Научная статья на тему 'МЕМЫ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ФОРМИРУЮЩИЙ ИМИДЖ ПОЛИТИКА'

МЕМЫ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ФОРМИРУЮЩИЙ ИМИДЖ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

425
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический PR / имидж политика / политические связи с общественностью / мемы. / political PR / image of a politician / political public relations / memes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Решетникова Алина Станиславовна

Автор исследует роль интернет-мемов в политических выборах. Актуальность статьи подтверждается растущей популярностью интернетмемов в контексте политических выборов, и, как следствие, необходимостью изучения данного явления как инструмента связей с общественностью. Они являются своеобразным образцом современного фольклора, являясь творческим продуктом пользователей Интернета, который позволяет выражать мнения определенных социальных групп. С другой стороны, мемы могут использоваться как современный инструмент политической борьбы, намеренно используемый политиками и предназначенный для привлечения внимания, дискредитации противника, распространения пропаганды, создания имиджа или повышения политического рейтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMES AS AN IMPORTANT TOOL OF POLITICAL PUBLIC RELATIONS THAT FORMS THE IMAGE OF A POLITICIAN

The author explores the role of Internet memes in political elections. The relevance of the article is confirmed by the growing popularity of Internet memes in the context of political elections, and, as a result, the need to study this phenomenon as a tool of public relations. They are a kind of example of modern folklore, being a creative product of Internet users, which allows expressing the opinions of certain social groups. On the other hand, memes can be used as a modern tool of political struggle, deliberately used by politicians and intended to attract attention, discredit the enemy, spread propaganda, create an image or increase political rating.

Текст научной работы на тему «МЕМЫ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ФОРМИРУЮЩИЙ ИМИДЖ ПОЛИТИКА»

XIIIМеждународная научно-практическая конференция УДК 659

Решетникова Алина Станиславовна Reshetnikova Alina Stanislavovna

Студент Student

Российский Университет Дружбы Народов Peoples' Friendship University of Russia

МЕМЫ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ФОРМИРУЮЩИЙ

ИМИДЖ ПОЛИТИКА

MEMES AS AN IMPORTANT TOOL OF POLITICAL PUBLIC RELATIONS THAT FORMS THE IMAGE OF A POLITICIAN

Аннотация: Автор исследует роль интернет-мемов в политических выборах. Актуальность статьи подтверждается растущей популярностью интернет-мемов в контексте политических выборов, и, как следствие, необходимостью изучения данного явления как инструмента связей с общественностью. Они являются своеобразным образцом современного фольклора, являясь творческим продуктом пользователей Интернета, который позволяет выражать мнения определенных социальных групп. С другой стороны, мемы могут использоваться как современный инструмент политической борьбы, намеренно используемый политиками и предназначенный для привлечения внимания, дискредитации противника, распространения пропаганды, создания имиджа или повышения политического рейтинга.

Abstract: The author explores the role of Internet memes in political elections. The relevance of the article is confirmed by the growing popularity of Internet memes in the context of political elections, and, as a result, the need to study this phenomenon as a tool of public relations. They are a kind of example of modern folklore, being a creative product of Internet users, which allows expressing the opinions of certain social groups. On the other hand, memes can be used as a modern tool of political struggle, deliberately used by politicians and intended to attract attention, discredit the enemy, spread propaganda, create an image or increase political rating.

Ключевые слова: политический PR, имидж политика, политические связи с общественностью, мемы.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Key words: political PR, image of a politician, political public relations, memes.

В последнее время социальные сети играют бесспорно важную роль в проведении избирательной кампании и политике в целом. [1] Однако роль нетрадиционных форм политической агитации на выборах зачастую выходит за рамки любого инструмента электронной коммуникации. Таким образом, пользователи социальных сетей нашли возможность выражать свои политические убеждения доступным, юмористическим и необычным способом, то есть с помощью мемов.

