Научная статья на тему 'Мотивирующая презентация как средство повышения социальной активности молодежи'

Мотивирующая презентация как средство повышения социальной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВИРУЮЩАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОЕКТОВ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / MOTIVATING PRESENTATION / PROMOTION OF YOUTH PROJECTS / SOCIAL ACTIVITY OF THE YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова Лидия Александровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

Статья содержит рекомендации по продвижению молодежных проектов с помощью мотивирующей презентации в профессионально-образовательных Интернет-сообществах. В статье представлено содержание программы «Секрет успеха презентации», построенной на опыте прямых продаж в бизнесе с переложением его на презентацию социальных проектов в сфере государственного и муниципального управления. Содержание программы носит инновационный характер. Также определены место и роль продвижения молодежных проектов в процессе и их разработки и реализации, представлен вариант оценки мотивирующей презентации по результатам повышения социальной активности молодежи в разработке и реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivating presentation as a means of increasing the social activity of the youth

The article contains recommendations for promoting youth projects through a motivational presentation in the vocational and educational online communities. The article presents the content of the program “The secret of the presentation success ”, built on the experience of the direct sales in business with its focus on the presentation of social projects in the field of state and municipal management. The content of the program is innovative. Also, the place and role of promoting youth projects in the process and their development and implementation are defined, a version of the evaluation of a motivating presentation on the results of increasing the social activity of young people in the design and implementation of the project is presented.

Текст научной работы на тему «Мотивирующая презентация как средство повышения социальной активности молодежи»

2. Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник НГПУ. 2017. №1.

3. Евдокименко И.И. Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2013

4. Зембицкая М.В. Поддержка молодых учителей как приоритет кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014, №2

5. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

6. Килина И.А. Наставничество как процесс формирования личности молодого специалиста // Образование. Карьера. Общество, 2014 № 3 (42)

7. Круглова И.В. Автореферат на диссертацию «Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя», 2007

8. Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника // Профессиональное образование в Росси и за рубежом, 2012

9. Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03. - С. 1 - 9.

10. Полетаева Н.М., Лукина Л.Е. Роль наставника как одной из наиболее эффективных форм управления знаниями в развитии кадрового потенциала региональной системы образования // Царскосельские чтения. - 2015. - С. 109 - 115.

11. Anderson, E. M., & Shannon, A. L. (1988). Toward a conceptualization of mentoring. Journal of Teacher Education, 39(1), 38}42

12. Andrew J. Hobson, Patricia Ashby, Angi Malderez, Peter D. Tomlinson Corrigendum to "Mentoring beginning teachers: What we know and what we don't" [Teach. Teach. Educ. 25 (2009) 207-216] Teaching and Teacher Education, Volume 31, April 2013, Pages 68

13. Fairbanks, C. M., Freedman, D. & Kahn, C. (2000). The role of effective mentors in learning to teach. Journal of Teacher Education, 51(2), 102-112.

14. Malderez, A (2001) New ELT professionals, English Teaching Professional, 19, 57-58

15. Morris Zelditch in a 1990 speech to the Western Association of Graduate Schools (Gaffney, 1995, p. 1

16. Odell, S. J., &Ferraro, D. P. (1992). Teacher Mentoring and Teacher Retention. Journal of Teacher Education, 43(3), 200-204.) и Л. Сандли (Sundli, L (2007) Mentoring—A new mantra for education? Teaching and Teacher Education 23, 201-214

17. Smith, A. (2007) Mentoring for experienced school principals: Professional Learning in a safe place. Mentoring and Tutoring, 15 (3), 277-291

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Кабанова Лидия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» (г. Дзержинск);

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

МОТИВИРУЮЩАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья содержит рекомендации по продвижению молодежных проектов с помощью мотивирующей презентации в профессионально-образовательных Интернет-сообществах. В статье представлено содержание программы «Секрет успеха презентации», построенной на опыте прямых продаж в бизнесе с переложением его на презентацию социальных проектов в сфере государственного и муниципального управления. Содержание программы носит инновационный характер. Также определены место и роль продвижения молодежных проектов в процессе и их разработки и реализации, представлен вариант оценки мотивирующей презентации по результатам повышения социальной активности молодежи в разработке и реализации проекта.

