Научная статья на тему 'Menter-технологии в реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов'

Menter-технологии в реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MENTER-ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MENTOR-TECHNOLOGIES / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHING METHODS / PROBLEMATIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Р. З., Гоглева Е. Б.

Статья посвящена актуализации вопросов применения menter-технологий в образовательном процессе при реализации программ повышения квалификации специалистов социокультурной сферы. Цель статьи заключается в обосновании необходимости применения menter-технологий в дополнительном профессиональном образовании. Авторами выявлено, что применение menter-технологий способствует повышению качества результатов обучения, раскрытию практико-ориентированных методик обучения на примере программ повышения квалификации. По результатам анализа практической деятельности выявлено, что использование menter-технологий в сочетании с проектным обучением как элементом методики обучения способствует созданию и реализации реальных проектов. Охарактеризованы принципы применения menter-технологий в социокультурной сфере, а также приведены результаты качественного анализа обучающихся, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. В статье показано, что интеграция образования, науки и успешного опыта практической деятельности способствует эффективному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богоудинова Р. З., Гоглева Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTER-TECHNOLOGIES IN REALIZATION EDUCATIONAL PROGRAMS OF IMPROVEMENT QUALIFICATION SPECIALISTS

The article is devoted to the actualization of the use of mentor-technologies in the educational process in the implementation of training programs for specialists in the socio-cultural sphere. The purpose of the article is to substantiate the need for the use of mentor-technologies in additional professional education. The authors found that the use of mentor-technologies contributes to improving the quality of learning outcomes, the disclosure of practice-oriented teaching methods on the example of training programs. According to the results of the analysis of practical activity it is revealed that the use of mentor-technologies in combination with project training as an element of teaching methods, contributes to the creation and implementation of real projects. The principles of using mentor-technologies in the socio-cultural sphere are characterized, as well as the results of qualitative analysis of students that need to be taken into account in the organization of the educational process. The article shows that the integration of education, science and successful practical experience contributes to effective learning.

Текст научной работы на тему «Menter-технологии в реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов»

УДК 378.046.4

MENTER-ТЕХНОЛОГИИ в реализации образовательных ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Р.З. Богоудинова, Е.Б. Гоглева1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли - СИНЕРГИЯ-2018»

Аннотация. Статья посвящена актуализации вопросов применения menter-технологий в образовательном процессе при реализации программ повышения квалификации специалистов социокультурной сферы. Цель статьи заключается в обосновании необходимости применения menter-технологий в дополнительном профессиональном образовании. Авторами выявлено, что применение menter-технологий способствует повышению качества результатов обучения, раскрытию практико-ориентированных методик обучения на примере программ повышения квалификации. По результатам анализа практической деятельности выявлено, что использование menter-технологий в сочетании с проектным обучением как элементом методики обучения способствует созданию и реализации реальных проектов. Охарактеризованы принципы применения menter-технологий в социокультурной сфере, а также приведены результаты качественного анализа обучающихся, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. В статье показано, что интеграция образования, науки и успешного опыта практической деятельности способствует эффективному обучению.

Ключевые слова: menter-технологии, дополнительное профессиональное образование, методы обучения, проблемное обучение.

MENTER-TECHNOLOGIES IN REALIZATION EDUCATIONAL PROGRAMS OF IMPROVEMENT QUALIFICATION SPECIALISTS

R. Bogoudinova, E. Gogleva

Abstract. The article is devoted to the actualization of the use of mentor-technologies in the educational process in the implementation of training programs for specialists in the socio-cultural sphere. The purpose of the article is to substantiate the need for the use of mentor-technologies in additional professional education. The authors found that the use of mentor-technologies contributes to improving the quality of learning outcomes, the disclosure of practice-oriented teaching methods on the example of training programs. According to the results of the analysis of practical activity it is revealed that the use of mentor-technologies in combination with project training as an element of teaching methods, contributes to the creation and implementation of real projects. The principles of using mentor-technologies in the socio-cultural sphere are characterized, as well as the results of qualitative analysis of students that need to be taken into account in the organization of the educational process. The article shows that the integration of education, science and successful practical experience contributes to effective learning.

Keywords: mentor-technologies, additional professional education, teaching methods, problematic training.

В системе дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства Республики Татарстан в течении только одного учебного года проходит обучение свыше 1500 человек, из них 15% - это руководители учреждений культуры.

Качественный анализ слушателей выявил, что 34% обучающихся опытные специалисты, работающие в отрасли свыше 20 лет, молодые специалисты составляют 24%, имеющие опыт работы до 5 лет. Слушатели также представляют различные группы - 43% жители сел; 57% -жители городов Республики Татарстан. Естественно, что работа специалистов культуры и

искусства на селе и в городской среде имеет свою специфику. Каждая из выделенных групп слушателей обладает определенным объемом знаний и опыта профессиональной деятельности.

При данных условиях появляется возможность использования опыта и передачи его в процессе обучения слушателей, которые можно осуществить посредством menter-технологий. Необходимо отметить также, что образовательная ценность опыта слушателей является приоритетным фактором, способствующим качественному повышению результатов обучения.

