Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ В СПОРТЕ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СПОРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукащук В.И.

В статье рассмотрены и обобщены теоретические подходы к определению дефиниций «спортивный менеджмент», «менеджмент в спорте», «спортменеджмент». Показано, что понятие «спортивный менеджмент» отображает отраслевую принадлежность менеджмента. В сущность понятия «спортменеджмент» вкладывается вся система управления в спорте. Дефиниция «менеджмент в спорте» трактуется как целенаправленное формирование отношений между менеджерами, тем самым подчеркивается роль и значение управления в ходе формирования отношений в физкультурно-спортивной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT IN THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS INDUSTRY: THEORETICAL ASPECT

The article considers and summarizes theoretical approaches to the definition of the concepts of “sports management”, “management in sport”, “sportmanagement”. It is shown that the concept of “sports management” reflects the industry affiliation of management. The whole management system in sports is embedded in the essence of the concept of “sportmanagement”. The definition of “management in sport” is interpreted as a purposeful formation of relations between managers, thereby emphasizing the role and importance of management in the process of forming relations in the physical culture and sports sphere.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В.И. Лукащук, д-р социол. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-2-6-8

Аннотация. В статье рассмотрены и обобщены теоретические подходы к определению дефиниций «спортивный менеджмент», «менеджмент в спорте», «спортменедж-мент». Показано, что понятие «спортивный менеджмент» отображает отраслевую принадлежность менеджмента. В сущность понятия «спортменеджмент» вкладывается вся система управления в спорте. Дефиниция «менеджмент в спорте» трактуется как целенаправленное формирование отношений между менеджерами, тем самым подчеркивается роль и значение управления в ходе формирования отношений в физкультур-но-спортивной сфере.

Ключевые слова: менеджмент, менеджмент в спорте, спортивный менеджмент, спорт-менеджмент, физическая культура и спорт.

Сегодня физическая культура и спорт являются актуальным направлением развития общества как в материальном, так и духовном аспекте. Ведь спорт выполняет не только социальную, но и экономическую и политическую функции [1], является весомым источником получения прибыли [2]. Специфичные особенности физ-культурно-спортивной отрасли обуславливают необходимость применения эффективных механизмов управления. В современных условиях в сфере физической культуры и спорта существует проблематика как одновременного решения многих вопросов спортивного, финансового и психологического характера как по организации всего спортивного процесса, так и непосредственного участия в нем субъектов и объектов физкультурно-спортивной отрасли.

Одной из основных задач субъектов физкультурно-спортивной отрасли является тщательное исполнение своих обязанностей, а менеджеров -способствовать их реализации, направляя свои действия в соответствии с ситуацией в единое гармоничное целое, применяя различные методы и средства воздействия. Исходя из этого, спортивный менеджмент можно определить как целенаправленное влияние субъекта управление на объект управления для обеспечение перевода феноменов

спортивной экзистенции в новое качественное состояние, то есть перевод объекта из восходящего, начального состояния в желаемое, запланированное, а также на поддержку системы спортивных институтов.

Основная сложность при этом заключается в многогранности и многоаспектности данной отрасли, включающей в себя спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, спорт инвалидов, физическое воспитание, физическую подготовку, физическую реабилитацию и др. Каждое из направлений имеет свои нюансы и требует учета специфики в урегулирования отношений. Поэтому спортивный менеджмент - это одновременно и отрасль человеческих знаний, и сфера принятия управленческих решений, и категория людей (социальная прослойка), объединенных в экономической конкурентоспособной системе (организации) и управление спортивной организацией в абрисах творческой деятельности спортсмена как субъекта спортивного менеджмента [3].

Вышеизложенное дает понимание неоднозначности в определении понятий «спортивный менеджмент» и «менеджмент в спорте» отечественными учеными. Например, И. И. Переверзин считает более правильным употребление понятия «спортивный менеджмент», определяя его как

теорию и практику эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в рыночных условиях [4, с. 58]. Практически идентично трактуется понятие «спортивный менеджмент» в зарубежной научной литературе. Например, авторы работы [5] воспринимают его как один из видов отраслевого специального менеджмента, который занимается управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. По мнению ученых, «спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях» [5, р. 39]. В данном определении можно видеть некоторые противоречия. Во-первых, рыночные условия никоим образом не могут влиять на трактовку данного понятия, а, во-вторых, авторы признают, что понятие спортивный менеджмент - это управление физкультурными и спортивными организациями, что указывает на отраслевую направленность, спортивного менеджмента. Исходя из этого, более точным является определение «менеджмент в спорте».

