Научная статья на тему 'МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байсалуева Эльвира Фазитовна, Байсалуев Ильяс Саидович

Авторы называют некоторые особенности и причины коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Представлены выводы. В частности, авторы убеждены в том, что меры профилактического воздействия в правоохранительных органах должны стать приоритетным направлениям в сфере антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел. Кроме того, по мнению авторов, в работе по противодействию коррупции особенно важен системный подход, который позволит постепенно совершенствовать работу правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

In the article, the author identifies some features and causes of corrupt behavior of employees of the internal affairs bodies. Leads to conclusions. In particular, the author is convinced that preventive measures in law enforcement agencies should become priority areas in the field of anti-corruption activities in the internal affairs bodies. In addition, according to the author, in the work on combating corruption, a systematic approach is especially important, which will gradually improve the work of law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА PROBLEMS OF STRENGTHENING LEGALITY

УДК 34.44 Б01 10.47475/2618-8236-2021-16403

ББК 67.700

Меры противодействия коррупции в органах внутренних дел

Э. Ф. Байсалуева1, И. С. Байсалуев

1Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел

Российской Федерации, Тюмень, Россия 2Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

Авторы называют некоторые особенности и причины коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Представлены выводы. В частности, авторы убеждены в том, что меры профилактического воздействия в правоохранительных органах должны стать приоритетным направлениям в сфере антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел. Кроме того, по мнению авторов, в работе по противодействию коррупции особенно важен системный подход, который позволит постепенно совершенствовать работу правоохранительных органов.

Ключевые слова: коррупция, противоправные деяния, противодействие коррупции, профилактика, меры административно-правового регулирования.

Кто взял в свои руки кормило правления, тот обязан помышлять лишь об общественных, а отнюдь не о частных своих делах, не отступать ни на вершок от законов, каковых он и автор, и исполнитель, следить постоянно за неподкупностью должностных лиц и судей...

Эразм Роттердамский

В истории человечества коррупция имеет самые глубокие корни. В современной действительности коррупция является не локальной проблемой, как было отмечено в Конвенции ООН против коррупции1, а социальной пандемией, и имеющиеся меры противодействия, к сожалению, пока не позволяют достичь минимизации ее уровня. Несмотря на то что российское законодательство совершенствует методы борьбы с коррупционными проявлениями, уровень актуальности рассматриваемой проблемы остается максимально высоким.

Основным антикоррупционным документом на сегодняшний день является Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3, который регламентирует понятие «коррупция», а также основные направления

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс.

противодействия анализируемому противоправному деянию 2.

В свою очередь вопросы предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы являются предметом исследования многих ученых административистов. Существенный вклад в исследование проблемы коррупционной преступности сделан С. В. Никитиным, А. В. Ревягиным,

B. В. Бабуриным и другими научными деятелями.

В процессе анализа данного вопроса ряд научных деятелей относительно вопроса о понятии «коррупция», попытались выразить свою точку зрения. В частности, по мнению профессора

C. В. Максимова, коррупция — это использование государственными или иными публичными служащими своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера [1. С. 9], в то время

2 О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс.

Меры противодействия коррупции в органах внутренних дел

как профессор Б. В. Сидоров полагает, что коррупция — корыстное использование публичным должностным лицом своей власти для получения имущественной выгоды для себя, в интересах других лиц или групп. Именно эти противоправные деяния, по мнению ученого, раскрывают основную сущность и опасность коррупции, представляют собой составное звено коррупционной преступности [2. С. 110].

Интерес вызывает точка зрения ученых, которые предприняли попытку определить понятие коррупции именно в органах внутренних дел (ОВД). Например, А. В. Куракин представляет коррупцию в ОВД как неустановленное российским законодательством получение должностным лицом имущественных благ за совершение последним как законных, так и незаконных услуг правового характера в пользу взяткодателя [3. С. 10]. По этому поводу считаем уместным выразить свою точку зрения. Думается, что коррупционное поведение, которое, как справедливо отмечает сам автор, является неустановленным законодательством Российской Федерации, следует считать исключительно незаконным, поскольку коррупционное поведение в принципе не может являться законным.

