Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 26-30. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 6. P. 26-30.
Научная статья УДК 32.019.5
https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.2
Интернет-мем как механизм формирования общественного мнения о политических явлениях
Виктор Викторович Скоробогатов1, Екатерина Сергеевна Сухарева2
12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0667-4714 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9967-8038
Аннотация. В статье рассматривается интернет-мем как механизм формирования общественного мнения в политическом пространстве, анализируется его генезис и дается его функциональная характеристика. Определяется специфика качественных характеристик интернет-мема, выявляются особенности политического интернет-мема и возможности его применения. Раскрывается конструктивный и деструктивный потенциал использования политического интернет-мема в избирательных кампаниях, при формировании имиджа политических деятелей и конструировании образа врага. Проводится анализ применения политического интернет-мема в политических кампаниях и определяются атрибутивные свойства интернет-мемов. Поднимается проблема формирования нового инструмента политтехнологий, оказывающих манипулятив-ное воздействие на бессознательную часть психики человека.
Ключевые слова: общественное мнение, сеть Интернет, интернет-мем, интернет-коммуникации, политические явления,технологии манипуляции
Для цитирования: Скоробогатов В.В., Сухарева Е.С. Интернет-мем как механизм формирования общественного мнения о политических явлениях // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 26-30. https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.2.
Original article
Internet Meme as a Mechanism for Forming Public Opinion about Political Phenomena
Viktor V. Skorobogatov1, Ekaterina S. Suchareva2
12Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0667-4714 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9967-8038
Abstract. The authors examine the Internet meme as a mechanism for forming public opinion in the political space, analyze its genesis and give its functional characteristics. The specifics of the qualitative characteristics of the Internet meme are determined, the features of the political Internet meme and the possibilities of its application are revealed. The constructive and destructive potential of using a political Internet meme in election campaigns are revealed, when forming the image of political figures and constructing the image of the enemy. The mechanisms of the influence of the political Internet meme on the people's political consciousness are considered, the specifics of the structure of the political meme influence on the political attitudes and preferences of internet users are revealed. The analysis of examples of the use of political Internet memes in political campaigns is carried out and the attributive properties of Internet memes are determined, which determine the new qualitative characteristics of the modern Internet meme.
Keywords: public opinion, Internet, Internet meme, Internet communications, political phenomena, manipulation technologies
For citation: Skorobogatov V.V., Suchareva E.S. Internet Meme as a Mechanism for Forming Public Opinion about Political Phenomena // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 6. P. 26-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.2.
По данным агентств We are Social и Hootsuite, в 2020 г. количество интернет-пользователей в мире составляет около 4,54 млрд человек [1]. Это свидетельствует о переходе основного формата общения и коммуникации в онлайн-пространство. Подобные процессы обладают как конструктивным потенциалом, способствуя интеграции наибольшего количества граждан в пространство виртуальной политической коммуникации, так и деструктивным, оказывая криминально-идеологическое воздействие на сознание и поведение пользователей [2, с. 50].
Одной из ключевых единиц информации, задающей конструктивный или деструктивный характер контента политической интернет-коммуникации, выступает политический мем. Впервые о существовании данного явления заявил в 1976 г. английский ученый Р. Докинз в своей работе
«Эгоистичный ген» [3]. Исследователь сформулировал биологическую теорию понимания мемов, по которой мем представляет собой устоявшуюся часть общечеловеческой культуры, передающейся от одного человека к другому с помощью лингвистической информации. На сегодняшний день большинство работ социологов, политологов, филологов, культурологов посвящены исследованиям мемов в онлайн-пространстве. Российская исследовательница мемов Ирина Ксено-фонтова считает, что интернет-мем - это «явление спонтанного распространения некоей информации в сети Интернет всеми возможными способами» [4, с. 289].
Причиной активного использования интернет-мемов в политической среде является их функционал и специфические черты, которые оказывают воздействие на пользователей социальных сетей.
В современных реалиях можно говорить о том, что создание и распространение интернет-мемов на политическую тематику является обычной реакцией общества на события окружающей действительности. Являясь оперативной реакцией на происходящие политические события, они заостряют на нем внимание и порождают обсуждение. В случаях, когда интернет-мем точно описывает ситуацию, которую разделяет некое сообщество, он становится составной описательной частью происходящих процессов и представлений данного сообщества.
