Научная статья на тему 'Меры профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров'

Меры профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4317
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тумаров Х. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров»

научно-технические достижения. Торговля лицензиями является одной из наиболее выгодных торговых операций, как для продавца (лицензиара), так и для покупателя (лицензиата).

Большой удельный вес в валовом внутреннем продукте занимает индустрия интеллектуальной собственности, охраняемая авторским правом и смежными правами. Научные произведения, произведения литературы и искусства являются важнейшими элементами культурного развития общества, что не всегда поддается стоимостной оценке, однако они имеют общественные выгоды и обеспечивают удовлетворение потребностей и желаний людей. К этой сфере относятся также исполнения, фонограммы, вещательная деятельность, кино-, видео-и аудиопроизведения, полиграфическая продукция, компьютерные программы и базы данных.

Коммерциализация объектов авторского права и смежных прав при носит ощутимый доход. В США, например, основные отрасли авторского права по объему вклада в валовой национальный продукт (ВНП) занимают первое место, опережая химические отрасли, автомобиле- и самолетостроение, электронную промышленность [4, с. 104 - 111].

Кроме вышеизложенного хотелось бы подчеркнуть, что в современных условиях развития интеллектуальных прав огромный вклад российской науки, литературы и искусства в мировую цивилизацию общепризнан, в настоящее время Российская Федерация, бесспорно, относится к числу импортеров интеллектуальной собственности. Указанное, с одной

стороны положительное обстоятельство, служит одной из главных причин того, что реальный законодательный уровень охраны прав на многие объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации оставаться крайне низким и к тому же спорным и неурегулированным, что крайне неблагоприятно сказывается на развитии экономики страны, проблемы и коллизии требуют срочного и адекватного разрешения и разрешения компетентного с научным подходом, поскольку актуальное желание Российской Федерации влиться в мировое сообщество и на равных участвовать в торгово-экономических отношениях может быть реализовано лишь при соблюдении условий обеспечения ею реальной нормативно-правовой охраны интеллектуальной собственности.

Литература:

1. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс. Учеб. пособие. М.: Норма, 2004.

2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. Учеб. пособие. М.: Дело,2003.

3. Идрис К. Интеллектуальная собственность -мощный инструмент экономического роста. ВОИС. 2003 / Пер. с англ. М.: Роспатент, 2004.

4. Кудашев В.И., Турлюк Т.И. Методическое пособие по вопросам введения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности. Мн.:РУПИС, 2004.

5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: проспект, 2005.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ АНАЛОГОВ И ПРЕКУРСОРОВ

ТУМАРОВ Х.И.,

преподаватель, Кыргызская Государственная Юридическая Академия, Кыргызская Республика

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволит снизить не только их уровень, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия на профилактике незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, наказании лиц, виновных в совершении таких преступлений, лечении и реабилитации наркоманов.

Прежде всего, чтобы раскрыть сущность профилактики преступлений, связанных с незаконным

оборотом наркотиков, следует определить ее правовую основу.

Правовой основой профилактики являются: Конституция Кыргызской Республики, Конвенции, соглашения и декларации ООН (Единая Конвенция ООН о наркотических средствах (1961 г.); Конвенция ООН о психотропных веществах (1971 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.); Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1995 г.); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.);

Политическая декларация двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков (1998 г.) и другие), законы Кыргызской Республики («О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсоров» (1998 г.); Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» (1998 г.); «О профилактике правонарушений» (2005 г.); «Об ОВД КР» (1994 г.); «О прокуратуре» (2009 г.) и целый ряд других); постановления и распоряжения Кабинета Министров Кыргызской Республики «О мерах по усилению борьбы с нар-котизмом» (1997г).; Положение о Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики 1998 г.; Концепция развития государственной политики Кыргызской Республики в области контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000 гг.; Положение о порядке изъятия, хранения и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики 1997 г.; Постановление Правительства Кыргызской Республики «О создании специализированных бригад по уничтожению дикорастущей конопли по Кыргызской Республики»; Постановление Правительства Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах подлежащих контролю в Кыргызской Республике» 2007 года.

