УДК 81 '42:8127 ББК Ш100.621+Ш100.51
ГСНТИ 16.41.21; 16.21.27 Код ВАК 10.02.04
С. В. Канашина
Москва, Россия
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ
АННОТАЦИЯ. В статье исследуется роль интернет-мемов в политических выборах. Актуальность статьи обусловлена возрастающей популярностью и массовостью интернет-мемов в контексте политических выборов и, как следствие, необходимостью научно осмыслить этот феномен. Цель статьи — изучить и описать функции интернет-мемов в электоральном процессе. Чаще всего интернет-мемы имеют стандартизированную шаблонную форму — текст и картинка в квадратной рамке. Исследование показало, что мемы имеют высокую значимость в избирательных кампаниях. С одной стороны, они выступают в качестве современного фольклорного жанра, народного творчества интернет-пользователей, которые пытаются осмыслить политические выборы и выразить свое мнение с помощью интернет-мемов. В этом случае они выполняют такие функции, как функция выражения политического мнения, политического протеста или высмеивания политика во время выборов (во время выборов нередко появляются мемы, высмеивающие одиозные фразы кандидатов, их внешний вид, слабые места предвыборных кампаний и т. д.). С другой стороны, мемы могут использоваться как современное оружие политической борьбы, намеренно применяемое политиками для победы на выборах путем привлечения внимания, дискредитации соперника, распространения пропаганды, создания определенного имиджа или повышения рейтинга политика.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернет-мемы; интернет-коммуникации; политические выборы; политическая пропаганда; политический дискурс.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Канашина Светлана Валериевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английского языка № 3, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; 119454, Россия, Москва, пр-т Вернадского, 76; e-mail: [email protected].
Развитие информационных технологий в последние годы кардинально изменило политический контекст. Если до недавнего времени официальные СМИ являлись самыми важными трансляторами политической информации, предлагая публике информационный продукт, подвергнувшийся цензуре, правке и отвечающий интересам определенных социальных групп, сегодня мы наблюдаем иную картину. Официальные СМИ теряют популярность и авторитет в политической жизни, все большую значимость приобретает интернет как платформа для свободного анонимного политического диалога. По мнению Ю. А. Михалева, «в эпоху информационных технологий интернет становится важным коммуникативным инструментом, широко используемым государственной властью, партиями, политическими лидерами и представителями гражданского общества в своих интересах, в том числе и в ходе предвыборных кампаний» [Михалев 2015: 147].
Под воздействием современных информационных процессов меняются и политические выборы. Официальные СМИ в меньшей степени выступают сегодня в качестве мощного инструмента политической пропаганды ввиду того факта, что публика имеет выбор при получении информации в лице альтернативных оппозиционных СМИ. Важным распространителем политических идей выступает интернет [Смирнова 2012], который предлагает плюрализм политических мнений, а «интернет-аудитория становится активным началом в политическом дискурсе» [Зеленская 2014: 120]. Осознавая роль интернета в политической жизни, политики ме-
няют свои стратегии при выстраивании предвыборных кампаний, пытаются использовать ресурсы интернета для достижения победы. А традиционное понимание политических выборов как борьбы, основанной на противостоянии политических программ, взглядов и принципов, уступает место современному пониманию выборов как шоу, захватывающего зрелища, полного драматичных острых моментов, и даже цирка [Hess 2016]. Кроме того, меняется и политическое поведение людей, все более заметной становится тенденция к снижению избирательной активности, аполитичности населения.
Среди множества интернет-феноменов, выступающих инструментами политики, особое внимание привлекают интернет-мемы, единицы культурной информации, тиражирующиеся в интернете. Интернет-мемы могут иметь разнообразную форму и представлять собой популярное видео в интернете, лозунг, текст и т. д. Однако чаще всего ин-тернет-мемы имеют стандартизированную шаблонную форму — текст и картинка в квадратной рамке. Как отмечают В. А. Глухих и С. М. Елисеев, «использование интер-нет-мемов в избирательных кампаниях представляет собой новый тренд в современной политике» [Глухих, Елисеев 2017: 90].
