Научная статья на тему 'Об организации онкологической помощи в Ростовской области'

Об организации онкологической помощи в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глумов Е.Э., Гольдшмидт П.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации онкологической помощи в Ростовской области»

аналитическим обзор

ши

Об организации онкологической помощи в Ростовской области

Е. Э. Глумов, к.м.н., главный онколог МЗ РО, главный врач ГБУ РО «Онкодистнсер»; П. Р. Гольдшмидт, заместитель главного врача по ОМР и ЛО; ГБУ РО «Онкодиспансер», г. Ростов-на-Дону

Злокачественные новообразования являются одной из наиболее сложных медико-социальных проблем современного общества. По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 9 млн новых случаев онкологических заболеваний. Специалистами Международного агентства по изучению рака (МАИР) к 2020 году прогнозируется увеличение заболеваемости злокачественными опухолями до 15 млн при одновременном возрастании смертности с 6 до 9 млн в год.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется более 480 тыс. новых случаев злокачественных новообразований (ЗНО). При этом более 200 тыс. больных впервые признаются инвалидами от онкологических заболеваний (13,5% от общего числа инвалидов). ЗНО наносят обществу огромный социальный и экономический ущерб, величина которого только в России в 2010 году составила около 200 млрд рублей.

Государство уделяет постоянное внимание вопросам повышения эффективности функционирования онкологической службы страны. Правительством Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ были утверждены две подпрограммы по онкологии: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003—2006 гг.)» (Постановление Правительства РФ от 13.11.2001 №790) подпрограмма «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации» и «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)» (Постановление Правительства РФ от 10.05.2007 №280) подпрограмма «Онкология».

Минздравсоцразвития России выступило с инициативой разработки национальной онкологической программы по совершенствованию организации онкологической помощи населению, реализация которой началась с января 2009 года. В качестве основных задач программы определены:

• создание системы оказания онкологической помощи населению, ориентированной

на раннее выявление онкологических заболеваний и оказание специализированного противоопухолевого лечения;

• проведение мероприятий по первичной профилактике онкологических заболеваний на основе диспансеризации трудоспособного населения

по единому стандарту обследования с целью раннего выявления лиц из групп высокого риска;

• повышение онкологической настороженности врачей «первичного контакта» и осуществление диспансерного наблюдения за выявленными онкологическими больными;

• разработка и внедрение единых лечебно-диагностических стандартов специализированной медицинской помощи при онкологических заболеваниях;

• совершенствование методов диагностики, лечения, реабилитации (медицинской, социальной и психологической), включая коррекцию функциональных расстройств и анатомических дефектов;

• обеспечение телекоммуникационной связи

с возможностью передачи изображений между головным региональным онкологическим диспансером, межрайонными региональными диспансерами и онкологическими кабинетами;

• развитие отечественного производства диагностического и лечебного оборудования, противоопухолевых лекарственных средств;

• подготовка и переподготовка специалистов, оказывающих диагностическую, профилактическую, лечебную

и реабилитационную помощь больным со ЗНО;

• совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений, оказывающих помощь больным со ЗНО;

• эпидемиологический мониторинг заболеваемости, смертности, распространенности и инвалидизации от ЗНО на основании действующего Национального онкологического регистра;

• организация и проведение информационно-просветительских программ для населения о факторах риска и первых признаках онкологических заболеваний с максимальным привлечением средств массовой информации.

Прогнозируется, что реализация государственных мероприятий в запланированном объеме позволит добиться в 2012 году снижения смертности от онкологических заболеваний на 4%, существенного повышения выявляе-мости их на ранней стадии, увеличения продолжительность жизни больных и улучшения ее качества, снижения частоты и тяжести инвалидизации.

С 2007 года, на два года раньше национальной программы, областным законом Ростовской области от 28.11.2006 №596-ЗС «Об областной целевой программе «Онкология» на 2007—2010 годы» была утверждена региональная программа. Областная целевая программа получила развитие в долгосрочной целевой программе «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011—2012 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 24.03.2011 №148 и являющейся частью Долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010—2013 годы». На обозначенные в ней мероприятия по борьбе с онкологическими заболеваниями из областного бюджета запланировано 249462500 руб.

