Научная статья на тему 'Мероприятия по управлению оборотными активами на примере департамента металлов ЗАО «Стройсервис»'

Мероприятия по управлению оборотными активами на примере департамента металлов ЗАО «Стройсервис» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЗАПАСЫ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ / CIRCULATING ASSETS / OPTIMIZATION / STOCKS / ACCOUNTS RECEIVABLES / METAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евса Яна Михайловна

Рассматривается проблема снижения прибыльности компаний, осуществляющих металлотрейдинговую деятельность. Указывается на оптимизацию размера запасов и дебиторской задолженности как основной источник повышения эффективности деятельности. Изложен опыт управления дебиторской задолженностью и достигнутые результаты на примере Департамента металлов компании ЗАО «Стройсервис». Выделены остатки металлопродукции, которые можно отнести к «проблемным» с точки зрения складского движения, и предложены пути их снижения. Табл. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circulating assets management measures in application to metal-trading department of «Stroyservis» CJSC

The present article is devoted to a problem of decreasing profitability of companies, which are concentrated in metal-trading activity. The author considers optimization of stocks and accounts receivables as the main source of increasing efficiency. The present article provides experience of accounts receivables management and achieved results of metal trading department of «Stroyservis» CJSC. Selected stocks of metal products can be classified as problematic for storage and movement, ways of its reduction were suggested. Table 1.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по управлению оборотными активами на примере департамента металлов ЗАО «Стройсервис»»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330.142.212

Я.М. Евса

Сибирский государственный индустриальный университет

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА МЕТАЛЛОВ ЗАО «СТРОЙСЕРВИС»

В настоящее время в условиях все повышающейся конкуренции и нестабильности экономической ситуации наблюдается тенденция значительного снижения эффективности деятельности многих ведущих металлоторговых компаний, в том числе ЗАО «Стройсервис».

Эффективность - это мера достижения поставленной цели, а целью любого коммерческого предприятия является получение максимально возможного финансового результата. Увеличение прибыли за счет повышения торговой наценки в условиях современной рыночной ситуации невозможно. Крупные покупатели переходят на закупки через электронные тендерные площадки, что накладывает существенные ограничения на цену продаж, при этом цена закупа металлопродукции продиктована ценой завода-производителя.

Таким образом, управление оборотными активами является основой политики, направленной на повышение эффективности деятельности. К оборотным относятся активы, которые используются (расходуются) в процессе повседневной хозяйственной деятельности. В их состав входят материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, запасы готовой продукции и т. д. Так как департаментом металлов ЗАО «Стройсервис» осуществляется деятельность по продаже металлопродукции, то в структуре оборотных активов отсутствует готовая продукция. Дебиторская задолженность занимает 53,15 % от оборотного капитала департамента, величина запасов - 46,85 %.

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключается в оптимизации общего размера и структуры запасов, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением. Товар, лежащий на складе без движения или практически без движения, является проблемой многих компаний. Неликвиды отвлекают на себя оборотные средства и занимают место на складе, ухудшая

экономические показатели компании. По результатам анализа на 01.10.2012 г. на складах ЗАО «Стройсервис» хранится металлопродукции на 423 700 тыс. рублей, в том числе:

- на 12 600 тыс. рублей с отсутствием движения по складу с 01.01.2012 г.;

- на 478 тыс. рублей с отсутствием расхода (осуществлялись закупки несмотря на наличие складского остатка);

- на 8 834 тыс. рублей продукции, по которой продажи были, но остаток с 01.01.2012 г. так и остался не проданным, при этом были осуществлены новые закупки.

