Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСТВА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСТВА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горлова Наталья Ивановна

За последнее десятилетие российское добровольческое движение в сфере сохранения историко культурного наследия стало ярким общественным феноменом, проделав огромный путь от разрозненных волонтерских инициатив до масштабных проектов, заручившихся значительной поддержкой на государственном уровне. В статье автором дан всесторонний анализ ключевых мер поддержки (инфраструктурные, правовые, финансовые, методические), благодаря которым созданы за короткий период времени благоприятные условия для развития и популяризации профильного добровольческого движения наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR VOLUNTEERING IN THE FIELD OF PRESERVING CULTURAL HERITAGE IN RUSSIA

Over the past decade, the Russian volunteer movement in the fi eld of preserving historical and cultural heritage has become a vibrant social phenomenon, having come a long way from scattered volunteer initiatives to large scale projects that have secured signifi cant support at the state level. In the article, the author gives a comprehensive analysis of the key support measures (infrastructural, legal, fi nancial, methodological), thanks to which favorable conditions have been created in a short period of time for the development and promotion of the core heritage volunteer movement.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСТВА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ»

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСТВА В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ

УДК 304.2

http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-148-89-97

Наталья Ивановна ГОРЛОВА,

доктор исторических наук, доцент,

Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация: За последнее десятилетие российское добровольческое движение в сфере сохранения историко-культурного наследия стало ярким общественным феноменом, проделав огромный путь от разрозненных волонтерских инициатив до масштабных проектов, заручившихся значительной поддержкой на государственном уровне. В статье автором дан всесторонний анализ ключевых мер поддержки (инфраструктурные, правовые, финансовые, методические), благодаря которым созданы за короткий период времени благоприятные условия для развития и популяризации профильного добровольческого движения наследия.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, добровольческое движение, меры государственной поддержки, сохранение историко-культурного наследия.

Для цитирования: Горлова Н. И. Меры государственной поддержки волонтерства в сфере сохранения культурного наследия в России // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. №1 (48). С. 89-97. http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-148-89-97

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR VOLUNTEERING IN THE FIELD OF PRESERVING CULTURAL HERITAGE IN RUSSIA

Natalia I. GORLOVA, DSc in History, Associate Professor,

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation,

e-mail: [email protected]

Abstract: Over the past decade, the Russian volunteer movement in the field of preserving historical and cultural heritage has become a vibrant social phenomenon, having come a long way from scattered volunteer initiatives to large-scale projects that have secured significant support at the state level. In the article, the author gives a comprehensive analysis of the key support measures (infrastructural, legal, financial, methodological), thanks to which favorable conditions have been created in a short period of time for the development and promotion of the core heritage volunteer movement.

Keywords: volunteering, volunteering, volunteer movement, state support measures, preservation of historical and cultural heritage.

For citation: Gorlova N. I. Measures of state support for volunteering in the field of preserving cultural heritage in Russia. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2023, no. 1 (48), Pp. 89-97. (In Russ.). http:// doi.org/10.2441/2310-1679-2023-148-89-97

Со второй половины 2010-х гг. начинают оформляться основные контуры мер государственной поддержки отечественного добровольческого движения. Такое внимание государства было вызвано, во-первых, ростом общественного интереса к практикам социально значимой деятельности, в том числе в сфере защиты культурного наследия, во-вторых, хроническим недофинансированием проектов памятникоохранной деятельности и возможностью использования добровольческого ресурса в качестве одного из способов решения озвученной проблемы и мощного ресурса позитивных перемен. Кроме того, добровольчество стало простым и понятным механизмом реализации активной гражданской позиции.