Анализ политических выборов последних лет (президентские выборы в США 2016 г., выборы мэра Москвы 2013 г., а также набирающая обороты предвыборная кампания в России накануне президентских выборов 2018 г.) показал, что интернет-мемы играют важную роль в определении политического
© Канашина С. В., 2018
контекста, выступая мощным инструментом политического влияния.
Цель данной статьи — изучить роль ин-тернет-мемов в процессе политических выборов.
Необходимо прежде всего отметить, что интернет-мемы могут рассматриваться в данном аспекте с двух сторон. С одной стороны, они выступают как современный фольклорный жанр, народное творчество интернет-пользователей, которые пытаются осмыслить политические выборы и выразить свое мнение с помощью интернет-мемов. В данном случае процесс создания интер-нет-мемов спонтанный, в большей мере стихийный, неуправляемый. С другой стороны, интернет-мемы могут использоваться как определенная РР-технология, стратегия, осознанно применяемая политиками в процессе политических выборов для достижения победы. В этом случае интернет-мемы создаются намеренно с целью создать положительный имидж политика или отрицательный имидж политического противника, повысить популярность политика и т. д.
В процессе политических выборов ин-тернет-мемы могут выполнять следующие фукнции.
1. Функция выражения политического мнения во время выборов.
Интернет-мемы являются важным инструментом выражения политического мнения, что обусловлено их жанровыми характеристиками, а также функциями «интернет-среды как пространства открытого общения, обсуждения и выражения мнения» [Галин-ская 2013: 91]. Такие свойства мемов, как анонимность, отсутствие цензуры и правки, нарушение речевого этикета и языковых конвенций, позволяют интернет-пользователям выражать свое мнение о политических кандидатах максимально свободно. Интер-нет-мемы становятся платформой, своеобразной трибуной для прямого, не ограниченного барьерами и условностями высказывания мнения. Причины этого явления кроются в социальных и культурных изменениях общества. Поскольку избирательная активность населения падает и общество становится все более аполитичным, прямые, открытые формы политической активности (митинги, уличные демонстрации) уступают место пассивному политическому участию. Люди, как правило, выступают пассивными реципиентами политической информации, транслируемой через СМИ, которая воспринимается с разной долей критики. В том слу-
чае, если человек хочет выразить свое политическое мнение, которое может быть неполиткорректным, радикальным или агрессивным, и быть услышанным сообществом, ему на помощь приходят интернет-мемы. Создав интернет-мем, человек может поделиться им с другими пользователями, сохранив свою анонимность. В данном случае интернет-мемы выступают как личная реакция человека на политические выборы.
В качестве примера можно привести многочисленные интернет-мемы, посвященные Д. Трампу и Х. Клинтон, появившиеся в период предвыборной кампании 2016 г. На рис. 1 изображен интернет-мем, посвященный Д. Трампу и Х. Клинтон. Сопроводительная надпись гласит: «Неужели эти двое — лучшее, что мы можем предложить?». Очевидно, интернет-пользователь выражает свое ироничное отношение к двум политикам.
2. Функция выражения политического протеста во время выборов.
Поскольку выражение открытого политического протеста в форме митингов, уличных демонстраций, пикетов и т. д. имеет законные ограничения и требует соблюдения определенных норм законодательства, а также предполагает высокую степень политической сознательности и активности, эти традиционные формы выражения политического протеста менее распространены в современном обществе. Стихийные формы проявления политического протеста, перерастающие в массовые беспорядки, даже подавляются государством с участием полиции и т. д. Таким образом, общество ищет альтернативный способ выражения политического протеста, и интернет-мемы являются тем самым инструментом, позволяющим людям выразить протест, негодование, возмущение и т. д. По сути дела, интернет-мемы дают возможность устроить своеобразную анархию, хаос, в котором нет политических авторитетов. Даже уважаемый политик, участвующий в выборах, может подвергнуться осмеянию, злобной сатире. Интернет-мем — современный vox populi (глас народа), т. е. индикатор общественного мнения.
