Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ И КОНТРОЛЛИНГ РИСКОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

МЕНЕДЖМЕНТ И КОНТРОЛЛИНГ РИСКОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ РИСКОВ / МЕНЕДЖМЕНТ РИСКОВ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РИСКОВ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сподах Григорий Григорьевич

Рассмотрены понятийный аппарат, цели и задачи риск-менеджмента и контроллинга рисков и политика университета в области менеджмента рисков; приведены результаты систематизации рисков университета, а также приведен пример практики менеджмента и контроллинга рисков в ETH ZURICH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT AND RISK CONTROLLING AT THE UNIVERSITY

Considered the conceptual apparatus, goals and objectives of risk management and risk controlling and the university policy in the field of risk management; presented the results of the systematization of university risks are, as well as an example of the practice of risk management and controlling in ETH ZURICH

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ И КОНТРОЛЛИНГ РИСКОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

Сподах Григорий Григорьевич,

К.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ОЧУ ВО «Московскаямеждународная академия»

МЕНЕДЖМЕНТ И КОНТРОЛЛИНГ РИСКОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Рассмотрены понятийный аппарат, цели и задачи риск-менеджмента и контроллинга рисков и политика университета в области менеджмента рисков; приведены результаты систематизации рисков университета, а также приведен пример практики менеджмента и контроллинга рисков в ETH ZURICH1

Ключевые слова: контроллинг рисков, менеджмент рисков, систематизация рисков, университет

Grigory G. Spodakh,

Ph. D. in Economics, associate Professor of Economics, management and marketing of the Moscow International Academy

RISK MANAGEMENT AND RISK CONTROLLING AT THE

UNIVERSITY

Abstract. Considered the conceptual apparatus, goals and objectives of risk management and risk controlling and the university policy in the field of risk management; presented the results of the systematization of university risks are, as well as an example of the practice of risk management and controlling in ETH ZURICH

Keywords: risk controlling, risk management, risk systematization, university

1 Швейцарская высшая техническая школа Цюриха.

Введение

Устойчивое развитие Университетов в значительной мере зависит от качества функционирования системы менеджмента. Важнейшей составной частью системы менеджмента Университета является подсистема менеджмента рисков. Если для финансовой и производственной сфер различных отраслей народного хозяйства построение систем менеджмента рисков стало практически обыденным явлением, то в сфере образования в настоящее время риск-менеджмент «ходит в детских ботинках».

Для Университетов чрезвычайно важны репутационные и финансовые аспекты деятельности, которые тесно взаимосвязаны. Они определяют качество преподавательского и научного состава работников Университета, а также приток талантливых студентов и аспирантов. Не менее важно качество функционирования основных бизнес-процессов Университета, а также коммуникации с внешним и внутренним миром.

Цель статьи заключается в том, чтобы выявить и систематизировать специфические для Университета виды рисков, а также определить цели и задачи риск-менеджмента и контроллинга рисков.

В целях иллюстрации значимости построения системы риск-менеджмента в Университете приведен пример практики менеджмента и контроллинга рисков в ETH ZURICH

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА И КОНТРОЛЛИНГА РИСКОВ

Существуют многочисленные определения термина риск. В данной статье не рассматривается систематизация определений и классификация рисков, приведенных в работах отечественных и зарубежных авторов [1,3,5,8]. Это предмет другого исследования.

Остановимся на следующей рабочей версии определения риска: под риском будем понимать опасность того, что внешние и внутренние факторы могут препятствовать достижению поставленных целей и/ или успешной реализации стратегии. Эта версия корреспондируется с лаконичным определением и трактованием риска, приведенным в работе профессора А.И.Орлова: «Риск - нежелательная возможность». Поскольку эта возможность может реализоваться в будущем, методы анализа и управления рисками базируются на методах прогнозирования будущего развития» [5, стр. 369].

Менеджмент рисков обеспечивает координацию деятельности по управлению и контролю организации в отношении рисков и включает

в себя такие подпроцессы как: идентификация рисков, оценка рисков, управление рисками и контроллинг рисков.

Систематический и проактивный менеджмент рисков направлен на достижение следующих целей:

-обеспечение долгосрочного существования организации

(«уверенность в завтрашнем дне»);

-стабильное финансовое обеспечение организации; -сохранение и приумножение репутации; -сохранение и развитие инфраструктуры.

