Научная статья на тему 'Меры профилактики суицидального поведения осужденных'

Меры профилактики суицидального поведения осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1305
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / СУИЦИД / SUICIDE / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / СВОБОДА / FREEDOM / СПЕЦКОНТИНГЕНТ / THEY / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клячкина Наталия Львовна

Суицидальные происшествия в исправительных учреждениях в условиях круглосуточного совместного проживания осужденных деморализующе влияют на спецконтингент, отрицательно сказываются на общей обстановке в местах лишения свободы, вызывают резко негативное отношение к пенитенциарным учреждениям со стороны родственников и общественности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF PRISONERS WITH

Suicidal incidents in prisons in continuous cohabitation of prisoners and detainees demoralizing effect on the prisoners, have a negative impact on the overall situation in places of deprivation of liberty, causing sharply negative attitude to detention facilities by relatives and the public at large.

Текст научной работы на тему «Меры профилактики суицидального поведения осужденных»

УДК 159.9

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

© 2016 Н. Л. Клячкина

Аннотация. Суицидальные происшествия в исправительных учреждениях в условиях круглосуточного совместного проживания осужденных деморализующе влияют на спецконтингент, отрицательно сказываются на общей обстановке в местах лишения свободы, вызывают резко негативное отношение к пенитенциарным учреждениям со стороны родственников и общественности в целом.

Ключевые слова: профилактика, суицид, осужденный, свобода, спецконтингент, поведение.

PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF PRISONERS WITH © 2016 N. Klyachkina

Summary. Suicidal incidents in prisons in continuous cohabitation of prisoners and detainees demoralizing effect on the prisoners, have a negative impact on the overall situation in places of deprivation of liberty, causing sharply negative attitude to detention facilities by relatives and the public at large.

Keywords: prevention, suicide, convict, freedom, they, behavior.

Руководство Федеральной службы исполнения наказаний придает огромное значение профилактике суицидов среди личного состава и спецконтингента. Значительное число исследований межрегиональных психологических лабораторий и НИИ ФСИН России приходится на долю профилактики суицидальных проявлений. В результате этих исследований выходят в свет многочисленные монографии, научные разработки, методические рекомендации по проблеме суицидов1.

Действительно, самоубийства в последнее время превратились в одну из острейших проблем нашего общества. По различным сведениям они стоят на четвертом месте среди причин смертности трудоспособного населения и уверенно сохраняют тенденцию к росту в различных регионах России. От самоубийства погибают люди разного возраста, пола, профессии, образовательного и культурного уровня.

Однако насколько остро стоит проблема суицида в пенитенциарной системе? По официальным данным, в 2014 г. в России добровольно ушли из жизни 60 000 человек, или в среднем 0,4 на 1 000 человек населения . В пенитенциарной системе России в 2014 г. совершен 371 суицид, или 0,41 на 1 000 человек . Таким образом, среднегодовое количество суицидов в уголовно-исполнительной системе практически равно среднему по стране, несмотря на то что в УИС существует целый комплекс факторов, потенциально суицидоопас-ных. Сам арест, осуждение уже является мощнейшим стрессом для эмоционально неустойчивых лиц, который может привести к роковому решению. Прибавим к этому довольно значительный процент лиц от общего числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, имеющих психические отклонения, высокую концентрацию в местах лишения свободы маргинальных элементов, утративших социальные связи, а часто - и смысл жизни.

1 Клячкина Н. Л. Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 1(15)/2015. - С. 105-108.

2 Колос И. В. Суицидальное поведение сотрудников органов внутренних дел // Вестник МВД России. - М., 2008. - С. 83-88.

3 Личко А. Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 2011.

Работа по предупреждению самоубийств затруднена во многом из-за низкой подготовленности к ней и явно поверхностным отношением к этим явлениям большей части начальствующего состава учреждений пенитенциарной системы.

В связи с этим следует отметить роль психологической службы уголовно-исполнительной системы, главная миссия которой заключается в оптимизации служебной деятельности сотрудников, повышении результативности исправительного воздействия на осужденных, оказания им адекватной психологической помощи, стремлении «очеловечить» атмосферу в местах лишения свободы.

Сегодня психологи оказывают действенную помощь кадровому корпусу пенитенциарных учреждений в решении целого ряда оперативно-служебных задач, в адаптации молодежи к нелегким реалиям службы, в преодолении негативных последствий кризисных и экстремальных стрессовых ситуаций, в повышении психологической устойчивости личного состава. Они проводят консультативную работу с руководителями структурных подразделений УИС в выработке оптимального стиля управления в разрешении конфликтных ситуаций. Значителен вклад практических психологов в работу с резервом кадров на вышестоящие должности, повышением психологической компетенции и профессиональной подготовки сотрудников.

