Научная статья на тему 'Мемориальная доска XVII века'

Мемориальная доска XVII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНСУА ЛЕФОРТ / ПЁТР I / НИКОЛАС ВИТСЕН / МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА / НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА / НЕКРОПОЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гузевич Дмитрий Юрьевич

Статья об истории Голландской Реформатской церкви в Немецкой слободе под Москвой, где в марте 1699 г. шло прощание с Лефортом. Эта церковь была перестроена в камне на деньги бургомистра Амстердама Николаса Витсена, в честь дарителя на ней была повешена мемориальная чугунная доска. Церковь сгорела в 1812 г., а сама община перебралась в центр Москвы. Автору удалось выяснить, что доска сохранилась и была перенесена в новое молитвенное здание. Организованный им поиск позволил обнаружить эту доску, которая ныне скрыта от взоров посетителей, но есть все возможности ее раскрыть. Это если не первая, то одна из наиболее ранних мемориальных (но не надгробных) досок в Московии, посвященных не только человеку, но и событию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мемориальная доска XVII века»

Т. 2 / под ред. Н. И. Веселовского // Труды Восточного отделения императорского Русского археологического общества (далее - Веселовский Н. И. Труды...). СПб., 1892. Т. 21. С. 383, 384, 389.

25 Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 г.). Т. IV (Пруссия, Франция, Швеция). М., 1902. С. 147.

26 См.: Опись архива Посольского приказа 1626 года / под ред. С. О. Шмидта. Ч. 1. М., 1977. С. 299.

27 РГАДА. Ф. 96. Шведские дела. Оп. 1. 1615 г. Д. 3. Дело

об отправлении на съезд для размена пленных Семена Гавриловича Коробьина, Петра Агеевича Оберни-бесова, Ивана Афанасьевича Шевырева (апрель-май 1615 г.).

28 Замятин Г. А. Из истории борьбы Швеции и Польши за Московский престол в начале XVII в.: Падение кандидатуры Карла Филиппа и воцарение Михаила Федоровича // Замятин Г. А. Россия и Швеция в начале XVII века. Очерки политической и военной истории / сост. Г. М. Коваленко. СПб., 2008. С. 124.

29 См.: Селин А. А. Новгородское общество в эпоху Смуты. СПб., 2008.

30 Лист Эверта Горна королю Густаву Адольфу. 26 мая 1615 г. // Сб. Новгородского общества любителей древности. Вып. V. Новгород, 1911. № 20. С. 60.

31 См.: Селин А. А. Новгородское общество в эпоху Смуты. С. 468.

32 См.: Селин А. А. Новгородские судьбы Смутного времени. Великий Новгород, 2009. С. 55-56.

33 См.: ЭскинЮ.М. Местничество в России ХУГ-ХУП вв. Хронологический реестр. М., 1994. С. 142.

34 Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 208, 505. Среди охраны посольства был с дворянской «сотнею голова от Семена Коробьина и от Ефима Телепнева» Андрей Рахманинов.

35 См.: Новый летописец. С. 138 ; Арцыбашев Н. С. Повествование о России. М. 1843. Т. 3. Кн. 6. С. 22 ; Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 г.). Часть третья (Курляндия, Лифлян-дия, Эстляндия, Финляндия, Польша и Португалия). М., 1897. С. 115 ; Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах. ІХ-ХХ вв. Вып. 2. Войны и мирные договоры. Кн. 1. Европа и Америка / справочник. М., 1995. С. 431.

36 См.: Соловьев С. М. Указ. соч. С. 42-58.

37 Приходно-расходные книги 7121-7127 гг. золотых и золоченых денег в Разряде //Приходно-расходные книги московских приказов. Кн. 1 // РИБ. Т. 28. СПб., 1912. Стб. 787.

38 См.: Книги разрядные. Т. 1. Стб., 175.

39 Книга, а в ней писаны бояре и окольничие и думные люди ... и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы. 124 году // АМГ. Т. 1, № 108.

С. 145.

