Научная статья на тему 'Меры по реализации Национальной онкологической программы и постановления Правительства Российской Федерации по совершенствованию онкологической помощи населению'

Меры по реализации Национальной онкологической программы и постановления Правительства Российской Федерации по совершенствованию онкологической помощи населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
395
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ / СКРИНИНГ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / CANCER PATIENTS / SCREENING / LIFE TIME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривонос О. В., Чиссов В. И., Старинский В. В.

В статье освещено начало реализации Национальной онкологической программы, концепция дальнейшего развития здравоохранения, т.к. своевременное выявление и лечение больных на ранних стадиях заболевания приобретает все большую актуальность. Сделан вывод об эффективности лечения онкологических больных в специализированных учреждениях, в связи с чем должна быть сохранена концепция проведения уточняющей диагностики и лечения в специализированных онкологических учреждениях с укреплением их кадровой и материально-технической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кривонос О. В., Чиссов В. И., Старинский В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ONCOLOGY PROGRAM REALIZATION MEASURES AND ONCOLOGY CARE PERFECTION GOVERNMENT DECREES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article states the beginning of the national oncology program realization, the further health care development concept as early case detection and treatment continue to be relevant. It is deduced that the treatment of oncologic patients is more efficient when received in hospitals. That's why the concept of the clarification diagnostics and treatment in special oncologic institutions is to be kept.

Текст научной работы на тему «Меры по реализации Национальной онкологической программы и постановления Правительства Российской Федерации по совершенствованию онкологической помощи населению»

КРеати1н1я1ницу5пиЯ1и1онкошпиЯ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

5

МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

О.В. Кривонос, В.И. Чиссов, В.В. Старинский

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кривонос Ольга Владимировна, канд. мед. наук, доцент, директор департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения МЗ и СР РФ, 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3, тел. 8 (495) 606-17-57, факс (495) 606-16-48

В статье освещено начало реализации Национальной онкологической программы, концепция дальнейшего развития здравоохранения, т.к. своевременное выявление и лечение больных, на ранних, стадиях, заболевания приобретает все большую актуальность.

Сделан вывод об эффективности лечения онкологических больных, в специализированных. учреждениях, в связи с чем должна быть сохранена концепция проведения уточняющей диагностики и лечения в специализированных, онкологических учреждениях. с укреплением их. кадровой и материально-технической базы.

Ключевые слова: онкологические больные, скрининг, продолжительность жизни.

NATIONAL ONCOLOGY PROGRAM REALIZATION MEASURES AND ONCOLOGY CARE PERFECTION GOVERNMENT DECREES OF THE RUSSIAN FEDERATION

O.V. Krivonos, V.I. Chissov, V.V. Starinsky

Ministry of Health Care and Social Development of the Russian Federation

The article states the beginning of the national oncology program realization, the further health care development concept as early case detection and treatment continue to be relevant.

It is deduced that the treatment of oncologic patients is more efficient when received in hospitals. That's why the concept of the clarification diagnostics and treatment in special oncologic institutions is to be kept.

The key words: cancer patients, screening, life time.

Обеспокоенность и повышенное внимание к онкологии - одна из характерных черт здравоохранения всех развитых стран. Это обусловлено устойчивой тенденцией роста онкологической заболеваемости, которая достигла довольно высоких показателей и в обозримом будущем продолжит нарастать.

В последние годы в Российской Федерации ежегодно впервые выявляют более 460 тыс. онкологических больных. В 2007 году удельный вес смертности от онкологических заболеваний составил 13,7% (2 ранговое место после сердечно-сосудистых заболеваний). К концу 2008г. на учете в онкологи-

ческих учреждениях России состояло более 2,6 млн. больных, т.е. 1,7% населения страны. Около 60% среди впервые регистрируемых больных выявляют в III-IV стадиях заболевания. Это приводит к увеличению смертности и значительной инвалидизации больных из-за сложности, массивности, опасности и дороговизны медицинских технологий. Ежегодно в России более 200 тыс. больных впервые признают инвалидами от онкологического заболевания (13,5% от общего числа инвалидов). Расходы на выплаты по инвалидности и лечению больных в III-IV стадиях заболевания являются одной из наиболее затратных статей бюджета.

