Научная статья на тему 'Меры государственного регулирования в стратегии развития зерновой отрасли Костанайской области'

Меры государственного регулирования в стратегии развития зерновой отрасли Костанайской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ / ЗЕРНОВАЯ ОТРАСЛЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / STATE REGULATION / PROGRAM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF KOSTANAI REGION / THE GRAIN INDUSTRY / THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маляренко О. И.

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и поддержки зернового производства, достижения рыночного баланса, повышения эффективности функционирования зерновой отрасли Костанайской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF THE STATE REGULATION IN THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE GRAIN INDUSTRY OF KOSTANAI REGION

The questions of state regulation and support of grain production, achievement of a market balance, increasing the efficiency of the grain industry of Kostanai region are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Меры государственного регулирования в стратегии развития зерновой отрасли Костанайской области»

Экономика

составили чуть более 20 млн руб. (см. там же, с. 3), при этом часть расходов в размере 688 тыс. признаны не давшими положительных результатов вложения в инновации. Тогда как в других отраслях экономики РФ затраты на исследования и разработки составили в 2008 г. в целом 41,8 млрд руб. Даже в пищевой промышленно -сти — отрасли, технологически связанной с аграрной сферой — расходы на исследо -вания в самый разгар мирового финансового кризиса в 2008 г. достигли 1 млрд руб.

Фактически реализуемые программы государственной поддержки не ориентируют и не стимулируют товаропроизводителей к активному использованию технологических, организационных, коммерческих и маркетинговых инноваций. Хотя именно в сельском хозяйстве уровень развития производства и его эффективность напрямую зависят от применения инновации (например, использование семян суперэлиты или элиты по сравнению с семенами первой или второй репродукции обеспечивает более высокую урожайность).

Даже планы Правительства РФ по увеличению финансирования научных исследований за 2010-2012 гг. в объеме

30 млрд руб. не могут дать необходимый толчок для вывода на инновационную траекторию роста не только экономики сельского хозяйства, но и всего народного хозяйства, поскольку не учитывают многих факторов, среди которых ключевыми можно назвать следующие: сокращение числа организаций, выполнявших исследования и разработки, значительное снижение численности исследователей, а также технического персонала, занятого исследованиями, и самое главное — остающееся недостаточным финансирование научных исследований.

В условиях отсутствия или недостаточного влияния механизма конкуренции на «инновационное поведение» товаропроизводителя, программы государственной поддержки исходят из ключевой концепции содействия в обеспечении отрасли сельского хозяйства нужными ресурсами. Если такая государственная позиция была оправдана в условиях необходимости создания «финансовой подушки безопасности», что реализовалось в виде созданного Стабилизационного Фонда РФ, впоследствии трансформированного в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния, то в настоящее

время необходима иная идеология государственной поддержки, в которой основной упор должен быть сделан на стимулирование и активизацию полномасштабного технологического обновления, включая применение новых машин, оборудования, техники и технологий, сортов семян, более продуктивных пород скота, а также экологически чистых и безопасных пестицидов, которые получили название «натуральные пестициды».

Вышеизложенное позволяет нам выдвинуть тезис о том, что экономические факторы активизации инновационной деятельности в народно-хозяйственном комплексе и в сельском хозяйстве в частности, требуют своего скорейшего развития в направлении трансформации и адаптации к складывающейся конкурентной среде на мировом рынке интеллектуального капитала, поскольку на всех стадиях инновационного процесса, охватывающего разработку, апробацию, внедрение и использование инноваций действуют разные по всей направленности экономические интересы участников инновационного процесса.

Литература

1. 6/02/2010. Policy Principles for Food and Agriculture and Guidance Concerning the Strategic Orientation of Future Work to be Undertaken by OECD (Text agreed by representatives of the OECD countries, the EU and of Chile, Estonia, Israel, Romania, the Russian Federation and Slovenia).

2. Интенсификация общественного производства и совершенствование экономического сотрудничества стран социализма / под ред. М. Н. Осьмовой, Б. М. Смитиенко, А. К. Шуркалина. М. : Изд-во МГУ, 1988. 287 с.