С распадом СССР работа с волонтерским сообществом в сфере памятникоохранной деятельности утратила свою системность и вплоть до 2010-х гг. отличалась спорадическим характером. Это были исключительно индивидуальные инициативы по проведению ремонтно-вос-становительных работ деревянного зодчества, акции неравнодушной общественности по предотвращению сноса исторических зданий и др. Именно грантовые конкурсы государственных и неправительственных организаций в данный период становятся чуть ли не единственной действующей мерой по поддержке волонтерских проектов и инициатив. Так, в число грантодателей входили Общество «Знание России», Российский фонд культуры, Российский гуманитарный научный фонд и др. Так, в 2006 и 2007 гг. проект «Заповедное Даровое - Усадьба Достоевских» по созданию музея-заповедника получил грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда [3]. В рамках проводимого грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина проект «Дом со львом» был обеспечен необходимым финансированием [1]. Примечательно, что волонтерская составляющая реализуемой общественной инициативы или проекта в деле сохранения объектов культурного наследия выступала сопутствующим обстоятельством памятникоохранной деятельности.

Лидером в развитии добровольческого движения наследия, а также в развитии мер государственной поддержки волонтерства выступало и является в настоящее время Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. С середины 2010-х гг. Общество активно аккумулирует волонтерское сообщество вокруг темы сохранения наследия, тиражирует добровольческие практики. Так, по инициативе ВООПИиК в 2016 г. проводится российско-французский форум «Волонтерство в деле сохра-

нения культурного наследия», в 2018 г. стартовала первая профильная «Школа волонтера» с участием более 250 добровольных помощников. В Год волонтера успешно прошел IV Всероссийский форум-фестиваль добровольческих инициатив в сфере культурного наследия и традиционной народной культуры. В 2019 г. федеральная программа «Волонтеры культуры» была включена в федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». В этом же году на базе Ассоциации волонтерских центров была создана дирекция общественного движения «Волонтеры культуры», запустившая конкурс флагманских проектов, одной из номинаций стали тематические проекты в сфере сохранения памятников истории и культуры.

Последовательность перечисленных событий показывает, как волон-терство в сохранении историко-культурного наследия превратилось в масштабное отраслевое общественное движение, получив за достаточно короткий период времени значительную поддержку от государства.

Остановимся на рассмотрении юридических мер поддержки отечественного добровольческого движения по сохранению культурных и исторических памятников.

Среди всех правовых документов в первую очередь стоит отметить Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который выступает базисом правоотношений в данном поле [6]. Документ конкретизирует дефиниции «добровольческая (волонтерская) деятельность» и определяет ее ключевых участников - волонтеров (добровольцев), включая и «организатора добровольческой (волонтерской) деятельности». Нормативно-правовой акт содержит закрытый перечень целей безвозмездных практик социально значимой деятельности, определяет права и обязанности субъектов добровольческого труда и волонтерской организации, а также в нем оговариваются правила и принципы взаимодействия организаторов добровольческой деятельности и волонтеров. В законе конкретизированы полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области осуществления добровольческой деятельности.

Еще один основополагающий нормативно-правовой документ - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [7] - регулирует сферу отношений в деле сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, законом регламентируются вопросы безвозмездного участия добровольных помощников в производимых работах по защите памятников истории и культуры. Спустя несколько лет норма-

тивно-правовой документ был дополнен подзаконным актом - Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1828 «Об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия» [4], которое позволило пошатнуть один из главных юридических барьеров в работе добровольных помощников на объектах памятников культуры и сделать шаг к нормализации правого поля реализации волонтерских инициатив в деле памятникоохранной деятельности. Так, согласно Постановлению, волонтеры могут быть задействованы в следующих видах работ: ремонтные работы, приспособление объектов культурного наследия для современного использования, благоустройство их территории.

Процесс сотрудничества учреждений культуры с добровольческими организациями конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» [5].

Одной из ключевых мер правовой поддержки отечественного профильного добровольческого движения стал Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и последовавшее включение программы «Волонтеры культуры» в федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». Создание необходимых условий для раскрытия его творческого, интеллектуального, трудового, спортивного и иного потенциала, лучших человеческих качеств и способностей - все это лежит в основе стратегических национальных целей развития страны. В достижении вышеобозначенной национальной цели наиболее ощутимый вклад привносят добровольцы Общественного движения «Волонтеры культуры». Ежегодно тысячи добровольцев развиваются сами и помогают развиваться другим. При этом

они выполняют совершенно различные функции, начиная от проведения просветительской детальности и заканчивая проведением культурно-зрелищных мероприятий.