Пенитенциарная психология становится стержнем в осуществлении дифференцированных психолого-педагогических программ воспитательной работы с различными категориями осужденных. Именно эту сферу деятельности психологов в исправительных учреждениях мы рассмотрим подробнее в данной статье.

Говоря о профилактике суицидального поведения, следует отметить обстоятельства, ей способствующие: нормализацию межличностных и групповых отношений среди осужденных, создание для каждого осужденного надежной психологической и физической защиты в период нахождения в местах лишения свободы.

Работа психолога исправительного учреждения по профилактике строится на основе учета групповых и индивидуальных факторов риска и направлена на своевременное выявление осужденных, находящихся в суицидоопасном состоянии, оказание им психологической помощи и поддержки.

Данная профилактика начинается с изучения осужденного. На этом этапе нужно обратить внимание на жизнь осужденного до ареста и осуждения. Выделим следующие основные факторы.

Условия семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье (сильное влияние матери); отсутствие понимания, отверженность в детском и подростковом возрасте; чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи»; воспитание в семье с «алкогольным климатом»; частые скандалы в семье; развод родителей; воспитание в детском доме при наличии родителей; наличие психически больных родственников; в семье были случаи самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких родственников.

Особенности поведения: убегал из дома; часто менял место учебы, работы; злоупотреблял алкоголем, другими наркотическими веществами; совершал суицидные попытки.

Другие биографические характеристики: в решении подростковых задач была серия «провалов» (неудачи в обучении, изоляция в коллективе и т. д.); имел друзей, совершивших самоубийство или попытку самоубийства.

Чем больше положительных ответов, тем выше общий риск суицида.

Коррекцию личности осужденного, его психики и поведения можно проводить по следующим направлениям: 1. Нейтрализация действия психической травмы. Прямое и опосредованное, через другие составляющие психики личности и поведения (это правило действует на все остальные пункты). 2. Чувство вины (данные выявляются в процессе

беседы). Рациональная психотерапия, НЛП (проигрывание ситуации с новой интерпретацией и искуплением, прощением), когнитивная психотерапия, «Символдрама» (луг, цветок, водоем, гора, животное, старец, бабушка, сказкотерапия, психологические метафоры, поговорки). 3. Комплекс неполноценности и самооценки (тест Лири, опросник оценки себя и себя другими). НЛП, когнитивная психотерапия, «Символдрама». 4. Генеалогическая бессознательная информация, переданная по семейным связям (данные выявляются в процессе беседы с суицидентом и его родственниками - определяется психотравма, которая была у «первого суицидента» - родственника). Коррекция бессознательной психотравмы - осознание противоречий и несостоятельности для суицидента причин суицида у «первого суицидента» - родственника, проговаривание, переосмысление. 5. Межличностные взаимоотношения с ближайшим окружением (социально-психологический уровень): данные выявляются в процессе беседы и теста Лири, инстинктопатический, инстинкто-метрический тест - суицидента и родственников, опросника - оценки себя и себя другими. 6. Когнитивный уровень (опросник, беседа - убеждения, связанные с суицидальным поведением, психотравмой, оценкой себя и т. д.). Методы когнитивной психотерапии. 7. Эмоционально-мышечный (данные выявляются в процессе беседы). Яркое представление психотравмирующей ситуации и определение мышечных блоков, напряжений с последующей релаксацией или наложение картин, когда эти зоны естественно расслаблены и сопряжены с положительными эмоциями. Можно применять методику Лоуэна4. 8. Инстинкт смерти (инстинктивный уровень): инстинктопатический, инстинктометрический тест. Замещение инстинкта смерти (мортидо) инстинктами жизни (либидо). 9. Уровень механизма психологической защиты («Стиль жизни»). Постепенное замещение с использованием когнитивной и рациональной психотерапии, НЛП, притчи. 10. Поведенческий уровень (данные выявляются в процессе беседы). Терапия противодействием, создание когнитивной (стимул - изменение мыслей, ощущения, внимание - самоконтроль и управление изменений) и биологической обратной связи (стимул - реакция - самоконтроль и управление изменений). 11. Кинестетический уровень (ощущения, поддерживающие чувство страха, тревоги, неуверенности в себе) (данные выявляются в процессе беседы). 12. Познавательные процессы: внимание внутреннее и внешнее, восприятие, мысли, образы, представления (данные выявляются в процессе беседы)5.