Для достижения поставленных целей менеджмент рисков должен решать следующие задачи:

-сохранять приемлемый уровень риска;

-формировать культуру менеджмента рисков (ответственность каждого подразделения и работника за риски организации);

-интегрировать политику риск-менеджмента в систему управления организацией;

-управлять рисками и помогать менеджменту в преодолении (снижении) рисков;

-поддерживать и развивать систему менеджмента рисков. Контроллинг рисков - подсистема в системе управления организацией, обеспечивающая количественное измерение и контроль рисковых позиций, а также оценивающая потенциал возможных негативных последствий. Контроллинг рисков осуществляет информационно-аналитическую поддержку менеджмента рисков и входит составной частью в структуру контроллинга организации. Особенность контроллинга рисков заключается в том, что в отличие от других частей контроллинга (контроллинг маркетинга, контроллинг логистики, контроллинг персонала и т.п.) он выполняет «сквозную» функцию, то есть он присутствует в каждой части контроллинга.

Цель контроллинга рисков заключается в следующем:

• методическая поддержка менеджмента рисков;

• разработка и совершенствование процессов измерения, анализа и контроль рисков;

• предоставление менеджменту риск-ориентированной отчетности;

• разработка (адаптация) инструментария для идентификации, измерения и оценки рисков;

• обеспечение способности организации своевременно реагировать на рисковые ситуации, адаптироваться и координировать деятельность подразделений.

ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА РИСКОВ

Политика менеджмента рисков - заявление общих намерений и направлений деятельности организации (Университета) в отношении менеджмента риска [2]. Это один из основных системообразующих документов в области менеджмента рисков. В Политике формируется отношение руководства Университета к риску. Например, предлагается рассматривать риск как благоприятную возможность (шанс) и осознано входить в риски, либо занять консервативную позицию по избеганию и недопущению рисков. Политика должна быть четко донесена всем стейкхолдерам Университета, так как она выступает в качестве основного ориентира при принятии решений относительно основных рисков.

В Политике Университета относительно рисков должны быть четко указаны те риски, которые нельзя допускать или которые должны быть минимизированы. Например, это могут быть следующие риски, которые:

- снижают качество обучения студентов всех ступеней образования (бакалавр, магистр, специалист, аспирант);

-негативно влияют на качество и целостность проводимых научных исследований;

-связаны с проблемами в области трансфера технологий (лицензии, патенты и т.п.);

- подвергают опасности людей и инфраструктуру Университета;

-могут нанести репутационный ущерб Университету.

Так называемый «аппетит к риску» может устанавливаться в Университете исходя из количественной оценки интегрированного риска и наличия резервов, позволяющих обеспечить выживание и сохранение инфраструктуры.

Менеджмент рисков должен быть интегрирован в организационные процессы и стратегические проекты Университета, а также способствовать принятию стратегических и оперативных решений с учетом рисков. При этом следует поощрять личную ответственность работников Университета, принимающих участие в менеджменте рисков. Следует считать менеджмент рисков в качестве важнейшего инструмента управления Университетом.

В Университете необходимо вести учет и предоставлять отчетность, адаптированные к требованиям менеджмента рисков. Это необходимо делать для того, чтобы гарантировать надежность и полноту отчетности, в частности финансовой отчетности, чтобы деньги из федерального бюджета и средства от третьих лиц (частных и институциональных инвесторов) подвергались как можно меньшему риску.

Вестник ММА №1-2022 79

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РИСКОВ УНИВЕРСИТЕТА На рисунке 1 представлена в укрупненном виде систематизация рисков университета. Следует выделить 4 основных зоны рисков: -внешние риски; -риски управления; -операционные риски;

-риски основных сфер деятельности Университета. Рассмотрим кратко содержательное наполнение выделенных зон риска.

Внешние риски:

Регуляторные риски

Регуляторный риск включает изменение нормативных актов и законов, влияющих на деятельность Университета (например, изменение Закона об образовании, изменение правил аккредитации, изменение правил нострификации дипломов и т.п.) Политические риски Риски, возникающие в результате политических процессов, формирования политического мнения или мер, принимаемых правительствами и властями в России и за рубежом (например, ограничения для въезда и пребывания в стране, закрытие международных программ обучения и исследований и т.д.)

