Булгакова и Б.А. Розенфельда] / А.Беруни. - Ташкент: Фан, 1973.- 648 с. - 5 т.

2. Беруни, Абу Райхан. Избранные произведения: в 7 т. Книга вразумления начаткам науки о звездах (вступительная статья, перевод и примечания Б.Ф. Розенфельда и А.Ахмедова. Отв. ред. доктор филологических наук А.К. Арендс) / А.Беруни. - Ташкент: Фан, 1975.- 328с.- 6т.

3. Беруни, Абу Райхан. Избранные произведения: в 7 т. Фармакогнозия в медицине (Китаб ас-Сайдана фи-т-тиб(б); [отв. ред. А.К. Арендс. Исслед., пер., прим. и укз. У.И. Каримова] / А.Беруни. - Ташкент: Фан, 1974. - 1120 с.- 4 т.

4. Берунй, Абурайхон. Ат-тафхим ли авоили саноат-ит-тан^им; (ба тасхехи Ч,алолуддин Хумойй) / А.Берунй.- Техрон: Х,умо, 1367.-746 с.

5. Берунй, Абурайх,он. Китоб-ут-тафх,им ли авоили саноат-ит-танчим (ба чоп тайёркунандагон А. Девонакулов, X. Мамедова, Т. Собиров. Мухаррири масъул М. Диноршоев) / А.Берунй. -Душанбе: Дониш, 1973.- 287 с.

6. Берунй, Абурайхон. Осор-ул-бокия [ба чоп тайёркунандагон А. Девонакулов, М. Исо, О. Х,амид, М. Бако. - Мухаррири масъул М. Диноршоев, А. Девонакулов] / А.Берунй. - Душанбе: Ирфон, 1990. - 278 с.

7. Берунй, Абурайхон. Осор-ул-бокия (тарчумаи Акбари Доносиришт) / А.Берунй.- Техрон: Сипехр.- 1377.- 611 с.

8. Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения: в 7 т. Памятники минувших поколений [перевод и примечания М.А. Салье] / А. Бируни. - Ташкент: АН УзССР, 1957.-486 с.- 1 т.

9. Бируни, Абу Рейхан. Избранные произведения: в 7 т. Индия / [перевод А.Б. Халидова и Ю.Н. Завадовского. Комментарии В.Г. Эрмана и А.Б. Халидова. Отв. ред. В.И. Беляев]. - Ташкент: АН УзССР. 1963.- 727 с.- 2 т.

10.Ал-Бируни, Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) [перевод А.М. Беленицкого. Редакция проф. Г.Г. Леммлейна, проф. Х.К. Баранова и А.А. Долининой. (Статьи и примечания А.М. Беленицкого и Г.Г. Леммлейна) / А. ал-Бируни. - М.: АН СССР, 1963.- 518 с.

11.Булгаков, П.Г. Жизнь и труды Беруни / П.Г.Булгаков.- Ташкент: Фан, 1973.- 273 с.

12.Пулодй, А. Таърихи бозёфтхои калъаи Муг / А.Пулодй // Мероси Ниёгон. - 2014. - № 16. - С.33.

13.Смирнова, О.И. Очерки из истории Согда / О.Смирнова.-М.: Наука, 1970.- 288 с.

14.Согдийские документы с горы Муг. Хозяйственные документы; (чтение, перевод и комментарии М.Н.Боголюбова и О.И.Смирновой).- М.: Восточная литература, 1963.- Вып. III - 132 с.

15. Согдийские документы с горы Муг. Юридические документы и письма; (чтение, перевод и комментарии В.А.Лившица).- М.: Восточная литература, 1962.- Вып. II.- 222 с.

16. Согдийский сборник // Сборник статей о памятниках согдийского языка и культуры найденных на горе Муг в Таджикиской ССР.-Ленинград: АН СССР, 1934.- 121 с.

17.Фрейман, А.А. Описание, публикации и исследование документов с горы Муг / А.А.Фрейман // Согдийсике документы с горы Муг.- М.: Восточная литература, 1962.- 92 с.- Вып.1.

18.Якубов, Ю. Религия древнего Согда / Ю.Якубов. - Душанбе: Дониш, 1996.-196 с.

REFERENCES:

1. Beruni, Abu Raihan. Selected works: in 7 vol. The Canon of Mas'ud (executive ed. S.H. Sirazhdinov and G.P. Matviyevskaya. Forward, translation and commentaries by P.G. Bulgakov and B.A. Rozenfeld) / A. Beruni. - Tashkent: Fan, 1973.- 648p.- vol.5

2. Beruni, Abu Raihan. Selected works: in 7 vol. The Teaching book for rudiments of the sciense of the stars (Forward, translation and commentaries by B.F. Rozenfeld and A.Ahmedova. executive ed. A.K. Arends, Doctor of Philology ) / A. Beruni.- Tashkent: Fan, 1975.- 328p.- v.6

3. Beruni, Abu Raihan. Selected works: in 7 vol. Pharmacognosy in medicine (Kinab as-Saidana fi-t-tib(b) (executive ed. K. Arends, Study, translation, commentaries and additions by U.I. Karimova) / A. Beruni. - Tashkent: Fan, 1874. - 1120p. - vol.4

5. Beruni, Aburaihan. At-tafhimli avoili sanoat-it-tanjim (edited by Jaloluddin Humoyi) / A. Beruni. -Tehron: Humo, 1367.-746 p.

