УДК 368
Ермоленко Геннадий Григорьевич,
к.т.н., доцент,
кафедра финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Калинина Кристина Александровна,
магистрант направления подготовки «Финансы и кредит», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Ermolenko Gennady,
Ph.D., associate professor,
Department of Business Finance and Insurance,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
Kalinina Kristina,
Master's degree student on «Finance and credit» specialization,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ MEASURES ON ENTERPRISE FINANCIAL RECOVERY
Рассмотрены мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия. Рассмотрены основные мероприятия финансового оздоровления предприятия. Предложен алгоритм выбора методов финансового оздоровления предприятия. В статье показано практическое применения данного алгоритма для оценки эффективности деятельности ОАО «Хлебозавод №2» г. Воронеж
Ключевые слова: финансовое состояние, эффективность деятельность предприятия, методов финансового оздоровления предприятия.
The measures on financial recovery of the enterprise are considered. The main measures on financial recovery of the enterprise are considered. The algorithm for selecting financial recovery methods is proposed. The article shows the practical application of the given algorithm for evaluating the efficiency of OJSC «Bakery №2» Voronezh.
Keywords: financial condition, the efficiency of the enterprise activity, financial recovery methods.
ВВЕДЕНИЕ
Большинство предприятий функционирующие в условиях рыночной экономики подвержены возможности наступления кризиса, при этом кризисная ситуация может возникнуть на всех стадиях жизненного цикла предприятия.
Вопросы оздоровления и предотвращения банкротства предприятий рассматривались в работах Панкратович Д.А., Ивасенко А.Г. [1], Авдонина Б.Н. [2], Зубковой В.И. [5], Понома-ренко Е.А. [6] и др.
Оперативные меры финансового оздоровления позволяют устранять недолговременные кризисные ситуации на предприятии.
Антикризисная стратегия применяется в тех случаях, когда предприятие неэффективно. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью работы является оценка современных мероприятий и выработка алгоритма по финансовому оздоровлению предприятия на примере ОАО «Хлебозавод №2» г. Воронеж. РЕЗУЛЬТАТЫ
Первым этапом поиска путей выхода из кризисной ситуации является проведение анализа финансового состояния предприятия, по результатам которого выявляются причины кризисного состояния, а также скрытый потенциал предприятия. На основе полученных результатов разрабатывается антикризисная стратегия, после чего начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).
40
НАЧАЛО
Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Осуществление оперативных мероприятий в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранить глубинные причины кризисных явлений.
Итак, оперативные меры финансового оздоровления применяются на предприятии в целях преодоления как системного, так и несистемного кризиса.
Все мероприятия финансового оздоровления можно классифицировать по признаку влияния на различные составляющие деятельности:
• производственная составляющая деятельности предприятия;
• финансовая составляющая (активы и пассивы).
• организационная составляющая;
• кадровая составляющая (про-фессио-нальный и квалификационный состав работников).
Для любого предприятия существует определенный минимум, с которого каждая организация должна начать свое финансовое оздоровление. В стартовый набор финансовых инструментов входит не только финансовое планирование, но также привлечение заемных средств. Алгоритм выбора методов финансового оздоровления представлен на рис. 1.
Рассмотрим основные мероприятия финансового оздоровления предприятия:
1. Анализ материальных активов с целью выявления возможностей их дальнейшего использования. По каждому элементу основных фондов необходимо ряд таких решений:
• оставить в производстве в неизменном виде;
• отремонтировать, модернизировать для собственного использования;
да
да
Результаты предварительной оценки финансового состояния
1 г
Применение общих методов финансового оздоровления
1 г
Имеет предприятие внешние признаки несостоятельности?
да 1 г
Применение оперативных методов финансового оздоровления
1 г
Эффективно управление деятельностью предприятия?
нет 1 г
Применение долгосрочных методов финансового оздоровления
1
Г Л Удовлетворительны показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциалы? V У
нет 1 г
Применение долгосрочных инвестиционных методов финансового оздоровления
1
Прогнозная оценка финансового состояния предприятия
Рис. 1. Алгоритм выбора методов финансового оздоровления предприятия (Составлено авторами)
41
• сдать в аренду;
• продать;
• обменять;
• утилизировать.
При этом в процессе оздоровления предприятия необходимо учитывать и наличие непроизводственных основных фондов. Эти фонды отягощают расходы предприятия, но могут послужить зародышем новых видов деятельности.