Политический юмор всегда был важной частью политического дискурса в обществе. Он не только привлекает аудитории, которые активно участвуют в политике, но и помогает формировать мнения тех, кто не принимает активного участия в политических вопросах и дебатах. Воздействие политического юмора повышает политическое внимание и помогает в изучении политических вопросов, особенно среди «цифровых аборигенов», что также приводит к большему ощущению политической эффективности и заинтересованности. [2]

Политический юмор - смесь юмора и пользовательского контента. Он охватывает мнение масс и, следовательно, оказывает более глубокое влияние на общественность. [3]

Концепция интернет-мемов сегодня является крайне популярной. Коммуникаторы, специалисты по связям с общественностью, рекламисты и маркетологи начали использовать мемы для творческой передачи идей и привлечения аудитории. Информация, передаваемая через мемы, предназначена для реализации более глубоких и непростых целей, таких, как формирование имиджа, а не только для трансляции информации. Мемы, используемые в политической агитации, используются также для формирования общественного мнения и в качестве инструмента пропаганды. [4]

XIIIМеждународная научно-практическая конференция Термин «мем» впервые появился в области эволюционной

биологии. Его создателем является Ричард Докинз, который

использовал это понятие в значении определенной идеи или формы

поведения, которая была распространена в культуре людей,

описываемой в книге «Эгоистичный ген» (1976). Первоначально мемы

предназначались для понимания того, почему определенные типы

человеческого поведения, не имеющие эволюционного значения,

оседают и распространяются в обществе. [5]

Мемы — это юмористические концепции, которые мгновенно

распространяются в Интернете и служат локальной, узконаправленной

шуткой, понятной большинству пользователей сети. Мем обычно

представляет собой изображение, видео или фрагмент текста, который

можно легко изменить в соответствии с различными обстоятельствами.

Политические приемы в связях с общественностью понимаются

как комплекс мер по достижению поставленной задачи, при помощи

которых PR-специалисты достигают коммуникативных целей по

продвижению одной структуры и нейтрализации другой. PR-

специалисты имеют в своем распоряжении огромное количество

разных средств и приемов, с помощью которых проводится кампания.

[6] Имидж политика - искусственно создаваемый образ политического

деятеля в глазах различных социальных групп. Такой имидж возникает

не спонтанно, а в результате сознательной деятельности политика и его

команды по связям с общественностью. [7]

Юмор придает истории позитивную окраску и позитивность. [8]

Так, Бергер и Милкман описывают шесть мотивов для обмена

контентом в социальных сетях: позитивность, провокация (на

эмоциональном уровне), «упаковка» контента (упрощение и ясность

повествования), взаимодействие с аудиторией, престиж для автора,

позиционирование во времени и пространстве. [9] Кроме того, комедия

— это средство изучения политики, которое включает в себя элементы

«Инновационные аспекты развития науки и техники» популярной культуры и медиа-развлечений, а также меры,

направленные на вовлечение обычных граждан в процессы, требующие

участия. [10]

Разобщенность общественности, недостаточная мобилизация населения и отсутствие интереса к коллективным вопросам рассматриваются как угроза легитимности демократических институтов и демократии в целом. Это ведет к поиску ответов на подобный «кризис» и путей расширения участия населения в политической жизни государства. [11] Появление новых видов юмора, поддерживаемых информационно-коммуникационными

технологиями, еще больше повышает важность аспектов использования юмора в политическом контексте.

По мере того, как все большее число молодых людей сообщает о формировании своего мнения на основании мемов и прочего контента их социальных сетей, остается все меньше возможностей для традиционных источников новостей информировать аудитории и формировать политический дискурс. Такие источники новостей проверяют факты и пытаются предоставлять относительно беспристрастные отчеты, в то время как мемы и социальные сети не имеют таких ограничений. Поэтому большая часть информации, распространяемой таким образом, является мнением, а не достоверным фактом или информацией.

