Научная статья на тему 'МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПООЩРЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВВ КОНТЕКСТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СУБЪЕКТОВ'

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПООЩРЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВВ КОНТЕКСТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПООЩРЕНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дитковская К.Д.

В статье на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, научной литературы, судебной практики выявлены проблемы в законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти в части реализации мер административного поощрения научно-педагогических работников. Сформулированы пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE MEASURES ON PROMOTION FOR SCIENTIFIC AND TEACHING STAFFIN THE CONTEXT OF DELINEATING THE POWERS OF PUBLIC LEGAL ENTITIES

The article considers the problems in the legislative and law enforcement activities of public authorities regarding the implementation of measures for administrative promotion of scientific and pedagogical staff on the basis of the analysis of the current legislation of the Russian Federation, scientific literature and judicial practice. The ways of their solution are formulated.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПООЩРЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВВ КОНТЕКСТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СУБЪЕКТОВ»

Вестник Сибирского юридического института МВД России

УДК 342.5

Ксения Дмитриевна ДИТКОВСКАЯ,

главный специалист отдела развития науки и высшего образования министерства образования Красноярского края (г. Красноярск)

ksieniia.gailis@mail.ru

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПООЩРЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СУБЪЕКТОВ

ADMINISTRATIVE MEASURES ON PROMOTION FOR SCIENTIFIC AND TEACHING STAFF IN THE CONTEXT OF DELINEATING THE POWERS OF PUBLIC LEGAL ENTITIES

В статье на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, научной литературы, судебной практики выявлены проблемы в законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти в части реализации мер административного поощрения научно-педагогических работников. Сформулированы пути их решения.

The article considers the problems in the legislative and law enforcement activities of public authorities regarding the implementation of measures for administrative promotion of scientific and pedagogical staff on the basis of the analysis of the current legislation of the Russian Federation, scientific literature and judicial practice. The ways of their solution are formulated.

Ключевые слова: меры административного поощрения, научно-педагогические работники, меры социальной поддержки, органы государственной власти.

Keywords: administrative measures on promotion, scientific and pedagogical staff, measures of social support, public authorities.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» актуализировал необходимость осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России. Данная задача была конкретизирована в том числе в национальном проекте «Наука». Одним из планируемых результатов проекта является то, что к 2024 г. Российская Федерация должна занять 5-е место по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных, а численность российских и зарубежных

ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных, должна составить 30,8 тыс. человек.

Отметим, что в 2018 г. Россия занимала 10 место по удельному весу в общемировом числе статей в научных журналах, индексируемых в международной базе данных «Web of Science», и 11 место по удельному весу в общемировом числе статей в научных журналах, индексируемых в международной базе данных «Scopus» [2, с. 50-53].

Несмотря на то, что к числу исполнителей национального проекта «Наука» отнесены органы государственной власти, научные и образовательные организации, Российская

академия наук, основная роль в реализации проекта, на наш взгляд, отведена исследователям. Именно публикационная активность отечественных ученых является основой достижения показателей, связанных с присутствием Российской Федерации в изданиях, индексируемых в международных базах данных. В связи с этим среди существующих методов государственного управления возрастает роль административного поощрения научно-педагогических работников, реализуемого в различных формах.

Специфика сферы науки и высшего образования не предусматривает широкого применения мер административного принуждения. В отношении научно-педагогических работников принуждение применяется в большей степени в областях административ-но-деликтного, уголовного, гражданского, трудового права.

Метод убеждения активно реализуется в сфере государственного управления наукой и высшим образованием. Существующие совещательные органы генерируют, помимо прочего, идеальные модели отрасли, побуждают к их практическому воплощению. Благодаря сформированной системе профессионального роста научно-педагогических работников (академическая мобильность, стажировки, программы повышения квалификации) транслируются лучшие практики отечественной и зарубежной научно-образовательной сферы, механизмы их внедрения. Однако, учитывая ориентацию методов убеждения прежде всего на сознание личности, полагаем, что методы убеждения более эффективны в совокупности с применением административного поощрения, в том числе выраженного в материальной форме.

