Научная статья на тему 'Проблемы борьбы с наркопреступностью в Республике Таджикистан'

Проблемы борьбы с наркопреступностью в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
960
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / наркотики / терроризм / экстремизм / наркокуръер / профилактика / преступность / security / drugs / terrorism / extremism / drug courier / prevention / crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярашев Зафар Мамурович

Незаконный оборот наркотиков является проблемой мирового значения, от которого страдают миллионы людей во всем мире. Географическое положение нашей республики исторически связало ее с этой проблемой, поскольку транспортизация героина и других наркотиков далее в Европу в большей степени лежей через территорию республики. Престиж молодого государства, его умение на первоначальном этапе борьбы с незаконным оборотом, показывает мировому сообществу умение Таджикистана находиться в числе цивилизованных государств, умение преобразовываться в подлинно демократическое государство, способное бороться с мировой угрозой. Создание на территории страны правоохранительных структур, специализирующихся на борьбе с наркоугрозой, показывает всему миру,что это проблема не только молодой республики, она держит в постоянном напряжении многие государства и что непременно нужно бороться с этой угрозой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ярашев Зафар Мамурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMBATING DRUG TRAFFICKING IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Drug trafficking is an issue of global importance, which affects millions of people worldwide. The geographical location of our country historically linked it with this problem, as transportation of heroin and other drugs on to Europe largely happened through the territory of our republic. The prestige of the young state, its ability at the initial stage of struggle against illicit trafficking, has shown the world community the ability of Tajikistan to be among the civilized nations, the ability to transform into a truly democratic state, the ability to deal with the global threat. Creation of law enforcement agencies in the country specializing in fight against drug trafficking shows the world that this is a problem not only for this young republic, but also it keeps many other countries in constant tension, and that we can only fight against this threat.

Текст научной работы на тему «Проблемы борьбы с наркопреступностью в Республике Таджикистан»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК 34Т З.М.ЯРАШЕВ

ББК 67.99 (2Т)

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАРКОПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Одним из важнейших и приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов Республики Таджикистан является борьба с наркопреступностью. Незаконный оборот наркотиков не имеет границ, национальностей, религии и подрывает основы цивилизации общества -жизнь, здоровье миллионов людей. Следует отметить, что оборот незаконных наркотических средств представляет серьёзную угрозу не только обществу, но и в целом безопасности государства, так как приводит к достаточно опасным последствиям, таким, как распространение ВИЧ/СПИДА и других опасных заболеваний, способствует распространению организованной преступности регионального и межрегионального характера, финансирование терроризма, экстремизма, которые способны разрушить человеческий потенциал любого общества (6,2).

Наркоугроза с первых лет независимости нашего государства стала объектом пристального внимания Президента и Правительства Республики Таджикистан. Об этом свидетельствуют усилия Таджикистана, направленные на противодействие наркоэкспансии и консолидации всего международного сообщества в обеспечении региональной безопасности. Многие инициативы страны, озвученные главой государства с высокой трибуны ООН, были поддержаны международным сообществом. «... Думаю, что именно в совместных действиях должна

заключаться суть нашей работы, ибо ни одно государство в мире, каким бы крупным оно ни было, не сможет в одиночку справиться с этой глобальной проблемой.» (10,2).

Так, проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, превратились для многих стран в серьёзный дестабилизирующий фактор, создающий угрозу не только здоровью и безопасности миллионов людей, но и гражданскому обществу, экономической стабильности, национальной безопасности.

Мировое сообщество решительно выступает за борьбу с этим злом. Прошло время, когда наркопроблема была проблемой только в границах отдельно взятой страны. Широкое распространение наркомании в различных странах мира вызывает озабоченность не только правительств этих стран, но и большинства международных организаций.

