Научная статья на тему 'Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля'

Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1081
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / МЕНТОРИНГ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / МЕНТИ / ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / МЕНТОР / АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА / MENTORING / MENTEE / NOVICE TEACHER / ADAPTATION OF A NOVICE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Екатерина Владимировна, Рябкова Юлия Владимировна

В данном исследовании проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий «наставничество» и «менторинг». Проведен анализ российских и англоязычных источников и выделены основные сходства и различия данных терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring: a comparative analysis of the term in Russian and English language literature

A comparative analysis of the term “mentoring” in Russian and English works is held. The common and different features of this term understanding are distinguished.

Текст научной работы на тему «Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля»

8. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999.

9. Ельмеев В.Я., Тарандо Е.Е. Социология собственности. СПб., 2000.

10. Поланьи К. Великая трасформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель Игнатьева Екатерина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель Рябкова Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

МЕНТОРИНГ И НАСТАВНИЧЕСТВО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ

Аннотация. В данном исследовании проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий «наставничество» и «менторинг». Проведен анализ российских и англоязычных источников и выделены основные сходства и различия данных терминов.

Ключевые слова: наставничество, менторинг, молодой педагог, менти, педагог-наставник, ментор, адаптация молодого педагога.

Annotation. A comparative analysis of the term "mentoring" in Russian and English works is held. The common and different features of this term understanding are distinguished.

Keywords: Mentoring, mentee, novice teacher, adaptation of a novice teacher.

Введение. Тема наставничества в образовании становится все более и более актуальной в связи с нехваткой квалифицированных кадров в российских школах. Многие молодые педагоги, поступая на работу в школы, сталкиваются с трудностями, которые они не в силах преодолеть в одиночку. Не получая поддержки от более опытных коллег, они приходят к выводу, что ошиблись с выбором профессии и уходят из нее. Наставничество над молодыми учителями призвано решить проблему преждевременного окончания карьеры педагога. Процесс наставничества подразумевает под собой тесное взаимодействие опытного педагога и новичка в ходе его профессиональной деятельности с целью решения проблемных ситуаций, преодоления кризисов и повышения продуктивности процесса обучения в условиях конкретного образовательного пространства.

Изложение основного материала статьи. Многие отечественные и зарубежные ученые изучают явление наставничества, его положительное влияние на адаптацию молодого педагога к профессии и дают определение этому феномену.

И. В. Круглова утверждает, что система наставничества способна «интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации» [7].

А.Р. Масалимова в своем исследовании, посвященном профессиональным компетенциям наставника, выделяет преимущества современного профессионального наставничества, к которым относят: повышение качества обучения молодых работников различного уровня с учетом реальных потребностей и интересов предприятий; сокращение времени освоения новой техники и технологий; создание единого образовательно-производственного пространства предприятия; сокращение финансовых затрат на обучение и повышение квалификации сотрудников; ускорение процесса социально-профессиональной адаптации новых сотрудников к условиям работы на предприятии и освоения производственных обязанностей и корпоративных стандартов [8].

И.И. Евдокименко определяет наставничество как процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форму взаимоотношений между учителем и учеником. Она предлагает оптимальный вариант включения наставничества в программу научно-исследовательской практики студентов как одного из видов работы при прохождении научно-исследовательской практики студентами магистратуры [3].

Также, наставничество называют способом подготовки педагога к осуществлению образовательной деятельности, который способствует изучению профессии изнутри с помощью опытного коллеги. С.Г. Вершловский одним из первых отметил такую особенность наставничества, как возможность изучения профессии изнутри, в контексте данного образовательного пространства. Эта черта является одним из ключевых фактором успешности наставничества как способа поддержки и адаптации молодых педагогов к профессии. [1]

И.А. Килина отмечает особую роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога. Эта роль заключается в приобщении молодого специалиста к системе профессиональных компетенций через систему знаний, личных ценностей и нравственных ориентаций [6].

Н.М. Полетаева и Л.Е. Лукина называют наставничество одной из самых древних и эффективных технологий формирования педагогических кадров на основе субъект-субъектных отношений. В своей научной статье исследователи ссылаются на древнего мыслителя Платона, который говорил о важности роли наставника в процессе постижения мира идей подопечным. В настоящее время наставничество - одна из наиболее эффективных технологий управления профессиональным становлением личности на основе управления знаниями во всех направлениях: теоретического, практического, ценностно-смыслового освоения реальной действительности. Также ученые выделяют основные профессиональные характеристики педагога-наставника, такие как, профессиональная зрелость и готовность передавать свой профессиональный опыт молодым. Осуществление наставнической деятельности включает в себя демонстрацию определенных способов действия в той или иной ситуации, обмен инновационными идеями и приемами работы, а главное, формирование у новичка позитивного отношения в выбранной педагогической профессии.

