Научная статья на тему 'Менталитет как социокультурный и исторический феномен'

Менталитет как социокультурный и исторический феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
709
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИЯ / НАРОДНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ / КРЫМСКОТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / MENTALITY / NATION / NATIONALITY / SPIRITUALITY / SOCIETY / CULTURE / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овдиенко Диана Александровна

В статье рассматривается понятие «национальный менталитет», который трактуется как своеобразный тип, образ мышления, специфический способ восприятия и осознания объективной реальности определённой нации. На конкретном примере ментальности крымских татар выявляются характерные особенности народа, его живой портрет на фоне других народов Крымского полуострова.The paper deals with the concept of "national mentality", which is interpreted as a kind of type, way of thinking, a specific way of perception and awareness of the objective reality of a particular nation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менталитет как социокультурный и исторический феномен»

Аннотация. В статье рассматривается понятие «национальный менталитет», который трактуется как своеобразный тип, образ мышления, специфический способ восприятия и осознания объективной реальности определённой нации. На конкретном примере ментальности крымских татар выявляются характерные особенности народа, его живой портрет на фоне других народов Крымского полуострова.

Ключевые слова: менталитет, нация, народность, духовность, общество, социум, культура, обычаи, крымскотатарские народные традиции.

Mentality as a Socio-Cultural and Historical Phenomenon

Summary. The paper deals with the concept of "national mentality", which is interpreted as a kind of type, way of thinking, a specific way of perception and awareness of the objective reality of a particular nation.

Keywords: mentality, nation, nationality, spirituality, society, society, culture, customs.

В работе рассматривается социокультурное понятие «менталитет» в этнологическом аспекте, его место в мировой культуре, каким образом менталитет может влиять на судьбу народа и выбор его исторического пути, связи менталитета с общим философским взглядом на мир данного народа, что впоследствии проявляется в его фольклоре, обрядах, народных традициях, музыке, искусстве и литературе. Изучение данного феномена наряду с теоретическим значением имеет огромную практическую роль. Ведь существование любого народа в международном окружении требует построения правильных взаимовыгодных отношений, и знания об особенностях

Овдиенко Диана Александровна1 Email: aleksandrovna_crimea94@mail.ru

Менталитет как социокультурный и исторический феномен

УДК: 130.2:140.8

характера того или иного народа помогают политикам, экономистам, философам, историкам, культурологам и другим специалистам, работающим в социальной сфере, выстраивать эти взаимоотношения.

Исследователем общефилософского аспекта в понятии менталитета занимались социо-антрополог Л. Леви-Брюль (1857 - 1939), который собственно и ввел в научный оборот термин «ментальности», а также немецкого мыслителя-неокантианца Э. Кассирера (1874 - 1945). Социолог-неофрейдист Э. Фромм (1900 - 1980), французский психолог Г. Бутуль. Ф. Бродель. Что касается исследований по конкретному вопросу ментальности крымскотатарского народа, то здесь можно отметить таких исторических личностей как турецкий путешественник XXVII века Эвлия Челеби, российский этнограф Густав Иванович Радде, крымскотатарский писатель и общественный деятель И. Гаспринский, а также наша современница крымскотатарская писательница Эльмира Мустафа.

Менталитет является предметом рассмотрения нескольких гуманитарных наук, каждая из которых вносит свою лепту в определение данного понятия. Современный Философский энциклопедический словарь трактует менталитет как образ мышления, общую духовную настроенность человека или группы [7]. Это некая реальность в социуме, проявляющаяся в общности эмоциональных, умственных, философско-ценностных особенностей, характеризующих опре-

1 Овдиенко Диана Александровна, магистрант факультета истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь, Крым).

деленную этническую группу, народ или народность, и выделяя ее посредством этой особенности среди других подобных групп. Исследователями, изучавшими данную проблему, очевидно установлена главная характерная черта менталитета как величины на данном этапе развития человечества относительно постоянной, трудно поддающейся изменениям социо-морфологической структуры, каковая представляет собой основу для общественных культурных приобретений, наслаивающихся на неё, и в окончательном виде представляющих собой понятие «характер народа». [4].

Этот же термин можно использовать и в более узком смысле при отображении образа мышления, взглядов, умонастроений, норм поведения, объяснении мировоззрения, моральных и этических взглядов отдельного человека, принадлежащего определённой социальной общности, сформированного данной социальной общностью и перенявшего на себя её ценности, религиозные убеждения, моральные схемы. Принадлежность к конкретному социуму, самоидентификацию, многослойность ученые определяют как основные характеристики менталитета.

