Научная статья на тему 'Мероприятия по профилактике травматизма у старших школьников, занимающихся в секции по баскетболу'

Мероприятия по профилактике травматизма у старших школьников, занимающихся в секции по баскетболу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
751
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ТРАВМЫ / ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА / СЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / BASKETBALL / INJURY / INJURY PREVENTION / BREAKOUT SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Авдонина Людмила Георгиевна, Белова Евгения Людвиговна

Баскетбол это динамичная, высоко эмоциональная игра характеризующаяся преобладанием разнообразных движений смешанного характера выполняемого в скоростно-силовом режиме. Травмоопасность баскетбола обусловлена тесным контактом соперников и наличием силовой борьбы при высоком темпе игры и резких изменениях направления движения. Наиболее частыми травмами баскетболистов являются повреждения пальцев рук, колена, голеностопного и плечевого суставов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Авдонина Людмила Георгиевна, Белова Евгения Людвиговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES FOR PREVENTION OF INJURY HIGH SCHOOL STUDENTS OCCUPATIONAL BASKETBALL SECTION

Basketball Is a dynamic, highly emotional game characterized by the predominance of a variety of movements of mixed character performed in the speed-power mode. Basketball injury risk is caused by close contact of rivals and the presence of power struggle at a high pace of the game and sudden changes in direction of movement. The most frequent injuries of basketball players are injuries of fingers, knee, ankle and shoulder joints.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по профилактике травматизма у старших школьников, занимающихся в секции по баскетболу»

УДК 796. 011

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО БАСКЕТБОЛУ

MEASURES FOR PREVENTION OF INJURY

HIGH SCHOOL STUDENTS OCCUPATIONAL BASKETBALL SECTION

Авдонина Людмила Георгиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Вологодский государственный университет

г. Вологда, Россия Avdonina Lyudmila Georgievna candidate of pedagogical sciences, associate professor

department of physical training Vologda State University Vologda, Russia

Белова Евгения Людвиговна

кафедра биологии и экологии Вологодский государственный университет

г. Вологда, Россия Belova Evgeniya Ludvigovna candidate of biological sciences, associate professor department of biology and ecology Vologda State University Vologda, Russia

Аннотация. Баскетбол это динамичная, высоко эмоциональная игра характеризующаяся преобладанием разнообразных движений смешанного характера выполняемого в скоростно-силовом режиме. Травмоопасность баскетбола обусловлена тесным контактом соперников и наличием силовой борьбы при высоком темпе игры и резких изменениях направления движения. Наиболее частыми травмами баскетболистов являются повреждения пальцев рук, колена, голеностопного и плечевого суставов.

Abstract. Basketball Is a dynamic, highly emotional game characterized by the predominance of a variety of movements of mixed character performed in the speed -power mode. Basketball injury risk is caused by close contact of rivals and the presence of power struggle at a high pace of the game and sudden changes in direction of movement. The most frequent injuries of basketball players are injuries of fingers, knee, ankle and shoulder joints.

Ключевые слова: баскетбол, травмы, профилактика травматизма, секционные занятия.

Keywords: basketball, injury, injury prevention, breakout sessions.

Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации, достижение которого связанос распространением физической культуры среди населения и, особенно, среди детей и подростков [1].

В деле воспитания физической культуры, важная роль принадлежит занятиям по физической культуре и спорту в общеобразовательных учреждениях как наиболее массовому по охвату молодежи способу передачи основ здорового образа жизни и приемов укрепления и поддержания физической формы. В то же время результаты медицинских и педагогических исследований свидетельствуют о том, что на занятиях по физической культуре, и спорту ежегодно происходит до 50% травм школьников из 130 - 140 тыс. травмв общеобразовательных учреждениях [4].