Рис. 1 Систематизация рисков Университета

Риски пандемии

Эти риски относятся к внешним по отношению к Университету и существенно влияют на операционные риски и риски основных сфер деятельности, в особенности на риски снижения качества обучения.

Риски конкуренции

Конкуренция в образовательной сфере приводит к перераспределению потоков студентов, преподавателей и исследователей между университетами. Это может привести к сокращению финансовых потоков, оттоку высококвалифицированных ученых и преподавателей. В конечном итоге риски конкуренции могут привести к росту репутационных рисков.

Риски управления:

Оргструктура, менеджмент и комплайнс

Данные виды рисков связаны с устаревшей организационной структурой управления Университетом, методами планирования, контроля и мотивации персонала. Слабый комплайнс-контроль может привести к несоблюдению менеджментом Университета требований внутренних и внешних директив. Это чревато рисками в финансовой сфере (например, несоблюдение правил расходования бюджетных средств и др.), что может привести к репутационным рискам из-за уголовного преследования менеджмента Университета.

Коммуникационные риски В эту категорию входят риски, которые могут нанести ущерб репутации в результате отсутствия или пренебрежительного общения с заинтересованными сторонами (студентами, преподавателями, научными и административными сотрудниками, частными и институциональными инвесторами и т.п. Эти риски могут привести к росту репутационных и финансовых рисков, а также к риску потери квалифицированного персонала.

Стратегические риски

Этот вид рисков возникает по целому ряду причин: разрабатываемые стратегии и объемы финансирования не сбалансированы; некачественное стратегическое планирование в области научно-исследовательских проектов, инфраструктуры, персонала и т.п.; цели Университета и его основных подразделений не гармонизированы. Стратегические риски оказывают решающее влияние на будущий потенциал успеха Университета (например, могут упускаться или недооцениваться перспективные тренды в университетском образовании или научных направлениях).

Риски бизнес-процессов

Риски включают нарушение или сбой операционных бизнес-процессов (например, потеря обучающих приложений, срывы в процессах обучения, потеря инфраструктуры для передачи данных между службами и т.п.).

Операционные риски

Финансовые риски

К финансовым рискам относятся риски, связанные с невозможностью финансирования деятельности университета из федерального и/или регионального бюджета, а также со стороны частных и институциональных инвесторов. Эти риски можно отнести к разряду рисков потери ликвидности, то есть способности оплачивать долги и обязательства. Финансовые риски могут возникать из-за потери или существенного повреждения инфраструктуры Университета, мошеннических действий со стороны собственного персонала или действий третьих лиц.

Риски персонала

Эти риски возникают из-за недостаточного внимания к решению проблем отбора, приема на работу, адаптации, мотивации и увольнения персонала Университета, что может привести к финансовым и репутационным потерям. В свою очередь, это может сказаться на производительности и персонала, а также привлекательности Университета для новых перспективных работников.

Риски безопасности, охраны здоровья и окружающей среды

К рискам, возникающими в этой сфере, можно отнести, например, риски появления несчастных случаев из-за некачественной инфраструктуры, риски для здоровья, связанные с профессиональной деятельностью персонала Университета, а также риски загрязнения окружающей среды и т.д.

Инфраструктурные риски Инфраструктурные риски включают отказ или нарушение работы инфраструктуры Университета (например, нарушения или прекращения работы в помещениях из-за пожаров, вредительства и т.д. Недостаток в помещениях и оборудовании для обучения и исследований, а также неудовлетворительное состояние научно-учебной инфраструктуры также относится к инфраструктурным рискам.

Триски

Технические риски из-за сбоев в 1Т структуре, приводящие к потери конфиденциальности, доступности, полноты и целостности данных и систем обработки данных (например, потеря или манипулирование данными в процессе обучения и исследований).

Риски информационной безопасности

Риски информационной безопасности возникают в результате сбора, обработки, хранения и обмена информацией независимо от формы проявления и используемых технологий. В последнее время большую актуальность приобрела задача управления киберрисками [6].

