*** В границах района ПВО могли находиться несколько пунктов, ответственность за оборону которых возлагалась на командира бригады ПВО.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Так в строительстве вооружённых сил выделялись артиллерия, танковые войска, авиация, инженерные войска и т.д.
2 Эту задачу могли решать различные средства — артиллерия, авиация, воздухоплавательные отряды. При этом их действия обеспечивали инженерные службы (прожекторные части, подразделения, ведшие метеонаблюдения, и др.), а выполнять мероприятия по ПВО предписывалось всем структурным подразделениям — как военным, так и гражданским.
3 См.: «Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения», утверждённое приказом Революционного военного совета (РВС) СССР №339 от 30июня 1927г.; приказ РВС СССР №06 от ноября 1930г., утвердивший «План противовоздушной обороны» [см.: Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.4. Оп.3. Д.3269. Л.16]; приказ РВС СССР №0019 от 11апреля 1932г., вводивший «Положение о частях ВНОС противовоздушной обороны страны»; приказ РВС СССР №034 от 13мая 1932г., которым вводилось «Положение об Управлении противовоздушной обороны военного округа (армии, моря)»; приказ РВС СССР №035 от 13мая 1932г., утвердивший «Положение о ПВО стационарных объектов НКВМ (Народного комиссариата по военным и морским делам)». (см.: РГВА. Ф.4. Оп.3. Д.3269. Л.16—22 с оборотами); приказ НКО от 10мая 1941г., утвердивший «Положение о местной обороне объектов НКО СССР»; наставления по ПВО войск; полевые уставы; боевые уставы зенитной артиллерии.
4 РГВА. Ф.4. Оп.3. Д.3340. Л.27 об.
5 Составлено на основании: РГВА. Ф.4. Оп.3. Д.3340. Л.26—29 (с оборотами).
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТОНОШЕНИЙ КовалЁв Сергей Николаевич —
начальник научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона РФ Института военной истории МО РФ, полковник, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург)
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВОДА И ПРЕБЫВАНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНСКИХ КОНТИНГЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЭСТОНИИ, ЛАТВИИ И ЛИТВЫ (1939 г.)
Советское руководство осознавало, что улучшение отношений с нацистской Германией после подписания с ней договора о ненападении — явление временное, поэтому соглашения со странами Прибалтики должны были, по его расчётам, служить защите СССР от возможной германской агрессии. Не случайно во время переговоров в Москве 24—25сентября 1939года с эстонской делегацией нарком иностранных дел В.М.Молотов заявил: «Договор с Германией имеет определённый срок действия. Так что ни мы, ни Германия не сложили оружия» 1.
Заключённые СССР в 1939году договоры с Эстонией (28сентября), Латвией (5октября) и Литвой (10октября) заложили правовую основу для ввода советских группировок войск и сил флота на территории этих Прибалтийских республик и создания там ряда военно-морских и военно-воздушных баз. Страны Балтии обязывались оказывать помощь Советскому Союзу в случае нападения на него любой европейской державы через их территории или со стороны Балтийского моря2. В свете предстоящей реализации договорённостей нарком обороны К.Е.Ворошилов отмечал, что для СССР основной задачей является «оборона подступов к Финскому заливу и ко всему побережью.. .»3.
30 сентября 1939 года военному совету Ленинградского военного округа (ЛВО) была направлена директива наркома обороны СССР №71, предписывающая совместно с эстонской стороной обсудить вопросы размещения частей Красной армии в следующих примерно районах:
— стрелковые войска — управления стрелковых корпуса и дивизии (сд), стрелковый полк (сп), гаубичный артиллерийский полк (гап), танковый батальон (тб) и специальные части дивизии — в районе Балтийский порт — Таллин; стрелковый полк с артиллерийским дивизионом (адн) артполка дивизии — на островах Эзель и Даго, причём на последнем — один стрелковый батальон; стрелковый и артиллерийский полки дивизии (артполк без одного адн) — в районах Хаапсалу — Таллин;
— отдельную кавалерийскую бригаду в составе двух кавалерийских полков, танкового полка и артиллерийского дивизиона — в районе Вильянди и Валк;
— танковую бригаду (тбр) в составе четырёх тб и стрелково-пулемётный батальон — в районе Тюри и северо-западнее;
— авиационные части — истребительный полк (иап) — на островах Эзель и Даго, в районах Вильянди и Валк, авиационный полк скоростных бомбардировщиков (СБ) — в районе Пайде4.
