УДК 069:94(100)"1914/19"
А. С. Кудрец
Мемориализация Первой мировой войны: от коллекции к музею
В годы Первой мировой войны и после ее окончания в странах-участницах наравне с государственными музеями формируются частные собрания, посвященные войне. Некоторые из этих коллекций были достаточно крупными, отличались широкой тематикой и разнообразием предметов и имели перспективы дальнейшего преобразования в общедоступные музеи, чему также способствовал интерес к ним со стороны государства. Становление музейных экспозиций на основе коллекций, собранных как во время войны, так и после нее, представлено на примерах музеев России и Франции. Речь идет о коллекционерах, не связанных ни с военным учреждениями, ни с государственными структурами. Поэтому интерес государства к их деятельности свидетельствует об особой ценности собранных коллекций. Рассмотрены состав коллекций, их особенности, история и значимость среди военно-исторических музеев, а также значение этих музеев для сохранения памяти о Первой мировой войне.
Ключевые слова: Первая мировая война, военные музеи, музей Первой мировой войны, коллекции, музеи Франции, коллекционеры, коммеморация
Anastasija S. Kudrets Memorialization of the Great war: from collection to museum
During the First World War and just after it, the private military collections dedicated to the war have been appearing together with national museums in the participant countries. Some of these collections had a vast thematic and a broad variety of subjects, so they could be further reorganized into public museums, as the interest of the state institutions contributed to that. The process of their reorganization into the museum expositions is presented by some examples in Russia and in France. These examples are about the collectors who were not representing any military or state institution. So, the state interest to their activity means an exceptional value of their collections. The composition, particularities, history and value of these collections through the military historical museums as well as the significance of the museums for the remembrance of the First World War are analyzed.
Keywords: First World War, military museums, museum of the First World War, collections, museums of France, collectors, commemoration DOI 10.30725/2619-0303-2024-2-87-92
С началом Первой мировой войны военно-исторические музеи вели работу по сбору трофеев и предметов военного времени, документируя происходящие на фронте события. Помимо уже существовавших к 1914 г. военно-исторических собраний, как правило, государственных, в странах-участницах начали проявляться частные инициативы по сбору артефактов военного времени с целью прославления своей страны и сохранения памяти о войне, а также последующего создания общедоступных музеев. Формирование частных коллекций - коммеморативная практика на национальном и международном уровне.
Тенденция, заложенная в годы Первой мировой войны, получила продолжение и после окончания военных действий. После войны деятельность коллекционеров была ориентирована на семейные воспоминания и реликвии. Рассмотрим несколько примеров частных коллекций, собиравшихся в России и во Франции в период с 1914 по 2000-е гг. Опыт Франции нам представляется наиболее значимым среди дру-
гих стран-участниц, поскольку работа частных коллекционеров в годы войны превосходила деятельность государственных учреждений [1]. Опыт России нам важен для понимания общности процессов, происходивших в странах-участницах войны. Мы также рассматриваем мемориализацию Первой мировой войны в России и СССР как единый процесс, который не прерывался, а лишь претерпевал некоторые изменения в соответствии с политической обстановкой в стране и мире [2]. История отечественных музеев Первой мировой войны иллюстрирует этот процесс. Также нам важно отметить, что создание музеев, в основе которых лежат частные коллекции, не завершается в первой половине XX в.
Среди наиболее ранних собраний следует отметить коллекцию Е. А. Третьяковой, в 1917 г. открывшуюся для широкой публики в здании Ратной палаты. Из-за революции и Гражданской войны этот музей просуществовал недолго и вскоре был закрыт, а коллекция - частично
утрачена. Некоторые предметы из собрания Е. А. Третьяковой впоследствии оказались в других военно-исторических музеях. Собрание супругов Анри и Луизы Леблан легло в основу коллекций о Первой мировой войне в Музее Армии и в библиотеке La Contemporaine. Супруги Леблан также начали собирать документальные свидетельства текущей войны в 1914 г. с целью максимально разносторонне запечатлеть происходящее на фронте и в тылу. Оба эти примера относятся непосредственно к военному (1914-1918) и межвоенному (1919-1939) времени. В последующие годы можно отметить появление крупных частных собраний, наиболее значительным из которых следует назвать собрание французского коллекционера Жана-Пьера Верне.
Рассмотрим подробнее историю формирования этих коллекций, чтобы выявить отличительные особенности, способствовавшие созданию на их основе государственных музеев.