2. Провести анализ нематериальных активов с целью формирования базы новой номенклатуры или источников при их реализации.
3. Оценка видов выпускаемой продукции с целью изменения структуры объемов производства.
4. Провести анализ долгосрочных и краткосрочных финансовых активов с целью определения наиболее перспективных направлений их использования.
5. Формирование портфеля инвестиционных проектов основывается на следующих принципах:
• инвестиционные проекты направлены на развитие производства товаров, обоснованных маркетинговой стратегией;
• условия предоставления инвестиционных ресурсов соответствуют платежеспособности санируемого предприятия;
• риск инвестиционных проектов относительно низок;
• финансовая состоятельность и экономическая эффективность инвестиционных проектов подтверждены тщательной проработкой бизнес-планов;
• денежные потоки по инвестиционным проектам согласованы с результатами других антикризисных мер.
Организационно-правовая форма ОАО «Хлебозавод №2» — Открытое Акционерное Общество 394029, г. Воронеж, ул. Полины Осипенко, 5. Основной вид деятельности: производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Основной задачей Общества является извлечение прибыли путем осуществления различных видов деятельности, не запрещаемых действующим законодательством. Для достижения своей основной задачи Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности в рамках действующего законодательства и при условии получения всех необходимых лицензий или разрешений:
• закупка и поставка зерна, других хлебопродуктов, иных товаров на основе контрактов, заключаемых с предприятиями, фирмами, другими производственно — коммерческими структурами;
• закупка, переработка, хранение, перемещение, сбыт и использование хлебопекарной муки, хлебопродуктов и прочих продуктов;
• производство, хранение и сбыт крупным и мелким оптом и в розницу полуфабрикатов, хлеба, хлебобулочных, сдобных и кондитерских изделий;
• производство, переработка, хранение, перемещение и использование зерна и других товаров;
• изучение конъюнктуры рынка, организация рекламы продукции, содействие развитию связей с зарубежными партнерами;
• оказание услуг по организации строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов отрасли хлебопродуктов;
• осуществление закупочной, снабженческо-сбытовой, торговой, посреднической, производственно-финансовой, внешнеэкономической, рекламно-маркетинговой, информационно-консультационной и других видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
• организация с учетом потребностей предприятий и организаций разработки, создания новых видов продукции и прогрессивных технологий;
• оказание услуг по организации поставки сырья, оборудования, запасных частей, упаковочных материалов;
• осуществление операций с ценными бумагами, работа на фондовых, финансовых и товарных биржах, в том числе за рубежом;
• виды деятельности, на которые в соответствии с действующим законодательством необходимо иметь соответствующую лицензию, могут осуществляться Обществом только при ее наличии.
В данный момент организация работает на основании специального разрешения (лицензии). В качестве заказчика ОАО «Хлебозавод №2» работает с такими организациями как ООО «Торговый Дом ПавловскХЛЕБ», ООО СУ «Левобережное», ООО «ПродАгро» и др.
Организация осуществляет свою деятельность на коммерческой основе в целях получения прибыли Уставный капитал Общества состоит из номинальной стоимости акций, размещенных среди акционеров, и составляет 683400 (шестьсот восемьдесят три тысячи четыреста) рублей.
42
ОАО «Хлебозавод .№2» структурно состоит из следующих отделов: строительная группа, транспортный цех, отдел сбыта, отдел главного механика, отдел главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел. Управление Обществом осуществляется Общим собранием акционеров, Советом директоров и Генеральным директором. Структурно численность персонала основного производства ОАО «Хлебозавод №2» на 1 января 2014 г. составила 285 человек. Распределение их по категориям персонала определяется планом по труду, который составляется на полугодие и утверждается директором предприятия.
Учетная политика ОАО «Хлебозавод №2» отвечает требованиям Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-Фз «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н., Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60Н (редакции приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель ОАО «Хлебозавод №2». Главный бухгалтер совместно с руководителем общества формирует учетную политику и подписывает документы, служащие основанием для приемки материально-производственных запасов, расчетно-кредитных и финансовых обязательств, денежных средств.
Алгоритм финансового оздоровления ОАО «Хлебозавод №2» включает следующие этапы:
1 этап. Устранение внешних факторов банкротства.
Цель: доведение коэффициента текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами до нормативного уровня.
Оперативные методы восстановления платежеспособности: совершенствование платежного календаря; перевод низкооборотных активов в высокооборотные; переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную; регулирование уровня незавершенного строительства и др.2 этап. Проведение локальных мероприятий по улучшению финансового состояния.
