Научная статья на тему 'Дворец генерал-адмирала Ф. Я. Лефорта на левом берегу Яузы'

Дворец генерал-адмирала Ф. Я. Лефорта на левом берегу Яузы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
414
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дворец Ф.Я. Лефорта / Лефортово / музейное объединение "Музей Москвы" / Немецкая слобода / Яуза

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дельвиг Владимир Сергеевич

Рассматривается вопрос о местонахождении и внешнем облике дворца Ф.Я. Лефорта генерал-адмирала, сподвижника Петра I на левом берегу реки Яузы (современный район Лефортово). Предлагается атрибуция гравюры с изображением дворца из фондов ГУК «Музейное объединение Музей Москвы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дворец генерал-адмирала Ф. Я. Лефорта на левом берегу Яузы»

Terra Humana

MUSEUM

УДК 355(47+57)(091)

ББК 68.49.(2) Д 12

ДВОРЕЦ ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛА Ф.Я. ЛЕФОРТА НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ЯУЗЫ

В.С. Дельвиг

Рассматривается вопрос о местонахождении и внешнем облике дворца Ф.Я. Лефорта - генерал-адмирала, сподвижника Петра I - на левом берегу реки Яузы (современный район Лефортово). Предлагается атрибуция гравюры с изображением дворца из фондов ГУК «Музейное объединение “Музей Москвы”».

Ключевые слова:

дворец Ф.Я. Лефорта, Лефортово, музейное объединение «Музей Москвы», Немецкая слобода, Яуза.

Лефортовский дворцово-парковый ансамбль включает в свой состав комплекс зданий по берегам реки Яузы между Госпитальным и Дворцовым мостами. Возникнув в эпоху Петра I, он развивался и в последующие периоды XVIII в. До нашего времени сохранились два дворца - Лефортовский, построенный в 1698 г., и Екатерининский (1796 г.). Сохранился частично фундамент Слободского дворца (1749-1750), на его месте в настоящее время располагается Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Но были и другие дворцовые строения, игравшие значительную роль в жизни государства. К ним относится и располагавшийся когда-то на левом берегу Яузы дворец генерал-адмирала Франца Яковлевича Лефорта - ближайшего сподвижника Петра Великого.

Начиная с 1670-х гг. под воздействием контактов со странами Западной Европы появился новый тип царских резиденций. Но с 1680-х и вплоть до конца 1690-х гг. строительство царских резиденций прекратилось по причине отсутствия практической надобности в новых дворцовых строениях в беспокойное время после смерти царя Федора Алексеевича, при регентстве царевны Софьи над двумя несовершеннолетними царями Иваном V и Петром I, а затем во время двоевластия. Новый этап дворцового строительства начался с 1690-х гг. в Немецкой слободе.

Выбор именно этой местности неудивителен. Мать Петра, Наталья Кирилловна Нарышкина, была воспитанницей Артамо-на Матвеева, «западника», «ближайшего» боярина царя Алексея Михайловича. Матвеев был женат на шотландке Гамильтон, свободной от многих предрассудков русских боярынь. Детство и юность Петра прошли в путевом царском дворце села Преображенского, граничившего на юге с Немецкой слободой. Пылкого и любознательного царя она привлекала своей необычностью и веселым проведением досуга.

Деля царский престол со своим сводным старшим братом Иоанном V, имевшим влиятельный двор, с которым приходилось считаться, Петр I не мог официально строить дворцово-парковый ансамбль в Немецкой слободе - это вызвало бы негативную реакцию в русском обществе, в большинстве своем придерживавшемся традиционных взглядов и отрицательно воспринимавшем европейские веяния. Поэтому монарх задумал строительство дворцового комплекса для своего фаворита, а на самом деле - для себя. Этот замысел возник у Петра I еще при жизни брата-соправи-теля. В письме от 26 сентября 1692 г. своим родным в Женеву Ф.Я. Лефорт пишет: «Если Богу будет угодно, то я приступлю будущим летом к постройке прекрасного каменного дома, для чего их царские величества жалуют мне все необходимое» [13, с. 104]. Но по вышеизложенным причинам

этому плану не суждено было осуществиться. Была построена только большая зала для проведения торжественных мероприятий на правом берегу Яузы.

Появление дворцовых комплексов на рубеже XVII-XVIІI вв. знаменует переход от Средневековья к Новому времени. Перенос дворцового центра в Немецкую слободу, рядом с царскими усадьбами Пре-ображенское и Семеновское, не случаен. Именно этот район открыто противостоял старой, боярской Москве, здесь находили свое решение важнейшие вопросы преобразования государства на европейский лад. В них проходили торжественные приемы послов и придворные торжества. Начиная с триумфального празднования второго азовского похода в 1696 г. и до конца XVIII в. маршруты торжественных шествий в честь побед русского оружия, по случаю коронации имперских особ проходили и по главной улице Немецкой слободы. Западноевропейские влияния отразились во внешнем облике и во внутренней жизни этих дворцов, ставших предтечами дворцового строительства в Санкт-Петербурге.

