УДК 159.95
МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕС КИХ СОСТОЯНИЙ
СУБЪЕКТА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ33 Прохоров А.О.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются ментальные механизмы саморегуляции психических состояний. Компонентами модели регуляции являются ментальный (субъективный) опыт, смысловые структуры, рефлексия, переживания, ментальные репрезентации, целевые характеристики, ситуации, пространство культуры, образ жизни, регуляторные действия, обратная связь, временные факторы.
Ключевые слова: психическое состояние, саморегуляция, структуры сознания
MENTAL BASIS OF SUBJECT'S MENTAL STATES SELF-REGULATION:
ENVIRONMENTAL ASPECT Prokhorov A.O.
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia Email: [email protected]
Abstract. The article discusses the mental mechanisms of mental states self-regulation. The components of regulation model are mental (personal) experience, semantic structures, reflection, experiences, mental representations, target characteristics, situations, cultural space, lifestyle, regulatory actions, feedback, time factors.
Keywords: psychological states, self-regulation, structures of consciousness
В контексте экопсихологии развития, «в качестве предмета исследования выступает становление психической реальности в индивидуальной (единичной и особенной) форме во взаимодействии с окружающей средой: порождение и развитие психических процессов..., порождения и развития психического состояния индивида., порождение и развития группового психического состояния., формирования индивидуального сознания и др. [5, с.162]. Очевидно, что одновременно с порождением и развитием процессов, состояний, сознания происходит становление регуляторной функции психики, без которой процесс развития несостоятелен.
Среди отечественных общепсихологических концепций регуляции, прошедших верификацию временем и практикой, наиболее значимыми, задающими векторы современных исследований, на наш взгляд, являются следующие теории. К ним, прежде всего, относится концепция осознанного регулирования деятельности О.А. Конопкина - В.И. Моросановой, согласно которой структура регуляторного процесса включает в себя принятую субъектом цель деятельности, субъективную модель значимых условий, программу исполнительских действий, систему субъективных критериев достижения цели, контроль и оценку реальных результатов, а также решения о коррекции системы саморегулирования [2]. В контексте данной теории разрабатывается концепт «индивидуального стиля саморегуляции» [4].
Обращаясь к психическим состояниям, отметим, что жизнедеятельность человека актуализирует состояния различной модальности, длительности, интенсивности и знака. Необходимость в регуляции собственных состояний возникает, как правило, у человека в случае неадекватности его состояния обстоятельствам и ситуациям жизнедеятельности. Существенным условием саморегуляции является осознание человеком необходимости в изменении собственного состояния.
33 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-07072.
В области регуляции психических состояний, основными, на наш взгляд, являются работы Л.Г. Дикой [1] и А.Б. Леоновой [3]. По мнению Л.Г. Дикой, психическая саморегуляция функциональных (психофизиологических) состояний представляет собой специфический вид деятельности субъекта, для которой характерны определенные отношения с профессиональной деятельностью, и развитие которой обусловливает становление адаптивных личностных свойств субъекта, обеспечивающих эффективность, надежность, работоспособность и др. характеристики профессиональной деятельности. Основной мотив деятельности по саморегуляции состояний - избегание негативных и стремление к позитивным психическим состояниям.
Концептуальные позиции саморегуляции функциональных состояний А.Б. Леоновой (структурно-интегративный подход) базируются на деятельностной парадигме А.Н. Леонтьева. Саморегуляция ею рассматривается на уровнях операционально-технического обеспечения деятельности (операции); изменений в целевой структуре деятельности (действия); смены доминирующей мотивационной направленности субъекта труда (деятельность в целом). Соответственно, каждый уровень характеризуется спецификой саморегуляции.
Достоинством представленных взглядов исследователей на регуляцию состояний является изучение психологических механизмов, в которых основной «опорой» являются психологические качества субъекта, а вектором процесса регуляции деятельность или поведение. В тоже время отметим, что наименее разработанной стороной со стороны механизмов регуляторного процесса является ментальная составляющая - структуры сознания, включенные в этот процесс и оказывающие влияние на него: недостаточно изучены отношения регу-ляторного процесса и структур сознания, вклад последних в изменения состояний субъекта, их роль и значение в регуляторном процессе.
В контексте предмета нашего исследования - психических состояний, обратимся к ментальной организации регуляции психических состояний субъекта. В совокупности весь регуляторный комплекс является составляющей частью субъективного (ментального) регу-ляторного опыта человека. Включенность опыта в ситуациях жизнедеятельности проявляется в актуализации психического состояния определенного качества, в использовании наиболее часто употребляемых способов и приемов регуляции состояний, «наработанных» или «выработанных», или стихийно сложившихся в ходе освоения деятельности и жизнедеятельности, в целом, а также в организации «упорядоченных» структур сознания, образующих функциональный комплекс, «настроенных» на регуляцию состояний определенного качества, модальности и интенсивности. Она (организация) формируется в связи со спецификой комплексов (блоков), состоящих из состояний, средств регуляции и ментальных структур, образующихся в диапазоне текущего времени и в условиях повторяющихся ситуаций жизнедеятельности.