В целом участие волонтеров в достижении национальных целей развития, с одной стороны, позволяет государству получить значительную и, что важно, безвозмездную помощь в решении важнейших задач, в том числе и в сфере охраны памятников истории и культуры. С другой стороны, добровольчество служит простым и понятным механизмом реализации активной гражданской позиции, обеспечивает граждан, которые хотят поддержать свою страну в успешном достижении национальных целей, возможностью сделать это вне зависимости от основной сферы занятости.

Это решение стало признанием значимости добровольческого сообщества и его роли в сфере сохранения и популяризации историко-культурного наследия страны в контексте стратегического развития России. Благодаря правовому акту была создана основа для продвижения и дальнейшей поддержки на уровне государства данного направления приложения добровольческих усилий. Так, в рамках реализации программы «Волонтеры культуры» до 2024 г. предусматривается финансирование в размере 100 млн рублей ежегодно [2].

Обратимся к инфраструктурным механизмам поддержки добровольческих инициатив в сфере охраны объектов культуры.

Большое значение для создания инфраструктуры поддержки волон-терства наследия имеет включение в ее формирование крупнейшей отечественной добровольческой организации - Ассоциации волонтерских центров (АВЦ). В свою очередь, сообщество общественного движения «Волонтеры культуры», действующего на базе АВЦ с марта 2019 г., имеет свои филиалы более чем в 35 субъектах РФ. Кроме того, региональным властям дирекция движения рекомендует оказывать содействие в создании волонтерских центров на базе учреждений культуры, профильных вузов и колледжей.

Эффективной формой государственной финансовой поддержки добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия являются грантовые конкурсы, среди которых один из самых крупных -на получение грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Профильные проекты памятникоохранной деятельности удовлетворяют тематикам нескольких конкурсных направлений.

В рамках конкурса можно получить финансирование для проведения ремонтно-восстановительных, реставрационных работ на объектах культурного наследия, организации выставок и музейных экспозиций, проведения исследовательских работ и конференций.

К примеру, во втором конкурсе президентских грантов 2018 года победителями стали 12 проектов, которые прямо или косвенно были связаны с вопросами защиты культурно-исторического наследия Российской Федерации. В списке победителей значились фестиваль восстановления исторической среды «ТомСойерФест», проект по сохранению и возрождению церкви Рождества Христова в бывшем селе Крохино, а также проекты региональных отделений ВООПИиК [8]. Уже в первом конкурсе 2019 года количество подобных инициатив увеличилось более чем в два раза.

Грантовый конкурс Российского фонда культуры обеспечивает финансовую поддержку проектов, в том числе и добровольческих, связанных с сохранением памятников архитектуры, проведением выставок, культурных событий и театральных постановок. Отдельное внимание уделяется поддержке проектов, связанных с развитием культурной жизни регионов России, а также формированию волонтерских корпусов на базе учреждений культуры (театров, библиотек и др.), проведению обучающих программ для добровольных помощников.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) проводит два государственных грантовых конкурса для физических и юридических лиц, реализующих волонтерские инициативы в области охраны памятников истории и культуры. Это грантовый конкурс молодежных инициатив, включенный в платформу «Россия - страна возможностей», второй - конкурс молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа.

В России реализуется множество региональных, в том числе местных проектов и конкурсов на предоставление субсидий в области защиты историко-культурного населения и осуществления памятникоохранной деятельности.

Кроме того, широко распространена практика выделения грантовых средств представителями крупного бизнеса (компанией «Норникель», Объединенной металлургической компанией «РУСАЛ» и др.), благотворительными и научными фондами (благотворительные фонды Владимира Потанина, Михаила Прохорова, «Свет» Александра Светлакова, фонд «Абсолют-Помощь») на поддержку проектов в сфере развития территорий и городской среды, сохранения исторической памяти.

