Научная статья на тему 'Менталитет как моделеобразующая константа'

Менталитет как моделеобразующая константа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
378
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / МОДЕЛЬ МИРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / РЕФОРМЫ / КУЛЬТУРА / MENTALITY / NATIONAL MENTALITY / MODEL OF THE WORLD / CIVILIZATION / SOCIETY / REFORMS / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецова Марина Федоровна

В статье обсуждается менталитет как глубинная структура культуры, рассматриваются понятие менталитета, его роль в формировании модели мира и влияние на эффективность реформирования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTALITY AS A MODELLING CONSTANTA

The article discusses mentality as a deep structure of culture, presents the concepts of mentality, its role in developing the model of the world and influence on the effectiveness of reformation of society.

Текст научной работы на тему «Менталитет как моделеобразующая константа»

МЕНТАЛИТЕТ КАК МОДЕЛЕОБРАЗУЮШАЯ КОНСТАНТА

Менталитет, национальный менталитет, модель мира, цивилизация, общество, реформы, культура.

Одним из важнейших признаков современной эпохи развития человечества можно назвать затянувшееся «реформирование» общественных ценностей и нестабильность жизненных ориентиров. Особенно остро это проявляется в сфере модернизации российской культуры и экономики. Неэффективность копирования удачных в иных обществах реформ зачастую связана с тем, что их идеологи абсолютно не учитывают менталитет общности, которой эти реформы навязываются и для которой они, по сути, являются чужеродными, находящимися за пределами принятой обществом модели мира. Проблема менталитета, и в частности национального менталитета, представлена в трудах и отечественных, и зарубежных авторов. В рамках русской философии тема русского менталитета является своеобразной «вечной» проблемой, пронизывающей всю ее историю. Однако при этом сама категория менталитета представлена недостаточно.

Для объективности исследования необходимо отметить, что в различных областях знания менталитет как научная категория имеет некоторые семантические нюансы. В разных странах и в разных научных отраслях в данное понятие вкладывается зачастую близкое, но не тождественное значение. Таким образом, на настоящий момент можно выделить различные подходы в изучении менталитета и национального менталитета как научных категорий: философский, психологический, политологический, социологический, антропологический и др.

С точки зрения философии менталитет осмысливается двояко: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует; гносеологически, как теоретический конструкт исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса. Философский научный анализ менталитета включает в себя эмоциональный и ценностный аспекты жизни социальных групп, их духовную культуру. «Психологический подход вбирает в себя: раскрытие менталитета как характеристики индивидуального сознания; рефлексию индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального проявления; обозначение роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет» [Прокаева, 2004, с. 11]. Особую важность в социологическом исследовании менталитета на глубокую связь с социальными стереотипами как типизированным восприятием окружающего мира, максимально адаптированным к деятельности человека, приобретает социологический анализ культурной среды как самоценного фактора, оказывающего решающее влияние на систему ценностных ориентаций. В антропологии менталитет рассматривается как система прочных стереотипов, поскольку отражает определенные статичные свойства социального типа, сложившиеся в процессе практики. Политология делает акцент в определении менталитета на обобщенных характеристиках какой-либо группы безотносительно времени, условий и детерминант их возникновения и функционирования.

Таким образом, менталитет можно обозначить как общую духовную настроенность, относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или како-го-либо сообщества. Менталитет характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания, а также бессознательное; в этом смысле менталитет представляет собой специфический тип мышления. Захватывая коллективное бессознательное, менталитет выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы окружающего мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.

Понятие менталитета позволяет соединить аналитическое мышление с полуосознанными культурными шифрами. Внутри менталитета находят себя различные оппозиции - природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, индивидуальное и общественное. Социальное поведение не складывается из непрерывной аналитической деятельности. На оценку того или иного явления конкретным индивидом влияют его прежний опыт, здравый смысл, интересы. То есть «менталитет — это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. Навыки сознания окружающего, мыслительные схемы, образные комплексы находят в менталитете свое культурное обнаружение» [Прокаева, 2004, с. 13].

Менталитет — понятие более широкое и объемное, чем национальный менталитет. Возможно исследование менталитетов, определенных не национальностью, а другими обособлениями: религиозными, государственно-политическими, классовыми, общинными и др. Если менталитет, с точки зрения ряда ученых, — это живая изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции, то «менталитет народа — это исторически возникшие склад ума, мироощущение, миропонимание и социальная психология его типичного представителя» [Ильин, 2009, с. 12]. Национальный менталитет раскрывает глубинные структуры культуры, сформировавшиеся в ходе социально-исторического развития отдельного народа и определяющие на протяжении длительного времени ее этническое (национальное) своеобразие.

Национальный менталитет — это то общее основание, на котором развиваются социокультурные процессы и явления на всем протяжении развития данной нации и ее культуры. Это общее основание в каждой национальной культуре представляет собой совокупность наиболее значимых условий исторического и не собственно исторического (или надисторического) характера, к которым можно отнести такие факторы, как географическое положение, ландшафт, биосфера и другие показатели среды обитания, фундаментальные свойства определенного этноса и ближайшего этнического окружения. Такая совокупность черт определяет представление о национальном своеобразии народа и его культуры. Национальное своеобразие раскрывается в национальном характере и национальной исторической судьбе, в национальном образе мира, то есть формах мироощущения, миросозерцания, мышления и теоретизирования нации, проявляющихся далее в мифологии, фольклоре, обычаях и обрядах, формах религиозного культа, а затем в философии, литературе, искусстве, в общественно-политическом, государственно-право-вом, морально-этическом сапоопределении нации.

