Научная статья на тему 'МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)'

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / грант / субсидия / региональная поддержка / project / project activity / grant / subsidy / regional support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Я.М. Копылов

В данной статье рассматривается и анализируется структура расходов государственных программ Алтайского края в части финансирования проектной деятельности коммерческих организаций. В работе были рассмотрены ключевые для региона государственные программы, стимулирующие проектную деятельность. Был проанализирован период с 2020 по 2025 гг. На основе проведенного исследования были сделаны выводы, которые позволят коммерческим организациям при формировании бюджета своих долгосрочных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO SUPPORT THE PROJECT ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS AT THE REGIONAL LEVEL (BASED ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI REGION)

This article examines and analyzes the structure of expenditures of state programs of the Altai Territory in terms of financing the project activities of commercial organizations. The work examined key government programs for the region that stimulate project activities. The period from 2020 to 2025 was analyzed. Based on the study, conclusions were drawn that will help commercial organizations when forming the budget for their long-term projects.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Я.М. Копылов, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-155-160

Аннотация. В данной статье рассматривается и анализируется структура расходов государственных программ Алтайского края в части финансирования проектной деятельности коммерческих организаций. В работе были рассмотрены ключевые для региона государственные программы, стимулирующие проектную деятельность. Был проанализирован период с 2020 по 2025 гг. На основе проведенного исследования были сделаны выводы, которые позволят коммерческим организациям при формировании бюджета своих долгосрочных проектов.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, грант, субсидия, региональная поддержка.

Основой успешной реализации проектов в организациях на сегодняшний день является достаточное финансирование. Без должного материального обеспечения любой проект будет иметь либо малоэффективную отдачу, либо вовсе не будет завершен до своего логического конца.

В современных сложных экономических условиях организациям необходимо понимать, какими источниками финансирования своих проектов они смогут располагать. Есть несколько внешних источников: кредитные банковские продукты, долговые и долевые инструменты, лизинг, государственные льготы и субсидии. Последний вариант выглядит наиболее привлекательным, так как все предыдущие варианты, как правило, являются наиболее дорогими с точки зрения их получения и обслуживания. Именно поэтому компаниям важно понимать политику государства по отношению к поддержке финансирования проектной деятельности. Организации должны осознавать масштабы и стабильность поддержки со стороны государства своих проектов.

Для анализа государственной поддержки проектов в Алтайском крае были рассмотрены ключевые Государственные программы региона, где фигурируют субсидии и гранты коммерческим юридическим лицам за 2020-2025 гг.:

1. Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае;

2. Экономическое развитие и инновационная экономика;

3. Развитие сельского хозяйства Алтайского края;

4. Развитие туризма в Алтайском крае.

Первая программа направлена на организации различного профиля деятельности, то есть на поддержку может рассчитывать практически любая организация, подпадающая под необходимые критерии отбора. Тем не менее, в качестве одного из мероприятий по поддержке коммерческих организаций входит предоставление грантов организациям с определенными критериями:

1. Гранты на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики. В условия гранта входит компенсация 70% расходов проекта, но не более двух миллионов рублей, то есть организация обязуется из собственных средств профинансировать его на 30%. Согласно условиям гранта, приоритетными сферами являются ремесленное мастерство (производство текстиля, деревянных изделий, керамических изделий и т.д.)

(https://docs.cntd.ru/document/561423952#64 ШЖ), детские товары, а также развитие торговли и иной деятельности на сельских территориях [1].

2. Гранты социальным предпринимателям, или организациям, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно. Для данного гранта верхний предел суммы не установлен, однако он не должен превышать суммы бюджетных ассигнований на данное мероприятия согласно государственной программе [2].

Другими мерами поддержки являются субсидии организациям на различные цели: поддержка бизнес-инициатив, приобретение оборудования, возмещение части затрат от участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, создание промышленных парков, технопарков. У всех

По данным в таблице можно сделать вывод, что расходы по Государственной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» по финансированию коммерческих организаций к 2025 году будут существенно уменьшены.

Следующей государственной программой является «Экономическое развитие и инновационная экономика». В ее меры поддержки коммерческих организаций входят гранты и субсидии:

1. Гранты Губернатора Алтайского края:

1.1. Для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий края. Ограничениями этого гранта являются максимальный размер в 2 млн рублей и доля гранта в стоимости проекта не должна превышать 60%;

1.2. Для поддержки инновационной деятельности предприятий композитной отрасли края. Данный грант обладает теми же ограничениями, что и предыдущий.

2. Субсидии, направляемые на финансирование различной деятельности организаций, в основном проектной:

свои условия, однако общим является то, что субсидия предоставляется на уже понесенные затраты [3].

Также в меры поддержки государства входили предоставление организациям гарантий через НО «Алтайский фонд МСП» и микрозаймов через некоммерческую микрокредитную компания «Алтайский фонд финансирования предпринимательства».