H.М. Полетаева и Л.Е. Лукина выделяют некоторые формальные признаки, которыми, по их мнению, должен обладать педагог-наставник:

1) высшая квалификационная категория;

2) стаж работы в системе образования и в занимаемой должности не менее 5 лет;

3) признанные профессиональные достижения;

4) авторитет;

5) опыт устного и письменного изложения своих инновационных педагогических идей [10].

Т.Ю. Осипова определяет педагогическое наставничество как «сложно структурированную синергетическую систему, направленную на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства» [9].

Е.Ю. Илалтдинова, И.Ф. Фильченкова и С.В. Фролова в своем исследовании рассматривают наставничество как неотъемлемый элемент новой модели целевой подготовки педагогов, который позволит адаптировать выпускников педагогических ВУЗов и удержать их в профессии. Наставничество подразумевает под собой психолого-педагогическое, информационно-методическое сопровождение молодого учителя, а также способствует его профессиональной социализации [5].

Исследуя англоязычные источники, Е.А. Дудина выделяет идеи индивидуализации и личностного ориентирования в процессе наставничества. Она анализирует определение наставничества, предложенное американскими авторами Ю. Андерсоном (E. Anderson) и А. Шеннон (A. Shannon), согласно которым наставничество - это процесс обучения и воспитания, в ходе которого человек, обладающий значительным опытом и знаниями, реализуя эталонную функцию, осуществляет обучение, опеку, поддержку, консультирование, а также оказывает дружескую помощь менее опытному и знающему, с целью способствования личностному и (или) профессиональному росту и развитию последнего. Наставнические функции реализуются в контексте долговременных отношений, в основе которых лежат поддержка, опека и забота [2]. В 80-х годах Американские исследователи Ю. Андерсон и А. Шенон выделяли непрерывный характер отношений ментора и менти в конкретном образовательном контексте. По их мнению, наставником должен быть опытный педагог, который готов поддерживать, вдохновлять, давать советы и просто быть другом своему протеже, чтобы провоцировать его личностное и профессиональное развитие [11].

М.В. Зембицкая отмечает, что в сфере педагогического наставничества создаются социально-педагогические условия для успешного обучения и личностного развития студента. В качестве наставника выступает педагог, а наставничество - это особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие, оказание помощи молодому специалисту в процессе его личностного роста, выбора способов поведения, принятия решений [4].

В зарубежной литературе используется термин «менторинг» для обозначения явления наставничества. По определению словаря современного английского языка издательства Кэмбридж менторинг - это действие или процесс оказания помощи младшему или менее опытному коллеге в профессиональной или учебной деятельности. Ментор - это человек, который оказывает помощь и поддержку младшему или менее опытному коллеге в определенный период времени. Тот, кто получает эту поддержку, называется менти или протеже. Ментор - это советчик с профессиональным опытом, желающий им поделиться; человек, который вдохновляет морально и эмоционально; учитель, который может дать адекватную профессиональную оценку действиям своего протеже; образец, у которого можно и нужно учиться; источник информации и помощник на пути к достижению целей; образец для подражания; идеал, к которому нужно стремиться, чтобы стать преподавателем [15].

На западе менторинг широко используется как эффективный способ подготовки молодых педагогов к профессии, потому что он способствует не только профессиональному росту самого новичка, но и продуктивной деятельности его учеников. Об этом в своих научных работах писали С. Одел, Д.Ферадо [16].

А. Малдерз определяет менторинг в широком смысле как поддержку, оказываемую одним коллегой (в основном более опытным) другому и направленную на обучение, рост и интеграцию новичка в профессиональную среду [14].

А. Смит утверждает, что менторинг заключается не только в поддержке, но и в создании определенных условий для прогресса менти [17].

К. Фэрбэнкс, Д. Фридман и К. Кан определяют наставничество над молодыми педагогами как комплексное взаимодействие между ментором и менти, направленное на достижение профессиональных целей в контексте возникающих обстоятельств [13].

Менторинг - это персональная поддержка менее опытного педагога более опытным, которая направлена на профессиональное развитие новичка, его становление частью коллектива и адаптацию к условиям работы в конкретном учебном учреждении [12].