Институт поощрения является предметом исследования многих ученых-администрати-вистов. Д.Н. Бахрах, указывая на многочисленность и разнообразие средств позитивного стимулирования, к числу материальных поощрений относит не только премии, но и другие меры. Например, повышенные стипендии для студентов [1, с. 751].

Ю.Н. Старилов отмечает взаимосвязь и общие черты административных и экономиче-

ских методов. По мнению ученого, в области образования и науки наряду с прямым административным воздействием большое значение имеют экономические методы. Поощрительные и иные стимулирующие мероприятия Ю.Н. Старилов относит к числу традиционно используемых методов управления [3, с. 507].

Административное поощрение научно-педагогических работников в контексте их общего правового статуса затронуто в работах Ю.В. Степаненко [5], Н.В. Черных [6], И.Г. Савина [4]. Однако комплексное исследование данного вопроса, в том числе в рамках разграничения полномочий различных пуб лично-правовых субъектов, в настоящее время отсутствует.

Действующее законодательство в области науки и высшего образования создает условия для функционирования полноценной системы стимулирования научно-педагогических работников.

В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции РФ социальное обеспечение и общие вопросы образования и науки отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основными федеральными актами, создающими правовую базу для стимулирования научно-педагогических работников, являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Ф3-273 «Об образовании») и Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Статьями 47, 50 Ф3-273 «Об образовании» предусмотрено, что научно-педагогические работники, к которым относятся педагогические работники и научные работники, наделены теми же правами, что и педагогические работники.

Частью 1 статьи 47 ФЗ-273 «Об образовании» предусмотрено, что правовой статус педагогического работника включает в

«в Вестник Сибирского юридического «<£&» института МВД России

себя совокупность прав и свобод, гарантий, компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 7 части 5 статьи 47 ФЗ-273 «Об образовании» закреплено, что к трудовым правам и социальным гарантиям педагогических работников относятся трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

К числу основных мер административного поощрения, реализуемых на федеральном уровне, относятся Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий, государственные награды Российской Федерации, премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых.

Большинство субъектов Российской Федерации устанавливают дополнительные меры административного поощрения ученых различной формы. Например, в Томской области учреждена Премия Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и юных дарований, в Ставропольском крае -премия Губернатора Ставропольского края в области науки и инноваций молодым ученым и специалистам. В Республике Башкортостан учреждены гранты молодым ученым для поддержки проводимых ими научных исследований.

В Пермском крае действуют Законы Пермского края от 21 декабря 2011 г. № 892-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельной категории лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, работающих в государственных образовательных учреждениях высшего образования», от 11 ноября 2009 г. № 538-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельной категории лиц, которым присуждена ученая степень доктора наук».

Одним из основных условий предоставления дополнительных мер социальной под-

держки категориям лиц, установленным данными законами, является публикация статей в научных журналах, включенных в рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации или Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации перечень рецензируемых научных журналов и изданий и (или) в международные системы научного цитирования Web of Science Core Collection и (или) Scopus.

К мерам административного поощрения, реализуемым на муниципальном уровне, относится, например, премия Главы города Красноярска молодым талантам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2.4 Положения о премии Главы города молодым талантам, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 12 апреля 2002 г. № 235 «О премии Главы города молодым талантам», порядок подачи документов, процедура их рассмотрения, перечень критериев, а также числовые значения оценки каждого критерия в баллах в номинации «За высокие достижения в научно-учебной деятельности» утверждаются приказом управления молодежной политики и туризма администрации города Красноярска.

Так, приказом управления молодежной политики администрации города Красноярска от 22 апреля 2019 г. № 34 «Об утверждении состава подкомиссии и критериев отбора соискателей премии Главы города молодым талантам по номинации «За высокие достижения в научно-учебной деятельности» в 2019 году»» в качестве одного из критериев определено наличие публикаций, в том числе «публикация в журналах Web of Science и Scopus», «в журналах из перечня ВАК».