А. А. Макаров под коррупцией в правоохранительных органах представляет незаконное использование сотрудниками своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ от совершенных деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства [4. С. 7].

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел — это противоправные деяния сотрудников органов внутренних дел, направленные на использование в корыстных интересах своих служебных обязанностей против интересов государства и общества.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 противодействие коррупции включает в себя деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию коррупционных правонарушений.

Однако, на наш взгляд, выполнению данной деятельности должны предшествовать изучение причин и особенностей этого негативного явления.

В этой связи можно выделить следующие особенности коррупционных противоправных деяний:

— специфичность субъекта;

— данное противоправное деяние причиняет ущерб авторитету правоохранительных органов;

— использование должностным лицом своего служебного положения;

— наличие корысти.

Специфичность субъекта объясняется тем, что должностное лицо на профессиональном уровне обладает знанием российского законодательства, а также специальными навыками и опытом, способствующими латентности рассматриваемого негативного явления и значительно затрудняющими расследование. В связи с этим полагаем, что высокий уровень латентности — еще одна особенность коррупционных деяний.

Коррупция в органах внутренних дел способствует снижению доверия граждан к государственной власти, причиняет вред правоохранительным органам, а значит, представляет особую опасность в целом для государства.

Использование же должностным лицом своего служебного положения в пределах коррупционного поведения можно охарактеризовать как противоправную деятельность должностного лица по реализации юридических и фактических возможностей, совершаемую вопреки интересам служебной деятельности и из корыстных побуждений.

В зависимости от периодичности совершения коррупционных деяний в системе ОВД можно выделить систематическую и эпизодическую коррупцию.

Сущность систематической коррупции проявляется в длительности и устойчивости коррупционных связей между должностными лицами органов внутренних дел и гражданами либо юридическими лицами. Систематическая коррупция предполагает также наличие высокой степени межличностного общения между коррупционером и коррумпирующим лицом.

Сотрудники правоохранительных органов в силу специфики своих профессиональных обязанностей чаще других вращаются среди представителей преступного мира, имеют определенное влияние на них [5. С. 32], что, в свою очередь, способствует высокому уровню коррупционной преступности среди сотрудников.

Коррупция, широко распространяясь на всех уровнях государственной и муниципальной власти, имея очень высокий уровень латентности

20

Э. Ф. Байсалуева, И. С. Байсалуев

и жизнеспособности, ставит под угрозу деятельность государственных институтов и обеспечение национальной безопасности. По этой причине нам сложно согласиться с точкой зрения о том, что коррупция может играть позитивную роль в жизни государства и общества, поскольку значительно сокращает время и ускоряет реализацию решений, компенсирует низкий уровень зарплаты должностных лиц, экономит государственные бюджетные средства и т. д. [6. С. 110].

В зависимости от субъекта противоправных деяний выделяют коррупцию среди рядового состава и коррупцию среди начальствующего состава.

Предполагаем, что коррупция среди рядовых сотрудников органов внутренних дел по большей мере является эпизодической. По нашему мнению, это связано с отсутствием широко круга полномочий и возможностей, отсутствием межличностных коррупционных связей в противоположность начальствующему составу органов внутренних дел. Такой вид коррупции предполагает единичный случай, в ходе которого должностное лицо ОВД, получив от гражданина (юридического лица) вознаграждение за коррупционную услугу, прекращает с ним связь. Однако считать данный вид коррупции менее опасным по сравнению с предыдущим неверно. Опасность указанного вида коррупции предопределяется тем обстоятельством, что потерпевшими в подавляющем большинстве становятся обычные граждане, среди которых имеются и законопослушные.

На наш взгляд, коррупция среди руководящего состава ОВД представляет наибольшую опасность, поскольку субъект наделен распорядительными полномочиями, имеет значительный опыт работы в правоохранительных органах. Перечисленные обстоятельства позволяют недобросовестному руководителю осуществлять противоправную деятельность систематически и более уверенно, рассчитывая на безнаказанность. Коррупционное поведение такого руководителя может продолжаться достаточно длительный период, чему способствует наличие высокой степени межличностного взаимодействия между руководителем и подкупающей стороной. В связи с этим, считаем, заслуживает поддержки точка зрения О. Н. Бибик о том, что назрела необходимость отменить применение условного осуждения за противоправные деяния коррупционной направленности сотрудников правоохранительных органов [7. С. 115].

