Научная статья на тему 'РЕСТАВРАЦИОННОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ'

РЕСТАВРАЦИОННОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
440
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / ВОЛОНТЕРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ РЕСТАВРАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ / VOLUNTEERS / VOLUNTEER ASSOCIATIONS / ALL-RUSSIAN SOCIETY FOR THE PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / VOLUNTEER RESTORATION MOVEMENT / RESTORATION TEAMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горлова Наталья Ивановна

Рассматривается современная история отечественного добровольческого движения в области сохранения памятников культуры страны. С середины 2000-х гг. до настоящего времени реставрационное волонтерство прошло путь от локальных инициатив до общественного феномена, поддерживаемого на правительственном уровне. Автор статьи анализирует деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в контексте содействия в организации практических форм добровольной помощи активистов в реставрационных и противоаварийных работах. В статье также получили освещение вопросы формирования и деятельности реставрационных добровольческих объединений и отрядов в деле сохранения культурного наследия России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION VOLUNTARY MOVEMENT IN THE CONTEXT OF MODERN HISTORYЕ

The modern history of the domestic volunteer movement in the field of preservation of cultural monuments of the country is considered. Since the mid-2000s so far, restoration volunteering has gone from local initiatives to a public phenomenon, supported at the government level. The author of the study analyzes the activities of the All-Russian Society for the Protection of Monuments of History and Culture in the context of helping to organize practical forms of voluntary assistance to activists in restoration and emergency response work. The article also received coverage of the formation of restoration volunteer associations and groups in the preservation of the cultural heritage of Russia.

Текст научной работы на тему «РЕСТАВРАЦИОННОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ»

7. Ryazancev S.V. O yazykovoj integracii migrantov kak novom orientire migracionnoj politiki Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. - 2014. - №9.

- S. 25.

8. Mukomel' V.I. Adaptaciya i integraciya migrantov // Migraciya v Rossii 2000-2012. Hrestomatiya / pod red. I.S. Ivanova. V 3-h t. - M.: Speckniga, 2013. - T. 1. - CH. 2. - S. 694.

9. Mukomel' V.I. Sociokul'turnye aspekty integracii / segregacii inoehtnichnyh migrantov v rossijskij socium // Migracionnaya politika Rossii: Postsovetskie konteksty. - M., 2005. - S. 238.

10. Pashencev D.A. Pravo na obrazovanie i problemy ego realizacii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki. - 2014. - № 2. - S.8.

11. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 goda №273-FZ. [EHlektronnyj resurs]. URL://http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 13.03.2019 g.).

12. Transformaciya identichnosti trudovyh migrantov kak odna iz sostavlyayushchih stanovleniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii / Vyhovanec O.D., Prohorova A.V., Savinkova YU.K. i dr. - M.: Fond «Nasledie Evrazii», 2015.

13. Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71992260/ (data obrashcheniya: 12.03.2019 g.).

14. Omel'chenko E.A. Tekhnologii adaptacii inoyazychnyh i inoehtnichnyh obuchayushchihsya v shkol'nom obrazovanii // Rodnoj yazyk. - 2017. - № 2(7). - S.54-73. - S.64.

15. Selishchev A.M. YAzyk revolyucionnoj ehpohi. Iz nablyudenij nad russkim yazykom (1917 - 1926). - M., 2010. - S. 11.

16. Felouzis G., Perroton J., Liot F. L'apartheid scolaire. Enquête sur la segregation ethnique dans les colleges. Paris, les éditions du Seuil, 2005.

17. Dudko S.A. Francuzskaya shkola posle terakta 7 yanvarya 2015 g. v Parizhe: reakciya detej severoafrikanskih immigrantov // Pedagogika. - 2015.

- №3. - S. 113-117.

18. Suhov A.N., Trykanova S.A. Migraciya v Evrope i ee posledstviya: uchebnoe posobie. -M.: Flinta: MPSI, 2008. -S.196-197.

19. Kuznecov I.M. Migranty v megapolise i provincii: variativnost' realizacii integracionnogo potenciala // Rossiya reformiruyushchayasya. Ezhegodnik / otv. red. M.K. Gorshkov. - Vyp.7. - M.: Institut sociologii RAN, 2008. - S. 279-280.

20. Bordovskaya N.V. O haraktere vzaimovliyaniya obrazovaniya i kul'tury // Vesti Severo-Zapadnogo otdeleniya RAO: Obrazovanie i kul'tury Severo-zapada Rossii. - Vyp. 5. Kul'tura. Obrazovanie. Iskusstvo. - SPb., 2000. - S. 32-42.

ОМЕЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета.

OMELCHENKO, ELENA A. - Ph.D. in History. Executive Dean of the Faculty of Regional Studies and Multicultural Education, Moscow Pedagogical State University, Institute for Social and Humanitarian Education (etno1@dol.ru).

