УДК 339.1:633.1(470+571)
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ РОССИИ
Н. П. ПАНАСЮГА
УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 18.07.2022)
Рост мировых цен на продовольственные товары и сырье стал одним из факторов ощутимого роста инфляции в России. Так, с конца 2020 г. Правительство России приняло ряд мер по регулированию внутренних цен на отдельные товарные рынки. Опыт показал, что принятые меры предоставили возможности свести к минимуму чувствительность изменения внутренних цен по отношению к динамике мировых цен. В целом госрегулирование цен на отдельных рынках, в большинстве случаев, позволяет стабилизировать динамику цен, но только лишь в краткосрочном периоде. В среднесрочном и долгосрочном периодах прямое вмешательство государства в процесс ценообразования создает дисбалансы и может спровоцировать значительные неблагоприятные последствия. Эти последствия отражаются в сокращении инвестиций в производство, выпуск товаров, а именно в замедлении роста регулируемых секторов экономики. Вместе с тем усиливаются риски возникновения дефицита и роста объемов теневой торговли, увеличиваются затраты государства по противодействию с ней. Формируемые дисбалансы на товарных рынках могут приводить к значительному искажению ценовых сигналов, наращивая влияние проинфляционных факторов, создавая при этом предпосылки для постоянного роста инфляционных ожиданий. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры по регулированию цен на отдельных рынках других стран. Регулирование цен усугубляет анализ текущей ценовой ситуации. Если практика регулирования цен будет широкомасштабной, то это может привести к недостаточной оценке силы проинфляционных факторов. В свой черед косвенные механизмы регулирования цен диктуют тонкую настройку баланса между краткосрочными проинфляционными рисками и среднесрочными, долгосрочными рисками снижения или замедления роста инвестиций и производства, а также из-за уступки части экспортных рынков иностранным конкурентам.
Ключевые слова: меры государственного регулирования, фиксация цен, демпферные механизмы, государственные интервенции, система госмониторинга, сахар, зерновые культуры и продукция из зерна.
The rise in world prices for food products and raw materials has become one of the factors behind the significant rise in inflation in Russia. Thus, since the end of2020, the Russian government has taken a number of measures to regulate domestic prices for certain commodity markets. Experience has shown that the measures taken have provided opportunities to minimize the sensitivity of domestic price changes to world price movements. In general, state regulation of prices in individual markets, in most cases, allows stabilizing price dynamics, but only in the short term. In the medium and long term, direct state intervention in the pricing process creates imbalances and can provoke significant adverse effects. These consequences are reflected in the reduction of investment in production, namely, in the slowdown in the growth of regulated sectors of the economy. At the same time, the risks of a shortage and growth in the volume of shadow trade are increasing, and the state's costs of counteracting them are increasing. Formed imbalances in commodity markets can lead to a significant distortion ofprice signals, increasing the influence ofpro-inflationary factors, while creating prerequisites for a constant increase in inflationary expectations. Numerous examples ofprice regulation in certain markets of other countries testify to this. Price regulation aggravates the analysis of the current price situation. If the practice ofprice regulation is widespread, then this may lead to an insufficient assessment of the strength ofpro-inflationary factors. In turn, indirect price regulation mechanisms dictate a fine tuning of the balance between short-term pro-inflationary risks and medium-term and long-term risks of a decrease or slowdown in investment and production growth, as well as due to the concession of part of export markets to foreign competitors.
Key words: state regulation measures, price fixing, damper mechanisms, state interventions, state monitoring system, sugar, grain crops and grain products.
Введение
Выход из ограничений, который был связан с пандемией ускорил рост мировых цен на продовольственные и непродовольственные товары. Все это стало причиной быстрого спроса после его временного увеличения в период действия ограничений в условиях роста издержек производителей и нереальностью быстро нарастить производство. Также эти ограничения сдвинули структуру спроса от услуг в сторону товаров, что дополнительно повысило спрос на них, позволив при этом производителям перекладывать возросшие издержки на конечные цены. Правительством России в ответ на рост внутренних цен было принято решение ввести временные административные меры по его сдерживанию на рынках товаров: сахара, подсолнечного масла, зерна, гречихи и др. С этой целью были использованы такие инструменты, как соглашения о фиксации цен с производителями, демпферные механизмы (зерно, подсолнечное масло) [1], государственные интервенции (сахар, зерно) [2, 3], разработка общей информационной системы контроля за качеством - система госмониторинга [4]. Воздействие государства на цены может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие -предусматривает установление фиксированных, рекомендательных, паритетных цен; установление предельных снабженческих, сбытовых и торговых наценок; установление предельно допустимого норматива рентабельности; декларирование цен; замораживание цен; установление границ возможного роста цен. Косвенное воздействие предусматривает систему налогообложения; государственную
экономическую политику, проведение экономических и социальных программ; антимонопольное законодательство; торговую политику государства [5, 6].