В организациях высшего образования также применяются меры административного поощрения научно-педагогических работников, например стимулирующие выплаты в рамках эффективного контракта. Их предоставление осуществляется в соответствии с локальными актами организаций, которыми устанавливаются основания для их назначения. В сущности, основания для назначения

стимулирующих выплат - это показатели эффективности научно-педагогического работника.

Например, к числу показателей эффективности труда работников ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» относится опубликование статей в изданиях, индексируемых международными системами научного цитирования Scopus, Web of Science, и в ведущих научных журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России1.

Анализ системы стимулирования научно-педагогических работников позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, меры административного поощрения предусмотрены на федеральном, региональном, местном, локальных уровнях, из чего следует, что их реализация осуществляется множеством публично-правовых субъектов на основании актов соответствующего уровня. Во-вторых, основания применения мер административного поощрения - различны. Некоторые способствуют достижению целей, обозначенных в стратегических документах, другие - нет. В-третьих, основанием применения мер административного поощрения в актах субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и локальных актах выступают материальные нормы, закрепленные в федеральном законодательстве.

Полученные выводы, по мнению автора, характеризуют некоторые специфические черты системы административного поощрения научно-педагогических работников. Однако данные особенности создают предпосылки для возникновения проблем в законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, и прежде всего органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенность, связанная с множественностью публично-правовых субъектов, правомочных осуществлять меры административного поощрения научно-педагогических работников, обостряет проблему разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между региональными органами исполнительной и законодательной власти.

Иллюстрацией описанной ситуации служит опыт Приморского и Пермского краев.

Ранее в Приморском крае действовал Закон Приморского края от 13 апреля 2005 г. № 238-К3 «О дополнительном материальном обеспечении граждан, имеющих ученое звание «профессор» (далее - Закон Приморского края № 238), предусматривавший дополнительное материальное обеспечение, выплачиваемое за счет средств краевого бюджета гражданам, имеющим ученое звание «профессор» и постоянно проживающим на территории Приморского края.

В 2008 г. прокуратурой Приморского края на данный закон был принесен про-тест2. Прокуратура указала, что установленное законом расходное обязательство региона по дополнительному материальному обеспечению граждан, имеющих ученое звание «профессор», не соответствует федеральному законодательству. В частности, статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что региональный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьями 26.1-26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» (далее - ФЗ-184 «Об общих принципах») материальное обеспечение

1 Показатели эффективности труда работников КГПУ им. В.П. Астафьева // Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева». URL: http://www.kspu.ru/page-12852.html (дата обращения: 09.03.2020).

2 На Закон Приморского края от 13.04.2005 № 238-K3 «О дополнительном материальном обеспечении граждан, имеющих ученое звание «профессор» : протест прокуратуры Приморского края от 07.08.2008 № 7/3-4-08 // СПС КонсультантПлюс.

Вестник Сибирского юридического института МВД России

граждан, имеющих ученое звание профессора и работающих в государственных вузах и учреждениях, подведомственных Российской академии наук, не является полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что на основании действовавших на момент принесения протеста Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставление высшего профессионального образования отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации и, соответственно, учитывая пункт 6 статьи 85 БК РФ, органы государственной власти Приморского края были не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.

В дальнейшем Закон Приморского края № 238 был признан утратившим силу.

В Пермском крае действовало постановление Правительства Пермского края от 8 апреля 2009 г. № 208-п «Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук» (далее - постановление Правительства Пермского края № 208-п), но решением Пермского краевого суда от 11 августа 2009 г. по делу № 3-1342009 данный акт был признан недействующим.

В отличие от опыта Приморского края здесь наличествует нарушение разграничения полномочий не между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, но между органами государственной власти Пермского края. Суд пришел к выводу, что акт принят с превышением полномочий, предоставленных региональным законодательством Правительству Пермского края. В дальнейшем Правительство Пермского края попыталось обжаловать данное решение, но Верховный Суд Российской Федерации в определении от 11 ноября 2009 г. № 44-

Г09-33 оставил решение Пермского краевого суда без изменения. Постановление Правительства Пермского края № 208-п было признано утратившим силу.