УДК 94(470)_069.4

ГОРЛОВА Н.И. РЕСТАВРАЦИОННОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ

Ключевые слова: волонтеры, волонтерские объединения, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, добровольческое реставрационное движение, реставрационные отряды.

Рассматривается современная история отечественного добровольческого движения в области сохранения памятников культуры страны. С середины 2000-х гг. до настоящего времени реставрационное волонтерство прошло путь от локальных инициатив до общественного феномена, поддерживаемого на правительственном уровне. Автор статьи анализирует деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в контексте содействия в организации практических форм добровольной помощи активистов в реставрационных и противоаварийных работах. В статье также получили освещение вопросы формирования и деятельности реставрационных добровольческих объединений и отрядов в деле сохранения культурного наследия России.

GORLOVA, N.I.

RESTORATION VOLUNTARY MOVEMENT IN THE CONTEXT OF MODERN HISTORYЕ

Keywords: volunteers, volunteer associations, All-Russian Society for the Protection of Historical and Cultural Monuments, volunteer restoration movement, restoration teams.

The modern history of the domestic volunteer movement in the field of preservation of cultural monuments of the country is considered. Since the mid-2000s so far, restoration volunteering has gone from local initiatives to a public phenomenon, supported at the government level. The author of the study analyzes the activities of the All-Russian Society for the Protection of Monuments of History and Culture in the context of helping to organize practical forms of voluntary assistance to activists in restoration and emergency response work. The article also received coverage of the formation of restoration volunteer associations and groups in the preservation of the cultural heritage of Russia.

В течение последних лет в России вновь становится актуальным волонтерство в сфере сохранения и реставрации памятников истории и культуры, и это не случайно. По данным Государственного доклада «О состоянии культуры в Российской Федерации в 2017 году», в стране насчитывается 143 876 объектов культурного наследия, из них около 30% памятников являются бесхозными. По оценкам специалистов, от 50% до 85% объектов находятся в

неудовлетворительном состоянии. При этом осуществлять деятельность по сохранению памятников культуры и истории в 2017 году имели право 4759 лицензированных организаций и индивидуальных предпринимателей с привлечением 5607 аттестованных специалистов-реставраторов, что было недостаточным по сравнению с численностью нуждающихся в консервации и реставрации объектов [1].

Учитывая приведенные статистические данные, невысокий уровень государственного финансирования, длительность и трудозатратность реставрационных работ, можно сделать вывод, что без дополнительных мер по сохранению и восстановлению памятников истории и культуры значительная часть объектов культурного наследия в России в ближайшие десятилетия окажется под угрозой исчезновения.

Начало современного этапа развития добровольческого движения в области сохранения памятников культуры совпало по срокам с подъемом общественного интереса к волонтерству в целом.

В настоящий момент указанный сектор культурного волонтерства представлен крупными добровольческими инициативами в сфере сохранения культурного наследия: волонтерским движением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), фестивалем восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», проектом «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», движением «Архнадзор», проектами межрегиональной общественной благотворительной организации Центр «Сельская церковь», а также отдельными волонтерскими начинаниями, связанными с такими проектами, как «Заповедное Даровое», «Дом со львом», «Возрождение храмово-усадебного комплекса в селе Старая Потловка», проект по сохранению и возрождению церкви Рождества Христова в бывшем селе Крохино, проекты по восстановлению и развитию исторических деревень.

Следует отметить, что в 2018 г. в свете Года добровольца была предпринята попытка формирования нового общественного движения «Волонтеры-реставраторы». Остановимся подробнее на основных субъектах современного реставрационного волонтерства в России.

Наиболее масштабным и системным организатором добровольческой деятельности в сфере охраны и восстановления объектов культурного наследия в России в настоящее время выступает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, что, с учетом накопленного в прошлом тысячелетии опыта привлечения добровольцев к консервационным и реставрационным работам, является абсолютно закономерным.

После значительного перерыва, произошедшего в 90-ые годы XX столетия, ВООПИиК возобновил массовую работу с волонтерами в 2016 г. Точкой отсчета новейшей истории волонтерского движения ВООПИиК стал организованный обществом Российско-французский форум «Волонтерство в деле сохранения культурного наследия», который состоялся 25 октября 2016 г. в Москве. Форум объединил представителей 15 разнообразных отечественных волонтерских проектов сферы культурного наследия, таких как упомянутые выше «Крохино», «Том Сойер Фест», «Сельская церковь», «Общее дело», «Хранители», «Выход в город», «Архнадзор» и других, а также французского волонтерского движения REMPART, занимающегося реставрацией и сохранением памятников и художественного наследия. Форум поддержали Министерство культуры Российской Федерации, Общественная палата РФ и власти Москвы. На форуме ВООПИиК и REMPART подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились об обмене лучшими практиками в сохранении культурного наследия, совместной работе по организации волонтерских кампусов, а также о международном обмене волонтерами.