Освоение левого берега Яузы против Немецкой слободы тесно связано с именем Ф.Я. Лефорта, разместившего лагерем в 1692-1695 гг. Первый московский полк солдатского строя на левом берегу реки Синички (Лефортовский ручей) [9; 13, с. 104]. Так возникла Новая солдатская или Лефортовская слобода - по фамилии командира данного полка.

Петр I для своих нужд часто использовал прием строительства домов для своих приближенных, позволяющий вести свободную жизнь вне официальной обстановки Кремля. Князь Б.И. Куракин отмечает: «Многие из ребят молодых, народу простого, пришли в милость к его величеству, а особливо Буженинов, сын одного служки Новодевичьего монастыря... И помянутому Буженинову был дом сделан при съезжей избе Преображенскаго полку, на котором доме его величество стал ночевать, и тем первое разлучение с царицею Евдо-киею началось быть» [5, с. 68-69].

Спорным вопросом для исследователей остается не только местонахождение, но и сам факт существования дворца Ф.Я. Лефорта на левом берегу Яузы, недалеко от Новой солдатской (Лефортовской) слободы. Однако есть документальные источники и один изобразительный, подтверждающие существование деревянного дворца фаворита Петра I на территории современного Лефортовского парка.

Сохранилось письмо Елизаветы Лефорт от 22 июля 1698 г. мужу, пребывавшему в то

время в составе Великого посольства в Вене. Она писала о ходе строительства каменного дворца на правом берегу Яузы, а также о возведении деревянного на противоположном берегу: «...Я не думаю, что Вы уже сможете жить в дворце [каменный дворец], поскольку в нем еще будет сыро. На противоположном берегу реки я приказала построить уютное жилье. В нем большой зал из дерева, который будет уместным до того, как в дворце будет сухо, и три комнаты, и та, которая была в солдатском квартале, и которую я также приказала обставить» [8, л. 12-13 об.]. Судя по письму, строительство данного дворца было начато летом 1698 г. и завершено в сентябре того же года к прибытию Великого посольства в Москву.

В материалах австрийского посольства 1698-1699 гг., возглавляемого Игнатием Христофоровичем Гвариентом, есть свидетельства, что дворец служил местом для приема иностранных делегаций и других торжественных мероприятий, как и более известный на противоположном берегу реки Лефортовский каменный дворец (ныне Российский государственный военно-исторический архив). В деле о приезде из Вены в Москву посланника И.Х. Гвари-ента записано: «207-го [1699 г.] сентября в 3 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал быть перед собою, великим государем, на приезде Леопольдуса цесаря римского посланнику Христофору Игнатию Гва-риенту на дворе генерала и адмирала и наместника новгородского Франца Яковлевича Лефорта в Немецкой слободе без чинов... А назавтрее, сентября в 4 день в воскресенье изволил великий государь кушать генерала ж адмирала Франца Яковлевича Лефорта на другом дворе, что за рекою Яузою» [7, стб. 791-792]».

Проведение в резиденции в дипломатических церемониалов свидетельствует, что ее использовали для репрезентации «славы» и «чести» - основных государственных понятий основных понятий того времени [4; 14, с. 56-84; 17, с. 456-458]. Понятие «честь государева двора», относившееся к царским резиденциям, было зафиксировано Соборным уложением 1649 г. [10]. Видимо это послужило причиной возникновения сложной пространственной организации крупных дворцово-парковых ансамблей по типу Лефортово и Немецкой слободы. Репрезентация «славы» и «чести» государя и государства воплощались в масштабности, архитектурном оформлении усадебной части ансамбля, в использовании технических новшеств и опыта иностранных специалис-

Общество

Terra Humana

тов в организации дворцового пространства, в том числе рощ, садов и цветников, в выращивании экзотических растений.

