Научная статья на тему 'ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психические состояния / саморегуляция / учебная деятельность / экопсихологический аспект. / mental states / self-regulation / educational activity / ecopsychological aspect

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохоров А. О., Чернов А. В., Юсупов М. Г.

В статье с позиции экопсихологического подхода рассматриваются наиболее существенные характеристики психических состояний человека, такие как целостность, реактивность и др. В контексте данного подхода подчеркивается возможность самостоятельного управления субъектом собственными психическими состояниями. Исследование построено с опорой на структурно-функциональную модель ментальной регуляции психических состояний субъекта. В результате исследования студентов в различных ситуациях учебной деятельности, установлены их наиболее выраженные психические состояния, ведущие способы саморегуляции, а также психологические свойства, позволяющие эффективно управлять своими психическими состояниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохоров А. О., Чернов А. В., Юсупов М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOPSYCHOLOGICAL ASPECT OF MENTAL STATES’ SELF-REGULATION IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article considers the most essential characteristics of personal mental states, such as integrity, reactivity, etc. from the perspective of an ecopsychological approach. In the context of this approach, it is emphasized the possibility of independent control of a subject’s own mental states. The study is based on the structural-functional model of the mental states regulation of subject. As a result of the study in various situations of educational activity of students, established their most pronounced mental states, leading methods of self-regulation, as well as psychological properties that effectively manage their mental states.

Текст научной работы на тему «ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

7. Прохоров А.О. Образ психического состояния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 245 с.

8. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния студентов при разных формах учебной деятельности студентов // Психологический журн. 2016. Том 37. № 6. С.47-55.

УДК 159.9

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ34 Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г.

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия E-mail: alprokhor1011@gmail.com, albertprofit@mail.ru, yusmark@yandex.ru

Аннотация. В статье с позиции экопсихологического подхода рассматриваются наиболее существенные характеристики психических состояний человека, такие как целостность, реактивность и др. В контексте данного подхода подчеркивается возможность самостоятельного управления субъектом собственными психическими состояниями. Исследование построено с опорой на структурно-функциональную модель ментальной регуляции психических состояний субъекта. В результате исследования студентов в различных ситуациях учебной деятельности, установлены их наиболее выраженные психические состояния, ведущие способы саморегуляции, а также психологические свойства, позволяющие эффективно управлять своими психическими состояниями.

Ключевые слова: психические состояния, саморегуляция, учебная деятельность, экопсихологический аспект.

ECOPSYCHOLOGICAL ASPECT OF MENTAL STATES' SELF-REGULATION IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G.

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia E-mail: alprokhor1011@gmail.com, albertprofit@mail.ru, yusmark@yandex.ru

Abstract. The article considers the most essential characteristics of personal mental states, such as integrity, reactivity, etc. from the perspective of an ecopsychological approach. In the context of this approach, it is emphasized the possibility of independent control of a subject's own mental states. The study is based on the structural-functional model of the mental states regulation of subject. As a result of the study in various situations of educational activity of students, established their most pronounced mental states, leading methods of self-regulation, as well as psychological properties that effectively manage their mental states.

Keywords: mental states, self-regulation, educational activity, ecopsychological aspect.

Введение

Психические состояния, как и другие виды психической реальности, порождаются в ходе взаимодействия между компонентами системы «человек - окружающая среда» и могут рассматриваться с точки зрения продуктов становления этой системы [2]. Благодаря состояниям индивид субъективно отражает и переживает средовые свойства и отношения, что и проявляется в вариативности (субъективности) его реакций в каждой конкретной ситуации жизнедеятельности. В психических состояниях сосредоточены такие важные для экопсихо-логического подхода характеристики как целостность (частные формы проявления психики), ситуативность (конкретные условия среды), реактивность, взаимосвязь с психическими про-

34 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07072.

цессами и свойствами субъекта, обусловленность состояний комплексом внешних и внутренних факторов и др. [3]. Кроме того, благодаря своей интегрирующей функции, психические состояния играют фундаментальную роль в формировании структурных компонентов сознания человека [1].