С другой стороны, подобные развлечения, включая мемы, мобилизуют тех людей, которых выборный сезон обычно обходит стороной. Так, например, в предвыборный сезон в США в 2016 году, когда на молодых избирателей впервые так усиленно воздействовали мемы в качестве политического инструмента, была продемонстрирована рекордная явка — это была первая кампания, в ходе которой избиратели в возрасте 18-29 лет пришли на выборные участки в таком количестве. [12] Хотя существует множество

XIIIМеждународная научно-практическая конференция факторов, которые могли бы объяснить такой рост числа избирателей,

было бы ошибкой отрицать потенциальную роль социальных сетей и

Интернета, включая мемы, в поощрении молодежи к голосованию.

Начиная с выборов 2014 года в Бразилии каждый национальный политический эпизод, включая уличные демонстрации за и против правительства, события с феминистскими мемами в Твиттере, протесты против импичмента президента Дилмы Руссефф в 2016 году, освобождение политических лидеров, подвергается политическим дискуссиям пользователей в сети Интернет. Неудивительно, что выборы 2014 года в Бразилии были отмечены в популярном бразильском воображении как «выборы мемов». [13]

Начиная с войны Хиллари Клинтон и Джеба Буша в Твиттере [14] и заканчивая использованием Тедом Крузом хештега #CruzCrowd [15], кандидаты на президентских выборах 2016 года в США попытались максимально расширить свои контакты и взаимодействие с избирателями посредством сети Интернет.

Одним из наиболее популярных мемов вышеупомянутого избирательного цикла является мем «Берни или Хиллари?». Он имел единую структуру: заголовок, который гласит «Берни или Хиллари?» и подпись: «Будьте в курсе. Сравните их по всем важным аспектам». Ниже шел блок с фотографиями Сандерса и Клинтона позициями каждого кандидата по поводу какого-либо вопроса. Одна из вариаций такого мема сравнивает взгляды кандидатов на Гарри Поттера. Мем действительно представляет или усиливает преобладающий культурный имидж кандидата и может подсознательно влиять на тех, кто пользуется такой разновидностью интернет-сатиры. Мемы обладают потенциалом быть мощными в эпоху, когда привлекательность и известность кандидата в интернете может быть решающим фактором на выборах. [16]

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Еще одно популярное сообщение многих политических мемов

утверждает, что Тед Круз - убийца Зодиака (персонажа комиксов

Марвел), распространяемое с хэштегом #ZodiacTed. Мем высмеивает

поведение Круза, которое было названо «неловким» и «жутким». Это

стало настолько популярным, что один предприимчивый противник

Круза начал продавать футболки «Тед Круз - убийца Зодиака» и

жертвовать все вырученные средства организации, которая

предоставляет финансирование и поддержку службам абортов на юго-

западе Техаса. Несмотря на саркастическое происхождение мема, он

оказался мощным в формировании мнения избирателей о Крузе:

согласно недавнему опросу общественного мнения «Public Policy

Polling», почти 40% флоридцев сообщили, что они «не уверены» в том,

был ли Тед Круз убийцей Зодиака, при этом 10% выразили

уверенность. [17]

Распространенность мемов в предвыборном дискурсе 2016 года

является частью более широкой тенденции обсуждения политики как

формы развлечения. Когда люди вынуждены говорить о политике,

основываясь на ее развлекательной ценности, они часто вырабатывают

мнения, основанные на «лайках» и «дизлайках», а не на понимании

кандидатских программ.

Участники политических кампаний используют мемы в качестве

средства общения с пользователями сети. Для создания контента

нанимаются платные блогеры, микроблогеры и комментаторы. Таким

образом, они создают образы и мнения в сознании людей. Так, в

Азербайджане производство и распространение интернет-мемов были

включены в стратегию предвыборной кампании кандидатов в

социальных сетях. [18] Мемы также широко используются

оппозиционными партиями для комментариев по решениям

правительства. [19]

XIIIМеждународная научно-практическая конференция Мемы используются в пропагандистских целях для укрепления

идеологий, идентичностей и стереотипов. Даже во время Первой

мировой войны эти мемы использовались в виде сатирических текстов,

образов и художественных выражений. Поэтов и художников

нанимали даже в те дни для создания карикатур и посланий, которые

можно было публиковать с помощью плакатов и газет. [20]