В целях реализации программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011—2012 годы» и во исполнение Приказа МЗиСР РФ от 21.02.2011 №145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» МЗ РО издан приказ от 25.04.2011 №592 «О методике оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием», позволяющий осуществлять текущий мониторинг деятельности медицинских работников и дифференцированно подходить к материальному стимулированию. Медработникам

www.akvarel2002.ru

№4(31) • 2012

аналитическим обзор

Таблица 1

Основные статистические показатели работы онкодиспансеров за 2011 год

Заболеваемость (на 100 тыс.) Смертность (на 100 тыс.) Разрыв между заболеваемостью и смертностью Одногодичная летальность

ГБУ РО «Онкодиспансер» 369,4 169,1 200,3 23,8

ГБУ РО «Онкодиспансер» в г Таганроге 514,1 269,8 244,3 32,4

ГБУ РО «Онкодиспансер» в г Волгодонске 363,3 180,0 183,3 24,7

ГБУ РО «Онкодиспансер» в г. Новочеркасске 293,2 162,3 130,9 20,9

ГБУ РО «Онкодиспансер» в г Шахты 404,2 215,8 188,4 25,3

Ростовская область 357,1 185,1 172,0 25,2

РФ (показатели за 2010 г) 364,2 204,4 159,8 28,6

Таблица 2

Основные статистические показатели по некоторым территориям (2011 год)

Территория Выявляемость в 1-2 стадиях (%) Общая запущенность (%) Смертность (на 100 тыс. населения)

Среднее по РФ (показатели за 2010 г.) 47,8 30,1 204,4

Среднее по РО 50,9 29,0 185,1

Морозовский р-н 52,8 26,0 167,2

Аксайский р-н 56,9 23,9 168,7

Верхнедонской р-н 64,9 24,7 126,8

г. Каменск-Шахтинский 61,5 15,8 139,2

онкологического амбулаторного приема на 2011 год были осуществлены доплаты в объеме 8074000 руб.

Онкологические диспансеры участвуют в реализации программы модернизации здравоохранения Ростовской области, в которую помимо онкологии включены кардиология и неонатология. Программой для нужд онкослуж-бы запланировано 177340700 руб. на закупку 301 единицы медицинского оборудования. Благодаря средствам Программы поэтапно внедряются стандарты оказания специализированной онкологической медицинской помощи пациентам. С целью обеспечения стандартов помощи больным по полному тарифу в части медикаментов в 2011 году дополнительно было предусмотрено 98479300 руб., в 2012 году - 197377300 руб.

Государственная система онкологической помощи Российской Федерации включает в себя широкую сеть специализированных онкологических учреждений, обязательный учет и диспансеризацию онкологических больных, объединенных в систему Государственного ракового регистра, массовые профилактические осмотры населения, формирование групп риска, бесплатное обследование и лечение больных.

Специализированными онкологическими учреждениями считаются онкокабинеты, диспансерные отделения и онкоотделения в составе общелечебных ЛПУ, онкоди-спансеры различного уровня и онкоинституты.

В Ростове-на-Дону в 1931 году был создан Научно-исследовательский онкологический институт, а в 1947 году — Городской онкологический диспансер (впоследствии — Онкологический диспансер Ростовской области). С 1962 г. по 2005 г. в Ростовской области были организованы еще четыре диспансера в городах: Новочеркасск, Шахты, Таганрог и Волгодонск, взявших на себя функцию межтерриториальных центров. К дис-

пансерам были присоединены онкологические отделения в городах: Азов, Сальск, Каменск-Шахтинский и Но-вошахтинск. Общий коечный фонд составляет 795, в том числе 170 радиологических коек и 45 — коек дневного стационара. Основные статистические показатели их работы приведены в таблицах 1 и 2.

Приказами, регламентирующими деятельность лечебно-профилактических учреждений по оказанию онкологической помощи населению, являются:

• Приказ МЗ РФ от 19.04.1999 №135

«О совершенствовании системы Государственного ракового регистра»;

• Приказ МЗиСР РФ от 03.12.2009 №944н

«Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях».

Приказом №135 были введены документы, регламентирующие регистрацию больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра. Приказом №944н определен порядок оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях.

Во исполнение приказа №944н Министерством здравоохранения Ростовской области был принят приказ от 25.03.2011 №380 «О совершенствовании оказания онкологической помощи населению Ростовской области», который утвердил распределение территорий между онкологическими диспансерами для осуществления организационно-методической работы, консультативной помощи и ведения канцер-регистра, перечень показаний для направления больных в онкологические диспансеры, контрольные индикаторы медицинской помощи больным онкологического профиля, форму анкеты онкоскрининга для мужчин и женщин.