Особенность, связанная с тем, что основанием применения мер административного поощрения в актах субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и локальных актах выступают материальные нормы права, закрепленные в федеральном законодательстве, в совокупности с описанной проблемой разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации приводит к следующему.

В Красноярском крае реализуется региональная мера социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации в виде ежемесячной денежной выплаты. Несмотря на свое формальное наименование («мера социальной поддержки»), характерное в большей степени для сферы социального обеспечения, социальной защиты, выплата по сути своей является мерой административного поощрения, стимулирующей ученых к действиям, являющимся условиями предоставления меры.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 20 июня 2012 г. № 2-432 «О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации» (далее - Закон Красноярского края № 2-432) одним из условий предоставления меры социальной поддержки является опубликование соискателем статей в изданиях, включенных в сформированный Министерством образования и науки Российской Федерации перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - Перечень ВАК).

Данное положение, определяющее издания, в которых должны быть опубликованы статьи, учитываемые в качестве условия предоставления меры социальной поддержки,

является бланкетной нормой: издание должно быть включено в Перечень ВАК.

Кроме того, существует перечень рецензируемых научных изданий, входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования (далее - Перечень МБД). В соответствии с положениями приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, действовавшими в разное вре-мя3, издания, текущие номера которых или их переводные версии входят в некоторые из международных реферативных баз данных и систем цитирования, считаются входящими в Перечень ВАК по отраслям науки, соответствующим их профилю. Иными словами, издания, входящие в Перечень МБД, считаются входящими и в Перечень ВАК.

Описанная ситуация создает проблему толкования положений подпункта «в» пункта 1 статьи 3 Закона Красноярского края № 2-432: стоит ли при реализации краевой меры социальной поддержки применять нормы приказов Министерства образования и науки Российской Федерации?

В связи с тем, что обозначенный выше вопрос стал предметом судебного разбирательства, подходы к рассмотрению данной проблемы проиллюстрированы судебной практикой.

Центральный районный суд г. Красноярска в решении от 21 августа 2019 г. удовлетворив исковые требования о признании недействительным (в части) распоряжения Правительства Красноярского края о предоставлении мер социальной поддержки научно-педагогическим работникам высшей квалификации, изданного на основе прямого толкования нормы подпункта «в» пункта 1 статьи 3 Закона Красноярского края № 2-432, исходил из того, что данная норма является бланкетной и для решения вопроса о соответствии издания требованиям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 1 статьи 3 Закона Красноярского края № 2-432, следует руководствоваться нормативными

актами Министерства образования и науки Российской Федерации, к компетенции которого отнесены полномочия по формированию Перечня ВАК4. Соответственно, положения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации о том, что издания, входящие в международные реферативные базы данных и системы цитирования, считаются входящими в Перечень ВАК, должны применяться при реализации краевого закона.

Однако Красноярский краевой суд в апелляционном определении от 18 декабря 2019 отменил решение суда первой инстанции, посчитав его выводы основанными на неверном применении норм материального права и не соответствующими фактическим обстоятельства дела5. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в своем определении учла доводы Правительства Красноярского края, которые заключались в следующем.

Как было отмечено выше, общие вопросы образования, науки, социальная защита, включая социальное обеспечение, в соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 47 ФЗ-273 «Об образовании» предусмотрено, что правовой статус педагогического работника включает в себя совокупность прав и свобод, гарантий, компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленных не только федеральным законодательством, но и законодательством субъектов Российской Федерации. Пунктом 7 части 5 статьи 47 ФЗ-273 «Об образовании» закреплено, что к трудовым правам и социальным гарантиям педагогических работников относятся меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

3 Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.07.2014 № 793, от 03.06.2015 № 560, от 12.12.2016 № 1586 // СПС КонсультантПлюс.

4 Дело № 2-2796/2019 : решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21.08.2019.

5 Дело № 33-17580/2019 А-095 г : апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.12.2019.