Важнейшей особенностью психических состояний является возможность их целенаправленного изменения (саморегуляция). Так, в контексте «субъект-объектного» типа экоп-сихологического (ситуационного) взаимодействия, индивид, используя различные психоре-гулирущие действия или психотехнические умения, может самостоятельно управлять своими состояниями. В качестве примера можно указать на смысловую регуляцию психических состояний. Эта форма регуляции определяет детерминацию состояний со стороны субъекта и связана с волевой регуляцией. Проявление воли субъекта проявляется в переключении сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности, сохранение ее качества (процессуальная направленность личностного смысла) и, как следствие, на согласование текущего состояния и требований деятельности.

В контексте предмета нашего исследования - саморегуляции психических состояний, мы опираемся на структурно-функциональную модель ментальной регуляции психических состояний субъекта.

Модель представляет собой структуру взаимоотношений между психическими состояниями, характеристиками сознания (репрезентации, рефлексия, переживания, смысловые структуры, ментальный опыт) и внешними факторами (ситуации, пространство культуры, образ жизни, временные факторы и социальная среда), а также регуляторными действиями и обратной связью.

В совокупности весь регуляторный комплекс является составляющей частью субъективного (ментального) регуляторного опыта человека. Включенность опыта в ситуациях жизнедеятельности проявляется в актуализации психического состояния определенного качества, в использовании наиболее часто употребляемых способов и приемов регуляции состояний, «наработанных» или «выработанных», либо стихийно сложившихся в ходе освоения деятельности и жизнедеятельности, в целом, а также в организации «упорядоченных» структур сознания, образующих функциональный комплекс, «настроенных» на регуляцию состояний определенного качества, модальности и интенсивности. Эта организация формируется в связи со спецификой комплексов (блоков), состоящих из состояний, средств регуляции и ментальных структур, образующихся в диапазоне текущего времени и в условиях повторяющихся ситуаций жизнедеятельности.

В функциональном плане, в основании саморегуляции находятся механизмы регуляции отдельного психического состояния [4]. Достижение цели - желаемого состояния, связано с включенностью в регуляторный процесс ментальных структур (смысловых, рефлексии, переживаний и др.) и осуществляется через цепь переходных состояний. Переход от состояния к состоянию осуществляется при использовании различных психорегулирующих приемов и средств. Информация о достижении желаемого состояния реализуется при помощи обратной связи. Регуляция совершается при активном участии психических процессов и с опорой на психологические свойства (темперамент, характер, способности и пр.).

Регуляторный процесс осуществляется в конкретной социальной среде на фоне куль-туральных, этнических, профессиональных и др. влияний, в определенной социальной ситуации жизнедеятельности: экономической, юридической, учебной; связанной с местом субъекта в малой группе: его социальными ролями, статусами и др., связан с характерным для него образом жизни [5; 6]. «Развертывание» регуляторного процесса, а также его параметры и их изменения в жизнедеятельности, определяются требованиями социального функционирования субъекта, спецификой профессиональной деятельности и субъектно-личностными особенностями человека.

Методика исследования

В исследовании приняло участие 88 человек (средний возраст - 18 лет), все - студенты 1 курса Института психологии и образования Казанского федерального университета,

обучающиеся по направлениям «Классическая психология» и «Клиническая психология». Исследование осуществлялось в ходе 3 основных форм учебной деятельности: лекция, семинар и экзамен. На время исследования занятие прерывалось и испытуемых просили ответить на вопросы 3-х авторских анкет:

1. Опросник психических состояний студентов. Включает перечень из 104 психических состояний и позволяет оценить наличие и выраженность у студентов предлагаемых состояний по 5-балльной шкале.

2. Опросник регуляторных свойств студентов, состоящий из 63 показателей. Направлен на диагностику качеств, позволяющих студентам управлять своими психическими состояниями в ходе учебной деятельности.

3. Опросник способов саморегуляции студентов, включающий 25 параметров. Студентам необходимо выбрать и оценить частоту использования различных способов саморегуляции психических состояний.