40 Собор, держанный в присутствии Государя Царя Михаила Федоровича духовными и светсткими чинами: каким образом противустать Королевичу Владиславу 1618, сентября 9 // СГГД. Ч. 3. № 40. С. 176 ; Осадный список 1618 г. М. ; Варшава, 2009. С. 40.

41 См.: Расходная книга Устюжской чети 127г. //РИБ. Т. 28. СПб., 1912. Стб. 685.

42 См.: Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 422; Книги разрядные. Т. 1. Стб. 656, 719.

43 Там же. Стб. 484 ; Стб. 872, 926, 1034.

44 Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 687-688, 694.

45 Там же. Стб. 730, 834.

46 Там же. Стб. 760.

47 Там же. Т. 2. Стб. 335-338.

48 Там же. Стб. 478, 517.

УДК 94(47).05+929 Лефорт

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА XVII ВЕКА

Д.Ю. Гузевич

Школа высших социальных исследований в Париже E-mail: gouzevit@ehess. fr

Статья об истории Голландской Реформатской церкви в Немецкой слободе под Москвой, где в марте 1699 г. шло прощание с Лефортом. Эта церковь была перестроена в камне на деньги бургомистра Амстердама Николаса Витсена, в честь дарителя на ней была повешена мемориальная чугунная доска. Церковь сгорела в 1812 г., а сама община перебралась в центр Москвы. Автору удалось выяснить, что доска сохранилась и была перенесена в новое молитвенное здание. Организованный им поиск позволил обнаружить эту доску, которая ныне скрыта от взоров посетителей, но есть все возможности ее раскрыть. Это если не первая, то одна из наиболее ранних мемориальных (но не надгробных) досок в Московии, посвященных не только человеку, но и событию. Ключевые слова: Франсуа Лефорт, Пётр I, Николас Витсен, мемориальная доска, Немецкая слобода, некрополь.

Memorial Board of the 17th Century

D. Y. Gouzevitch

This article deals with the history of Dutch Reformation church in the German suburb near Moscow, where in March 1699, farewell with Lefort took place. This church was rebuilt in stone, with the money of the burgomaster of Amsterdam, Nicholas Witsen. In the honor of the donor, a memorial cas tiron board was hung on the church. The church burnt in 1812, and the community itself moved to the center of Moscow. The author could discover that the board was preserved and it was transferred into the new praying building. His search made it possible to find this board, which is now hidden of the looks of visitors, but there are all possibilities to open it. This board is one of the earliest

© Г/зевич Д. Ю., 2011

memorial (but not sepulchral) boards in Moskovy, dedicated not only to person, but also to event.

Key words: François Lefort, Peter I, Nicolas Witsen, Mémorial Board, German Suburb, Necropol.

Проблемы, связанные с захоронением друга и учителя Петра I Франсуа Лефорта, до сих пор не решены и продолжают будоражить фантазию любителей истории. Наша попытка собрать и систематизировать всю известную информацию привела к нескольким неожиданным результатам, одному из которых и посвящена настоящая заметка.

Для начала общие сведения о Лефорте. Он родился в Женеве 2/12 января 1656 г.1 Прибыл в Московию (в Архангельск) в сентябре 1675 г. В России его звали Францем Яковлевичем. Генерал и адмирал русской службы. Скончался в Немецкой слободе под Москвой 2/12 марта 1699 г. в 2 часа утра от старых ран, полученных при возвращении еще из первого Азовского похода осенью 1695 года2.

Пётр I при его кончине не присутствовал, но уже утром 8/18 марта примчался в Москву из Воронежа с удивительной для той эпохи скоростью и сам организовывал очень пышные похороны3. «Это были чуть ли не первые в истории России церемониальные похороны, когда главная роль отводилась не столько церковному обряду, сколько военным и гражданским почестям»4. Они состоялись 11/21 марта 1699 года5.