Лефортовский деревянный дворец, где часто бывал Петр I, служил воплощением рационального устройства государства. В «Уряднике сокольничего пути» Алексей Михайлович спрашивает: «Что всякой вещи потреба?» и отвечает: «Мерение, сли-чие, составление, укрепление; потом в ней и около ее: благочиние, устроение, уряже-ние. Всякая же вещь без добрыя меры и иных вышеписаных вещей бездельна суть и не может составитца и укрепитца». Знакомство с рядом зарубежных научных пособий, привело царя к мысли, что любая «уряженная» (регламентированная) и правильно организованная «вещь» вызывает «красоту и удивление» [12, с. 286]. «Красота» в «Уряднике» связывается с необходимостью «удивления» - эффекта, на который рассчитывался церемониал, призванный поразить воображение присутствующих и прославить монарха. Весь ансамбль царской резиденции служил данной цели. Правильные геометрические фигуры использовались ландшафтными архитекторами при разбивке садов, цветников, строительстве конюшен и прочих хозяйственных построек, а также при устройстве плотин и прудов. Все геометрически правильные объекты вписывались в естественный ландшафт, где допускалось лишь создание искусственных прудов, плотин и насыпей. Дворцовые строения связывались между собой открытыми пространствами (поймой Яузы) и дорожками, обсаженными деревьями или кустарником. Данная методика разбивки дворцовой территории использовалась при возведении садово-парковой зоны в Лефортово и Немецкой слободе. В тоже время архитекторы сознательно избегали геометрически правильной организации дворцового пространства [15].

До наших дней дошла гравюра петровского времени с изображением одноэтажного здания, выходящего на прямоугольный пруд. На первом этаже - 7 двойных окон с прямоугольными вставками наверху. Оконные проемы разделены полуколоннами. Поверх карниза - балюстрада с вазами. Средняя часть дворца выделена мезонином, в ней 8 оконных осей, разделенных пилястрами, поверх также балюстрада с вазами. Боковые части здания покрыты двухскатной крышей с чердачными мезонинами на торцах. Входной портал со стороны пруда украшен фронтоном, далее - спуск лестницы к пруду, украшенный сверху и снизу парными обелисками. Спуск обсажен кустарником, по берегу пруда огорожен

балюстрадой. Слева от дворца - галерея, примыкающая к зданию, справа видны два дома, вероятно, для хозяйственных нужд. Лестница у пруда заканчивается площадкой, которая служила пристанью. Часть ее была обнаружена в 2000 г. археологами под руководством А.Г. Векслера. Материалом для строительства площадки-пристани послужили плиты белого известняка. На пристани стоит ботик с флагом, к нему спускается торжественная процессия во главе с Петром I. С противоположного берега, равномерно засаженного деревьями, стреляют из пушек, приветствуя царя. По пруду плавают 6 прогулочных лодок [9].

Время создания гравюры и ее автор до настоящего времени неизвестны. А.А. Тиц приписывал авторство Г. де Витту, находя при этом сходство с палатами боярина Ф.А. Головина [15]. При этом исследователь считал, что на гравюре дан фасад правобережного дворца Ф.Я. Лефорта [11, с. 338]. Похожей точки зрения придерживается В.К. Макаров, датируя гравюру 1705 г., но автором, по его мнению, был П. Пикарт [6, с. 125]. Это сходство зданий подмечает О.С. Евангулова. Единственное различие она видит в разной их этажности, принимая это за ошибку гравера, или за «другие, пока неясные, обстоятельства». По ее мнению на гравюре - Головинские палаты [2, с. 30]. В.П. Яйленко считает автором анонимной гравюры А. Шхонебека, датируя ее 1696 или 1697 гг., видя на ней изображение дворца Ф.Я. Лефорта на левом берегу Яузы [16, с. 106-109].

Сопоставляя данную гравюру с гравюрой 1705 г. работы А. Шхонебека и учеников «Панорама усадьбы графа Ф.А. Головина в Немецкой слободе» [15], приходишь к выводу, что на них изображено одно и тоже здание в разное время, несмотря на несоответствие этажности и крыши. Похожи внешний вид и прилегающая территория к обоим домам: балюстрады, спуск с обелисками, сад на спуске к пруду и его форма - многое свидетельствует об их расположении на одном и том же месте. На сходство указывает и полное совпадение архитектурного облика первого этажа - одинаковое число окон и общность их форм. Существует и конструктивное сходство строений - оба здания трехчас-тны, конструктивно выделяется средняя часть (зал для приемов), боковые крылья дома понижены. Учитывая исчезновение из письменных источников упоминания о деревянном дворце Ф.Я. Лефорта с октября 1699 г., можно предположить, что двухэтажному дому Ф.А. Головина предшествовал одноэтажный дворец именито-

Граф Ф.А. Головин (1650-1706). Гравюра Ф. Лефорт (1656-1699). Гравюра Н.Г. Иванова

Н.Г. Иванова по рисунку И. Аргунова. 1812 г. по рисунку И. Аргунова. Конец XVIII в.

Общество

Terra Humana

Дворец генерал-адмирала Ф. Лефорта на левом берегу Яузы. Неизв. авт. Конец XVII в.

Панорама усадьбы графа Ф.А. Головина в Немецкой слободе. Шхонебек и ученики. 1705.

го швейцарца. Он достался боярину после смерти царского фаворита.