Комиссии, председателем которой был назначен командующий войсками ЛВО командарм 2ранга К.А.Мерецков, предписывалось осмотреть выделяемые эстонской стороной казармы и здания для размещения войск, отвести необходимые земельные участки под аэродромы и танкодромы, выявить объём и составить план необходимого строительства. Военному совету ЛВО директивой начальника Генерального штаба РККА от 30сентября 1939года за №4/2/49287 ставилась задача «подготовить войсковые части для быстрейшего ввода на территорию Эстонской Республики»5.
Комиссия округа должна была вылететь из Ленинграда 1октября и завершить работу к 6— 8октября 1939года. Подготовку войск для ввода на территорию Эстонской Республики требовалось завершить к 4октября 1939года (4октября после обмена ратификационными грамотами договор о взаимопомощи между СССР и Эстонией вступал в силу)6.
1 октября 1939 года наркомом Военно-Морского Флота СССР была издана директива №3010, которой членам комиссии от Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) предписывалось, согласовывая действия с командованием ЛВО, совместно с представителями эстонского правительства определить места базирования флота, установки береговых батарей, позиций железнодорожной артиллерии, аэродромов, земельных участков и строений для размещения переводимых в Эстонию формирований ВМФ7.
Основными пунктами базирования ВМФ определялись Таллин, порты Палдиски и Рогекюль, указывался также состав сил Балтийского флота для базирования в этих пунктах: линкор «Марат», крейсер «Киров», два лидера эсминцев, четыре новых эсминца, смешанная бригада подводных лодок — 11 средних и бмалых, вместе с плавучими базами, шесть дизельных тральщиков, минный заградитель, дивизион торпедных катеров; корабли охраны водного района баз флота (сторожевые катера, малые охотники)8.
Для размещения береговых батарей предписывалось выбрать следующие районы: на полуострове Церель (160-мм башенная батарея); на полуострове Симпернес (180-мм башенная батарея); в районе порта Палдиски (две 120-мм открытые батареи и 180-мм железнодорожная батарея); на острове Сааремаа (130-мм батарея); на острове Хийумаа (130-мм батарея). Для прикрытия позиций береговых батарей было спланировано размещение зенитной артиллерии.
В качестве мест размещения авиации КБФ указывались районы: Таллин, порт Палдиски и Аренсбурге (по одной разведывательной эскадрилье с перспективой размещения полка СБ и одного иап в районе Таллин, порт Палдиски).
С целью обеспечения железнодорожной артиллерии, караульных частей, предназначенных для охраны мест стоянок флота, аэродромов и складов, требовалось разместить один железнодорожный батальон9.
Комиссии предписывалось также определить потребность в необходимом количестве средств охраны водного района в портах Таллин, Палдиски и Рогекюль, ремонтные возможности предоставляемых пунктов базирования и перспективы получения (аренды) в них складских помещений; осмотреть на месте выделенные для размещения частей ВМФ казармы и здания; рассчитать объёмы первоочередного строительства. <.. .>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: На чаше весов: Эстония и Советский Союз. 1940год и его последствия. Таллин.: Евроуниверситет, 1999. С.25.
2 История второй мировой войны 1939—1945. Т.3. М.: Воениздат, 1974. С. 366.
3 Там же.
4 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.33987. Оп. 3. Д. 1258. Л. 59—61.
5 Там же.
6 Советская Балтика. 1939. 6 октября.
7 Там же.
8 Там же.
9 РГВА. Ф.33987. Оп. 3. Д. 1215. Л. 19—21. ШАРЫЙ Валерий Иванович —