Знаменитая и многократно описанная погребальная процессия прошла от дворца Лефорта в Немецкой слободе (нынешний адрес - 2-я Бауманская ул. (до 1933 г. - Коровий Брод), д. 3) до Гол -ландской Реформатской (Реформаторской) церкви в той же слободе в Голландском переулке (ныне часть Денисовского). Там пастор Штумпф (Stum-phius) произнес прощальную речь. А из церкви с теми же церемониальными почестями гроб был доставлен на Старое кладбище, где пастор произнес вторую, короткую речь. И под пушечный и ружейный салют гроб был опущен в заранее подготовленный склеп6. Кладбище это находилось юго-западе от Немецкой слободы, начинаясь от стен старой лютеранской кирхи Св. Михаила на Вознесенской улице (ныне ул. Радио) и продолжаясь за нее.

Но нас сейчас интересует церковь, в которой шло прощание с Лефортом. Первая реформатская церковь была построена по разрешению от 1653 г., данному немецкому пастору Якову Кравинкину (ум. 1677). Кирха была сосновой, обогревалась двумя изразцовыми печами конусообразной формы. Но со временем она ветшала. На строительство новой у общины денег не было, и их решили собрать в Голландии, куда весной 1694 г. специально ездил пастор Шондервурт7.

Деньги на строительство дал амстердамский бургомистр Николай Витсен (Витзен; Witsen).

Хотя персонаж этот широко известен, но он настолько важен для истории России, что

уделим ему несколько слов. Впервые он побывал в Московии в 1664-1665 гг. с посольством Якоба Борейля, оставил дневник и зарисовки, ныне опубликованные. Полюбил эту страну и навсегда остался ей верен. Торговал с Московией, собирал этнографические материалы (среди его агентов и постоянных корреспондентов - отец и сын Виниусы). В 1692 г. опубликовал наиболее основательный на тот момент европейский труд о России - «№оМ-еп-Оо8І Тагіагуе» (расширенное переиздание - в 1704 г.). Именно через него был заказан фрегат «Св. Пророчество» (1693-1694), прибывший в Архангельск под неизвестным флагом - вроде бы голландским, но с иным расположением цветов - белый-синий-красный. Таким образом Витсен оказался причастен к рождению русского флага. Через него же заказывалась и была летом 1695 г. прислана в Архангельск «образцовая» галера, по которой строились все галеры первой Азовской флотилии. Витсен принимал в Амстердаме Великое посольство и, будучи одним из директоров Ост-Индской компании, добился закладки фрегата специально для того, чтобы на его строительстве мог работать и обучаться Пётр I. Он остался в Амстердаме главой пророссийского лобби. И чрезвычайно велика именно его заслуга в том, что во время Северной войны Голландия не выступила на стороне Швеции. Так уж случилось, что умирал Витсен в августе 1717 г. в присутствии Петра I, ставшего его личным другом. Таким образом, мало кто из европейских деятелей был так связан с Россией, как Витсен, и столько сделал для нее, сколько он.

Однако вернемся к Голландской церкви в Немецкой слободе. Новое кирпичное здание со сводами, длиной 8 саж., шириной 5,5 саж. (17,3 х 11,9 м) и имевшее сидений на 200 человек, было закончено в том же 1694 году. Строилось оно, похоже, без предварительного разрешения правительства в явном расчете на защиту своего прихожанина Лефорта. После завершения строительства каменного здания находившееся рядом старое деревянное было разобрано. Церковь попытались назвать Петровскою, на что Пётр I вроде бы соизволения не дал8.

Описаний ее сохранилось немного. Иезуит о. Франциск Эмилиан в письме из Москвы от 23 июня 1699 г. (н. ст.) указывал лишь, что у кальвинистов « один каменный храм и два проповедника»9. Снегирев цитирует справку, подготовленную по заказу Священного синода в 1748 г., о кирхах, находящихся в Москве: «Голландская обедня, или кирка за Покровскими воротами Земляного города в Немецкой слободе на белой земле, в межах по одну сторону обер-егеря Осипа Мевриля, а по другую - проезжий переулок; мера двору 40 саж., поперешнику 20 саж.»10.

Историей этой церкви в 1880-е гг. занимался Д. Цветаев. Именно у него находим следующий рассказ: в память того что деньги на перестройку дал Витсен, в новой церкви над дверью паперти

была повешена чугунная доска с гербом жертвователя, содержавшим латинский текст: «Primium. ad Senatum. Holl. a. D. D. Ordin. Deputatus. post. D. D. Ord. General. Demegatus» - «Сначала депутат господ сословий к Голландскому сенату, затем посланник господ Генеральных Штатов». Внизу стоял год - 169411.