В этом направлении большое внимание уделяется региональному и международному сотрудничеству, для развития которого была заложена прочная нормативно-правовая база. Министерства и ведомства РТ, осуществляющие контроль за оборотом наркотиков, постоянно взаимодействуют с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Более чем за 20-летний период независимости Правительство РТ заключило соглашения о сотрудничестве в сфере контроля за оборотом наркотиков с 17 государствами мира, в том числе со всеми странами центральноазиатского региона. На их основе компетентными органами РТ было подписано более 20 межведомственных соглашений и протоколов. Таджикистан, имея протяженную границу с ИРА и являясь транзитной страной на пути трафика наркотиков, уделяет особое внимание установлению прочных контактов с компетентными органами Афганистана. После падения режима «Талибан» Республика Таджикистан в лице Агентства одной из первых среди иностранных государств начала развивать сотрудничество с правоохранительными органами ИРА. В 2002 году был подписан Протокол «О сотрудничестве между Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан и Объединенными пограничными войсками Министерства национальной обороны Афганистана». В последующие годы было подписано межправительственное Соглашение (2005 г.) и ряд других документов, создавших широкие перспективы для взаимодействия, одной из форм которого стало поэтапное открытие представительств АКН в Кабуле и четырех провинциях ИРА, граничащих с Таджикистаном.

Республика Таджикистан полностью разделяет глубокую озабоченность мирового сообщества ростом наркопреступности и её опасности для экономических систем и здоровья человечества. Республика Таджикистан с первых дней своей независимости решительно поддерживала и поддерживает любые разумные и конструктивные инициативы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков и наркомании. Эти проблемы постоянно находятся в поле зрения руководства страны.

26

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Вектор наркополитики Республики Таджикистан определяется поэтапным принятием и реализацией государственных программ по контролю за наркотиками. Координация и исполнение четырёх национальных программ (1996-2012 гг.) по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, контролю за их легальным оборотом и профилактика наркомании была возложена на Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан (далее АКН при Президенте РТ) (9). Вопросы лечения и реабилитации наркозависимых, а также медицинские аспекты профилактики решались в рамках отраслевых программ Министерства здравоохранения Республики Таджикистан.

Исполнение указанных программ позволило в первую очередь сформировать единую систему органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствовать нормативно-правовую базу и создать образовательную базу по подготовке специалистов. Комплексное решение поставленных задач в рамках реализации программ оказало сдерживающее влияние на рост наркопреступности и нераспространение наркомании в республике.

2013 год стал новой ступенью в осуществлении государственной политики в области контроля за наркотиками. Указом Президента Республики Таджикистан 13 февраля 2013 года была утверждена «Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 гг.», исполнение которой начали осуществлять АКН при Президенте РТ и другие правоохранительные органы (8). В этом же году Министерство здравоохранения приступило к исполнению «Национальной программы предупреждения распространения наркомании и усовершенствования наркологической помощи в Республике Таджикистан на 2013-2017 гг.», принятой Постановлением Правительства от 30 апреля 2012 года. Реализация данных ключевых документов позволила повысить эффективность и качество мер по сокращению спроса и предложения на наркотики в стране, усовершенствовали систему государственного контроля в сфере оборота наркотиков, перекрытия каналов их поступления и сбыта, профилактику наркопреступности, а также укрепили безопасность как на её рубежах, так и внутри государства, снизили степень наркоугрозы, что в целом привело к оздоровлению всего общества. Республика Таджикистан на основе передового мирового опыта борьбы с незаконным оборотом наркотиков выработала свою антинаркотическую стратегию, включающую кратковременные и долгосрочные программы действий и многосторонние уровни сотрудничества с другими странами. Так, принят ряд неотложных мер стабилизации наркоситуации, перекрытия каналов, снижения уровня их незаконного оборота и злоупотребления. Результатом этого стало то, что за последние 10 лет на территории Таджикистана правоохранительными органами изъято более 64 тонн наркотиков, из которых свыше 30 тонн составляет героин. А за последние 20 лет изъято 102 тонны наркотиков (2).

В 2013 году в Республике Таджикистан было зарегистрировано 18336 (1) общеуголовных преступлений, из которых 936 связаны с незаконным оборотом наркотиков. Это самые высокие показатели роста преступности за последние годы. Однако в сравнении с общеуголовной преступностью наркопреступность растёт более медленными темпами.

