Научная статья на тему 'МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
совершившее преступление / правоприменительной практике / профилактика / разработка стратегии / управляющие органы / от уменьшение количества рабочих часов / реорганизация налоговой системы / заработная плата / реформа / товара / инвестирование / реформа финансирования / новая концепция экономического роста / the perpetrator of a crime / law enforcement practice / prevention / strategy development / governing bodies / reduction of the number of working hours / reorganization of the tax system / wages / reform / goods / investment / financing reform / a new concept of economic growth

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусуков А.С., Шогенова Ф.О.

Основе полученных результатов анализа детерминант исследуемого вида преступности, выявленного положительного опыта, а также изучения норм о предупредительном воздействии государства на лиц, совершающих имущественные преступления, разработан комплекс структурно-экономических, правовых, обще-социальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности в сфере ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES AIMED AT PREVENTING CRIME IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Based on the results of the analysis of the determinants of the type of crime under study, the identified positive experience, as well as the study of the norms on the preventive effect of the state on persons committing property crimes, a set of structural, economic, legal, general social and special criminological crime prevention measures in the housing and communal services sector has been developed.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Туркменистане неприкосновенны, неотчуждаемы, гарантируются и охраняются законом. Независимое, нейтральное государство Туркменистан полностью выполняет свои международные обязательства в соответствии с Уставом ООН, двусторонними и многосторонними международными соглашениями, договорами и конвенциями, участницей которых является страна.

Приоритетность общечеловеческих ценностей в современных условиях, охрана прав человека - это основа общественного развития. Как подчеркивается в Конституции Туркменистана, права и свободы граждан в Туркменистане приведены в соответствие с правами и свободами международного права и гарантируются данной Конституцией и законами.

Конституция Туркменистана не только гарантирует каждому гражданину страны демократические права и свободы, но и открывает перед ними широкие возможности для достижения новых высот процветания.

Список использованной литературы:

1. Конституции Туркменистана. - А., ТГИС, 2023.

2. Декларация о международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека. 27.12.1995.

© Кочумова С.А., 2023

УДК.343.9

Мусуков А.С.

студент 3 года обучения магистратуры, ИПЭиФ. Научный руководитель: Шогенова Ф.О.

к.э.н. доцент КБГУ г. Нальчик, РФ

МЕРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация

Основе полученных результатов анализа детерминант исследуемого вида преступности, выявленного положительного опыта, а также изучения норм о предупредительном воздействии государства на лиц, совершающих имущественные преступления, разработан комплекс структурно-экономических, правовых, обще-социальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности в сфере ЖКХ.

Ключевые слова:

совершившее преступление, правоприменительной практике, профилактика, разработка стратегии, управляющие органы, от уменьшение количества рабочих часов, реорганизация налоговой системы, заработная плата, реформа, товара; инвестирование, реформа финансирования, новая концепция экономического роста.

Musukov A.

S. is a 3-year master's degree student, IPEiF. Scientific supervisor: Shogenova F.O.

Candidate of Economics, Associate Professor, KBSU Nalchik, Russian Federation

MEASURES AIMED AT PREVENTING CRIME IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Abstract

Based on the results of the analysis of the determinants of the type of crime under study, the identified positive experience, as well as the study of the norms on the preventive effect of the state on persons committing property crimes, a set of structural, economic, legal, general social and special criminological crime prevention measures in the housing and communal services sector has been developed.

Keywords:

the perpetrator of a crime, law enforcement practice, prevention, strategy development, governing bodies, reduction of the number of working hours, reorganization of the tax system, wages, reform, goods; investment, financing reform, a new concept of economic growth.

Закономерным результатом проведенного исследования является формулирование предложений по принятию мер, направленных на противодействие преступности в сфере ЖКХ. При этом должны учитываться все объективные системные, уголовно-правовые и криминологические обстоятельства, установленные в ходе изучения данной проблемы.

Преступность в сфере ЖКХ - явление комплексное, включающее исторические, социально-экономические, правовые, политические, философско-этические аспекты, соответственно и решить данную проблему возможно лишь путем принятия комплекса мер, охватывающих многие сферы жизни человека и общества. Классическая отечественная криминология рассматривает предупреждение преступности как социальную систему, целостный процесс, состоящий из специально-криминологического и обще-социального предупреждения. [1]

Соответственно, планирование мер по предупреждению и профилактике преступности в сфере ЖКХ должно учитывать общие закономерности общественного развития, и предусматривать использование конкретных форм экономического, политического, правового, идеологического воздействия, направленных на преодоление явлений и процессов, выступающих в качестве причин и условий данного вида преступности. [2]

В связи с тем, что комплекс мер по противодействию преступности прежде всего направлен на нивелирование указанных причин и условий, то разумным видится структурирование системы мер противодействия в зависимости от соответствующей системы факторов.[3]