Термин «ментор» означает - наставник, воспитатель, советник, человек с личным опытом

успеха, который готов им поделиться. Ментор является специалистом, состоявшимся в своей профессиональной области, готовым

осуществлять наставничество. Менторство -«модель передачи опыта, в которой ментор служит наставником, советником,

обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки менее опытных коллег» [6]. Следует отметить, что ментор - это не преподаватель, это, скорее, эксперт в определенной сфере профессиональной деятельности.

Мейег-технологии, в свою очередь, имеют сходство с системой наставничества, которая достаточно эффективно функционировала в Советском Союзе, что, в очередной раз, доказывает - современные новации, терминология зачастую гораздо старше, чем принято считать. В силу того, что сегодня независимо от сферы деятельности, широко распространился опыт использования зарубежной терминологии и отсюда многие методические новации в современном обучении и соответствующий им понятийный аппарат попадают в российское образование из западных культур. Например, из-за процессов глобализации и модернизации образовательного пространства система образования пополнилась такими терминами, как - тьюторство, коучинг, воркшоп, менторство и т.д. [5].

В нашей стране наставничество широко распространено и сегодня, только с течением времени технологии реализации наставничества в значительной мере усовершенствованы. Во многих государственных органах и коммерческих компаниях существуют специально

организованные системы наставничества, а иногда этот метод применяется непроизвольно. В зависимости от цели государственные органы и коммерческие компании используют различные инструменты и виды наставничества [4]. Отличием наставничества от менторства является тот факт, что наставничество ставит акцент на передачу и реализацию практического опыта. Например, когда опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. Менторство же сочетает в себе признаки интегративности - ментор владеет теоретической базой, имеет успешный практический опыт и владеет методикой взаимосотрудничества в процессе реализации образовательных программ.

Потенциал применения тейег-технологий достаточно высок. По каждому из направлений реализуемых образовательных программ в Институте дополнительного профессионального образования осуществляется взаимодействие с

успешными специалистами-практиками, в том числе зарубежными. В результате такого взаимодействия актуализируется в обучении технология сотрудничества между слушателями и педагогом, а также между слушателями внутри группы. Результатом взаимодействия, как правило, становятся проекты слушателей. В качестве примера можно привести образовательную программу повышения квалификации «Грант как инструмент внебюджетного финансирования: технологии разработки». В процессе реализации названной программы слушатели не только обмениваются опытом участия в грантовых конкурсах, но встречаются со специалистами-практиками в этой области, экспертами фондов и сами выступают в качестве экспертов, оценивая проекты. В результате, слушатели овладевают

всесторонними знаниями в области грантовой деятельности и приступают к разработке собственного проекта, который на протяжении обучения сопровождается консультациями менторов и по итогам обучения принимает участие в конкурсе, выбранным слушателем грантодателя. Надо отметить, что в настоящее время на всех уровнях образовательный процесс строится на основе проектного обучения, и дополнительное профессиональное образование не является исключением. В дополнительном профессиональном образовании проектное обучение используется как элемент методики: результатом применения данного элемента методики является создание и реализация реального проекта.

Menter-технологии в общем виде основываются на принципах нравственной и моральной устойчивости; опоры на личный успешный опыт, мотивации и глубокой заинтересованности; использования психолого-педагогических подходов, отработанных в личной профессиональной деятельности ментора; персонификации взаимодействия ментора со слушателями системы ДПО [3].

В нашей стране существует ООО «Институт наставничества», менторская программа Сколково и проект «My mentor», которые осуществляют свою деятельность при поддержке Благотворительного фонда ВПотанина и Московского государственного института международных отношений.

Однако, в системе дополнительного профессионального образования при широком использовании различных традиционных образовательных технологий, потенциал menter-технологий не используется в полном объеме. В образовательном процессе это технологии обмена

знаниями, навыками и опытом между группами людей, в результате которого повышается уровень навыков, знаний и карьерных достижений слушателей после обучения.

В отличии от академического образования menter-технологии призваны транслировать практические знания, которые возможно приобрести только при общении с успешным специалистом-практиком, экспертом, каким и должен являться ментор. Таким образом, на основе интеграции образования, науки и успешного опыта практической деятельности можно строить эффективное обучение.

Если при вузовской подготовке будущих учителей ученые-исследователи выделяют необходимость привлечения к образовательному процессу преподавателей, которые были успешными учителями в школе и могут передать секреты своего успеха студентам (будущим учителям), то в области культуры и искусства менторами могут быть успешные специалисты по различным направлениям социально-культурной деятельности.

По прогнозу Агентства стратегических инициатив и МШУ «Сколково» ментор - это профессия, которая набирает большую популярность в настоящее время, наряду с такой профессией куратора коллективного творчества. С полной уверенностью можно утверждать, что менеджер социально-культурной деятельности соответствует определению и характерным функциям ментора [2].