Этот рассказ так и остался бы в ранге вполне достоверного, но забытого исторического анекдота, если бы не приписка автора: «Доску с гербом и цифру 1694 можно видеть в настоящей Реформатской кирке, на передней стене за алтарным столом»12. Его книга была издана в 1886 г., а значит, имелось много шансов, что доска существует и поныне. Но для этого надо было проследить судьбу Голландской церкви.

Предоставим слово С. Романюку: «В 1812 году церковь сгорела, участок и ее обгоревшее здание были проданы генерал-майору М. Я. Ламакину. На Немецкой улице оба участка (Литты и Ламакина) в 1830-х годах приобретает купец В. И. Щапов, прикупает к ним еще землю по переулку и заводит здесь текстильную фабрику. В 1897 году архитектор Г. А. Кайзер возводит по Денисовскому переулку большой краснокирпичный фабричный корпус, а для самого владельца на углу с Немецкой улицей Ф. О. Шехтель строит особняк (№ 58). На стене этого особняка - мемориальная доска с надписью: “Здесь 31(18) октября 1905 г. был злодейски убит агентом царской охранки член Московской организации большевиков Николай Эрнестович Бауман”. После революции фабрика Щаповых стала называться “бумаготкацкой фабрикой имени героя труда Осипа Звонкова”, а сейчас это фабрика “Красная швея”»13. Нужно заметить, что на момент нашего обследования в сентябре 2010 г. все дома с внутренними флигелями, принадлежавшие Щаповым, имели один и тот же номер 25/58 по Денисовскому пер. / Бауманской (бывш. Немецкой) ул., но было 12 строений, номера которых указывались в скобках после номера дома. В краснокирпичном окрашенном здании, на фасаде которого номера обнаружить не удалось, находилась Центральная университетская научная библиотека имени Н. А. Некрасова (за ней, если идти от Бауманской ул., находится уже следующий по нумерции дом № 23 по Денисовскому пер.). По-видимому, Голландская церковь стояла именно на этом месте (а не на углу переулка и Немецкой улицы, как иногда утверждается в литературе14).

В отличие от двух других протестантских (лютеранских) церквей Немецкой слободы Голландская реформатская церковь в путеводителях по Москве 30-40-х гг. XIX в. не упоминается вовсе15. Возможно, она сильнее других пострадала во время пожара, разобрана была раньше их и память о ней исчезла быстрее.

Сама община перебралась ближе к центру города. В 1834 г. Московская евангелическо-

реформатская (кальвинистская) церковь купила у подпоручика Воейкова дом и все придомовые службы по адресу: Малый Трехсвятительский переулок, дом 3. Здесь же был оборудован молельный зал (по встречающимся в Интернете сведениям, община пользовалась этим залом уже в 1820-е гг.). В 1865 г. архитектором Г. фон Нис-сеном дом был перестроен - появился второй этаж, был изменен фасад, со двора сделана большая пристройка с молельным залом на 800 мест. Итак, вот искомая Реформатская церковь, о которой пишет Цветаев. Значит, именно сюда и была перенесена мемориальная чугунная доска. Где она находилась до перестройки, мы сказать не можем, хотя думаем, что в том же здании. В 1898 г. в церкви был установлен 38-регистровый орган фирмы «Emst Rover». 23 апреля 1917 г. в этом же помещении состоялось открытие молитвенного дома евангельских христиан-баптистов. Реформатская церковь к тому времени объединяла всего 20 верующих, но их богослужения продолжались вплоть до 1920 года. В советскую эпоху эта церковь оставалась единственным в Москве местом для протестантских богослужений, а переулок назывался Малым Вузовским (в 1924-1993 гг.). В 1928 г. она приютила в своих стенах лютеранскую общину Святого Михаила (вплоть до ее ликвидации в 1933 г.). Одно время храм делили община евангелистов седьмого дня и московская община христиан-баптистов. В 1993 г. последняя получила на дом полные права и здесь разместилась Центральная баптистская церковь16.