Что является первоисточником в данном вопросе и кто в данном случае выступает носителем черт ментальности? Если на сегодняшний день для нас эта величина практически незыблема, но она, конечно же имела своё начало, то насколько глубоки её истоки? В первую очередь, самый древний и полномасштабный обладатель ментальных характеристик - это, конечно же, зарождающийся этнос. Первичность в данной условной классификации обусловлена ролью собирателя племён, связанных кровным родством, наций и народов на протяжении огромного исторического периода времени. За этносом, где основная этническая общность - «нация» (народ), следует «народность» как результат слияния племен уже не родственных, а являющихся соседями территориально, с единым, взятым за основу общения, языком с различными диалектами.

Позднее на огромном историко-времен-ном поле в данной социальной структуре возникают социальные слои, касты, классы и др. подразделения. С течением времени на социальную сцену выходит «семья» (микросоциум), а за ней - «индивид», который является всеобщим носителем менталитета, образующим началом структур жизнедеятельности общества. «Личности» в данной структуре определяется роль основного, главного носителя ментальных черт, которые в реальной жизни привносят определённую специфичность и преемственность, а также очевидную принадлежность конкретной личности к определённому социуму. Почему личность и семья в данном списке находятся на последнем месте? По причине степени осознанности, по словам социологов, человека себя как автономного элемента общества и семьи как неприкосновенного относительно закрытого микросоциума, в котором имеют право существовать без права вмешательства со стороны некоторые кровные родственники. До этого самое «интимное» для человека было понятие общины как место, дарующее комфорт и безопасность.

На данном этапе формирования человечества можно уже говорить о зарождении духовности как отличительной черты человека как создания природы или бога. Человеческая духовность образовывается с помощью эмоций и чувств. Человек рождается на земле своих предков и формируется в атмосфере духовности именно своего народа, впитывая его моральные принципы, оценки, социальные установки, идеалы и т.д., которые формировались на протяжении многих поколений. Мировоззрение, которое будет способствовать индивидууму отражать окружающий мир в течение всей жизни, вырабатывается в соответствии с теми социально-психологическими установками, которые предоставлены данному индивидууму опытом прошлых поколений его народа, результатом успешного выживания данной общности в ходе истории. Причастность человеческого индивидуума к определённому сегменту этнического

разнообразия даёт ему надежду на осмысленность прихода в этот мир и его жизненной миссии.

Если рассматривать структуру менталитета нации, можно отметить чрезвычайную её сложность и многослойность. В силу своей глобальности эта форма общности основывается на экономических, геополитических, материальных условиях жизни, особенностях общего языка, своеобразии культуры [3].

Две основные составляющие понятия менталитета нации это:

- социокультурный компонент, который включает в себя нравственную, духовную, художественную, религиозную стороны жизни вместе с экономикой и политикой;

- психологический компонент, представленный на двух уровнях:

Первый уровень - это социально-психологические особенности народа, или т.н. «национальный характер»;

Второй уровень - проявления социально-психологических установок на личностном уровне, при котором характерные черты характера социума можно наблюдать в характере отдельной личности, надлежащей данному социуму.

Второй уровень может быть рассмотрен в отдельном исследовании, в наши же задачи входит рассмотрение первого уровня как основного источника информации об исторически сформировавшегося этносе и взаимосвязи его с другими культурами мира. Практическая демонстрация вышеуказанных теоретических философских выкладок представлена в данном случае рассмотрением ментальных особенностей этноса крымских татар.

Вследствие долгих исторических и этнических процессов сама нация сформировалась из трёх субэтнических подгрупп: горцев (татов), степняков (ногаев) и южнобережцев (ялыбойлю). Принадлежность к одной из этих подгрупп обуславливает различные, особенные черты во внешности, характере и темпераменте людей в пределах одной нации. Связано это с тем, что на все эти три подгруппы в древности оказали влияние весьма разные народы,

привнеся свои национальные особенности в характер крымских татар. Так, например, ногаи - выходцы из степных районов полуострова, смешивались с половцами, кыпчаками и др.племенами татаро-монгольской расы, поэтому не только внешне (это люди невысокого роста крепкого телосложения, монголоидным типом лица и кожи), но и внутренне очень типичны - обладают рассудительностью, и характер они имеют особенный - заложенная в генах терпеливость к природно-климатическим факторам, неприхотливость в походных условиях жизни и быта, необходимость экономить силы для физического труда, связанного со скотоводством, сформировала спокойный характер мужчин, в то время жёны, отличающиеся темпераментом, управляли традиционно в доме своими мужьями.