По итогам форума в 2017 г. в Москве Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры совместно с REMPART открыло два волонтерских кампуса: на базе Донского мужского монастыря и дома Палибина, в работе которых в общей сложности были задействованы почти 500 человек, включая французских добровольцев. Приезд иностранных волонтеров и их участие в восстановлении российского культурного наследия привлекли внимание средств массовой информации и вызвали общественный резонанс, что способствовало популяризации реставрационного волонтерства [2].

В этом же году ВООПИиК заключил ключевые соглашения с Министерством культуры РФ и Росимуществом, в положениях которых были оговорены в том числе вопросы привлечения волонтеров и волонтерских организаций в реставрационные проекты.

Еще одним важным шагом в сфере развития реставрационного добровольчества стало получение Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры президентского гранта на просветительский проект «Школа волонтера». Проект был реализован с января по апрель 2018 г. совместно с ресурсным добровольческим центром «Мосволонтер», Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Московским колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26. В рамках проекта 300 волонтеров получили информацию о добровольческом движении в целом и культурном волонтерстве в частности, ознакомились с зарубежным опытом реставрационного волонтерства, приняли участие в 3-х практических мастерских по расчистке деревянных, каменных и металлических объектов. Наиболее активные участники проекта прошли дополнительное обучение и сформировали корпус координаторов волонтеров. Летом участники проекта присоединились к работе волонтерских кампусов [3].

Окончание проекта - лауреата президентского гранта - не привело к закрытию «Школы волонтера», просветительские занятия проводились и в ноябре 2018 г. Кроме того, для волонтеров общества действует открытый лекторий ВООПИиК по актуальным вопросам сохранения культурного наследия.

Принятые меры в сфере популяризации реставрационного добровольчества позволили Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры в 2018 г. значительно расширить собственные добровольческие практики: под его эгидой в Год добровольца в России состоялось 6 международных волонтерских кампусов, которые отработали 9 смен. Изменилась и география проектов: к Московской области добавились Ленинградская, Рязанская и Тверская.

Следующий динамично развивающийся крупный проект в сфере реставрационного добровольчества - «Том Сойер Фест» [4]. В 2015 г. в Самаре по инициативе историка, урбаниста и редактора интернет-журнала «Другой город» Андрея Кочеткова был запущен фестиваль восстановления домов в исторической части города под лозунгом «Вместе вернем Самаре цвет». Идея проекта была навеяна движением за сохранение деревянного Томска; еще до начала фестиваля она стала победителем городского конкурса идей и была поддержана местной администрацией.

В год старта проекта в рамках фестиваля при поддержке спонсоров силами волонтеров в Самаре было отремонтировано и покрашено 3 деревянных дома. В 2016 г. к проекту присоединились еще 2 города: Казань и Бузулук. Кроме того, «Том Сойер Фест» был признан ЮНЕСКО успешной местной инициативой в области работы с жителями. В 2017 г. фестиваль состоялся уже в 11 городах России. В этом же году проект получил президентский грант Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» на тиражирование методик организации фестиваля. На средства гранта было издано методическое пособие «Том Сойер Фест: как любить город не только на словах», проведена Первая школа «Том Сойер Феста» и Конференция городов - организаторов фестиваля. Эффект не заставил себя ждать - в 2018 году проект был запущен уже в 28 городах. За период реализации проекта добровольцами были реновированы 58 зданий и созданы 10 арт-объектов.

Организаторами «Том Сойер Феста» в разных городах выступают абсолютно разные люди: это градозащитники, гражданские активисты, бизнесмены, председатели ТОСов и даже чиновники, включая помощника Президента Татарстана. Рядовые участники движения также очень разнообразны. По словам организаторов, на площадки фестиваля в разных городах приходят и пенсионеры, и школьники, и студенты, но чаще всего здесь встречаются учителя, преподаватели, архитекторы, журналисты, 1Т-шники, художники, дизайнеры, банковские работники, актёры, чиновники, бизнесмены и даже депутат Госдумы. Численность волонтеров варьируется. Например, в Самаре и Казани в фестивале ежегодно принимают участие более

100 волонтеров, в Уфе их порядка 80 человек, в Бузулуке - около 40.

Принципиальное отличие фестиваля от других проектов, основанных на привлечении добровольцев к консервации или реставрации культурных и архитектурных объектов, заключается в том, что «Том Сойер Фест» реализуется на другом юридическом поле: в рамках фестиваля волонтеры работают с домами, которые не принадлежат к культурному наследию и не охраняются государством, что в корне меняет и облегчает процедуру получения разрешения на производство работ.