3. Баутин В. М. Концептуальные основы освоения достижений научно- технического прогресса в агропромышленном комплексе России. М. : ГНКУ Информагротех, 2000. 165 с.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

О. И. МАЛЯРЕНКО, старший преподаватель, Костанайский ГУ им. А. Байтурсынова

110000, Казахстан, г. Костанай ул. А. Байтурсынова, д. 47

Ключевые слова: государственное регулирование, программа устойчивого развития Костанайской области, зерновая отрасль, агропромышленный комплекс.

Keywords: state regulation, program of sustainable development of Kostanai region, the grain industry, the agroindustrial complex.

На современном этапе ключевой проблемой в развитии агропромышленного комплекса Костанайской области является рост валовых сборов зерна, обеспечение устойчивости и эффективности функционирования зерновой отрасли. От интенсивности наращивания производства зерна, роста его качественных показателей зависит подъем животноводства, реальность преодоления кризиса в АПК и в целом улучшение продовольственного обеспечения населения страны. Однако существенное отставание по производительности, продуктивности и удельным затратам не позволяет отечественным сельхозтоваропроизводителям успешно конкурировать с зарубежными производителями, у которых производственные показатели лучше, а продукция

хорошо субсидируется государством. Следует признать, что кризис в аграрном секторе страны начался задолго до радикальных реформ 90-х гг. прошлого столетия. Так, за четверть века (1966-1990 гг.), предшествующую реформам, средний уровень урожайности за период составил 10,4 ц/га, урожайность зерновых выросла всего на 14 кг (с 13,6 до 15,0 ц/га), т. е. увеличивалась в среднем по 0,6 кг в год. Для сравнения: в США, Франции и Нидерландах только среднегодовой ее прирост за это время составил соответственно 60, 132 и 128 кг. Причем наращивание урожайности в указанных странах осуществлялось с более высоких уровней (30-45, 31-64 и 36-68 ц/га), что значительно сложнее [1]. За последние несколько лет, благодаря

усилению внимания к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось в некоторой мере стабилизировать ситуацию в отрасли. Так, по данным агентства Республики Казахстан, по статистике с 2004 по 2009 гг. доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в области выросла на 3,4 % (с 87,2 % до 90,6%). Численность этих хозяйств повысилось на 154 единицы (с 215 до 369).

В целях поддержки отраслей агропромышленного комплекса государством выполнена Программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан до 2010 г. Так, в целях повышения качества и уровня конкурентоспособности

555^»— Аграрный вестник Урала №7 (86), 2011 г.- <. .

Экономика ^Щф/

Таблица 1

Приобретение сельскохозяйственной техники сельхозтоваропроизводителями

Костанайской области за 2002-2010 гг.

Годы Количество сельхозтехники (ед.) В том числе в лизинг через АО «Казагрофинанс»

Количество сельхозтехники (ед.) Всего, млн тенге

2002 437 78 397,3

203 617 37 144,3

2004 1310 84 708,4

2005 1384 131 1885,3

2006 1650 201 2984,5

2007 1962 446 6646,0

2008 2002 265 6000,0

2009 1034 263 5306,8

2010 501 357 1847,7

Всего 10897 1862 25920,3

Направления государственного регулирования

Поддержка

финансовой

сферы

Субсидирование процентных ставок по кредиту

Компенсация части затрат по договорам страхования

Стимулирование

создания

кредитных

кооперативов

Поддержка сферы производства

Поддержка

отдельных

отраслей

сельского

хозяйства

Сохранение и воспроизводство почв

Компенсация части затрат на приобретение материальнотехнических ресурсов

Поддержка рынка

Конкурсные закупки сельхозпродукции для государственных нужд

Стимулирование создания снабженческо-сбытовых структур

Развитие социальной инфраструктуры

Субсидирование строительства объектов социальной инфраструктуры

Кадровое

обеспечение

деятельности

АПК

— Мониторинг цен

Создание системы сервиса в АПК

Информационное

обеспечение

Поддержка научнотехнического и инновационного развития

Внедрение

передового

опыта

Рисунок 1

Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Костанайской области

Таблица 2

Динамика и структура государственных расходов на субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителям Костанайской области на производство продукции растениеводства, 2004, 2009 гг.