Ключевые слова: мотивирующая презентация, продвижение проектов молодежи, социальная активность молодежи.

Annotation. The article contains recommendations for promoting youth projects through a motivational presentation in the vocational and educational online communities. The article presents the content of the program "The secret of the presentation success ", built on the experience of the direct sales in business with its focus on the presentation of social projects in the field of state and municipal management. The content of the program is innovative. Also, the place and role of promoting youth projects in the process and their development and implementation are defined, a version of the evaluation of a motivating presentation on the results of increasing the social activity of young people in the design and implementation of the project is presented.

Keywords: motivating presentation, promotion of youth projects, social activity of the youth.

Введение. Современные требования к организации развития муниципального образования предполагают внедрение молодежных проектов для повышения качества жизни населения.

Формулировка цели статьи. Для реализации проектов молодежи в муниципальном образовании авторами статьи была предложена мотивирующая презентация как средство продвижения молодежных проектов в профессионально-образовательных Интернет-сообществах.

Цель исследования - включить продвижение молодежных проектов в процесс их разработки и реализации.

Задачи исследования - провести исследование информированности населения о молодежных проектах в муниципальном образовании; обосновать необходимость включения продвижения молодежных проектов в процесс их разработки и реализации; представить программу по обучению основам построения мотивирующей презентации обучающихся в вузе.

Изложение основного материала статьи. Низкая информированность населения муниципального образования о разработанных молодежью города социальных проектах, а также пассивная позиция горожан в вопросах улучшения жизни города приводит к тому, что молодежные проекты не реализуются [1, 9, 10, 11].

Предполагая, что причиной не реализации молодежных проектов является низкая информированность населения города об идеях молодежи, нами был проведен опрос населения г. Нижний Новгород и городского округа город Дзержинск в возрасте от 18 до 35 лет. В опросе участвовало 54 респондента. Результаты опроса представлены на рисунках 1-3.

I Да |Нет

Знаю, но очень мало

5%

23%

72%

Рисунок 1. Информированность целевой группы о проектах, разрабатываемых молодежью города

(Составлено авторами)

Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы о проектах, разрабатываемых молодежью города» всего лишь 5% респондентов отвечают положительно, 23% - говорят, что знают о проектах молодежи, но знают о них поверхностно, либо знают о единичных проектах от своих знакомых. 72% респондентов совсем не знают о проектах, предлагаемых к реализации молодежью города.

По мнению авторов, данные результаты говорят о том, что информированность населения о молодежных проектах (особенно находящихся еще на стадии разработки) очень низкая.

■ Изсайта Администрации города

■ Отдрузей Ничего не знаю

■ Рассказы вают л и и ей н ы е руководители на работе

■ Сам участвую в разработке и реализации молодежных проектов.

Рисунок 2. Источники информирования целевой группы о проектах, разрабатываемых молодежью

города (Составлено авторами)

При ответе на вопрос «Из каких источников Вы узнаете об идее проекта» проведем анализ ответов тех респондентов, кто ранее показал какую-либо информированность о молодежных проектах в муниципальном образовании (28%). Из них 13% заявили, что информацию о молодежных проектах они получают из сайта Администрации города, 8% показали, что сами являются участниками молодежных проектов, 8% указали источником информирования о молодежных проектах линейных руководителей на работе и 5% респондентов назвали своих друзей в качестве носителей информации о событиях в городе.

Оставшиеся 72% респондентов ничего не знают о молодежных проектах, реализуемых в муниципальном образовании.

По мнению авторов, данные результаты говорят о том, что источники информирования населения о молодежных проектах разнообразны, но недостаточны.

