Научная статья на тему 'МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ'

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
700
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / МЕРЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЦА / ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжкова А.К.

Cтатья посвящена рассмотрению различных подходов авторов к определению понятия и содержания мер, принимаемых следователем для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в процессе расследования преступлений прошлых лет. Целью является анализ взглядов ученых на определение указанного понятия и характеристика его содержательной стороны. После приостановления расследования по уголовному делу следователь в случае, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, обязан принять меры по его установлению, в случае если он скрылся - меры по его розыску. Следователь в данной ситуации находится в затруднительном положении, так как законодатель не указал, что подразумевается под мерами по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, не привел их перечень, также установил запрет на производство следственных действий по приостановленному производством уголовному делу. В связи со значительным количеством нераскрытых преступлений прошлых лет тема данного исследования является практически значимой. В исследовании рассмотрены различные подходы к определению дефиниции мер, принимаемых следователем по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по приостановленному производством уголовному делу, излагается авторская позиция на этот счет. Статья содержит рекомендации по применению следователем непроцессуальных мер для установления обвиняемого. Сделаны предложения по расширению процессуальных полномочий следователя по приостановленному уголовному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжкова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TAKEN BY THE INVESTIGATOR TO IDENTIFY THE PERSON TO BE INVOLVED AS ACCUSED IN THE PROCESS OF INVESTIGATING PREVIOUS YEARS CRIMES

The article is devoted to the consideration of the problem of the concept and content of the measures taken by the investigator to identify the person to be prosecuted in the process of investigating previous years crimes. The aim is to analyze the views of scientists on the definition of this concept and the characteristics of its content. After the suspension of the investigation in a criminal case, the investigator, in the case when the person subject to prosecution as an accused has not been identified, is obliged to take measures to establish him, if he disappeared - measures to search for him. In this situation, the investigator is in a difficult situation, since the legislator did not indicate what is meant by measures to identify a person to be charged as an accused, did not provide a list of them, and also established a ban on investigative actions on a suspended criminal case. Due to the significant number of unsolved previous years crimes, the topic of this study is practically significant. The study examines various approaches to determining the definition of measures taken by the investigator to identify a person to be charged as an accused in a suspended criminal case, sets out the author’s position on this matter. The article contains recommendations on the use of non-procedural measures by the investigator to identify the accused. Proposals have been made to expand the procedural powers of an investigator in a suspended criminal case.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ»

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ПРОШЛЫХ ЛЕТ

MEASURES TAKEN BY THE INVESTIGATOR TO IDENTIFY

THE PERSON TO BE INVOLVED AS ACCUSED IN THE PROCESS OF INVESTIGATING PREVIOUS YEARS CRIMES

УДК 343.985.7

А.К. РЫЖКОВА,

адъюнкт

(Санкт-Петербургский университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) ORCID Ю: 0000-0001-8831-1062 nyuta.ryzhkova@mail.ru

ANNA K. RYZHKOVA,

Postgraduate (Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, Russia)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению различных подходов авторов к определению понятия и содержания мер, принимаемых следователем для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в процессе расследования преступлений прошлых лет. Целью является анализ взглядов ученых на определение указанного понятия и характеристика его содержательной стороны.

После приостановления расследования по уголовному делу следователь в случае, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, обязан принять меры по его установлению, в случае если он скрылся - меры по его розыску. Следователь в данной ситуации находится в затруднительном положении, так как законодатель не указал, что подразумевается под мерами по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, не привел их перечень, также установил запрет на производство следственных действий по приостановленному производством уголовному делу. В связи со значительным количеством нераскрытых преступлений прошлых лет тема данного исследования является практически значимой.

В исследовании рассмотрены различные подходы к определению дефиниции мер, принимаемых следователем по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по приостановленному производством уголовному делу, излагается авторская позиция на этот счет. Статья содержит рекомендации по применению следователем непроцессуальных мер для установления обвиняемого. Сделаны предложения по расширению процессуальных полномочий следователя по приостановленному уголовному делу.

Ключевые слова: преступления прошлых лет, меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Для цитирования: Рыжкова А.К. Меры, принимаемые следователем по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в процессе расследования преступлений прошлых лет // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 76-82.

Abstract: the article is devoted to the consideration of the problem of the concept and content of the measures taken by the investigator to identify the person to be prosecuted in the process of investigating

previous years crimes. The aim is to analyze the views of scientists on the definition of this concept and the characteristics of its content.

