2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 127
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 336.714:629.735
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ДЕЙСТВИИ ПРИ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
САМОЛЕТА БИЗНЕС-АВИАЦИИ
Ю.М. ЧИНЮЧИН, Д.В. ЖИЦКИЙ
В статье рассматриваются техническо-экономические аспекты проведения работ по подбору и приобретению для бизнес-авиации России самолетов отечественного и иностранного производства с учетом особенностей их эксплуатации и поддержания летной годности.
Общие положения
В настоящее время, в эпоху развития бизнес-авиации многие юридические и физические лица имеют возможность вкладывать значительные средства в авиацию, в том числе и на приобретение корпоративных (деловых) и частных самолетов. Как правило, самолеты эти, предназначенные для бизнес-авиации, оборудованы VIP-салонами и необходимыми средствами для перелетов в различные регионы России и страны Западной Европы.
Авиакомпаниям России выступать в качестве покупателя таких самолетов экономически нецелесообразно, поскольку приходится вкладывать значительные материальные средства при длительных сроках окупаемости. Самолет, использующийся только одним физическим лицом, например, руководителем компании-покупателя крайне невыгоден хотя бы потому, что значительные средства идут на хранение самолета, обеспечение его летной годности, выполнение плановых форм технического обслуживания, а также дополнительных работ по подготовке самолета к вылетам после длительного хранения.
Возникает вопрос, что необходимо сделать, чтобы покупка делового или частного самолета стала экономически выгодной и одновременно "статусовой", позволяющей пользоваться всеми правами и видами услуг, которые распространяются на гражданскую коммерческую авиацию?
Для этого, как показывает практика, в первую очередь следует поставить приобретенный самолет "под флаг" авиапредприятия (авиакомпании), которая была бы сертифицирована под эксплуатацию данного типа самолета и, что особенно важно, имела бы лицензию на авиапере-возочную деятельность.
Дополнительные сложности в этом случае возникают при приобретении самолета иностранного производства, для поддержания летной годности которого не всегда имеются технические возможности в организациях по техническому обслуживанию ГА России.
В этих условиях наиболее приемлемыми действиями, как с экономической, так и с организационно-технической точек зрения, является разработка специальной комплексной программы приобретения, модернизации и последующей эксплуатации деловых и частных самолетов отечественного производства. Одним из немногих претендентов на такую роль может быть предложен самолет Як-42Д, отвечающий нормам ИКАО и Европейским стандартам, с учетом того, что дальность его полета в VIP-варианте может достигать 4,5 тыс. км. Но и в этом случае возникает ряд сложных проблем, связанных с организацией сотрудничества с рядом провайдеров (поставщиками услуг) в целях: переоборудования самолета под сертифицированную VI?-комплектацию; замены авионики и другого бортового оборудования (в соответствии с Европейскими нормами); покраски самолета и др.
Особую сложность при приобретении бизнес-самолета иностранного производства представляет организация работ по поддержанию его летной годности.
Процедура приобретения бизнес-самолета зависит от того, покупается самолет новый (со стапеля) или бывший в употреблении. Рассмотрим вариант покупки нового самолета иностранного производства.
Содержание основных этапов работ
Этап 1. Приобретение самолета и оформление прав собственности
На данном этапе осуществляется подписание условий приобретения самолета с представителями страны-продавца. На счету продавца размещается депозит в долларах США (как правило, в размере 1% от стоимости самолета). Далее проводится техническая инспекция самолета и прилагаемой к нему документации, после чего заключается договор купли-продажи.
Договор купли-продажи является основанием для последующей регистрации авиакомпании
- будущего собственника самолета, а затем и регистрации самого самолета.
Самолет может быть поставлен на баланс только юридического лица. Компания-собственник может быть резидентом любого государства в зависимости от целей и задач его приобретения. Создание фирмы для регистрации занимает время до 1-го месяца и требует значительных финансовых затрат (до 15 тыс. долларов США) в зависимости от страны регистрации. Компанию в оффшорной зоне может открыть гражданин любого государства (затраты - до 2...4 тыс. долларов США). Создание компании в Европейской стране или России может быть проведено только гражданином данной страны.
Как и любое транспортное средство, самолет должен быть зарегистрирован в реестре какого-либо государства, согласно правилам которого будут выполняться полеты, оформляться документы, обучаться пилоты, проводиться техническое обслуживание и т.д. Каждый из вариантов регистрации имеет свои плюсы и минусы. При регистрации самолета можно выбрать один из следующих вариантов:
- регистрация в одной из стран ЕС;
- регистрация в одной из "третьих" государств (оффшорная регистрация);
- зарегистрировать самолет в России.
