Научная статья на тему 'Мемориальные комплексы религиозных деятелей Бурятии интегрированные музеи'

Мемориальные комплексы религиозных деятелей Бурятии интегрированные музеи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОНАТ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МУЗЕЙ / MEMORIAL COMPLEX / EXHIBIT / MUSEUM EXPOSITION / SCIENTIFIC CONCEPTION / INTEGRATED MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Очирова Цыпилма Бадмацыреновна

статье освещаются некоторые инновационные формы мемориальных домов-музеев Бурятии, такие как религиозное паломничество, фольклорные обряды и др. Статья содержит описание и анализ данных объектов, затрагивает особенности их деятельности, касается вопросов, связанных с разработкой научного потенциала новых культурных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIAL COMPLEXES OF BURYAT CLERGYMEN INTEGRATED MUSEUMS

This article highlights several innovative forms of memorial houses-museums in Buryatia. It considers such activities as religious pilgrimage, folklore ceremonies and others. The article contains the description and analysis of the forms mentioned above, it touches the peculiarities of these activities related to the development of scientific potential of new cultural facilities.

Текст научной работы на тему «Мемориальные комплексы религиозных деятелей Бурятии интегрированные музеи»

2. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. - М.: Московская школа политических исследований, 2000.

3. Рассчитано автором по текущим архивам сектора национальной политики и связи с общественными объединениями Правительства РБ (1996 г.).

4. Эмпирической базой исследования являются материалы конкретного социологического исследования (в основном анкетного опроса), проведенного автором в 1996 г.

5. Республика Бурятия в цифрах. 1993 г.: краткий стат. сб. - Улан-Удэ, 1994. - С. 32.

Буркина Анна Антоновна - кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии БГУ. E-mail: [email protected]

Burkina Anna Antonovna - candidate of sociological science, associate professor of the department of political studies and sociology, Buryat State University.

УДК 069(571.54) Ц.Б. Очирова

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ БУРЯТИИ -

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МУЗЕИ

В статье освещаются некоторые инновационные формы мемориальных домов-музеев Бурятии, такие как религиозное паломничество, фольклорные обряды и др. Статья содержит описание и анализ данных объектов, затрагивает особенности их деятельности, касается вопросов, связанных с разработкой научного потенциала новых культурных объектов.

Ключевые слова.'мемориальный комплекс; экспонат; музейная экспозиция; научная концепция; интегрированный музей.

Ts.B. Ochirova MEMORIAL COMPLEXES OF BURYAT CLERGYMEN -INTEGRATED MUSEUMS

This article highlights several innovative forms of memorial houses-museums in Buryatia. It considers such activities as religious pilgrimage, folklore ceremonies and others. The article contains the description and analysis of the forms mentioned above, it touches the peculiarities of these activities related to the development of scientific potential of new cultural facilities.

Keywords: memorial complex, exhibit, museum exposition, scientific conception, integrated museum.

В Республике Бурятия за последнее десятилетие создан ряд музеев различного уровня и профиля. Экспозиции современных музеев создаются на площадях, превышающих размеры помещения, а характер их деятельности направлен на приближение музея к публике, т.е. наблюдается тенденция к открытости обществу и преодолению локальности в пространстве. Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, становятся частью жизненного культурного пространства человека. При этом создатели музеев все чаще отходят от традиционного, павильонного типа музея и отдают предпочтение музеям открытого типа. Изменяется форма собственности и ведомственной принадлежности музеев. Организаторами чаще выступают не государственные, а общественные организации, в том числе религиозные, инициативу проявляют частные лица, которым интересна история родной культуры.

В конце ХХ - начале ХХ1 в. с изменением общественно-политической ситуации в стране, принятием Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ появились условия для создания музеев, посвященных иерархам буддийского духовенства, видным религиозным деятелям Бурятии.

Материалом для сообщения послужили результаты экспедиционных исследований (2009 г.), выездного музееведческого семинара в музее Агвана Доржиева в с. Ацагат (2010 г.), опроса организаторов и посетителей музеев.

В Байкальском регионе, в частности на территории Республики Бурятия, интересен музеефициро-ванный комплекс, посвященный хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлову. Буддийская ступа, источник и летний домик хамбо Итигэлова расположены на месте его рождения в живописной степной местно-

сти Улзыта Дово Иволгинского района. Как известно, Пандито хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэ-лов (1852(?)-1927) является одним из выдающихся буддийских подвижников XX в., который в 19111917 г. возглавлял Буддийскую сангху России [1]. Комплекс открыт для всех. Желающие проходят на территорию комплекса, совершают обряд «Гороо», обходят по солнцу источник, буддийскую ступу, посещают дом-музей Д. Д. Итигэлова. Условно посетителей можно разделить на три основные группы. Первая - самая многочисленная - люди, приезжающие за водой из источника в лечебнооздоровительных целях. Вторая - паломники, имеющие религиозные мотивы и придерживающиеся традиционных моделей религиозного поведения: поклонение святым местам. Третья - туристы. За оградой комплекса построен стадион, где проходят спортивные состязания по большим религиозным праздникам. В данном случае Буддийская традиционная сангха выступает инициатором актуализации наследия, сохраняя и включая культурное и природное наследие в современную культуру.

Другим объектом показа является гостинично-туристический комплекс «Хотогор», открытый на месте родового кочевья семьи Иролтуевых, в местечке Нарин Ацагат Заиграевского района. Там же, близ Ацагатского аршана, построена буддийская ступа (субурган) в память Чойнзон-Доржи Иролтуе-ва, выдающегося врачевателя, религиозного и общественного деятеля бурятского народа. Ч.Д. Ирол-туев также пребывал на должности главы буддистов Восточной Сибири с 1893 по 1911 г. [2]. На территории комплекса стоит деревянная восьмистенная юрта для приема гостей и войлочная для проживания. Северо-западная часть деревянной юрты оформлена фотографиями и личными документами Чойнзона Иролтуева. При организации экскурсии гостей встречают участники фольклорного ансамбля, демонстрируются театрализованный свадебный обряд и старинные бурятские игры: борьба, стрельба из лука и др. Затем гостей угощают блюдами бурятской кухни. На территории выделена зона, где пасутся лошади, овцы и другие домашние животные. Посетители могут не только наблюдать уход за домашними животными, но и принять в этом участие. При желании туристы могут проживать в юртах, знакомиться с культурой и обычаями бурят. Сегодня в мире это явление обозначают как вхождение в ту или иную историческую среду, а также сельский туризм, или агротуризм. Ввиду возрастающего общественного интереса к личности Чойнзона Иролтуева организаторы продолжают му-зеефицировать территорию комплекса. Примечательно, что при актуализации личности Иролтуева делается акцент на светские моменты его жизнедеятельности, в частности его успешную врачебную практику в высших кругах Санкт-Петербурга и Москвы.

Знакомство с традиционным бытом священников-буддистов конца XIX - начала XX в. предлагает Дом-музей Агвана Доржиева в с. Ацагат Заиграевского района Бурятии. Как известно, Агван Доржи-ев - буддийский ученый, дипломат, религиозный, государственный и общественный деятель России, Тибета и Монголии. Отметим, что и по сей день бурятский народ испытывает глубокое почтение к памяти этого человека.

Музей расположен в 50 км от г. Улан-Удэ, в степной местности, в небольшом бурятском улусе Ацагат. Музей открыт в небольшом деревянном одноэтажном доме. В настоящее время сохранность удовлетворительная. Строение реконструировано на новом месте в конце 1990-х гг. из местности Ацагатский Аршан, где располагалась школа тибетской медицины, основанная в 1913 г. А. Доржие-вым и Ч. Иролтуевым. Музей представляет собой пятистенный деревянный дом, крытый тесом, к дому пристроено односкатное крыльцо. Первоначально дом сооружается в северо-западной части территории лечебницы, впоследствии, после закрытия школы в 1937 г., он переносится немного южнее, в центральную часть школы. Как отметила Г.С. Митыпова, планировка и застройка этого поселения свидетельствует о том, что ламы при постройке домов руководствовались их буддийским мировоззрением и мироощущением. Так, все строения (общественные, жилые и хозяйственные), располагаясь по системе «гороо» - круга, не закрывали вид на южную сторону [3].

Планировке и застройке комплекса присуще изначальное расположение усадьбы Агвана Доржиева. Внутренняя экспозиционная площадь музея составляет около 30 м2 и состоит из одного экспозиционного зала. Количество единиц хранения составляет 478 предметов. Это культовые и этнографические предметы, фотографии, документы. При построении экспозиции организаторы сумели удачно сочетать интерьер дома, характерный для жилища бурята-ламы, и традиционную внутреннюю структуру бурятского жилища конца XIX - начала XX в. Личные вещи ламы, сохраненные родственниками и земляками, были переданы в музей. Большинство предметов ранее не экспонировалось. В предметном ряде выделяются туфли Цхонхавы (XII в.) [4], обувь «гутал» Далай-ламы XIII (XIX в.) [5], облачение буддийского монаха «орхимжо» (начало XX в.), головные уборы «шасар малгай», «бан-ша», ритуальный посох «баяг», принадлежавший гелонгу Шагдару Намнанай, первому учителю А.

Доржиева, йогину, практику-тантристу, походные шахматы Чойнзона Иролтуева и др. Большинство экспонируемых предметов принадлежало выдающимся религиозным деятелям - далай-ламам, рин-поче-перерожденцам и были подарены в свое время Агваном Доржиевым Ацагатскому дацану как бесценные реликвии буддизма. По свидетельству управляющего делами дацана и музея Т.Б. Дор-жиева, эти предметы имеют для современных паломников-буддистов глубокий религиозный смысл [6].

Тема духовной культуры буддизма пронизывает всю экспозицию. Здесь повествуется об истории возникновения и деятельности Ацагатского дацана и медицинского лазарета, их историческом и духовном значении. Информационная составляющая включает документы, научный текст и этикетки. Условно предметный ряд можно разделить на три комплекса. Первый - предметы буддийского культа: четки, ваджра, колокольчик, чаша, молитвенный барабан, духовые инструменты, буддийские книги на тибетском языке, облачение и личные вещи буддийских монахов-лам. Второй - восковые скульптуры буддийских иерархов - Далай-ламы XIII Тубдэн Джамсо, Агвана Доржиева, Чойнзон-Доржи Иролтуева, дулва-хамбо Тубдэн-Нима Чойдонова выполненные скульпторами Монголии. Ламы изображены сидящими, в полном монашеском облачении, соответствующем их духовному рангу. Третий комплекс состоит из документов, писем, фотографий [7].

Дом-музей Агвана Доржиева имеет все признаки, характерные для мемориальных музеев: коллекция вещественных памятников, коллекции документальных и изобразительных материалов. Ядро экспозиции составляют предметы мемориального происхождения.

Другой характерной особенностью данного музея является использование различных пространственно-информационных ресурсов: сочетание предметного ряда внутри помещения и интерактивного пространства - территория действующего буддийского дацана «Гандан Даржалинг» с окружающим ландшафтом. Лектор в ходе экскурсии делает акценты на окружающую природу, где произрастают редкие лекарственные травы, использовавшиеся для изготовления лекарств фармацевтами школы тибетской медицины «Мамба», целебный источник с минеральными солями, где в свое время действовал медицинский лазарет. Таким образом, кроме выполнения просветительской функции музей прилагает определенные усилия к сохранению сложившейся природной и культурноисторической среды. Эмоциональный потенциал дома-музея необыкновенно велик и потому имеет большое значение в культурно-образовательной деятельности музейного ансамбля целом.

Не менее интересен историко-бытовой музей «Тоонто» в с. Харашибирь Заиграевского района -месте рождения Агвана Доржиева. Организаторы музеефицировали усадьбу бурятской семьи. Комплекс включает жилой деревянный дом и хозяйственные постройки. Территория представляет собой типичный образец небогатой бурятской усадьбы конца XIX - начала XX в. В доме представлены подлинные предметы мебели, утварь, одежда. В северной части дома устроена божница, на стенах размещены старинные фотографии жителей села. Экспозиция под открытым небом представлена сельскохозяйственным инвентарем: косы, ручные деревянные грабли, вилы, деревянная кожемялка для обработки шкур мелкого и крупного рогатого скота. За оградой виден живописный ландшафт: луга со стогами сена, стада, извилистое русло речки, горы, возвышающиеся вдали. Все это создает достаточно органичный деревенский ландшафт. Музей дает возможность погружения в жизненную среду бурятской семьи. По желанию турист может прожить здесь несколько дней и ощутить реалии местной жизни.

Одна из существующих смысловых трактовок понятия предполагает, что «мемориальный музей» осуществляет сбор, хранение, изучение и экспонирование мемориальных и других музейных предметов с целью увековечения памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства. Как правило, мемориальный музей создается на памятном месте (кабинет, квартира, дом, усадьба, место подвига или сражения) и располагает комплексом мемориальных предметов или других свидетельств выдающегося события [8]. Поскольку специфика рассматриваемых объектов заключается в стремлении сохранить памятное место и по возможности воссоздать реальную обстановку жизни и деятельности выдающейся личности, мы относим эти культурные объекты к мемориальном музеям. Кроме того, здесь документируют быт определенной эпохи, историю страны и отдельного региона посредством сохранения интерьеров, недвижимых памятников, ландшафта, т.е. имеются признаки, присущие ансамблевому типу музеев.

Как известно, выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. Рассмотренные выше характеристики позволяют нам отнести рассмотренные музеи к мемориальным комплексам, причем комплексам, территория

которых не ограниченна какими-либо искусственно возведенными ограждениями. В данном случае ландшафт, памятники культовой архитектуры, дома-музеи выступают как единое целое и представляют собой органическое единство природного и культурного.

Обладая потенциалом, аккумулированным в коллекциях религиозных предметов, а в некоторых случаях и не обладая традиционными предметами, музеи осваивают методы и приемы сохранения и презентации нематериальных объектов культуры: фольклор, элементы образа жизни и досуга предшествующих поколений, ритуалы. Сюда можно отнести спортивные состязания «Три игры мужей», организуемые Буддийской традиционной сангхой России на территории мемориального комплекса хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, агротуризм и фольклорные праздники, предлагаемые туристическим комплексом «Хотогор», ритуалы, обряды и народные праздники («Сагаалгаан», «Сурхар-бан»), проводимые музеем Агвана Доржиева в Ацагате.

Таким образом, представленный опыт по популяризации историко-культурного потенциала позволяет сделать вывод о формировании новых культурных и духовных объектов в ландшафте Бурятии. Представленные примеры говорят о процессе формирования историко-культурного ландшафта. Вновь созданные объекты показа можно обозначить как «интегрированные музеи», где музей выступает как институт, выходящий за пределы идентификации, консервации и просвещения и переходящий к осуществлению более широких программ, позволяющих активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду. Несмотря на то, что в этих музеях зачастую не разработана научная концепция, присущая классическому музею, практически отсутствуют темати-ко-структурные и тематико-экспозиционные планы. Созданные по наитию носителями традиционной культуры, эти объекты показа по праву заняли существенное место в историко-культурном потенциале республики, и представляют неограниченные возможности для паломнического и познавательного туризма. Музеологам осталось дополнить данные культурные объекты серьезным научным потенциалом.

Литература

1. Васильева Я. XII Пандито Хамбо лама Итигэлов: жизнеописание и история возвращения // Байкал. - 2009. - №1. -С. 119.

2. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Портал: Бурятия / Иролтуев, Чойнзон.

3. Митыпова Г.С. Ацагатский дацан (1825-1937) История, события и люди... - Улан-Удэ, 1994. - С. 23.

4. URL: www.sunhome.ru/religion/11009.

5. URL: www.dic.academic.ru/dic.nsf/dic diplomatic/445.

6. Полевая тетрадь Ц.Б. Очировой. № 4. С. 2.

7. Книга поступлений предметов основного фонда дома-музея Агвана Доржиева. 174 с.

8. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. - М.: Прогресс: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 436 с.: ил.

Очирова Цыпилма Бадмацыреновна - соискатель кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета. 670045, Улан-Удэ, ул. Сосновая 14 «а» кв. 50 тел. 8(3012) 269916; 8 9834259724. e-mail: [email protected]

Ochirova Tsypilma Badmatsyrenovna - competitor department of history of Buryatia, Buryat State University, Ulan-Ude, Ranzhurov str., 6.

УДК 94(517) + 94(510) С. А. Васютин

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОМАДНО-ОСЕДЛОГО ОБЩЕСТВА В ИМПЕРИИ ЛЯО

В статье на примере империи Ляо проанализирована социально-политическая трансформация номадов в условиях завоевания территорий с оседлым населением. Особое внимание уделено процессам усложнения общественной структуры киданей и факторам, затруднявшим полноценную интеграцию номадов и земледельческого населения Северо-Восточного Китая.

Ключевые слова: кидани, империя Ляо, особенности политогенеза и социокультурной интеграции с китайским населением, номадно-оседлое имперское общество.

S.A. Vasyutin THE PROBLEMS OF FORMATION OF NOMADIC-SETTLED SOCIETY IN LIAO EMPIRE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.