Цель: обеспечение устойчивого финансового положения ОАО «Хлебозавод №2», которое проявляется в стабильном поступлении выручки от реализации, достаточном уровне ликвидности активов, повышении рентабельности проводимых строительных работ до 3-5 %.
На данном этапе целесообразно применение следующих методов: обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств; постепенное погашение старых долгов. При реализации второго этапа оценивается возможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования (например, реализация неиспользуемых активов, проведение ресурсосберегающих мероприятий).
3 этап. Создание стабильной финансовой базы.
Цель: создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.
Одной из главных причин неплатежеспособности ОАО «Хлебозавод №2» является нехватка денежных средств. Главный источник денежных средств предприятия — это выручка от оказания строительных работ. Поэтому объем поступающей выручки должен быть, по крайней мере, достаточным для покрытия всех издержек по их оказанию. Необходимо на исследуемом предприятии обеспечить правильное ведение платежного календаря, в котором должно быть представлено движение денежных средств по срокам их поступления и использования. При составлении платежного календаря необходимо установить очередность платежей, зависящую от планируемых поступлений, таким образом, чтобы обеспечивать к моменту составления бухгалтерской отчетности достаточный уровень коэффициента текущей ликвидности. Для этого необходимо отказаться от существующей практики наращивания месячных объемов обязательств от начала к концу квартала: в течение квартала более равномерно планировать платежи за материалы, услуги, не допуская накопления задолженности на конец квартала.
Существенным фактором, оказывающим влияние на оздоровление финансового состояния ОАО «Хлебозавод №2» может стать проведение финансовых операций между факторинговой компанией или коммерческим банком и предприятием. Факторинг — форма кредитования, выражающаяся в инкассировании дебиторской задолженности клиента (покупка специализированной финансовой компанией или банком всех денежных требований в размере до 70-90% суммы контракта до
43
наступления срока их оплаты). В этом случае клиент, отгрузив продукцию, передает факторинговой компании счета-фактуры и платежные требования к покупателю. Фирма, принимая на себя требования своего клиента к его должникам, обязуется либо выплатить ему деньги наличными при заключении сделки, либо выплачивать их клиенту по мере взимания долга с импортера.
Стоимость факторинга в основном дороже обычной банковской ссуды; в процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует также учитывать, что в стоимость факторинга входит не только оплата кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет возможности по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.
Факторинговое обслуживание направлено на ликвидацию несвоевременных платежей клиентов. Факторинг включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.
Еще один путь для погашения дебиторской задолженности — это договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита. Как правило, применяется открытая цессия, которая предполагает сообщение должнику об уступке требований. При этом должник погашает свое обязательство банку, а не заемщику банка. Таким образом, договор-цессия позволяет решить проблему дебиторской задолженности, пополнить оборотные средства и гибко маневрировать своими ресурсами в условиях наличия кредиторской задолженности перед бюджетом, поскольку погашение полученного кредита будет происходить через ссудный счет.
Одним из методов применения применение финансово-правовых рычагов стабилизации экономического положения ОАО «Хлебозавод №2» может использование лизинговых операций. Лизинг — соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком то трех до пятнадцати лет. Аренда является своеобразной формой получения кредита и во многих случаях существенно облегчает продвижение продукции на рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения арендных операций. Оплата аренды производится по частям, в течение всего периода использования имущества. Однако целью лизинга является не получение права собственности на товар, а приобретение права использовать его потребительские качества. Хотя в договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества. Расходы по страхованию лизинговых операций ложатся на лизингополучателя.
Субъектами лизинга являются:
• лизингодатель — юридическое лицо, которое осуществляет лизинговую деятельность, т. е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;
• лизингополучатель — юридическое лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга;
• продавец лизингового имущества — организация, изготовляющая машины и оборудование или их владелец.
В кризисной ситуации ОАО «Хлебозавод №2» может пользоваться частью своих фондов на условиях возвратного лизинга (рис. 2). Схема его такова: предприятие продает свои фонды лизинговой компании при одновременном заключении с ней соглашения о передаче этих фондов предприятию же в долгосрочную аренду. Это позволяет бывшему владельцу фондов один раз получить крупную сумму денег для инвестирования — на закупку нового оборудования, модернизацию технологии или освоение новой продукции.
случайно крупные коммерческие банки активно участвуют в финансировании лизинговых компаний, которые затем часто переходят в их собственность.