Анализируя мероприятия данной государственной программы, были выделены группы мероприятий, направленные на финансовую поддержку коммерческих организаций (табл. 1).

2.1. На возмещение затрат, связанных с участием предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях, но не более 50% понесенных затрат и не более 0,6 млн рублей на одну организацию [4];

2.2. На возмещение расходов на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры. Для данной субсидии ограничений по финансированию не обнаружено [5];

2.3. На финансовое обеспечение затрат по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения. Для данной субсидии ограничений по финансированию не обнаружено [6];

2.4. Промышленным предприятиям, основной вид деятельности которых относится к сфере ведения Минпромторга России, на возмещение части затрат, направленных на приобретение нового оборудования;

2.5. На компенсацию затрат по уплате части банковской процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств в 2022 году.

Таблица 1. Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае

Статья расходов, тыс. руб. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. Итого

Субсидии 828 502 198 763 670 136 896 743 357 185 3 650 2 954 979

Гранты 8 000 38 813 69 319 57 991 52 787 21 255 248 164

Заемные средства 151 109 19 195 - 16 126 16 126 - 202 555

Итого 987 611 256 771 739 454 970 859 426 098 24 905 3 405 698

На основании проведенного анализа номическое развитие и инновационная мер государственной поддержки организа- экономика» была составлена следующая ций по государственной программе «Эко- таблица (табл. 2) [7].

Таблица 2. Экономическое развитие и инновационная экономика

Статья расходов, тыс. руб. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. Итого

Субсидии 205 000 210 000 543 500 217 000 235 000 75 000 1 485 500

Гранты 20 000 - - - - - 20 000

Итого 225 000 210 000 543 500 217 000 235 000 75 000 1 505 500

По данным в таблице можно понять, что, так как большая часть мер поддержки относится к промышленным предприятиям региона, преобладает финансовая помощь в виде субсидий, которая представляет собой узкоспециализированный характер расходов. Также можно отметить, что поддержка организаций была увеличена в 2022 году на фоне усилившегося санкци-онного давления, однако к 2025 году будет значительно уменьшена.

Далее будет рассмотрена Государственная программа Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края».

В меры государственной поддержки можно условно разделить на 3 категории:

1. Субсидии: на производство кормов на орошаемых участках, на закладку многолетних насаждений и (или) уход за ними, на содержание и модернизацию объектов

агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, на подготовку проектов межевания земельных участков;

2. Субсидии по процентам по кредитам: на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), на уплату процентов по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования. Данная мера может компенсировать часть проектных затрат в виде заемных средств;

3. Гранты: на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных ферм, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, гранты «Агропрогресс».

На основании мероприятий государственной программы была сформирована следующая таблица [8] (табл. 3):

Таблица 3. Развитие сельского хозяйства Алтайского края

Статья расходов, тыс. руб. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. Итого

Субсидии 205 000 210 000 543 500 217 000 235 000 75 000 1 485 500

Гранты 20 000 - - - - - 20 000

Итого 225 000 210 000 543 500 217 000 235 000 75 000 1 505 500

Можно заметить, что здесь, в отличие от предыдущих программ, преобладает грантовая форма поддержки, в первую очередь, по грантам «Агропрогресс», которые направлены на поддержание проектной деятельности аграриев региона. В то же время, грант имеет ряд ограничений, например: 70% проекта должно быть профинансировано за счет инвестиционного кредита, собственные средства должны составить не менее 5%, а грант - не более 25% [9].

Также в таблице обнаруживается непоследовательность в финансировании аграрных организаций: от 204 млн. руб. в 2020 г. до резкого сокращения в 49 млн. руб. в 2022 г.

Далее обратимся к государственной программе Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае».

Здесь помощь региона представлена также двумя категориями - субсидиями и грантами. Анализируя документ, была составлена таблица [10] (табл. 4).

Таблица 4. Развитие туризма в Алтайском крае

Статья расходов, тыс. руб. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. Итого

Субсидии 38 578 21 400 10 585 15 405 15 405 15 405 116 778

Гранты 4 200 12 500 13 319 12 000 5 303 11 700 59 023

Итого 42 778 33 900 23 904 27 405 20 708 27 105 175 801

Основными расходами по статье Субсидии являются субсидии организациям, осуществляющим деятельность на территории особых экономических зон. На территории Алтайского края такой зоной является ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», расположенная юго-востоке региона на границе с Республикой Алтай.

Основными расходами по статье Гранты, являются гранты на реализацию проектов по развитию сферы туризма на территории муниципальных образований. Одна-

ко, у данных грантов есть определенные ограничения по финансированию проектов: размер гранта в проекте не может превышать 70 процентов расходов, и не более 2,0 млн. рублей [11].

