Научная статья на тему 'Меры, принимаемые государствами региона, в противодействии незаконному обороту наркотиков: основные достижения и проблемы (по материалам выступления на международной конференции высокого уровня по проблеме наркотической угрозы, 27 мая 2015 г. , г. Душанбе)'

Меры, принимаемые государствами региона, в противодействии незаконному обороту наркотиков: основные достижения и проблемы (по материалам выступления на международной конференции высокого уровня по проблеме наркотической угрозы, 27 мая 2015 г. , г. Душанбе) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ / COUNTERACTION TO THE ILLICIT DRUG TRAFFICKING / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE PROMOTION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ / COOPERATION OF THE COMPETENT AUTHORITIES / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарзода Рустам

В статье рассматриваются основные достижения и проблемы в противодействии незаконному обороту наркотиков в Республике Таджикистан. На основе анализа наркоситуации предлагаются некоторые направления развития деятельности по противодействию наркоугрозе в республике на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарзода Рустам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TAKEN BY STATES IN THE REGION TO COUNTERACT TO THE ILLICIT DRUG TRAFFICKING: MAIN ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES (BASED ON SPEECH AT THE HIGH-LEVEL INTERNATIONAL CONFERENCE ON DRUG-RELATED THREAT PROBLEM, HELD ON MAY 27, 2015, DUSHANBE)

The article considers the main achievements and challenges in counteraction to the illicit drug trafficking in the Republic of Tajikistan. Some lines of the development of activity to counter drug-related threat in the Republic at the present stage are proposed based on the analysis of the drug situation.

Текст научной работы на тему «Меры, принимаемые государствами региона, в противодействии незаконному обороту наркотиков: основные достижения и проблемы (по материалам выступления на международной конференции высокого уровня по проблеме наркотической угрозы, 27 мая 2015 г. , г. Душанбе)»

УДК 343.85

Рустам НАЗАРЗОДА,

директор Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан (г. Душанбе)

dca@tojikiston.com

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВАМИ РЕГИОНА, В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ, 27 МАЯ 2015 Г.,

Г. ДУШАНБЕ)

MEASURES TAKEN BY STATES IN THE REGION TO COUNTERACT TO THE ILLICIT DRUG TRAFFICKING: MAIN ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES (BASED ON SPEECH AT THE HIGH-LEVEL INTERNATIONAL CONFERENCE ON DRUG-RELATED THREAT PROBLEM,

HELD ON MAY 27, 2015, DUSHANBE)

В статье рассматриваются основные достижения и проблемы в противодействии незаконному обороту наркотиков в Республике Таджикистан. На основе анализа наркоситуации предлагаются некоторые направления развития деятельности по противодействию наркоугрозе в республике на современном этапе.

The article considers the main achievements and challenges in counteraction to the illicit drug trafficking in the Republic of Tajikistan. Some lines of the development of activity to counter drug-related threat in the Republic at the present stage are proposed based on the analysis of the drug situation.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, противодействие незаконному обороту наркотиков, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие компетентных органов, международное сотрудничество.

Keywords: the Republic of Tajikistan, counteraction to the illicit drug trafficking, healthy lifestyle promotion, cooperation of the competent authorities, international cooperation.

Вот уже более века контроль за оборотом наркотиков, в первую очередь опиатов, находится в центре внимания лидеров государств и специализирующихся в этой области международных организаций.

Предстоящее пятилетие отмечено целым рядом знаменательных дат:

- в 2016 г. исполняется 70 лет с момента учреждения Комиссии по наркотическим

средствам и принятия Организацией Объединённых Наций первой резолюции, регламентировавшей контроль за оборотом наркотиков;

- в 2017 г. исполнится 30 лет как Генеральная Ассамблея ООН, следуя рекомендациям Венской международной конференции по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами и их незаконным оборотом, объявила 26 июня Меж-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

дународным днем борьбы против злоупотреблений наркотическими средствами и их незаконного оборота;

- 2019 г. согласно Политической декларации и Плану действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков определен целевой датой, к которой государствам следует обеспечить ликвидацию или существенное и поддающееся оценке сокращение:

а) незаконного культивирования опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис;

б) незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества, а также связанных с наркотиками рисков для здоровья и социальных рисков;

в) незаконного производства, изготовления, сбыта и распространения, а также оборота психотропных веществ, включая синтетические наркотики;

г) утечки и незаконного оборота прекурсоров;

д) масштабов отмывания денежных средств, связанного с незаконными наркотиками;

- к 2020 г. в ряде стран завершится реализация национальных и региональных программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и профилактике наркомании.

В области снижения спроса на наркотики профилактика наркомании является одной из основных задач государственной политики. В связи с этим предлагается поддержать инициативу Президента Республики Таджикистан по объявлению 2016-2020 годов "Пятилетием глобальных мер по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни".

Актуальность данной инициативы определяется возрастающим уровнем наркомании среди населения планеты, особенно молодежи, что не только наносит ущерб здоровью граждан и генофонду наций и народов, но также подрывает социально-экономическую и политическую стабильность ряда государств и международного сообщества в целом.

В рамках этой инициативы предлагается государствам и международным организациям разработать и реализовать План мероприятий, направленных на формирование отрицательного отношения общества к немедицинскому употреблению наркотических средств, через активную пропаганду здорового образа жизни, отрицающего употребление наркотиков.

Наркоугроза с первых лет независимости Республики Таджикистан стала объектом пристального внимания Президента и Правительства Республики Таджикистан.