Особенно велик риск получения травм школьниками на секционных занятиях, в том числе и по баскетболу. Баскетбол является один из травмоопасных видов спорта. Высокая частота травм в данном виде спорта обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми данной игрой к физическому состоянию спортсмена. Динамические нагрузки, которые испытывает баскетболист в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, носят разрушающий характер. Постоянные прыжки, борьба за мяч под щитом, игровые столкновения испытывают на прочность суставы, мышцы и связки баскетболиста. И если какое-нибудь физиологическое звено тела баскетболиста не приспособлено к такой нагрузке, возникают травмы. В связи с этим, учитывая серьезность последствий получения травм занимающимися, на первый план выходят мероприятия по профилактике травматизма, в основу которых, по мнению З.С. Мироновой должны, лечь специальные упражнения, направленные на повышение физической подготовленности спортсмена и развитие мышц, укрепляющих звенья опорно-двигательного аппарата, наиболее подверженные травмам [3].

С целью профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата у старших школьников, занимающихся в секции по баскетболу нами были использованы следующие мероприятия: во-первых внесение корректировок в структуру тренировочного занятия (подготовительную и заключительную часть). Так большое внимание на каждом тренировочном занятии уделялось выполнению его разминочной части, длительность которой составляла 16 - 18 минут. Разминка состояла из двух частей: общей разминки, длительностью 8 - 9 минут и специальной разминки, длительностью 8 - 9 минут.

Значение разминки Л. В. Шарова советует не рассматривать упрощенно только как «разогревание мышц», что по ее мнению является только одной стороной сложного процесса подготовки двигательного аппарата организма спортсмена к предстоящему физическому напряжению [5]. Разминка, пишет автор, способствует общему повышению уровня деятельности: возбуждению в нервных центрах, координирующих деятельность систем организма во время упражнений, подготовке двигательного аппарата, увеличению газообмена, дыхания и кровообращения. Она создает как бы общий рабочий фон, что

повышает успешность выполнения спортивных упражнений и снижает возможность возникновения травм во время тренировочного занятия или игры.

Грамотно выполненная разминка в баскетболе, считает А. Я. Гомельский, должна состоять из трех периодов: период разогрева (5-10 минут); статическое или пассивное (с партнером) растягивание (12-15 минут); динамическое растягивание [2].

Период разогрева должен предшествовать всем упражнениям и тренировочным заданиям. Эта часть разминки должна состоять из движений, имитирующих настоящие упражнения, которые спортсмен - баскетболист будет выполнять впоследствии. Однотипные движения вызывают приток крови к мышцам и соединительным тканям и готовят суставы и связки к более интенсивной работе и непосредственно к растягиванию.

Большое значение в профилактике травм имеет укрепление звеньев локомоторного аппарата в связи, с чем заключительные двадцать минут тренировочного занятия были посвящены упражнениям, направленным на тренировку мышц, окружающих суставы, наиболее подверженные травмам. Среди упражнений, укрепляющих суставы, использовали задания динамического и статического характера.

В конце силовой части занятия девушками выполнялись статические упражнения на растягивания, способствующие снятию мышечного утомления, уменьшению болевых ощущений.

Во-вторых, внесение изменений в недельное расписание тренировочных занятий. До педагогического эксперимента тренировочные занятия проводились три раза в неделю по полтора часа. На время эксперимента мы увеличили количество тренировочных занятий до четырех. Содержание первых трех занятий составили преимущественно учебно-тренировочные задания, направленные на освоение технико-тактических действий в баскетболе. Содержание четвертого занятия преимущественно включало специально подобранные нами средства направленные на укрепление звеньев опорно-двигательного аппарата наиболее подверженных травмам. Длительность данного занятия составляла один час (60 минут).

Основная часть занятия имела комплексный характер, включала упражнения направленные на укрепление основных сегментов опорно-двигательного аппарата, организованные методом круговой тренировки. Нами было разработано четыре комплекса упражнений, два комплекса из которых состояли из плиометрических упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата нижних и верхних конечностей. Последующие два комплекса состояли из упражнений динамического и статического характера.

В целях адаптации организма девушек к работе силового характера нагрузка на протяжении педагогического эксперимента увеличивалась постепенно. Возрастание нагрузки происходило за счет увеличения количества кругов, выполняемых спортсменками на одном тренировочном занятии, постепенного усложнения упражнений, увеличения длительности выполнения упражнения, увеличении количества повторений каждого упражнения, уменьшении времени отдыха между упражнениями.