Философия

Историческая обусловленность менталитета проявляется и в том, что менталитет не может быть насильно навязан народу извне, как это часто происходит в эпоху реформ, а формируется, как об этом говорилось выше, естественным путем, порождается исторически возникшей совокупностью природно-географических, этнических, геополитических и других объективно существующих и не зависящих от народа особенностей, характеризующих ареал его проживания. Такую совокупность особенностей В.Н. Ильин называет менталитетообразующими константами [Ильин, 2009, с. 12]. Исследователь выделяет три причины, под воздействием которых формируются такие константы: географические факторы — особенности территории, климата, почвы, недр, флоры и фауны и др., то есть (условно) природные факторы; генетический механизм наследования признаков, приобретенных под воздействием природных факторов в процессе естественного отбора; объективные особенности истории существования народа.

Так, например, к русским менталитетообразующим константам природного происхождения относится, например, огромная территория государства. Замечательный русский философ и историк П.Я. Чаадаев писал об этом так: «Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это — факт географический. ... Вот чего не хотят понять: вся наша история - продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел» [Чаадаев, 1987, с. 173]. Немаловажными оказываются и срединное географическое положение России между Западом и Востоком; колоссальные природные богатства (полезные ископаемые, лес и др.); суровый климат на большей части территории с долгой зимой и коротким летом; малоплодородные почвы основной части территории страны (примерно 70 % территории России находится в зоне вечной мерзлоты) и др. Природные менталитетообразующие константы во многом определили появление геннообразованных и социообразованных констант.

На основе перечисленных констант формируются черты национального менталитета. Так, например, для русского национального менталитета будут характерны следующие черты, сформированные на основе природных констант: устойчивость нервной системы, способность преодолевать трудности, терпеливость, выносливость; уравновешенность темперамента; способность к мобилизации внутренних сил (короткое трудовое лето и длительные зимы выработали навык «аврального труда»); миролюбие, доброта, гостеприимство и добродушие. Генетически обусловлены такие черты, как: высокая адаптационная способность; русская смекалка; талантливость, однако часто эта черта проявляется в генерации идей, а не их воплощении. «Русскому человеку свойственно стремление к абсолютно совершенному царству бытия и вместе с тем чрезмерная чуткость ко всяким недочетам своей и чужой деятельности. Отсюда часто возникает охлаждение к начатому делу и отвращение к продолжению его; замысел и общий набросок его часто бывает очень ценен, но неполнота его и потому неизбежные несовершенства отталкивают русского человека и он ленится продолжать отделку мелочей» [Лосский, 2005, с. 93]. Черты, сформированные под воздействием социальных констант: коллективизм и соборность. Чтобы успешно вести хозяйство в суровых российских условиях (здесь, прежде всего, речь идет о природных характеристиках: климат, почвы и др.), человеку приходится жить общинами, что позволяет умножать силы за счет интеграль-

ного эффекта. В связи с этим данную черту, на наш взгляд, следует отнести к совокупно образованным социальными и природными константами, что еще раз подтверждает условность типизирования констант. Плюс к этому обостренное чувство справедливости, национальная и религиозная терпимость, патриотизм и др.

В свою очередь, менталитет определяет социальные, экономические, культурные, духовные особенности народа, тип объединяющей его политической системы. В сумме перечисленные особенности формируют понятие цивилизации. А сами эти особенности можно назвать (по В.Н. Ильину) цивилизационными константами. К их числу следует отнести: приоритет в оценке соотношения между духовными и материальными ценностями бытия; основу нравственности; понимание социальной справедливости; понимание свободы; тип государственно-политического и социального устройства общества; отношение к другим нациям и религиям. Так, например, ключевым понятием русской цивилизации большинство исследователей называют соборную совесть. Эта тема идет красной нитью через всю русскую культуру. Н.О. Лосский в своих философских трудах отмечает: «...в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: эта сила — голос совести» [Лосский, 2005, с. 8].

С одной стороны, перечисленные позиции напрямую связаны с социальными менталитетообразующими константами, что говорит о тесной взаимосвязи и взаимовлиянии менталитета и цивилизации, с другой — здесь наблюдается прямой выход на чрезвычайно важное в области социально-философского исследования понятие модели мира. В русле практического использования результатов исследования указанной проблемы нас должны интересовать не национальный характер, а национальное воззрение на мир, не психология, а гносеология, национальная (общинная) логика, склад мышления: «какой сеткой координат данный народ улавливает мир и, соответственно, какой Космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропорядок) выстраивается перед его очами и реализуется в его стиле существования, отражается в созданиях искусства и теориях науки» [Гачев, 2008, с. 18]. Это особое видение, в котором предстает бытие данной общности, и составляет особый образ мира, или модель мира. Соответственно, сам менталитет можно обозначить как моделеобразующую константу, а модель мира как целостное отражение человеческой среды, формирующее идеи и концепции, с помощью которых человек осознает мир: природу, общество, социальный порядок и самого себя в этом мире.

Таким образом, очевидным становится вывод о том, что любые изменения в обществе — естественные или искусственно заданные — будут эффективны и безопасны для данного общества только в случае их адекватности установленной модели мира.

Библиографический список

1. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. 544 с.

2. Ильин В.Н. Манифест русской цивилизации. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

144 с.

3. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; ДАРЪ, 2005. 336 с.

4. Прокаева О.Н. Духовно-ценностный смысл менталитета. Саранск, 2004. 205 с.

5. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Наука, 1987. 354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.