Для ускорения диагностического процесса психологу можно проводить групповое обследование в клубе, в комнатах разгрузки или рабочих кабинетах, находящихся на территории колонии. Индивидуальную беседу проводить в служебном кабинете здания изолятора (ШИЗО, ПКТ).

При групповых и массовых самоубийствах или актах аутоагрессии доминирующим становится прессинг окружения (отрицательных лидеров, референтной группы), администрации при резком ужесточении режима. Целенаправленное или нецеленаправленное давление со стороны окружающих на индивида способствует тому, что он выбирает суицидальное поведение по принципу подражания, соответствия требованиям референтной группы. Возникает психическая зараженность.

Тесты должны выявлять факторы, на основании которых подтверждается тип про-тестного поведения на ситуацию и тип воспитательных и психологических мер, а также определять набор психотехники, выбор методов психотерапии и коррекции.

4 Барышев О. В. Методические рекомендации по профилактике самоубийств в подразделениях ГУВД г. Москвы. - М., 2009.

5 Бовин Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие. - М., 2012.

На первой и второй встречах с суицидентом нежелательно применять психотехники «в чистом виде» для того, чтобы не спровоцировать у него защитную реакцию. Как правило, такие осужденные подозрительны, настороженны, обдумывают каждое слово. В зависимости от интеллекта собеседника, серьезности его личности и совершенных поступков должен меняться подход к беседе. С легкомысленными людьми лучше начинать разговор, после представления, с юмора, шутки, затем переходить на важные темы. С вдумчивыми людьми - с серьезных тем, находить что-то общее (интересы, сходство характеров со своими «знакомыми» и т. д.), а затем переходить иногда на шутку, то есть стараться расслабить, заставить раскрыться собеседника6.

В заключение отметим, что работа психолога заключается в применении в обоснованной последовательности различных методов коррекции, таких как: воздействие на направленность личности, мнение, суждение, убеждение, изменение отношения к ситуации -когнитивная психотерапия, психосинтез, психологическое консультирование; изменения отношения к психотравмирующим факторам, черт характера, способностей, возможностей, снижение чувства вины и стыда - психологическое консультирование, нейролингвистиче-ское программирование («Линия жизни», регрессия личности с последующим рейфремин-гом); влияние на внутреннее «Я» через подсознание, архетипы, изменение черт характера, способностей, возможностей личности, терапия депрессии - метод «Символдрама»; изменение способа реагирования на психотравмирующие факторы - трансформация нового поведения (нейролингвистическое программирование); замещение инстинкта смерти на инстинкты жизни, получения удовольствия от самообразования, саморазвития, выполненной

у

работы; обучение бесконфликтному общению, прохождение тренинга коммуникации .

Таким образом, развитие психологической службы как базовой структуры, обеспечивающей воспитательный процесс в исправительных учреждениях УИС, является важ-

- 8 ной задачей сегодняшнего дня .

Библиографический список

Амбрумова, А. Г., Полеев, А. М. Методические рекомендации «Телефонная психотерапевтическая помощь. Телефон доверия в системе социально-психологической службы» / А. Г. Амбрумова, А. М. Полеев // Методические рекомендации. - М., 1988.

Барышев, О. В. Методические рекомендации по профилактике самоубийств в подразделениях ГУВД г. Москвы / О. В. Барышев. - М., 2009.

Бовин, Б. Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / Б. Г. Бовин, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. - М., 2012.

Буданов, А. В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД / А. В. Буданов. - М., 2012.

Котенев, И. О. Психологическая диагностика ПТСР у сотрудников органов внутренних дел / И. О. Котенев. - М., 2007.

Клячкина, Н. Л. Стрессовые факторы и техники их проведения / Н. Л. Клячкина // Вестник СамГТУ. - 2014. - № 2(22). - С. 86-94.

6 Буданов А. В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД. - М., 2012.

7 Тимофеева Е. А. О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2(13)/2014. - С. 79-88.

8 Клячкина Н. Л. Стрессовые факторы и техники их проведения // Вестник СамГТУ. - Серия: Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 2(22). - С. 86-94.

Клячкина, Н. Л. Детерминанты становления личности подростка с противоправным поведением / Н. Л. Клячкина // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 1(15)/2015. - С. 105-108.

Колос, И. В. Суицидальное поведение сотрудников органов внутренних дел / И. В. Колос // Вестник МВД России. - М., 2008. - С. 83-88.

Личко, А. Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 2011.

Тимофеева, Е. А. О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие / Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2(13)/2014. - С. 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.