Пехтерева Зоя Александровна
аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета (тел. :89882444331)
Меры экстремального пресечения
Аннотация
Подгруппа крайних мер ограничения имеет отчетливое юридическое психологическое влияние на индивидуумы, допускающее, что ошибочные действия покрывались прямым приложением физического усилия, специальных средств и огнестрельного оружия.
Аnnotation
Subgroup of extreme measures of restraint has a distinctive legal psychological impact on individuals, admitting wrongful acts covered by the direct application of physical force, special means and firearms.
Ключевые слова: состояние, действия, поведение, обязанность, совершенствовать, ситуация, напряженность
Key words: state, actions, behavior, duty, improve, situation, tension.
Административно-правовые меры экстремального пресечения представляют собой подгруппу самостоятельной группы таких мер, которая в с вою очередь входит в систему административного принуждения наряду с мерами предупредительного характера и мерами административного наказания. Однако рассматриваемые нами меры экстремального пресечениям воздействия. сильно разнятся как по характеру их применения, так и по способу и целям воздействия.
Подгруппа мер экстремального пресечения отличается особым правовым психологическим воздействием на лиц, допускающих противоправные деяния, подпадающие под непосредственное применение мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия.
Точки зрения ученых-административистов как название, так и на понятие мер этой подгруппы различны. А.В. Серегин называет их мерами непосредственного воздействия на правонарушителя [1]. В.Л. Зеленько рассматриваемую нами подгруппу мер определяет как личностную [2]. А.П. Клюшниченко эту подгруппу мер пресечения определяет как меры специальные, подразумевая порядок их применения в исключительных случаях , если другими способами прекратить противоправное деяние нельзя, а иные меры административно -принудительного характера исчерпали себя и не
дали либо не могут дать положительного результата [3]. Этим же названием - «специальные меры административного пресечения» -определяет их А.Г. Коренев, который вкладывает в них смысл, связанный с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуации, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно [4].
Д.Н. Бахрах в зависимости от критериев делит специальные меры административного пресечения на отдельные группы. Он выделяет меры прямого и косвенного пресечения. При этом относит к первому виду правовые средства, направленные на немедленное прекращение противоправного поведения. В соответствии с этой классификацией специальные административно-пресекательные меры являются средством прямого пресечения. Подразделяя данные меры по механизму пресекательного воздействия на физические и психологические, специальное административное пресечение он относит к физическим средствам [5]. По признаку обеспечения будущего производства по делу о правонарушении меры административного пресечения он делит на меры административно - процессуального пресечения и самостоятельные [6]. Специальные административно-пресекательные меры относятся к первой группе.
А.В. Мингес, в свою очередь, считает возможность дифференцировать меры специального административного пресечения внутри подгруппы мер пресечения. По способу
228
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 5 (32)
воздействия на правонарушителя он разделяет их на меры простого физического воздействия, к которым относит приемы рукопашного боя, использование служебных собак, другие, а также меры физического воздействия, осуществляемых с помощью технических средств, и физическое воздействие с использованием огнестрельного оружия. По цели применения исследуемые меры А.В. Мингес подразделяет на средства активной обороны, к которым относит применения огнестрельного оружия, приемов рукопашного боя, резиновой палки, слезоточивого газа, а также собак и средства обеспечения специальных операций - использование бронетехники, взрывных устройств, пожарных автоцистерн, светошумовых гранат и пр. [7]
В зависимости от характера воздействия административно- пресекательные меры, осуществляемые с помощью технических средств, он делит на: а) вызывающие болевые ощущения (резиновая палка); б) воздействующие на органы дыхания (слезоточивый газ);
в) воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые устройства);
г) препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные автоцистерны, устройства для принудительной остановки транспорта); д) позволяющие вскрывать помещения, захваченные правонарушителями.
Мерам специального административного пресечения присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом.
На основании проведенной дифференциации, а также признаков, присущих специальным мерам административного пресечения, А.В. Менгес формирует определение данного вида административного принуждения «Специальные меры административного пресечения - это закрепленные в нормах административного права, конкретизирующие в данном случае уголовно-правовые институты необходимой обороны, задержание лица, совершившего преступление, и крайней необходимости, средства физического воздействия на правонарушителя, применяемые должностными лицами государственных органов исполнительной власти, наделенных специальной компетенцией в сфере правоохранительной деятельности, для прекращения противоправного, как правили, преступного поведения, предотвращения его вредных последствий, обеспечения возможностей привлечения правонарушителей к ответственности [8].