6. Beruni, Aburaihan. Osor-ul-boqiya (Prepared for publication by A. Devonaqulov, M. Iso, O. Hamid, M. Baqo.- executive ed. M. Dinorshoev, A. Devonaqulov) / A. Beruni.-Dushanbe: Irfon, 1990.- 278 р.

7. Beruni, Aburaihan. Osor-ul-boqiya ( translated by Akbari Donosirisht) / A. Beruni.- Tehron: Sipehr.-1377.- 611p.

8. Beruni, Abu Raihan. Selected works: in 7 vol. The monuments of the last generation (translation and commentaries by M.A. Salye) / A. Beruni.- Tashkent: P.H. ASRU, 1957.- 486p. v.1

9. Beruni, Abu Raihan. Selected works: in 7 vol. India/ ( translation of A.B. Halidov and Yu.N. Zavadskyi, Commentaries of V.G. Erman and A.B. Halidov. Executive ed. V.I. Belyaev). - Tashkent: P.H. ASRU, 1963.- 727p.- v.2

10. Al-Biruni, Abu- r-Raihan Muhammed ibn Ahmed. Collection information for identification of gem (Meneralogy) (translation of A.M. Belenitskyi. Edited by prof. G.G. Lemmlein. Prof. H.K. Baranov and A.A. Dolina. Articles and notes of A.M. Belenitskyi and G.G. Lemmlein) / A. al- Biruni.- M.: P.H. USSR Academy of Sciences, 1963.- 518p.

11. Bulgakov, P.G. Life and works of Berunni / P.G. Bulgakov.- Tashkent: Fan, 1973.- 273p.

12. Pulodi, A. The history of findings of the Mugh fortress / A. Pulodi // The heritage of ancestors.-2014.- №16. 33p.

13. Smirnova, O.I. Essays on the history of Soghd / O. I. Smirnova.- M.: Nauka, 1970.-288p.

14. Soghdian documents from the moumtain Mug. Household documents; preparation of the text, translation and commentaries of M.N. Bogolyubov and O.I. Smirnova).- М, 1963.- issue III.-132p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Soghdian documents from the moumtain Mug. Juridical documens and letters; (preparation of the text, translation and commentaries of V.A. Lifshits. - M., 1962.- issue II.- 222p.

16. Soghd collection // Collection of articles about the monuments of Soghdian language and culture founded on the mountain Mug in Taj.SSR.- Leningrad, 1934.- 121p.

17. Freiman A.A. Description, publications and study of the documents from the mountain Mug / A.A. Freiman // Soghdian documents from the moumtain Mug. - M., 1962, 93p.- issue 1

18. Yakubov, Yu. The religion of the ancient Soghd / Yu. Yakubov.- Dushanbe: Donish, 1966.- 196p.

Абурайхон Беруни - основоположник согдологии

Ключевые слова: Абурайхон Беруни, Согд, согдийцы, согдология, согдийские документы с горы Муг

Абурайхона Беруни можно с уверенностью считать пионером некоторых смежных исторических дисциплин и методов исторического исследования. В этом плане не является исключением и согдология, или согдианистика, - самостоятельная ветвь не только иранистики, но и вообще востоковедения.

В статье, которая в основном носит описательный характер, рассмотрены сведения Абурайхона Беруни о летосчислении и календаре, праздниках и связанных с ними обрядах и обычаях, религиозных верованиях, мировоззрении и космологии и других аспектах духовной культуры согдийцев, имеющихся во многих его произведениях независимо от отрасли науки, которым эти работы посвящены. Основная масса данных Беруни в этом направлении считаются архиважными Согласно автору статьи их ценность заключается не только в уникальности, но и в том, что с их помощью восстановлены многие неизвестные науке страницы истории и культуры древнего и раннесредневекового Согда.

Aburayhon Beruni the founder of Soghdology

Keywords: Aburayhon Beruni, Soghd, Soghdians, Soghdology, Soghdian documents from the Mug mountain

Abu Raihon Beruni can definitely be considered a pioneer of some related historic disciplines and methods of historic research. In this aspect Soghdology or Soghdianistic is not an exception, it is not only an independent branch of Iranian studies but Oriental studies upon the whole.

The paper mainly of a descriptive nature discusses Aburayhon Beruni's information about the chronology and the calendar, holidays and related rituals and customs, religious beliefs, worldview and cosmology, and other aspects of the spiritual culture of the Soghdians, existing in many of his works without any reference to the branch of science, which the given works are devoted to. The bulk of the findings of Beruni in this area are considered paramount. According to the author their value is not only in the uniqueness but due to these data many unknown facts on history and culture of ancient and early medievalSughdhave been restored.

Сведения об авторе:

Бобоев Юсуф Абдулхатович, кандидат исторических наук, преподаватель гимназии «Нур» (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:yusuf_boboev@mail.ru; boboev.yu@gmail.com.

Information about the author:

Boboev Yusuf Abdulhatovich, Candidate of Historical Sciences, the teacher of gymnasium Nur" (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:yusuf_boboev@mail.ru; boboev.yu@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.