Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, 1941–1945 гг.'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, 1941–1945 гг. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвалиды Великой Отечественной войны / Красноярск / материальная поддержка военнослужащих / invalids of the Great Patriotic war / Krasnoyarsk / material support for military families The main objective - receiving complex idea of the governmental activities directed on support of members of families of the military personnel called on mobilization and an assessment of degree of their efficiency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ю В. Карюкина

В статье рассматриваются проблемы организации материальной поддержки семей военнослужащих в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны. Целью исследования является изучение социальной политики государства в отношении семей военнослужащих в Красноярском крае в 1941–1945 гг. Основная задача – получение комплексного представления о государственных мероприятиях, направленных на поддержку членов семей военнослужащих, призванных по мобилизации, и оценка степени их эффективности. Основным методом исследования является принцип историзма. Рассматриваются принимаемые в хронологическом порядке законодательные акты и практическая реализация их на примере Красноярского края. Рассмотрен порядок назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих, другие социально-экономические мероприятия по материальному обеспечению семей военнослужащих, показана работа органов советской власти, местных парторганизаций и отдела социального обеспечения по оказанию помощи семьям военнослужащих. Так, например, представителями крайкома ВКП(б), исполкома Краевого совета депутатов трудящихся, Краевого отдела социального обеспечения и активом жен военнослужащих было проведено 33 125 обследований семей мобилизованных на дому. В результате было выявлено 1 307 семей крайне нуждающихся, которым была оказана единовременная денежная помощь на сумму 70 222 рубля, отремонтировано квартир 675 и т. п., кроме того, установлено, что общая сумма выданных пособий семьям военнослужащих по Красноярскому краю на 1 января 1942 года составила 32 415 000 рублей. Однако реализация мер по социальной поддержке населения сопровождалась такими трудностями, как задержка выдачи пособий, недочеты и ошибки со стороны сотрудников отделов социальной защиты на местах. Вывод: с одной стороны, стоит отметить положительный момент в стремлении государства поддержать семьи красноармейцев в непростое военное время, с другой стороны, в силу сложившихся обстоятельств, реализация на практике мер социальной поддержки не всегда являлась качественной и своевременной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ю В. Карюкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY FAMILIES SUPPORT MEASURES IN KRASNOYARSK REGION, 1941–1945

The article considers the problems of organization of military families’ material support in Krasnoyarsk region during the great Patriotic war. The purpose of the study is to examine the social policy of the state towards mili-tary families in Krasnoyarsk region in 1941–1945. The main objective is to obtain a comprehensive view on the state measures aimed at supporting family members of military men, designed to mobilize and assess their effectiveness. The Main research method is the principle of historicism. In chronological order the legislation and its practical implementation are con-sidered on the example of Krasnoyarsk region. The order of assignment and payment of allowances to families of military men, other socio-economic measures of material support of military families, the work of the organs of Soviet power, the local party organizations and the Department of social welfare to assist the families of military personnel are shown. For example, representatives of the regional Committee of the CPSU (b), the Executive Committee of Regional Council of people's deputies, the regional Department of social welfare and asset wives was 33 conducted 125 surveys at home families mobilized. The survey revealed 1 307 families in need, who were granted one-time cash assistance amounting to 70 222 rubles, renovated apartments to 675, etc. in addition, it was found out that the total amount of issued allowances to families of servicemen in Krasnoyarsk region on 1 January 1942 was 32 415 000 rubles. However, the implementation of measures for social support of population was accompanied by such problems as delay in giving benefits, shortcomings and mistakes on the part of employees of departments of social protection on the territory. Conclusion: on the one hand it should be noted the positive moment in the state's desire to support the families of red army soldiers in a difficult war time. On the other hand, in the given circumstances, the implementation of measures of social support in practice were not always of high-quality and timely.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, 1941–1945 гг.»

УДК 94(571.51) Ю.В. Карюкина

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, 1941-1945 гг.