Коллекция Елены Андреевны Третьяковой является наиболее ранней среди приведенных собраний. Е. А. Третьякова (урожденная Матвеева, 1846 - после 1917) - вдова мецената и коллекционера С. М. Третьякова, одного из основателей Третьяковской галереи. Она собирала изобразительные материалы и документы, посвященные военной истории и славе русского оружия, а также военные трофеи. В 1911 г. Е. А. Третьякова преподнесла это собрание императору Николаю II [3], который распорядился создать на его основе музей воинской славы. Е. А. Третьякова приняла деятельное участие в дальнейшей судьбе своего собрания, выделив средства на строительство здания для будущего музея - Государевой Ратной палаты в Царском Селе. Строительство Ратной палаты началось в 1913 г. и продолжалось во время войны [3].
В 1914-1916 гг. собрание будущего музея регулярно пополнялось, но акцент сместился на текущие события. На смену идее зала воинской славы пришла концепция документирования современности, поскольку Первая мировая война значительно отличалась от предыдущих войн масштабами, применением новейших технических средств и оружия, а также массовым использованием агитационных материалов. В то же время коллекционеру было важно подчеркнуть историческую преемственность воинских традиций, поэтому в коллекции присутствовали предметы, напоминавшие о славном военном прошлом: старинные изображения князей Александра Невского и Тимофея Довмонта, гравюра XVI в. с изображением города Львова, отсылающие и к событиям 1914-
1916 гг. [4, с. 55-56]. Среди предметов, относящихся непосредственно к войне 1914-1918 гг., можно упомянуть: акварели Е. А. Лансере и М. В. Добужинского, живопись С. Масловского, фотографии и печатную графику, австрийские бумажные деньги, медали и печати, образцы немецкого и австрийского снаряжения и ряд других предметов, собранных на полях сражений [4, с. 56-60]. Планировалось разместить в музее галерею портретов Георгиевских кавалеров по аналогии с эрмитажной галереей Отечественной войны 1812 г., для чего в 1915-1917 гг. было написано около 500 портретов офицеров и нижних чинов.
Часть собрания Е. А. Третьяковой была представлена широкой публике на выставке «Война и наши трофеи», проходившей с 24 июня по 8 сентября 1915 г. в Петрограде [4, с. 1]. Выставка отличалась широким тематическим охватом и имела большой успех у посетителей. Представленные на ней предметы предполагалось в дальнейшем экспонировать в Музее Великой войны в Петрограде [4; с. 6]. Выставка состояла из следующих отделов:
- трофеи;
- вооружение, снаряжение и обмундирование;
- печатные издания, документы, лубки и фотографии;
- художественный;
- железнодорожный и санитарный;
- отдел Е. А. Третьяковой;
- морской;
- почтово-телеграфный;
- городских попечительств Петрограда;
- собрание предметов, принадлежащее лично Его Императорскому Величеству.
Таким образом создатели выставки стремились максимально подробно осветить масштабы и ход войны, участие в ней европейских стран, основные сферы общественной жизни, затронутые войной; развитие оружия, вооружения и техники; а также зарождение мемориальной политики. Собрание Е. А. Третьяковой на этой выставке выделено в особый отдел и представлено как основа будущего музея в Царском Селе. Среди предметов из собрания Е. А. Третьяковой, представленных на выставке, упоминаются изобразительные материалы, трофеи, образцы немецкого и австрийского снаряжения, документы и награды.
На рубеже Х1Х-ХХ в. был предложен ряд проектов по увековечению памяти крупнейших военных побед России [5]. В значительной степени эти предложения были вызваны чредой памятных дат и юбилеев, среди которых особенно
стоит отметить 100-летие Отечественной войны 1812 г. Мемориализация Первой мировой войны зародилась в контексте этих памятных дат. Сбор трофеев и предметов, связанных с войной, вели несколько учреждений, среди которых были уже упомянутое Императорское Общество ревнителей истории, Императорское Русское военно-историческое общество, Артиллерийский музей в Петрограде, Трофейные комиссии и др. Коллекция Е. А. Третьяковой не уступала по своему масштабу и ценности собраниям государственных ведомств.
В феврале 1917 г. в здании Ратной палаты был открыт Народный музей Великой войны, созданный на основе коллекции Е. А. Третьяковой. К сожалению, ему не суждено было работать долго. Уже в 1918 г. музей был закрыт, а его собрание частично утрачено. Некоторые предметы из коллекции Е. А. Третьяковой были переданы в другие военно-исторические музеи. К примеру, портреты Георгиевских кавалеров в настоящее время представлены в собраниях Артиллерийского (ВИМАИВиВС), Военно-медицинского, Государственного исторического (ГИМ) и других музеев.