■Да

■ Нет

Рисунок 3. Готовность к участию в реализации проекта на безвозмездной основе (Составлено

авторами)

Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы к участию в реализации проекта на безвозмездной основе» 60% респондентов ответили положительно, 20% респондентов показали, что не хотят принимать участие в молодежных проектах на безвозмездной основе и еще 20% - не готовы сейчас ответить на этот вопрос.

По мнению авторов, данные результаты говорят о том, что при повышении информированности населения о молодежных проектах возможностей реализации данных проектов в городе с помощью добровольцев будет гораздо больше.

Информирование о молодежных проектах через различные средства продвижения, по мнению авторов, необходимо закладывать в единый процесс разработки и реализации проектов молодежи в муниципальном образовании. Для этого необходимо организовать взаимодействие между Администрацией муниципального образования, вузами и другими организациями (предприятиями) города [2, 3, 4].

Такое взаимодействие предполагает следующий алгоритм работы с индивидуальными проектами обучающихся:

1. Изучение требований к разработке и реализации проектов.

2. Анализ потребностей молодежи города.

3. Разработка проекта.

4. Оценка проекта.

5. ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОЕКТА.

6. Реализация проекта.

7. Анализ реализации проекта.

Для обучающихся в вузе по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» изучение требований к разработке и реализации проектов, анализ потребностей молодежи города может осуществляться в рамках учебных дисциплин «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Муниципальное право», «Маркетинг» и др., а также при прохождении практики в Администрации муниципального образования.

Для других направлений подготовки, например, таких как 38.03.02 «Менеджмент» разработка проектов может осуществляться в рамках изучения таких дисциплин как «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Персональный менеджмент», «Управление изменениями», «Логистика» и другие.

Для использования положительного опыта и предотвращения ошибок все желающие могут прийти на заслушивание и анализ отчетов о реализации проектов, проходящих по предыдущему году. Данное отчетное мероприятие может проводиться как в вузах, так и в городской Администрации.

Разработка проекта осуществляется обучающимися с помощью консультантов (преподавателей вуза, руководителей практик и др.) Проект может быть разработан как индивидуально, так и в команде [5].

Изучение и оценка проектов обучающихся по развитию города проводится в Отделе молодежи Администрации муниципального образования при участии преподавателей вуза, представителей предприятий города, бизнес-инкубатора и других организаций [5, 8]. Для защиты проекта обучающиеся готовят бизнес-план и, при его утверждении, переходят к подготовке презентации своего проекта.

Для продвижения проектов обучающихся, в рамках курса «Деловые коммуникации» возможно реализовать программу, направленную на изучение построения мотивирующей презентации как средства продвижения проектов обучающихся в профессионально-образовательных Интернет-сообществах [6, 7]. Данная программа может быть реализована отдельно в системе дополнительного профессионального образования под название «Секреты успеха презентации».

Целью мотивирующей презентации проектов обучающихся является не только информирование населения о проекте, но и побуждение к возникновению интереса у целевой аудитории к участию в реализации проекта.

Содержание программы «Секреты успеха презентации»

Тема 1. Сущность презентации.

Презентация. Виды презентаций. Цели презентации. Структура презентации. Мотивирующая презентация как средство продвижения проектов.

Тема 2. Организационные и психологические особенности презентации.

Подготовка к презентации. Определение цели и темы презентации. Определение целевой аудитории. Выявление потребностей целевой аудитории. Особенности восприятия информации целевой аудиторией. Связь содержания презентации с потребностями целевой аудитории.

Определение ценности предлагаемого проекта. Подготовка ведущего к проведению презентации. Работа с информацией для презентации. Время проведения презентации. Подготовка дополнительной информации. Психологические аспекты изложения информации и оформления презентации.

Начало презентации. Целевые установки начала презентации. Методы, применяемые в начале презентации.