Заметное место среди способов государственной поддержки волонтерских проектов в рассматриваемой сфере занимают методические меры.

К примеру, в рамках повышения компетенций волонтеров и координаторов добровольческих проектов, квалификации организаторов волонтерских лагерей (кампусов) предусматриваются образовательные программы («Школа наследия» движения «Архнадзор», «Школа волонтеров

ВООПИиК» и др.), онлайн-курсы для региональных координаторов Общероссийского движения «Волонтеры культуры».

Форумы и секции, ориентированные на сохранение культурного наследия, играют важную роль в развитии кадрового потенциала и профессионального сообщества в добровольческом движении.

Особое внимание следует уделить конкурсу флагманских проектов общественного движения «Волонтеры культуры», выступающего в качестве организационно-методического инструмента для поддержки добровольческих социально значимых проектов в сфере культуры. По результатам конкурса составляется список флагманских проектов движения, которые рассматриваются с точки зрения «социальной франшизы» и рекомендуются для тиражирования в различных регионах страны.

Существует ряд организационных мер для поддержки волонтерства в области наследия. Один из примеров - это административный ресурс, используемый в рамках программы «Волонтеры культуры» в лице Министерства культуры Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений, а также региональных органов государственной власти, сфера деятельности которых связана с развитием культуры и защитой исторических и культурных объектов. Кроме того, большое внимание уделяется этому вопросу Общественной палатой РФ и другим институтами гражданского общества.

Профильные интернет-ресурсы можно рассматривать в качестве информационных механизмов, содействующих популяризации и развитию отечественного волонтерского движения в области охраны памятников истории и культуры (например, сайт «Школы волонтеров наследия», сайт «Хранители наследия», сайт волонтеров ВООПИиК, сайт Ассоциации волонтерских центров, а также сайты многочисленных добровольческих инициатив и проектов памятникоохранной деятельности и их официальные страницы и группы в социальных сетях).

Государственные и негосударственные СМИ также оказывают серьезную поддержку волонтерству в сфере сохранения наследия. В рамках программы «Волонтеры культуры» постоянно обновляется база данных.

Подводя итоги, отметим, что в России за последние несколько лет добровольческое движение в области наследия стало ярким общественным феноменом, эволюционировав от разрозненных волонтерских инициатив до масштабных проектов, заручившихся поддержкой на государственном уровне. Некоммерческие организации и объединения играют значительную роль в процессе формирования неравнодушного волонтерского сообщества.

Сегодня государственная политика в отношении добровольческого движения наследия имеет систематизированный вид и оформлена в

государственную программу, комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих процесс привлечения волонтеров к памятникоохранной деятельности.

В Российской Федерации широкое распространение получили правительственные и неправительственные грантовые конкурсы по поддержке волонтерских проектов и общественных инициатив в области сохранения культурного наследия. Также проводятся образовательные проекты и профильные форумы, которые повышают качество тематических волонтерских инициатив.

Таким образом, рассмотренные меры государственной поддержки помогают создавать благоприятные условия для развития и популяризации российского добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия.

Список литературы

1. Дом со львом. Живой журнал. Официальная страница проекта. URL: https://lion-house.livejournal.com/624.html

2. Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/ about/national-project/creative-people/volunteers/

3. Некоммерческое партнерство по возрождению памятников природы и культуры «Культурно-просветительский, научно-реставрационный и музейный центр «Заповедное Даровое». URL: http://darovoe.ru/

4. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1828 «Об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия» // Справ.-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant. ru/73366205/

5. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности,

добровольческими (волонтерскими) организациями» // Справ.-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/72116618/

6. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Справ.-право-вая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7495/

7. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/

8. Хранители наследия. URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/proekty/ nasledie-sobralo-urozhay-prezidentskikh-grantov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.