Заметим, что название Музей Великой войны (Народный музей Великой войны) закрепилось не только за Ратной палатой. Императорское Общество ревнителей истории в 1916 г. открыло в Петрограде Музей Великой войны, где были представлены предметы, ранее экспонировавшиеся на выставке «Война и наши трофеи». Этот музей просуществовал до 1924 г. [6]. Таким образом, в источниках речь идет о разных учреждениях, не связанных друг с другом, что создает определенные трудности при изучении истории и коллекций обоих музеев. По причине недолгого существования музея в Ратной палате и перемещений предметов из его собрания, связанных с началом Гражданской войны, сложно проследить судьбу коллекции Е. А. Третьяковой после 1917 г. Некоторые предметы, вероятно, могли быть переданы Артиллерийскому музею. Туда же поступила часть коллекции, собранной Обществом ревнителей истории для петроградского Музея Великой войны. В архиве ВИМАИВиВС содержатся сведения именно об этом, петроградском, собрании в то время, как о Ратной палате упоминания отсутствуют [7]. Поскольку коллекции императорских обществ выходят за пределы исследования, подчеркнем, что мы обращаемся именно истории бытования коллекции Е. А. Третьяковой.
В 2014 г. в Ратной палате открылся музей «Россия в Великой войне» - единственный в России государственный музей, полностью по-
священный Первой мировой войне. Коллекции музея были заново сформированы, при этом был частично реализован первоначальный замысел Е. А. Третьяковой по созданию музея воинской славы. С этой целью, к примеру, была возрождена галерея Георгиевских кавалеров, которая и должна была изначально занимать один из залов Ратной палаты. В годы войны для галереи была написана серия портретов солдат и офицеров, награжденных за боевые заслуги. В результате передачи предметов из Ратной палаты в другие военно-исторические музеи коллекция оказалась распылена по нескольким собраниям, а многие портреты были и вовсе утрачены. Поэтому для новой экспозиции были созданы копии портретов, хранящихся в Артиллерийском, Военно-медицинском и некоторых других музеях. Основной акцент сделан на подвиги русской армии, но также представлены материалы о других участниках войны, в первую очередь -о союзниках России. Экспозиция также включает образцы оружия и техники, униформу и знамена, печатную графику, фотографии, материалы о жизни на фронте и в тылу. Небольшой раздел посвящен истории Ратной палаты и коллекции Е. А. Третьяковой. Таким образом подчеркивается преемственность современной экспозиции от первоначальной коллекции, утраченной в ходе революции и Гражданской войны.
Появление частных собраний было характерно не только для России. Рассмотрим далее опыт Франции, где возникновение частных коллекций Первой мировой войны также привели к созданию нескольких учреждений. Как отмечает С. А. Маньков, идея создания научного музея войны во Франции изначально не получила государственной поддержки [1]. Поэтому вклад частных собирателей в сохранение памяти и документирование военных событий особенно ценен и интересен в контексте исследования.
Рассмотрим подробнее коллекцию супругов Леблан, давшую начало сразу двум учреждениям - библиотеке La Contemporaine (прежнее название La BDIC - Библиотека современной международной документации) и экспозиции Музея армии о Первой мировой войне. Супруги Анри и Луиза Леблан (Henri et Louise Leblanc), успешные предприниматели, в 1914 г. начали собирать предметы и документы, связанные с войной. Их целью было собрать максимально возможное количество свидетельств о войне, показать роль Франции в контексте этих событий, а также создать научно-просветительское учреждение, доступное для посетителей. Коллекция Леблан, изначально включавшая
библиотечную и музейную части, быстро пополнялась, и в 1917 г. в ней были представлены:
- произведения живописи и графики;
- письма и дневники военнопленных;
- периодические издания, книги, плакаты, афиши, карты, фотографии, почтовые карточки и марки, музыкальные и другие печатные издания;
- предметы из фарфора, фаянса, стекла и бронзы;
- монеты, бонны, медали и многое другое [8; с. 7-8].
Деятельность коллекционеров не встречала сопротивления со стороны властей, а впоследствии была поддержана на государственном уровне. В 1915 г. коллекция супругов Леблан, размещенная в их квартире, была открыта для посетителей [1], став таким образом частным военным музеем. Стоит отметить научный подход коллекционеров к созданию музея: они разработали концепцию учреждения, стремились максимально подробно и всесторонне осветить в экспозиции ход войны как для современников, так и для будущих исследователей, издали каталог своего собрания.