Кредитные аспекты лизинга приведены на рис. 3. Использование лизинговой формы инвестирования дает возможность предприятию приобретать необходимое оборудование без значительных единовременных капитальных затрат. Также применение лизинга способствует решению таких задач, как повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование внедрения научно-технических достижений, обновление основных производственных фондов.
Важный фактор финансового оздоровления предприятия — совершенствование договорной работы и договорной дисциплины. Важный способ защиты предприятия от последствий невыпол-
Рис. 2. Схема возвратного лизинга (Составлено авторами)
Заказчик ^_ Лизинговая фирма
Увеличение объема арендных операций в строительстве требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не
44
Удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала — долгосрочном кредите
Обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах
Автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения
Обеспечивает покрытие «налоговым щитом» всего объема привлекаемого кредита
Обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга
Характеризуется более упрощенной процедурой оформления кредита в сравнении с банковской
Обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива
Не требует формирования на предприятии фонда погашения основного долга в связи с постепенностью его амортизации
Рис. 3. Преимущества использования лизинга для совершенствования финансовой деятельности предприятия (Составлено авторами)
нения обязательств своих партнеров, которые могут повлечь за собой ухудшение платежеспособности, — постоянный финансовый мониторинг, который помогает выявлять изменения финансовых позиций.
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности ОАО «Хлебозавод №2» могут включать:
• отсрочки и рассрочки платежей, которые предоставляются организации путем изменения срока уплаты задолженности. Как правило, под отсрочкой платежа понимается его перенесение на более поздний срок;
• под рассрочкой понимается «растягивание» платежа, дробление его на несколько более мелких, осуществляемых в течение некоторого периода;
• зачет взаимных платежных требований, который предусматривает погашение взаимных обязательств предприятий. Взаимозачет может осуществляться с привлечением третьих лиц;
• переоформление задолженности в качестве займа;
• перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные. Необходимо внести изменения соответствующие договора по перенесению сроков платежа на период более года. Тем самым улучшаются показатели ликвидности;
• продажа долговых обязательств, которая может быть осуществлена путем продажи третьим лицам права требования задолженности или долговых обязательств в полном объеме или по частям;
• погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника. В счет погашения задолженности могут быть приняты: объекты недвижимости производственного и социально-культурного назначения, ценные бумаги.
ВЫВОДЫ
При выводе ОАО «Хлебозавод №2» из кризисного положения речь идет не столько об увеличении доходов, сколько о снижении имеющихся издержек. Основной причиной этого является необходимость дополнительного инвестирования для практически любой попытки увеличения доходов. Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления
45
предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет повышения качества и конкурентоспособности проводимых работ, снижения их себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь. Задача состоит в выявлении фактов бесхозяйственности, анализа резервов снижения издержек (например, сокращение потерь исходного строительного материала за счет недопущения его перерасхода при приемке, перевозке и хранении на складе и в рабочей зоне, а также при его непосредственном использовании).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панкратович Д.А. Разработка плана финансового оздоровления предприятия / Д.А. Панкра-тович, А.Г. Ивасенко [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 4-3. — С. 519-520. — Режим доступа: www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13240 (дата обращения: 13.02.2016).
2. Авдонин Б.Н. Финансовое оздоровление и развитие предприятий радиоэлектронного комплекса в период посткризисного восстановления и модернизации российской экономики: монография / Б.Н. Авдонин, А.М. Батьковский, М.А. Батьковский, И.В. Булава, К.Н. Мингалиев / Под ред. Авдонина Б.Н. — М.: Креативная экономика, 2010. — 472 с.
3. Полушина И.С. Оценка финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Слободского района Кировской области и пути предотвращения их несостоятельности (банкротства): монография./ И.С. Полушина, Н.А. Цылева. — Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2015. — 150 с.
4. Ермоленко Г.Г. Процедура банкрутства сшьськогосподарських шдприемств в Укра!ш: моно-графiя / Г.Г. Ермоленко, Р.В. Друзш. — ^мферополь: Видавництво «ОДЖАКЪ», 2013. — 256 с.
5. Зубкова В.И. Предотвращение банкротства и финансовое оздоровление предприятия / В.И. Зубкова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2. — С. 27-33.
6. Пономаренко Е.А. Финансовая санация предприятия / Е.А. Пономаренко // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — №1. — С. 90-92.
Статья поступила в редакцию 25 февраля 2016 года
46