Y.V. Karyukina

MILITARY FAMILIES SUPPORT MEASURES IN KRASNOYARSK REGION, 1941-1945

В статье рассматриваются проблемы организации материальной поддержки семей военнослужащих в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны. Целью исследования является изучение социальной политики государства в отношении семей военнослужащих в Красноярском крае в 1941-1945 гг. Основная задача - получение комплексного представления о государственных мероприятиях, направленных на поддержку членов семей военнослужащих, призванных по мобилизации, и оценка степени их эффективности. Основным методом исследования является принцип историзма. Рассматриваются принимаемые в хронологическом порядке законодательные акты и практическая реализация их на примере Красноярского края. Рассмотрен порядок назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих, другие социально-экономические мероприятия по материальному обеспечению семей военнослужащих, показана работа органов советской власти, местных парторганизаций и отдела социального обеспечения по оказанию помощи семьям военнослужащих. Так, например, представителями крайкома ВКП(б), исполкома Краевого совета депутатов трудящихся, Краевого отдела социального обеспечения и активом жен военнослужащих было проведено 33 125 обследований семей мобилизованных на дому. В результате было выявлено 1 307 семей крайне нуждающихся, которым была оказана единовременная денежная помощь на сумму 70 222 рубля, отремонтировано квартир 675 и т. п., кроме того, установлено, что общая сумма выданных пособий семьям военнослужащих по Красноярскому краю на 1 января 1942 года составила 32 415 000 рублей. Однако реализация мер по социальной поддержке населения сопровождалась такими трудностями, как задержка выдачи пособий, недочеты и ошибки со стороны сотрудников отделов социальной защиты на местах. Вывод: с одной стороны, стоит отметить положительный момент в стремлении государства поддержать семьи красноармейцев в непростое военное время, с другой стороны, в силу сложившихся обстоятельств, реализация на практике мер социальной поддержки не всегда являлась качественной и своевременной.

Ключевые слова: инвалиды Великой Отечественной войны, Красноярск, материальная поддержка военнослужащих.

The article considers the problems of organization of military families' material support in Krasnoyarsk region during the great Patriotic war. The purpose of the study is to examine the social policy of the state towards military families in Krasnoyarsk region in 1941-1945. The main objective is to obtain a comprehensive view on the state measures aimed at supporting family members of military men, designed to mobilize and assess their effectiveness. The Main research method is the principle of historicism. In chronological order the legislation and its practical implementation are considered on the example of Krasnoyarsk region. The order of assignment and payment of allowances to families of military men, other socio-economic measures of material support of military families, the work of the organs of Soviet power, the local party organizations and the Department of social welfare to assist the families of military personnel are shown. For example, representatives of the regional Committee of the CPSU (b), the Executive Committee of Regional Council of people's deputies, the regional Department of social welfare and asset wives was 33 conducted 125 surveys at home families mobilized. The survey revealed 1 307 families in need, who were granted one-time cash assistance amounting to 70 222 rubles, renovated apartments to 675, etc. in addition, it was found out that the total amount of issued allowances to families of servicemen in Krasnoyarsk region on 1 January 1942 was 32 415 000 rubles. However, the implementation of measures for social support of population was accompanied by such problems as delay in giving benefits, shortcomings and mistakes on the part of employees of departments of social protection on the territory. Conclusion: on the one hand it should be noted the positive moment in the state's desire to support the families of red army soldiers in a difficult war time. On the other hand, in the given circumstances, the implementation of measures of social support in practice were not always of high-quality and timely.

Keywords: invalids of the Great Patriotic war, Krasnoyarsk, material support for military families The main objective - receiving complex idea of the governmental activities directed on support of members of families of the military personnel called on mobilization and an assessment of degree of their efficiency.

Введение. В 1941-1945 годах особое место в социальной политике страны занимали проблемы участников войны и членов их семей, которые составляли весьма значительную часть советского общества. Советский Союз, несмотря на финансовые и экономические трудности, взял на себя значительные расходы по содержанию миллионов людей.

Цель исследования: изучение социальной политики государства в отношении семей военнослужащих в Красноярском крае в 1941-1945 гг.

Основные задачи: представить комплекс государственных мероприятий, направленных на поддержку членов семей призванных по мобилизации, и дать оценку их эффективности.

26 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время [1, с. 318-320].

