DOI 10.37386/2305-4077-2022-2-69-76
О. Ю. Робинов1
Дом Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека
МЕМОРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПУШКИНА И ГОГОЛЯ В МОСКВЕ
В статье дан анализ того, как в Москве постепенно формировалось мемориальное пространство двух великих писателей. Представлены сведения об их мемориалах, а также памятниках, установленных в разное время на московских площадях и улицах.
Ключевые слова: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, мемориальное пространство, памятник
O. Yu. Robinov
House of N. V. Gogol - Memorial Museum and Scientific Library
PUSHKIN'S AND GOGOL'S MEMORIAL SPACE
IN MOSCOW
The article analyzes the process of formation of the memorial space of two great writers in Moscow. The information about their memorials, as well as of monuments erected at different times on Moscow squares and streets is presented in the article.
Keywords: A. S. Pushkin, N. V. Gogol, memorial space, monument
Мемориальное пространство возникает, когда здания, где жили или часто бывали известные люди, отмечают мемориальной доской, когда здесь открываются их мемориальные квартиры или комнаты, устраиваются экспозиции. Благодаря тем, кто хранит память об известном человеке, мемориальное пространство возникает вокруг его могилы, а иногда там даже появляются «народные ритуалы», граничащие с вандализмом, вроде прикрепления жвачек у могилы музыканта Джима Моррисона на кладбище Пер-Лашез в Париже. Однако окончательное «утверждение» подобного пространства за тем или иным деятелем обычно происходит после установки ему памятника.
Яркий пример этого в Москве - знаменитый памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина, установленный в 1880 г. на Страстной площади в начале Тверского бульвара напротив Страстного монастыря. Эта площадь с 1931 г. стала называться Пушкинской, а после сноса в 1937 г. архитектурной доминанты - колокольни Страстного монастыря - памятник перенесли на ее место с другой стороны площади. Так он занял центральное положение, «подчинив» себе пространство вокруг и окончательно закрепив за ним топоним «пушкинское». А когда здесь в 1975 г. открыли станцию метро, то в разговорах обычно стало употребляться название «на Пушкинской».
1 Олег Юрьевич Робинов - кандидат культурологии, научный сотрудник музея ГБУК г. Москвы «Дом Гоголя», ведущий телеканала «Спас»; [email protected].
Фото Ю. В. Робинова
Другим примером того, как становится мемориальным городское пространство, может послужить история памятника Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Н. А. Андреева. Этот монумент в 1909 г., к столетию великого писателя, был установлен на Арбатской площади в начале Пречистенского бульвара. И сразу же в обществе возникла идея открыть поблизости, в доме на Никитском бульваре, музей Гоголя.
Фото из архива ЦИГИ
Так, например, почётный гражданин Москвы Калашников писал в редакцию «Московских Ведомостей» в том же году: «...Я покорнейше просил бы... поднять вопрос об увековечении памяти незабвенного Н. В. Гоголя. на Никитском бульваре. Здесь он. очищенный подвигами молитвы, родился для вечности. Поэтому все здесь и навсегда должно напоминать Русским людям о блаженной памяти почившего, с сей целию и было бы желательно выделить комнаты, в коих скончался Н. В. Гоголь, от прочих жилых помещений и устроить в них хоть маленький музей его имени, собрав в последний все напоминающее великого писателя и сделав музей сей открытым для народа, украсив его, наподобие часовни, и святыми иконами, дабы приходящие люди имели возможность почтить великого усопшего своей молитвой.» [цит. по изд.: Виноградов, 2011, с. 41]. И со временем на карте Москвы вблизи памятника появился и первый «гоголевский» топоним: имя писателя в 1924 г. получил бывший Пречистенский бульвар.
В марте 1934 г. «Литературная газета» опубликовала заметку «Дом, в котором умер Гоголь». Автор подробно описывал состояние дома и его мемориальные особенности: «Сейчас в особняке общежитие Ком<мунистического> института просвещения. Почти каждый из жильцов, в комнате которого сохранился камин, утверждает, что "Мертвые души" были сожжены именно в его камине. Таких каминов нам пришлось видеть несколько.» Тем не менее, автор подчёркивал, что эта атмосфера со временем исчезает: «В одном из своих писем Гоголь писал: "А<лександр> П<етрович> (гр<аф> Толстой) живет так уединенно и таким монастырем, что и я, любящий тишину, переехал к нему". Эта монастырская обстановка <поддерживалась> тем <.> великопостным звоном, который с утра до вечера стоял над Москвой. Звонили у обоих Борисов и Глебов - у Арбатских ворот и на Поварской, у Федора Студита, у Большого Вознесения, у Симеона Столпника. От "монастыря" гр<афа> Толстого давно ничего не осталось <.> Мимо старого особняка, который так и просится быть гоголевским музеем, проносятся трамваи, автомобили, автобусы. Гремит улица, и ничто, кроме малозаметной мемориальной доски, не напоминает о последней. странице биографии Гоголя» [Б.А., 1934].