Исторически сложившуюся систему хозяйственных отношений в сфере ЖКХ, которая, безусловно, является основой всех экономических дефектов отрасли, повышающих в том числе уровень криминогенных проявлений, необходимо учитывать, но именно как явление объективной действительности, не зависящей ни от воли законодателя, ни тем более от воли правоприменителя. Решение установленных нами исторических процессов, являющихся следствием глобальных экономических и политических преобразований, может проводиться лишь в сослагательном наклонении, и данный отрицательный опыт должен восприниматься как ценный урок, и применяться при планировании государственных социально-экономических реформ. В качестве положительного примера можно привести проводимую в г. Москве программу реновации жилья, направленную на постепенное перестроение отдельных районов жилой застройки, включая коммунальную инфраструктуру, в соответствии с современными потребностями и условиями функционирования крупного города.[4]

В связи с экономической природой преступности в сфере ЖКХ основные меры противодействия ей должны быть, на наш взгляд, направлены именно на структурно-экономические факторы. Причем комплексность данных мер заключается в том, что их объектом должны стать как органы государственного контроля и регулирования, организации - профессиональные участники экономических отношений в сфере ЖКХ, так и потребители услуг ЖКХ - жители населенных пунктов.

Проводимый руководством страны курс на снижение доли участия государства в экономике и его влияния на экономические процессы, не должен затрагивать остро социальные сферы, к которым, в первую очередь, относится ЖКХ. Данная позиция обусловлена также противоречием между декларируемым снижением участия публичной власти в регулировании экономических отношений, и значительной долей бюджетного финансирования отрасли.

В связи с этим, одним из важных, путей решения проблемы криминализации экономики ЖКХ является возврат к увеличению доли государственного участия в вопросах экономического и административного регулирования хозяйственных и производственных отношений в отрасли, а также возврат органам государственной и муниципальной власти утраченных функций контроля, в том числе и за хозяйственной деятельностью коммерческих организаций - участников сферы ЖКХ.

Данная идея уже нашла свое отражение в проводимой политике ужесточения контроля за расходованием денежных средств, собранных с населения за услуги капитального ремонта. Для решения указанных задач созданы региональные операторы, подчиненные государственным структурам управления ЖКХ на региональном уровне. [5]

При этом, согласно результатов мониторинга эффективности расходования указанных денежных средств, находящихся в ведении подконтрольной государственным органам структуре, достигнуто значительное увеличение количественных и качественных показателей эффективного освоения денежных ресурсов.

Отсюда следует вывод о пользе выведения самого процесса расходования денежных средств из области компетенции бизнеса. Указанный положительный опыт ужесточения контроля со стороны органов власти за расходованием денежных средств, собранных с населения за проведение работ, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, может применяться также по отношению к денежным средствам, оборачивающимся в иных составляющих экономики отрасли. В такой социально-значимой сфере экономики, как ЖКХ, никакой уровень контроля со стороны публичной власти не может быть излишним. И видится ошибочным подменять общественные интересы, связанные со стабильным обеспечением населенных пунктов коммунальными услугами и ресурсами, мнимыми коммерческими интересами, и декларируемыми принципами свободы экономики. [7]

Так, наиболее общим подходом является организационно-управленческий, связанный с системным анализом поведения субъектов теневого сектора экономики, и выявления закономерностей, их формализацией. К конкретным мерам можно отнести установление экономически-целесообразного механизма правомерного поведения субъектов предпринимательской деятельности, экономическое стимулирование выхода из теневого сектора экономики, стимулирование полного перехода на безналичные банковские расчеты, сопряженное с принципиальной борьбой с наличным оборотом денежных средств.

Следующим подкомплексом мер, направленных на противодействие преступности в сфере ЖКХ, являются меры правового характера. Указанную группу целесообразно будет разделить на 2 подгруппы: меры гражданско-правового характера, связанные с совершенствованием гражданского, жилищного законодательства, и смежных с ними отраслей, а также меры уголовно-правового характера, связанные с внесением изменений в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы РФ.

На сегодняшний день прогнозирование направлений изменений жилищного законодательства и связанных с ним норм гражданского права осложнено продолжающейся реформой ЖКХ. И в настоящее время часть дефектов гражданского законодательства, отмеченных в нашем исследовании, корректируются на законодательном уровне.

Следующим комплексом мер противодействия данному виду преступности являются меры социального воздействия. К таковым относятся прежде всего обще-криминологические воспитательные меры. Рассмотренные дефекты, возникающие в период становления личности преступника, ложная

иерархия ценностей, основанная на приоритете собственных мнимых потребностей над объективными общепринятыми нормами правопорядочного поведения, характерны для лиц, совершающих преступления в сфере ЖКХ в той же степени, в какой и для других лиц, склонных к совершению корыстных экономических преступлений. Соответственно меры воспитательной коррекции, направленные на недопущение проявлений подобных черт у молодых людей, в равной степени эффективны и по отношению к данному виду преступников.

Как было установлено в проведенном нами криминологическом исследовании, негативное отношение общества к преступному поведению не является абсолютным, и колеблется от типа, характера, способа совершения преступления, и прежде всего от социальной роли лица, его совершившего. Лица, приближенные к среднестатистическому члену общества, зачастую вызывают сочувствие, интуитивный поиск оправданий совершенных преступлений. Причем общественность в качестве оправдания данных лиц видит общий уровень социальной несправедливости, имущественного и классового расслоения, неосознанно вставая на сторону «классово» им близкого лица.