С 2010 по 2013 гг. количество общеуголовных преступлений возросло на 26%, а наркопреступлений - на 14,7%. В то же время удельный вес наркопреступлений в общем количестве общеуголовной преступности за этот период стабильно сокращался - от 5,6% до 5,1%.

В 2013 году из 936 наркопреступлений, зарегистрированных правоохранительными органами Республики Таджикистан, 634 (67,7%) относятся к ст.200 УК РТ (Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта), из которых 159 преступлений дополнительно квалифицированы по статье 289 УК РТ (Контрабанда). Начиная с 2010 года, количество преступлений, зарегистрированных по ст.289 УК РТ, возросло с 69 до 159, увеличившись на 130,4%, что свидетельствует об эффективности мер, принимаемых по усилению контроля по линии государственной границы и пунктах ее пересечения (4).

В 2013 году правоохранительными органами РТ было возбуждено 867 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 5,1% больше, чем в предыдущем году. Также необходимо отметить, что на одно возбужденное уголовное дело в 2013 году в среднем пришлось 7,7 кг. наркотических средств (2).

Как известно, Республика Таджикистан не является страной производителем наркотиков. В свою очередь, в связи с геополитическим расположением, наряду с Туркменистаном и Узбекистаном Республика Таджикистан является транзитным государством. Основной страной -производителем героина является Исламская Республика Афганистан, где ежегодно увеличиваются посевы опийного мака и производство наркотиков. Так, в 2013 году в Исламской

27

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Республике Афганистан площадь посева опийного мака составила 209000 га, превысив предыдущий показатель - 193000 га, и увеличилась на 36% по сравнению с 2012 годом. В этой связи объём производства составил 5500 тонн, что выше уровня 2012 года на 49%, в связи с чем возникает необходимость реализации произведённых наркотиков в других странах мира, что, в свою очередь, связано с укреплением и охраной государственных границ. Следует отметить, что таджикско-афганская граница протяжённостью 1344 километров является первым барьером на пути транзита наркотиков из Исламской Республики Афганистан в страны Центральной Азии и Российскую Федерацию. Охрана рубежей Таджикистана с их сложными географическими и климатическими условиями возложена на Главное управление пограничных войск Государственного Комитета Национальной Безопасности Республики Таджикистан, которое во взаимодействии с другими правоохранительными органами и силовыми структурами республики принимает необходимые меры по организации эффективной охраны государственной границы (5).

Однако в охране государственной границы имеются отдельные недостатки организационного и технического характера. За последние годы Правительством Республики принят ряд мер по их устранению, в связи с чем разработана Государственная программа на 2005-2014 гг. В целях профилактики и выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом, в республике ежегодно проводятся специальные операции, в частности Кукнор.

Оперативно-профилактическая операция «Кукнор» проводится в Республике Таджикистан в период с мая по ноябрь каждого года.

Целями данной операции являются выявление и уничтожение незаконнокультивируемых и дикорастущих растений, перекрытие каналов распространения наркотиков и проведение массовых агитационно-профилактических мероприятий среди населения страны.

Кроме правоохранительных органов и силовых структур в её проведении задействован целый ряд министерств и ведомств, а также местных органов власти. Согласно распоряжению Исполнительного аппарата Президента РТ очередная операция «Кукнор-2013» проходила в период с 20 мая по 30 ноября 2013 года. В проведении операции участвовало 4165 сотрудников правоохранительных органов и 1387 представителей общественности, объединенных в 671 оперативно-розыскную группу, при этом было использовано 512 единиц технических средств и автотранспорта.

Этими группами были проверены земельные территории разного хозяйственного предназначения и форм собственности на предмет произрастания дикорастущих либо культивируемых наркосодержащих растений.

В результате проведённых мер было выявлено 116 фактов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений на площади 11,3 га и уничтожено путём сожжения 2476431 кустов каннабиса, возбуждено 10 уголовных дел по ст.204 УК РТ (Незаконное культивирование запрещённых к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества).