Ялыбойлю - переводится как живущие вдоль берега. На происхождение данной подгруппы оказали своё влияние турки, готы, древние греки, а у жителей Восточной части побережья в жилах течет еще и кровь генуэзских завоевателей Крыма. Во внешности ялыбойлю более всех из крымских татар проявляются европеоидные черты- прямые или римские и греческие носы, смуглая кожа, зеленые глаза, кудрявые волосы, встречаются также светловолосые и сероглазые. Природная красота, интеллигентность и талантливость этих крымских татар бесспорна - среди них множество артистов и музыкантов. Средиземноморский темперамент проявляется в жестикуляции или громкой и быстрой речи, темп которой не присущ, в общем, крымским татарам и иногда принимается за агрессивность. Не отнять у представителей ялыбойлю и предпринимательской хватки.

На этногенез татов, жителей горного и предгорного Крыма, повлияли почти все воинственные племена и народы, когда-либо живущих в Крыму с древних времён-скифы, сарматы, греки, булгары, хазары, кипчаки, аланы и др. Внешне таты похожи на болгар, сербов или на представителей народов Кавказа: хорошо сложены, глаза большие и тём-

ные, волосы черные и густые, светлая кожа. Характер татов горячий, упрямый и вспыльчивый. Среди них много спортсменов, в древности из них происходили профессиональные воины, для которых необходимы такие черты характера как упорство, смелость, выносливость, честолюбие, гордость. Всего этого в та-тах с избытком.

При всём своеобразии этих трёх групп, все они составляют один этнос, имеющий общие национальные черты, который в мировой культуре занимает своё место под именем крымские татары. Он сочетает в своём менталитете европейский тип мировосприятия с чертами, присущими сугубо восточным народам - мудрость, терпеливость и смекалку. В наши дни различий между группами становится всё меньше: если в старину старейшины родов требовали составлять семьи только из представителей своей общины, то сейчас - единство нации главнее, поэтому в культуре крымскотатарского народа вопрос смешения между этническими подгруппами не принципиален.

Необходимо перечислить также общие отличительные черты всех крымских татар, что собственно, и составляет в совокупности наряду с особенностями трёх вышеописанных субэтнических групп понятие «менталитет крымскотатарского народа»:

- Гостеприимство: гостю всегда рады, трапезу с гостем разделят независимо от того, богат стол или беден;

- Чистота в доме: «Платье если и бедно, то чисто и без дыр, хоть и в заплатах», «хижина сколь бы ни мала, а чиста, и вещи в порядке» [8];

- Не безразличие к чужой беде;

- Доброта, спокойствие и отсутствие подозрительности, что говорит о внутренней уверенности в себе и в близких, которые могут встать на защиту;

- Самообладание: находят в себе силы не падать духом в самых отчаянных ситуациях. Одним из доказательств влияния менталитета на судьбы народа являются противостояние крымских татар лишениям, которые они претерпели в суровых условиях репрессий, депортации и после возвращения на родину:

заложенные генетически волевые черты характера помогли людям многократно подниматься духовно и физически, не сломаться в ситуациях, кажущихся неразрешимыми;

- Оптимизм, отзывчивость, контактность, любознательность, открытость к общению. Притом, что во время работы «сосредоточены и молчаливы во время отдыха же физиономия их оживляется, все собираются в кружок и начинаются бесконечные разговоры о разных предметах» [8];

- Врожденное чувство достоинства. «Даже делая подённую работу у чужих, крымский татарин делает это спокойно и важно» [7];

- Критическое отношение к богатству: ислам не разрешает богатому гордиться своими деньгами, богатство у крымских татар накладывает на такого человека особые обязанности - помогать беднякам. Пример того, как религиозные взгляды сформировали определённую черту народа - способность поделиться материальными благами без сожаления, но с радостью. В наши дни радушие и щедрость действительно являются неотъемлемой частью народного характера, а не отнюдь исполнение религиозной обязанности. Крымскотатарская пословица: «Богатство и счастье должны делать человека великодушным»;

- Особое отношение к знаниям выражается в пословице «Учёные суть путеводитель человечества»;

- Традиционно уважительное отношение к труду даёт крымскому татарину возможность материального благополучия. «Чем деятельнее человек, тем он больше приобретает счастья», - говорит народная пословица о труде. Также: «Лучше быть заняту, чем праздну»; «Ленность есть мать всех пороков»; «Без труда нет добра». «Кто не был работником. тот не может стать мастером»;

- Уважение к старшим и безграничная любовь к детям, своим или чужим: данная черта присуща малочисленным народам, так как в небольшом социуме дорог и ценен каждый человек, более того, старость и молодость здесь выступают гарантами: пожилой - как носитель мудрости жизни, что является важным

фактором выживания, а дети - как носители на земле их общего генетического кода и дальнейшего процветания народа.