Мемы обладают потенциалом быть мощными в эпоху, когда

развлечение и привлекательность может стать решающим фактором на

выборах. Хотя на мемы обычно воспринимаются как на глупый и

тривиальный продукт любителей Интернета, возможно, пришло время

переосмыслить их как мощный инструмент коммуникации, которым

они стали. Юмор всегда был средством вовлечения масс в области,

которые в противном случае могли бы представлять небольшой

общественный интерес, и мемы не являются исключением. Вместо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этого быстрая и вирусная природа мемов делает их мощным

инструментом для быстрого формирования общественного мнения о

различных кандидатах.

В логике онлайн-мемов юмор заигрывает с китчем.

Преобладание тривиальных визуальных эффектов открывает

политикам возможности для ситуативного юмора, который

контрастирует со спонтанными риторико-дискурсивными спорами

вокруг «моральных форм». [21] Работая в качестве элементов критики

и тривиализации политики, мемы вращаются вокруг тем, которые

являются частью общественной повестки дня национальной политики.

Они сочетают различие и идентичность и по-своему решают проблему

адекватности в политическом дискурсе.

Интернет-мемы привели к политической вовлеченности людей, в

особенности, политической заинтересованности молодого поколения.

Кроме того, они стали мощнейшим инструментом продвижения в

связях с общественностью, используемым во время предвыборных

«Инновационные аспекты развития науки и техники» кампаний кандидатов. Мемы, основываясь на мнениях пользователей

сети Интернет, формируют и разрушают имиджи политиков,

формируют общественную поддержку кандидата или полностью

лишают его её.

Таким образом, интернет-мемы в процессе предвыборной кампании выполняют следующие функции: пропагандистская, имиджевая, рейтинговая, дискредитирующая, информационная и привлечения внимания. [22]

Использование интернет-мемов — один из способов доказать, что конкретный бренд или политическая персона идет в ногу со временем. Аудитории всегда проще взаимодействовать с тем контентом, в котором она видит отражение себя и своих ценностей, поэтому в современной стратегии продвижения бренда или имиджа политика не стоит недооценивать мощь мем-маркетинга и политических мемов как способов влияния на потребителя и аудиторию.

Библиографический список:

1. Axelrod, E., Perez, A. Humanizing Politics: The Effect of Social Media on Governance // [Электронный ресурс] brownpoliticalreview, 05.11.2014. - Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/ 2014/11/politicians-are-people-too-the-effect-of-social-media-on-likeability-and-communication-in-politics/ (дата обращения: 30.08.21).

2. Kulkarni, A. Internet Meme and Political Discourse: A Study on the Impact of Internet Meme as a Tool in Communicating Political Satire (June 3, 2017). Journal of Content, Community & Communication Amity School of Communication, Vol. 6 Year 3, June - 2017, SSRN: https://ssrn.com/abstract=3501366, http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3501366 (дата обращения: 30.08.21).

XIIIМеждународная научно-практическая конференция

3. Hajizada, K. P. Humor as a means of dissent in the digital era: The case of Authoritarian Azerbaijan. No laughing matter // [Электронный ресурс] researchgate. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/285931712_No_laughing_matter _humor_as_a_means_of_dissent_in_the_digital_Era_The_case_of_Authori tarian_Azerbaijan/citations (дата обращения: 30.08.21).

4. Bauckhage, C. Insights into internet memes. Association of Advancement in Artificial Intelligence. // [Электронный ресурс] researchgate. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/221298121_Insights_into_Interne t_Memes (дата обращения: 30.08.21).

5. Dawkins, R. The Selfish Meme — Time, 11.04.1999. Перевод на русский язык подготовил Илья Кун. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 29.08.2006. Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/174 (дата обращения: 30.08.21).

6. Axelrod, E. The Role of Memes in Politics // [Электронный ресурс] brownpoliticalreview, 20.03.2016. - Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memes-politics/ (дата обращения: 30.08.21).