Основная часть презентации. Правила расположения текста, фотографий, графических материалов в презентации. Применение методов и техник аргументации в презентации. Смысловые акценты в содержании презентации. Отражение социальной миссии в презентации. Работа с аудиторией.

Завершение презентации. Установление взаимосвязи между началом и завершением презентации. Работа с вопросами и возражениями после проведения презентации. Стимулирование к принятию решения. Роль помощников при проведении презентации. Расположение помощников во время презентации. Подведение итогов презентации.

Анализ проведения презентации. Вопросы, требующие ответа при анализе проведенной презентации.

Тема 3. Требования к ведущему презентации.

Особенности выступления ведущего на презентации. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации на презентации. Внешний облик ведущего. Речевой и поведенческий этикет ведущего презентацию.

Тема 4. Технические характеристики презентации.

Особенности построения электронной презентации. Технические характеристики презентации.

Размещение презентации в профессионально-образовательных Интернет-сообществах.

Содержание программы построено на опыте прямых продаж в бизнесе с переложением его на презентацию социальных проектов в сфере ГМУ, понимании организационных основ построения презентации, тайм-менеджмента, психологических особенностей личности при восприятии информации и побуждении к действию, практическом опыте разработчика программы в построении презентаций и управлении аудиторией.

Содержание программы носит инновационный характер. Теоретических и практических разработок прямых продаж в бизнесе с переложением их на презентацию социальных проектов в сфере ГМУ не найдено. Организационно-психологические основы построения презентации разработаны автором программы.

Цифровую запись представления проекта обучающегося с презентацией можно проводить в двух вариантах: при целевой аудитории и без нее.

Запись презентации размещается в профессионально-образовательных Интернет-сообществах. Любой желающий сможет также копировать и разместить ее на своих страницах в социальных сетях.

Мотивирующая презентация проекта обучающегося также размещается на сайтах Администрации города, предприятий.

После просмотра презентации любой человек может высказать свое мнение по оценке проекта. Для этого ему предлагается определить свою точку зрения по одному из четырех вариантов: «понравилось», «не понравилось», «воздерживаюсь», «хочу реализовать».

При выборе вариантов «понравилось» и «хочу реализовать» автоматически будет осуществляться переход на индивидуальный Интернет-контент разработчиков проекта. Далее заинтересованному человеку предлагается ответить на следующие вопросы АНКЕТЫ:

1. Заинтересованы ли Вы в развитии нашего города?

2. В чем Вы видите ценность предлагаемого проекта?

3. Чем Вы можете помочь в реализации проекта (с указанием вариантов помощи)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Готовы ли Ваши друзья вместе с Вами участвовать в реализации проекта?

5. Как можно связаться с Вами?

По количеству положительных ответов после просмотра презентации можно судить об интересе целевой аудитории к реализации проекта.

Эффективность работы мотивирующей презентации проектов обучающихся как средства повышения социальной активности молодежи можно определить в сравнении количества людей, проявивших желание участвовать в реализации проекта после просмотра мотивирующей презентации с количеством тех, кто был готов принять участие в реализации подобных проектов до применения мотивирующей презентации.

Выводы. Учитывая то, что теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении программы, дали положительные результаты при осуществлении прямых продаж в бизнесе, то следует ожидать положительных результатов и при применении данных знаний в продвижении проектов обучающихся в сфере ГМУ с целью повышения социальной активности молодежи.

Реализация проекта обучающегося должна проводиться при поддержке Администрации города, предприятий, вузов и других организаций города.

Анализ реализации проекта также проводится совместно всеми участниками проекта.

Модель разработки и реализации проекта носит гибкий характер и предполагает возможность привлечения для участия в проекте всех желающих.

Литература:

1. Аньшин В. М. Управление проектами с учетом концепции устойчивого развития / В. М. Аньшин // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. - 2013. - № 2. - С. 3-15. - То же URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 07.12.18).

2. Аткинсон М. Достижение целей. Пошаговая система / М. Аткинсон - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.