В целях перекрытия каналов незаконного перемещения через государственную границу, а также их перевозки по автотрассам, были выставлены 417 стационарных и мобильных постов.

По результатам проведённых мероприятий, из незаконного оборота изъято 2580,159 кг наркотиков, в числе которых героин составляет 102,262 кг, опий - 366,600 кг и наркотики каннабисной группы - 2111,297 кг (10).

В рамках проведения операции «Кукнор-2013» особое внимание было уделено железнодорожному транспорту - грузовым и пассажирским поездам, следующим из Таджикистана в другие страны.

Важным направлением деятельности АКН при Президенте РТ и других правоохранительных органов является профилактика наркомании в республике. Агентством совместно с другими заинтересованными государственными структурами при поддержке международных и общественных организаций был проведён ряд антинаркотических мероприятий среди всех слоев населения. В целях реализации государственных программ были проведены культурно-массовые акции под девизом «Мы против наркотиков». Ход проведения антинаркотических акций был освещен центральными и местными СМИ. Кроме того, в рамках указанной выше программы Агентством в 2013 году был проведён целый ряд образовательных, спортивных и культурномассовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Проведённые профилактические мероприятия привели к определённым положительным результатам. Так, по официальным данным Министерства здравоохранения Республики Таджикистан по состоянию на 31.12.2013 на диспансерном учёте состояло 7176 наркозависимых. Основную часть зарегистрированных больных (97,5%) составляют лица мужского пола. В общей тенденции

28

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

снижения уровня наркомании наблюдается значительное сокращение количества женщин с 219 в 2012 году до 198 в 2013 году, что составляет 12,75 %. Подавляющее количество наркозависимых (94,14%) не заняты постоянной трудовой деятельностью.

Несмотря на принимаемые эффективные меры со стороны Президента и Правительства, АКН при Президенте РТ и других правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом, в их деятельности имеется ряд проблем, которые не позволяют достаточно полно и успешно решать задачи в борьбе с наркоманией. На наш взгляд, к ним следует отнести следующие:

-недостатки в подборе, расстановке и обучении кадров и подразделений, ведущих борьбу с наркопреступностью;

-недостаточное сотрудничество с отдельными государствами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

-отсутствие какой-либо ответственности за употребление наркотических средств;

-коррупция;

-недостаточно высокое качество организации агентурно-оперативной работы правоохранительных органов;

-низкое качество расследования уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

-недостаточно качественное рассмотрение судами уголовных дел по наркопреступности;

-недостатки в организации исполнения уголовных наказаний в подразделениях системы управления исполнительных дел;

-недостаточное взаимодействие правоохранительных и государственных органов в борьбе с наркопреступностью.

Решение вышеуказанных проблем позволит Агентству по контролю за наркотиками при Президенте РТ, другим правоохранительным и государственным органам, ведущим борьбу с наркопреступностью, повысить эффективность и качество в решении задач, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азия-Плюс. - 2014. - №66 (949). - 1 сентября. - С.4.

2. Вечерний Душанбе. - 2014. - №15(855). - 8 апреля. - С.7.

3. Государственная программа по развитию пограничных войск на 2005-2014 гг., Национальная стратегия управления границей Республики Таджикистан и план её реализации: Постановление Правительства Республики Таджикистан в 2005 г. URL: http://www.majlisimilli.tj

4. Джайджест-преос. - 2014. - №15 (1007). - 10 апреля. -С.9.

5. Иванов, В. Вести / В.Иванов - Дежурная часть. - 2014. - 21 июля.

6. Ли,Д.А. Преступность как социальное явление / Ли Д.А. - М.: Русский мир, 1997.- 120 с.