По нашей просьбе московский историк Р. Э. Рахматуллин и руководитель Института Петра Великого А. В. Кобак в декабре 2010 г. обследовали это здание. Однако при визуальном осмотре стало очевидно, что искомая доска на его стенах не висит. И если бы не любезная помощь пастора церкви Михаила Викторовича Фадина, эти поиски закончились бы ничем.

Ниже приводим рассказ А. Кобака, которому удалось разрешить загадку: «Доска существует, но увидеть ее невозможно. Она прикреплена в центральной части алтаря, ниже окна, на котором написано “Бог есть любовь”. Ясно, что у реформатов алтарная ниша была чуть выше пола (солея), и доску приделали в самом почетном месте - на стене за алтарем. Там она и висит до сих пор. Однако в советскую эпоху там выстроили подобие сцены-кафедры. И чугунная доска оказалась под ее полом. Баптисты совершенно не понимали, что это за предмет, и что там написано. Были очень рады получить все объяснения, и сейчас встал вопрос о том, чтобы ее “раскрыть” либо перевесить, дав соответствующие пояснения для посетителей».

Ну что ж, значит обнаружен еще один из памятников Петровской эпохи - мемориальная доска в честь Николая Витсена, друга Петра I, -и свидетель прощания с Франсуа Лефортом. По

20

Научный отдел

всей видимости, это если не первая, то одна из наиболее ранних мемориальных (но не надгробных!) досок в Московии, посвященных не только человеку, но и событию.

Мы очень надеемся, что доска будет открыта для обозрения, а ее описание войдет во второй том свода памятников Петровской эпохи, который должен появиться в печати в конце 2011 года17. Как информацию для посетителей церкви мы подготовили краткую историческую справку, которая Институтом Петра Великого была переслана пастору М. В. Фадину, а он в свою очередь прислал в институт фотографии этой доски, хотя и вынужденно сделанные в очень неудобных ракурсах.

Примечания

1 Дата обычно указывается как 2 января 1656 г., в т. ч. и в швейцарских генеалогиях Лефорта (напр., Galiffe J. A. Notices généalogiques sur les familles genevoises depuis les premiers temps jusqu’à nos jours. Genève, 1976. Т. 1. С. 75). Однако в Женеве до

31 декабря 1700 г. действовал юлианский календарь. Этим объясняются и даты жизни, указанные в книге: Le Fort H. Notice généalogique et historique sur la Famille Le Fort de Genève. Genève, 1920. С. 24: «(G.° 2 janvier 1656, f Moscou 2 mars 1699». То есть и те и другие даны по ст. ст. Таким образом, сейчас мы должны записать: «2/12 января 1656 г.». Поэтому регулярно встречающееся в Интернете утверждение, что Лефорт родился в 1655, 1655/56, или 23 декабря 1655 г. (2 января 1656 г.) говорит лишь о незнании исторической хронологии авторами, переписывающими ошибку друг у друга. Количество этих сайтов исчисляется сотнями. Им вторит и Большой энциклопедический словарь, вышедший в 2000 г. и ныне тоже размноженный в Интернете. См., напр.: Лефорт Франц Яковлевич (1655-1699) // Морская энциклопедия. URL : http://volna-parus.ru/lefort.html ; Лефорт Франц Яковлевич (1655/56-1699) // Русская история. URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/96 06/%D0%9B%D0%95%D0%A4%D0%9E%D0%A0 %D0%A2 ; Лефорт Франц Яковлевич // Большой энциклопедический словарь (2000). URL : http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc3p/178702 ; Биография Лефорта Франца Яковлевича // Великие люди: Жизнеописания и биографии. URL : http://www.biografguru. ru/ ; Пётр Великий: Анекдоты, в основном, о нём и о его времени. Вып. 16. URL : http://www.abhoc.com/ arc_an/2010_02/533/ и мн. др.

2 Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Болезнь и смерть Франсуа Лефорта // Петровское время в лицах - 2004. СПб., 2004. С. 63-106; Лефорт Ф.: сб. материалов и документов. М., 2006. С. 10, 19.