И хотя пространство от Гоголевского до середины Никитского бульвара сразу же стали называть «самым гоголевским местом» Москвы, музей здесь открылся через много лет. Этому способствовал и «переезд» в 1959 г. Андреевского памятника во двор дома на Никитском (в то время Суворовском) бульваре через несколько лет после того, как в начале бульвара к столетию смерти писателя установили его советский «оптимистический» памятник работы скульптора Н. В. Томского.
Андреевский памятник окончательно и композиционно подчинил себе бывшую усадьбу графа А. П. Толстого, где умер Гоголь. И уже в 1971 г. здесь была размещена Городская библиотека № 2, начался ремонт помещений, а также работы по созданию «мемориальных комнат» Гоголя: закупка мебели, экспонатов, прижизненных изданий его произведений и т.п. Библиотека возобновила работу в 1972 г., через два года открылись и мемориальные комнаты. К 170-летию со дня рождения писателя Городской библиотеке № 2 было присвоено его имя, что придало ей статус учреждения, хранящего память о русском классике. К его 200-летию 27 марта 2009 г. состоялось торжественное открытие новой музейной экспозиции «Дома Гоголя», а учреждению придан особый статус «мемориального музея и научной библиотеки».
Но после этого, к удивлению многих, в СМИ довольно часто стали призывать к «возвращению» Андреевского памятника на прежнее место. В 2014 г. на заседании комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе предлагали подарить памятник работы скульптора Н. В. Томского Санкт-Петербургу, Зеленограду или парку искусств «Музеон» на Крымском валу. При этом один из членов комиссии упомянул, что улица Гоголя в Зеленограде вполне подходит для установки его памятника [см. об этом: Zelenograd.ru]. Кроме того, в столичной прессе уже давно обсуждается вопрос о переименовании в «Гоголевскую» одной из «Арбатских» станций метро - и Московская городская дума в 2017 г. даже вынуждена была согласиться, что «переименование станции "Арбатская" Филёвской линии Московского метрополитена в станцию "Гоголевская" вполне допустимо» [Герасимов, 2017].
Можно вполне уверенно сказать, что расширение мемориального «гоголевского» пространства в Москве продолжается. Так, 12 ноября 2021 г. одно из новых «гоголевских» мест появилось в небольшом саду перед бывшей усадьбой Василь-чиковых, выходящей фасадом на Большую Никитскую улицу. Сейчас в этом здании находится музей военной формы Российского военно-исторического общества. Его председателю В. Р. Мединскому и принадлежала идея установить новый монумент [об этом см.: Синицына, 2021]. Замысел очевиден: возле усадьбы растет старинный дуб, и рядом с ним можно устроить место отдыха для гостей музея. Вокруг дуба установить лавочки, на них - таблички с именами известных людей, посещавших усадьбу и любовавшихся садом. Среди таких посетителей был и Н. В. Гоголь. И потому на одной из лавочек решено было поместить его фигуру, а на балконе здания - скульптуру М. А. Булгакова, который тоже был гостем усадьбы. 72
Новый московский памятник Гоголю работы скульптора М. В. Баскакова изображает писателя сидящим на бронзовой скамейке. Рядом стоит небольшой столик, на котором лежат его цилиндр и экземпляр «Современника». В одной руке Гоголь держит трость (зная о его скромности, скульптор в последний момент заменил изящную вещицу на более условный вариант). Другая рука положена на спинку скамьи, как бы приглашая присесть на свободное место рядом. К этому располагает и сама атмосфера усадебного сада, который отделен от уличной суеты довольно высокой оградой.
Фото Д. Л. Рясова
В нескольких минутах ходьбы от усадьбы Васильчиковых, на площади Никитских ворот в 1999 г. был открыт ещё один интересный для нас памятник. Это композиция, выполненная скульптором М. В. Дроновым для фонтана-ротонды «Наталья и Александр» архитекторов М. А. Белова и М. А. Харитонова. Памятник установлен на стрелке Большой и Малой Никитских улиц - в сквере, который отделяет площадь Никитских ворот от храма Вознесения Господня, именуемого в народе «Большое Вознесение», где 18 февраля 1831 г. состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.
Фото Ю. В. Робинова
В центре фонтана на высоком гранитном постаменте стоят шесть массивных колонн дорического ордера из серого каррарского мрамора, привезенного из Италии, а на них на высоком антаблементе покоится массивный золотой купол, который перекликается с куполом храма и подчёркивает античные корни архитектуры московского классицизма. Итальянскую атмосферу в центре Москвы создают не только материал и формы фонтана, но и два питьевых фонтанчика среди мраморных плит - как в Риме. На открытии фонтана личный пример горожанам, как все помнят, показал бывший московский градоначальник Ю. М. Лужков, сделав несколько глотков из фонтанчиков жарким июньским днём 1999 г.
Храм «Большое Вознесение» всегда был известен москвичам как «храм, в котором венчался Пушкин», но время от времени возникали ошибочные версии, что само венчание происходило в иных московских Вознесенских церквях. Таким образом, установка памятника поэту и его невесте подтвердила для «старых и новых» москвичей подлинность этого исторического места.
Споры ведутся и вокруг места рождения А. С. Пушкина. Так, почти весь бывший приход Богоявленского кафедрального собора в Елохове стал «пушкинским», и здесь, на территории современного Басманного района Москвы, возникали и до сих пор возникают новые мемориальные пространства. Одним из «пушкинских мест» стала детская площадка, которая появилась в 1980-е годы по инициативе местных жителей вблизи предполагаемого места рождения поэта. В 1990-х годах она пришла в упадок, но затем была восстановлена стараниями местной жительницы А. Соколовой, выполнившей эскизы для площадки по иллюстрациям И. Я. Билибина.
Очень известным и одним из главных мемориальных пространств «пушкинской» Москвы является дом на старинной улице Арбат, где Пушкин и Гончарова прожили около трёх месяцев в 1831 г. Накануне свадьбы 17 февраля 1831 г. Александр Сергеевич устроил здесь «мальчишник», пригласив поэтов Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Боратынского и П. А. Вяземского, а также своих друзей П. В. Нащокина, И. В. Киреевского и др. [Сытин, 2010, с. 291]. Как и «гоголевский» дом на Никитском бульваре, в XX в. дом на Арбате был жилым с коммунальными квартирами. В 1937 г. здесь по проекту скульптора Е. Д. Медведевой была установлена мемориальная табличка, и лишь через 40 лет начались масштабные работы по реконструкции дома и созданию в нём постоянной экспозиции. Открытие мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате состоялось в 1986 г.
В 1999 г. напротив входа в музей была установлена скульптурная группа работы А.Н. и И. А. Бургановых, - идущие под руку Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Эти фигуры поэта и его молодой жены обозначили в Москве новое мемориальное место, которое стараются посетить многие новобрачные. И если торжественные московские венчания традиционно устраивают в «Большом Вознесении», то выездные регистрации теперь заказывают в музее-квартире А. С. Пушкина на Арбате.
Ещё одно «пушкинское» место Арбата - сквер на Спасопесковской площади с весьма примечательной историей. Его обустроил Н. А. Львов, внук известного архитектора Львова, в 1871 г. живший в доме № 8 по Спасопесковскому переулку. Он назвал сквер «Пушкинским», потому что был большим почитателем поэта, однако москвичи по-прежнему использовали старое название «Спасопесковская площадка». Сейчас это место на карте города называется Спасопесковской площадью, но после установки в сквере памятника Пушкину москвичи опять стали называть это место именем поэта. Памятник работы скульптора Ю. С. Диноса был поставлен в 1993 г. по инициативе Российского Пушкинского общества на средства австрийского историка Герхарда Ягшитца из Вены и а/о «Каприто». Небольшая бронзовая фигура Пушкина возвышается на кубическом гранитном постаменте. На гранитных плитах слева и справа бронзовые цветы, перед поэтом бронзовый свиток с четверостишьем:
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
А. Пушкин
Некоторые современные памятники, еще не нашедшие постоянного пристанища, оказываются в разных местах Москвы. Так, летом 2021 г. москвичей и гостей столицы приглашал «отдохнуть» во двор Государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке «Отдыхающий Пушкин» работы скульптора А. И. Рукавишникова, ранее доступный для обзора во дворе его мастерской на Малой Молчановке. Ещё одним «временным» местом пребывания памятников в Москве традиционно является парк Музеон. Здесь, гуляя в тени деревьев, можно встретить «сидящего» мраморного Пушкина работы скульптора А. М. Ненашевой 1987 г., разглядеть едва заметную улыбку у бронзового Гоголя со слегка растрёпанными волосами (бюст работы З. М. Виленского, 1937-1950). Ещё на одной композиции (В. П. Буйначёв, 1999) поэт изображен в полный рост, с розой в руке. В парке также находятся пушкинские изображения из известняка, выполненные в 1999 г. на Четвертом московском симпозиуме по скульптуре «К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина»: он изображен идущим - «В часы раздумий» (скульптор Г. И. Красношлыков) или сидящим в коляске у верстового столба (композиция «Сорок тысяч вёрст» А. А. Смирнова-Панфилова).