Примером интернет-мема, выражающего политический протест во время политических выборов, могут служить интернет-мемы, появившиеся в 2011 г. после выборов в Госдуму, посвященные «нелегитимной» Думе (рис. 2) и инициированные сообщениями о нарушениях и фальсификациях во время выборов.
Рис. 1
3. Функция высмеивания.
Роль комического в политическом контексте чрезвычайно велика, поскольку «смех во все эпохи был мощнейшим политическим оружием» [Пророкова 2016]. Интернет-мем является влиятельным инструментом политической сатиры и по своим жанровым характеристикам похож на карикатуру, которой свойственна сатиричность, злободневность, гротеск. Поскольку процесс политических выборов приковывает пристальное внимание общественности, публика «сканирует» политический ландшафт в поисках комического и, находя комизм, выражает его в форме интернет-мема. Интернет-мем представляет собой современный сетевой фольклор, народное творчество, которое основано на юморе. Нетрудно заметить родственность таких фольклорных жанров, как интер-нет-мем и анекдот. Во время выборов нередко появляются мемы, высмеивающие одиозные фразы кандидатов, их внешний вид, слабые места предвыборных кампаний и т. д. В целом интернет-мемы можно рассматривать как воплощение народной сме-ховой культуры, как результат переосмысления людьми политического контекста через призму комизма.
В качестве примера можно привести многочисленные интернет-мемы, посвященные Хиллари Клинтон во время президентской гонки в США 2016 г.: интернет-пользователи подшучивали над скандалом, связанным с утечкой электронных писем Х. Клинтон, сообщением о ее заболевании пневмонией, ее возрастом и т. д.
Таким образом, интернет-мемы являются важным инструментом политики и выполняют такие функции, как функция выражения политического мнения, политического протеста и высмеивания во время выборов. Эти функции реализуются на уровне широкой
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ПРОШЛА НОРМАЛЬНО ГОЛОСОВАНИЙ В ХОДЕ НАРУШЕНИЙ НЕ ЗАМЕЧЕНО
Рис. 2
общественности, которая реагирует на процесс выборов в форме интернет-мемов. В данном случае интернет-мемы создаются обычными людьми без специальной подготовки с целью поделиться своим мнением с помощью этих единиц интернет-коммуникации. Тенденция комментировать процесс выборов с помощью интернет-мемов набирает популярность во многих странах и обусловлена растущей значимостью интернет-технологий в жизни людей.
Однако кроме тенденции к созданию ин-тернет-мемов обычными интернет-пользователями в качестве развлечения, досуга необходимо отметить и другую тенденцию, которая заключается в том, что в период политических выборов некоторые интернет-мемы создаются специально обученными людьми и используются в качестве манипу-лятивной стратегии, направленной на достижение победы определенным кандидатом. Данная тенденция распространена в США, а также наблюдается в России, и мотивирована она прежде всего богатым прагматическим потенциалом интернет-мемов, т. е. способностью влиять на людей, воздействовать на подсознание.
Не секрет, что в процессе политических выборов политики прибегают к помощи различных специалистов, которые помогают создать выигрышный имидж. Образ политика формируется в пространстве СМИ, во время дебатов на федеральных телеканалах, выступлениях по радио, в газетных публикациях. Но все большая часть электората отстраняется от потребления традиционного контента СМИ (все меньше людей смотрят новостные передачи по телевизору, рейтинги телеканалов и тиражи газет падают [Власкин 2016]) и предпочитает проводить время в интернете, выбирая интересное для себя. В результате возникает проблема: «как
достучаться» до тех, кто остается вне контекста традиционных СМИ и предпочитает получать информацию из интернета? При этом политики также сталкиваются с тем, что современное молодое поколение менее восприимчиво к традиционным методам политической пропаганды и давно практиковавшиеся политические стратегии оказываются не столь эффективными. В этом случае политикам на помощь приходят специалисты — интернет-технологи, которые пытаются максимально использовать потенциал интернета для привлечения электората. Одной из современных эффективных стратегий политического манипулирования является использование интернет-мемов во время выборов.
Если рассматривать интернет-мемы как инструмент политической борьбы, осознанно используемый политиками для победы на выборах, то интернет-мемы выполняют следующие функции.