Риски сфер деятельности

Риски в сфере исследований

Риски в области исследований возникают из-за манипулирования данными, плагиата, пренебрежения обязательствами по надзору, нарушений принципов управления, отказа от раскрытия конфликта интересов, нарушений руководящих принципов и инструкций Университета по честности в исследованиях и плагиата или соответствующих этических стандартов (например, корректировка результатов исследований исходя из ожиданий заказчика).

Риски в сфере обучения

Эти риски связаны с недостижением заявленных оперативных и стратегических целей Университета в сфере обучении. Например, ухудшение качества обучения ведет к потере репутации и сокращению притока перспективных студентов. Устаревшие технологии обучения также предопределяют данный вид риска.

Риски трансфера технологий

Все риски, которые могут возникнуть в связи с процессом передачи технологии (например, отсутствие патента, лицензии и т. д.).

ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА И КОНТРОЛЛИНГА РИСКОВ В ETH ZURICH

Краткие сведения о ЕТН ZURICH представлены в статье [7] и годовом отчете Университета [9]. Система риск-менеджмента базируется на общепризнанном в мировом сообществе стандарте ISO 31000 [ 2].

Цель системы риск-менеджмента в ЕТН заключается в защите материальных и нематериальных ценностей, которые определяют успешность университета. В первую очередь речь идет о человеческом капитале, инфраструктуре и репутации [7, стр.2].

В структуре ЕТН шесть институтов, которым предоставлена полная автономия в области образования, исследований и оказания дополнительных услуг. Институты отвечают за риски и информируют высший орган управления Совет ЕТН о ситуации с различными видами рисков.

Президент ЕТН отвечает за риск-менеджмент в целом, а вице-президент по финансам и контроллингу отвечает за внедрение и развитие системы риск-менеджмента.

Комиссия Университета по риск-менеджменту, возглавляемая вице-президентом по финансам и контроллингу, консультирует президента и руководителей институтов по всем вопросам риск-менеджмента. включая риски финансирования. Также комиссия информирует руководство Университета о наиболее существенных видах и объемах рисков и их влияния на институты. В задачу комиссии входит организация процесса разработки и предоставления руководству для утверждения плана мероприятий по управлению рисками.

Департамент контроллинга рисков решает следующие задачи:

• возглавляет секретариат комиссии по управлению рисками;

• готовит заседания по поручению председателя комиссии;

• ведет каталог рисков ЕТН;

• поддерживает подразделения в выявлении и оценке рисков, помогает разрабатывать мероприятия по управлению рисками;

• формирует и представляет отчетность о рисках перед Советом ЕТН, руководством университета и комитетом по управлению рисками.

В ЕТН принята практика назначения одного или нескольких сотрудников, ответственных за каждый основной риск. Принимаются соответствующие меры для обеспечения того, чтобы суммарный потенциальный риск Университета был сведен к приемлемому минимуму. Если окажется, что ЕТН превысил допустимый риск, то применяются такие меры как страхование рисков. Страхование смягчает последствия наступления рисков.

Основные риски университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Политике управления рисками Университета определено, что риски с потенциально разрушительным воздействием на финансы или репутацию ЕТН следует относить к основным рискам.

Остановимся подробнее на рассмотрение основных рисков.

Ключевой фактор успеха ЕТН - высокопрофессиональные преподаватели, талантливые исследователи, студенты и вспомогательный персонал, то есть речь идет о таком факторе как человеческий капитал. Важнейшая цель для ЕТН заключается в том, чтобы не допустить риск снижения качества человеческого капитала.

Снижение объемов финансирования со стороны федеральных властей и/или устойчивое сокращение взносов третьих лиц (фирм и частных лиц) немедленно повлияет на качество обучения и исследований, а также на количественные показатели по обучающимся и исследовательским проектам. Этот риск имеет очень высокий ранг, так как его появление может угрожать существованию и развитию Университета.

Добросовестность исследования - ключевое условие научного успеха. Игнорирование этого принципа сопряжено с риском манипулирования данными, плагиатом, нарушением или несоблюдением общепризнанных этических норм.

Качество функционирования бизнес-процессов ЕТН зависит от надежности и безопасности хранения и передачи данных. Несанкционированный доступ, потеря данных или сбой в сети представляют значительные риски для бизнес-процессов ЕТН. Задача обеспечения безопасности данных и работы сети возложена на специалистов дирекции по информационной безопасности.