Как сказано выше, коррупционное поведение сотрудников ОВД имеет не только свои особенности, но и причины. К основным причинам анализируемого противоправного явления мы относим связанный с особенностью профессиональной деятельности систематический контакт сотрудников с представителями криминальной среды, негативный пример коллег или руководителя, достаточно низкий нравственный уровень отдельных сотрудников полиции. В настоящее время в органах внутренних дел в основном осуществляют профессиональную деятельность сотрудники без достаточного практического опыта работы, которые принесли с собой противоречивые и разнообразные поведенческие установки и не имеют приоритетов в профессиональной деятельности.

В связи с этим считаем верной точку зрения В. А. Михайлюка о том, что система органов внутренних дел требует более качественного отбора кадров, а также усиления контроля над индивидуальной профессиональной пригодностью к службе в органах внутренних дел [8. С. 10]. Далее автор справедливо отмечает, что правоохранительные органы в настоящее время нуждаются в поддержке со стороны населения, которая была утеряна в 1990-х гг., в период, когда произошел процесс разрушения «равновесия статусов» различных социально-профессиональных групп внутри социальной системы [Там же. С. 11].

Однако приоритетной, на наш взгляд, должна стать работа по профилактике противоправных деяний коррупционной направленности. Существующие уголовно-правовые средства борьбы с коррупционным поведением сотрудников органов внутренних дел не позволили достичь желаемого результата, по этой причине считаем целесообразным использовать потенциал мер превентивного характера.

Кроме всего, не стоит недооценивать проблему низкого уровня материально-технического обеспечения органов внутренних дел [9. С. 25], незначительного материального стимулирования труда и отсутствие решения жилищной проблемы сотрудников и т. п. Обозначенные проблемы, как следствие, негативно сказываются на результатах профессиональной деятельности и провоцирует рост коррупционных проявлений среди сотрудников полиции. В связи с этим видится справедливой точка зрения Н. В. Османовой, в соответствии с которой с целью противодействия коррупции в правоохранительных органах необходимо увеличить матери-

Меры противодействия коррупции в органах внутренних дел

альную обеспеченность работников правоохранительных органов [10. С. 197].

С учетом вышеизложенного полагаем: — Меры профилактического воздействия в правоохранительных органах должны стать приоритетным направлениям в сфере антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

— В работе по противодействию коррупции особенно важен системный подход, который позволит постепенно совершенствовать работу правоохранительных органов, решить имеющиеся проблемы социально-экономического характера, а также будет способствовать укреплению служебной дисциплины в коллективах.

Список литературы

1. Максимов, C. В. Коррупция. Закон. Ответственность / С. В. Максимов. — 2-е изд. — М.: ЮрИнфоР, 2008. — С. 255.

2. Сидоров, Б. В. Системный подход к решению проблем противодействия коррупции / Б. В. Сидоров // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — № 1. — С. 109 — 117.

3. Куракин, А. В. Государственная служба и коррупция: монография / А. В. Куракин; под ред. М. В. Костенникова. — М.: NOTA BENE, 2009. — 328 с.

4. Макаров, А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел / А. А. Макаров. — М.: NOTA BENE, 2009. — 192 с.

5. Смирнов, А. Ю. Корыстные должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Ю. Смирнов. — Томск, 2010. — 34 с.

6. Межведилов, А. М. Противодействие коррупции / А. М. Межведилов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 192 с.

7. Бибик, О. Н. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях / О. Н. Бибик // Современное право. — 2010. — № 3. — С. 115 — 117.

8. Михайлюк, В. А. Коррупционное поведение как особая форма девиации сотрудников органов внутренних дел: социокультурный анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Михайлюк. — Майкоп, 2017. — 26 с.

9. Байсалуева, Э. Ф. Организация деятельности инспектора по исполнению административного законодательства: учеб. пособие / Э. Ф. Байсалуева. — Тюмень: Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2020. — 68 с.