Продовольственная политика Российской Федерации складывается из таких компонентов, как рост внутреннего производства при финансовой поддержке правительства; стремление к «продовольственной безопасности» через ограничения доступа иностранных государств к продовольственным рынкам России; а также рост экспорта продуктов питания [7]. Эти компоненты объединены в единую стратегию продовольственной политики. В связи с данными компонентами утверждена Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года [7, 8].
Цель исследования - изучение мер госрегулирования на зерновом рынке России.
Основная часть
Первыми мерами по регулированию стал рынок сахара и масличных культур. В конце 2020 г. были подписаны соглашения с производителями и торговыми сетями об установлении максимальных цен (с учетом НДС) на белый сахар-песок и на рафинированное подсолнечное масло. Так, цена сахара в розничной торговле составила 46 рос. руб. / кг, в оптовой - 36 рос. руб. / кг [9]; подсолнечное масло в розничной торговле - 110 рос. руб. / л, в оптовой - 95 рос. руб. / л. Цены на сахар немного снизились, но еще оставались выше уровня, установленного в соглашении. В целом рост цен прекратился одновременно со стабилизацией экспортных цен. 1 июня 2021 г. соглашения о заморозке цен на сахар прекратили своё действие, а на подсолнечное масло продлилось до 1 октября 2021 г. При этом тем производителям, которые выполняли условия соглашений дополнительно было выделено субсидий на сумму 9 млрд рос. рублей [6]. Правительство Российской Федерации с 15 мая по 30 сентября 2021 г. также отменило пошлины на импорт сахара (объем не более 350 тыс. т) и включило сахар в список товаров, в части которых могут проводиться государственные интервенции [9, 10]. Некоторые меры внешнеторгового регулирования применяли и в отношении масличных культур, так были повышены вывозные таможенные пошлины на семена подсолнечника и рапса, сою, с сентября действовал демпферный механизм на подсолнечное масло.
Меры административного регулирования, которые применялись в Российской Федерации с конца 2020 года до середины 2021 года на зерновом рынке рассмотрены в таблице.
Меры государственного регулирования на зерновом рынке Российской Федерации
Мера Дата Период Описание
Пшеница и меслин, рожь, ячмень, кукуруза
Тарифные квоты на вывоз Декабрь 2020 С 15 февраля по 30 июня 2021 г. Тарифная квота 17,5 млн т действует на продукцию, которая вывозится из России за пределы Таможенного союза
Вывозные таможенные пошлины Декабрь 2020 С 15 февраля по 30 июня 2021 г. Экспорт зерновых в объемах, который превышает тарифную квоту, облагается пошлиной в размере 50% от таможенной стоимости вывозимой продукции, но минимум 100 евро за тонну. В пределах квоты пошлины на вывоз ржи, ячменя, кукурузы - 0 евро за тонну, пшеницы и меслина -25 евро за тонну
Зерно и продукты его переработки
Регулирование рынка Декабрь 2020 С 1 января 2022 г. С 2022 г. будет поэтапно вводиться система госмониторинга и прослеживаемости зерна и продуктов его переработки. Данный мониторинг будет проводиться в отношении пшеницы, ячменя, кукурузы, ржи, гречихи, овса, проса, риса, тритикале, подсолнечника, сои, рапса, гороха
Мука, хлеб, хлебобулочные изделия
Поддержка производителей Декабрь 2020 2021 г. Субсидии на закупку пшеницы - 2,9 млрд рос. рублей, на осуществление производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий - 1,8 млрд рос. рублей
Пшеница и меслин, ячмень, кукуруза
1 марта-30 июня 2021
Вывозные таможенные пошлины Январь 2021 г. - пшеница, меслин 15 марта-30 июня 2021 г. - ячмень, кукуруза В пределах квоты пошлины повышаются на вывоз ячменя с 0 до 10 евро за тонну, кукурузы с 0 до 25 евро за тонну, пшеницы с 25 до 50 евро за тонну
Плавающие вывозные таможенные пошлины (Демпферный механизм) Февраль 2021 С 2 июня 2021 г. Пошлины на вывоз - 70% от разницы между индикативной ценой и базовой ценой (кукуруза и ячмень - 185 долл. США / т, пшеница и меслин - 200 долл. США / т)
Зерно
Регулирование рынка Февраль 2021 Новая редакция закона о семеноводстве, регулирующая оборот семян на территории страны, устанавливающая требования к качеству импортных семян. Принят законопроект «О семеноводстве», который направлен на создание условий для развития эффективного рынка семян
Гречиха и продукты из нее
Запрет на экспорт Май 2021 С 5 июня по 31 августа 2021 г. На экспорт наложен временный запрет
Примечание: составлена на основании источника [6].
