Научная статья на тему 'Мемуары как источник об обучении грамоте дворянских детей на дому и в частных школах России XVIII в'

Мемуары как источник об обучении грамоте дворянских детей на дому и в частных школах России XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
430
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМУАРЫ ДВОРЯН / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / УЧИТЕЛЯ / XVIII В / NOBLES MEMOIRS / LITERACY LEARNING / TEACHER / XVIII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емельянова Анна Вячеславовна, Сафронова Алевтина Михайловна

В условиях редкой сети государственных школ в России XVIII в. широкое распространение получило обучение детей грамоте в семье и в частных школах. Мемуары являются ценным источником для изучения этого явления. Они содержат сведения о происхождении и материальном положении семей, их месте жительства, возрасте, в котором начинали обучать детей, сословном составе учителей, трудностях с поиском способных преподавателей в провинции, учебныгх книгах, методах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memoirs as a source about literacy learning of noble children at home and at private schools in Russia in XVIII century

In the conditions of a rare network of public schools on huge open spaces of the Russian Empire XVIII century it was received the spread of the house training of children to literacy and private schools, especially in the Russian province. The state government supervised this process poorly; therefore official documents are the greater rarity. But the authors of the memoires paid attention to teaching literacy, who was describing the life as a rule from children's age. Memoirs reproduce a typical picture of training in noble families of this period, reflect many valuable facts which are absent in other types of sources. We had for an object to consider the complex of memoirs included in the annotated index, having been made by P.A.Zayonchkovskiy, in order may to find out how the question of teaching literacy was reflected in memoirs, who played the role of teachers, at what age training began, as soon children learnt literacy, which methods of teaching used, what geographical points this data concerned. From 40 memoirs, affecting the question of home training and private school in Russia in XVIII century and having learnt by us, only in 23 there is an information on children training for reading and writing of different degree of completeness. They concerned authors, their brothers, sisters, other relatives, neighbors and own children. Authors of these memoirs were the representatives of the highest officials, tribal aristocracy, the natives of the environment of medium and of the landed gentry (senators, generals and admirals, governors, professors, scientists, having retired). The majority of memoirs were written in the first half of the XIX century and coveraged the events of the second half of the XVIII century. Judging by memoirs, children started to teach literacy from age 5 to 8 years. Parents (mothers, fathers, grandmothers, uncles) quite often acted as teachers. Related communications were widely used: needy, having many children noblemen sent children for training to families of more well-founded relatives. Quite often noblemen employed sextons, government officials, priests, nuns. At countryside it was difficult to find the good teacher and sometimes parents had to change him, by sending children for studying to the next village or the city. Children were trained by own household servants, who had known the literacy. Often teachers were old men, having known literacy poorly, the teachings were dragged and it was necessary to change several teachers before the child become proficient in reading and writing. Memoirs of natives of the noble families, the highest bureaucracy, testified that they were started to learn the Russian literacy almost at the same time with foreign languages.

Текст научной работы на тему «Мемуары как источник об обучении грамоте дворянских детей на дому и в частных школах России XVIII в»

2012 История №4(20)

УДК 37.05 + 930.2 + 316.343.32

А.В. Емельянова, А.М. Сафронова

МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК ОБ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДВОРЯНСКИХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ

И В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ В XVIII в.

В условиях редкой сети государственных школ в России XVIII в. широкое распространение получило обучение детей грамоте в семье и в частных школах. Мемуары являются ценным источником для изучения этого явления. Они содержат сведения о происхождении и материальном положении семей, их месте жительства, возрасте, в котором начинали обучать детей, сословном составе учителей, трудностях с поиском способных преподавателей в провинции, учебныгх книгах, методах обучения.

Ключевые слова: мемуары дворян, обучение грамоте, учителя, XVIII в.

В условиях слабости сети государственных школ на просторах Российской империи XVIII в. широкое распространение получило обучение детей грамоте дома и в частных школах. Государство слабо контролировало этот процесс, поэтому официальные документы являются большой редкостью. Зато обучению грамоте уделили внимание авторы мемуаров, описывавших свою жизнь, как правило, с детского возраста. Воспоминания воспроизводят типичную картину обучения в дворянских семьях, отражают сведения, отсутствующие в других источниках. Мы поставили цель - рассмотреть комплекс мемуаров, учтенных в указателе, составленном П.А. Зайончковским [1], чтобы выяснить, насколько широко отражен в них вопрос об обучении грамоте детей, кто выступал в роли учителей, в каком возрасте начиналось обучение, какими методами велось обучение, каких географических пунктов касаются эти сведения.

Из 40 воспоминаний, изученных нами, только в 23 имеются сведения об обучении детей чтению и письму. Они касаются самих авторов, их братьев, сестер, прочих родственников, соседей. Авторы мемуаров — представители высшей бюрократии, родовой знати, выходцы из среды среднего и мелкопоместного дворянства. Большинство мемуаров были написаны в первой половине XIX в., освещали же в основном события второй половины XVIII столетия.

Судя по мемуарам, детей рано начинали обучать грамоте. М. И. Антоновский, историк, публицист и переводчик, родившийся в 1759 г. в семье коллежского асессора, в 6 лет в Москве научился читать и писать по-российски, был записан в службу юнкером «и отпущен в дом родителей своих обучаться иностранным языкам и изящным наукам на их иждивении» [2. С. 148-149].

Ученый и просветитель А.Т. Болотов, родившийся в 1738 г. в родовом селе Дворянинове Мос-

ковской губернии, начал учиться грамоте в 5-летнем возрасте в Пскове, куда его отец-полковник был направлен для проведения ревизии. Мальчик был определен в дом старика малороссиянина, где учился «со многими другими», т. е. в частной школе, которую содержал учитель. Обучение чтению шло по религиозным книгам: «... первое об-радование родителям моим произвел я выучением почти наизусть одного апостола из послания к коринфянам». Обучаться письму Болотов начал в возрасте 8 лет в отцовском полку на мызе Удрих в Эстляндии у писаря Красикова [3. Т. 1. Стб. 38]. Писатель и издатель Н.П. Брусилов, родившийся в 1782 г. в селе Скуратово Трубчевского уезда Орловской губернии в семье отставного секунд-майора, в 6 лет был обучен грамоте по букварю и часослову, а в 8 определен в Пажеский корпус. В его воспоминаниях находим интересные размышления о ценности обучения русской грамоте: «В нынешнем веке смешно такое образование, но такое начало не совсем худо. Оно с юных ногтей знакомит с родным языком и научает страху Бо-жию» [4. С. 47].

Судя по мемуарам, в качестве учителей грамоты в дворянских семьях нередко выступали сами родители. Сын Н. Н. Бантыш-Каменского (1737— 1814), известного архивиста и деятеля науки, сообщает, что в городе Нежине Киевской губернии его отца обучала чтению и письму мать, после чего он был отдан в местную школу для изучения греческого языка [5. С. 7]. Помещика Н.Г. Левшина, родившегося в 1788 г. в Москве, на 7-м году начала учить грамоте мать. «По грифельной доске писал я до 8-ми лет». Участвовала в образовании внука и бабушка, «под надзором» которой внук ежедневно читал катехизис и церковные книги, бабушка толковала их и учила арифметике [6. С. 826]. Генерал Я. О. Отрощенко, родившийся в семье отставного поручика в местечке Кабыщи Киевской губернии

в 1779 г., отмечает, что «ни отец, ни мать не имели достаточного состояния, чтобы дать мне воспитание, приличное дворянскому достоинству». Обучал его чтению, письму, польской азбуке и арифметике отец. Читать приходилось лишь церковные книги за неимением других в семье, потом книгами стал снабжать сосед. В 16 лет юношу определили в земский суд, где он 5 лет трудился копиистом, используя навыки письма, полученные в семье [7. С. 5].

Историка и писателя С. Н. Глинку, родившегося в 1776 г. в семье отставного капитана в селе Сутоки Духовского уезда Смоленской губернии, обучал грамоте дядя: «В шатре, под открытым небом, произнес я на пятом году мертвую букву русской азбуки». Для лучшего запоминания дядя изображал буквы на цветной бумаге красным карандашом. Следующим учителем стал дядька немец Иоганн. К 7 годам, времени определения в Кадетский корпус, Глинка умел бегло читать, за что получал гостинцы и похвалы от родных [8. С. 30].

Воспоминания М. В. Данилова, родившегося в 1722 г. в селе Харино Тульского уезда в семье отставного капрала, происходившего из старинного обедневшего рода, в многодетной семье, где было 12 детей, свидетельствуют о широком использовании родственных связей в обучении детей. Сестра Анна была отдана на воспитание к свойственнику, где выучена читать и писать, «читала много церковных книг и историй, почему и знала многое, касающееся до закона». Братьев Егора и Василия учил грамоте отец, потом Егора отдали к дьячку в Тулу. Василий продолжил обучение в доме родственника, пока не был отдан в Артиллерийскую школу в Москве в 1737 г. Сам автор первоначально учился у пономаря села Харино с двоюродными братьями «в весьма малой избушке», где от духоты к вечеру забывалась половина выученного за день. Потом под Тулой в доме родственницы-вдовы с ее племянником изучал часослов и псалтырь под руководством молодого слуги. Наконец, был отвезен в город Данков в дом родственника-воеводы, где учился с его сыном у отставного престарелого попа. В 1737 г. был записан в Артиллерийскую школу, где уже обучался брат Василий [9. С. 295—296, 303].

Практику помещения детей для обучения к родственникам подтверждают и мемуары А. Т. Болотова. В родовом селе Дворянинове он обучал письму четырех дочерей и сына, детей родственников и знакомых. Чтению учила бабушка, теща автора [3. Т. 3. Стб. 1027]. В качестве учителей дворяне нанимали пономарей, дьячков, священников. Е. А. Сабанеева сообщает о своих предках

Прончищевых: в 1750-е гг. в селе Багимово близ Калуги воспитывавшая племянника тетка наняла дьячка и ради «преуспеяния в науках» пригласила ему в товарищи сына соседа [10. С. 17]. В те же годы учился у местного пономаря в деревне Санкт-Петербургской губернии и будущий сенатор В.С. Хвостов [11. Стб. 552].

Генерал С.И. Мослов, родившийся в 1750 г. в селе Апушке Шацкого уезда Воронежской губернии в семье отставного капитана артиллерии, имевшего 32 крепостных, в 6-7-летнем возрасте обучился грамоте у местного дьячка, а будучи солдатом Архангелогородского полка, расквартированного в Масальске, совершенствовал свои знания в школе, открытой для малолетних дворян полка, где выписанный из Москвы отставной студент Теплов «учил читать и писать правильно, т.е. российской грамматике, чтоб узнать разделение и склонение речей, их падежи» и другим наукам [12. С. 126].

Адмирала Д.Н. Сенявина, родившегося в 1763 г. в селе Комлеве Боровского уезда Московской губернии в семье вице-адмирала, обучал грамоте приходской священник, и на 8-м году он «читал хорошо и писал изрядно», на 9-м году мать безуспешно пыталась определить его в Кадетский корпус. «В это время не было еще у нас ни публичных училищ, ни наемных учителей, а чтобы мне не быть в деревне праздну, я отдан был для изучения арифметики в городскую школу, состоявшую из солдатских детей». В 1773 г. дядя определил Дмитрия в Морской корпус в Кронштадте [13. С. 102].

И.Ф. Тимковский, будущий профессор Харьковского университета, родился в городе Переяславле Киевской губернии. В 1777 г. семья перебралась в свое имение в Золотоношскую сотню, а затем в село Згарское. Вместе со старшей сестрой и двоюродным братом Илья учился грамоте у монахинь женского монастыря, потом - в местной приходской школе по букварю, часослову и псалтырю, затем совершенствовал чтение и письмо у ректора Переяславской семинарии [14. Стб. 13831402].

Судя по воспоминаниям чиновника В.Н. Гет-туна, в сельской местности трудно было найти хорошего учителя грамоты. Автор начинал обучение в Малороссии в селе Лобки Погарского повета. Отец, дворянин, чиновник XIV класса, имевший всего 12 крепостных, отдал его учиться грамоте местному дьячку, но в 1779 г. «по неудовольствию на лобковского дьячка» перевел к дьячку села Суходолья, за 20 верст, где Василия разместили в доме старшей сестры. С 1781 г. он обучался

А.В. Емельянова, А.М. Сафронова

в Лобках в пансионе, заведенном киевским студентом Барлуйем, среди свезенных из разных мест мальчиков, но «учили только читать и писать по-русски; даже и начальных правил арифметики не преподавали» [15. С. 28].

В то же время в Москве будущего мистика А.В. Лабзина (род. в 1767 г.), начавшего с 6 лет учиться грамоте у приходящего в дом учителя, сумели заинтересовать арифметикой. В 10 лет он поступил в гимназию при Московском университете, а в 1780 г. стал студентом [16. С. 383-384].

В некоторых дворянских семьях обучали детей началам грамоты слуги крепостные. Ф.Ф. Вигель (1786-1856), родившийся в селе Симбухове Пензенского уезда, приступил к овладению грамотой в Киеве, где отец по протекции Потемкина получил место обер-коменданта. Обучал его по часослову и псалтырю «наш крепостной, молодой человек Александр Никитин», а немецкому языку, истории, географии — специально нанятый господин Мута: «что знал сам, тому помаленьку учил меня» [17. С. 14-15]. Сенатора И.В. Лопухина, представителя старинного дворянского рода, грамоте учил слуга, а французскому языку - частный учитель [18. С. 647].

Из воспоминаний дворянской четы Пекарских, проживавших в Уфе с середины XVIII в., записанных с их слов родственником П. П. Пекарским, следует, что они отдали двух своих сыновей учиться грамоте в пансион, открытый в городе ссыльным. Но «педагог отличался не столько своей ученостью, сколько жестокостью», жадностью и безнравственностью. «Ученик, почему-либо

опоздавший в школу, подвергался жестокому наказанию, способ избежать его - украсть по дороге петуха и впустить его перед собою в класс. Учитель, делая вид, что не видит воришки, приказывал отнести петуха на кухню. Однажды братья Пекарские не сделали этого и были жестоко наказаны учителем так, что чуть не слегли». После этого родители забрали детей из пансиона [19. С. 312].

Мемуары выходцев из знатных родов, высшей бюрократии свидетельствуют, что их начинали обучать русской грамоте почти одновременно с иностранными языками. Так, Л.Н. Энгельгардт, родившийся в семье действительного статского советника в Смоленской губернии, начал учиться грамоте в Витебске с 9 лет у дьячка униатской церкви, уже через год к нему приставили учителя иностранца, отставного поручика Брауншвега, который обучал письму, арифметике, немецкому; по-французски он ходил учиться в монастырь, к иезуиту Вольфорту [20. С. 17].

Екатерина Дашкова, дочь сенатора, графа генерал-аншефа Р. Воронцова, воспитывалась в семье дяди канцлера вместе с его дочерью. «Мой дядя ничего не жалел, чтобы дать нам лучших учителей, и по тому времени мы были воспитаны превосходно. Нас учили четырем языкам, и по-французски мы говорили свободно; государственный секретарь преподавал нам итальянский язык, а Бехтеев давал уроки русского, как плохо мы ни занимались им. В танцах мы показали большие успехи и несколько умели рисовать» [21. С. 444].