Эвлия Челеби писал: «Татары Крыма не знают наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, не склонные кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других. Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди убегают от него. Враждебность и ненависть показывают только тогда, когда на них нападают и грабят» [10].

Очевидно, что изучение вопросов менталитета в настоящее время необходимо для решения различных проблем современного общества, особенно многонационального, как на Крымском полуострове. Поэтому данный вопрос и является сферой деятельности различных социальных наук. Дала начало этому аналитическому процессу философская наука, чьи изыскания в этой области есть наиболее обширны и основопола-гающи. Некоторые другие науки открывают новые аспекты в данном вопросе. Например, социальная психология рассматривает менталитет как взаимодействие понятий «представления» и «качества», современные психологические реакции на исторический багаж, опыт предыдущих поколений (Ю. Митке), как совмещение человеческого сознания и коллективной привычки(бессознатель-ного) [5].

Социолингвистика со своей точки зрения расширяет данное понятие и представляет менталитет как, условно говоря, смысловую матрицу, которая управляет и предопределяет семантическую сторону культурно-социальной жизнедеятельности субъектов. С точки зрения лингвиста, при изучении данного вопроса важно учитывать роль речи, языка, так как они играют доминирующую роль в моделировании сознания.

Для историка формирование менталитета этноса как неотъемлемой части исторического процесса также представляет интереснейшую сферу изучения. Исследовать эти истоки можно, изучая древнейшие памятники культуры, своеобразие мифов, фольклора, эпических произведений наций и народов. Поэто-

му, практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т.п. могут быть привлечены к исследованию. Большое значение также имеют материалы личного происхождения - завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов [6].

Этнологи и этнопсихологи также устремляют свой профессиональный интерес на поле изучения феномена ментальности. В данном случае предлагаются новые научные принципы подхода к исследованию формированию народов и национальных характеров [2].

Неверно было бы считать, что понятие менталитета относится к сугубо духовной жизни - политике, морали, науке, искусстве, нравственности. Конечно, менталитет проявляет себя, в первую очередь, в социально-психологической сфере общественных человеческих отношений - разнообразии культуры, духовности, различных, порой уникальных нравственных и моральных понятий: религия, образование, частная жизнь, семья - преимущественные и очевидные сферы проявления менталитета. Однако феномен менталитета весьма всеобъемлющ, поэтому мы наблюдаем его также и в материальной сфере: в организации сельского хозяйства, производстве, науке и мн. др. Это позволяет сделать вывод, что формирование менталитета каждой нации и народа связано с геополитическими и природными условиями, истоками своими уходит в историческую древность завоеваний и поражений разных народов, их сосуществованием, взаимовлиянием их культур одна на другую. Переплетаясь в глубине веков религиозной канвой (православие, католицизм, ислам и др.), характер любого этноса или отдельного народа становится социокультурным элементом, тем самым являясь как бы его «визитной карточкой» в условиях всемирной глобализации и взаимодействия мирового сообщества.

Литература:

1. Библер B.C. Нравственность, культура, современность / В.С. Библер // Философские размышления о жизненных проблемах. - М.: Наука, 1990. - 330 с.

2. Герушинский Б.С. Менталитет и образование: Учебно-методическое пособие для студентов / Б.С. Герушинский. - М.: Ин-т практической психологии, 1996. - 124 с.

3. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. Пособие / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2001. - 336 с.

4. Дуйикер Г. Особенности национального характера / Г. Дуйикер, Н. Фрийд. - М.: Мир, 1997. - 254 с.

5. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Новый мир, 1996. - 458 с.

6. Пушкарев Л.Н. Проблемы менталитета и их место в школьном преподавании истории / Л.Н. Пушкарев // Преподавание истории в школе. - 1995. - № 2. - С. 2 - 6.

7. Радде Г. Крымсюе татары. Характеръ и быть / Г. Радде. - СПБ: Общественная Польза, 1879. - 52 с.

8. Радде Г. Крымские татары / Г. Радде // Вестник императорского Русского географического общества. - 1856. - Т. VI. - С. 290 - 330; 1857. - Т. I. - С. 47 - 64.

9. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. - М.: Изд-во Цифра, 2002. - С. 26.

10.Челеби Эвлия. Книга путешествия / Э. Челеби // Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.: Перевод и комментарии. - Вып. 2. - Земли Северного Кавказа, Поволжья и Придонья. - М., 1979. - С. 21.

оо

ГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.