Определив правовую основу профилактики, необходимо отметить, что абсолютно все профилактические мероприятия регламентированы вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Профилактическую деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков стоит разделить на два уровня:

1) общая профилактика, основным направлением которой являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

2) индивидуальная профилактика в отношении конкретных лиц, которые злоупотребляют наркотическими средствами и на этой почве склонны к совершению преступлений.

Общая профилактика заключается в выявлении специфических криминогенных детерминант, способствующих втягиванию населения в немедицинское употребление наркотических средств и осуществлении мероприятий по пресечению, устранению или нейтрализации этих детерминант. Основными задачами профилактической деятельности на общем уровне является формирование у населения устойчивой общественной позиции относительно негативного отношения к наркотическим средствам; убеждения тех граждан, которые уже употребляют наркотики, отказаться от них.

Общая профилактическая деятельность осуществляется по трем направлениям: выявление, устранение или нейтрализация причин и условий, детерминирующих совершение преступлений, связанных с наркотиками; формирование у населения устойчивой общественной позиции относительно

негативного отношения к наркотическим средствам; осуществление контроля над процессами законного обращения, чтобы исключить их использование в немедицинских целях.

Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению под их действием различного вида преступлений, достигается специальными исследованиями, кропотливой аналитической работой, что позволяет выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных и других государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для обще-профилактических мер экономического, организационно-управленческого, социального, воспитательного, правового и иного характера.

Формирование у населения антинаркотической позиции требует системной широкомасштабной разъяснительной работы об опасности для жизни и здоровья последствий злоупотребления наркотиками; относительно правовых последствий за злоупотребление наркотиками; относительно возможных путей лечения от наркотической зависимости; по профилактической работе с населением, которая направлена на устранение условий, способствующих втягиванию граждан к употреблению наркотиков. Разъяснительная работа с населением, пропагандирующей здоровый образ жизни и отказ от употребления наркотических средств, включает: регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, или обеспечивают лечение; специализированные теле - и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств; распространение разнообразных предметов агитационного характера (реклам, буклетов, листовок и т.д.); проведение системной и целенаправленной профилактической работы с отдельными категориями граждан, находящихся в «зоне риска» (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.); обеспечение согласованных усилий субъектов, на которых возложены функции по предотвращению и противодействию незаконному обороту наркотиков и борьбы с преступностью;

устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и прекурсоров. Важное значение в профилактике незаконного оборота наркотиков имеет осуществление контроля над законным оборотом наркотиков в фармацевтических и медицинских учреждениях. Работники этих учреждений иногда вступают в преступные сговоры с наркоманами, похищают наркотические средства. Почти треть выявленных наркоманов доставала наркотики и их аналоги в больницах и аптеках.

Концепция реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2002-2013 гг. направлена на решение следующих основных задач: сокращение объемов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и снижение уровня незаконного употребления наркотических средств

и психотропных веществ; формирование в обществе, прежде всего у молодежи, неприемлемого отношения к наркомании как явления и повышения эффективности существующего механизма борьбы с ее распространением; создание целостной системы деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в сфере борьбы с распространением наркомании, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и превентивных мероприятий, которые осуществляются (или необходимо осуществить) на национальном и межгосударственном уровнях; углубление международного сотрудничества государственных органов в сфере борьбы с распространением наркомании [7] и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

На выполнение этих задач предусмотрены следующие общепрофилактические мероприятия:

о правового характера: относительно урегулирования нормативно-правовых вопросов: совершенствование порядка изъятия и конфискации средств и имущества, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; внедрение метода контролируемого сбыта наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в оперативно-розыскной деятельности; совершенствование порядка осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в отдельных отраслях; установление правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами; установление правил уничтожения конфискованного или изъятого оборудования, которое использовалось для незаконного производства или изготовления наркотических средств и психотропных веществ и (или) дальнейшее использование которого признано нецелесообразным; установление правил перевозки, ввоза на таможенную территорию КР и вывоз за ее пределы наркотических (психотропных) лекарственных средств больными; совершенствование порядка транзита через территорию КР наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; создание единой общегосударственной системы учета лиц, больных наркоманией; социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией;