1. Функция привлечения внимания.
Интернет-мем выступает как «инструмент, который может повысить узнаваемость политика за счет массового распространения» [Антонов 2017]. Поскольку современная концепция выборов предполагает шоу, зре-лищность, эпатирование публики, перед политиками стоит задача привлекать внимание электората, постоянно создавая информационные поводы, в том числе используя нестандартные стратегии. Как отмечает М. Карягин, «успех политических кампаний зависит от яркости и запоминаемости мес-сенджей, которые с собой несет политик или партия» [Карягин 2017]. Многие современные политики прибегают к сетевой активности (имеют профили в социальных сетях — «ВКонтакте», «Facebook» — и аккаунты в «Twitter», ведут интернет-блоги) для того, чтобы установить максимальный контакт с электоратом. В рамках своей сетевой активности политики и прибегают к использованию интернет-мемов для привлечения внимания. Размещение яркого, броского, возможно, скандального интернет-мема на интернет-ресурсе политика способно, без сомнения, вызвать интерес публики. Даже если интернет-мем имеет негативную коннотацию, неполиткорректен, затрагивает тему-табу, политик достигает главную цель: он привлекает внимание и повышает свою узнаваемость среди электората.
В качестве примера можно привести ин-тернет-мем с лягушонком Пепе (рис. 3), размещенный сыном Дональда Трампа во время президентской гонки в США. Сопроводительная надпись переводится как «ужасные» (англ. deplorable означает ужасный, отвратительный) и создает аллюзию к выражению basket of deplorables (англ. «сборище ужасных людей»): именно так в 2016 г. Х. Клинтон назвала Республиканскую партию США. Интернет-мем является достаточно скандальным, поскольку в нем используется интернет-символ расизма и превосходства белой расы — лягушонок Пепе. Несмотря на негативную риторику, связанную с использованием этого мема в штабе Д. Трампа, кандидату от Республиканской партии удалось таким способом привлечь внимание к себе.
2. Функция дискредитации соперника на выборах.
Политики могут прибегать к использованию мемов во время предвыборной гонки для намеренной дискредитации соперника. Данная стратегия достаточно часто реализуется, потому что в политической борьбе зачастую преследуется цель выделить недостатки, связанные с политической программой оппонента, и тем самым указать на его несостоятельность. В этом случае ин-тернет-мем должен быть прагматически нагружен, понятен среднестатистическому интернет-пользователю и содержать информацию, негативно репрезентирующую оппонента. Интернет-мемы могут рассматриваться как грозное дискредитирующее оружие, потому что, во-первых, они способны воздействовать на подсознание, оперируя понятными и доступными образами и символами, во-вторых, они стремительно распространяются в интернете и могут стать очень популярными. Интернет-мем — своеобразный понятный и популярный язык, на котором политики говорят с массами. При этом для дискредитации оппонента во время выборов политики используют целый арсенал языковых и неязыковых средств, которые может предоставить интернет-мем, начиная от запоминающейся, броской картинки и специально подобранного шрифта до сатиры, гротеска, разнообразных тропов и аллюзий.
Рис. 3
В качестве примера можно привести ин-тернет-мем «Партия жуликов и воров», распространение которого было инициировано А. Навальным в 2011 г.
3. Функция пропаганды во время выборов.
Интернет-мемы также являются влиятельным инструментом политической пропаганды [Haddow 2016]. Как было сказано выше, они апеллируют к подсознанию реципиента. По форме мемы напоминают традиционные орудия пропаганды (агитационный плакат, листовка и т. д.), грамотно сочетающие вербальный и невербальный компоненты. По мнению А. А. Столярова, «мем — это скрытый идеологический код, который способен воздействовать на человека» [Столяров 2014]. Кроме того, вербальный компонент мемов (сопроводительная надпись) часто напоминает короткие и убедительные лозунги, характерные для политической пропаганды в целом. Поскольку традиционные стратегии политической пропаганды становятся менее актуальными и эффективными, она эволюционирует и развивается в контексте интернет-пространства. Прагматические возможности интернет-мема настолько велики, что удачный мем может повлиять на голосование избирателя во время выборов.