After the suspension of the investigation in a criminal case, the investigator, in the case when the person subject to prosecution as an accused has not been identified, is obliged to take measures to establish him, if he disappeared - measures to search for him. In this situation, the investigator is in a difficult situation, since the legislator did not indicate what is meant by measures to identify a person to be charged as an accused, did not provide a list of them, and also established a ban on investigative actions on a suspended criminal case. Due to the significant number of unsolved previous years crimes, the topic of this study is practically significant.

The study examines various approaches to determining the definition of measures taken by the investigator to identify a person to be charged as an accused in a suspended criminal case, sets out the author's position on this matter. The article contains recommendations on the use of non-procedural measures by the investigator to identify the accused. Proposals have been made to expand the procedural powers of an investigator in a suspended criminal case.

Keywords: previous years crimes, measures to identify a person subject to prosecution as an accused.

For citation: Ryzhkova A.K. Measures taken by the investigator to identify the person to be involved as accused in the process of investigating previous years crimes // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3. P. 76-82.

Среди уголовных дел прошлых лет наибольшую трудность в расследовании представляют преступления, по которым не удалось установить лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, т.е. уголовные дела, приостановленные по п. 1 ч. 1 ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1, но приостановление предварительного следствия не равно прекращению расследования по уголовному делу.

Следователь, в соответствии со ст. 209 УПК РФ, обязан продолжать работу по приостановленному делу, принимая меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, и по установлению места его нахождения (п. 1 ч. 2), а если он скрылся - меры по его розыску (п. 2 ч. 2). Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 209 УПК РФ производство следственных действий по приостановленному уголовному делу не допускается.

Законодатель не указал, что подразумевается под мерами по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, не привел их перечень, что ставит следователя в затруднительное положение при выборе направлений своей деятельности после приостановления расследования.

Розыскные меры, осуществлять которые следователь обязан в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ, исходя из п. 38 ч. 1 ст. 5 УПК РФ подразумевают под собой меры, принимаемые следователем, органом дознания по поручению

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; далее - УПК РФ.

дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Список вышеупомянутых мер в указанной статье также не приводится, и вопрос о том, что же понимается в содержательном смысле под розыскными мерами со стороны следователя, остается открытым.

А.М. Попов говорит, что «закон не может указать, какие конкретно должны быть приняты следователем меры непроцессуального характера по приостановленному уголовному делу. Эти меры определяются конкретными обстоятельствами дела, и в частности теми, которые послужили основаниями для его приостановления» [5, с. 7]. Ряд авторов высказывают свои точки зрения о том, что розыскные действия есть не что иное, как следственные действия, другие отождествляют их с оперативно-розыскными мероприятиями. Так, М.С. Строгович отмечал, что розыскные действия, совершаемые в процессуальном порядке и облекаемые в процессуальную форму, - это именно следственные действия [3, с. 43]. С.П. Митричев говорил, что розыскные действия - это определенная группа следственных действий (например, обыск, выемка, осмотр и т.п.), имеющих поисковый характер [2, с. 433]. А.Ф. Осипов считал, что понятие «оперативно-розыскные меры» является собирательным, объединяет два вида мер2: гласные (розыскные) и негласные (оперативные) [7, с. 209]. Автор говорит о том, что следователь вправе производить первые из них - гласные розыскные действия.

2 С принятием Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» термин оперативно-розыскные меры был заменен на оперативно-розыскные мероприятия.

Прежде всего, мы считаем необходимым подчеркнуть, что розыскные меры не могут подразумевать под собой оперативно-розыскные мероприятия и в то же время не являются следственными действиями. Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» розыскные мероприятия вправе осуществлять лишь субъекты, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а следователь к таковым не относится. Так как до приостановления расследования следователь осуществляет свою работу в рамках следственных действий, но по приостановленному уголовному делу следственные действия не производятся, таким образом, следует полагать, что речь идет о некоторых других формах розыскной деятельности следователя.

Следующее определение розыскным мерам дано И.Ю. Кулеевой: «не являющиеся следственными действиями мероприятия процессуального характера, направленные на установление лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, местонахождения подозреваемого или обвиняемого, уклоняющегося от следствия и суда, а также иных объектов, имеющих доказательственное значение, в процессе предварительного расследования и после его приостановления» [6, с. 91].

