Научная статья на тему 'Курс «Тибетские письменные источники по медицине как историко-культурные объекты» в образовательном процессе вуза'

Курс «Тибетские письменные источники по медицине как историко-культурные объекты» в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс «Тибетские письменные источники по медицине как историко-культурные объекты» в образовательном процессе вуза»

КУРС «ТИБЕТСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО МЕДИЦИНЕ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Мишакова О.Э.

ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, кафедра Музейных технологий, г. Улан-Удэ.

Начало медицинской науки относится к древнейшим временам, а именно к ведическому периоду. В качестве дополнения к четвертой из Вед - Атхарваведа существует Аюрведа - «наука о продлении жизни». Уже здесь имеет место традиционное разделение медицины на 8 главных элементов. Эта древнейшая медицинская традиция первоначально была достоянием брахманских родов. Среди ее носителей особо отмечается мудрец Атрея в тибетском переводе Гьюн-шей кьи бу или в монгольском произношении Чжюн-шей-чжи бу. Предание говорит, что он производил исключительно смелые хирургические операции. Далее крупнейшей величиной в индийской медицине является ученый Чарака, которого китайские источники относят к 1-11 вв. нашей эры, хотя не исключена возможность и более ранней даты. Его сочинение состоит из 8 отделов или областей, включающих в себя фармакологию, диетику, физиологию, описание болезней, анатомию и эмбриологию, диагностику, общую и специальную терапию. Особое место в индийской медицине занимает медицина буддийская. Это вполне понятно, принимая во внимание исключительное господство в Тибете Буддизма и буддийской культуры. По преданию медицинский трактат «Четверокнижие» или «Чжуд-ши» является зафиксированной на письме формой рассказа Будды Гаутамы об искусстве врачевания. В Индии уже в первые века существования Буддизма проявляли большой интерес к медицине. Самый древний буддийский текст, (который ряд ученых склонны относить к Ш-ГУ вв. до н.э.), содержит части, посвященные медицинским данным, в которых говорится о трех основных энергиях организма, которые являются краеугольным камнем индийской медицины. Здесь же даны сведения о разных целебных средствах используемых при лечении. После того как «Чжуд-ши» был переведен на тибетский язык, над ним работал ряд выдающихся тибетских ученых, приспособив его для лечения в специфических условиях Тибета.

Тибетская врачебная наука представляет собой уникальную систему методов диагностики и терапии. Основоположником тибетологии в Европе считается венгерский ученый медик Александр Чома Кереши. В 1835 г. он опубликовал в Калькутте в журнале Бенгальского азиатского общества (том 4) обзор содержания канонического трактата, главного учебника средневековых тибетских лекарей «Чжуд-ши» под заглавием «Анализ тибетского медицинского сочинения», в котором определены главы всех четырех отделов и дано краткое их содержание на основании конспекта, сделанного для автора ламой-медиком. Примерно в XII - XIII вв. вместе с Буддизмом тибетская медицина проникает сначала в Монголию, а в XVII в. в Забайкалье. В России тибетская медицина также развивалась и среди калмыков, которые исповедовали Буддизм. В 80-х гг. XIX века тибетскую медицину с успехом практиковал в Петербурге знаменитый врач Петр Бадмаев. Ему же и принадлежит первая работа на русском языке, посвященная тибетскому медицинскому трактату «Чжуд-ши» - «Основы врачебной науки Тибета», вызвавшая интерес к практическому применению тибетских лекарственных средств. Этот труд явился стимулом, благодаря которому А.М. Позднеев перевел на русский язык первые два отдела «Чжуд-ши», которые были опубликованы в 1908 г. Тибетская медицина проникала по пути следования Буддизма и оплотом ее становятся дацаны. В Бурятии первым дацаном считается Гусиноозерский, который до революции считался главным буддийским монастырем. В 1783 г. Тамчинский дацан становится резиденцией главы буддийского духовенства, а в 1809 г. монастырь на Гусином озере стал резиденцией Xамбо ламы - главы всех бурятских буддистов. На протяжении многих лет дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. В дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков (учеников). Преподавание разделялось на пять разделов - 14 классов. С 5 по 9 класс изучалась медицина. Изучение традиций тибетской медицины осуществлялось только в дацанах. В Тамчинском дацане имелся специальный Мамба-дуган, посвященный Будде врачевания Оточи. Эмчи-ламы (медики) получали образование, не только изучая тибетскую медицину, но и осваивая европейское врачевание, составляли подробное описание лекарственных растений, применяли терапевтические и хирургические приемы. Знания передавались от учителя к ученикам. Эмчи-ламы вели истории болезней своих пациентов, где в мельчайших деталях описывались все изменения происходящие в организме. Нередко эти записи состояли из нескольких десятков томов. Гусиноозерский дацан принимал в своих стенах знаменитых ученых, путешественников, крупных учителей буддийского мира. С конца 1930-х гг. начинается мрачная глава в истории Гусиноозерского дацана. Здесь размещают казармы для заключенных, строивших железную дорогу в Монголию. Вторая школа тибетской медицины в Бурятии была открыта в 1913 г. при Ацагатском дацане, который в свою очередь был, воздвигнут в тридцати верстах от г. Верхнеудинска (современный Улан-Удэ - О.М.) в 1825 г. без всякого ведома российских властей и только спустя шесть лет был официально признан. Крупным событием в истории Ацагатского дацана стало посещение его цесаревичем Николаем в 1891 г. во время его известного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. Особенностью Ацагатского дацана было ярко выраженное тантрическое направление. Многие ламы дацана в совершенстве владели тайнами медитации. Долгое время Ацагатский дацан возглавлял Чойнзон-Доржи Иролтуев. В 1895 г. он был утвержден Xамбо-ламой. Замечательный человек, ученый-богослов имел высокий авторитет среди лам и прихожан дацана. Будучи прославленным лекарем, он пользовался в народе большой

популярностью, люди шли беспрерывно к нему за помощью. За рецептами и лекарствами приезжали к Ч-Д. Иролтуеву и ламы-медики из отдаленных дацанов. Зная Чойнзон-Доржи Иролтуева, тогдашний тибетский посол в России Агван Доржиев всемерно поддерживал школу тибетской медицины в Ацагатском дацане. Эта школа представляла собой уникальный комплекс с лазаретом, фармацевтической лабораторией, классами, где проходили обучение эмчи-ламы. В школе одновременно обучались от 25 до 50 лам, которые проходили практику в лечении больных в лазарете. Сбор лекарственных трав медики-ламы вели в окрестностях аршана, в долинах рек Илька и Уда, лекарственные препараты привозились из Китая и Монголии. При содействии Агвана Доржиева, который уделял большое внимание развитию школы тибетской медицины, в 1926 г. в Ацагатский дацан был передан знаменитый Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций, прославленная святыня бурятских буддистов, (хранящийся в настоящее время в фондах музея Истории Бурятии имени М.Н. Хангалова в Улан-Удэ), является тибетской копией конца XIX - начала ХХ века, довольно полно отражающей содержание оригинала. Уникальный памятник - Атлас тибетской медицины является наглядным комментарием к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Вайдурья-онбо», или «Голубой берилл». Автором трактата считается Сангье Гьяцо (1653-1705), регент далай-ламы V Агвана Лобсан Гьяцо. Он переложил стихотворную форму «Четверокнижия» на развернутый язык прозы, значительно уточнив и дополнив его содержание. «Вайдурья-онбо» и Атлас тибетской медицины писались одновременно, в течение двух лет с 1687 г. по 1688 г. В 1937 г. после арестов соратников и учеников, бессильный защищать свою веру от гонений 85-летний Агван Доржиев уехал из Ленинграда в Бурятию. Когда он вернулся в Ацагат, медицинской школы там уже не было, как и не было самого дацана. Атлас тибетской медицины, как и другие буддийские реликвии, хранились в антирелигиозном музее Улан-Удэ. Эмчи-лам выселяли из своих домов, многих отправляли в тюрьмы и на лесозаготовки. Целителей обвиняли в том, что они наносят вред здоровью людей. Лишь только в 1992 г. началось возрождение Ацагатского дацана. В настоящее время в мире тесно переплетаются древние знания традиционной терапии Востока и современный подход к лечению человека. В Республике Бурятия наряду с европейским медикаментозным лечением сосредоточились и благополучно применяются многие восточные методики врачевания (Индии, Тибета, Китая, Кореи, Монголии). ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств является тем образовательным учреждением, которое сохраняет, изучает и транслирует самобытную культуру и историко-культурное и природное наследие уникального многонационального региона. Тибетские письменные источники как кладезь для современной медицинской науки, интересны для изучения и презентации и как объекты мирового достояния. Энциклопедический характер тибетских медицинских сочинений позволяет широко использовать их материал и в современном учебном процессе не только при специальных школах на территории дацанов, но и в светских образовательных учреждениях, в том числе вузах. Данные сочинения используются при чтении самых разнообразных лекций, например таких дисциплин как «Концепции современного естествознания», «Экология человека», «История естествознания», «Валеология», «Фармакогнозия», «Биоэкология», «Естественная история» и др. Наиболее органично знания древних тибетцев можно вводить в курсы, касающиеся здоровья человека. Так в «Чжуд-ши» (Тантра объяснений, главы 8-12) содержится информация о причинах возникновения болезней, например: «.. .в качестве самой общей причины страданий можно назвать неведение об отсутствии «индивидуального я». Как птицы, которые взлетают в небо, не могут оторвать свои тени от земли, так твари живые не избавятся от страданий, пока пребывают во власти неведения».