В качестве примера можно указать мем про 146 % (рис. 4), распространять который начали оппозиционно настроенные россияне после выборов в Госдуму 2011 г., когда в эфире телеканала «Россия 24» появился график с результатами голосования, общая сумма процентов в котором составила 146,47 %. Оппозиция использовала этот мем как оружие пропаганды, намекая на фальсификации на выборах.
4. Функция создания имиджа политика.
Поскольку «интернет сегодня становится
той площадкой, где политик может презентовать себя огромной массе людей — будущих избирателей, высвечивая наиболее положительные компоненты своего имиджа» [Кравцов 2009: 307], интернет-мемы умело используются политиками как средство со-
Рис. 4
здания положительного имиджа. Манипулируя интернет-мемами в интернет-пространстве, политики позиционируют себя как современные, открытые для инноваций люди. Поскольку интернет-мемы охватывают преимущественно молодую аудиторию, политик, приобщаясь к мемам, идентифицирует себя с группой продвинутых интернет-пользователей и таким образом сам становится в глазах общественности человеком «в теме», «в тренде». Важно отметить, что данная тенденция предполагает не традиционное дистанцирование политиков от массовой культуры как пошлого и шаблонного явления, а, наоборот, приобщение к ней, потому интернет-мемы — проявление современной массовой культуры. В целом использование интернет-мемов в процессе выборов можно рассматривать как продуманную PR-техно-логию, которая направлена на создание образа «политика-приятеля», разговаривающего с массами простыми категориями (понятными формулировками, смешными ме-мами), пришедшего на смену образу «политика-эксперта».
В качестве примера можно указать многочисленные мемы, размещенные Д. Трампом в период предвыборной гонки. Все они направлены на создание имиджа Д. Трампа как человека «из своих», простого и в то же время современного.
5. Функция повышения рейтинга политика.
Интернет-мемы помогают политику повысить уровень популярности среди избирателей, потому что данные единицы воспринимаются обществом позитивно. В период выборов перед политиком стоит задача максимально повысить свой рейтинг. Высокий рейтинг отдельно взятого политика, а не сильная политическая программа, является основным условием победы, потому что, во-первых, власть в наивысшей степени персонализирована и общество идентифицирует будущее страны с конкретным человеком, во-вторых, выбор электората всегда основан на оппозиции «нравится / не нравится», т. е.
на симпатии [Axelrod 2016], а не на рациональном суждении. Для того чтобы нравиться электорату, политику нужно вписываться в культуру избирателей, а поскольку интер-нет-мемы — важная часть современной культуры, политикам приходится приобщаться к ним.
В качестве примера можно вновь привести мемы, размещенные Д. Трампом в период предвыборной гонки.
Таким образом, интернет-мемы являются современным сильным оружием политической борьбы, целенаправленно используемым политиками для победы на выборах. Очевидно, создание мемов осуществляется специалистами из команды политика, а не самим политиком, но сам мем размещается в интернет-пространстве от лица политика. Интернет-мемы в данном случае многофункциональны и направлены на привлечение внимания, дискредитацию соперника, распространение пропаганды, создание определенного имиджа и повышение рейтинга политика. Мемы служат универсальным языком lingua franca [Chmielewski 2016] и позволяют установить своеобразный контакт с избирателями, при котором коммуникация осуществляется опосредованно через интернет. Политик транслирует идеи, концепты, призывы через интернет-мем, а электорат декодирует это сообщение политика.
В заключение необходимо сказать, что роль интернет-мемов в процессе политических выборов велика. С одной стороны, мемы выступают в качестве народного интернет-творчества, своеобразной трибуны, позволяющей избирателям выразить политическое мнение, протест или высмеять политика в период выборов. С другой стороны, ин-тернет-мемы используются политиками в процессе выборов как стратегия политического воздействия, нацеленная на привлечение внимания электората, дискредитацию оппонента на выборах, распространение пропаганды, создание имиджа или повышение рейтинга политика. Активное использование интернет-мемов в процессе политических выборов отражает изменения полити-
S. V. Kanashina
Moscow, Russia
ческого контекста под воздействием интернет-технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Е. Как устроены интернет-мемы и почему люди их так любят. Рассказывает лингвистика [Электронный ресурс] // Бумага : интернет-газета. 2017. 31 окт. URL: https:// paperpaper.ru/campus/memes/ (дата обращения: 17.01.2018).