Кроме того, фестиваль, помимо восстановительных работ, включает в себя лекции, выставки, мастер-классы, концерты, диджей-сеты и кинопоказы, что формирует его особую атмосферу. Отдельно стоит отметить мотивационную программу «Том Сойер Феста» для волонтеров, разнящуюся в регионах, но включающую в себя интересные и эффективные идеи: от совместных ужинов на объекте до вручения именных шпателей с гравировкой.

Одним из первых в новейшей истории реставрационного волонтерства стартовал проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Он был основан в 2006 году священником отцом Алексеем Яковлевым. На это решение его вдохновил пример жителя села Ворзогоры Архангельской области Александра Порфирьевича Слепнина, который в преклонном возрасте самостоятельно, с помощью жены, не имея специального опыта и образования начал реставрацию местного старинного Никольского храма и смог квалифицированно выполнить первую часть противоаварийных работ, позволивших спасти уникальную церковь. Узнав от отца Алексея о добром начинании, подвижнику стали финансово помогать прихожане московских храмов. После проект был поддержан церковными иерархами, к нему стали присоединяться студенты, археологи, благотворители, православные активисты.

За двенадцатилетнюю историю проекта в Архангельской, Вологодской областях, республиках Карелии и Коми прошло более 270 экспедиций, в рамках которых было обследовано свыше 350 деревянных храмов и часовен, из них в 137 были выполнены противоаварийные и консервационные работы. Ежегодно в проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» участвуют сотни добровольцев, которые расчищают в храмах завалы, меняют венцы в основаниях, ремонтируют кровли и выполняют другие первоочередные работы, позволяющие деревянным церквям не обратиться в руины и дождаться полноценной реставрации. В противоаварийных работах принимают участие и местные жители, которые продолжают заботиться о храме и после отъезда волонтеров. Волонтерами проекта становятся самые разнообразные люди разных профессий и специальностей, разных вероисповеданий и взглядов. Проект сотрудничает с ведущими архитекторами в сфере деревянного зодчества, которые определяют перечень необходимых работ и контролируют их ход, чтобы максимально сохранить памятник культуры. Для командиров экспедиций проводятся специальные занятия.

Проведение противоаварийных работ в церквях осуществляет также Межрегиональная общественная благотворительная организация Центр «Сельская церковь». Уникальность «Сельской церкви» в том, что она была создана в 1988 году и с тех пор ее добровольческая история не прерывалась, таким образом, указанная организация, наряду с волонтерским движением Всероссийского общества охраны памятников и культуры, является одним из самых долгосрочных проектов в сфере реставрационного добровольчества.

Организация была основана Светланой Александровной Мельниковой -бывшей сотрудницей ВООПИиК, а ныне бессменным директором Центра «Сельская церковь» -совместно с несколькими единомышленниками, среди которых Виктор Михайлович Толмачёв, имеющий многолетний опыт работы в руководстве ВООПИиК, и известный реставратор инженер-конструктор Николай Иванович Смирнов [5].

Тогда же была сформулирована программа «Сельская церковь России», предусматривающая проведение противоаварийных и консервационных работ в возможно большем числе ныне заброшенных сельских храмов, создание условий для возобновления в них богослужений, безвозмездную передачу спасённых церквей местным жителям. В 1995 г.

программа «Сельская церковь России» была поддержана Российским фондом культуры. В 2009 г. Межрегиональная общественная благотворительная организация Центр «Сельская церковь» получила грант Президента РФ на проект в области культуры, имеющий общенациональное значение, в рамках которого был проведен учет и обследование разрушающихся сельских церквей - памятников русской архитектуры и истории.

Деятельность организации началась со спасения Преображенской церкви в селе Ченцы Кашинского района Тверской области. С тех пор «Сельская церковь» возвратила к жизни более 50 церквей в селах Центральной России.

Организация не ставит перед собой задачи полной реставрации церквей, так как она требует больших финансовых затрат и длительного времени. Центр «Сельская церковь» ориентирован на проведение первоочередных противоаварийных работ: восстановление и ремонт кровли, укрепление фундамента, стен, сводов храма, установку окон и дверей.

Перед началом восстановительных работ в церкви сотрудники Центра обязательно организуют субботники и воскресники по уборке заброшенного церковного здания с помощью местного населения, жителей близлежащих деревень, дачников, привлекают администрацию и общественность. Такие мероприятия становятся значимым событием для села и помогают жителям ощутить причастность к спасению храма.

В деятельности Межрегиональной общественной благотворительной организации Центр «Сельская церковь» участвуют порядка 50 человек.