3 Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Первое европейское путешествие царя Петра: Аналитическая библиография за три столетия, 1697-2006. СПб., 2008. С. 49.

4 Рыженков М. Р. Франц Лефорт - друг и наставник Петра Великого // Военно-исторический журнал. 2007. № 3. С. 62.

5 [Поссельт М.] Генерал и адмирал Франц Яковлевич Лефорт: Его жизнь и время // Военный сборник. 1871. Т. 78, кн. 3. Отд. 1. С. 21 ; КорбИ. Г. Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Кор-бом // Рождение Империи. М., 1997. С. 133 ; Лефорт Ф. : сб. материалов и документов. С. 489.

6 Корб И. Г. Дневник путешествия. С. 133-135 ; Голиков И. И. Историческое изображение жизни и всех дел славнаго женевца Франца Яковлевича (Франциска Иакова) Лефорта <...>, и Сослужебника Его, <. > генерала аншефа Патрика Гордона, известнаго у нас под именем Петра Ивановича Гордона. М., 1800. С. 174 ; [Поссельт М.] Генерал и адмирал Франц Яковлевич Лефорт. С. 26 ; Bassville, de. Précis historique sur la vie et les exploits de François Le Fort, Citoyen de Genève, Général et Grand Amiral de Russie, Vice-Roi du Nowogorod et principal Ministre de Pierre-Le-Grand Empereur de Moscovie. Genève, 1784. С. 141-142 ; PosseltM. Der General undAdmiral Franz Lefort: Sein Leben und seine Zeit: Ein beitrag zur Gesehichte Peter’s des Grossen. Frankfort am Main, 1866, Bd. 2. S. 528 ; Голиков И. И. Дополнение к Деяниям Петра Великаго. М., 1791. Т 5. С. 303 ; Виноградов И. И. Житие Франца Яковлевича Лефорта, Российского Генерала // Житие Франца Яковлевича Лефорта, Российского Генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина. СПб., 1799. С. 133-135 ; Лефорт Ф.: сб. материалов и документов. С. 490.

7 Цветаев Д. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. М., 1886. С. 258-263.

8 Там же. С. 114, 256-263.

9 Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904. С. 23.

10 86 х 23 м. Снегирев И. О начале и распространении лютеранских и реформатских церквей в Москве // Православное обозрение. 1862. Т. 9. С. 46 ; Цветаев Д. Из истории иностранных исповеданий. С. 263.

11 Цветаев Д. Из истории иностранных исповеданий. С. 259.

12 Там же.

13 Романюк С. Немецкая слобода // Наука и жизнь. 1997. № 10. С. 97-98 ; Он же. Москва за Садовым кольцом. М., 2007. С. 328.

14 Рябинин Ю. В. Жизнь московских кладбищ: История и современность. М., 2006. URL : http://www.mos-ritual. ru/index.php?option=com_content&task=view&id=744& Itemid=101.

15 Москва, или Исторический путеводитель, по знаменитой столице Государства Российского <.>. М., 1831. Ч. 3 ; Новый путеводитель по Москве, первопрестольной столице Государства Российского <.>. М., 1833. Ч. 2 ; Рудольф М. Москва с топографическим указанием всей ее местности и окрестностей: Подробная справочная книжка для приезжающих и живущих в столице <.>. М., 1848. Ч. 1.

16 Цветаев Д. Из истории иностранных исповеданий. С. 259 ; История: Малый Трехсвятительский переулок, дом 3: Центральная баптистская церковь. URL : http://

mosday.ru/forum/viewtopic.php?p=14452&sid=a9cb29 d584e0d41c96c54ea1e7f07901 ; Объекты культурного наследия: Памятники. URL : http://reestr.answerpro.ru/ monument/?page=19&order=5&desc=1.

УДК 070 (470-89) [18]

ЖУРНАЛ «СИОНСКИЙ ВЕСТНИК» -ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ А. Ф. ЛАБЗИНА

Н. И. Сидорова

Саратовский государственный университет E-mail: jorasidorov@mail.ru

В центре внимания автора статьи - журнал «Сионский Вестник», издававшийся в 1806-1817 гг. учеником Новиковского кружка, основателем масонской ложи и вице-президентом Императорской академии художеств А. Ф. Лабзиным. Комплексный анализ статей журнала позволяет представить его религиозно-философскую концепцию и раскрыть некоторые особенности мировосприятия человека Александровского времени.