На протяжении своей истории коллекция Леблан претерпела несколько перемещений, меняла названия, а в 1944 г. пострадала в результате крупного пожара. Тем не менее создатели и последующие владельцы неизменно продолжали пополнять собрание, уделяя внимание не только предметам, но и документальным свидетельствам войны. Постепенно собрание вышло за рамки первоначальной тематики, охватив события с конца XIX в. до настоящего времени. В 1970-1980-е гг. произошло разделение на музейную и библиотечную части. Музейная часть в 1973 г. была передана в Музей Армии, где хранится в настоящее время. С 1987 г. она носит название «Музей современной истории» и освещает не только события Первой мировой войны, а всего XX в. Библиотечная часть в составе BDIC в 1970 г. была передана Университету Париж-Нантер [9]. Ее состав также не ограничивается Первой мировой войной, поэтому в 2018 г. BDIC была преобразована в «Библиотеку, архив, музей современных обществ» (Bibliothèque, archives, musée des mondes contemporains) [10] с кратким названием La Contemporaine.
Как можно увидеть, еще во время войны коллекционеры - и Е. А. Третьякова, и семья Леблан - стремились максимально подробно и разносторонне осветить текущие события, рассказать не только о ходе сражений, но и о жизни общества. Большое внимание уделялось печатным материалам как одному из
наиболее доступных для собирания видов источников. Однако коллекции дополнялись также предметами военного быта, наградами и трофеями. Собранные в годы войны предметы и документы представляли большой интерес для посетителей, что позволило частным коллекциям стать основами государственных учреждений - музеев и библиотеки. Отметим, что начинания коллекционеров в обоих представленных примерах нашли поддержку и отклик у представителей власти.
Рассмотрим теперь пример современного музея Первой мировой войны, в основе которого также лежит частное собрание, чтобы проследить, характерны ли для современности тенденции военного времени. Последним по времени создания является Музей Великой войны во французском городе Мо (Musée de la Grande Guerre du Pays de Meaux), открывшийся для посетителей в 2011 г. Основу этого музея составляет коллекция историка Жана-Пьера Верне (Jean-Pierre Verney), которую он собирает на протяжении своей жизни. Ж.-П. Верне обратился к теме Первой мировой войны под впечатлением от историй ветеранов, которые слышал в детстве. Музей в Мо возник в то время, когда во Франции уже существовало множество крупных государственных учреждений и мемориалов, посвященных Первой мировой войне: это музеефицированные укрепления; музеи, посвященные отдельным сражениям, воинским частям, персоналиям, а также истории оружия и армии.
В отличие от них, в коллекции Ж.-П. Верне представлен другой подход к освещению предпосылок, хода и результатов войны - панорама повседневной общественной жизни с 1870-х гг. до Второй мировой войны. Первая мировая война представлена в контексте общественно-политической жизни: Франция и Германия после франко-прусской войны, Европа в 1914 г., затягивание конфликта, появление новых видов оружия, развитие медицины, быт солдат, война в искусстве, война глазами женщин, военнопленные, смерть на войне, война в воспоминаниях современников, завершение и итоги войны. Экспозиция музея построена вокруг двух сражений на Марне 1914 и 1918 гг., наглядно демонстрирующих изменения в ходе и восприятии войны. Ж.-П. Верне собирает изобразительные материалы, печатные издания, документы, предметы быта, образцы униформы и снаряжения. Примеры оружия составляют сравнительно небольшую часть его собрания, а ряд образцов военной техники был специально предоставлен для экспозиции из фондов Музея армии.
Изначально Ж.-П. Верне хотел сделать свою коллекцию общественным достоянием и даже успел провести несколько временных выставок во Франции и за рубежом [11], в том числе в России. Он предлагал приобрести коллекцию властям нескольких французских регионов, но они долгое время не проявляли должного интереса к его деятельности. Наконец, собрание решила приобрести мэрия города Мо. Коллекцией также интересовались представители США, но Ж.-П. Верне отказался продавать ее за рубеж [11].
Окончательная передача коллекции в муниципальную собственность произошла в 2005 г. На следующий год, учитывая ценность и значимость представленных предметов, собранию был присвоен статус Музея Франции [12]. Этот статус имеют музеи, хранящие наиболее ценные предметы, документы, произведения искусства. Статус Музея Франции дает приоритет учреждению культуры в сфере финансирования, комплектования и хранения фондов, реставрации предметов, участия в государственных и международных мероприятиях, таких как «Ночь музеев», обеспечивает сохранность музейных фондов на государственном уровне [12].