Исходя из приведенных различных
определений, следует отметить, что, будучи разновидностью административного принуждения, они, как правило используются для прекращения преступного или общественно опасного поведения. Основанием применения данных мер является в большинстве случаев необходимость пресечение сопротивления должностным лицам или посягательства на их личную безопасность в форме неспровоцированного задержанием нападения. Кроме того, все эти меры могут применяться для прекращения общественно опасных действий невменяемых лиц и лиц, не достигших возраста, при котором наступает уголовная ответственность. В своем определении мер административного пресечения В.Л. Зеленько ограничивает их обеспечительные возможности только созданием условий для привлечения правонарушителей к административной ответственности [9]. Данное определение подходит лишь к общим мерам административного пресечения, так, как не учитывает особенностей специальных административно -пресекательные средств, используемых как правило, для прекращения преступных действий. Но автор распространяет это определение на все меры административного пресечения и тем самым допускает неточность.
Если меры общего административного пресечения применяются различными должностными лицами государственных органов исполнительной власти, то применение специальных мер экстремального пресечения являются прерогативой определенного круга лиц. К нему относятся сотрудники органов внутренних дел , государственного наркоконтроля, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы, судебные приставы, фельдъегеря, инспекторы рыбоохраны и др. упомянутые в этом перечне органы исполнительной власти принято относить к правоохранительным. Отличительным признаком этих органов является то, что их должностные лица «в законодательном порядке наделены полицейскими полномочиями, выражающиеся в возложении на них обязанности пресекать правонарушения и предоставлении соответствующих прав по задержанию, производству досмотра(осмотра), изъятия; осуществлению дознания либо производства по делам об административных правонарушениях; применению мер непосредственного принуждения. Следует заметить, что вооружение огнестрельным оружием охранников негосударственных организаций, телохранителей частных лиц, фермеров и прочих никакого
229
отношения к специальному административному пресечению не имеет. Последнее выступает мерой государственного принуждения, тогда, как перечисленные лица не являются государственными служащими.
Применение специальных средств сотрудниками милиции регламентировано ст. 14 Закона «О милиции» которая прямо называет специальные средства, такие как резиновые палки; слезоточивый газ; наручники; светозвуковые средства отвлекающего воздействия; средства разрушения преград; средство принудительной остановки транспорта; водометы и бронемашины; специальные окрашивающие средства, а также служебные собаки. Названная статья также формулирует основания их применения
В настоящее время перечень специальных средств утвержден Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; в ред. ФЗ РФ от 27.07.2006 г. Установление перечня специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также п р а в и л и х п р и м енения воз л о же н о н а Правительство Российской Федерации.
Правовая основа применения специальных средств также определена в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденном приказом МВД РФ от 18 января 1993г. №17. Следует отметить, что наличие правовых основ применения специальных средств все же требует своего совершенствования, поскольку на вооружение милиции поступают иные, не значащие в перечне спецсредства таких как; пластиковые пули, электрошоковые устройства «тайзер», способные вызвать паралич с помощью тонких стрел; «флэшбол» (устройство для стрельбы снарядами величиной примерно с теннисный мяч, воздействие которого сравнимо с ударом боксера) и других, вопрос о допустимости использования которых в условиях российской действительности должен был бы решаться все же не заинтересованными ведомствами, а высшими органами представительной власти страны.
Создавшемуся положению сопутствует указание Правительства, которая ранее делегировало МВД по согласованию с Прокуратурой, ФСБ и Министерством здравоохранения право принимать на вооружение органов внутренних дел специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран [10]. На сколько это хорошо - судить практическим работникам,
однако в Законе «О милиции» это положение должно быть отражено.
Термин «специальные средства» впервые получил свое название в законодательных актах бывшего СССР, однако в Законе «О милиции» РФ такого определения не приведено. Тем не менее, внимательный анализ Закона все же позволяет определить, что в понятие «специальные средства» включены состоящие на вооружении милиции технические устройства, предметы, вещества, а также служебные собаки, назначением которых является воздействие на материальные объекты и на человека в случаях и в порядке, предусмотрены законом.
Отличительной особенностью российского Закона «О милиции » является тот факт, что им определен порядок и правила применения спецсредств, исходя из каждого вида, будь то резиновая палка или слезоточивый газ. Правила применения специальных средств сводятся к требованиям по их применению, ограничениями и запретами.
Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, запрещается вооружение милиции специальными средствами, которые носят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска [11].
Правовая основа применения мер экстремального назначения включает в себя совокупность административно -правовых норм, с помощью которых обеспечивается охрана общественных отношений, наличествующих в обществе. Их нарушение обязывает сотрудников правоохранительных органов применять специальные средства и огнестрельное оружие.
Применение огнестрельного оружия, иных специальных мер экстремального назначения -одна из составляющих многогранного, сложного правового института, в котором нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей права взаимодействуют между собой на началах взаимодополняемости. По этому поводу Ю.П. Соловей и А.И. Каплунов замечают, что «нормативно - правовая регламентация применения сотрудниками милиции сотрудниками милиции огнестрельного оружия имеет системный характер и включает в себя взаимосвязанные правовые предписания, которые отражают все юридически значимые стороны фактической ситуации применения данной меры принуждения» [12]. Следует сказать, что взаимосвязанность правовых предписаний, как нам представляется, в большинстве случаев осуществляется на
_230
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 5 (32)
основе административного права, нормы которого непосредственно направлены на регулирование общественных отношений.
