УДК 347.77 012.6 © К. Л Васин, 2012
К. Л. Васин
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ГРУППОВЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья посвящена исследованию механизмов, используемых органами государственной власти по
предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка.
Групповые нарушения общественного порядка при проведении публичных мероприятий представляют собой правонарушения совершаемые одновременно большим количеством людей, на определенной территории, сопровождающиеся погромами, поджогами, разрушениями и др. Толпа может быть как случайной, так и специально собравшейся, возглавляемой или побуждаемой к действиям активной группой граждан.
Среди наиболее анализируемых событий в сфере нарушения общественного порядка оказались события на Манежной площади: «В центре Москвы на Манежной площади собрались футбольные болельщики, чтобы почтить память убитого фаната «Спартака» Егора Свиридова. Однако мирная акция превратилась в митинг Начались столкновения фанатов н милиции. Собравшиеся болельщики с лозунгом «Русские, вперед!» начали зажигать фанеры и выстреливать петарды. Как сообщили в ГУВД по Москве, сила в отношении митингующих не применялась. По оценкам милиции, число собравшихся превышает одну тысячу человек. По другим данным, на Манежную площадь пришло около 50 тыс. человек, завязалась массовая драка. Сотрудники ОМОН использовали спецсредства. В результате несколько десятков человек было задержано н на автобусах вывезено с территории площади.
Очевидцы произошедшего сообщили, что в ходе митинга несколько болельщиков пыталось прорвать оцепление ОМОНа, однако милиционеры оттеснили болельщиков. После этого фанаты стали бросать в сотрудников правоохранительных органов различные предметы, в том числе бутылки, металлическая арматура и калош. Также они пытались применить против милиционеров металлические рамки, используемые для ограждения. Кроме этого, митингующие свалили установленную на Манежной площади рождественскую елку. Сотрудники ОМОН применяли резиновые дубинки, слезоточивый газ и наручники не использовались. В ходе драки есть пострадавшие среди милиционеров и случайных прохожих. По предварительным данным, пострадали восемь человек — милиционеры, болельщики н случайные прохожие» [6].
Данное событие необходимо квалифицировать в качестве группового нарушения общественного порядка при проведении митинга Следует отметить.
что групповые нарушения общественного порядка прн проведении публичных мероприятий относятся к числу чрезвычайных обстоятельств, значительно осложняющих оперативную обстановку, представляют большую общественную опасность, нарушают нормальный ритм жизни общества, вызывают широкий общественный резонанс. Участники групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий, как правило, стараются подорвать авторитет публичной власти, оклеветать, вызвать сомнения в правомерности действий власти. При групповых нарушениях общественного порядка в ходе проведения публичных мероприятий действия толпы выражаются в погромах, разрушениях, поджогах, самосудах, вооруженном сопротивлении представителям власти, разрушении зданий и других подобных действиях. Названные правонарушения носят повышенную общественную опасность. В этой связи в настоящее время назрела необходимость разработки комплекса административно-правовых средств предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий.
Административное принуждение в деятельности органов внутренних дел занимает одно из ключевых мест прн выполнении задач пресечения групповых нарушений общественного порядка. Принуждение носит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке в соответствии с требованиями закона. Принуждение как метод административной деятельности органов внутренних дел состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание н поведение личности. Обеспечивая общественный порядок, а также осуществляя иные функции в сфере административной деятельности, сотрудники полиции уполномочены предъявлять к личности требования, связанные с обеспечением правопорядка, исполнение которых гарантнру'ется. а прн необходимости и обеспечивается применением принуждения.
Меры принуждения, используемые сотрудниками правоохранительных органов прн пресечении групповых нарушений общественного порядка, можно условно разделить на группы: психическое, материальное и физическое принуждение. Психическое принуждение воздействует на ВОЛЮ. ЭМОЦИИ-разум. т.е. на психику личности, формиру ет ее волю.
44
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий
склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия нли каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности (официальное предостережение уполномоченным работником милиции гражданина, нарушающего общественный порядок, о недопустимости антиобщественного поведения: официальное требование работника полиции о прекращении правонарушения, совершаемого гражданином или должностным липом). Материальное принуждение воздействует на поведение личности через принадлежащие ей денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения и пользования имуществом в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении их владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа н др. К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Посредством этих мер вопреки воле личности уполномоченный работник полиции совершает действия, направленные на достижение целей административной деятельности. Так. например, производя задержание лица совершившего административное правонарушение, сотрудник полиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения посредством применения к правонарушителю физической силы, наручников и других специальных средств. Этим сотрудником полиции пресекаются противоправные действия нарушителя н т.п. [4, с. 359].
Принуждение является административно-правовым средством защиты общественных отношений. складывающихся в сфере административной деятельности милиции, от противоправных посягательств. а также средством предупреждения и предотвращения наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Охраняя общественный порядок. общественную безопасность и реализуя другие административные функции, сотрудники правоохранительных органов могут в соответствии с законом принуждать лнн, злостно нарушающих установленные нормы права, правила поведения, к их соблюдению, принудительно подчинять установленному правопорядку, самостоятельно и немедленно принимать меры к недопущению и пресечению правонарушений, созданию условий, обеспечивающих возможность привлечения виновных к ответственности.
Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения. применяются работниками милиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной н личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того нли иного гражданина, должностного лица. Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предполо-
жение о намерении лица совершить правонарушение. антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работниками милнинн способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан [2. с. 6].
Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органа нли должностного лица по прекращению правонарушения Их применение связано с непосредственным вмешательством в действия нарушителя с целью их прекращения и недопущения вредных последствий. Посредством психологического нли физического воздействия, связанного с личным, организационным или имущественным ограничением, правонарушитель лишается фактической возможности продолжить неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей. Меры административного пресечения наиболее часто применяются органами внутренних дел в связи с совершением административных проступков В ряде случаев они являются действенным, а иногда — и единственно возможным средством пресечения преступлений (например, применение оружия). 'Эти меры применяются не только для пресечения правонарушений, но н для прекращения общественно опасных действий душевнобольных и малолетних лиц.
Применение значительной части мер административного пресечения является использованием института необходимой обороны, в соответствии с которым действия работников МИЛИЦИН по пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей признаются правомерными, общественно полезными и поэтому не влекут юридической ответственности. даже если этими действиями правонарушителю вынужденно был причинен вред.
Сотрудники правоохранительных органов имеют право применять физическую силу специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивый газ. светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы. резиновые пули, бронемашины и иные транспортные средства, служебных собак и лошадей и др.), полный перечень которых устанавливается Правительством России, а также огнестрельное оружие [5, с. 33].
Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения. применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей. обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях. Назначение этих мер состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права.
устанавливающих ответственность за правонарушения Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий [3, с. 24]. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций. Их применение часто бывает необходимым и в связи с реализацией мер административного принуждения медицинского характера (например, милиция осуществляет привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову' лиц, которые страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией. венерическими заболеваниями нлн заражены вирусом иммунодефицита человека).
Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимутце-ственно административного) принуждения По отношению к последним они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их на звании
Достижение названных целей административнопроцессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения: меры, направленные на получение доказательств, процессу альные меры исполнения административных взысканий. Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (нлн подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарулпення н обеспечения выполнения им своих процессу'альных обязанностей. К этим мерам относятся: доставление правонарушителя, административное задержание и привод [1, с. 262].
В соответствии с законодательством об административных правонарушениях административное задержание допускается в целях пресечения административных правонарушений, составления протоколов. обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Статья 27.3 Кодекса об административных правона-
рушениях РФ устанавливает крут субъектов (органов н должностных лиц), правомочных осуществлять административное задержание. В этой норме содержится перечень правонарушений, прн совершении которых эти органы (должностные лица) вправе произвести административно е задержание.
Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарулпення и личности нарулпителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела. К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц. водителей транспортных средств и у лиц. сопровождающих грузы: .личный досмотр вещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений и их опечатывание: медицинское освидетельствование
Говоря о правовом положении субъектов, осуществляющих предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка прн проведении публичных мероприятий, необходимо отметить, что основной задачей .личного состава органов внутренних дел, участвующего в охране общественного порядка при проведении пу бличных мероприятий, является осуществление контроля за ходом проведения публичного мероприятия с целью недопущения групповых нарулпеннй общественного порядка [7, с. 39].
С целью предупреждения групповых нарулпе-ний общественного порядка необходимо определить мероприятия по предотвращению возможных террористических актов, недопущению бесконтрольного разрастания толпы, особенно присоединения к ней граждан в состоянии опьянения, психически больных, граждан, во оружейных опасными предметами. а также агрессивно настроенных групп подростков и т.д. Перечисленные функции сотрудники органов внутренних дел могут эффективно выполнять прн утловии четкого осознания происходящего. Основными требованиями к сотруднику органа внутренних дел. участвующему в охране общественного порядка являются: сохранять спокойствие и выдержку'. при любых обстоятельствах не поддаваться на провокации, быть корректным в обращении с гражданами, сохранять бдительность, удерживать контроль над ситуацией и ее развитием.
Библиографический список
1. Алехин Л. П., Козлов Ю. М Административное право Российской Федерации. Сущность и основные институты административного права. М.. 2010.
2. Богданов М. В. Организация и совершенствование контроля в органах внутренних дел. М: Юрист. 2009.
3. Додин Е. В. Доказывание в адмнннстратнвно-юрнсднкцноннон деятельности органов внутренних дел. М. 2009.
4. Курс административного права и процесса / Под ред. Ю. А.Тихомирова М.. 2008
5. Лихолоб В. Г. Вопросы правоприменения в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. М, 2010.
6. Рос. газета. 2010. 18 дек.
7. Солодов II. .4. Организация предупреждения и пресечения органами внутренних дел групповых нарушений общественного порядка прн проведении публичных мероприятий Правовые вопросы национальной безопасности. 2009. № 5
Сведения об авторе:
Васин Константин Львович — кандидат исторических наук, директор ЦДПО Сибирского института бизнеса н информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация)