Научная статья на тему 'МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ТКАНИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА)'

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ТКАНИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПАМЯТНИКИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Робежник Л.В.

Статья посвящена вопросам корректного размещения в ткани города памятных мест, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Городские памятники патриотической и военной направленности рассматриваются как объекты культурной идентичности горожан. Проводится анализ особенностей локализации мемориальных объектов в композиционно-планировочной структуре города на примере Великого Новгорода. В процессе исследования выявлено три семантических уровня военной тематики в городском пространстве. Отмечено усиление насыщенности памятными знаками, несущими патриотическую тематику, либо непосредственно посвященными событиям Великой Отечественной войны - композиционной оси восток-запад, проходящей через историческое ядро Великого Новгорода. Также описывается процесс формирования пространственного комплекса из мемориальных объектов в Западном жилом районе города. Раскрывается семантическая значимость объектов Великой Отечественной войны в пространстве современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Робежник Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIAL SIGNS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE ARCHITECTURAL AND DESIGN FABRIC OF A MODERN CITY (ON THE EXAMPLE OF VELIKIY NOVGOROD)

The article is devoted to the issues of correct placement in the structure of the city of memorial sites dedicated to the events of the Great Patriotic War. City monuments of patriotic and military orientation are considered as objects of citizens cultural identity. The analysis of the features of memorial objects localization in the compositional-planning structure of the city is carried out on the example of Velikiy Novgorod. In the course of the research, three semantic levels of military topics in the urban space were identified. An increase in the saturation of commemorative signs bearing a patriotic theme, or directly dedicated to the events of the Great Patriotic War, the compositional east-west axis passing through the historical core of Velikiy Novgorod, is noted. The process of forming a spatial complex of memorial objects in the Western residential area of the city is also described. The semantic significance of objects of the Great Patriotic War in the space of a modern city is revealed.

Текст научной работы на тему «МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ТКАНИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА)»

УДК 72.012 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.3(36).327-330

Л.В.Робежник

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ТКАНИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА)

Статья посвящена вопросам корректного размещения в ткани города памятных мест, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Городские памятники патриотической и военной направленности рассматриваются как объекты культурной идентичности горожан. Проводится анализ особенностей локализации мемориальных объектов в композиционно-планировочной структуре города на примере Великого Новгорода. В процессе исследования выявлено три семантических уровня военной тематики в городском пространстве. Отмечено усиление насыщенности памятными знаками, несущими патриотическую тематику, либо непосредственно посвященными событиям Великой Отечественной войны — композиционной оси восток-запад, проходящей через историческое ядро Великого Новгорода. Также описывается процесс формирования пространственного комплекса из мемориальных объектов в Западном жилом районе города. Раскрывается семантическая значимость объектов Великой Отечественной войны в пространстве современного города.

Ключевые слова: городская среда, памятники, идентичность, семантика

Современное городское пространство — многоуровневый текст, прочтение которого гостями и

жителями города осуществляется с разных позиций, в том числе с позиции исторической значимости городской среды, семантического наполнения пространств города. В настоящее время меняется окружающий мир и его восприятие, он становится текучим, динамичным. Г.В.Горнова отмечает: «Можно предположить, что реакцией на неожиданную и / или возросшую изменчивость мира станет на какое-то время возобладание консервативных тенденций, стремление к стабильности, желание закрепиться в изменчивом мире, следовательно, востребованной станет «твёрдая» идентичность, способная быть опорой. Лучше всего эту функцию сможет выполнить территориальная идентичность...» [1, с. 46]. О неоднозначной и подвижной социопространственной структуре города говорит и А.А.Холодная, подчеркивая актуальность проблемы «культурной самоидентификации горожанина» [2, с. 500]. Теоретическим основанием данного исследования также являются труды И.Г.Лежавы о городской среде [3], В.Л.Глазычева об особенностях восприятия городской среды [4, с. 17], А.В.Иконникова об особенностях эстетического восприятия города [5, с. 42, 48].

При анализе архитектурной среды большое внимание обычно уделяется композиционно-планировочным особенностям города, анализу памятников архитектуры. Идентичность города связывается с его историчностью или с интересными дизайнерскими решениями организации общественных пространств. А.А.Холодная определяет семантическое пространство города как ценностно-смысловой концепт, связывающий среду с базовыми характеристиками культурной картины мира определенной исторической эпохи [2, с. 498]. В семантическом исследовании представлений о жизни в сельской местности и в городе Г.Б.Балаева доказывает, что различная местность несет в себе различный семантический код [6, с. 1, 4]. Г.В.Сильченко рассматривает городские памятники как один из возможных вариантов культурной идентичности горожан. Они реализуют ключевые архетипические модели, связанные с исторической памятью [7, с. 2281].

Город — сгусток информации о значимых событиях истории. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в каждой российской семье. Также и в пространстве города она оставляет свою печать в виде мемориальных мест, знаков, которые воссоздают культурные слои, временные коды в человеческой памяти. Е.Бурлина, Ю.Кузовенкова в работе, посвященной памятникам в городе, делают предположение о том, что памятники иллюстрируют процесс поиска современной Россией своей культурной идентичности [8, с. 103104].

Данное исследование посвящено анализу особенностей локализации мемориальных объектов в композиционно-планировочной структуре города на примере Великого Новгорода. Значительными событиями в истории Великого Новгорода с древних времен являются даты, связанные с восстановлением или защитой его независимости. Находясь близко к северным и западным границам государства, город с древних времен стал важным оборонительным рубежом. Позднее, в период Великой Отечественной войны завоевание Великого Новгорода имело также большое значение, но скорее не как преодоление укрепленного места, а как завоевание колыбели, родины русской государственности и веры.

В историко-культурной структуре города важной является планировочная ось восток-запад, которая начинается от вокзала, идет через кремль, Волхов, Ярославово дворище, продолжается на Ильине улице. В последние несколько десятилетий данная ось семантически усиливается благодаря расположению на ней мемориальных мест военной тематики.

Бюст Александра Невского (скульптор З.И.Азгур), установленный на Вокзальной площади в 1995 году, начинает символическую ось города. Следует отметить, что в послевоенные годы бюст Александра Невского располагался на Торговой стороне. Согласно социологическим опросам в Великом Новгороде, имя князя Александра Невского ассоциируется с годами управления городом и ратными подвигами, а в других городах, в

частности, в Санкт-Петербурге, имя Александра Невского неразрывно связано с Невской битвой, с ратными подвигами и достижениями его как полководца, киевского князя, но не князя новгородского. Таким образом, семантическое звучание вокзальной площади: древний город, история, воинская доблесть.

Далее по оси вокзал — кремль располагается памятник-стела «Город воинской славы», открытый в 2010 году, связанный с присвоением Великому Новгороду почетного звания двумя годами ранее. Рядом в 2012 году организован Зал Воинской славы. Преобразования данной пространственной точки были продолжены. В 2020 году в Киноцентре после реконструкции открылся мультимедийный центр, связанный с патриотическим воспитанием. На больших экранах планируется показ подвигов и военной истории земли новгородской. Таким образом, планомерно данная городская среда насыщается новым семантическим звучанием. Ранее, в советский период, кинотеатр «Россия» примыкал к скверу, в котором до и после кинопоказа отдыхали, встречались, гуляли зрители. Здесь располагались и площадка для встреч, и пешеходный транзит, и прогулочные узкие дорожки. Сейчас сквер приобрел более торжественный характер, было обновлено мощение, установлены новые скамьи для отдыха, освещение. Специальные микрофоны создали условия для трансляции музыки. Сквер довольно оживлен благодаря месторасположению и обновлению среды, привлекает разные социальные группы населения. Скейтеры тренируются вокруг стелы, используя ее перепады высот и гладкое покрытие, пожилые люди и мамы с детьми приходят отдыхать на скамейках, молодые люди назначают деловые и романтические встречи. Это центр города, рядом существует достаточно парковочных мест, отсюда легко добраться до других жилых районов.

На продолжении оси размещен памятник Герою Советского Союза пионеру-партизану Лёне Голикову в сквере рядом со зданием Администрации области. Сквер также был недавно реконструирован. Обновление затронуло видовой состав растений. Старые, больные деревья и кустарники были удалены, посажены новые с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне — увеличилось количество хвойных растений, стал более разнообразен видовой состав, использованы разные по размерам и форме элементы растительности. Однако данный сквер используется только как зеленый транзит, он не привлекает горожан для отдыха.

Мемориал «Огонь Вечной Славы» расположен в Кремле, пространство вокруг него носит камерный характер. Рядом с кремлем на Екатерининской горке у Волхова размещен комплекс «Монумент Победы», сооруженный в 1974 году (скульпторы Г.Нерода, А.Филиппова, архитекторы А.Душкин, А.Сайковский). Центральной фигурой памятника является бронзовая скульптура встающего на дыбы коня и сидящего на нём всадника, который олицетворяет русского / советского воина. «Монумент Победы» визуально связан с рассматриваемой осью памяти, является акцентной точной прибрежной зоны. Именно из-за активного рельефа Екатерининской горки и смотровой площадки, расположенной рядом с памятником, монумент привлекает туристов, детей и подростков. Данная территория часто активно используется при проведении массовых спортивных, патриотических, юбилейных мероприятий и городских праздников. Монумент композиционно объединяется с расположенным у его подножья Памятником погибшим воинам 3-й танковой дивизии.

В уникальном ансамбле Ярославова Дворища, не нарушая исторического контекста, за Воротной башней Гостиного двора, в плотном зеленом окружении, расположен Монумент памяти И.С.Герасименко, А.С.Красилова и Л.А.Черемнова. Этот монумент оказывается в стороне от основного туристического маршрута, вне визуального обзора посетителей архитектурного ансамбля.

Современный Западный жилой район города постепенно наполняется памятными местами и объектами, связанными с военными событиями. Памятник ветерану Великой Отечественной войны, первому генералу новгородской милиции, Почетному гражданину города В.А.Филимоненко (скульптор Д.Стритович) находится в сквере Защитников Отечества, открыт в 2019 году. Рядом расположенный транспортный узел получил недавно название площадь генерала В.А.Филимоненко. О художественном оформлении площади окончательного решения не принято.

Недалеко от площади от проспекта А.Корсунова берет начало улица Коровникова, и здесь в небольшом сквере располагается бюст генерал-полковника И.Т.Коровникова. В целом территория непосредственно рядом с бюстом благоустроена, но данный средовой участок города требует дальнейшей профессиональной архитектурно-дизайнерской работы по формированию целостных ландшафтных решений. Чуть дальше по улице, рядом со школой № 33 и домом 3, к. 1, расположен небольшой мемориал Великой Отечественной войны — место воинского захоронения 187 воинов Советской Армии, погибших в период 1941—1945 годов (бывшая деревня Григорово).

Следует отметить, что формирование пространственного комплекса из мемориальных объектов в Западном жилом районе не осознается жителями этой территории. Они, в большинстве своем, не восстанавливают в своем сознании крупные фрагменты города. В ежедневных территориальных перемещениях мемориальные объекты не являются для них актуальными. Возможно, когда они открывались (организовывались), то привлекли внимание горожан, как объекты, находящиеся недалеко от их дома. Но затем, не получая закрепления, информация о памятниках стала уходить из сознания. В социологическом исследовании А.Е.Карпов отмечает, что существуют люди, которые не обладают пространственной детерминацией. В то же время он подчеркивает важность разделения, структуризации и осознания пространств в городе [9, с. 70].

Бюст А.К.Панкратову (скульптор С.Гаев) находится на пересечении улицы Панкратова с улицей Рогатица, в небольшом сквере на Торговой стороне, открыт в 2015 году. Это место удалено от туристических

маршрутов, но подвиг героя известен многим новгородцам, улица носит его имя с 1965 года. В 1991 году улице было присвоено историческое название, но в 1999 году ей было возвращено имя героя — благодаря поддержке горожан.

Существуют места в Великом Новгороде, связанные не с событиями Великой Отечественной войны, но соотносящимися с военной и патриотической тематикой: памятный знак венгерским военнопленным, расположенный по ул. Октябрьская д. 12, к. 1; памятник воинам-интернационалистам в парке 30-летия Октября; памятник государственному деятелю, адмиралу Е.В.Путятину рядом с «Морским центром капитана Н.Г.Варухина» (скульптор С.Серёжин, 2017 год); памятный знак Пограничным войскам на пересечении улиц Великой и Бредова-Зверина (открыт в 2018 году). Этот список можно продолжить. Есть в городе и другие памятные места в виде воинских захоронений. Среди них братская могила на Сырковском шоссе рядом с госпиталем ветеранов, братская могила на Черепичной улице, мемориал Великой Отечественной войны в Дервяницах-1, памятник воинам в Северном жилом районе и т.д.

Локализации памятных мест дополняются улицами, названными в честь героев войны. Это условно второй семантический уровень военной тематики. Третий уровень представлен мемориальными досками домов, где проживали герои военных лет и ветераны войны, проявившие мужество и героизм в трудный для страны период. А.В.Лейзерова, обращаясь к анализу целостных градостроительных структур, отмечает важность «сохранения культурного потенциала города и его исторической памяти» [10]. А.Е.Гашенко подчеркивает, что плазма города, средовой компонент, в том числе и элементы дизайна, памятники — «самый богатый с семантической точки зрения набор индикаторов пространства, однозначно репрезентующий тот или иной локалитет» [11, с. 87].

В результате проведенного исследования отмечено усиление насыщенности памятными знаками, имеющими патриотическую тематику либо непосредственно посвященными событиям Великой Отечественной войны — значимой композиционной оси Великого Новгорода. Эта ось соотносится с историко-культурным ядром города и с главным туристическим маршрутом, а также с концентрацией значимых общественных пространств Великого Новгорода. Во-вторых, в последние десятилетие в современной городской застройке (Западном жилом районе) наметилось активное формирование пространственного комплекса из мемориальных объектов. Таким образом, в архитектурно-дизайнерской ткани Великого Новгорода семантически значимое место занимают объекты военной и патриотической тематики.

1. Горнова Г. В. Соразмерность города и человека: проблемы формирования городской идентичности [Электр. ресурс] // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 3(17). С. 43-56. URL: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/gomova_g._v._43_56_3_17_2018.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

2. Холодная А.А. Семантическое пространство города в современной российской культуре // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. N° 2А. С. 497-503.

3. Лежава И.Г. Линейные города [Электр. ресурс] // Отечественные записки. 2012. № 3(48). URL: https://strana-oz.ru/2012/3/llneynye-goroda (дата обращения: 15.02.2021).

4. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа; Новая площадь, 2008. 218 с.

5. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: URSS, 2006. 352 с.

6. Болаева Г.Б. Семантика психологического пространства субъектов городских и сельских территорий. [Электр. ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 2. URL: https://cyberlenlnka.ru/artlcle/n/semantlka-pslhologlcheskogo-prostranstva-subektov-gorodsklh-l-selsklh-terrltorly/vlewer (дата обращения: 15.02.2021).

7. Сильченко Г.В. Монументальные памятники Ишима: город в поисках культурной идентичности [Электр. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2281-2285. URL: https://e-koncept.ru/2013/53459.htm (дата обращения: 15.02.2021).

8. Бурлина Е., Кузовенкова Ю. Памятники в городе: время вечности и повседневности [Электр. ресурс] // Время культуры и студент в зеркале времени: «переоткрытия»: Альманах «Науки о жизни» / Отв. ред. Е.Я.Бурлина. Вып. 9. Самара: ООО «Книга», 2011. С. 103-106.. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21411535&pf=1 (дата обращения: 15.02.2021).

9. Карпов А.Е. Различение. Пространство в городе // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 2. С. 59-72.

10. Лейзерова А.В. Традиционная улица как целостная градостроительная структура [Электр. ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2019. № 1(65), Март. URL: http://archvuz.ru/2019_1/5 (дата обращения: 15.02.2021).

11. Гашенко А.Е. Семантика целостности архитектурно-градостроительной морфологии городского центра [Электр. ресурс] // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 2(8). С. 82-96. URL: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/artlcles/gashenko_a._e._82_96_2_8_2016.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

References

1. Gornova G.V. Sorazmernoct' goroda i cheloveka: problemy formirovaniya gorodskoy identichnosti [Proportionality of a city and a person: problems of forming urban identity]. ПРАННМА. Problemy vlzual'noy semiotiki, 2018, no. 3(17), pp. 43-56. Available at: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/artlcles/gornova_g._v._43_56_3_17_2018.pdf (accessed: 15.02.2021).

2. Holodnaya A.A. Semantlcheskoe prostranstvo goroda v sovremennoy rosslyskoy kul'ture [The semantic space of the city in modern Russian culture]. Kul'tura i civilizaciya, 2017, vol. 7, no. 2A, рр. 497-503.

3. Lezhava I.G. Lineynye goroda [Linear cities]. Otechestvennye zapiski, 2012, no. 3(48). Available at: https://strana-oz.ru/2012/3/lineynye-goroda (accessed: 15.02.2021).

4. Glazychev V.L. Urbanistika [Urban planning]. Moscow, 2008. 218 p.

5. Ikonnikov A.V. Prostranstvo i forma v arhitekture i gradostroitel'stve [Space and form in architecture and urban planning]. Moscow, 2006. 352 p.

6. Bolaeva G.B. Semantika psihologicheskogo prostranstva sub"ektov gorodsklh i sel'sklh territoriy [Semantics of the psychological space of subjects of urban and rural areas]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagoglka, 2020, no. 2. Available at:

https://cyberleninka.rU/article/n/semantika-psihologicheskogo-prostranstva-subektov-gorodskih-i-selskih-territoriy/viewer (accessed: 15.02.2021).

7. Sil'chenko G.V. Monumental'nye pamyatniki Ishima: gorod v poiskah kul'turnoy identichnosti [Ishim Monuments: A City in Search of Cultural Identity]. Koncept, 2013, vol. 3, pp. 2281-2285. Available at: https://e-koncept.ru/2013/53459.htm (accessed: 15.02.2021).

8. Burlina E., Kuzovenkova Yu. Pamyatniki v gorode: vremya vechnosti i povsednevnosti [Monuments in the City: Time of Eternity And Everyday Life]. Vremya kul'tury i student v zerkale vremeni: "pereotkrytiya": Al'manah "Nauki o zhizni", iss. 9. Samara, 2011, pp. 103106. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21411535&pf=1 (accessed: 15.02.2021).

9. Karpov A.E. Razlichenie. Prostranstvo v gorode [Discrimination. Space in the city]. Sociologicheskoe obozrenie, 2001, vol. 1, no. 2, pp. 59-72.

10. Leyzerova A.V. Tradicionnaya ulitsa kak tselostnaya gradostroitel'naya struktura [Traditional street as an integral urban structure]. Arhitekton: izvestiya vuzov, 2019, no. 1(65). Available at: http://archvuz.ru/2019_1/5 (accessed: 15.02.2021).

11. Gashenko A.E. Semantika celostnosti arhitekturno-gradostroitel'noy morfologii gorodskogo centra [Semantics of the integrity of the architectural and urban planning morphology of the city center]. ПРАННМЛ. Problemy vizual'noy semiotiki, 2016, no. 2 (8), pp. 82-96. Available at: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/gashenko_a._e._82_96_2_8_2016.pdf (accessed: 15.02.2021).

Robezhnik L.V. Memorial signs of the Great Patriotic War in the architectural and design fabric of a modern city (on the example of Velikiy Novgorod). The article is devoted to the issues of correct placement in the structure of the city of memorial sites dedicated to the events of the Great Patriotic War. City monuments of patriotic and military orientation are considered as objects of citizens cultural identity. The analysis of the features of memorial objects localization in the compositional-planning structure of the city is carried out on the example of Velikiy Novgorod. In the course of the research, three semantic levels of military topics in the urban space were identified. An increase in the saturation of commemorative signs bearing a patriotic theme, or directly dedicated to the events of the Great Patriotic War, the compositional east-west axis passing through the historical core of Velikiy Novgorod, is noted. The process of forming a spatial complex of memorial objects in the Western residential area of the city is also described. The semantic significance of objects of the Great Patriotic War in the space of a modern city is revealed.

Keywords: urban environment, monuments, identity, semantics.

Сведения об авторе. Любовь Викторовна Робежник — канд. архитектуры, доцент кафедры дизайна Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0002-8224-4652; Lyubov.Robezhnik@novsu.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.02.2021. Принята к публикации 15.03.2021.

Ссылка на эту статью: Робежник Л.В. Мемориальные знаки Великой Отечественной войны в архитектурно-дизайнерской ткани современного города (на примере Великого Новгорода) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 3(36). С. 327-330. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.3(36).327-330

For citation: Robezhnik L.V. Memorial signs of the Great Patriotic War in the architectural and design fabric of a modern city (on the example of Velikiy Novgorod). Memoirs of NovSU, 2021, no. 3(36), pp. 327-330. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.3(36).327-330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.