Особняком в ряду добровольческих проектов в сфере охраны и восстановления культурного наследия стоит московское общественное движение «Архнадзор». «Архнадзор» не осуществляет реставрационных и консервационных работ, но ведет активную деятельность по выявлению, фотофиксации и изучению памятников московской старины, содействию их постановке на государственную охрану, проводит общественный мониторинг состояния и использования памятников истории и архитектуры Москвы, борется с нарушениями законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, разрабатывает предложения по сохранению исторических памятников, достопримечательностей и ландшафтов, а также организует независимые правовые, художественные, технические и иные экспертизы по проблемам, связанным с культурным наследием Москвы.

Движение создано в 2009 г. представителями общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников. За 9 лет существования «Архнадзор» организовал более 100 акций и проектов: пикетов, митингов, выставок, флеш-мобов, экскурсий и других мероприятий.

Кроме того, общественное движение «Архнадзор» ведет серьезную просветительскую работу: в 2012-2014 гг. в его рамках действовала «Школа Архнадзора», в 2015 г. «Архнадзор» совместно с Московским архитектурным институтом (МАРХИ) запустил «Школу наследия», миссией которой является привлечение максимально широкой социальной аудитории к сохранению материального и нематериального культурного наследия. Занятия в «Школе наследия» проводят ведущие отечественные теоретики и практики, а посещают их свыше 2000 человек в семестр, что говорит о высокой востребованности проекта.

Монообъектовые добровольческие проекты в сфере сохранения культурного наследия представлены в современной России довольно широко. Остановимся подробнее на наиболее известных.

Проект «Заповедное Даровое - Усадьба Достоевских», инициатором которого стал доктор филологических наук, профессор Коломенского педагогического института (в настоящее время - Московский областной социально-гуманитарный институт) Владимир Александрович Викторович, стартовал в 2003 году со студенческих экспедиций в село Даровое, которое до революции принадлежало семье Достоевских и в котором проходило детство великого писателя.

Начавшись со сбора филологами фольклорного и диалектологического материала, постепенно, при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект приобрел комплексный характер, включающий в себя археологические, ландшафтные, архивные,

реставрационные, просветительские работы. В 2011 г. было создано Некоммерческое партнёрство по возрождению памятников природы и культуры «Культурно-просветительский, научно-реставрационный и музейный центр "Заповедное Даровое"», что позволило вывести проект на новый, более высокий уровень и дало возможность участия в грантовых конкурсах. Целью проекта «Заповедное Даровое» является создание в Даровом и его ближайших окрестностях музея-заповедника. Контрольной точкой для организаторов выступает предстоящее в 2021 г. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Особенностью данного проекта является то, что он один из немногих использует в своей волонтерской программе такой инструмент, как студенческая практика, широко применявшийся в реставрационном добровольчестве в советские годы. В волонтерском лагере «Заповедного Дарового» студенты МОСГИ проходят фольклорную, диалектологическую и музейную практики. Помимо студентов МОСГИ активистами волонтерского лагеря являются участники добровольческого отряда Зарайского педагогического колледжа, молодёжных бригад из Луховиц, коломенские школьники, студенческая молодежь и работающее население из других городов России.

С 2005 г. лагерь базируется в своем доме в соседнем селе Моногарове, который для лагеря предоставила Администрация сельского поселения «Струпненское». Волонтерский лагерь работает в две смены и собирает в смену более 20 добровольцев.

Следующий добровольческий проект, на котором хотелось бы остановиться, - «Дом со львом». В 2009 г. в селе Поповка Хвалынского района Саратовской области в ходе студенческой фольклорной экспедиции был обнаружен уникальный деревянный крестьянский дом с расписным интерьером конца XIX - начала XX века. Дом был заброшенным, и хозяева предполагали продать его на слом. Студенты-практиканты, обнаружившие дом, рассказали о нем миру и таким образом изменили его судьбу. В 2010 г. на конференции искусствоведов фотографии дома увидела студентка-искусствовед из Санкт-Петербурга Юлия Терехова. Дому угрожала гибель, и Юлия с друзьями в 2011 г. выкупила его за 80 тысяч рублей. Дом находился в критическом состоянии: крыша протекала, чердак был завален кирпичами, участок загроможден мусором, обвалились сени. Через интернет была набрана команда волонтеров, которые, разместившись в поселковой школе, в течение нескольких месяцев убирали дом и территорию вокруг. Терехова с единомышленниками зарегистрировали автономную некоммерческую организацию и в 2012 г. выиграли грант фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». В 2013 г. на средства гранта в доме был открыт Музей монументальной народной живописи, создан сайт музея с виртуальной экскурсией, аудиогид по музею. В 2014 г. проект получил еще один грант, теперь в фонде Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел», на который рядом с домом со львом был построен культурный центр. Всего на настоящий момент в рамках проекта «Дом со львом» проведено 15 волонтерских реставрационных лагерей, в которых приняли участие более 300 волонтеров. Особенность данного проекта заключается в том, что восстанавливаемый объект находится в частной собственности, а также в нетрадиционных способах привлечения финансов: использовании собственных средств, организации сборов на краудфандинговых площадках, проведении благотворительных мероприятий.