Субъективный (ментальный) опыт интегрирует смысловые структуры сознания (личностный смысл, ценности, конструкты, смысловые установки и ориентации и др.), ментальные репрезентации, входящие в структуру знаний (ассоциативные, оценочные, понятийные, образные характеристики), переживания, значения с категориальными структурами сознания, рефлексию и её виды, образы, процессы понимания.
Составной частью опыта являются смысловые структуры сознания. Именно смысловые структуры приводят в соответствие бытие и субъекта, наполняют бытие смыслом, обеспечивая смысловое принятие жизни. Состояния являются отражением этого процесса и свидетельствуют о качестве «внутренней» жизни субъекта в соотнесении с его бытием. Актуализация смысловых структур зависит от специфики ситуации как психологического образования. В ситуации «выделяется» не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая удовлетворяет смысловую сферу субъекта. Отраженная психикой совокупность элементов ситуации (объектов, условий, обстоятельств и т. д.) становится значимой для субъекта, только приобретя для него определенный смысл: лишь после акта личностного смыслообразова-ния сформировавшаяся актуальная психологическая ситуация начинает детерминировать активность субъекта и её проявления. Взаимодействие ситуации и смысловых структур приво-
дит к формированию корреляционных образований (констелляций) из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих (объектов) ситуации. Корреляции влияют на переживания, психические функции, вегетативные реакции и другие характеристики субъекта, эти изменения актуализируются в виде психического состояния, которое, в свою очередь, объективируются через деятельность, общение и поведение субъекта, обеспечивая соответствие субъекта актуальной ситуации жизнедеятельности [6]. В результате, с помощью рефлексии, происходит осознание собственных смыслов в ходе самоотражения в переживаемых ситуациях.
Благодаря рефлексии происходит оценка, осознание и сличение актуального состояния с искомым и, далее, в случае необходимости, субъект вносит коррекцию в используемые способы и приемы регуляции. С помощью рефлексии субъект способен спрогнозировать, «проиграть» возможные варианты и результаты регуляции состояний в различных обстоятельствах и ситуациях жизнедеятельности, изменить сложившиеся способы действий, проанализировать структуру собственных действий, не приводящих к успеху, найти окончательное решение и приступить к исполнительным действиям. Вовлеченность рефлексивных механизмов определяется целью регуляции - потребностью изменения психического состояния как несоответствующего ситуации, взаимодействию субъектов или деятельности. Отметим, что необходимость изменения психического состояния осознается субъектом благодаря рефлексии. Рефлексия также активизирует смысловые структуры сознания, детерминируя их включенность в регуляцию психических состояний [8].
Результатом рефлексии и означивания является не только придание психическому состоянию конкретного значения, но и появление его образа, репрезентируемого в сознании субъекта как представленность самому себе переживаемого состояния. Содержание образа представляет собой результат отражения накопленного опыта переживания данного состояния при различных обстоятельствах, ситуациях и событиях, в которых находился субъект. Отраженные компоненты психического состояния закрепляются в сознании в определенном сочетании, формируя структуру. Закрепляясь в структурах памяти, образ становится структурным элементом субъективного опыта переживания состояний [7]. Как составляющая ментальных репрезентаций образ состояния связан различными отношениями (линейными, нелинейными, комплиментарными и др.) с содержательными структурами сознания (рефлексией, смысловыми характеристиками, переживаниями и др.), когнитивными характеристиками субъекта (когнитивными процессами и стилями, субъектно-личностными особенностями (индивидуально-психологическими характеристиками, свойствами личности, интеллектом и др.)
Другая составляющая, связанная с рефлексией и смысловыми структурами в ментальной регуляции психических состояний, переживание. Включение переживания в структуру регуляции психических состояний обусловлено тем, что возникновение психического состояния субъекта связано с его бытием, отражением этого бытия, а также отражением его отношения к бытию. Презентация такого отражения в сознании человека осуществляется не в виде образов, а виде переживаний. Переживание представляет собой накопленное обобщение во внутреннем мире субъекта, своими основаниями оно связано с системой отношений человека. Переживание, с одной стороны, презентирует человеку его психические состояния, а с другой - участвует как определенная внутренняя работа субъекта по его формированию. Переживание включено во взаимоотношения с бытийной и рефлексивной структурами сознания, с полагающей, сравнивающей, определяющей, синтезирующей формами и уровнями рефлексии. Переживание, являясь внутренней деятельностью по производству смыслов, изменяет динамическую смысловую систему, перестраивает психологический мир личности, формируя новые смыслы. Соответственно изменяется и психическое состояние. По мнению Л.Р. Фахрутдиновой, переживание, как деятельность по производству смыслов, присутствует постоянно, отражая динамическую связь состояний субъекта и смысловых структур, опосредующих влияние ситуаций внешнего мира. Именно в переживании субъекту дается реальность его психических состояний.