Эти группы товара можно отнести к низколиквидной продукции (21 912 тыс. рублей, или 5 % от общей величины запасов). Методами снижения остатков по такой продукции могут служить:

- анализ продаж по выбранной номенклатуре по прочим складам металлотрейдера (филиалам) для перемещения на склад (филиал), где эта номенклатурная позиция пользуется спросом;

- инвентаризация остатков на вопрос соответствия качеству и размерности; списание остатков, непригодных к реализации по размерности (обрезки) и качеству (коррозия, деформация, нарушение целостности);

- списание в производство при наличии последнего;

- перевод из категории товаров в материалы, пригодные на собственные нужды (ремонт зданий, объектов);

- реализация товаров по себестоимости или с дисконтом; очень важно в начале распродажи предупредить своего менеджера по закупкам, что это распродажа низколиквидной продукции; можно создать некий стоп-лист для заказов поставщикам и включить туда распродаваемые позиции, иначе вполне допустима ситуация, когда менеджер, видя статистику, понимает, что товар отлично начал продаваться, и заказывает новую большую партию продукции под увеличившуюся статистику продаж;

- реализация на металлолом.

Политика управления дебиторской задолженностью должна представлять часть общей политики по управлению оборотным капиталом и заключается в оптимизации общего размера задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. В ЗАО «Стройсервис» базисом системы по управлению дебиторской задолженностью является надлежаще организованная договорная деятельность, до внедрения которой в компании информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договоров, выставленных счетов). На основании этих сведений невозможно было определить объем и период просроченной дебиторской задолженности в разрезе клиентов, что не позволяло оперативно контролировать добросовестность исполнения обязательств отдельными контрагентами. Внедрение системы управления дебиторской задолженностью начато в 2010 г. с выделением трех основных направлений работы по управлению дебиторской задолженностью.

1. Управление кредитными лимитами покупателей. Кредитный лимит - максимально допустимый размер дебиторской задолженности. Главным принципом определения лимита является соотношение потребностей и возможностей клиента (невысокая долговая нагрузка, положительный финансовый результат и достаточность источников погашения). В целях установления кредитного лимита осуществляется анализ кредитных рисков - определяется степень риска с учетом всех выявленных в ходе анализа факторов, которые могут негативно повлиять на платежеспособность заемщика в течение периода кредитования. Информация, необходимая для принятия решения, содержится в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Если бизнесу контрагента менее года или финансовые потоки в динамике сокращаются, собственные средства и устойчивые пассивы покрывают менее 50 % потребности в оборотных средствах, то целесообразнее не кредитовать клиента. В большинстве случаев работа с новым клиентом начинается на условиях стопроцентной предоплаты. После того, как накоплена статистика платежей и поставок по контрагенту, ему может быть предоставлен кредитный лимит. Как правило, в департаменте металлов ЗАО «Стройсервис» для новых покупателей, которые работают с компанией не более года, кредитный лимит устанавливается в размере, не превышающем среднемесячный объем продаж. Утверждение кредитного лимита проис-

ходит созданным кредитным комитетом, в который входит ответственный менеджер, финансист и представитель службы безопасности, и указывается в договоре с контрагентом.

2. Контроль дебиторской задолженности. Осуществление контроля за дебиторской задолженностью стало возможным благодаря полной автоматизации процесса на базе программы 1С8 УПП. Ежедневно финансистами вносятся данные по оплате ранее произведенных отгрузок в информационную систему компании и формируются отчеты о состоянии дебиторской задолженности в информационном разрезе отдел - менеджер - клиент - договор (см. таблицу). В них включается информация о сумме и дате отгрузки, условиях оплаты, кредитном лимите, размере долга, сумме просроченного платежа и количестве дней просрочки. По компании в целом сводный отчет можно группировать различными методами: по ответственным за работу по договорам менеджерам, по контрагентам, выбирать договора с просроченной задолженностью более определенного количества дней или с задолженностью более определенной величины.

При загрузке программы 1 С у менеджера на рабочем столе ПК отображается перечень контрагентов, имеющих просроченную дебиторскую задолженность. Для простоты и скорости работы выдается информация по контрагенту, договору, дате неоплаченной отгрузки, величине и сумме просрочки. Ответственный по договору менеджер обязан обосновать возникшую задолженность и согласовать с контрагентом ожидаемую дату и способ погашения (оплата денежными средствами, взаимозачет при наличии встречных договоров, дата поступления товаров и услуг при дебиторской задолженности поставщика).