На первых 2-х занятиях из 16 выполнялся комплекс упражнений, включающих динамические и статические упражнения (два круга).

На следующих двух занятиях количество кругов было увеличено до трех.

На последующих занятиях первый круг составляли плиометрические упражнения, еще два круга упражнения динамического и статического характера.

В-третьих, ознакомление юных спортсменок с возможностью организации самостоятельных мероприятий способствующих профилактике первичного и вторичного спортивного травматизма. С этой целью нами было разработано три теоретико-практических занятия, на тему «Предупреждение травм в баскетболе». В содержание теоретической части занятий вошли вопросы, касающиеся причин травматизма в баскетболе; необходимость разминки в баскетболе; значимость физической подготовки для профилактики травм в баскетболе; средства восстановления после больших физических нагрузок. Практическая часть занятий была направлена на овладение спортсменками методики наложения удерживающих повязок на голеностопный сустав, методику тейпирования пальцев, коленного сустава; особенности использования мазей, кремов, гелей; самомассаж конечностей.

Представленные мероприятия по профилактике травматизма у девушек занимающихся баскетболом были реализованы в ходе педагогического эксперимента. По его результатам была доказана эффективность реализации данных мероприятий. Девушки стали испытывать менее выраженное состояние усталости после тренировочных занятий, снизилась составляющая девушек испытывающих болевые ощущения в мышцах, возросла доля респондентов испытывающих ощущение полного восстановления к началу следующего тренировочного занятия.

Выявлены изменения в практическом применении баскетболистками профилактических мер, направленных на снижение спортивного травматизма.

Установлены положительные статистически значимые (р<0,01) изменения силовой выносливости мышц, окружающих суставы наиболее подверженные травматизму в баскетболе

Показатель, отражающий развитие силовой выносливости мышц разгибателей спины возрос на 10,5%. На 14,7% увеличилась силовая выносливость мышц, укрепляющих плечевой сустав. Силовая выносливость мышц укрепляющих суставы кисти после эксперимента возросла на 39,1%. На 16,4% возросла силовая выносливость мышц укрепляющих голеностопный сустав, аналогично возросла выносливость мышц укрепляющих коленный сустав.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что предложенные и реализованные мероприятия, направленные на профилактику травматизма у девушек, занимающихся баскетболом несут положительный результат.

Литература

1. Абаскалова Н. П. Педагогика здоровья - верный путь навстречу детям // Здоровье ребенка. Тезисы, докладов и сообщений V!..Международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство». - СПб., 1999. С. 15-17.

2. Гомельский А. Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. М, 1997. 238 с.

3. Миронова 3. С., Морозова Е. М. Спортивная травматология. М. : Физкультура и спорт, 1996, 458 с.

4. Немсадзе В. П., Амбернади Г А. Детский травматизм. М., 1999. 121 с.

5. Шарова Л. В. Вопросы профилактики травматизма во время занятий физической культурой //Адаптивная физическая культура. 2007. № 1. С. 24-27.

References

1. Abaskalova N. P. [Health pedagogy is the right way to meet children]. Zdorov'e rebenka. Tezisy, dokladov i soobshchenij V1.Mezhdunarodnoj konferentsii «Rebenok v sovremennom mire. Otkrytoe obshchestvo i detstvo» [Children's health. Abstracts, papers and presentations V1.International conference "Child in the modern world. Open society and childhood"]. St. Petersburg, 1999, pp. 15-17. Iln Russian)

2. Gomel'skij A. Ya. Basketbol: sekrety masterstva: 1000 basketbol'nykh uprazhnenij [Basketball: secrets of skill: 1000 basketball exercises]. Moscow, 1997, 238p.

3. Mironova Z. S, Morozova E. M. Sportivnaya travmatologiya [Sports traumatology]. Moscow, Physical education and sport Publ, 1996, 458p.

4. Nemsadze V. P., Amberlady G. A. Detskij travmatizm [Child injuries]. Moscow, 1999, 121 p.

5. Sharova L. V. Voprosy profilaktiki travmatizma vo vremya zanyatij fizicheskoj kul'turoj [Issues of injury prevention during physical training]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura - Adaptive physical culture, 2007, no. 1, pp. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.