МЕНТАЛИТЕТ КАК МОДЕЛЕОБРАЗУЮШАЯ КОНСТАНТА
Менталитет, национальный менталитет, модель мира, цивилизация, общество, реформы, культура.
Одним из важнейших признаков современной эпохи развития человечества можно назвать затянувшееся «реформирование» общественных ценностей и нестабильность жизненных ориентиров. Особенно остро это проявляется в сфере модернизации российской культуры и экономики. Неэффективность копирования удачных в иных обществах реформ зачастую связана с тем, что их идеологи абсолютно не учитывают менталитет общности, которой эти реформы навязываются и для которой они, по сути, являются чужеродными, находящимися за пределами принятой обществом модели мира. Проблема менталитета, и в частности национального менталитета, представлена в трудах и отечественных, и зарубежных авторов. В рамках русской философии тема русского менталитета является своеобразной «вечной» проблемой, пронизывающей всю ее историю. Однако при этом сама категория менталитета представлена недостаточно.
Для объективности исследования необходимо отметить, что в различных областях знания менталитет как научная категория имеет некоторые семантические нюансы. В разных странах и в разных научных отраслях в данное понятие вкладывается зачастую близкое, но не тождественное значение. Таким образом, на настоящий момент можно выделить различные подходы в изучении менталитета и национального менталитета как научных категорий: философский, психологический, политологический, социологический, антропологический и др.
С точки зрения философии менталитет осмысливается двояко: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует; гносеологически, как теоретический конструкт исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса. Философский научный анализ менталитета включает в себя эмоциональный и ценностный аспекты жизни социальных групп, их духовную культуру. «Психологический подход вбирает в себя: раскрытие менталитета как характеристики индивидуального сознания; рефлексию индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального проявления; обозначение роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет» [Прокаева, 2004, с. 11]. Особую важность в социологическом исследовании менталитета на глубокую связь с социальными стереотипами как типизированным восприятием окружающего мира, максимально адаптированным к деятельности человека, приобретает социологический анализ культурной среды как самоценного фактора, оказывающего решающее влияние на систему ценностных ориентаций. В антропологии менталитет рассматривается как система прочных стереотипов, поскольку отражает определенные статичные свойства социального типа, сложившиеся в процессе практики. Политология делает акцент в определении менталитета на обобщенных характеристиках какой-либо группы безотносительно времени, условий и детерминант их возникновения и функционирования.
Таким образом, менталитет можно обозначить как общую духовную настроенность, относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или како-го-либо сообщества. Менталитет характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания, а также бессознательное; в этом смысле менталитет представляет собой специфический тип мышления. Захватывая коллективное бессознательное, менталитет выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы окружающего мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.
Понятие менталитета позволяет соединить аналитическое мышление с полуосознанными культурными шифрами. Внутри менталитета находят себя различные оппозиции - природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, индивидуальное и общественное. Социальное поведение не складывается из непрерывной аналитической деятельности. На оценку того или иного явления конкретным индивидом влияют его прежний опыт, здравый смысл, интересы. То есть «менталитет — это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. Навыки сознания окружающего, мыслительные схемы, образные комплексы находят в менталитете свое культурное обнаружение» [Прокаева, 2004, с. 13].
Менталитет — понятие более широкое и объемное, чем национальный менталитет. Возможно исследование менталитетов, определенных не национальностью, а другими обособлениями: религиозными, государственно-политическими, классовыми, общинными и др. Если менталитет, с точки зрения ряда ученых, — это живая изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции, то «менталитет народа — это исторически возникшие склад ума, мироощущение, миропонимание и социальная психология его типичного представителя» [Ильин, 2009, с. 12]. Национальный менталитет раскрывает глубинные структуры культуры, сформировавшиеся в ходе социально-исторического развития отдельного народа и определяющие на протяжении длительного времени ее этническое (национальное) своеобразие.
Национальный менталитет — это то общее основание, на котором развиваются социокультурные процессы и явления на всем протяжении развития данной нации и ее культуры. Это общее основание в каждой национальной культуре представляет собой совокупность наиболее значимых условий исторического и не собственно исторического (или надисторического) характера, к которым можно отнести такие факторы, как географическое положение, ландшафт, биосфера и другие показатели среды обитания, фундаментальные свойства определенного этноса и ближайшего этнического окружения. Такая совокупность черт определяет представление о национальном своеобразии народа и его культуры. Национальное своеобразие раскрывается в национальном характере и национальной исторической судьбе, в национальном образе мира, то есть формах мироощущения, миросозерцания, мышления и теоретизирования нации, проявляющихся далее в мифологии, фольклоре, обычаях и обрядах, формах религиозного культа, а затем в философии, литературе, искусстве, в общественно-политическом, государственно-право-вом, морально-этическом сапоопределении нации.