Другой известный проект, строящийся вокруг конкретного объекта, - проект по сохранению и возрождению церкви Рождества Христова в бывшем селе Крохино [6].

Идеолог проекта Анор Тукаева в ходе экспедиции по Белозерью познакомилась с церковью Рождества Христова, которая была частично затоплена при строительстве Шекснинского водохранилища. Желая спасти храм XVIII века, оставшийся единственным свидетельством существования села Крохино, Анор учредила в 2010 г. Благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия "Крохино"». Руководитель проекта «Сохранение и восстановление церкви Рождества Христова в Крохино» Анор Тукаева отмечает: «...Через несколько лет после начала активных волонтерских работ, публикаций в СМИ нам начали писать единомышленники из разных регионов: «Хочу спасти разрушающуюся церковь в родном селе, но не знаю, с чего начать.» И мы поняли, что делаем

действительно важное дело - проект «Крохино» служит примером и дает надежду другим. Я с радостью отвечаю всем и стараюсь поддержать этот зарождающийся луч созидания, куда бы он ни был направлен. Нужно сохранять культурное и духовное наследие, здесь и сейчас» [7].

В 2011 г. на островок, где расположена церковь, была организована первая волонтерская экспедиция. К настоящему времени состоялось более 30 таких поездок, в которых приняли участие свыше 200 волонтеров. Руками добровольцев была построена дамба, защищающая храм от подмывания, восстановлена разрушенная водой кладка стен, проведены другие противоаварийные и консервационные работы. Кроме того, активисты проекта построили настоящий волонтерский дом, в котором и размещаются во время экспедиций. За сезоны 2011-2015 гг. руководителем было организовано более 25 волонтерских экспедиций в Крохино с целью проведения противоаварийных работ в церкви Рождества Христова. В этих поездках принимали участие профессиональный архитектор-реставратор и волонтеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Надыма, Чебоксар, Вологды, Череповца и Белозерска. В ходе волонтерских поездок была построена рукотворная дамба, защищающая храм от воздействия волн и льда, контрфорс к северной стене паперти колокольни, восстановлена кладка подмытых стен храма с южной и северной сторон [8]. За пять сезонов работ в Крохино побывали более 200 волонтеров, на храмовый остров было перевезено 12 тонн цемента, 33 тонны песка, в рукотворную дамбу уложено 1250 мешков с кирпичной крошкой, укрепленные 180 м сетки Рабицы. Чтобы попасть в Крохино, за эти годы волонтеры проделали в общей сложности 5 720 000 км по железной дороге: 7 500 км автотранспортом и 540 км по воде.

Помимо этого, был реализован проект «Облюбование Белозерья» (проект по вовлечению жителей Белозерского района в добровольческие работы по облагораживанию городских и сельских пространств района и с целью сохранения культурного наследия): 5 мероприятий и 140 участников, а именно:

- презентация проекта сохранения культурного наследия Крохино и лекция о волонтерстве, открытый показ документального фильма «Русская Атлантида» в Культурном центре имени С.В. Викулова, проведение экскурсии по дому-музею им. С.В. Викулова и г. Белозерску (февраль 2013 г.);

- совместные субботники жителей Белозерья и волонтеров из других городов России в храме Рождества Пресвятой Богородицы в д. Садовой (июнь, август 2013 г.) и в храме Рождества Богородицы на Лозском озере (август, сентябрь 2013 г.);

- «Звонари, или История не на оценку» (спектакль детского театра о важности созидания и ценности сохранения истории, организация гастролей и 4-х безвозмездных показов спектакля): на сцене Культурного центра Св. Василия Великого в г. Москве (апрель 2013 г.), на сцене Российской государственной детской библиотеки в г. Москве (октябрь 2013 г.), на сцене Дворца творчества детей и молодежи в г. Вологде (октябрь 2013 г.), на сцене Дома культуры в Белозерске (октябрь 2013 г.).

В 2009-2010 гг. силами благотворительной организации «Центр "Сельская церковь"» в здании Богоявленской церкви были проведены противоаварийные работы: отремонтированы крыши апсиды и трапезной, укреплено основание шпиля колокольни, воссоздана крыша четверика. В течение последних лет «Сельская церковь» периодически организует выезды волонтеров в Еськи для очистки стен храма от растительности, уборки территории вокруг храма, уничтожения зарослей борщевика. Проект по возрождению храма Рождества Христова в Крохино характеризуется тем, что восстановление церкви, являясь, по сути, сердцевиной проекта, рассматривается как дань памяти затопленным территориям и их жителям, вследствие чего затрагиваемый деятельностью Центра «Крохино» культурный пласт гораздо шире реставрационных работ.