Если срок оплаты пропущен или дебиторская задолженность превышает кредитный лимит, то последующие отгрузки автоматически запрещаются. Без погашения просроченной дебиторской задолженности для возобновления отгрузок необходимо согласовать с руководством увеличение кредитного лимита или отгрузку с отсрочкой платежа. При вынесении положительного решения менеджер по договорной работе вносит изменения в карточку контрагента, тем самым разрешая отгрузку. Для получения отсрочки платежа контрагент направляет в адрес ЗАО гарантийное письмо по оплате в согласованный срок.

3. Мотивация сотрудников. Как показывает опыт по работе с дебиторской задолженностью, в большинстве случаев причиной

- 53 -

Пример отчета по просроченной дебиторской задолженности с оборотами за месяц

Организация/ договор Условие договора Задолженность на начало периода, руб Увеличение задолженности, руб Уменьшение задолженности, руб Задолженность на конец периода, руб Просро- ченная сумма, руб Про- сро- чено дней Обоснование Проект

ЛЭЗ ТК ООО -31 090 921 807 890 717 890 717

Дог. № 12 от 11.04.11 Покупка металлопродукции (проект) - -31 090 921 807 - 890 717 890 717 13 Получение товаров (услуг) - 20.05.12 Лузин Денис

Метизмаш ООО 82 515 61 269 21 246 21 246

Дог. № 49/01-10 Нцк от 11.01.10 Отгрузка металлопродукции Предоплата 100 % - 82 515 61 269 21 246 21 246 8 Намерение оплатить -06.05.12 Плавских Софья

МОНОЛИТ ООО 966 269 1 057 050 300 000 1 723 319 666 269

Дог. № 49 от 26.01.12 Отгрузка металлопродукции Лимит 2026300 руб Отсрочка 30 дней 966 269 1 057 050 300 000 1 723 319 666 269 43 Намерение оплатить -10.05.12 Берзина Наталья

СибПромМетиз ООО -339 000 344 415 86 735 -81 320 78 840

Дог. № 110 от

25.01.10 Покупка металлопродукции Дог. № 109 от 25.01.10 Отгрузка металлопродукции Предоплата 100 % -346 895 7 895 186 735 157 680 86 735 -160 160 78 840 78 840 5 Взаимозачет 31.05.12 (78 840) Лузин Денис Лузин Денис

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 2(4), 2013

просрочки платежей становится не сложное финансовое положение клиента, а желание использовать средства продавца для финансирования собственной деятельности. При этом сотрудники компании могут ссылаться на неэффективную работу казначейства, а также на забывчивость и отсутствие ключевых сотрудников. Менеджер, ответственный за договор, обязан отслеживать возникновение просроченной дебиторской задолженности, вести работу с клиентом по возможности скорейшего погашения, инициировать в случае возникновения проблемной задолженности о прекращении отгрузок, взаимодействовать с юридическим отделом по подаче претензий в адрес контрагента. В большинстве случаев избежать подобных ситуаций можно, направив клиентам письмо с уведомлением о необходимости погасить задолженность. Наращивание проблемной дебиторской задолженности и отсутствие

работы с ней является одним из пунктов депремирования менеджеров.

С внедрением системы управления дебиторской задолженностью ситуация в компании значительно улучшилась. Снизилась просроченная дебиторская задолженность, примерно на 20 % увеличилась оборачиваемость.

Выводы. Успешная реализация политики управления оборотными активами департамента металлов ЗАО «Стройсервис» позволяет эффективно перераспределить денежные потоки за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности и финансирования запасов, имеющих высокую скорость обращения и приносящих наибольшую прибыль, при высвобождении денежных средств из запасов низколиквидной продукции.

© 2013 г. Я.М. Евса Поступила 29 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.