Особенности, выделяющие сферу ЖКХ от других отраслей экономической деятельности, требуют от сотрудников полиции узкой специализации, глубоких знаний механики взаимодействия предприятий сферы ЖКХ, производства и поставки коммунальных ресурсов, оказания коммунальных услуг, финансовых процессов в данном секторе. Дефицит квалифицированных сотрудников сказывается на общих показателях выявления и раскрытия преступлений в сфере ЖКХ. Безусловно, основным источником для повышения уровня квалификации является практически опыт, как получаемый сотрудником самостоятельно при выполнении оперативно-служебных задач, так и передаваемые через систему наставничества. Однако общий уровень интеллектуальной компетенции сотрудников может быть повышен путем внедрения в образовательную программу учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку сотрудников полиции, специальных курсов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории.

Значительно повышает эффективность работы правоохранительных органов отмеченное нами выше включение в штат подразделений полиции, осуществляющих противодействие экономической преступности, сотрудников, имеющих высшее экономическое образование, специальные знания в области бухгалтерского и налогового учета, а также опыт контрольно-ревизионной деятельности. Указанные лица, привлекаемые в качестве специалистов как на стадии возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования, могут оказать значительное содействие в проведении предварительного исследования документов, определить направление усилий оперативных сотрудников на установление и изъятие документов, носителей информации, необходимых для назначения в дальнейшем бухгалтерских экспертиз. При проведении мероприятий, направленных на сбор доказательств по уголовным делам, указанные специалисты могут обоснованно предполагать, какие именно документы, образующиеся в деятельности проверяемой организации, могут содержать интересующие сведения, и где эти документы могут располагаться. Роль специалиста может выражаться как в предварительной консультации, так и в непосредственном привлечении его к участию в следственных действиях, когда специалист может указывать лицу, ведущему протокол, какие именно документы, несущие необходимую информацию, подлежат изъятию. [6]

К непосредственно профилактическим мероприятиям, предпринимаемым правоохранительными органами в процессе противодействия преступности в сфере ЖКХ, относится совершенствование сил и средств, с помощью которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность - основной инструмент, применяемый в борьбе с высоко-латентными видами преступности.[7] Важную роль в данном вопросе, помимо непосредственной оперативной работы, играет налаженное взаимодействие с контролирующими органами всех уровней,[8] в том числе с подразделениями Федеральной службы финансового мониторинга по вопросам обмена информацией о сомнительных финансовых операциях, и

комплексной проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий сферы ЖКХ.[9] На низовом уровне к мерам профилактического характера относятся вынесение следователями по результатам расследования уголовных дел представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений, в соответствии с требованиями ч. 2 ст.158 УПК РФ.[10]

Основные усилия правоохранительных органов должны быть направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. При этом особое внимание должно быть уделено устранению административных барьеров, препятствующих данной деятельности. Только современный комплексный подход, включающий меры как криминологического, так и уголовно-правового, криминалистического, а также гражданско-правового, социально-экономического и культурно-просветительского характера, способен обеспечить экономическую безопасность России, являющуюся важнейшей составляющей национальной безопасности.[11]

Список использованной литературы:

1. Сахаров А. Б. Социальная система предупреждения преступлений //Советское государство и право. 1972. № 2 (11). С. 66-72.

2. Чужмарова А.А. Криминологическая характеристика мошенничества // Научный журнал. 2016. № 12 (13). С.80

3. Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве"

4. Мартенс А.А., Лепешкина С.В. Современный подход к финансированию капитального ремонта многоквартирного фонда региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №5. C.37-43

a. Фонд ЖКХ: Москва вошла в тройку лидеров в России по эффективности региональной системы капремонта. URL: https://fond.mos.ru/presscenter/news

5. Чернышев Д.Б. Меры криминологического противодействия факторам, детерминирующим преступность в сфере ЖКХ // Вестник дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 3 (48). С. 70-75

6. Чернышев Д.Б. Бытовое хищение газа как недооцененная проблема// Научный вестник Омской Академии МВД России. 2019. № 2. С. 16-19

7. Чернышев Д.Б. Некоторые вопросы организации доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, связанных с хищением в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Оперативник (сыщик). 2018. № 2 (55).с.53

8. Лукьянов Д.Б., Жукова П.Н. Профилактика нарушений учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел // Научный портал МВД России. 2009. № 1 (5). С.85-93

9. Коллантай В.А. О проблеме взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел с контрольносчетными органами при раскрытии преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2011. № 2 (21). С.53-55

10.Маринкин Д.Н. Некоторые особенности механизма преступной деятельности, связанной с хищениями, легализацией и иными злоупотреблениями ответственных служащих управляющих компаний в сфере жилищнокоммунального комплекса // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 4. С.173-176

11.Еремин С.Г., Стешенко Ю.С. Анализ практики борьбы с преступлениями в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации // Вестник Волгоградской Академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 96100

© Мусуков А.С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.