7. Национальная программа предупреждения распространения наркомании и усовершенствования наркологической помощи в Республики Таджикистан на 2013-2017 гг.: Постановление Правительства от 30 апреля 2012 года. URL: http://www.majlisimilli.tj

8. Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 гг.: Указ Президента Республики Таджикистан от 13 февраля 2013 года. URL: http://www.base.spirform.ru

9. Об Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан: Закон Республики Таджикистан №430 от 7 июля 1999 г. // http://www.base.spirform.ru

10. Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан №15: АКН при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2013. - №15. [email protected]

REFERENCES:

1. Asia-Plus. - 2014. - №66 (949). - 1 September. -P.4.

2. Vecherniy Dushanbe. - 2014. - №15 (855). - April 8. -P.7.

3. State program for the development of border troops in 2005-2014., National Strategy for Border

Management of the Republic of Tajikistan and its implementation plan: Resolution of the Government

of the Republic of Tajikistan in 2005, URL: http://www.majlisimilli.tj

4. Daijest-press. - 2014. - №15 (1007). - 10 April. -P.9.

5. Ivanov, V.A. Vesti / V. Ivanov - The duty part. - 2014 - 21 July.

6. Lee, D.A. Crime as a social phenomenon / Lee, D.A. - M .: Russkiy mir, 1997. - 120 p.

29

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

7. The national program to prevent the spread of drug addiction and improve drug treatment in the Republic of Tajikistan for 2013-2017 .: Resolution of the Government dated 30 April 2012. URL: http://www.majlisimilli.tj

8. The national strategy to combat drug trafficking in the Republic of Tajikistan in 2013-2020 .: Decree of the President of the republic of Tajikistan dated 13 February 2013. URL: http://www.base.spirform.ru

9. Agency for Drug Control under the President of the Republic of Tajikistan: Law of the Republic of Tajikistan №430 from July 7, 1999 // http://www.base.spirform.ru

10. Review of drug situation in Tajikistan №15: DCA under the President of the Republic of Tajikistan. -Dushanbe, 2013. - №15. [email protected]

Проблемы борьбы с наркопреступностью в Республике Таджикистан

Ключевые слова: безопасность; наркотики; терроризм; экстремизм; наркокуръер; профилактика; преступность

Незаконный оборот наркотиков является проблемой мирового значения, от которого страдают миллионы людей во всем мире. Географическое положение нашей республики исторически связало ее с этой проблемой, поскольку транспортизация героина и других наркотиков далее в Европу в большей степени лежей через территорию республики. Престиж молодого государства, его умение на первоначальном этапе борьбы с незаконным оборотом, показывает мировому сообществу умение Таджикистана находиться в числе цивилизованных государств, умение преобразовываться в подлинно демократическое государство, способное бороться с мировой угрозой. Создание на территории страны правоохранительных структур, специализирующихся на борьбе с наркоугрозой, показывает всему миру,что это проблема не только молодой республики, она держит в постоянном напряжении многие государства и что непременно нужно бороться с этой угрозой.

Problems of combating drug trafficking in the Republic of Tajikistan

Keywords: security; drugs; terrorism; extremism; drug courier; prevention; crime

Drug trafficking is an issue of global importance, which affects millions of people worldwide. The geographical location of our country historically linked it with this problem, as transportation of heroin and other drugs on to Europe largely happened through the territory of our republic. The prestige of the young state, its ability at the initial stage of struggle against illicit trafficking, has shown the world community the ability of Tajikistan to be among the civilized nations, the ability to transform into a truly democratic state, the ability to deal with the global threat. Creation of law enforcement agencies in the country specializing in fight against drug trafficking shows the world that this is a problem not only for this young republic, but also it keeps many other countries in constant tension, and that we can only fight against this threat.

Сведения об авторе:

Ярашев Зафар Мамурович, кандидат исторических наук, доцент кафедры уголовного права Российско-Таджикского (славянского) университета (Республика Таджикистан, г.

Дyшанбe),E-mail: [email protected]

Information about the author:

Yarashev Zafar Mamurovich, Candidate of Sciences in History, Associate Professor of Criminal Law department , Russian-Tajik (Slavic) University (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: shavkat [email protected]

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.