Новые памятные места Пушкина и Гоголя в Москве появляются как в дни юбилеев, так и независимо от исторических дат. Иногда эти открытия сопровождаются большими дискуссиями в СМИ, а иногда остаются практически незаметными в медийном поле, но Москва по числу любимых горожанами «пушкинских» и «гоголевских» памятников, скверов, дворов уверенно держит первенство. Сбываются слова, сказанные на пушкинских торжествах в 1880 г. известным драматическим писателем, действительным членом Общества любителей российской словесности А. А. Потехиным, который пожелал от имени всех русских литераторов, чтобы Москва стала «пантеоном русской литературы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Б. А. Дом, в котором умер Н. В. Гоголь // Лит. газета. - 1934. - 28 марта. -№ 38 (354). - 4с. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pn000010833/view#page=4 (Дата обращения: 11.09.2021).
Виноградов, И. А. От дома Талызина к Дому Гоголя / И. А. Виноградов // Дом-музей писателя: история и современность. 11-е Гоголевские чтения: Сб. науч. статей по мат-лам Международ. науч. конф. - Москва; Новосибирск: Ново-сиб. изд. дом, 2021. - С. 39-49.
Герасимов, Е. В. Мосгордума: переименование «Арбатской» в «Гоголевскую» достойно общественного обсуждения. Интервью порталу mos.ru 08.08.2017 / Е. В. Герасимов. - URL: https://ubutovo.mos.ru/ presscenter/news/ detail/6649751.html (Дата обращения: 11.09.2021).
Синицына, Е. В. Новое общественное пространство на территории усадьбы Васильчиковых. Интервью порталу museum-vf.ru / Е. В. Синицына. -URL: https://museum-vf.ru/news/novoe-obshchestvennoe-prostranstvo-na-territorii-usadby-vasilchikovykh-/ (Дата обращения: 11.09.2021).
Сытин, П. В. Из истории московских улиц / П. В. Сытин. - Москва: АСТ, 2010. - 463 с.
Zelenograd.ru. Памятник Гоголю с московского бульвара могут перенести в Зеленоград. 12.03.2014. - URL: https://www.zelenograd.ru/news/10632/ (Дата обращения: 11.09.2021).
REFERENCES
B. A. Dom, v kotorom umer N. V Gogol' // Lit. gazeta. - 1934. - 28 marta. -№ 38 (354). - 4 s. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pn000010833/view#page=4 (Data obrashcheniya: 11.09.2021).
Vinogradov, I. A. Ot doma Talyzina k Domu Gogolya / I.A. Vinogradov // Dom-muzej pisatelya: istoriya i sovremennost'. 11-е Gogolevskie chteniya: Sb. nauch. statej po mat-lam Mezhdunarod. Nauch. konf. - Moskva; Novosibirsk: Novosib. izd. dom, 2021. - S. 39-49.
Gerasimov, E. V. Mosgorduma: pereimenovanie «Arbatskoj» v «Gogolevskuyu» dostojno obshchestvennogo obsuzhdeniya. Interv'yu portalu mos.ru 08.08.2017 / E. V. Gerasimov. - URL: https://ubutovo.mos.ru/presscenter/news/detail/ 6649751.html (Data obrashcheniya: 11.09.2021).
Sinicina, E. V. Novoe obshchestvennoe prostranstvo na territorii usad'by Vasil'chikovyh. Interv'yu portalu museum-vf.ru / E. V. Sinicina. - URL: https:// museum-vf.ru/news/novoe-obshchestvennoe Sinicina -prostranstvo-na-territorii-usadby-vasilchikovykh-/ (Data obrashcheniya: 11.09.2021).
Sytin, P. V Iz istorii moskovskih ulic / P. V Sytin. - Moskva: AST, 2010. - 463 s.
Zelenograd.ru. Pamyatnik Gogolyu s moskovskogo bul'vara mogut perenesti v Zelenograd. 12.03.2014 - URL: https://www.zelenograd.ru/news/10632/ (Data obrashcheniya: 11.09.2021).