2. Власкин А. Борьба интернет-мемов. Трамп как лицо новой политической реальности [Электронный ресурс] // Новости TUT.BY. 2016. 4 июня. URL: https://news.tut.by/world/ 498666.html (дата обращения: 17.01.2018).
3. Галинская Т. Н. Контент-аналитическое исследование медийного образа российского политика (на материале комментариев интернет-пользователей о Б. Немцове) // Политическая лингвистика. 2013. № 4. С. 91—98.
4. Глухих B. А., Елисеев C. М. Интернет-мемы как инструменты публичной политики // Дискурс. 2017. N° 4. С. 90—96.
5. Зелянская Н. Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агенс политической реальности // Политическая лингвистика. 2014. № 4. С. 120—126.
6. Карягин М. Мемная политика [Электронный ресурс] // Актуальные комментарии. 2017. 12 мая. URL: actualcomment. ru/memnaya-politika-1705121050.html (дата обращения: 17.01.2018).
7. Кравцов В. В. Политическая коммуникация в Интернете // Вестн. ЧГУ. 2009. № 4. С. 305—311.
8. Михалёв Ю. А. Роль Интернета в политике государств современного мира // Вестн. МГЛУ. 2015. № 26 (737). С. 147—154.
9. Пророкова М. Почему политики боятся мемов? [Электронный ресурс] // FURFUR. 2016. 23 нояб. URL: www.fur fur.me/furfur/freedom/howitworks/219457-pepe_strikes_again (дата обращения: 17.01.2018).
10. Смирнова М. В. Применение интернет-технологий в предвыборной кампании РОДП «Яблоко» // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2012. № 4. С. 107—110.
11. Столяров А. А. Политические мемы эпохи «Facebook-революции» как способ конструирования медиарельности [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2014. № 3. URL: www.mediascope.ru/1590 (дата обращения: 17.01.2018).
12. Axelrod E. The role of memes in politics [Electronic resource] // Brown Political Review. 20.03.2016. URL: www.brow npoliticalreview.org>Culture (date of access: 17.01.2018).
13. Chmielewski D. Internet memes emerge as 2016 election's political dog whistle [Electronic resource] // USA TODAY. 30.09.2016. URL: https://www.usatoday.com/story/tech/news/ 2016/09/.../internet-memes.../91272490/ (date of access: 17.01.2018).
14. Haddow D. Meme warfare: how the power of mass replication has poisoned the US election [Electronic resource] // The Guardian. 4.11.2016. URL: https://www.theguardian.com/./ political-memes-2016-electi.. (date of access: 17.01.2018).
15. Hess A. Memes, myself and I: the internet lets us all run the campaign [Electronic resource] // The New York Times. 4.11. 2016. URL: https://www.nytimes.com/.../memes-myself-and-i-the-interne... (date of access: 17.01.2018).
THE ROLE OF INTERNET MEMES IN POLITICAL ELECTIONS
ABSTRACT. The article looks at the role of internet memes in political elections. The relevance of the article is proved by the growing popularity and high occurrence of internet memes in the context of political elections, and, as a result, the necessity to scientifically examine this phenomenon. The aim of the article is to analyse and describe the functions of internet memes in the electoral process. Most often internet memes are standard and follow certain pattern — a text and a picture in a square frame. The study shows that memes are very important in the sphere of elections. On the one hand, they are a modern folklore genre, creative product of internet users who try to conceptualize elections and express their opinion with the help of internet memes. In this case they fulfill the functions of expressing political opinion, protest or satirizing a politician during elections (memes that ridicule infamous phrases ofpoliticians, their appearances, weak point in the electoral program, etc. are very frequent). On the other hand, memes can be used as a modern tool ofpolitical strife intentionally used by politicians and aimed at attracting attention, discrediting an opponent, disseminating propaganda, creating an image or increasing a political rating.