В 1996-1997 гг. Республика Таджикистан присоединилась к антинаркотическим Конвенциям ООН 1961 г., 1971 г., 1988 г.

Вектор наркополитики Таджикистана определялся поэтапным принятием законов и реализацией государственных программ по контролю за наркотиками. Координация исполнения четырех национальных программ (1996-2012 гг.) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, контролю их легального оборота и профилактике наркомании была возложена на Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, инициатива создания которого принадлежит Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону.

За прошедшие годы в Таджикистане в области контроля за наркотиками была заложена прочная нормативно-правовая база, коренным образом изменен подход к организации борьбы с наркопреступостью, налажен механизм взаимодействия и координации в вопросах организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков как на внутригосударственном, так и международном уровнях.

Принятыми усилиями Правительства Республики Таджикистан удалось стабилизировать наркоситуацию в стране. С 2000 г. в Таджикистане наблюдается снижение удельного веса наркопреступлений в структуре общеуголовной преступности, а за последние 5 лет доля наркопреступности в общей массе уголовных преступлений сохраняется на уровне 5%.

За 15 лет правоохранительными органами и силовыми структурами Республики Таджикистан из незаконного оборота изъято около 95 т наркотиков, в том числе 32,5 т героина, 26,8 т опия и 34,4 т наркотиков каннабисной группы. Изъятые в Республике Таджикистан наркотики опийной группы спасли от наркозависимости более 45 миллионов людей нашей планеты.

На данном этапе на Агентство возложена важная задача по координации работы министерств, ведомств и других субъектов, задействованных в реализации Национальной стратегии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы.

За три года ее реализации, с учетом меняющейся ситуации в области контроля над наркотиками, была усовершенствована национальная закондательная база, проведено пилотное исследование по оценке количества потребителей наркотиков в г. Душанбе, укреплена и усовершенствована охрана таджикско-афганской границы, расширено международное сотрудничество, проведены несколько международных конференций и других антинаркотических профилактических мероприятий, осуществлен комплекс мер по обучению и переподготовке сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных органов и силовых структур в Таджикистане и за его пределами.

В рамках проведения 16-го заседания Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности 26 мая 2015 г. было подписано Соглашение между ФСКН России и АКН при Президенте Республики Таджикистан по продлению реализации Программы "Об оказании финансовой и материально-технической помощи АКН Таджикистана в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2015-2017 годы".

Реализация данной программы будет способствовать повышению результативно-

сти оперативно-служебной деятельности и улучшению материально-технического оснащения подразделений Агентства, а также укреплению его кадрового потенциала.

На рубеже Х1Х-ХХ веков в продаже появился один из первых полусинтетических наркотиков - героин, потребление которого, как известно, приводит к трагическим последствиям и разрушению судеб людей. Жертвы его потребления исчисляются в десятках, если не в сотнях миллионов.

В XXI веке мы воочию наблюдаем, как стремительно растет проблема незаконного оборота стимуляторов амфетаминового ряда и их смесей, то есть новых видов психоактивных веществ, входящих в состав так называемых спайсов. И пока международные и национальные запретительные и контролирующие меры не дают ощутимых результатов.

Мы полагаем, что в ближайшие годы проблемы незаконного производства и оборота синтетических наркотиков в наиболее развитых государствах значительно обострятся. Прежде всего это связано с сокращением доступности героина в розничной торговле, разницей в стоимости героина и "синтетики", различными физиологическими последствиями их употребления, относительной простотой приготовления синтетических наркотиков, мобильностью и малогобаритностью лабораторий, а также их непосредственной близостью к возможным местам развлечения молодежи и, как уже указывалось, отсутствием достаточной законодательной базы.

С учетом перечисленных факторов в целях опережения негативного развития наркоситуации в Таджикистане в настоящий момент ведется работа по утверждению Национального списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в новой редакции.

В связи с вышеизложенным предлагается в рамках Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой нарко-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

тиков организовать работу среди государств региона по унификации законодательства в области контроля над наркотиками, создания и расширения правовой базы международного сотрудничества в данной области и оптимизации национальных списков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по своевременному уведомлению партнеров о внесенных изменениях в данных списках.

Полагаем, что эта работа не будет очень сложной, особенно в век информационных технологий.

Предлагаем более активно использовать информационные ресурсы, разработанные специалистами Управления ООН по наркотикам и преступности, а также Международным Комитетом по контролю над наркотиками.

В рамках двух глобальных проектов "Мониторинг торговли афганскими опиатами" и "Инициатива Парижского Пакта" разработана онлайн-база по мониторингу наркотиков - драгсмониторинг (drugsmo-ш1:оппд), которая является инструментом сбора данных, связанных с наркотиками,

и обмена ими.

Международная электронная система PICS-онлайн позволяет обобщать и анализировать данные по зарегистрированным в системе фактам изъятий прекурсоров, а РЕ^онлайн - осуществлять обмен предэк-спертными уведомлениями с указанием адреса получателя, названия фирмы отправителя, наименования прекурсора и его количества.

Использование собственных интернет-ресурсов антинаркотических ведомств и профильных международных организаций также имеет важное значение в области контроля над наркотиками и профилактики наркомании.

В связи с этим необходимо подготовить совместные исполнимые предложения, которые найдут место в повестке специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2016 г. и смогут вновь привлечь внимание мирового сообщества к данной проблематике с учётом новых вызовов безопасности и стабильности, оказать существенное влияние на стабилизацию ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.