В целом, отмечается стабильное финансирований организаций туристкой отрасли на протяжении 5 лет.

В конечном итоге, необходимо свести все расходы государственных программ в единую гистограмму для визуализации данных (рис. 1).

Рис. 1. Расходы по всем государственным программам

По данной гистограмме можно сделать несколько выводов:

1. Самую существенную долю в финансовой поддержке проектов составляют субсидии;

2. Государство значительно поддержало проектную деятельность организаций в кризисные 2020 и 2022 годы;

3. Наблюдается тенденция к существенному снижению региональной поддержки проектной деятельности к 2025 году.

Подводя итог проделанной работе, можно сделать несколько выводов:

1. Региональная поддержка проектной деятельности организаций сводится в основном к субсидиям, что негативно влияет на эффективность проектов, так как данный инструмент представляют собой финансирование по итогам окончания проекта. Более результативным инструментом

поддержания организаций является грант, так как он предоставляет денежные средства на этапе подготовки к реализации проекта, однако его доля в общих расходах государственных программ является небольшой;

2. Практически на все гранты и часть субсидий имеется ряд ограничений по предоставлению: доля и размер финансирования в проекте строго регламентированы, цель и область проекта должны соответствовать определенным условиям. Все это снижает возможный круг получателей финансовой поддержки своей проектной деятельности;

3. Регион усиливает поддержку проектов в период негативной экономической ситуации;

4. Как уже отмечалось выше, имеется устойчивая тенденция к уменьшению фи-

нансирования проектной деятельности к ность, организации в сельской местности и 2025 году, что, безусловно, снизит проект- т.д.

ный потенциал региона в краткосрочной В конечном итоге, можно сказать, что,

перспективе; несмотря на многостороннюю региональ-

5. Можно отметить поддержку на реги- ную поддержку проектной деятельности, ональном уровне проектных инициатив она имеет ряд ограничений и недостатков, организаций различной специализации: которые требуют дальнейшего совершен-сельское хозяйство, туризм, промышлен- ствования.

Библиографический список

1. Предприниматели Алтайского края могут получить гранты для реализации проектов в приоритетных сферах экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altsmb.ru/index.php/2013-01-31 -07-20-51/novosti/item/4261 -predprinimateli-altajskogo-kraya-mogut-poluchit-granty-dlya-realizatsii-proektov-v-prioritetnykh-sferakh-ekonomiki (дата обращения: 30.12.2023).

2. Постановление Правительства Алтайского края от 28 сентября 2021 года N 358 «Об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574893275#64U0IK (дата обращения: 30.12.2023).

3. Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 года N 90 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561772713 (дата обращения: 30.12.2023).

4. Предприятия региона получили субсидии на возмещение части затрат на выставоч-но-ярморочные мероприятия - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econom22.ru/press-centre/news/detail.php?ID=18122&sphrase_id=26654764 (дата обращения: 30.12.2023).

5. Объявлено проведение отбора получателей субсидий - юридических лиц, реализующих новые инвестиционные проекты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econom22.ru/press-centre/news/detail.php?ID=17220&sphrase_id=26654765 (дата обращения: 30.12.2023).

6. Объявление о проведении отбора получателей субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с технологическим присоединением к сетям инженерно-технического обеспечения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econom22.ru/press-centre/news/detail.php?ID=16901&sphrase_id=26654767 (дата обращения: 30.12.2023).

7. Постановление Администрации Алтайского края от 13 октября 2014 года N 467 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Экономическое развитие и инновационная экономика». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/423852817 (дата обращения: 30.12.2023).

8. Постановление Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года N 523 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/453122723 (дата обращения: 30.12.2023).

9. Грант «Агропрогресс». Инвестиционный портал Алтайского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest.alregn.ru/investoram-n/mery-podderzhki/detail.php?ID=6411 (дата обращения: 30.12.2023).

10. Постановление Правительства Алтайского края от 23 марта 2020 года N 125 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570717387 (дата обращения: 30.12.2023).

11. Постановление Правительства Алтайского края от 2 октября 2020 года N 427 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий на реализацию проектов по развитию сферы туризма на территории муниципальных образований». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570953990 (дата обращения: 30.12.2023).

MEASURES TO SUPPORT THE PROJECT ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS AT

THE REGIONAL LEVEL (BASED ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI REGION)

Y.M. Kopylov, Graduate Student Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint Petersburg)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. This article examines and analyzes the structure of expenditures of state programs of the Altai Territory in terms of financing the project activities of commercial organizations. The work examined key government programs for the region that stimulate project activities. The period from 2020 to 2025 was analyzed. Based on the study, conclusions were drawn that will help commercial organizations when forming the budget for their long-term projects.

Keywords: project, project activity, grant, subsidy, regional support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.