KEYWORDS: Internet meme; Internet communication; elections; political propaganda; political discourse.
ABOUT THE AUTHOR: Kanashina Svetlana Valerievna, Candidate of Philology, Lecturer, Department of the English language №3 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs Russian Federation; Moscow, Russia.
REFERENCES
1. Antonov E. Kak ustroeny internet-memy i pochemu lyudi ikh tak lyubyat. Rasskazyvaet lingvistika [Elektronnyy resurs] // Bumaga : internet-gazeta. 2017. 31 okt. URL: https://paper paper.ru/campus/memes/ (data obrashcheniya: 17.01.2018).
2. Vlaskin A. Bor'ba internet-memov. Tramp kak litso novoy politicheskoy real'nosti [Elektronnyy resurs] // Novosti TUT.BY. 2016. 4 iyunya. URL: https://news.tut.by/world/498666.html (data obrashcheniya: 17.01.2018).
3. Galinskaya T. N. Kontent-analiticheskoe issledovanie mediynogo obraza rossiyskogo politika (na materiale kommen-tariev internet-pol'zovateley o B. Nemtsove) // Politicheskaya lingvistika. 2013. №> 4. S. 91—98.
4. Glukhikh B. A., Eliseev C. M. Internet-memy kak instru-menty publichnoy politiki // Diskurs. 2017. № 4. S. 90—96.
5. Zelyanskaya N. L. Mediaobraz politika: internet-soob-shchestvo kak agens politicheskoy real'nosti // Politicheskaya lingvistika. 2014. №2 4. S. 120—126.
6. Karyagin M. Memnaya politika [Elektronnyy resurs] // Ak-tual'nye kommentarii. 2017. 12 maya. URL: actualcom ment.ru/memnaya-politika-1705121050.html (data obrashcheniya: 17.01.2018).
7. Kravtsov V. V. Politicheskaya kommunikatsiya v Internete // Vestn. ChGU. 2009. № 4. S. 305—311.
8. Mikhalev Yu. A. Rol' Interneta v politike gosudarstv sov-remennogo mira // Vestn. MGLU. 2015. № 26 (737). S. 147— 154.
9. Prorokova M. Pochemu politiki boyatsya memov? [Elektronnyy resurs] // FURFUR. 2016. 23 noyab. URL: www. forfor.me/forfor/freedom/howitworks/219457-pepe_strikes_again (data obrashcheniya: 17.01.2018).
10. Smirnova M. V. Primenenie internet-tekhnologiy v pred-vybornoy kampanii RODP «Yabloko» // Lokus: lyudi, obshches-tvo, kul'tury, smysly. 2012. № 4. S. 107—110.
11. Stolyarov A. A. Politicheskie memy epokhi «Facebook-revolyutsii» kak sposob konstruirovaniya mediarel'nosti [Elektronnyy resurs] // Mediaskop. 2014. №2 3. URL: www. mediascope.ru/1590 (data obrashcheniya: 17.01.2018).
12. Axelrod E. The role of memes in politics [Electronic resource] // Brown Political Review. 20.03.2016. URL: www. brownpoliticalreview.org>Culture (date of access: 17.01.2018).
13. Chmielewski D. Internet memes emerge as 2016 election's political dog whistle [Electronic resource] // USA TODAY. 30.09.2016. URL: https://www.usatoday.com/story/tech/news/ 2016/09/.../internet-memes.../91272490/ (date of access: 17.01.2018).
14. Haddow D. Meme warfare: how the power of mass replication has poisoned the US election [Electronic resource] // The Guardian. 4.11.2016. URL: https://www.theguardian.com/./ political-memes-2016-electi.. (date of access: 17.01.2018).
15. Hess A. Memes, myself and I: the internet lets us all run the campaign [Electronic resource] // The New York Times. 4.11. 2016. URL: https://www.nytimes.com/.../memes-myself-and-i-the-interne... (date of access: 17.01.2018).