Не акцентируя внимание на опосредующих факторах, влияющих на ментальную регуляцию состояний (ситуация, пространство культуры и образ жизни) отметим только, что образ жизни нами понимается как система деятельностей, характеризующая жизнь людей в определенных условиях. Связь образа жизни и ситуации осуществляется через пространственно- временные характеристики, в которых жизнедеятельность социальных субъектов осуществляется как единство условий сознания и деятельности, а «ситуация» понимается как прошедшие сферу сознания и включенные в повседневную жизнедеятельность людей условия жизни. Поэтому понятие «ситуация» позволяет анализировать отношение субъекта деятельности к обстоятельствам жизни как целостному феномену, в котором реализуются цели и задачи деятельности (образ жизни субъекта). Другими словами, можно сказать, что «образ жизни» - это близкие или повторяющиеся ситуации. Образ жизни через совокупность соответствующих ситуаций сказывается в регуляции психических состояний. В этом же контексте отметим, что ментальная регуляция опосредуется пространством культуры, носителем которой является субъект. Основными формами культуры, посредством которых осуществляется влияние структур сознания, являются вещи (артефакты), знаковые системы (семи-осфера) и модели поведения.
В функциональном плане, в основании саморегуляции находятся механизмы регуляции отдельного психического состояния. Достижение цели - желаемого состояния, связано с включенностью в регуляторный процесс ментальных структур (смысловых, рефлексии, переживаний и др.) и осуществляется через цепь переходных состояний. Переход от состояния к состоянию осуществляется при использовании различных психорегулирующих приемов и средств. Информация о достижении желаемого состояния реализуется при помощи обратной связи. Регуляция совершается при активном участии психических процессов и с опорой на психологические свойства (темперамент, характер, способности и пр.).
Регуляторный процесс осуществляется в конкретной социальной среде на фоне куль-туральных, этнических, профессиональных и др. влияний, в определенной социальной ситуации жизнедеятельности: экономической, юридической, связанной с местом субъекта в малой группе: его социальными ролями, статусами и пр., связан с характерным для него образом жизни. «Развертывание» регуляторного процесса, а также его параметры и их изменения в жизнедеятельности, определяются требованиями социального функционирования субъекта, спецификой профессиональной деятельности и субъектно-личностными особенностями человека.
Обобщая анализ психологических механизмов саморегуляция состояний отметим, что обращенность к ментальным составляющим регуляторного процесса позволит более эффективно понимать особенности регуляторного процесса субъекта в контексте оптимизации его состояний в различных по напряженности ситуациях и событиях жизнедеятельности.
Список литературы
1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во Институт психологии РАН», 2003. - 318 с.
2. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука,1980. -294 с.
3. Леонова А.Б. Психологические механизмы саморегуляции функциональных состояний// Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов/ Под ред. В.И.Моросановой.- М.- Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С.345-370.
4. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. -
19 с.
5. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 184 с
6. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний // Психологический журн. Т.30. № 2. 2009. С.5-18.
7. Прохоров А.О. Образ психического состояния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 245 с.
8. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния студентов при разных формах учебной деятельности студентов // Психологический журн. 2016. Том 37. № 6. С.47-55.
УДК 159.9
ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ34 Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г.
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье с позиции экопсихологического подхода рассматриваются наиболее существенные характеристики психических состояний человека, такие как целостность, реактивность и др. В контексте данного подхода подчеркивается возможность самостоятельного управления субъектом собственными психическими состояниями. Исследование построено с опорой на структурно-функциональную модель ментальной регуляции психических состояний субъекта. В результате исследования студентов в различных ситуациях учебной деятельности, установлены их наиболее выраженные психические состояния, ведущие способы саморегуляции, а также психологические свойства, позволяющие эффективно управлять своими психическими состояниями.
Ключевые слова: психические состояния, саморегуляция, учебная деятельность, экопсихологический аспект.
ECOPSYCHOLOGICAL ASPECT OF MENTAL STATES' SELF-REGULATION IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G.
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. The article considers the most essential characteristics of personal mental states, such as integrity, reactivity, etc. from the perspective of an ecopsychological approach. In the context of this approach, it is emphasized the possibility of independent control of a subject's own mental states. The study is based on the structural-functional model of the mental states regulation of subject. As a result of the study in various situations of educational activity of students, established their most pronounced mental states, leading methods of self-regulation, as well as psychological properties that effectively manage their mental states.
Keywords: mental states, self-regulation, educational activity, ecopsychological aspect.
Введение
Психические состояния, как и другие виды психической реальности, порождаются в ходе взаимодействия между компонентами системы «человек - окружающая среда» и могут рассматриваться с точки зрения продуктов становления этой системы [2]. Благодаря состояниям индивид субъективно отражает и переживает средовые свойства и отношения, что и проявляется в вариативности (субъективности) его реакций в каждой конкретной ситуации жизнедеятельности. В психических состояниях сосредоточены такие важные для экопсихо-логического подхода характеристики как целостность (частные формы проявления психики), ситуативность (конкретные условия среды), реактивность, взаимосвязь с психическими про-
34 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07072.