Результаты исследования

В результате исследования установлено, что средняя выраженность психических состояний выше в ситуации экзамена (2,2 балла), нежели лекции (1,3 балла) и семинара (1,4 балла), что обусловлено более высокой напряженностью экзаменационной формы учебной деятельности. Лекции и семинары могут рассматриваться как повседневные формы учебной деятельности, где интенсивность переживаемых состояний значительно ниже. Выраженность психических состояний на лекции и семинаре отличается незначительно.

Установлено, что мере роста напряженности формы учебной деятельности возрастает и выраженность психических состояний волнение, сомнение и огорчение. Рассматриваемые состояния достигают пика выраженности в ситуации экзамена. Однако возрастает выраженность не только негативных состояний, но и таких позитивных как вера и надежда на благоприятный исход экзамена. В то же время, отмечается значительное снижение интенсивности позитивных познавательных состояний, таких как заинтересованность и любопытство. Отметим также, что выраженность познавательного состояния «сосредоточенность», на экзамене не только не падает, но даже несколько возрастает в сравнении с повседневными формами учебной деятельности.

Также было установлено, что наибольшую выраженность, независимо от формы учебной деятельности, имеют следующие состояния: заинтересованность, вдумчивость, любопытство, сосредоточенность, которые можно отнести к классу познавательных психических состояний. Кроме того, отмечается высокая выраженность и других состояний: активность, ответственность, голод и уважение.

Выявлено, что познавательные состояния, в целом, имеют более высокую выраженность и позитивный окрас. Особенно следует отметить состояния вдумчивости и заинтересованности, получившие наивысший балл интенсивности, переживаний, независимо от формы обучения.

Обратимся к состояниям, наиболее выраженным в различных формах учебной деятельности. Выявлено, что в ситуации лекции наиболее выраженными состояниями выступают: заинтересованность, уважением и вдумчивость. Проявление остальных предложенных состояний не достигает заданных пороговых значений (3,0 балла). Отметим, что количество выраженных состояний растет по мере роста интенсивности напряжения от лекции к семинару и далее - к экзамену. Помимо уже обозначенных состояний, в ситуации семинара обнаружено проявление состояний задумчивости и голода. В свою очередь в ситуации экзамена отмеченные состояния более интенсивно выражены, и к познавательным состояниям задумчивости, сосредоточенности и вдумчивости добавляются мотивационные состояния веры, надежды, и ответственности, а также эмоциональное состояние волнения.

Далее, обратимся к свойствам личности, позволяющим студентам наиболее эффективно регулировать психические состояния на занятиях. Среди наиболее типичных свойств личности, независимо от форм обучения, были выделены следующие: адекватность (3,9 бал-

лов), толерантность (3,7), а также самостоятельность, рефлексивность, ответственность и осознанность (по 3,6 балла).

Однако существует определенная специфика частоты проявления свойств личности в зависимости от формы обучения. Обнаружено, что количество свойств личности, наиболее часто проявляющихся в учебной деятельности, снижается по мере роста напряженности формы обучения. Так, на лекции наиболее часто проявляются такие свойства, как адекватность толерантность, осознанность, осмысленность и рефлексивность. На семинаре, помимо отмеченных, наиболее значимыми для процесса регуляции психических состояний выступают такие свойства личности, как наблюдательность, разумность, тактичность и ассертив-ность. Следует отметить, что выделенные свойства во многом схожи для ситуации лекции и экзамена. Ситуация экзамена требует от студента проявление других свойств личности, среди которых можно выделить такие, как ответственность (достаточно часто проявляется и в ситуации семинара), серьезность и тактичность (отмечаются и в ситуации лекции) и самокритичность. Обращает на себя внимание и тот факт, что частота проявления выделенных свойств на экзамене ниже, нежели на лекции и семинаре.