Размышляя над видами менеджмента в спортивной отрасли, С. Алтухов отдает предпочтение трактовке «менеджмент в спорте», рассматривая его как самостоятельный вид профессиональной деятельности, который направлен на достижение цели и реализацию поставленных задач спортивной организации, функционирующей в условиях рынка путем «рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов» [6]. Автор рассматривает менеджмент в спорте как особый вид деятельности управленцев в спортивной отрасли, который «возникает в результате разделения и кооперации их труда». С. Алтухов дает следующее определение: «менеджмент в спорте - это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли и организациями межотраслевых комплексов

тивной медицины и спортивного образования» [6].

Сторонниками употребления понятия «менеджмент в спорте» является и М. То-мич [7], который рассматривает его как эффективное достижение целей спортивной организации, создание благоприятных условий для инвестирования и спонсирования. Система менеджмента в спорте, по их утверждению, состоит из взаимосвязанных подсистем, является открытой и взаимодействующей с внешней средой.

Довольно специфическим является встречающееся в научной литературе понятие «спортменеджмент» [8]. В его сущность авторами вкладывается вся система управления в спорте, включающая в себя как менеджмент спортивных соревнований, спортивных и оздоровительных клубов и заведений, организаторов учебных процессов в школах, колледжах, институтах, университетах и т.п., так и организацию спортивных мероприятий, экономику и финансирование спорта, управление средствами массовой коммуникации.

Проведенное исследование позволяет сделать некоторые обобщения. Понятие «спортивный менеджмент» логичнее употреблять в случае, когда необходимо подчеркнуть отраслевую принадлежность менеджмента, поскольку данное понятие недостаточно акцентирует внимание на управленческом аспекте в сфере физической культуры и спорта. В то же время дефиниция «менеджмент в спорте» трактуется большинством авторов как целенаправленное формирование отношений между менеджерами, субъектами и объектами физкультурно-спортивной отрасли с использованием принципов, способов и методов управленческого характера, направленных на обеспечение организации и координации в процессе оказания физкультурно-спортивных услуг, тем самым подчеркивается роль и значение управления в ходе формирования отношений в физкультурно-спортивной сфере.

предприятий спортивной индустрии, спор-

Библиографический список

1. Лукащук В.И. Современный спорт и социальные конфликты // Социология: Теория, методы, маркетинг. - 2010. - № 3. - С. 185-197.

2. Лукащук В.И. Социология спорта: обзор традиционных зарубежных социологиче-

ских парадигм и теорий // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2020. - № 26 (2). - С. 49-69.

3. Лукащук В.И. Эволюция управленческих структур в индустрии спорта // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. научных статей 6-й международной научно-практической конференции. В 2 томах. Т. 1. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. - С. 194-198.

4. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 464 с.

5. Stride A., Fitzgerald H.F., Allison W. A narrative approach: The possibilities for sport management // Sport Management Review. - 2017. - V. 20(1). - P. 33-42.

6. Алтухов С. Что такое «спортивный менеджмент»? [Электронный ресурс] // Центр спортивного менеджмента Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: сайт. - URL: https://sm.econ.msu.ru/about/education/ (дата обращения 20.06.2022).

7. Томич М. Основы менеджмента в спорте. - М.: МАСФИ, 2005. - 351 с.

8. Минилбаева А.Р., Огуречников Д.Г., Ягудин Д.Р. Спортменеджмент и экономика профессионального спорта // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. - С. 163-167.

MANAGEMENT IN THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS INDUSTRY:

THEORETICAL ASPECT

V.I. Lukashchuk, Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social Information Technologies (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers and summarizes theoretical approaches to the definition of the concepts of "sports management", "management in sport", "sportmanagement". It is shown that the concept of "sports management" reflects the industry affiliation of management. The whole management system in sports is embedded in the essence of the concept of "sportmanagement". The definition of "management in sport" is interpreted as a purposeful formation of relations between managers, thereby emphasizing the role and importance of management in the process of forming relations in the physical culture and sports sphere.

Keywords: management, management in sport, sports management, sportmanagement, physical culture and sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.