Показатели 2004 2009 Удельный вес статьи в структуре расходов, %

2004 2009

1 2 3 4 5

Поддержка повышения урожайности и качества зерновых культур (минеральные удобрения, протравители, гербициды), млн тенге 127,2 1083,7 97,3 27,93

Субсидирование товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, млн тенге - 2464,9 - 63,49

Субсидирование стоимости услуг по доставке воды, млн тенге 3,5 1,4 2,7 0,03

Поддержка развития семеноводства, млн тенге - 332,1 - 8,55

Итого 130,7 3882,1 100 100

Примечание: составлена на основе данных Управления сельского хозяйства акимата Костанайской области.

Лизинг

сельскохозяйственной продукции государством были выделены значительные средства на расширение посевных площадей конкурентоспособных и экспортоориентированных культур, на возмещение затрат при покупке сельхозтоваропроизводителями горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, на поддержку развития семеноводства, при страховании в растениеводстве. В целом на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 г. выделено 127,3 млрд тенге, в том числе субсидий — 39,4 млрд тенге, кредитов — 45,4 млрд тенге.

Кроме того, государство в целях технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий оказало поддержку в виде поставки в лизинг сельскохозяйственной техники на льготных условиях (табл. 1).

В Костанайской области существенную роль по преодолению кризисной ситуации была призвана сыграть реализация мероприятий, разработанных в 2004 г. в рамках Региональной программы устойчивого развития агропромышленного комплекса. Данная программа предусматривала достижение следующих задач:

— индустриализация отраслей агропромышленного комплекса;

— развитие обслуживающей инфраструктуры и систем оценки безопасности и качества продукции;

— развитие национальных конкурентных преимуществ агропромышленного комплекса через формирование и поддержку кластерных инициатив;

— совершенствование механизмов государственного регулирования продовольственных рынков [2].

Анализ выполнения части поставленных целей по состоянию на 1 января 2010 г., согласно данным Управления сельского хозяйства акимата Костанайской области, показал, что, несмотря на положительную динамику большинства показателей, многие заложенные в проекте цели еще не достигнуты.

На основе анализа нормативноправовых, законодательных актов и теоретических исследований в области государственного управления нами выделено пять направлений государственного регулирования сельскохозяйственного производства области (рис. 1).

С точки зрения обеспечения формирования внутренних источни-

ков развития, наиболее важными являются последние три направления — поддержка рынка, поддержка инфраструктуры, поддержка научно-технического и инновационного развития. Однако на реализацию мероприятий в рамках указанных направлений расходуется только порядка 13 % областного сельскохозяйственного бюджета. Основным же элементом государственной поддержки является субсидирование (табл. 2).

На развитие семеноводства из республиканского бюджета в 2009 г. выделено субсидий на сумму 332,1 млн тенге (что на 61 % больше, чем в 2004 г.), из них на частичное удешевление стоимости элитных семян — 304,4 млн тенге, частичное удешевление стоимости производства

80

оригинальных семян — 27,7 млн тенге. На поддержку повышения урожайности сельскохозяйственных культур, на частичное удешевление стоимости минеральных удобрений выделено из республиканского бюджета 1083,7 млн тенге. Таким образом, большинство государственных мер по развитию отрасли сводятся к оказанию финансовой помощи сельскохозяйственным производителям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для поиска путей формирования зерновой отрасли, отвечающей современным требованиям, решающее значение имеет правильное определение причин, препятствующих ее подъему. Среди основных причин относительно медленного развития отрасли области выделены:

— неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ

шшш.т-ауи. пагоб. ги

Экономика ^àii

сельскохозяйственным товаропроизводителям к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

— диспаритет цен в соотношении темпов роста цен на сельскохозяйственную и приобретенную сельскохозяйственными предприятиями промышленную продукцию;