В Указе прописывалось, что пособие назначается по месту жительства семьи фронтовика. В городе сумма составляла от 100 до 250 рублей, в зависимости от числа нетрудоспособных в семье, и 50 % этой суммы - в сельской местности. Нетрудоспособными считались состоящие на иждивении дети моложе 16 лет; братья и сестры моложе 16 лет, если они не имели трудоспособных родителей; отец старше 60 лет, мать и жена старше 55 лет; жена и родители - инвалиды I и II групп независимо от возраста. Если в составе семьи происходили изменения, то размеры пособия увеличивались или уменьшались в зависимости от числа нетрудоспособных и трудоспособных родственников [1, с. 318-320].

До января 1943 года назначения и выплаты пособий и пенсий семьям воинов рядового и младшего начальствующего состава Красной армии и Военно-морского флота производились органами социального обеспечения. В январе 1943 года в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О мерах улучшения работы советских органов и местных парторганизаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» были созданы специальные органы - отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих с целью усиления заботы о семьях военнослужащих, защиты их прав и интересов [1, с. 146].

Только начиная с января 1943 года через эти отделы семьям военнослужащих, проживающих на территории РСФСР, было выплачено пособий и пенсий на сумму 25 112 млн рублей [1, с. 146].

С выходом данного постановления на местах стали конкретнее заниматься вопросами материального обеспечения и бытового устройства родственников участников войны. За счет местных ресурсов изыскивали новые возможности для усиления снабжения их товарами повседневного спроса, топливом. Отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих помогали в решении житейских проблем, следили за правильностью назначения и выплаты пенсий и пособий. Так, в 1943 году в результате проверки, проведенной в стране этими отделами, было взято на учет 112 тыс. семей, которые по различным причинам не получали финансовую помощь из государственного

бюджета и выявлено 63 тыс. семей [2, с. 12], которым выплачивались заниженные пенсии и пособия.

Помимо пенсий и пособий семьи военнослужащих получали государственную поддержку в виде:

- единовременной денежной помощи;

- ссуды на приобретение скота;

- сверхпланового снабжения питанием;

- развития подсобного хозяйства;

- предоставления жилой площади и помощь по ремонту квартир;

- трудового устройства членов семей военнослужащих, помощи в приобретении производственной квалификации;

- поддержки детей военнослужащих: содействие при устройстве в детские сады и учебные заведения.

Созданная в СССР система социального обеспечения населения прежде всего включала в себя социально-экономические мероприятия по материальному обеспечению семей военнослужащих, как в центре, так и в регионах.

Например, при администрации Красноярского края действовал отдел социального обеспечения, который занимался вопросами обеспечения населения края льготами, субсидиями, пенсиями, стипендиями, выплатами единовременной помощи [1, с. 320-321].

Советское государство заботилось о том, чтобы дети семей воинов меньше чувствовали тяготы войны. Постановлением Совнаркома СССР от 2 июля 1941 года дети рядового и младшего начальствующего состава Красной армии и Военно-морского флота освобождались от оплаты за обучение в 8-10 классах средней школы, техникумах и вузах [2, с. 12]. Позднее, в 1944 году, от оплаты за обучение в вузе освобождались дети офицеров-инвалидов, офицеров, погибших при защите Родины, пропавших без вести, умерших от ранений и заболеваний, полученных на фронте.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года и постановлению крайкома ВКП (б) от 19 сентября 1941 года «О назначении и выплате пособий и оказании помощи семьям призванных в ряды Красной армии по мобилизации», на территории Красноярского края было объявлено о постановке на учет семей военнослужащих.

В результате проведенной разъяснительной работы в органы социального обеспечения с заявлениями на получение денежного пособия обратились 99 583 человека - члены семей, призванных по мобилизации. Большая часть граждан получила государственную поддержку государства, всего 99 518 человек; остальным - 9 065 гражданам было отказано, «как не имеющим права на получение пособия» [3].

Общая сумма выданных пособий семьям военнослужащих по Красноярскому краю на 1 января 1942 года составила 32 415 000 рублей [4].