Автор предлагает следующий перечень розыскных мер (действий) следователя: «получение объяснений, истребование и получение предметов и документов, назначение документальной проверки и ревизии, проведение исследований предметов, документов и трупов, запросы, обследование с согласия владельцев помещений и участков местности, дача поручений органу дознания» [6, с. 96].

На этапе приостановления расследования уголовного дела работа следователя осуществляется в рамках собирания доказательств с целью устранения основания приостановления и осуществления дальнейшего расследования. Так, в соответствии со ст. 86 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Сказанное заставляет полагать, что следователь вправе данные предметы получать и приобщать к материалам уголовного дела. Также право давать поручение органу дознания указано в ст. 210 УПК РФ, в соответствии с которой следователь поручает розыск лица, совершившего преступление, органам дознания, и в ранее упомянутом п. 38 ч. 1 ст. 5 УПК РФ, определяющем розыскные меры предпринимаемы-

ми органом дознания по поручению следователя действиями. В свете сказанного данные меры, указанные И.Ю. Кулеевой, доступны следователю на этапе приостановления расследования.

В то же время если говорить о доступных следователю «инструментах» расследования до возбуждения уголовного дела - при проверке сообщения о преступлении, то они значительно шире. Помимо возможности давать обязательные для исполнения органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, также вправе осуществлять ряд процессуальных и следственных действий. Так, следователь правомочен получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать и изымать документы и предметы, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов3. Правом осуществлять данные действия также наделены начальник следственного органа и органа дознания. Таким образом, при проверке сообщения о преступлении следователь может сделать куда больше для его раскрытия, хотя факт наличия преступления еще проверяется, чем на этапе приостановления расследования. Данный момент кажется не совсем справедливым и, на наш взгляд, требует переосмысления в направлении расширения процессуальных полномочий следователя в рамках расследования приостановленного производством уголовного дела.

Мы, соглашаясь с И.Ю. Кулеевой, считаем необходимым расширить полномочия следователя в рамках приостановленного уголовного дела путем дозволения осуществлять следующие действия, помимо разрешенных: получение объяснений, запросы, проведение исследований представленных предметов и документов, обследование с согласия владельцев помещений и участков местности.

На наш взгляд, можно исключить из перечня, предложенного автором, такое действие, как исследование трупов. Последнее обосновывается нами следующим образом: исследование трупов, если речь идет о трупах, не относящихся к данному уголовному делу, как правило, прово-

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федера-

ции от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

дится в рамках другого уголовного дела. В случае, если в ходе судебно-медицинской экспертизы трупа (например, по делу об изнасиловании) будет изъято биологическое вещество, идентичное веществу, изъятому при осмотре трупа по ранее приостановленному уголовному делу, и путем проверки по базе ДНК удастся установить принадлежность ДНК одному лицу, то будет решаться вопрос о соединении уголовных дел. Если же речь идет об эксгумации по приостановленному уголовному делу, то это следственное действие, для производства которого будет необходимо возобновить расследование.

И.Ю. Кулеева указывает на необходимость процессуального оформления розыскной деятельности следователя. Получение объяснений должно быть оформлено протоколом получения объяснений, получение предметов - протоколом получения предметов (с взятием объяснений о добровольной передаче предметов или документов следователю) и т.д. с соблюдением правил, предусмотренных ст. 164 УПК РФ, для производства следственных действий [6, с. 96].

Здесь, в целом соглашаясь с автором, мы также считаем, что следователь, облекая большую часть результатов своей деятельности в процессуальную форму с целью дальнейшего признания их в качестве доказательств в суде, так или иначе, осуществляет и непроцессуальные поисковые действия в процессе расследования преступлений.

Так, в комментариях к ч. 3 ст. 209 УПК РФ разъясняется, что после приостановления расследования принимаются меры, не связанные с процессуальным принуждением (получение объяснений, направление запросов, получение справок специалиста, дача поручений органу дознания)4. По смыслу понятия мер, не связанных с процессуальным принуждением, данный перечень не может быть ограничен вышеперечисленными действиями.