Для того, чтобы выбрать тот или иной вариант регистрации, необходимо точно определить предполагаемое количество рейсов внутри России и за рубеж. Оптимальным вариантом для полетов по Европе является регистрация в одной из стран ЕС, но ее получение чрезвычайно затруднительно и дорого.
Основные преимущества оффшорной регистрации - простота ее получения и простота организации полетов за границу, минимум формальностей и признание российских пилотских свидетельств. Получение российской регистрации гораздо дольше и сложнее, но она позволяет упростить организацию полетов внутри России.
В то же время, при необходимости постановки самолета в российский реестр и его официального ввоза в Россию возникает необходимость уплаты таможенных пошлин (20% стоимости самолета) и НДС (18% стоимости самолета). Кроме того, для постановки самолета в российский реестр данный тип самолета должен быть сертифицирован в России и иметь сертификат типа,а авиакомпания должна быть сертифицирована под эксплуатацию данного типа самолета.
Этап 2. Оценка стоимости технического обслуживания самолетов и двигателей
Этот этап связан с проведением технического аудита самолета и двигателей с учетом выполненных и подлежащих выполнению директив летной годности. Технический аудит проводится сразу после технической инспекции самолета и документов и до заключения договора
купли-продажи. По итогам аудита определяется стоимость выполнения всех необходимых и рекомендуемых работ для оценки экономической целесообразности приобретения самолета.
Этап 3. Проведение технического обслуживания
На данном этапе в объеме работ, установленном на втором этапе, проводится непосредственное техническое обслуживание самолета и двигателей, формируется (при необходимости) и утверждается в авиационной администрации страны-продавца программа технического обслуживания и поддержания летной годности самолета и двигателей с указанием уполномоченных провайдеров.
Оптимальным вариантом для эксплуатации одного самолета является наличие двух подготовленных экипажей и двух авиатехников. Расходы по обучению на конкретный тип западного самолета составляют 20.30 тыс. долларов США за 1-го пилота и порядка 10.15 тыс. долларов США за 1-го авиатехника, включая их проезд и проживание. Обучение должно проходить в сертифицированных по данному типу самолета центрах в США, Канаде или Западной Европе (в России таких центров нет). Помимо этого экипаж ежегодно должен проходить тренажерные подготовки и подтверждение своей пригодности к полетам.
Этап 4. Переоборудование самолета; установка интерьера
Работы данного вида выполняются в случае необходимости покупателем в зависимости от выбранной комплектации и включают:
- выполнение дизайн-проекта;
- оформление перечня материалов, выбранных собственником;
- получение одобрения авиационной администрации продавца на изменение компоновки;
- рабочее проектирование и выполнение работ по установке интерьера;
- подготовка заданий и размещение заказов на покупные изделия;
- комплектация и тестирование;
- оформление сертификата летной годности, дополнительного сертификата типа и экспортного сертификата.
В целях получения более детальной оценки и выработки обоснованных рекомендаций для принятия решения о приобретении самолета необходимо также располагать следующей дополнительной информацией:
- география полетов (страны ЕС, Россия, Северная и Южная Америка, Дальний восток);
- частота выполнения рейсов;
- дальность беспосадочных перелетов;
- стоимость обслуживания в транзитных аэропортах;
- цель использования самолета (частные перелеты и/или командирование делегаций и/или использование по коммерческому назначению).
В таблице приведена в качестве примера оценочная калькуляция стоимости приобретения 1го самолета типа "Бомбардье СЮ200 ЬЯ" (составлена на основе полученных квот по результатам технической инспекции самолета).
Таким образом, при приобретении самолета бизнес-авиации необходимо во всех случаях руководствоваться принципами гарантированного обеспечения безопасности полетов и экономической целесообразности.
Таблица
№№ п/п Наименование затрат Доллары США
1. Стоимость самолета 7.500.000
2. Инспекция планера 15.000
3. Бороскопия двигателей 10.000
4. Инспекция шасси 100.000
5. Инспекция ВСУ 100.000
6. Техническое обслуживание самолета и двигателей (доработка двигателей) 1.000.000
7. Оборудование и сертификация УГР-салона 3.000.000
8. Комиссионные сборы 400.000
9. Регистрация оффшорная 15.000
Всего: 12.140.000 USD
EVALUATION OF BUSINESS AVIATION PLANES ACQUISITION AND MAINTENANCE
Chinyuchin U.M., Zhitskiy D.V.
The article focuses on the technical and economical aspects of selecting and purchasing of foreign and home-made planes for Russian Business Aviation purposes considering their operational and maintenance characteristics.
Сведения об авторах
Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, декан механического факультета МГТУ ГА, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор свыше 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение конструкторских и эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.
Жицкий Дмитрий Владимирович, 1983 г.р., окончил МАИ (2005), аспирант МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов - менеджмент качества в сфере эксплуатации воздушных судов.