Таким образом, большую актуальность приобретает своевременное выявление и лечение больных на ранних стадиях заболевания, что является не только средством улучшения качества жизни и ее продления, но и способом сокращения затрат.

Концепцией развития здравоохранения до 2020 года предусматриваются задачи, к решению которых должна быть привлечена не только онкологическая, но и общелечебная служба, первичное звено здравоохранения. Это:

- скрининг, мониторирование, диспансерное наблюдение;

- снижение смертности населения от онкологических заболеваний и влияние на увеличение продолжительности жизни;

- формирование здорового образа жизни населения;

- повышение качества и доступности онкологической помощи.

Решение данных задач потребует стандартизации медицинской помощи, переоснащения материально-технической базы, обеспечения лекарственными средствами, осуществления единой кадровой политики, внедрения информационных систем.

Минздравсоцразвития с 2009г. начало реализацию Национальной онкологической программы, рассчитанной до 2015г. Программа предусматривает мероприятия по профилактике, ранней диагностике, оптимизации маршрутов пациентов на разных этапах-уровнях.

Первый уровень: проведение профилактических осмотров специалистами первичного звена, участковыми, семейными врачами, медицинским персоналом «первичного контакта» (гинекологами, урологами, отоларингологами и т.д.), проведение программ массового скрининга среди населения (цитологические исследования на опухоль шейки матки, изучение маркёров опухолевого роста (ПСА - на рак предстательной железы, СА-125 - на рак яичника), инструментальные методы диагностики: цифровая флюорография, маммография, УЗИ - для молочной, щитовидной, предстательной желез, легких, почек и других органов.

Второй уровень: передача данных о каждом подозрительном или выявленном случае злокачественного заболевания в первичные онкологические кабинеты, основные функции которых заключаются во взаимодействии с онкодиспансерами и направлении пациентов на обследование и лечение.

Третий уровень: направление пациента с выявленным или подозрительным на злокачественное заболевание диагнозом в консультативно-диагностический отдел регионального (территориального) онкологического диспансера, где должен быть использован весь спектр диагностических исследований, а также проведен необходимый комплекс противоопухолевого лечения как в амбулаторных (стационар одного дня), так и в стационарных условиях.

Четвёртый уровень: направление пациента в случае необходимости для более точного дообследования, а также лечения с применением последних

высокотехнологичных методик в окружной онкологический диспансер.

Следует отметить, что окружной онкологический диспансер отличается от регионального более мощным коечным фондом, большим охватом населения, укомплектованностью различными кадрами, оснащённостью, наличием специального оборудования для диагностики (ПЭТ) и радионуклидной терапии, использование которого не рационально на более ранних этапах. В окружной диспансер должны направляться потоки сложных и требующих высокотехнологичных методик обследования и лечения пациентов из нескольких региональных онкодиспансеров.

Пятый уровень: федеральные онкологические институты (НИИ МЗСР РФ, РАМН, ФМБА России) наряду с окружными онкодиспансерами оказывают высокотехнологичные виды медицинской помощи, являются разработчиками основных высоких медицинских технологий, обеспечивают организационно-методическое сопровождение деятельности региональных и окружных онкодиспансеров, осуществляют внедрение новых методов и осуществляют организационно-методическое руководство службой закрепленных территорий.

Шестой уровень: Министерство здравоохранения и социального развития осуществляет контроль над работой всех уровней, тесно взаимодействует с федеральными онкологическими институтами. Следует отметить, что при экспертном совете Министерства здравоохранения и социального развития работает рабочая группа по онкологии, куда входят экспертные группы по онкохирургии, по лучевой терапии, по лекарственной терапии и экспериментальной онкологии.