Сочинения регламентируют также повседневный и сезонный образ жизни, и поведение в частных случаях. Современный этап высшего профессионального образования в любой области знаний предполагает качественное изменение подхода к установлению его содержания, а также форм и методов работы со студентами. Содержание основной образовательной программы определяет профессионализм и компетентность будущих специалистов. Поэтому, учитывая региональную специфику, курс «Тибетские письменные источники по медицине как историко-культурные объекты» был введен на основе государственного образовательного стандарта в области культуры и искусства от 2002 г. по основной образовательной программе специальности 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников», квалификации «музеевед», специализации «исторические музеи» (факультет Музейного дела и туризма). Предмет читается в девятом семестре заведующим лабораторией Медикобиологических исследований Отдела биологически активных веществ Института общей экспериментальной биологии (ОБАВ ИОЭБ) СО РАН д.фарм. н., профессором Т.А. Асеевой и научным сотрудником лаборатории Экспериментальной фармакологии ОБАВ ИОЭБ СО РАН к.и.н., доцентом Н.А. Сурковой. Программа курса рассчитана на 90 ч. из них 36 ч. аудиторных; содержание представлено такими разделами как: «Тибетская литература», «Тибетский канон и система жанров тибетской средневековой литературы», «Тибетские медицинские источники IX - XI; XI - XX вв.»; «История буддийских монастырей в России», «Биографии эмчи-лекарей», «История медицинских школ при дацанах». Цель дисциплины - показать содержание и значение тибетских письменных источников как памятников истории и культуры Центральноазиатского региона. Задачами учебного курса являются: 1. дать представление об основных тибетских письменных источниках; 2. рассмотреть содержание основных источников и особенности их

формирования; 3. показать тибетские письменные источники по медицине как всемирное историко-культурное достояние. Некоторые актуальные аспекты рассматриваемой дисциплины нашли свое практическое выражение в работе студенческой научно-исследовательской лаборатории «Экология человека», возглавляемой Т.А. Асеевой итогом которой становятся выступления на ежегодных научно-практических конференциях, написание курсовых и дипломных проектов. Кроме того, в рамках реализации Президентской программы «Сохранение и развитие культуры и искусства Республики Бурятия (2004-2007 годы)» в ноябре 2005 г. был объявлен конкурс среди общественных организаций на соискание гранта Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятии «Территория культуры». В ноябре 2006 г. республиканская общественная организация Общество сохранения культурно-природного достояния «Новый ветер» г. Улан-Удэ совместно с ФГОУ ВПО ВСГАКИ (кафедра Музейных технологий факультета Музейного дела и туризма) и ИОЭБ СО РАН (Институт общей экспериментальной биологии СО РАН) осуществила и презентовала проект передвижной выставки «Тибетская медицина в Бурятии. Вехи истории». Цель выставки - популяризация знаний, накопленных за время многолетних научных исследований в области изучения наследия тибетской медицины в Бурятии для приобщения широких слоев населения к культурному наследию предков. В настоящее время продолжается работа по реализации данного проекта, а именно - съемка и монтаж одноименного документального фильма; издание методических рекомендаций для инструкторов фитнесцентров, спортивных школ, кафедр физического воспитания при учебных заведениях Республики и за ее пределами по применению лекарственных сборов на основе прописей тибетской медицины, разработанных ОБАВ ИОЭБ СО РАН и ЦВМ (Центр восточной медицины г. Улан-Удэ). Таким образом, изучение памятников средневековой культуры - медицинских сочинений Тибета, способствует расширению кругозора и эрудиции студентов, формирует представление о неделимости естественнонаучной и гуманитарной культуры и помогает определить массив ценных для выживания человека знаний, лежащих в истоках единой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.