Яркое событие или интересное изображение само по себе может стать материалом для создания интернет-мема. В итоге это событие представляется с неожиданной стороны, мем еще на этапе становления может закладывать в него некую провокационность, направленность и интерпретацию события, транслируя отношение автора к нему, формируя стереотип восприятия реальности в сознании интернет-аудитории. Таким образом создатели политических интернет-мемов, достигают желаемой коммуникативно-поведенческой реакции от других пользователей Сети.
Интернет-мемы порождают у онлайн-аудитории ощущение постоянного нахождения в центре событий. Мемы в интернет-среде передают множество информации, создавая в сознании пользователей представление включенности в ту или иную проблему, а разветвленная интернет-структура социальных сетей увеличивает этот эффект инклюзии. Социальные сети предоставляют возможность завязывания новых контактов множеством путей, в которых мем становится важным механизмом интеграции в сознание человека ощущения принадлежности к группе, являющегося основой для начала политической коммуникации в сети Интернет [5, с. 146].
Мем несет в себе атрибутивное качество сочетания функций коллективизации с объединением субъектов, испытывающих потребность в индивидуализации. Опубликованный интернет-мем автоматически реализует потребность в индивидуализации, поскольку вызывает у других пользователей ассоциации с владельцем страницы. При этом, за счет использования технологий манипуляции чувствами и обращения к инстинктам происходит возвышение адресата политического мема.
Помимо значимой функциональной направленности политических интернет-мемов, они обладают специфическими особенностями, которые отличают их от других технологий воздействия на мнения онлайн-аудитории и дают технологическое преимущество.
Основными специфическими характеристиками интернет-мемов можно назвать следующие:
1. Эмоциональность. В большинстве своем мем, размещенный в сети, носит юмористический характер и вызывает у реципиента такие эмоции, как смех, радость, однако часто встречаются мемы, апеллирующие к противоположным эмоциям, способные вызвать у человека грусть, страх и разочарование. В большинстве своем, когда один пользователь пересылает другому какой-либо интернет-мем, он хочет передать именно ту эмоцию, которая заложена в меме, которую испытал он сам.
2. Вирусность. Мем как вирус рассматривали многие отечественные и зарубежные исследователи. Эта специфическая черта мема связана, прежде всего, с его способностью к быстрому распространению среди интернет-аудитории.
3. Актуальность. Интернет-мем, выступая реакцией на какое-либо событие, имеет привязанность к конкретному контексту. Таким образом, злободневность интернет-мема предполагает реакцию аудитории, выражающую ее актуальное отношение к происходящему политическому событию.
4. Серийность. Серийность интернет-мемов заключается в том, что они способны создавать ряды схожих единиц. Это проявляется в наличии у нескольких мемов одной общей идеи или, например, определенного оформления. Однако следует отметить, что данная особенность характерна не для всех мемов, хотя и является одним из важнейших его признаков. «Серийность выступает основополагающим признаком интернет-мема, поскольку отражает такие важные качества интернет-мема, как повторяемость и массовость» [6, с. 80].
5. Минимализм формы. Минималистическая форма интернет-мема дает ему несколько преимуществ: во-первых, простая форма значительно облегчает восприятие мема и делает его
понятной единицей для обычного интернет-пользователя, а во-вторых, сжатая форма дает преимущества в процессе его тиражируемости, опять же в силу своей упрощенности.
6. Юмор. Большинство интернет-мемов призваны вызвать у пользователя сети положительные эмоции, поэтому они юмористически окрашены. Интернет-мемы относят к жанру доступного юмора для среднестатистического человека, они схожи с классическим юмористическим жанром - анекдотами. Нередко интернет-мемы используют метафоры и подкрепляются графическими средствами, призванными вызвать смех.
7. Простота. Эта черта мемов заключается в их способности доступно и в легкой форме передать главную и нужную идею. Таким образом, простота восприятия передаваемой информации усиливает возможность ориентирующего воздействия на пользователя.