10. Османова, Н. В. Состояние и меры противодействия коррупции в правоохранительных органах / Н. В. Османова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы: сб. тр. конференции. — М., 2015. — С. 194 — 199.

Дата поступления: 11.12.2021

Дата принятия к опубликованию: 14.12.2021

Сведения об авторах

Байсалуева Эльвира Фазитовна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия. [email protected]

Байсалуев Ильяс Саидович — студент Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]

Библиографическое описание: Байсалуева, Э. Ф. Меры противодействия коррупции в органах внутренних дел / Э. Ф. Байсалуева, И. С. Байсалуев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2021. — Т. 6, вып. 4. — С. 18 — 22. — DOI: 10.47475/2618-8236-202116403.

22

Э. Ф. Байсалуева, И. С. Байсалуев

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2021. Vol. 6, iss. 4. Pp. 18—22.

Anti-Corruption Measures in the Internal Affairs Bodies

E. F. Baisalueva

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Tyumen, Russia. [email protected]

I. S. Baisaluev

Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]

In the article, the author identifies some features and causes of corrupt behavior of employees of the internal

affairs bodies. Leads to conclusions. In particular, the author is convinced that preventive measures in law enforcement agencies should become priority areas in the field of anti-corruption activities in the internal affairs bodies.

In addition, according to the author, in the work on combating corruption, a systematic approach is especially

important, which will gradually improve the work of law enforcement agencies.

Keywords: corruption, illegal acts, anti-corruption, prevention, measures of administrative and legal regulation.

References

1. Maksimov S. V. Korrupciya. Zakon. Otvetstvennost' [Corruption. Law. Responsibility]. Moscow, 2008. (In Russ.).

2. Sidorov B. V. Sistemnyy podhod k resheniyu problem protivodejstviya korrupcii [Systematic approach to solving anti-corruption problems]. Vestnik ekonomiki, prava i sociologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology], 2017, no. 1, pp. 109 — 117. (In Russ.).

3. Kurakin A. V., Kostennikov M. V. (ed.). Gosudarstvennaya sluzhba i korrupciya [Public service and corruption]. Moscow, NOTA BENE, 2009. (In Russ.).

4. Makarov A. A. Korrupciya v sisteme organov vnutrennih del [Corruption in the system of internal affairs bodies]. Moscow, NOTA BENE, 2009. (In Russ.).

5. Smirnov A. Yu. Korystnye dolzhnostnye prestupleniya, sovershaemye sotrudnikami organov vnutrennih del: ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya harakteristika [Self-serving official crimes committed by employees of internal affairs bodies: criminal-legal and criminological characteristics. Abstract of thesis]. Tomsk, 2010. (In Russ.).

6. Mezhvedilov A. M. Protivodejstvie korrupcii [Anti-Corruption]. Kazan, 2016. (In Russ.).

7. Bibik O. N. Zakon o protivodejstvii korrupcii nuzhdaetsya v sushchestvennyh izmeneniyah [Anti-Corruption Law needs significant changes]. Sovremennoe parvo [Modern law], 2010, no. 3, pp. 115 — 117. (In Russ.).

8. Mihajlyuk V. A. Korrupcionnoe povedenie kak osobaya forma deviacii sotrudnikov organov vnutrennih del: sociokul'turnyj analiz [Corrupt behavior as a special form of deviation of employees of internal affairs bodies: socio-cultural analysis]. Maykop, 2017. 26 p. (In Russ.).

9. Bajsalueva, E. F. Organizaciya deyatel'nosti inspektora po ispolneniyu administrativnogo zakonod-atel'stva [Organization of the activities of the inspector for the implementation of administrative legislation]. Tyumen, 2020. (In Russ.).

10. Osmanova N. V. Sostoyanie i mery protivodejstviya korrupcii v pravoohranitel'nyh organah [Status and measures to combat corruption in law enforcement agencies]. Korrupciya: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii bor'by [Corruption: the state of counteraction and directions of optimization of the fight]. Moscow, 2015. Pp. 194 — 199. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.