Выводы. Итак, в результате сравнительно-сопоставительного анализа подходов к определению наставничества в России и за рубежом, можно сделать вывод, что термины «наставничество» и «менторинг» одинаковы по своей сути, но имеют ряд различий в силу особенностей систем образования и подходов к организации деятельности педагогов. Большинство западных (в частности американских) исследователей делают акцент на том, что в процессе менторинга новичок учится профессии изнутри. Но лишь в немногих работах российских ученых говорится о данном преимуществе. Российский подход к наставничеству можно назвать более формальным, т.к. часто выделяются такие необходимые признаки наставника, как опыт работы не менее пяти лет, высшая квалификационная категория и др. Западные же ученые фокусируются на желании и возможности наставника осуществлять эту деятельность. Конечно, он должен иметь определенный опыт работы в этой сфере, но никаких жестких количественных требований исследователи не предлагают.

И российские и западные авторы говорят о безусловном положительно влиянии менторинга как на образовательный процесс, так и на всех участников этого процесса. Дружеские отношения, психолого-педагогическая поддержка, стимул к развитию и совершенствованию являются залогом успешных взаимоотношений в менторской паре. Оба участника этих отношений получают и приносят пользу друг другу, что позитивно отражается на их профессиональной деятельности.

Литература:

I. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Сов. педагогика. — 2014. — № 4. — С. 76-84.

2. Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник НГПУ. 2017. №1.

3. Евдокименко И.И. Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2013

4. Зембицкая М.В. Поддержка молодых учителей как приоритет кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014, №2

5. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

6. Килина И.А. Наставничество как процесс формирования личности молодого специалиста // Образование. Карьера. Общество, 2014 № 3 (42)

7. Круглова И.В. Автореферат на диссертацию «Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя», 2007

8. Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника // Профессиональное образование в Росси и за рубежом, 2012

9. Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03. - С. 1 - 9.

10. Полетаева Н.М., Лукина Л.Е. Роль наставника как одной из наиболее эффективных форм управления знаниями в развитии кадрового потенциала региональной системы образования // Царскосельские чтения. - 2015. - С. 109 - 115.

11. Anderson, E. M., & Shannon, A. L. (1988). Toward a conceptualization of mentoring. Journal of Teacher Education, 39(1), 38}42

12. Andrew J. Hobson, Patricia Ashby, Angi Malderez, Peter D. Tomlinson Corrigendum to "Mentoring beginning teachers: What we know and what we don't" [Teach. Teach. Educ. 25 (2009) 207-216] Teaching and Teacher Education, Volume 31, April 2013, Pages 68

13. Fairbanks, C. M., Freedman, D. & Kahn, C. (2000). The role of effective mentors in learning to teach. Journal of Teacher Education, 51(2), 102-112.

14. Malderez, A (2001) New ELT professionals, English Teaching Professional, 19, 57-58

15. Morris Zelditch in a 1990 speech to the Western Association of Graduate Schools (Gaffney, 1995, p. 1

16. Odell, S. J., &Ferraro, D. P. (1992). Teacher Mentoring and Teacher Retention. Journal of Teacher Education, 43(3), 200-204.) и Л. Сандли (Sundli, L (2007) Mentoring—A new mantra for education? Teaching and Teacher Education 23, 201-214

17. Smith, A. (2007) Mentoring for experienced school principals: Professional Learning in a safe place. Mentoring and Tutoring, 15 (3), 277-291

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Кабанова Лидия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» (г. Дзержинск);

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

МОТИВИРУЮЩАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья содержит рекомендации по продвижению молодежных проектов с помощью мотивирующей презентации в профессионально-образовательных Интернет-сообществах. В статье представлено содержание программы «Секрет успеха презентации», построенной на опыте прямых продаж в бизнесе с переложением его на презентацию социальных проектов в сфере государственного и муниципального управления. Содержание программы носит инновационный характер. Также определены место и роль продвижения молодежных проектов в процессе и их разработки и реализации, представлен вариант оценки мотивирующей презентации по результатам повышения социальной активности молодежи в разработке и реализации проекта.

Ключевые слова: мотивирующая презентация, продвижение проектов молодежи, социальная активность молодежи.

Annotation. The article contains recommendations for promoting youth projects through a motivational presentation in the vocational and educational online communities. The article presents the content of the program "The secret of the presentation success ", built on the experience of the direct sales in business with its focus on the presentation of social projects in the field of state and municipal management. The content of the program is innovative. Also, the place and role of promoting youth projects in the process and their development and implementation are defined, a version of the evaluation of a motivating presentation on the results of increasing the social activity of young people in the design and implementation of the project is presented.

Keywords: motivating presentation, promotion of youth projects, social activity of the youth.

Введение. Современные требования к организации развития муниципального образования предполагают внедрение молодежных проектов для повышения качества жизни населения.

Формулировка цели статьи. Для реализации проектов молодежи в муниципальном образовании авторами статьи была предложена мотивирующая презентация как средство продвижения молодежных проектов в профессионально-образовательных Интернет-сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.