В процессе анализа материалов уголовного дела и подготовки к указанным следственным действиям непроцессуально могут быть проведены консультации с более опытными следователями, специалистами, изучение аналогичных уголовных дел и материалов проверки и т.д. Поэтому мы склонны согласиться с определением, данным А.Е. Чечетиным, который понимает под розыскными мерами «процессуальные и непроцессуальные действия дознавателя или следо-

4 Комментарий к статье 209 УПК РФ [Электронный ресурс] // Последняя редакция Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ФЗ № 174). Комментарии к статьям. Судебная практика. Юридическая помощь. - URL: http:// upkod.ru/chast-2/razdel-8/glava-28/st-209-upk-rf/kommentarii (дата обращения: 20.01.2021).

вателя по установлению лица, подозреваемого в совершении преступления, а также по обнаружению местонахождения скрывшихся от следствия и дознания подозреваемых, обвиняемых и других объектов» [11, с. 97].

К сожалению, мы можем констатировать, что среди изученных нами архивных дел по преступлениям прошлых лет против жизни и здоровья работа следователя чаще всего ограничивалась отданными органу дознания поручениями с формулировками «провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиск и установление личности и местонахождения лица, совершившего преступление; очевидцев данного преступления»5. Возможно, следователь и производил непроцессуальную работу по делу, но в материалах это отражено не было. Однако «раскрыть преступление исключительно средствами оперативно-розыскной деятельности практически невозможно.... Только в сотрудничестве следователя и оперативного работника можно, как правило, получить в качестве результата раскрытие неочевидного, а тем более изощренного, замаскированного, заранее подготовленного преступления» [1 , с. 95].

Как мы сказали ранее, следователь не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, но тем не менее должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, помимо личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, вправе использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе6. Данное утверждение позволяет полагать, что следователь при необходимости может привлекаться к производству оперативно-розыскных мероприятий. Примером грамотного взаимодействия следователя и оперативного аппарата может послужить раскрытие следующего преступления прошлых лет. 31 октября 2010 г. около 2 часов 00 минут в одной из комнат коммунальной квартиры 22 дома по улице Яблоч-

5 В результате изучения автором 100 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 105, ст. 111 УК РФ, по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской и Вологодской области, из числа ранее приостановленных по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, установлено, что преимущественно поручения органу дознания дублируют указания начальника следственного органа и ограничиваются формулировкой «провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиск и установление личности и местонахождения лица, совершившего преступление; очевидцев данного преступления».

6 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

кова в г. Санкт-Петербурге был обнаружен труп гр. А. с переломами костей носа и нижней конечности. Подозреваемых по уголовному делу не было, но интерес у следствия вызвал сосед - гр. М., обнаруживший труп гр. А. Спустя почти год с момента совершения преступления с разрешения председателя суда было принято решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия в отношении гр. М. - прослушивании телефонных переговоров. В период производства указанного мероприятия следователем был осуществлен ряд звонков гр-ну М. под предлогом уточнения информации по уголовному делу, а также выезд следователя и оперативных сотрудников к месту жительства и месту работы гр. М. Указанные действия следователя побудили заподозренного упомянуть в телефонных разговорах со своим родственником информацию, касающуюся убийства, указывающую причастность на гр. М. к его со-вершению7. Последнее стало основанием для рассекречивания материалов оперативно-розыскных мероприятий и послужило поводом для возобновления расследования. В данном примере следователь непроцессуально поспособствовал успешному производству оперативно-розыскного мероприятия.

Также среди мер, направленных на расследование преступления прошлых лет против жизни и здоровья, можно выделить:

- анализ материалов приостановленного уголовного дела;

- ознакомление следователя с местом происшествия (если последним является общедоступная территория);

- проведение бесед со свидетелями и потерпевшими;

- изучение личности свидетелей, потерпевших и подозреваемых (если таковые в деле имелись), в том числе с помощью социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- направление повторных ориентировок о нераскрытом преступлении в другие органы внутренних дел;

- запросы в различные организации и учреждения с целью установления местонахождения конкретных лиц, предметов, проверки других фактических данных и т.п.;

- проверки по местам хранения и реализации вещей (ломбарды, комиссионные магазины, камеры хранения железнодорожных, речных вокзалов и аэропортов и т.д.) [8, с. 183-190];

7 Уголовное дело № 118289 по обвинению гр. М. по

ч. 1 ст. 105 УК РФ. Архив Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга.