Преимущества предлагаемого порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным заключаются в четкой маршрутизации процесса выявления, обследования и лечения; в персональной ответственности за выполнение поставленных задач; в обеспечении мониториро-вания лечения, единой регистрации заболеваемости, смертности; в обеспечении эффективного специализированного лечения на разных уровнях диспансерного наблюдения.

Предусмотренные программой мероприятия по профилактике, увеличению раннего выявления имеют своей конечной целью снижение смертности населения от злокачественных новообразований.

Хорошо организованная работа по профилактике может дать реальные результаты. Так, в странах Евросоюза в результате воплощения в жизнь программы «Европа против рака» удалось снизить смертность от рака за последние 10 лет на 15%. Основными ее составляющими являются борьба с курением, оптимизация питания за счет увеличения потребления овощей и фруктов и уменьшения потребления продуктов животного происхождения, снижение отрицательного воздействия ультрафиолетовых лучей, выполнение рекомендаций по скринингу и ранней диагностике злокачественных новообразований.

КРеати1н1я1ницуРпиЯ1и1онкошпиЯ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Значимость раннего выявления онкологических заболеваний трудно переоценить, поскольку она определяет продолжительность жизни больного, успех/неуспех проводимого лечения. Скрининг сегодня является единственным путем диагностики доклинического рака. Во многих высокоразвитых странах созданы специальные структуры, занимающиеся разработкой, организацией и подведением итогов скрининговых исследований. Хорошо известна экономическая целесообразность скрининговых программ. Так, по данным Международного Агентства по изучению рака выявление одного случая рака молочной железы при маммографическом скрининге стоит около 2500 долларов. Однако через 5-7 лет после широкомасштабного внедрения скрининга его стоимость, как и стоимость самого лечения за счет выявления заболевания в ранних стадиях, сокращается в 4 раза.

На сегодняшний момент важнейшей структурной составляющей в профилактических обследованиях являются смотровые кабинеты поликлиник. В России в настоящее время функционирует около 5300 смотровых кабинетов. Вместе с тем, во многих учреждениях смотровые кабинеты не работают в течение полного рабочего дня поликлиник.

Известно, что основная работа по раннему выявлению онкологических заболеваний ложится на общую лечебную сеть, на врачей первого контакта, а это - врачи общей практики, участковые врачи. Эффективность их работы, в свою очередь, зависит от оснащенности их рабочих мест, подготовленности по профилю «онкология».

Окончательное обследование, постановка диагноза и лечение лиц со злокачественными новообразованиями в РФ должно являться уделом специалистов онкологической службы. В административных территориях России в 2008г. функционировали 120 онкологических диспансеров. К сожалению, только 30% онкодиспансеров имеют коечный фонд 300 коек и более. В настоящее время ведется активное строительство с модернизацией отдельных клинических корпусов, каньонов для радиотерапевтической аппаратуры. Расширение коечного фонда службы обусловлено целесообразностью проведения лечебно-диагностической помощи онкологическим больным в специализированных учреждениях с учетом многофакторности, многоэ-тапности лечения и мониторинга.

По данным территориальных раковых регистров, эффективность лечения онкологических больных в специализированных учреждениях выше по сравнению с результатами хирургических стационаров общей лечебной сети. Например, пятилетняя выживаемость при раке пищевода - на 35,6%, раке желудка - на 19,2%, ободочной кишки - на 34,6%, прямой кишки - на 37,0%. Поэтому должна быть сохранена концепция проведения уточняющей диагностики и лечения в специализированных онкологических учреждениях с укреплением их кадровой и материально-технической базы.