8. Способность «вцепиться» в память. Успешный интернет-мем концентрирует на себе внимание пользователя и буквально «вцепляется» в его память. Это происходит за счет привлекательности данного мема, обусловленной его остроумием, стилистикой и яркостью.
9. Мем порождает дискуссию. Часто интернет-мем содержит в себе провокацию, которая призвана вовлечь интернет-аудиторию в обсуждение и общение. В результате пользователи, стремящиеся высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу, показать одобрение или неодобрение происходящих событий, получают эту возможность [7].
Политические интернет-мемы служат универсальным языком, который помогает установить контакт между властью и обществом, получить обратную связь интернет-аудитории по поводу того или иного политического события или сформировать необходимый образ, мнение или идею.
Современные интернет-мемы активно внедряются в политические процессы, используются в избирательных кампаниях для создания имиджа политических деятелей или формирования образа врага. Так, на президентских выборах США в 2008 г. использование медиамемов в избирательной кампании Барака Обамы сыграло важную роль в его победе на выборах (клип Эмбер Ли Эттинген - Obama Girl [Crush On Obama], положенная на музыку звездами Голливуда предвыборная речь самого политика Yes, We Can, и иные проекты, набравшие миллионы просмотров в сети) [8, с. 32].
В российском политическом пространстве также активно используются политические мемы. Один из самых знаменитых лозунгов предвыборной кампании Бориса Ельцина в 1996 г. «Голосуй или проиграешь» в итоге стал политическим мемом. Свидетельством ведущей роли мемов стало заявление ЦИК о готовности активно использовать данную технологию для привлечения избирателей на президентские выборах 2018 г. [9]. Последние масштабные события, которые проходили на российской политической арене: пенсионная реформа, поправки в Конституцию, Единый день голосования 2020 г. и другие - также сопровождались медиамемами. Эти мемы представляли собой сообщения, которые отличались семиотикой своего происхождения и агрессивностью содержания, воздействующего на сознание человека.
Наиболее виральными стали мемы, которые имели броскую «упаковку» и четко отражали спонтанно образовавшуюся реакцию сетевой аудитории на данное событие. Мессенджи с целенаправленно заложенным в них определенными заинтересованными группами контентом, не подвергались многочисленному копированию и репосту в сети.
Если использовать типологию, предложенную А.Г. Квят [10], то все мемы, сопровождавшие данные политические события, можно разделить на три больших группы по природе их формализации в сетевом медиапространстве:
- в форме аудиовизуальных объектов;
- в форме образов реальных субъектов медиапространства;
- в форме речевого штампа.
Все они оказывали заметное влияние на общественное мнение пользователей и отличались простотой создания, актуальностью и функционалом.
Такие атрибутивные свойства делают политические интернет-мемы универсальным языком современной политической коммуникации. В современном политико-информационном пространстве появился новый языковой инструмент политтехнологий, который позволяет достигать конкретных целей различным политическим субъектам. Политико-информационное пространство превращается в поле битвы красиво «упакованных» ментальных конструкций, воздействующих на бессознательную часть психики человека. Политическими мемами формируется новая среда воздействия на политическое сознание, в которой конструируется постоянный поток контента, влияющий на активность сетевых пользователей.
Такие формы воздействия на коллективное бессознательное и особые технологии манипуляции с сознанием человека создают риск формирования в сети метафорических узлов, в которых будут аккумулироваться субъективные отражения позиции и отношение к политическим
явлениям, не имеющие под собой рациональной и адекватной когнитивной базы восприятия реальной политической действительности.
Политический интернет-мем как жанр в современной политической коммуникации обладает определенными особенностями и характеристиками, которые позволяют оказывать влияние на общественное мнение индивидов, их политическое поведение, установки и интересы. Отдельно стоит выделить такую сферу применения политических интернет-мемов, как избирательный процесс и процесс конструирования имиджа политического деятеля.
Российская исследовательница Т.Е. Савицкая подчеркивает, что на сегодняшний день экспансия мемов, представленная как в печатной продукции, так и в онлайн-пространстве (чатах, форумах, сообществах), является мощным и скрытым фактором формирования общественного мнения. Если же рассматривать этот процесс шире, то распространение и популярность мемов является сегодня социально-культурным явлением [11].