Ключевые слова: идеология, культура, человек, общество, мировоззрение, мистика.

Magazine «Zion Bulletin» - Reflection of A. F. Labzin ideas N. I. Sidorova

In the center of attention of the article author is the magazine “Zion Bulletin” that was issued in 1806-1817 by disciple of Novicov’s coterie, the founder of freemason’s lodge and the vice-president of the Imperial Academy of Arts A. F. Labzin. Multivariate analysis of the magazine articles allows to produce it’s religious-philosophical concept and to discover some peculiarities of world outlook of an Alexandrovsky time person.

Key words: ideology, culture, Men, society, philosophy, mysticism.

Напряженная общественно-политическая обстановка, сложившаяся в России на рубеже XVIII-XIX вв., многие внешние факторы, в том числе и события Великой французской революции, перевернувшие сознание современников и заставившие взглянуть на многие важные вещи по-другому, определили основополагающие идеи, принципы духовно-нравственного поиска целого поколения. Повышенный интерес к европейской культуре получает новый импульс, обусловивший создание масонских орденов, систем, увлечение разнообразными сочинениями знаменитых представителей западноевропейской философской мысли, появление Библейского общества. Среди населения начинают распространяться как известные трактаты Я. Беме, Л. К. Сен-Мартена, Ж.-М. Гюйон, К. Эккартсга-узена, И. Г. Юнга-Штиллинга, И. Таулера, так и мистические произведения оригинального характера, наиболее популярным из которых был «Сионский Вестник».

Что же представлял собой «Сионский Вестник» и какие идеи проповедовал А. Ф. Лабзин?

17 Первый том вышел в конце 2010 г.: Петровские памятники России: Свод исторических и мемориальных памятников Российской Федерации петровского времени. СПб., 2010. Ч. 1.

Ежемесячное периодическое издание «Сионский Вестник» включало в себя произведения разных авторов, которые подобраны и тематически объединены так, что создают впечатление цельного, хорошо продуманного и глубоко прочувствованного повествования. Журнал можно условно разделить на несколько частей, практически каждая из которых сопровождается комментариями самого издателя: первая содержит теоретические рассуждения А. Ф. Лабзина; вторая

- это выдержки из сочинений, философских размышлений представителей западноевропейской и русской общественной мысли Ф. Фенелона, И. Г. Юнга-Штиллинга, Ф. Кемпийского, И. К. Ла-фатера, Ф. Бэкона, Г. С. Сковороды; третья - эпо-сы, рассказы, пожелания простых читателей, а также ответы издателя на их вопросы; четвертая

- известия о наиболее важных и интересных событиях, произошедших как в России, так и в Европе, сообщения о выходе новых рекомендуемых публикаций и о том, где их можно приобрести. Издатель имел право не возвращать, исправлять и по своему усмотрению помещать присланные для публикации материалы1.

Князю А. Н. Голицыну А. Ф. Лабзин говорил, что он одним из немногих уловил общественную потребность в религиозном просвещении и стал издавать различные книги духовного содержания, журнал «Сионский Вестник». «Сие удостоверение, - продолжал он, - составляло и поныне составляет главное мое счастие в жизни. Чувствуя от сего великое благо, я вознамерился поделиться и с ближними моими, в том уповании, что ежели случится мне кому-либо и из милейших братьев моих подать чашу воды студены: то я счастлив!»2. Постановление о прохождении подобной литературы через гражданскую цензуру одновременно с поддержкой императора Александра I и А. Н. Го -лицына служило дополнительным, но немаловажным стимулом для продолжения такой активной деятельности. Избирая нравственно-этические проблемы главной темой журнала, А. Лабзин сетует на то, что на Западе, в отличие от России, распространение подобной литературы через специализированные учреждения, подобные немецкому христианскому магазину Пфеннингера,

© Сидорова Н. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.