В общественной практике социально-культурная деятельность очень многообразная область, основанная на важных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом ее становится человек. Именно он -объект просвещения и социализации, воспитания и инкультурации, основной заказчик эстетизации среды обитания и потребитель культуры. Например, менеджер социально-культурной деятельности - это профессионал с высоким уровнем общей культуры и эрудиции, обладающий знаниями и навыками в сфере менеджмента и маркетинга, предпринимательства и экономики, финансовой и хозяйственной деятельности, социально-культурных технологий и культурного наследия, мировой культуры и литературы, истории искусств и психологии, педагогики и имиджелогии, рекламы и этикета, иностранных языков. Менеджер социально-культурной деятельности призван управлять отбором, хранением, производством и распространением культурных ценностей. Если это работа в каком-либо регионе, то он должен поддерживать местную культурную

самобытность и сохранять историко-культурное наследие, язык и национальные традиции. Менеджер социально-культурной деятельности может работать в различных отделах и комитетах культуры, быть администратором всех уровней, менеджером различных учреждений. Успешные менеджеры социально-культурной деятельности отвечают требованиям, которые соответствуют ментору.

Для библиотечного направления в качестве ментора могут выступать библиографы. Как отмечают специалисты, библиографы - это толковый навигатор в мировых информационных ресурсах, менеджеры и маркетологи на рынке информационных продуктов и услуг, аналитики в мире документов, специалисты по развитию информационной компетентности пользователей [1]. Библиограф работает для того, чтобы огромный поток новых литературных изданий мог предстать перед всеми читателями в максимально удобной форме, а необходимую книгу можно было найти за минимальное время. Сегодня ни одна из современных библиотек не смогла бы нормально функционировать без работника, который способен предоставлять научно-информационные и справочно-библиографические услуги. Среди обязанностей библиографа основными являются такие, как анализ и изучение читательского спроса на ту или иную литературу, создание справочно-информационного фонда и его научная, техническая обработка, проведение экспертизы технической и научной документации, создание самых разных каталогов, которые значительно упрощают работу с литературой как читателей, так и остальных работников библиотеки. Специалист-библиограф, успешный в профессии, обладает всеми необходимыми качества, чтобы стать ментором.

Для музыкального направления и профессионального искусства в качестве ментора, по нашему мнению, может выступать - менеджер стартапов (start-up).

Ментор стартапов - это

высококвалифицированный специалист, который прекрасно разбирается в обязанностях продвижения стартап-проектов, не упуская специфику направления. В английской терминологии «start-up» широко применяется для обозначения молодой развивающейся фирмы и переводится как «запускать», «начинать». Под стартап-проектом понимается любое вновь созданное мероприятие или серия мероприятий; принципиально новый бизнес-проект, которой находится в начальной точке своего развития. Его реализация, как правило, осуществляется за

короткие сроки и при ограниченных ресурсах. Осуществление такого рода проектов требует значительного интеллектуального,

эмоционального и физического напряжения. Этим обуславливается необходимость специальной подготовки менеджеров стартап-проектов. Менеджеры стартап-проектов - это новая специальность, навыки такого специалиста сегодня очень востребованы. Зачастую у специалистов сферы культуры и искусства, талантливых и творческих людей есть масса замыслов, проектов, идей, именно для них в качестве менторов подходят менеджеры стартап-

проектов. При реализации программ дополнительного профессионального

образования ментор стартап-проектов может стать ключевым помощником в разработке нового проекта и его реализации.

Таким образом, институт менторства является эффективным механизмом повышения квалификации слушателей в системе дополнительного профессионального

образования, средством модернизации образовательного процесса, совершенствования методики взаимосотрудничества слушателей в ходе обучения.

Литература:

1. Аврамова Е.В. Компетенции библиографа публичной библиотеки XXI века [Электронный ресурс] / Е.В. Аврамова // Доклад на II Международном библиографическом конгрессе, 6-8 октября 2015. -Москва, РГБ. - Режим доступа: http://fulltext.pl.spb.ru/unor/metod/Avramova_ Kongress.pdf

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas100.ru/ catalog/obrazovanie/ mentor-startapov/

3. Габдулхаков В.Ф. Menter-технологии подготовки учителей: монография / В.Ф. Габдулхаков. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. - 159 с.

4. Клищ Н.Н. Наставничество на государственной службе - новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе): Препринт

^8/2014/01 / Н.Н. Клищ, В.А. Январев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 64 а

5. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования Непрерывное образование XXI век [Электронный ресурс] / Е.И. Соколова. - 2013. - Выпуск 4. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ш/artide/n/amliz-terminologicheskogo-ryada-kouch-mentor-tyutor-fasilitator-edvayzer-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya

6. Цибизова Т.Ю. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т.Ю. Цибизова, О.М. Августан, Д.А. Сергеев, С.А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=26646

Сведения об авторах:

Богоудинова Роза Закировна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Гоглева Екатерина Борисовна (г. Казань, Россия), проректор по научной работе, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства», соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Института психологии и образования ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

R. Bogoudinova (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Department of Engineering Pedagogics and Psychology, Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]

E. Gogleva (Kazan, Russia), vice-rector on scientific work Institute of additional professional education (advanced training) for specialists of social and cultural sphere and art, the competitor of a scientific degree of candidate pedagogical Sciences Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.