Данные таблицы показывают, что декабре 2020 г. на вывоз пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы были введены тарифные квоты, также на большинство зерновых культур повысились вывозные таможенные пошлины, а с 5 июня по 31 август 2021 г. действовал запрет на вывоз гречихи. Правительство выделило из бюджета субсидии на поддержку мукомолов 2,9 млрд рос. руб., хлебопеков 1,8 млрд рос. руб. [6]. Кроме этого, поставлена задача по усовершенствованию механизма государственных зерновых интервенций. В июне 2021 г. зерновой демпфер сменил временные экспортные пошлины [11]. Плавающая пошлина на экспорт составила 70% от разницы между индикативной ценой и базовой ценой (установленный уровень пшеницы и меслина - 200 долл. США / т, кукурузы и ячменя - 185 долл. США / т). Отметим, что субсидия из бюджета не предусмотрена, если экспортная цена ниже базовой, из-за этого демпферный механизм ассиметричен (риски снижения мировых цен на зерно ниже базовой цены целиком лежат на производителях зерна, при этом прибыль от увеличения мировых цен сверх базовой цены достается им не полностью).
Меры, применяемые на рынке зерна сократили краткосрочные риски для инфляции. После их введения внутренняя цена пшеницы сложилась ниже уровня, соответствующей мировой цене в условиях отсутствия пошлин и торговых барьеров (произошло по причине снижение объемов экспорта зерна в марте - мае). По оценкам экспертов уровень внутренних цен на пшеницу, обеспечивающий экспортный паритет при разных уровнях мировой цены пшеницы и обменного курса, показали, что демпфер в действительности может хорошо сглаживать воздействие мирового роста цен на зерно на внутренние цены. Однако применение демпферного механизма постоянно (при высоких ценах на зерно) может в среднесрочной перспективе снизить конкурентоспособность отечественного производства зерна в сравнении с поставщиками из других стран, у последних имеется возможность направлять больше прибыли на закупку высокопроизводительного сельскохозяйственного оборудования. К тому же, регулирование отрасли может выступать мотивом для сельскохозяйственных производителей по смешению структуры посевов в сторону сельскохозяйственных культур, цены на которые не регулируются. Потому базовая цена на зерно в демпферном механизме должна понемногу приближаться к мировым ценам, при сохранении стабильно высоких мировых цен.
Заключение
Таким образом, государственное регулирование на зерновом рынке Российской Федерации осуществлялось с использование таких мер, как тарифные квоты на вывоз, вывозные таможенные пошлины, регулирование рынка, поддержка производителей, демпферный механизм, запрет на экспорт. Данные меры государственного регулирования помогли эффективно сократить краткосрочные риски для инфляции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экспорт пшеницы ограничат новой пошлиной, как это влияет на цену хлеба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/04/02/2021/601c2d669a794731d5cbl27e. - Дата доступа: 10.07.2022.
2. Панасюга, Н. П. Интервенционный фон Российской Федерации: новые реалии // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». - 2022. - № 1(34) - С. 82-88.
3. Панасюга, Н. П. Отличительные особенности процесса формирования и реализации интервенционного фонда Российской Федерации и стабилизационного фонда Республики Беларусь / Н. П. Панасюга, О. М. Недюхина // Актуальные проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса Беларуси: сборник научных трудов по материалам ХШ Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2 / редкол.: И. В. Шафранская (отв. ред.) [и др.]. - Горки: БГСХА, 2021. - С. 88-92.
4. РФ с 2022 г. запускает систему госмониторинга и прослеживаемости зерна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/main/rf-s-2022-g-zapuskaet-sistemu-gosmonitormga-i-proslezhivaemosti-zerna. - Дата доступа: 10.07.2022.
5. Совершенствование правового механизма государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости // Материалы парламентских слушаний 10 марта 2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rssm.su/upload/iblock/8e8/zgfouha3hmar1v1geijltvliipn7vsuh.pdf. - Дата доступа: 10.07.2022.
6. Регулирование цен: когда нужно остановиться? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/131342/analytic_note_20211209_dip.pdf. - Дата доступа: 10.07.2022.
7. Правовое обеспечение проведение государственных интервенций на зерновом рынке Российской Федерации (историко-правовой анализ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/pravovoe-obespechenie-provedeniya-gosudarstvennyh-interventsiy-na-zernovom-rynke-rossiyskoy-federatsii-istoriko-pravovoy-analiz%20(1).pdf. - Дата доступа: 10.07.2022.
8. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 авг. 2019 г., № 1796-р. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/y1IpA0ZfzdMCfATNBKGff1cXEQ142yAx.pdf. - Дата доступа: 10.07.2022.
9. Госрегулирование рынка сахара: тактика вместо стратегии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agrotrend.ru/news/22132-gosregulirovanie-rynka-sahara-taktika-vmesto-strategii/. - Дата доступа: 10.07.2022.
10. Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2021 - 2022 годов и на сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок производства 2021 - 2023 годов в целях проведения государственных закупочных интервенциях в 2022 - 2023 годах, а также об определении предельных уровней максимальных цен на зерно и на сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок в целях проведения государственных товарных интервенциях в 2022 - 2023 годах [Электронный ресурс]: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 янв. 2022 г., № 34. - Режим доступа: https://agropit.ru/files/2022/04/ceni.pdf. - Дата доступа: 10.07.2022.
11. Переработчики зерна о последствиях внедрения зернового демпфера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/business-pages/35335-pererabotchiki-zerna-o-posledstviyakh-vnedreniya-zernovogo-dempfera/. - Дата доступа: 10.07.2022.