Помимо денежных выплат нуждающимся семьям была оказана помощь в материальном и бытовом плане. Представителями крайкома ВКП (б), исполкома крайсовета депутатов трудящихся, Краевого отдела социального обеспечения и активом жен военнослужащих проведено 33 125 обследований на дому семей мобилизованных. В результате чего выявлено 1 307 семей крайне нуждающихся, которым оказана единовременная денежная помощь на сумму 70 222 рубля, отремонтировано 675 квартир, многие обеспечены топливом, продуктами питания и теплой одеждой [5].

Основные мероприятия, проводившиеся местными властями по оказанию помощи семьям красноармейцев, и их результаты освещались на страницах краевой газеты «Красноярский рабочий». Так, в одной из статей газеты «Помощь семьям призванных в ряды РККА» рассказывалось о содействии администрации семье красноармейца Дмитрова, находящегося в армии. «Квартира, где проживали родственники бойца, отремонтирована и отоплена, приобретено 100 килограмм картофеля. Двое детей устроены в детский сад. Жена устроена в институт» [6].

В статье «Забота о семьях красноармейцев» говорится, что «более 130 жен красноармейцев обучаются на различных курсах и успешно заменяют мужчин, ушедших на фронт. Кроме того, было отремонтировано 16 квартир, заготовлено 70 кубометров дров и планируется ремонт еще 16 квартир» [7].

К сожалению, нередко реализация мер по социальной поддержке населения сопровождалась такими трудностями, как задержка выдачи пособий, недочеты и ошибки со стороны сотрудников отделов социальной защиты на местах, что, в свою очередь, негативно сказывалось на населении. Например, в отдельных районах Красноярского края комиссиями по социальному обеспечению неправильно назначались пособия семьям красноармейцев, также были выявлены случаи, когда пособия получали лица, не имеющие на то права [5].

Одной из причин неудовлетворительной работы отделов социальной защиты являлась неаккуратность в ведении делопроизводства. Оформление документов по назначению пособий производилось в хаотичном состоянии, то есть документы оформлялись на клочках бумаги, часто не подписывались и не подшивались в дела. При проверке подобные нарушения были выявлены в Козульском, Тасеевском, Казачин-ском, Канском и других районах Красноярского края [5].

В общероссийском масштабе помимо нарушений установленных законоположений, несвоевременного разбора заявлений и недобросовестной работы служащих М.С. Зинич отмечает, что отрицательную роль сыграл и приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 от 16 августа 1941 года, подписанный И.В. Сталиным. Приказ предписывал лишать льгот, предоставляемых семьям военнослужащих, родственников солдат, командиров, политработников, попавших в плен и считав-

шихся предателями Родины. О негативных последствиях этого документа М.С. Зинич говорит следующее: «Такой подход, когда еще ничего конкретно и точно не было известно о поведении этих людей в плену, ни в моральном, ни в юридическом смысле нельзя оправдать» [2, с. 10].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, с одной стороны, стоит отметить положительный момент в стремлении государства поддержать семьи красноармейцев в непростое военное время. С другой стороны, в силу сложившихся обстоятельств, реализация на практике мер социальной поддержки не всегда являлась качественной и своевременной.

Литература

1. РСФСР - фронту. 1941-1945: документы и материалы / сост. Н.П. Беликова. - М., 1987.

2. Зинич М.С. Будни военного лихолетья, 1941-1945. - М., 1994. - 143 с.

3. ГАКК. Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 284. - Л. 44.

4. ГАКК. Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 284. - Л. 45.

5. ГАКК. Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 284. - Л. 46.

6. Осипов Е. Помощь семьям призванных в ряды РККА // Красноярский рабочий. - 1941. - № 242. - С. 2.

7. Иванов А. Забота о семьях красноармейцев // Красноярский рабочий. - 1941. - № 251. - С. 2.

УДК 908. 332.02 Р.В. Павлюкевич

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО СОВНАРХОЗА

R.V. Pavlukevich

HISTORIOGRAPHY PROBLEMS OF THE KRASNOYARSK

ECONOMIC COUNCIL

В статье анализируется историография проблем создания и деятельности совета народного хозяйства Красноярского экономического района, действовавшего в 1957-1965 гг. Целью исследования является освещение основных этапов и тенденций в истории изучения реформы управления промышленностью и строительством 19571965 гг. Историографический анализ работ охватывает период с начала проведения реформы до наших дней. В основе работы лежит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.