Политические деятели во время предвыборной кампании при выстраивании собственной стратегии стремятся активно использовать сетевые ресурсы для максимального задействования потенциального электорального сегмента. В свою очередь традиционный подход к политическим выборам как к борьбе, которая основана на противостоянии политических программ кандидатов, их идейных взглядов, ценностей и принципов, претерпевает значительные изменения. Восприятие политических выборов трансформируется, и сегодня в избирательном процессе присутствуют элементы шоу, зрелищности, а также техники эпатирования. Фактически, успех той или иной избирательной кампании зависит напрямую от тех мессенджей, которые политическая партия или сам кандидат предлагает аудитории.
Сетевая активность кандидата во время избирательной кампании становится одним из факторов установления максимального контакта со своей электоральной группой. Именно в рамках своей сетевой активности политики прибегают к использованию интернет-мемов для привлечения внимания. Аудитория мгновенно реагирует на размещение яркого, неоднозначного и скандального материала в Интернете. Причем, если интернет-мем затрагивает какую-либо табуиро-ванную тему или же имеет негативную коннотацию, то это, в свою очередь, значительно повышает узнаваемость кандидата.
В эпоху сети Интернет наблюдается тенденция, при которой имидж политика конструируется не элитными дискурсами, которые генерируются в различных социальных сетях. Таким образом, исследование интернет-мемов как способа и технологии репрезентации власти является весьма важной и актуальной задачей в современной политической науке и смежных дисциплинах.
Политический интернет-мем может использоваться не только в качестве инструмента политической пропаганды властных структур и политических партий, но и для продвижения оппозиционных идей, мнений и движений. Интернет-мемы на тему протестных движений возникают не только как выплеск эмоциональной реакции пользователей сети Интернет на происходящие события в обществе, но и как ответ на запросы представителей профессионального сообщества, которые конструируют вирусные сообщения в медиапространстве.
Таким образом, явление политического мема должно находиться в исследовательском поле различных отраслей гуманитарных наук с целью выявления и анализа возможных угроз подмены реального политического виртуальным, вымышленным, но красиво «упакованным» контентом, несущим риски дестабилизации политической системы общества.
Список источников:
1. Digital 2020: Global Digital Overview [Электронный ресурс] // Datareportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (дата обращения 15.06.2021).
2. Ильницкий А.С. Криминальная идеология в сети Интернет: теоретические и социально-правовые предпосылки криминологического познания // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 4 (50). С. 49-53.
3. Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 2017. 512 с.
4. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор. 2009. С. 285-293.
5. Ягодкина М.В. Мемы в интернет-коммуникации // Art logos. 2019. № 2 (7). С. 142-152.
6. Карягин М. Мемная политика [Электронный ресурс] // Актуальные комментарии. URL: actualcomment.ru/memnaya-politika-1705121050.html (дата обращения: 15.06.2021).
7. Столетов А. Мемы: мифы и реальность. [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. URL: https://www.market-ing.spb.ru/lib-around/socio/meme.htm. (дата обращения 15.06.2021).
8. Шомова С.А. Политический Интернет-мем: сущность, специфика, особенности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 28-41.
9. ЦИК намерена использовать мемы и селфи для привлечения избирателей на выборы [Электронный ресурс] // Афиша Daily. URL: https://daily.afisha.ru/news/10765-cik-namerena-ispolzovat-memy-i-selfi-dlya-privlecheniya-izbirateley-na-vybory/ (дата обращения 15.06.2021)
10. Квят А.Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. 2013. № 1.
11. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире. 2013. № 3. С. 3-11.
Информация об авторах В.В. Скоробогатов - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
Е.С. Сухарева - студентка 4 курса кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
Information about the authors V.V. Skorobogatov - PhD in Political Science, Associate Professor, Politology and Political Management Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
E.S. Suchareva - Fourth Year Student, Politology and Political Management Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.C5.2C21 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.C6.2C21 ; Принята к публикации / Accepted for publication 17.06.2021.