В то же время, существует определенная специфика проявления свойств личности в различных ситуациях учебной деятельности. Так, коммуникабельность и творческость чаще проявляются в ходе семинарских занятий, тогда как осмысленность и рефлексивность более актуальны для лекционной формы обучения. В свою очередь, на экзамене студентам более свойственно проявлять настойчивость и лидерские качества, что обусловливает регуляцию их психического состояния.

Интересными выглядят результаты исследования способов саморегуляции психических состояний у студентов в ходе учебной деятельности. Независимо от форм учебной деятельности, студенты чаще всего прибегают к таким способам регуляции, как самоанализ (уход в себя), самоконтроль, использование логики, позитивный настрой и высокая поисковая активность. Однако, если обратить внимание на специфику применяемых способов и приемов регуляции в разных формах обучения, то здесь можно обнаружить ряд отличий. Здесь, так же, как и в случае с переживаемыми психическими состояниями и актуализирующимися свойствами личности, наблюдается схожесть в способах регуляции, применяемых в семинарской и лекционной формах обучения. Для обеих форм характерно использование самоанализа и логики. Специфичными способами регуляции негативных и сохранения позитивных психических состояний на лекции выступают юмор и общение, тогда как на семинаре - высокая поисковая активность (поиск решения проблемы). В экзаменационной ситуации увеличивается роль таких способов регуляции, как самоуспокоение и повышение собственной мотивации, при сохранении высокой поисковой активности при решении проблем. Отметим также, что частота актуализации способов регуляции увеличивается по мере роста напряженности учебной деятельности.

Выделим наиболее яркие отличия в частоте использования способов регуляции психических состояний в различных формах учебной деятельности. Установлено, что наибольшей «включенности» регуляторных процессов требует напряженная ситуация экзамена. Следует отметить также, что вовлеченность способов регуляции выше в случае лекции, нежели семинара. Последнее связано с тем, что лекция выступает в качестве более жестко организованной формы обучения, нежели более «гибкий» семинар. В напряженной ситуации экзамена возрастает частота использования практически всех способов и приемов регуляции состояний, в частности: использование действий противоположного характера, дыхательных упражнений, контроль и регуляция движений, речи, а также мимических мышц и скелетной мускулатуры.

Таким образом, в результате исследования были установлены следующие закономерности:

1. Наиболее выраженными психическими состояниями в различных формах учебной деятельности выступают познавательные психические состояния.

2. Количество свойств личности, наиболее часто проявляющихся в учебной деятельности, снижается по мере роста напряженности формы обучения.

3. Независимо от форм учебной деятельности, студенты чаще всего прибегают к таким способам регуляции, как самоанализ (уход в себя), самоконтроль, использование логики, позитивный настрой и высокая поисковая активность.

Список литературы

1. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. - 197 с.

2. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. Москва; Санкт-Петербург: Изд-во Нестор-История, 2014. - 296 с.

3. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань: КГПИ, 1994. - 168 с.

4. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 56. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.01.2020).

5. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.

6. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния студентов при разных формах учебной деятельности студентов // Психологический журнал. 2016. Т. 37. №6. С.47-55.

УДК 159.99+316.6

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ35

Серафимович И.В.

ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования, E-mail: iserafimovich@yandex.ru Сабаканова А.С.

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Россия

E-mail: alenka.tutaev@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы саморегуляции, представлены результаты исследования стилей саморегуляции поведения педагогов различных дошкольных образовательных учреждений. Проанализированы результаты показателей регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств саморегуляции педагогов.

Ключевые слова: профессиональное педагогическое мышление, педагоги, психологическое здоровье, саморегуляция, регуляторные процессы, метакогнитивные процессы.

METACOGNITIVE DISTINCTIVE FEATURES OF PROFESSIONAL THINKING AND

THE PECULARITIES OF TEACHERS' SELF-CONTROL AS THE SIGNS OF

PSYCHOLOGICAL HEALTH Serafimovich I.V.

The Education Development Institute of Yaroslavl Region, Russian Federation E-mail: iserafimovich@yandex.ru Sabakanova A.S.

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Russian Federation

35 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00102а по теме «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.