11 ноября 2011 г. в годовщину Компьенско-го перемирия Музей Великой войны был торжественно открыт для посетителей. На момент открытия в нем насчитывалось около 65 тыс. предметов [13], значительную часть из которых составляла коллекция Ж.-П. Верне. В последующие годы собрание музея неуклонно пополнялось за счет дарителей, и на сегодняшний день составляет около 70 тыс. предметов [14, p. 2].
Девиз музея «un autre regard sur le 14-18» (другой взгляд на войну 1914-1918 гг.) в полной мере отражает характер экспозиции. В отличие от большинства других военных музеев он стремится показать не столько развитие оружия и героизм солдат, сколько жизнь целого поколения, мирового сообщества на рубеже веков. Особенность экспозиции не только в ее комплексном подходе, но и в использовании большого количества выразительных средств: звук, освещение, музыка, видеоряд, тактильные копии. В настоящее время Музей Великой войны в Мо является крупнейшим европейским музеем, посвященным Первой мировой войне.
Изучив историю коллекций, мы можем выделить в них некоторые общие черты. В каждом из рассмотренных случаев коллекционеры не являются непосредственными участниками военных действий, даже будучи современниками
войны. Не будучи связанными с военными ведомствами, они отдают приоритет материалам о жизни на фронте и в тылу, печатным изданиям, предметам быта и т. д. Коллекции Е. А. Третьяковой и супругов Леблан изначально имели целью не только документирование военного времени, но и прославление военных побед России и Франции, однако по мере затягивания военных действий обретали более широкую тематику. Процесс становления музеев на основе частных коллекций в России и во Франции имеет, таким образом, общие черты. В России, однако, создание государственного музея Первой мировой войны было прервано революцией и Гражданской войной.
Коллекции имеют широкий тематический охват, не ограничиваясь исключительно оружейной тематикой, что создает потенциал для превращения коллекций в крупные музеи. Также важно отметить интерес государства к этим собраниям, приведший к приобретению их государством с целью создания общедоступных музеев. Отметим, что собирательская деятельность коллекционеров не завершается после передачи ценных предметов государству.
Коллекции, собиравшиеся в ходе войны, ставили целью не только документирование текущих событий, но и прославление своей страны. Поставленные задачи не были в полной мере достигнуты. Музей в Ратной палате прекратил свое существование в результате революции и Гражданской войны. Музей-библиотека Леблан был впоследствии разделен на два собрания, и их тематика была значительно расширена, в результате чего был нарушен изначальный замысел коллекционеров. Тем не менее часть предметов из собрания Е. А. Третьяковой хранится в других учреждениях, а коллекция Леблан дала начало двум крупным собраниям.
Судьба коллекции Ж.-П. Верне представляется наиболее успешной, поскольку завершилась открытием крупного музея, при этом ни замысел коллекционера, ни назначение коллекции не были изменены. Жан-Пьер Верне продолжает комплектование своей коллекции, проводит лекции и консультации. На примере его коллекции мы можем предположить, как сложилась бы история частных собраний Первой мировой войны в наиболее благоприятных условиях. Особую роль в сохранении коллекции сыграл интерес муниципальных и государственных властей в ее приобретении и создании музея. Как видно, тенденции, заложенные коллекционерами еще в годы войны, получили развитие и продолжение,
что дало возможность комплексного и разнопланового представления войны в экспозиции.
Приведенная подборка частных коллекций не является полной и исчерпывающей. На протяжении XX - начала XIX в. было сформировано множество частных коллекций, а сами коллекционеры сотрудничали с музеями. Однако рассмотренные примеры демонстрируют законченный процесс формирования музеев на основе частных собраний, а также дальнее бытование коллекций. Также важно отметить стремление коллекционеров - как современников, так и представителей последующих поколений - к максимально подробному и разностороннему освещению войны. Рассмотренные примеры частных собраний Первой мировой войны отличаются разнообразием тематик и предметов, что сделало их ценными с точки зрения коммеморации и дальнейшей музейной репрезентации. После передачи государству коллекции легли в основу национальных музеев Первой мировой войны.
Список литературы
1. Маньков С. А. Судьба Библиотеки-музея Великой войны супругов Леблан // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 68-74.