- работу с учетами органов внутренних дел;

- изучение архивных уголовных дел, аналогичных приостановленному, а также обращение к иным архивным материалам органов внутренних дел (материалы проверки сообщения о преступлении);

- изучение уголовных дел по преступлениям, совершенным в настоящее время на территории обслуживания органа внутренних дел;

- консультации с сотрудниками, ранее принимавшими участие в расследовании данного и аналогичных по способу совершения преступлений (следователи, оперативные сотрудники, эксперты-криминалисты, специалисты), сведущими лицами и т.д.;

- осуществление взаимодействия с оперативным аппаратом органов внутренних дел - дача поручений о розыске подозреваемых и т.п.;

- использование помощи средств массовой информации и общественности;

- использование возможностей следственных действий по делам, по которым лица, совершившие преступления, установлены [8, с. 183-190].

Среди данного перечня выделяются как процессуальные, так и непроцессуальные действия. Так, грамотный анализ материалов уголовного дела, консультации с опытными сотрудниками и следователем, ранее расследовавшим данное дело, помогут определить основные направления работы по преступлению прошлых лет. Изучение личности потерпевшего, свидетелей, ранее заподозренных также могут способствовать в выборе верной тактики их допроса и получении новой информации по уголовному делу, тем более в настоящее время много информации, характеризующей человека, содержится в личных профилях социальных сетей, а также отображается в Интернете просто при вводе установочных данных в поисковую строку браузера.

Также с целью установления личности неизвестного преступника сотрудники уголовного розыска прибегают к помощи общественности, расклеивая листовки неподалеку от места обнаружения жертвы, с просьбой сообщить какую-либо значимую информацию о совершенном преступлении. Кроме того, Министерство внутренних дел Российской Федерации установило вознаграждение за предоставление информации о скрывающихся преступниках, их фотороботы и фотографии размещены на сайте Министерства и в территориальных отделах органов. Но, на наш взгляд, осуществление данной деятельности должно быть модернизировано в соответствии с современными реалиями. Маловероятно, что большое количество человек посещают сайт МВД Рос-

сии с целью ознакомиться со списком особо опасных преступников. В наши дни большую часть времени граждане проводят в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети Интернет и, на наш взгляд, наиболее целесообразно размещать информацию о разыскиваемых преступниках на страницах в сетях «ВКонтакте», "Instagram". Региональные органы на своих страницах в данных социальных сетях периодически публикуют фотографии разыскиваемых лиц, но более вероятно, что преступники могут скрываться и на территории других субъектов Федерации, а пользователи из других регионов попросту не увидят данной информации. Поэтому распространение информации необходимо осуществлять на главной странице ведомства. Полагаем, что на официальный профиль МВД России в данных социальных сетях подписано также ограниченное количество человек, так как многие попросту предпочитают оставаться в стороне от общественной жизни. Повысить вероятность ознакомления граждан со списком разыскиваемых возможно путем рекламы данных постов, иначе публикации, размещенные в профиле Министерства, будут видимы лишь подписчикам и лицам, посещающим страницу ведомства. При продвижении публикаций с изображениями преступников они будут появляться периодически в актуальной информации большего круга пользователей социальной сети, что повысит вероятность помощи общественности в предоставлении информации правоохранительным органам и предупредит граждан об опасности данного человека. Подобным образом можно публиковать информацию о некоторых обстоятельствах произошедшего преступления с целью получения ориентирующей информации от граждан, ставших очевидцами необычного поведения какого-либо лица неподалеку от места совершения преступления незадолго до или после его совершения. Также данная информация может размещаться в социальных сетях с целью предупреждения граждан о возможной опасности нахождения в темное время суток в местах, где может действовать преступник. Конечно же, не всегда распространение информации о преступлении и разыскиваемом преступнике в средствах массовой информации помогает следствию, поэтому данное решение должно приниматься следователем совместно с руководителем следственного органа и оперативного подразделения территориального органа МВД России исходя из всех обстоятельств расследуемого преступления. Непосредственное осуществление распространения указанной информации

должно быть возложено на пресс-службу органа внутренних дел.

Таким образом, с учетом различных подходов к определению понятия мер, принимаемых следователем для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в процессе расследования преступлений прошлых лет, мы пришли к выводу, что под данной категорией следует понимать процессуальные и непроцессуальные действия дознавателя или следователя по установлению лица, подозреваемого в совершении преступления. Перечень данных мероприятий не может быть определен, они зависят от обстоятельств конкретного приостановленного уголовного дела, инициативы следователя, служебной нагрузки, готовности сотрудников других подразделений к взаимодействию.