В архитектуре дворца В.П. Яйленко видит французский стиль - «все три здания (в т. ч. дом Ф.Я. Лефорта и его дворец на противоположном берегу реки) композиционно основаны на соединении трех палат по одной оси с выделением повышенной средней части для парадного зала», что не было характерно для зданий Немецкой слободы, выдержанных в стиле голландско-северогерманской архитектуры. Предпочтение данному стилю исследователь видит в франко-швейцарском происхождении фаворита царя. Построен же дворец был, по его мнению, русскими мастерами. Автор не исключает участие в его строительстве Д. Ак-самитова. Так, в основу «пропорциониро-вания и деревянного и каменного дворцов Ф.Я. Лефорта положен модуль в 1 сажень» [16, с. 107-109]. А.А. Тиц не исключал участие в строительстве дворца каменных дел мастера Дмитрия Иванова [11, с. 70]. Упоминаются при этом и возможные проектировщики дворца - французы Ф. Циглер и Ф.Л. Тебюлье - мастера резных и золотых дел. В Москве они «резьбу резали у разных дел на потешном дворе и в хоромех» [3, с. 94].

На наш взгляд, гравюра дает представление о расположении деревянного

список литературы и источников:

дворца Ф.Я. Лефорта, а немногочисленные документальные источники данное свидетельство подтверждают. Как уже говорилось, автора гравюры, изобразившего левобережный дворец фаворита царя, определить сложно, но дату ее создания уточнить можно - с 1698 по 1701 г., одновременно с завершением строительства и благоустройства дворца на правом берегу Яузы. К сожалению, произведения деревянного зодчества конца XVII - первой половины XVIII вв. на территории нынешнего ансамбля «Лефортово-Немецкая слобода» до нашего времени не сохранились, что и вызывает многочисленные споры среди историков о месте их расположения и существования как таковых.

Ф.Я. Лефорт недолго прожил в построенных на средства казны дворцах - менее месяца: 12 марта 1699 г. он умер. Лефортовские дворцы отошли в казну. 15 марта царь велел боярину Ф.А. Головину (фактический преемник Ф.Я. Лефорта на государственных постах) и думному дьяку Домнину составить опись дворцового имущества. «Боярин Головин, опечатав имущество покойного, взял его под охрану; ключи были переданы его родственнику» [13, с.133]. Впоследствии деревянный дворец на левом берегу Яузы был передан во владение Ф.А. Головину.

1. Дворец генерал-адмирала Ф.Я. Лефорта // ГУК «Музейное объединение «Музей Москвы». - Вф. 16139/7.

2. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 143 с.

3. Ковригина В.А. Немецкая слобода и ее жители в конце XVII - первой четверти XVIII вв. - М.: Археографический центр, 1998. - 438 с.

4. Коллман Н.Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России Раннего Нового времени. - М.: Древлехранилище, 2001. - 459 с.

5. Куракин Б.И. Жизнь князя Бориса Куракина, им же самим написанная. 1676-1709 гг. // Архив князя Ф.А. Куракина. Кн.1. - СПб.: Тип. Балашева, 1890. - 387 с.

6. Макаров В.К. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Аннотированный сводный каталог. - Л.: Гос. Публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1973. - 367 с.

7. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т.9. - СПб.: Изданные II Отделением Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1868. - 1230 стб.

8. Переписка разных лет // РГАДА. Ф.11. Оп.1. Д.21.

9. План Императорскаго Столичнаго города Москвы сочиненной под смотрением Архитектора Ивана Мичурина в 1739 году // ГУК «Музейное объединение «Музей Москвы». - Ф. 3062.

10. Соборное уложение 1649 года. - Л.: Наука, 1987. - 448 с.

11. Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. - М.: Наука. 1966. - 356 с.

12. Урядник сокольничего пути // Памятники литературы Древней Руси. XVII в. Кн.2. - М.: Художественная литература, 1989. - 704 с.

13. Ф. Лефорт = F. Lefort: сборник материалов и документов / Рос. гос. архив древ. актов, Посольство Швейцарии в Москве / сост. к.и.н. Лаптева Т.А., к.и.н. Соловьева Т.Б. ; отв. ред. Лыкова Е.Е. - М.: Древлехранилище, 2006. - 567 с.

14. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI-XVII вв. // Древнерусская литература. Изображение общества. - М., 1991. - С.56-84.

15. Шхонебек А. и ученики. Панорама усадьбы графа Ф.А. Головина в Немецкой слободе. 1705 // ГУК «Музейное объединение «Музей Москвы». - Ф. 1187.

16. Яйленко В.П. Очерки по истории и архитектуре Лефортово XVII-XVIII веков. - М.: ООО Галерея. 2004. - 328 с.

17. Roosen W. Early Modern Diplomatic Ceremonial: A Systems Approach // Journal of Modern History. - 1980. Vol.52. №3. - P. 456-458.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.