2. Война, политика, память: Наполеоновские войны и Первая мировая война в пространстве юбилеев. Москва: Полит. энцикл., 2020. 551 с.
3. Ратная палата // Государственный музей-заповедник «Царское Село». URL: https://tzar.ru/objects/ alexandrovskypark/newgarden/ratnayapalata (дата обращения: 08.06.2024).
4. Война и наши трофеи: выст., устроенная с Высочайшего соизволения Имп. о-вом ревнителей истории. Петроград, 1916. 73 с.
5. Барков А. В. Развитие системы военно-исторических музеев России рубежа XIX-XX веков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4 (90). С. 60-70.
6. Кудрец А. С. Музеи Великой войны: проекты и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36). С. 80-85.
7. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 1р. Оп. 1. Д. 134.
8. La Grande Guerre: iconographie, bibliogr., doc. divers: cat. raisonné des ouvrages français et étrangers. Paris: EmilePaul Frères, éd., 1917. 421 p.
9. Centenaire de la BDIC //Journal de la BDIC. 2017. № 42. P. 3.
10. La Contemporaine. Bibliothèque, archives, musée des mondes contemporains. URL: http://www.lacontemporaine.fr/ index.php (дата обращения: 08.06.2024).
11. L'amour d'une collection avec Jean-Pierre Verney à l'origine de la collection 14.02.2022: video // Dominik Richert
1914-1918. URL: https://www.1418-survivre.net/lamour-dune-collection-avec-jean-pierre-verney-a-lorigine-de-la-collec-tion-14-02-2022/ (дата обращения: 08.06.2024).
12. Appellation "Musée de France" // Ministère de la Culture. .URL: https://www.culture.gouv.fr/Aides-de-marches/Protections-labels-et-appellations/Appella-tion-Musee-de-France (дата обращения: 08.06.2024).
13. Musée de la Grande Guerre du Pays de Meaux. URL: https://www.museedelagrandeguerre.com/musee-grande-guerre/ (дата обращения: 08.06.2024).
14. Bourlet M. Le Musée de la Grande Guerre du Pays de Meaux. Rennes: Ed. Ouest-France, 2019. 47 p.
References
1. Man'kov S. A. History of the Leblanc's Library-museum of the Great War. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture. 2019. 3 (40), 68-74 (in Russ.).
2. War, politic, memory: Napoleonic wars and the First World War in jubilee context. Moscow: Politic encyclopedia, 2020. 551 (in Russ.).
3. Ratnaya Palata. State Museum-Reserve «Tsarskoye Selo». URL: https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark/newgarden/ ratnayapalata (accessed: June 08.2024) (in Russ.).
4. War and our trophies: exhib. organized by Supreme order by the Emperor Society of zealots of history. Petrograd, 1916. 73 (in Russ.).
5. Barkov A. V. Evolution of system of military historical museums in Russia at the turn of 20th century. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2019. 4 (90), 60-70 (in Russ.).
6. Kudrets A. S. Museums of the Great War: projects and perspectives. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 3 (36), 80-85 (in Russ.).
7. Archive of Military historical museum of artillery, engineer and signal corps. F. 1r. Op. 1. D. 134 (in Russ.).
8. La Grande Guerre: iconographie, bibliogr., doc. divers: cat. raisonné des ouvrages français et étrangers. Paris: EmilePaul Frères, éd., 1917. 421.
9. Centenaire de la BDIC. Journal de la BDIC. 2017. 42, 3.
10. La Contemporaine. Bibliothèque, archives, musée des mondes contemporains. URL: http://www.lacontemporaine.fr/ index.php (accessed: June 08.2024).
11. L'amour d'une collection avec Jean-Pierre Verney à l'origine de la collection 14.02.2022: video. Dominik Richert 1914-1918. URL: https://www.1418-survivre.net/lamour-dune-collection-avec-jean-pierre-verney-a-lorigine-de-la-collec-tion-14-02-2022/ (accessed: June 08.2024).
12. Appellation "Musée de France". Ministère de la Culture. .URL: https://www.culture.gouv.fr/Aides-demarches/Protec-tions-labels-et-appellations/Appellation-Musee-de-France (accessed: June 08.2024).
13. Musée de la Grande Guerre du Pays de Meaux. URL: https://www.museedelagrandeguerre.com/musee-grande-guerre/ (accessed: June 08.2024).
14. Bourlet M. Le Musée de la Grande Guerre du Pays de Meaux. Rennes: Ed. Ouest-France, 2019. 47.