— нехватка и неэффективность системы доведения средств поддержки до предприятий АПК;

— дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Основные направления совершенствования государственного регулирования устойчивого развития зерновой отрасли сводятся к следующему:

• в целях стимулирования производства зерновой продукции и увеличения занятости на селе с развитием местного самоуправления в перспективе целесообразно перейти от государственного заказа на уровне региона к муниципальному заказу на зерно местных товаропроизводителей;

• участие государства в залоговых

операциях с сельскохозяйственной продукцией (зерно, зернопродукты). Предметом залога может быть как уже произведенная продукция, так и продукция будущего урожая. Участие государства в залоге продукции заключается в выделении бюджетных средств, льготном кредитовании;

• переход на новую систему ценообразования на продукцию сельского хозяйства, включающую целевые, гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендательные), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены.

С целью улучшения кредитнорасчетного обслуживания предприятий АПК органы исполнительной власти должны принимать меры, направленные на введение преимущественно инкассовой формы расчетов за продукцию для государственных нужд — организации, закупающие ее у аграриев, оплачивают стоимость в первоочередном порядке после отчислений в бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды.

• нейтрализовать монополию заготовительных, посреднических и

перерабатывающих структур, переводя на кооперативную основу цикл производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства;

• передать торговые рынки в управление потребительской кооперации;

• создать систему кредитной кооперации на селе, действующую на правах обществ взаимного кредитования и мобилизующую свободные денежные средства сельских предпринимателей и граждан;

• компенсировать потери сельхозтоваропроизводителей из-за роста цен на бензин, дизельное топливо, электроэнергию, газ, минеральные удобрения, технику.

Устойчивость зерновой отрасли будет обеспечиваться через принятие комплекса мер по формированию системы кадрового обеспечения, соблюдению научно обоснованных агротехнологий, усилению научного обеспечения и внедрения инновационных разработок, качественному росту технической оснащенности зернового производства в соответствии с потребностями реального сектора.

Литература

1. Веремеюк Т. Б. Исользование целевых государственных и региональных программ развития аграрного сектора экономики // Экономика и статистика. 2008. № 4.

2. «Региональная программа устойчивого развития агропромышленного комплекса на 2006-2010 гг.» Департамента сельского хозяйства Костанайской области.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РИСКА БАНКРОТСТВА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ БАНКОВСКОМ И КОММЕРЧЕСКОМ КРЕДИТОВАНИИ

A. Н. НЕПП,

кандидат экономических наук, доцент, Уральский ФУ им. Б. Н. Ельцина,

B. Г. БАЛАБОЛИН, доктор экономических наук,

А. А. ШИЛКОВ, 620075, г. Екатеринбург,

студент, Уральская ГСХА

ул. Карла Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: риски банкротства, прогнозирование банкротства предприятий АПК, скоринг-анализ финансового состояния предприятий АПК.

Keywords: risks of bankruptcy, forecasting of bankruptcy of the enterprises of agrarian and industrial complex, the skoring-analysis of a financial condition of the enterprises of agrarian and industrial complex.

Предоставление банковского и товарного (коммерческого) кредита — сложная процедура, важным этапом в которой является анализ потенциальных заемщиков. Анализ охватывает оценку и прогнозирование финансового состояния предприятия, исследование целевого для заемщика рынка сбыта, юридическую проверку предприятия. При кредитовании банками упускается в анализе

заемщика такой важный раздел, как прогнозирование. При товарном кредитовании анализ предприятий агропромышленного комплекса (далее АПК) является редким исключением: большинство предприятий этим не занимаются. Значение этого нельзя недооценивать. Отсутствие анализа и прогнозирование финансового состояния таких предприятий при предоставление товарного (коммерческого)

кредитования может привести к ухудшению качества дебиторской задолжен -ности, снижению ее оборачиваемости, появлению просроченной и безнадежной задолженности, что в итоге повлечет проблемы с кредиторской задолженностью. Все это вызовет снижение прибыли и рентабельности предприятия. Невыполнение прогнозирования финансового состояния сельскохозяйственных предприятий либо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.