о организационного характера: проведение постоянного мониторинга и анализа состояния и фактического распространения наркомании и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и связанных с этим потерь общества, а также корректировки на основе этого мониторинга и анализа программ противодействия распространению наркомании и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, на национальном и региональном уровнях; создание единой информационной сети учета преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, на базе межведомственного автоматизированного банка данных «Наркобизнес» при МВД; создание межведомственной лаборатории с целью исследования и систематизации сведения о синтетические

и полусинтетические наркотические средства и психотропные вещества, прекурсоры, изъятые из незаконного оборота, накопление информации о технологические процессы, которые применяются в подпольных нарколабораториях, и о результатах проверок химико-фармацевтических и сельскохозяйственных предприятий, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров или культивированием наркотических растений; создание межведомственного информационно-аналитического центра исследования проблем распространения наркомании и преступности на ее почве; создание государственного внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими;

о управленческого характера по обеспечению: повышение уровня квалификации работников правоохранительных органов, которые ведут борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; увеличение в пределах определенной общей численности работников соответствующих правоохранительных органов штатной численности работников подразделений, которые непосредственно ведут борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; совершенствование механизма межведомственного сотрудничества в сфере противодействия распространению наркомании путем обмена информацией, опытом работы, проведение совместных мероприятий, участие в научно-исследовательских разработках и исследованиях; проведение криминологических и других исследований по данным вопросам.

Приоритетными направлениями борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с: максимальное изъятие из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, перекрытие каналов и источников их поступления; пресечение деятельности преступных группировок, особенно с признаками организованности, причастных к незаконным операциям с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами; своевременное реагирование на факты склонения к незаконному употреблению наркотических средств или психотропных веществ других лиц; взаимодействие с соответствующими органами зарубежных стран в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; предотвращение нарушений законодательства и их выявление в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, борьба с коррупцией в этой сфере, предотвращения поступления в незаконный оборот наркотических (психотропных) лекарственных средств и прекурсоров с химико-фармацевтических и химических предприятий, а также недопущения использования оборудования предприятий, учреждений и организаций для незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ; разоблачение и ликвидация очагов незаконного изготовления или употребления наркотических средств или психотропных веществ; перекрытие каналов контрабандного перемещения

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров через государственную границу; предотвращение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также преступлений, совершенных на фунте наркомании; внедрение в практическую деятельность правоохранительных органов новых современных методов ведения оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; разработка и применение новых методов обнаружения наркотических средств, психотропных веществ во время проведения таможенного досмотра; совершенствование системы сбора информации о физических и юридических лицах, причастных к незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; постоянный мониторинг современной наркотической ситуации и разработка на его основе соответствующих превентивных мер и корректировки тактики их реализации, совершенствование информационно-аналитической работы, профилактики и повышения эффективности борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ [2] и прекурсоров.

Приоритетными направлениями работы в сфере международного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров являются: заключение международных договоров в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; приведение законодательства КР в соответствие с международным, адаптация национального законодательства к законодательству Европейского Союза, регулирующим отношения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; налаживание взаимодействия с соответствующими органами других стран, международными организациями для проведения совместных операций, принятия других мер в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; интеграция КР в мировое информационное пространство, обмен информацией по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; внедрение в случае необходимости института офицеров связи по вопросам борьбы с транснациональной преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Индивидуальная профилактика незаконного оборота наркотиков и преступлений, связанных с ним, осуществляется в следующих направлениях: выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и, на этой почве, склонны к совершению преступлений; устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения; устранение конкретных обстоятельств, вызывающих употребление наркотиков; осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля в отношении поведения и образа жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и, на этой почве,

склонны к правонарушениям; осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения криминализации.