Вестник Сибирского юридического института МВД России

На основании частей 3 и 4 статьи 26.3-1 ФЗ-184 «Об общих принципах» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости.

Приведенные положения федерального законодательства указывают на право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать за счет средств регионального бюджета дополнительные по отношению к федеральному законодательству меры социальной поддержки научно-педагогических работников, а также основания и условия их предоставления.

Учитывая, что меры социальной поддержки, реализуемые в соответствии с Законом Красноярского края № 2-432, относятся к числу таких дополнительных мер, норма, закрепленная подпунктом «в» пункта 1 статьи 3 Закона Красноярского края 2-432, не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, приведенные в настоящем исследовании судебные акты свидетельствуют, что с формальной точки зрения решением описанных проблем в законотворческой и правоприменительной практике органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации мер административного поощрения научно-педагогических работников является соблюдение установленных разграничений полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, буквальное толкование и применение норм, закрепленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае если эти акты устанавливают за счет средств

регионального бюджета дополнительные по отношению к федеральному законодательству меры социальной поддержки научно-педагогических работников, основания и условия их предоставления.

В части последнего утверждения отметим, что оно верно с формальной точки зрения. На практике же буквальное толкование и применение норм регионального законодательства, устанавливающего меры социальной поддержки научно-педагогических работников, приводит к тому, что формальным требованиям соответствуют статьи, опубликованные в изданиях, включенных в Перечень ВАК, но не соответствуют статьи, опубликованные в изданиях, входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования. Среди экспертного сообщества публикация статей в подобных изданиях ценится не меньше, чем в изданиях, включенных в Перечень ВАК. Кроме этого, как было указано выше, увеличение доли статей, опубликованных в изданиях, индексируемых в международных базах данных, является одной из задач национального проекта «Наука». Данные заключения приводят к вопросу об эффективности административного поощрения научно-педагогических работников в Красноярском крае.

Во-первых, в последние годы отмечается снижение числа соискателей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Красноярского края 2-432. В 2013 г. их количество составило 104, в 2014 г. - 93, в 2015 г. - 87, в 2016 г. - 85, в 2017 г. - 73, в 2018 г. - 66, в 2019 г. - 67.

Во-вторых, по данным единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, позиции Красноярского края по многим показателям, характеризующим развитие научно-технической сферы, в последнее время также непостоянны. Например, в 2013 г. зарегистрированы 183 НИОКТР, в 2014 г. - 317, в 2015 г. - 253, в 2016 г. - 365, в 2017 г. - 244, в 2018 г. -278, в 2019 г. - 220, в 2020 г. - 227.

Аналогичные показатели, например, в Томской области, составляют 217, 534, 431, 527, 494, 626, 4206.

Безусловно, представленные данные неоднозначны и объяснимы многими факторами (неоднородный уровень финансирования научной деятельности, общероссийская тенденция снижения численности научно-педагогических работников и пр.), не являются прямым следствием реализуемых мер административного поощрения научно-педагогических работников в Красноярском крае и,

соответственно, не могут стать основанием для признания их эффективными или неэффективными.

Полагаем, решением этой проблемы может стать более активная восприимчивость субъектов Российской Федерации к изменениям, происходящим не только в федеральном законодательстве, но и в области управления наукой в целом.

6 Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: https://www.rosrid.ru (дата обращения: 18.03.2020).

Библиографический список

1. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2005.

2. Наука. Технологии. Инновации: 2020 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020.

3. Россинский, Б.В. Административное право : учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2009.

4. Савин, И.Г. О некоторых аспектах правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых профессорско-преподавательскому составу вузов Минобороны России / И.Г. Савин // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. - 2015. - № 9. - С. 15-22.

5. Степаненко, Ю.В. Правовой статус научного работника: ключевые понятия / Ю.В. Сте-паненко // Административное право и процесс. - 2019. - № 5. - С. 26-32.

6. Черных, Н.В. Правовой статус научных работников в России и зарубежных странах / Н.В. Черных // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 7(104). - С. 67-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.