Диапазон задач и направлений деятельности добровольческого движения в деле сохранения культурного наследия России гораздо шире, чем у собственно реставраторов, выполняющих государственные заказы по сохранению исторического облика исторического объекта. Так, много внимания добровольцами уделяется просветительской деятельности среди местных жителей, демонстрации личного примера отношения к объектам культурного

населения. Обеспечение дальнейшей жизни храма или часовни после реставрации напрямую связано с возбуждением у местных жителей интереса к памятнику и к его первоначальным функциям: совершению церковных таинств, богослужений, созданию вокруг него общины. В качестве положительных примеров того, как благодаря работе волонтёров из «Общего дела» храмы получили вторую жизнь, можно привести объекты культурного наследия в деревнях Пустынька, Красная Ляга.

Отдельного внимания заслуживает попытка создания общественного движения «Волонтеры-реставраторы». В 2018 г. студентка СПбГУ, обучающаяся в магистратуре по программе «Реставрация», в рамках диссертации разработала проект «Волонтеры-реставраторы Санкт-Петербурга», который впоследствии был преобразован в проект «Волонтеры-реставраторы # Две столицы». Проект включает в себя образовательный блок для волонтеров и практическую часть по осуществлению профилактического ухода за культурными объектами.

Образовательная программа и практикум для волонтеров северной столицы разработаны Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с некоммерческим партнерством «Российская ассоциация реставраторов». Для московского кампуса теоретическая программа создана департаментом культурного наследия города Москвы и ресурсным центром «Мосволонтер». С мая по сентябрь 2018 г. в рамках проекта «Волонтеры-реставраторы # Две столицы» был осуществлен набор 5 групп по 10-20 волонтеров в каждой. При этом 4 группы были набраны в Санкт-Петербурге и одна в Москве. Всего к организаторам проекта поступило около 300 заявок от соискателей. Из них для обучения и последующей практики были отобраны 80 человек. Практическая часть проекта была реализована СПбГУ совместно с Государственным музеем городской скульптуры и музеем-заповедником «Павловск». Работы, выполняемые волонтерами, включали в себя промывку памятников, расчистку отмостки, консервацию поверхности, описание состояния сохранности, фотофиксацию и другие операции. В Москве практика волонтеров-реставраторов проходила в рамках проектов ВООПИиК. В 2019 г. проект ожидает серьезное масштабирование. Проект «Волонтеры-реставраторы # Две столицы» подан на всероссийский конкурс «Добровольцы России» с запланированным охватом аудитории в 10000 человек.

Таким образом, мы видим, что современное реставрационное волонтерство энергично развивается: в волонтерских проектах в сфере сохранения и восстановления культурных ценностей ежегодно участвуют более 3000 добровольцев.

Литература и источники

1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/551247005 (дата обращения: 5.02.2018).

2. Кампусы ВООПИК 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://volunteer.voopik.ru/ (дата обращения: 9.09.2018).

3. Эпоха возрождения: как волонтеры помогают сохранять историческое наследие [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20180917/1528570207.html (дата обращения: 12.09.18).

4. Том Сойер Фест [Сайт]. URL: http://tsfest.ru/ (дата обращения: 12.09.2018).

5. Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» [Сайт]. URL: https://obsheedelo.ru/.

6. http://krokhino.ru/ [Сайт].

7. Маяки души. Москвичка восстанавливает последний в России затопленный храм (Общероссийская газета «Аргументы и факты» (федеральный выпуск), 21 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/ people/mayaki_dushi_moskvichka_vosstanavlivaet_posledniy_v_rossii_zatoplennyy_hram (дата обращения: 12.11.2016).

8. Птицын В.А. Реставрационные отряды общественности // Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах. - 1986. -№1. - С. 16-27.

References and Sources

1. Gosudarstvennyj doklad o sostoyanii kul'tury v Rossijskoj Federacii v 2017 godu [EHlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/551247005 (data obrashcheniya: 5.02.2018).

2. Kampusy VOOPIK 2018 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://volunteer.voopik.ru/ (data obrashcheniya: 9.09.2018).

3. Ehpoha vozrozhdeniya: kak volontery pomogayut sohranyat' istoricheskoe nasledie [EHlektronnyj resurs]. URL: https://sn.ria.ru/20180917/1528570207.html (data obrashcheniya: 12.09.18).

4. Tom Sojer Fest [Sajt]. URL: http://tsfest.ru/ (data obrashcheniya: 12.09.2018).

5. Proekt «Obshchee Delo. Vozrozhdenie derevyannyh hramov Severa» [Sajt]. URL: https://obsheedelo.ru/.

6. http://krokhino.ru/ [Sajt].

7. Mayaki dushi. Moskvichka vosstanavlivaet poslednij v Rossii zatoplennyj hram (Obshcherossijskaya gazeta «Argumenty i fakty» (federal'nyj vypusk), 21 maya 2015 goda) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.aif.ru/society/people/mayaki_dushi_moskvichka_vosstanavlivaet_ posledniy_v_rossii_zatoplennyy_hram (data obrashcheniya: 12.11.2016).

8. Pticyn V.A. Restavracionnye otryady obshchestvennosti // Pamyatniki Otechestva. Illyustrirovannyj al'manah. - 1986. - N°1. - S. 16-27.

ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - кандидат исторических наук, доцент Российского экономического университета Г.В. Плеханова (gorlovanat@yandex.ru).

GORLOVA, NATALIA I. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Russian University of Economics G.V. Plekhanov.

УДК 94(470+571) +94(93)

ДВОРЯНКИН О.А., ОВЧИНСКИЙ А. С. МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ЖИЗНЬ МЕЖДУ ПРАВДОЙ И ЛОЖЬЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: методология истории, исторические источники, мировые цивилизации, архивные документы, историческая информация, информационная безопасность, артефакты.

Статья посвящена исследованию информационных, интеллектуальных и технических аспектов, которые влияют на исторические особенности развития и функционирования мировых цивилизаций. Показано значение процессов аккумулирования и сохранения исторической памяти (в частности, архивных и иных материалов) для эволюции государственности. Отмечается, подделка и фальсификация исторических документов традиционно представляют одну из главных опасностей для формирования и реконструкции адекватной картины исторического прошлого. Авторы констатируют многократные переоценки исторических событий, отражавшие политические цели и задачи, по существу, интересы тех или иных «заказчиков» истории. В этой связи, ими представлена трехвекторная система координат в виде реактивной, ресурсной и фоновой информации, на основании которой можно, используя формат - прошлое, настоящее и будущее, воссоздать историческую картину развития общества. В отличие от построения одномерных причинно-следственных цепочек в анализе исторических процессов, система информационных координат позволяет заложить исторические свидетельства и артефакты с интерпретацией исторических событий в гармоничные объемные конструкции.

DVORYANKIN, O.A., OVTCHINSKY, A.S.

THE WORLD CIVILIZATIONS - THE LIVING BETWEEN THE TRUE AND THE LIE

Keywords: historical methodology, historical sources, world civilizations, archival documents, historical information, information security, artifacts.

The article is devoted to the research of information, intellectual and technical aspects that affect the historical features of the development and functioning of world civilizations. It shows the importance of the processes of accumulation and preservation of historical memory (in particular, archival and other materials) for the evolution of statehood. It is noted that the fake and falsification of historical documents traditionally represent one of the main dangers for the formation and reconstruction of an adequate picture of the historical past. The authors state the repeated reassessments of historical events, reflecting political goals and objectives, in essence, the interests of certain "customers" of history. In this regard, they presented a three-vector coordinate system in the form of reactive, resource and background information, on the basis of which it is possible, using the format - past, present and future, to recreate the historical picture of the development of society. In contrast to the construction of one-dimensional causal chains in the analysis of historical processes, the system of information coordinates allows you to lay historical evidence and artifacts with the interpretation of historical events into harmonious volumetric constructions.

В настоящее время перед историческим сообществом с новой силой встала проблема осмысления вновь открывающихся - забытых или специально замалчиваемых - исторических сведений и артефактов, свидетельствующих как об отдельных исторических событиях, так и о развитии мировых цивилизаций. Многие документы и свидетельства начинают коренным образом ломать устоявшуюся и принятую в исторических кругах картину мира, свергать с постаментов основателей некоторых исторических учений, а также по-другому представлять ход и движение мировых цивилизаций. В повседневной жизни можно видеть, как в Интернете, социальных сетях, многочисленных тематических блогах с каждым днем все сильнее обостряется столкновение между историками-академистами, т.е. теми, кто поддерживает ранее утвержденные и закрепленные временем позиции, с историками-любителями, которые на свой страх и риск находят в архивах все новые и новые факты о событиях прошлого или фигурально и реально откапывают спрятанные временем артефакты. Причем, как утверждает известный историк и педагог, автор учебников и курсов лекций по истории России Е.Ю. Спицын: «проницательных историков, которые по-новому могут прочитать давно введенные в научный оборот источники, раз, два и обчелся...» [1].

В прошлом 2018 году отмечалось столетие «Архивному делу» в новейшей истории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.