7. Иванов, Г. Имидж политика // [Электронный ресурс] pandia. -Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/362/712.php (дата обращения: 30.08.21).

8. Shifman, L. Memes in a digital culture // [Электронный ресурс] researchgate. - Режим доступа: https://www.researchgate. net/publication/29319343 3_Memes_in_Digital_Culture_edited_by_Limor_ Shifman_Cambridge_MA_MIT_Press_2014_x_200_pp_1595_paper_ISB N_9780262525435_paper (дата обращения: 30.08.21).

9. Tay, G. Embracing LOLitics: Popular culture, online political humor, and play," // [Электронный ресурс] handle, 19.01.2019. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10092/7091 (дата обращения: 30.08.21).

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

10. Shifman, L., Ward S., Coleman S., "Only joking? Online humour

in the 2005 UK general election," // [Электронный ресурс] researchgate. -Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/250889593_ Only_j oking_0nline_humour_in_the_2005_UK_general_election (дата обращения: 30.08.21).

11. Axelrod, E. The Role of Memes in Politics // [Электронный ресурс] brownpoliticalreview, 20.03.2016. - Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memes-politics/ (дата обращения: 30.08.21).

12. Chagas, V., Freire, F., Rios, D., Dandara, Political memes and the politics of memes: Amethodological proposal for content analysis ofonline political memes // [Электронный ресурс] firstmonday. - Режим доступа: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/7264/7731 (дата обращения: 30.08.21).

13. Hillary Clinton And Jeb Bush Had An Epic Photoshop Fight On Twitter // [Электронный ресурс] wired, 08.11.2015. - Режим доступа: https://www.wired.com/2015/08/hillary-clinton-jeb-bush-epic-photoshop-fight-twitter/ (дата обращения: 30.08.21).

14. Axelrod, E. How #CruzCrowd is Reshaping Campaign Fundraising // [Электронный ресурс] brownpoliticalreview, 02.11.2015. -Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/2015/11/how-cruzcrowd-is-reshaping-campaign-fundraising/ (дата обращения: 30.08.21).

15. Axelrod, E. How #CruzCrowd is Reshaping Campaign Fundraising // [Электронный ресурс] brownpoliticalreview, 02.11.2015. -Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/2015/11/how-cruzcrowd-is-reshaping-campaign-fundraising/ (дата обращения: 30.08.21).

16. Axelrod, E. The Role of Memes in Politics // [Электронный ресурс] brownpoliticalreview, 20.03.2016. - Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memes-politics/ (дата обращения: 30.08.21).

XIII Международная научно-практическая конференция

17. Axelrod, E. The Role of Memes in Politics // [Электронный

ресурс] brownpoliticalreview, 20.03.2016. - Режим доступа: https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memes-politics/ (дата

обращения: 30.08.21).

18. Leong, P. Political Communication in Malaysia: A study on use of new media in politics // [Электронный ресурс] researchgate. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/326166305_Political _Communication_in_Malaysia_A_study_on_the_Use_of_New_Media_in_ Politics (дата обращения: 30.08.21).

19. Buchel, B. Internet memes as means of communication // [Электронный ресурс] academia. - Режим доступа: https://www. academia.edu/8543730/Buchel_thesis_1_ (дата обращения: 30.08.21).

20. Leong, P. Political Communication in Malaysia: A study on use of new media in politics // [Электронный ресурс] researchgate. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/326166305_Political _Communication_in_Malaysia_A_study_on_the_Use_of_New_Media_in_ Politics (дата обращения: 30.08.21).

21. Lattman-Weltman, F., Rio at the Cruzades: Communication, democratization and the uses of Internet in a local election // [Электронный ресурс] revistas. - Режим доступа: https://revistas.ufrj.br/index.php/ eco_pos/article/view/930 (дата обращения: 30.08.21).

22. Канашина С. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов // Политическая лингвистика. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-internet-memov-v-protsesse-politicheskih-vyborov (дата обращения: 30.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.