3. Есаулова А. В. Опыт управления проектами в рамках международной программы Глобального партнерства / А. В. Есаулова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2013. - № 7. - С. 66-72.

4. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015: Монография / Нижний Новгород, 2015.

5. Кабанова Л.А., Шкунова А.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. 2018. Вып. 59. Ч.3, с. 499. С. 339-343.

6. Кальчук М. С. Основные концепции моделирования проектов / М. Кальчук // Российское предпринимательство. - 2013. - № 14. - С. 15-25.

7. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Сопровождение инновационно-проектной деятельности студентов с использованием электронного курса // Успехи современного образования и науки. 2017. Т. 1. № 2.

8. Шкунова А.А., Кабанова Л.А. Бизнес - инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии, 2015. - № 14, ч.4. -С. 768-774.

9. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

10. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

11. Shkunova, A.A., Yashkova, E.V.,Sineva, N.L.,Egorova, A.O.,Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies // Journal of Applied Economic SciencesVolume 12, Issue 8, Winter 2018, Pages 2472-2480

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Карпушова Ольга Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Мигненко Марина Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); главный специалист школьного отдела комитета по образованию Подольская Арина Алексеевна

Школьный отдел комитета по образованию администрации городского округа Егорьевск (г. Егорьевск)

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АВИАЦИОННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация. Данная статья детально описывает систему работы по формированию навыков диалогической речи на материале текстов по специальности. Виды работы, обозначенные в статье, способствуют активизации слов и синтаксических конструкций, необходимых для ведения диалога, готовят иностранных военнослужащих к речевой практике.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, иностранные военнослужащие, научный стиль речи, диалогическая речь.

Annotation. The article describes the work to form skills of dialogue speech based on texts of specialty. Types of work identified in the article, contribute to the revitalization of words and syntax necessary for dialogue, foreign military personnel is prepared to speech practice.

Keywords: Russian as a foreign language, foreign military personnel, scientific style of speech, dialogue speech.

Введение. В настоящей статье поставлена задача — осветить систему работы по формированию навыков диалогической речи на материале текстов по специальности. Опыт показывает, что иностранные курсанты, прибывшие на обучение в Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани из стран ближнего зарубежья, обычно слабо владеют навыками ведения диалога. Поэтому особое внимание обращается, прежде всего, на закрепление и дальнейшее развитие навыков говорения на бытовые темы, сложившихся в той или иной мере при обучении их в школе на родине. Лишь после проведения подготовительной работы оказывается возможным переход к обучению более сложной форме диалогической речи — говорению на темы по специальности. Эта работа проводится с учетом следующих принципов:

- учет уровня владения русской диалогической речью иностранными курсантами;

- отбор и строгая последовательность при введении в речь научной лексики и грамматического материала;

- определение минимума тем по развитию устной речи по специальности;

- активизация специальной лексики и синтаксических конструкций научной речи и формирование на их базе навыков ведения диалогов по специальности;

- ситуативность, моделирующая естественную речевую деятельность, - основа работы по развитию речи;

- дифференциация приемов и методов обучения диалогической речи.

Изложение основного материала статьи. Диалог, как известно, предполагает, прежде всего, хорошее знание предмета говорения, знание лексики и синтаксических конструкций, обеспечивающих его. Возникает вопрос, что должно и явиться стимулом к говорению и на каком языковом материале должны вырабатываться навыки диалогической речи на темы, связанные со специальностью.

В качестве такого источника для развития навыков диалогической речи может быть использован текст по специальности. Текст, избранный в качестве основы обучения диалогической речи, должен дать четкое и ясное представление о том, что явится предметом разговора. Этот текст должен быть в меру насыщен специальной лексикой и синтаксическими конструкциями научной речи.

Так, например, одно из первых занятий в группе по специальности «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» проводилось на материале текста «Задачи авиационной радиосвязи», составленного на основе учебника по специальности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.