Как правильно замечает А.В. Мингес, «особенностью административно- правового регулирования в области применения специальных мер административного пресечения является то, что нормы, составляющие исследуемый институт, содержатся в различных правовых актах; как правило [13] в законах устанавливающих правовой статус особой группы органов исполнительной власти государства».
В настоящее время в связи с ростом преступности ситуация резко изменилась. Порой иного варианта, чем принятие сотрудниками милиции в считанные секунды решения о применении оружия в условиях, когда существует немалая вероятность ошибки в оценке обстоятельств внешне противоправного поведения, нет, но государство идет на этот риск, предоставляя сотрудникам органов исполнительной власти право на оперативное, осуществляемое на месте пресечения общественно опасного поведения даже путем причинения смерти. В противном случае эффективная борьба с преступностью была бы невозможна.
Приведенные нами сведения поясняют необходимость в качественном обучении сотрудников правоохранительных органов правилам использования специальных мер административного пресечения и огнестрельного оружия. Отсутствие надлежащей тактической и психологической подготовки в применении оружия зачастую стоит сотрудникам милиции жизни.
Психологическая сущность экстремальных условий заключается в разрушении привычных систем отношений; изменении системы мотивации деятельности; изменении норм (правовых, моральных и прочих), которыми привычно пользуется человек. В экстремальных условиях люди могут оказаться и по своей воле (как профессионалы различных специальных подразделений), и вопреки своей воле (жертвы катастроф и стихийных бедствий, лица, подвергшиеся наказанию и т.п.).
Возникновение экстремальных условий обычно влечет за собой установление специального правового режима, часто связанного с повышенной ответственностью должностных лиц, с некоторым ущемлением прав и свобод граждан (ограничение передвижения, отказ в переписке или регистрации, мобилизации населения на производство восстановительных и спасательных работ и прочее), а также с усилением полномочий
органов исполнительной власти и государственного управления в целях восстановления и поддержания общественного порядка. К задачам, решаемым правоохранительными органами в сложных условиях, относятся также предупреждение и п р е с е ч е н и е р а сп рос тран ен ия л о жн ы х и провокационных слухов, паники и возможных массовых беспорядков; осуществление режима допуска в очаги экстремальных условий; контроль за исполнением должностными лицами правил карантина т.д.
Решение перечисленных выше задач накладывает свой отпечаток на содержание, характер поведения в экстремальных ситуациях. В таких условиях от сотрудников правоохранительных органов требуется проявление дипломатичности и психологической уравновешенности, знание психологических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях.
Для формирования у сотрудников правоохранительных органов навыков поведения в экстремальных ситуациях необходимо совершенствовать их огневую, а также специальную физическую подготовку. Они должны знать тактические и психологические особенности пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых драк. Готовность человека к активным действиям чаще всего определяется такими факторами, как установка, психическая напряженность и психическая устойчивость. Психическая напряженность и психическая устойчивость как факторы, необходимые для действия в экстремальных ситуациях, относятся к эмоционально-волевой сфере личности. Все названные составляющие в экстремальной ситуации формируют готовность к задержанию лиц, совершивших правонарушения.
Сотрудники правоохранительных органов обязаны знать психологические основы поведения человека, совершающего насильственные действия, уметь корректировать свое психологическое состояние в ходе конфликта, сопровождающегося физическим противоборством.
1. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 128.
2. Зеленько В.Л. Вопросы теории и практики применения милицией мер административного
231
пресечения правонарушений: Автореф. Дис. ...кандидатаюрид. Наук-Киев, 1975. С.9.
3. Клюшниченко В.Л. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Вопросы Киев, 1974. С. 8-11, и др.
4. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник Ч.Общая М, 2000.
5. Бахрах Д.Н. Административное право России. Ч.1. Екатеринбург, 1996. С. 71-76. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти //Государство и право -1992., №3. С. 13-20.
6. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2006 С .450-476.
7.Мингес А.В. Специальные меры административного пресечения: применение оружия, физической силы и специальных
средств представителями исполнительной власти государства. Волгоград.,1999 С. 15-19.
8. Там же.
9. Зеленько В.Л. Вопрсы теории и практики применения милицией мер административного пресечения правонарушений: Автореф. Дис. . канд.юрид.наук. Киев, 1975. С. 9.
10. Приказ МВД РФ от 10 декабря 1996 г.№647/541/406 «О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам».
11. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991г.; в ред. ФЗ РФ от 27.07.2006г.//Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. № 16 Ст. 503; Российская газета 2006 -29 июля.
12. Соловей Ю.П. и Каплунов А.И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия. Омск, 1985. С. 19.
13. Мингес А.В. Указ. соч.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 № 5 (32)
232