Одной из важных задач Национальной программы, помимо скрининга, подготовки кадров и мате-

риально-технического оснащения онкодиспансе-ров, является выстраивание схемы взаимодействия между лечебными учреждениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2009г. №189 утверждены Правила предоставления в 2009 году субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по закупке оборудования, определенного Минздравсоцразвития, для совершенствования организации онкологической помощи населению. В соответствии с планами реализации Национальной онкологической программы (2009-2015 годы) в качестве первого этапа на 2009 г. требовалось определить 10 региональных и один окружной онкодиспансер в субъектах РФ.

Минздравсоцразвития РФ были разработаны следующие критерии отбора субъектов для реализации мероприятий по Программе:

1. Уровень и структура онкологической заболеваемости;

2. Численность, плотность, возрастной состав населения;

3. Наличие необходимого кадрового потенциала;

4. Наличие региональной онкологической программы, которая должна содержать данные эпидемиологического мониторинга, профилактики, информацию о заболеваемости, смертности, летальности и качестве оказываемой медицинской помощи;

5. Документальное подтверждение наличия у субъекта Российской Федерации необходимых инвестиционных ресурсов, предусмотренных для софинансирования, и права распоряжения ими в период реализации программы в части подготовки помещений под монтаж, оснащение медицинской техникой и обеспечение необходимыми принадлежностями и расходными материалами, а также подготовки кадров.

На основании представленной территориями документации о материально-технической и кадровой оснащённости онкодиспансеров, а также об имеющихся возможностях регионов по реализации Национальной онкологической программы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №562 от 15 октября 2008г. была проведена оценка готовности субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению в 2009 году. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2009г. №189 присвоен статус окружного Челябинскому областному онкодиспансеру, а регионального - Белгородскому, Волгоградскому, Калужскому, Кировскому, Омскому, Оренбургскому, Пензенскому, Тульскому, Тюменскому, Хабаровскому диспансерам. Надеемся, это создаст хорошую основу для дальнейшего совершенствования онкологической помощи населению регионов.

Для оценки эффективности проводимой на местах работы определены кураторы территорий из числа федеральных учреждений:

- Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена (Пензенская, Белгородская, Тюменская области);

- Российский научный Центр рентгенорадиологии (Волгоградская, Тульская, Челябинская области);

- Российский онкологический научный Центр им. Н.Н. Блохина РАМН (Кировская, Оренбургская области, Хабаровский край);

- Федеральное медико-биологическое агентство (Омская, Калужская области).

Учреждениями-кураторами составлены графики выездов специалистов на места, списки сотрудников онкоучреждений и программы их обучения. Минз-дравсоцразвития РФ провело совещания по организационным вопросам дополнительного профессионального образования и внедрения информационной системы учета профессиональной подготовки.

В настоящее время разработан и находится на утверждении в Минздравсоцразвития РФ Приказ, определяющий порядок оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным. Данный порядок определяет маршрут пациента от обращения к медицинским работникам, установления диагноза и до проведения необходимого лечения. Данным приказом устанавливаются рекомендуемые штатные нормативы, положения о структурных подразделениях, табеле их оснащения и т.д.

Концепцией дальнейшего развития здравоохранения предусмотрено совершенствование попу-ляционного ракового регистра, внедрение единой программы его функционирования, интегрирование в единую информационную сеть здравоохранения.

Перспективным представляется широкое внедрение телекоммуникационных технологий.

Таким образом, проводимые мероприятия по реализации Национальной онкологической программы являются существенным шагом на пути оптимизации совместной работы учреждений общелечебной сети и онкологической службы и повышения качества оказания онкологической помощи населению. Очень высокая ответственность ложится на руководителей органов здравоохранения регионов, их компетентность, организованность, способность мобилизовать и объединить имеющиеся ресурсы. Руководство МЗ и CP также рассчитывает на ответственное отношение НИИ, их руководителей и коллективов к совместной работе с практическим здравоохранением.

Перепечатано с разрешения авторов

Источник: Материалы VII съезда онкологов России. - М., 2009. - Т. 1. - С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.