Таким образом, профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - важная составляющая в деятельности государственных структур, ведь, повторим, позволяет снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет нашего государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на профилактике и противодействию незаконному обороту наркотиков, наказании лиц, виновных в совершении преступлений в данной сфере, так и на лечении наркоманов, применении реабилитационных мероприятий.

Список использованной литературы Нормативная литература:

1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года.

2. Конвенция о психотропных веществах 1971 года.

3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

4. Закон КР «О наркотических средствах, психотропных веществ и прекурсорах» от 22мая 1998 г.

5. Закон КР « Об оперативно - розыскной деятельности» от 16 октября 1998 г.

6. Указ Президента КР от 17 августа 2010 года УП N 131 «Вопросы Государственной службы Кыргызской Республики по контролю наркотиков».

7. Положение о Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков утвержденное постановлением Правительства КР от 9 июля 1998 г. № 456.

8. Концепция развития государственной политики Кыргызской Республики в области контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000 гг.

9. Положение о порядке изъятия, хранения и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденное постановлением Правительства КР от 25 сентября 1997 г. № 555.

10. Постановление Правительства КР « О мерах по усилению борьбы с наркотизмом» от 10 декабря 1997 г.

11. Постановление Правительства Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах подлежащих контролю в Кыргызской Республике» от 9 ноября 2007 года №543.

12. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 18 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 28 июля 2015 года.

13. КоАП Кыргызской Республики от 4 августа 1998 года № 115, (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2015 г.)

14. Государственная Программа по укреплению общественного порядка и усилению борьбы с преступностью в Кыргызской Республики на 1997-2000 годы.

Специальная литература

1. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. -Л.,1974 г.;

2. Булатов Р. М. Криминологическая характеристика и профилактика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств: учебное пособие / Р. М. Булатов, А. В. Шеслер. — Казань: РИЦ «Школа», 1999г.;

3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М.,1990 г.;

4. Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. - М., 1997 г.;

5. Драган, Калачев. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. -М., 1998 г.;

6. Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. - Фрунзе, 1989 г.;

7. Мирошниченко Н.А., Музыка А.А. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. - Одесса ,1988 г.;

8. Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год, Бишкек, 1996 г.;

9. Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с наркотизмом.

ДОГОВОРЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ДОГОВОРЫ НА ПОДАЧУ И УБОРКУ ВАГОНОВ

ГРЕЧУХА В.Н.,

дюн, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской федерации

В главе 4 Устава железнодорожного транспорта РФ [1], посвященной железнодорожным путям необщего пользования, регулируются договоры, связанные с использованием данных путей. В соответствии со ст.55 отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. А ст. 56 закрепляет положение, согласно которому подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцам инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемых перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Вопрос о правовой природе указанных договоров является спорным и имеет давнюю историю. В свое время М.К.Александров-Дольник и М.К.Лучинский приравнивали их к навигационным договорам и договорам на централизованные автомобильные перевозки.[2] Другие цивилисты относили их к особым видам хозяйственного договора об условиях рационального использования

вагонов при погрузочно-разгрузочных операциях на подъездных путях предприятий [3].

На современном этапе развития гражданско-правовой науки спорный вопрос о характере договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов представлен двумя основными точками зрения. По мнению В.В.Витрянсого [4] и С.Ю.Морозова [5] указанные договоры относятся к числу организационных .Ему противопоставляется утверждение о том, что их нельзя причислить к организационным договорам. Это самостоятельные транспортные договоры, предназначенные для обеспечения выполнения договоров перевозок грузов . Как указывает В.А.Егиазаров данные договоры являются самостоятельными видами договоров, заключаемых на железнодорожном транспорте [6]. Близка к этому мнению и позиция О.Н.Садикова, согласно которой это иные виды договоров на транспорте, тесно связанные с процессом транспортировки грузов, но не относящиеся к договорам перевозки [7].

Исходя из принятого в цивилистике деления гражданско-правовых договоров на имущественные и организационные [8], рассматриваемые нами договоры относятся к имущественным, так как в отличие от организационных они порожда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.