N94(31) • 2012

www.akvarel2002.ru

вопросы экспертизы

Ряд положений приказа посвящены контролю качества оказания онкопомощи (формы отчетов, актов проверок, инструкции и приложения, охватывающие каждый этап, от обращения пациента до диспансерного наблюдения).

Остановимся подробнее на некоторых положениях приказа.

Онкоскрининг является основой раннего выявления онкологических заболеваний. Одна из эффективных и при этом низко затратных форм онкоскрининга — анкетирование. Изучив опыт проведения анкетирования в России, нами были предложены формы анкеты онко-скрининга для мужчин и для женщин.

Анкетированию подлежат мужчины и женщины старше 40 лет, не находящиеся на диспансерном наблюдении и не проходящие дополнительную диспансеризацию в рамках ПНП «Здоровье». Анкета заполняется средним медицинским работником на дому либо в медицинском учреждении, включая ФАПы. Как исключение возможно и самостоятельное заполнение. Анализ анкеты осуществляет участковый врач (врач общей практики). При выявлении в анкете данных, которые позволяют заподозрить онкопатологию, участковый врач (врач общей практики) вносит в анкету рекомендации по дополнительному обследованию и консультациям узких специалистов, а пациент направляется на соответствующее обследование. При выявлении в ходе обследования онкопатологии пациент направляется на прием к онкологу. За 8 месяцев 2011 года в Ростовской области в ходе анкетирования лиц старше 40 лет выявлено 206 случаев онкопатологии.

Впервые в масштабах области законодательно был закреплен перечень обязательных исследований онкомар-керов, с возложением ответственности на руководителей

органов управления здравоохранением за внедрение в работу клинико-диагностических лабораторий данной группы исследований. Причем количество проведенных исследований входит, как один из показателей, в ежеквартальный отчет по раннему выявлению онкологических заболеваний.

По-новому организовано ведение областного канцер-регистра. Каждый из пяти диспансеров области формирует территориальный сегмент электронного канцер-регистра, объединяя свои данные с данными прикрепленных территорий, и несет ответственность за передачу информации, содержащейся в территориальных сегментах для интеграции и анализа в составе областного электронного канцер-регистра, формирующегося в Областном онкодиспансере.

Какие бы усилия ни прикладывала медицинская общественность, без государственных программ первичной профилактики онкозаболеваний говорить о снижении заболеваемости раком невозможно. И первый шаг в этом направлении — разработка единых стандартов диспансерного обследования трудоспособного населения, внедрение которых, благодаря закупленному по программе модернизации оборудованию, возможно в ближайшее время.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить о том, что онкослужба — это многоуровневая система, что она начинается с ФАПа, смотрового кабинета, участкового врача, включает в себя диагностические центры, стационары и заканчивается специализированными онкоуч-реждениями. И от того, как взаимодействуют все звенья, зависят судьбы и жизни тысяч и тысяч больных, ждущих от врачей не только сострадания.

Некоторые вопросы экспертизы временной нетрудоспособности

С. С. Меметов; Л. Ю. Балека; Госпиталь ветеранов войн, г. Ростов-на-Дону

Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» внесло существенные корректировки в экспертизу временной нетрудоспособности.

В частности, согласно части 2 статьи 59 вышеуказанного закона, экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который уполномочен выдавать гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листки нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

В соответствии с частью 3 статьи 59 вышеуказанного Закона, продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 данной статьи (но не более чем на 15 календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Согласно же ранее действовавшим нормативным актам по экспертизе временной нетрудоспособности, лечащий врач единолично выдавал листок нетрудоспособности на срок до 30 календарных дней, а на больший срок листок нетрудоспособности продлевался по решению врачебной комиссии медицинской организации, также на срок до 30 календарных дней.

Таким образом, введение новых сроков при проведении экспертизы временной нетрудоспособности как минимум в два раза увеличило нагрузку как на лечащих врачей, так и на работу врачебной комиссии, что при загруженности амбулаторно-поликлинических учреждений и нехватке медицинского персонала не может положительно сказаться на качестве оказания медицинской помощи.

Кроме того, сокращение сроков продления листков нетрудоспособности негативно воспринимается и больными, особенно длительно болеющими, в частности после сложных травм и реконструктивных оперативных вмешательств, которые в течение длительного времени каждые 15 дней должны проходить врачебную комиссию.

Следует обратить внимание руководителей медицинских организаций на часть 3 статьи 59 Закона №323-ФЗ,

www.akvarel2002.ru №4(31) • 2012

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.