Философия
Историческая обусловленность менталитета проявляется и в том, что менталитет не может быть насильно навязан народу извне, как это часто происходит в эпоху реформ, а формируется, как об этом говорилось выше, естественным путем, порождается исторически возникшей совокупностью природно-географических, этнических, геополитических и других объективно существующих и не зависящих от народа особенностей, характеризующих ареал его проживания. Такую совокупность особенностей В.Н. Ильин называет менталитетообразующими константами [Ильин, 2009, с. 12]. Исследователь выделяет три причины, под воздействием которых формируются такие константы: географические факторы — особенности территории, климата, почвы, недр, флоры и фауны и др., то есть (условно) природные факторы; генетический механизм наследования признаков, приобретенных под воздействием природных факторов в процессе естественного отбора; объективные особенности истории существования народа.
Так, например, к русским менталитетообразующим константам природного происхождения относится, например, огромная территория государства. Замечательный русский философ и историк П.Я. Чаадаев писал об этом так: «Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это — факт географический. ... Вот чего не хотят понять: вся наша история - продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел» [Чаадаев, 1987, с. 173]. Немаловажными оказываются и срединное географическое положение России между Западом и Востоком; колоссальные природные богатства (полезные ископаемые, лес и др.); суровый климат на большей части территории с долгой зимой и коротким летом; малоплодородные почвы основной части территории страны (примерно 70 % территории России находится в зоне вечной мерзлоты) и др. Природные менталитетообразующие константы во многом определили появление геннообразованных и социообразованных констант.
На основе перечисленных констант формируются черты национального менталитета. Так, например, для русского национального менталитета будут характерны следующие черты, сформированные на основе природных констант: устойчивость нервной системы, способность преодолевать трудности, терпеливость, выносливость; уравновешенность темперамента; способность к мобилизации внутренних сил (короткое трудовое лето и длительные зимы выработали навык «аврального труда»); миролюбие, доброта, гостеприимство и добродушие. Генетически обусловлены такие черты, как: высокая адаптационная способность; русская смекалка; талантливость, однако часто эта черта проявляется в генерации идей, а не их воплощении. «Русскому человеку свойственно стремление к абсолютно совершенному царству бытия и вместе с тем чрезмерная чуткость ко всяким недочетам своей и чужой деятельности. Отсюда часто возникает охлаждение к начатому делу и отвращение к продолжению его; замысел и общий набросок его часто бывает очень ценен, но неполнота его и потому неизбежные несовершенства отталкивают русского человека и он ленится продолжать отделку мелочей» [Лосский, 2005, с. 93]. Черты, сформированные под воздействием социальных констант: коллективизм и соборность. Чтобы успешно вести хозяйство в суровых российских условиях (здесь, прежде всего, речь идет о природных характеристиках: климат, почвы и др.), человеку приходится жить общинами, что позволяет умножать силы за счет интеграль-
ного эффекта. В связи с этим данную черту, на наш взгляд, следует отнести к совокупно образованным социальными и природными константами, что еще раз подтверждает условность типизирования констант. Плюс к этому обостренное чувство справедливости, национальная и религиозная терпимость, патриотизм и др.
В свою очередь, менталитет определяет социальные, экономические, культурные, духовные особенности народа, тип объединяющей его политической системы. В сумме перечисленные особенности формируют понятие цивилизации. А сами эти особенности можно назвать (по В.Н. Ильину) цивилизационными константами. К их числу следует отнести: приоритет в оценке соотношения между духовными и материальными ценностями бытия; основу нравственности; понимание социальной справедливости; понимание свободы; тип государственно-политического и социального устройства общества; отношение к другим нациям и религиям. Так, например, ключевым понятием русской цивилизации большинство исследователей называют соборную совесть. Эта тема идет красной нитью через всю русскую культуру. Н.О. Лосский в своих философских трудах отмечает: «...в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: эта сила — голос совести» [Лосский, 2005, с. 8].
С одной стороны, перечисленные позиции напрямую связаны с социальными менталитетообразующими константами, что говорит о тесной взаимосвязи и взаимовлиянии менталитета и цивилизации, с другой — здесь наблюдается прямой выход на чрезвычайно важное в области социально-философского исследования понятие модели мира. В русле практического использования результатов исследования указанной проблемы нас должны интересовать не национальный характер, а национальное воззрение на мир, не психология, а гносеология, национальная (общинная) логика, склад мышления: «какой сеткой координат данный народ улавливает мир и, соответственно, какой Космос (в древнем смысле слова: как строй мира, миропорядок) выстраивается перед его очами и реализуется в его стиле существования, отражается в созданиях искусства и теориях науки» [Гачев, 2008, с. 18]. Это особое видение, в котором предстает бытие данной общности, и составляет особый образ мира, или модель мира. Соответственно, сам менталитет можно обозначить как моделеобразующую константу, а модель мира как целостное отражение человеческой среды, формирующее идеи и концепции, с помощью которых человек осознает мир: природу, общество, социальный порядок и самого себя в этом мире.
Таким образом, очевидным становится вывод о том, что любые изменения в обществе — естественные или искусственно заданные — будут эффективны и безопасны для данного общества только в случае их адекватности установленной модели мира.
Библиографический список
1. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. 544 с.
2. Ильин В.Н. Манифест русской цивилизации. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
144 с.
3. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; ДАРЪ, 2005. 336 с.
4. Прокаева О.Н. Духовно-ценностный смысл менталитета. Саранск, 2004. 205 с.
5. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Наука, 1987. 354 с.