М.М. Муромцев (род. в 1791 г.), отец которого, дослужившись до поста губернатора Тулы, вышел в отставку, в селе Баловневе, родовом имении, с 6 лет начал учиться у француженки по-французски, у дядьки немца, по-немецки, а русскому языку и арифметике — у приезжавшего из города Данкова учителя народного училища [22. С. 61].

Таким образом, мемуары свидетельствуют, что в условиях редкой сети государственных школ в России XVIII в. дворянские семьи разного достатка стремились дать основы грамоты детям в семье, силами родителей и родственников, нанимали учителей из числа местного духовенства, использовали для этого собственных крепостных, отправляли в частные школки, пансионы, выписывали учителей из города. Большинство авторов мемуаров овладевали грамотой в своих имениях в сельской местности. Зачастую учителя были престарелыми людьми, сами знали грамоту посредственно, учение затягивалось и приходилось менять нескольких учителей, прежде чем дворянский отпрыск овладевал чтением и письмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах / Сост. П.А. Зайончковский. М., 1967. Т. 1. 302 с.

2. Антоновский М.И. Записки Михаила Ивановича Антоновского // Русский архив, 1885. Кн. 1, вып. 2. С. 145—178.

3. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Тимофеевича Болотова, описанные им самим для своих потомков. СПб., 1875. Т. 1. Стб. 1—1016; 1871. Т. 3. Стб. 5—1120 .

4. БрусиловН.П. Воспоминания // Ист. вестник, 1893. Т. 2, № 4. С. 37—71.

5. Бантыш-Каменский Д.Н. Жизнь Николая Николаевича Бантыш-Каменского. М., 1818. 79 с.

6. Левшин Н.Г. Домашний памятник Николая Гавриловича Левшина. 1788—1804 // Русская старина, 1873. Т. 8, № 12. С. 823—852.

7. Записки генерала Отрощенко. М., 2006. 57 с.

8. Глинка С.Н. Записки. М., 2004. 464 с.

9. Данилов М.В. Записки // Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1720— 1750-е гг.). Л., 1991. С. 283—316.

10. Сабанеева Е.А. Воспоминания о былом: из семейной хроники 1770—1838. М., 2011.

11. Хвостов В.С. Записки // Русский архив. 1870. Кн. 1, вып. 3. Стб. 551—610.

12. Мослов С. И. Записки отставного генерал-майора Сергея Ивановича Мосолова // Русский архив. 1905. Кн. 1. С. 124— 173.

13. Гончаров В. Адмирал Сенявин: Биографический очерк с приложением записок адмирала Д. Н. Сенявина. М.; Л., 1945. 142 с.

14. Тимковский И.Ф. Записки Ильи Федоровича Тимков-ского // Русский архив. 1874. Кн. 1, вып. 6. Стб. 1377—1464.

15. Геттун В. Н. Записки собственно для моих детей // Ист. вестник. 1880. Т. 1. № 1. С. 26—67.

16. Лабзин А.Ф. Записки // Сионский вестник. 1806. № 3. С. 383—390.

17. Вигель Ф.Ф. Записки Филиппа Филипповича Вигеля. М., 2000. 327 с.

18. Лопухин И.В. Записки некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника сенатора И.В. Лопухина, сочиненные им самим // Русский архив. 1913. Кн. 2, вып. 11. С. 647—678.

19. Пекарский П.П. Известие об уфимских дворянах Пекарских // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1883. С. 305—320.

20. Энгельгардт Л.Н. Записки. М., 1997. 256 с.

21. Дашкова Е.Р. Записки // Русская старина. 1874. Т. 9, № 3. С. 407—464.

22. МуромцевМ.М. Воспоминания // Русский архив. 1890. № 1. С. 59—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.