Меры по установлению личности и местонахождения скрывшегося преступника могут приниматься следователем самостоятельно, выражаться в содействии подразделениям дознания или по поручению следователя осуществляться другими службами. Деятельность следователя после приостановления производства по уголовному делу не должна прекращаться или ограничиваться лишь поручениями органу дознания. Среди непроцессуальных направлений деятельности рекомендовано проанализировать материалы дела, ознакомиться с местом происшествия, изучить личность жертвы, потерпевшего, ранее заподозренного, получить показания свидетелей и потерпевшего, консультироваться с опытными сотрудниками, а также экспертами и специалистами, привлекать помощь общественности. В связи с преимущественным переходом общения в социальные сети рекомендуется использовать официальные страницы последних для размещения информации о разыскиваемых преступниках, а также для изучения личности потерпевшего, свидетелей и ранее заподозренных.

Наряду с непроцессуальными мерами, которые следователь по собственной инициативе вправе применять для установления лица, совершившего преступление, он также имеет все основания направлять запросы, давать органу дознания обязательные для исполнения поручения, получать объяснения, приобщать предметы и документы, добровольно предоставляемые потерпевшим и подозреваемым. Помимо разрешенных мер, мы считаем возможным расширить полномочия следователя путем разрешения назначать исследования представленных предметов и документов, обследовать с согласия владельцев помещения и участки местности.

Литература

1. Волынский А.Ф. Криминалистика: учебник. - Москва, 2011. С. 95.

2. Митричев С.П. Криминалистика. - Москва, 1966. С. 433.

3. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: в 2 т. Т. 2. Порядок производства по уголовным делам по советскому уголовно-процессуальному праву. - Москва, 1970. - 516 с.

4. Калиновский К.Б. Уголовный процесс современных зарубежных государств: учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2000. - 48 с.

5. Попов А.М. Приостановление и возобновление предварительного следствия: методические рекомендации. - Тамбов: Тамб. гос. техн. ин-т, 2005. - 56 с.

6. Кулеева И.Ю. Правовое регулирование и криминалистическое обеспечение расследования нераскрытых преступлений прошлых лет: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Челябинск, 2011. - 231 с.

7. Осипов А.Ф. К вопросу о понятии оперативно-розыскных мер // Труды Высшей школы МООП РСФСР. - 1965. - Вып. 2. -С. 202-209.

8. Самиев Н.М. Работа следователя по приостановленному уголовному делу о нераскрытом преступлении: планирование, особенности, эффективность // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 3 (33). - С. 188-190.

9. Чечетин А. О понятии розыскных мер в новом УПК РФ // Уголовное право. - 2004. - № 1. - С. 96-97.

References

1. VolynskiiA.F. Kriminalistika: uchebnik. - Moskva, 2011. S. 95.

2. Mitrichev S.P. Kriminalistika. - Moskva, 1966. S. 433.

3. Strogovich M.S. Kurs sovetskogo ugolovnogo protsessa: v 2 t. T. 2. Poryadok proizvodstva po ugolovnym delam po sovetskomu ugolovno-protsessual'nomu pravu. - Moskva, 1970. - 516 s.

4. Kalinovskii K.B. Ugolovnyi protsess sovremennykh zarubezhnykh gosudarstv: uchebnoe posobie. - Petrozavodsk: PetrGU, 2000. - 48 s.

5. Popov A.M. Priostanovlenie i vozobnovlenie predvaritel'nogo sledstviya: metodicheskie rekomendatsii. - Tambov: Tamb. gos. tekhn. in-t, 2005. - 56 s.

6. Kuleeva I.Yu. Pravovoe regulirovanie i kriminalisticheskoe obespechenie rassledovaniya neraskrytykh prestuplenii proshlykh let: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Chelyabinsk, 2011. - 231 s.

7. Osipov A.F. K voprosu o ponyatii operativno-rozysknykh mer // Trudy Vysshei shkoly MOOP RSFSR. - 1965. - Vyp. 12. -S. 202-209.

8. SamievN.M. Rabota sledovatelya po priostanovlennomu ugolovnomu delu o neraskrytom prestuplenii: planirovanie, osobennosti, effektivnost' // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. - 2015. - № 3 (33). - S. 188-190.

9. Chechetin A. O ponyatii rozysknykh mer v novom UPK RF // Ugolovnoe pravo. - 2004. - № 1. - S. 96-97.

(статья сдана в редакцию 01.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.