Оперативное и открытое общение по вопросам исследований, обучения и трансфера технологий, а также управления ЕТН, служит укреплению доверия со многими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и способствует повышению репутации ЕТН как на национальном, так и на международном уровне. Речь идет о так называемых коммуникационных рисках, возникновение которых может привести к потере доверия со стороны ключевых стейкхолдеров. Как следствие, возрастут риски потери части финансирования, а следовательно, невозможности оплачивать труд высококвалифицированных преподавателей и исследователей.

Крупномасштабный ущерб недвижимости, находящейся в оперативном управлении ЕТН, но принадлежащей юридически федеральному правительству, влечет за собой риск того, что инфраструктура, необходимая для исследований, обучения и управления ЕТН может быть недоступна в течение длительного периода. Это может привести к отмене важных исследований и частичному или полному срыву учебного процесса.

Для процессов обучения и проведения исследований нужны соответствующие помещения как по количеству, так и по качеству. Этот фактор имеет важное значение для достижения целей университета.

Возникновение инфраструктурных рисков может повлечь за собой риски финансирования и репутационные риски.

В качестве одного из основных инструментов управления рисками в ЕТН применяется каталог рисков [10]. Он включает следующие составляющие: -описание рисков; -сценарии развития рисков; -взаимосвязь с другими рисками; -детальное описание категории риска; -хозяин риска (конкретная персона или подразделение); -координатор риска;

- описание стратегий управления рисками;

- статус риска (активный или пассивный);

-вероятность наступления;

- оценка ущерба (стоимостная и репутационная);

- тенденция развития риска;

- сценарий минимизации или ухода от риска.

Для отслеживания состояния мероприятий по управлению рисками в ЕТН применяют систему «светофора»:

Красный свет - мероприятия не определены или не применены.

Желтый свет - мероприятия определены и находятся в стадии реализации, но не завершены.

Зеленый свет - мероприятия завершены.

Каталог рисков может быть разработан для отдельных подразделений ЕТН в формате web приложения, интегрированного с общей платформой риск-менеджмента ЕТН, что позволяет повысить оперативность фиксации данных и прозрачность результатов.

ВЫВОДЫ

Подсистема менеджмента рисков относится к важнейшей составной части системы менеджмента Университета.

Менеджмент рисков Университета обеспечивает координацию деятельности по управлению и контролю в отношении рисков и включает в себя такие подпроцессы как: идентификация рисков, оценка рисков, управление рисками и контроллинг рисков.

Рассмотрены цели, функции и задачи риск-менеджмента и контроллинга рисков.

Выделены и рассмотрены 4 основных зоны рисков: внешние риски; риски управления; операционные риски и риски основных сфер деятельности Университета.

Рассмотрена практика менеджмента и контроллинга рисков в ЕТН ZURICH, которая иллюстрирует целесообразность адаптации и применения рассмотренных подсистем для управления Университетами в России.

Список использованных источников

1. Бадалова А.Г., Пантелеев А.В. Управление рисками деятельности предприятия: учебное пособие. М.: Изд-во «Вузовская книга», 2017. 234 с.

2. ГОСТ Р ИСО 31 000-2019. Менеджмент риска: принципы и руководство. М.: Стандартинформ, 2020. 14 с.

3. Качалов Р.М. Управление экономическим риском: Теоретические основы и приложения. - М.; СПб: Нестор-История. 2012. 248 с.

4. Контроллинг в банке: учебное пособие / Под ред. А.М.Карминского, СГ. Фалько. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 288 с.

5. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник: в 3-х ч. / А.И. Орлов. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2011. Ч.2: Экспертные оценки. 468 с.

6. Фалько С.Г. Киберриски и цифровая экономика // Инновации в менеджменте. 2019. №21. С.2-3.

7. Фалько С.Г. Риск-менеджмент в техническом университете(на примере ETH Zürich) // Инновации в менеджменте. 2017. №13. С.2-4.

8. Diederichs M. Risikomanagement und Risikocontrolling. München: Franz Vahlen Verlag, 2010. 309 s

9. Geschaftsbericht 2019. Zürich: Hrsg. ETH Zürich, 2020. 112 s.

10. Riskmanagement Handbuch. Zürich: Hrsg. Abteilung Finanzdinstleistungen ETH Zurich, 2020. 29s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.