Научная статья на тему 'Ментальная модель интернет-пространства'

Ментальная модель интернет-пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойченко Г., Гуревич Л., Кундозерова Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ментальная модель интернет-пространства»

138

Высшее образование в России • № 2, 2008

дов ее описания, программно-методического обеспечения для тематических демонстрационных материалов, по интеграции ВС в распространенные инструментальные среды дистанционного образования.

Литература

1. Долговесов Б.С., Морозов Б.Б., Шевцов

М.Ю. Виртуальная студия «Фокус» // Proceedings of International Workshop «Virtual Environments on PC Cluster 2002». - Protvino-St.-Petersburg, 2002, Sept.

2. Ковальков М.А., Рухлинский А.В., Таран-

цев И Г. Разработка и реализация рирпроекции на базе современного графического акселератора // Труды XVI Меж-

дунар. конф. по компьютерной графике и ее приложениям «Графикон-2006» (Новосибирск, 1-5 июля 2006 г.). - Новосибирск, 2006.

3. Rukhlinskiy A.V., Shevtsov M.Yu., Dolgo-

vesovB.S. Integration ofthe volume rendering system with virtual studio // Труды XV Меж-дунар. конф. по компьютерной графике и ее приложениям «Графикон-2005» (Новосибирск, 20-24 июня 2005 г.). - Новосибирск, 2005.

4. Долговесов Б.С., Мазурок Б.С., Ванданов

В.Г. Разработка новых и адаптация существующих базовых алгоритмов визуализации SD-сцен для Web-приложений // Труды XVI Междунар. конф. по компьютерной графике и ее приложениям «Гра-фикон-2006» ...

Г. БОЙЧЕНКО, доцент Л. ГУРЕВИЧ, доцент Л. КУНДОЗЕРОВА, профессор Кузбасская государственная педагогическая академия

Разработка стратегических ценностей, целей и приоритетов образования человека информационной цивилизации, трансформация образовательных взаимоотношений на базе технологических средств и сервисов сети Интернет обусловливают необходимость системного анализа интернет-пространства в качестве перспективного поля профессиональной деятельности педагога [1].

Ментальная модель интернет-пространства отражает основные характеристики интернет-менталитета педагога - устойчивые, глубинные основания восприятия информации, мировосприятия, мировоззрения и информационного поведения, придающие личности свойства уникальной неповторимости, обусловливающие ее способность к изменению окружающего интернет-пространства для самореализации в виртуальном мире. Основным фактором, детерминирующим обогащение ментальной модели интернет-пространства, выступает

Ментальная модель

интернет-

пространства

опыт практической педагогической деятельности с использованием различных технологий, сервисов и средств.

Ментальная модель интернет-пространства как сферы педагогической деятельности представляет собой особую форму эмпирических обобщений, представлений личности об Интернете как особом феномене педагогической действительности. Это динамичное системное образование со сложной иерархической структурой, объективирующее не только явное, интерперсональное знание, но и неявное, личностное знание, сформированное на основе индивидуального познавательного (в том числе эмоционально-оценочного) опыта, имеющее имплицитный характер и отличающееся слабой вербализуемостью [2].

В 2006-2007 учебном году нами было проведено исследование ментальных моделей интернет-пространства студентов 4-го и 5-го курсов физико-математического факультета Кузбасской государственной пе-

ONLINE EDUCA

139

дагогической академии, обучающихся по специальности «Информатика». Передсту-дентами была поставлена следующая задача: выступая в роли когнитологов, технических коммуникаторов и экспертов данной предметной области, обобщить свои знания и опыт по теме «Интернет в образовании », выполнив рефлексивную оценку возможностей и перспектив технологий, средств, сервисов, служб сети Интернет в учебной деятельности студента педвуза и в профессио-

ware [3], с помощью которого студенты осуществляли построение репрезентаций своих ментальных моделей интернет-пространства в форме ментальных карт. Реконструкция на основе полученных ментальных карт обобщенной ментальной модели интернет-пространства позволила выявить социокультурные, образовательные, информационные, коммуникационные и другие аспекты феномена Интернета в контексте педагогической деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент ментальной карты «Интернет в профессиональной деятельности педагога»

нальной деятельности педагога. Для поддержки процессов визуализации и концептуализации латентных категориальных структур знания был использован интеллектуальный инструментарий интерактивной когнитивной графики М1г^Маррт§ Soft-

Интернет-пространство выступает метапространством воспитательных пространств развития личности, отражая социальное пространство - поле значений, пространство педагогической культуры -поле ценностей и субъектное пространство

140

Высшее образование в России • № 2, 2008

- поле смыслов педагога. Ментальная модель интернет-пространства эксплицирует основные атрибуты, имманентно присущие мировому образовательному пространству: единство, целостность, полиструктурность, открытость, многомерность, динамичность, гетерогенность и др. Ризоматический характер ментальной модели интернет-пространства как сферы профессиональной деятельности педагога объективирован в различных подходах к реализации методологических концепций открытого образования в педагогическом процессе на базе современных информационно-образовательных технологий, систем и средств обучения с использованием сети Интернет: электронное обучение (е-1еагп1п§), мобильное обучение (ш-1еагп-1п§), интернет-обучение, дистанционное обучение.

Глобальное информационное пространство Интернет, в котором создается, потребляется и перемещается информация, интерпретируется в ментальной модели педагога в качестве виртуального отображения совокупности объединенных структурными связями замкнутых областей - полей знаний. Информационное поведение педагога в интернет-пространстве детерминировано видением пользователя Интернета не только какпотребителя информации, но и как активного создателя информационных ресурсов, аккумулирующих знания, - важнейшей ценности современного общества, характеризуемого как «информационное», «интеллектуальное», «компетентное», «общество знания».

Современные технологии асинхронной и синхронной интернет-коммуникации, составляющие базис единого коммуникационного пространства, в ментальной модели интернет-пространства педагога представлены как средства организации:

• коммуникации, основное значение которой состоит в обмене информацией;

• педагогического общения, подразу-

мевающего обмен не только информацией, но и эмоциональным отношением к ней;

• педагогического взаимодействия, предполагающего воздействие субъектов образовательного процесса друг на друга с целью порождения новых значений и смыслов.

Восприятие интернет-пространства как области функционирования информационных реалий, обладающих протяженностью, структурностью и вступающих во взаимодействие, как сферы развития творческого информационно-коммуникативного процесса обусловливает необходимость расширения педагогической рефлексии над деятельностью в Интернете с позиций ценностноцелевых структур сознания.

Возрастание влияния Интернета в универсуме образования, трансформация интернет-пространства в поле реализации образовательных потенций личности, порождают проблему поиска и обоснования концептуальных основ личностного и социально-профессионального становления будущего педагога.

Мониторинг ментальных моделей студентов на всех этапах профессиональной подготовки в педвузе позволит проектировать индивидуальные траектории профессионального становления будущих педагогов. Это достигается путем реализации поэтапного, динамичного и управляемого процесса формирования у них системы компетенций (ключевых, общепрофессиональных, специальных) по использованию сети Интернет в педагогической деятельности.

Литература

1. См.: Ваграменко Я.А. Информационное про-

странство для деятельности педагога // Педагогическая информатика. - 2002. - № 3.

2. См.: Полани М. Личностное знание: На

пути к посткритической философии / Пер.

с англ. - М., 1985.

3. Software for mindmapping and information

organization. - http:// www.mind-mapping.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.