Научная статья на тему 'Выставочные проекты музея "Россия в Великой войне" 2014-2018 гг'

Выставочные проекты музея "Россия в Великой войне" 2014-2018 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ / РАТНАЯ ПАЛАТА / ВРЕМЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / WORLD WAR I / MILITARY AND HISTORICAL MUSEUMS / MARTIAL CHAMBER / TEMPORARY EXHIBITIONS / COLLECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маньков Сергей Александрович

Освещение событий Первой мировой войны, в силу исторических и идеологических обстоятельств, в течение многих десятилетий не находило места в экпозиционно-выставочном пространстве отечественных музеев. Побудительным толчком к изменению сложившейся ситуации и заполнению образовавшейся в России культурно-исторической «лакуны» стал 100-летний юбилей начала Первой мировой войны. 4 августа 2014 г. в г. Пушкине в Ратной палате был открыт новый музей «Россия в Великой войне». В статье дан обзор выставочных проектов, реализованных коллективом «молодого» музея на протяжении юбилейных лет в 2014-2018 гг., основанных как на показе предметов из собственных коллекций, не вошедших в основную экспозицию, так и на представлении частных собраний. Продемонстрирована актуальность тематики выставок, дана характеристика направлений деятельности музея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXHIBITION PROJECTS OF THE MUSEUM "RUSSIA IN THE GREAT WAR" 2014-2018

The consecration of the events of the World War I, due to historical and ideological circumstances, for many decades did not f nd a place in the exhibition and exhibition space of domestic museums. The 100 years anniversary of the outbreak of the World War I was the impetus for changing the current situation and f lling the cultural-historical «lacuna» formed in Russia. On August 4, 2014, a new museum «Russia in the Great War» was opened in the City of Pushkin in the Martial Chamber. The article provides an overview of the exhibition projects implemented by the team of the «young» museum during the jubilee years in 2014-2018, based both on the display of items from their own collections that were not included in the main exhibition, and on the presentation of private collections. The relevance of the subject matter of the exhibitions is shown, a description of the activities of the museum is given.

Текст научной работы на тему «Выставочные проекты музея "Россия в Великой войне" 2014-2018 гг»

УДК 069:94(470)"1914/1918"

С. А. Маньков

Выставочные проекты музея «Россия в Великой войне» 2014-2018 гг.

Освещение событий Первой мировой войны, в силу исторических и идеологических обстоятельств, в течение многих десятилетий не находило места в экпозиционно-выставочном пространстве отечественных музеев. Побудительным толчком к изменению сложившейся ситуации и заполнению образовавшейся в России культурно-исторической «лакуны» стал 100-летний юбилей начала Первой мировой войны. 4 августа 2014 г. в г. Пушкине в Ратной палате был открыт новый музей «Россия в Великой войне». В статье дан обзор выставочных проектов, реализованных коллективом «молодого» музея на протяжении юбилейных лет в 2014-2018 гг., основанных как на показе предметов из собственных коллекций, не вошедших в основную экспозицию, так и на представлении частных собраний. Продемонстрирована актуальность тематики выставок, дана характеристика направлений деятельности музея.

Ключевые слова: Первая мировая война, военно-исторические музеи, Ратная палата, временные выставки, коллекционирование

Sergei A. Man'kov

The exhibition projects of the Museum «Russia in the Great War» 2014-2018

The consecration of the events of the World War I, due to historical and ideological circumstances, for many decades did not find a place in the exhibition and exhibition space of domestic museums. The 100 years anniversary of the outbreak of the World War I was the impetus for changing the current situation and filling the cultural-historical «lacuna» formed in Russia. On August 4, 2014, a new museum «Russia in the Great War» was opened in the City of Pushkin in the Martial Chamber. The article provides an overview of the exhibition projects implemented by the team of the «young» museum during the jubilee years in 2014-2018, based both on the display of items from their own collections that were not included in the main exhibition, and on the presentation of private collections. The relevance of the subject matter of the exhibitions is shown, a description of the activities of the museum is given.

Keywords: World War I, military and historical museums, Martial Chamber, temporary exhibitions, collection DO1 0.30725/2619-0303-2019-4-75-82

Первая мировая война 1914-1918 гг. является краеугольным событием всемирной истории XX столетия, коренным образом повлиявшим на процессы распада одних государств и возникновения других, смены политических и государственных форм правления, возникновения революций, прорыва в науке и технике и т. д., оставившим огромный след в культуре и психологии военного поколения. Но с сожалением необходимо констатировать, что в Российском государстве Первой мировой войне, или Великой, как ее официально именуют в странах Западной Европы и США, не повезло в смысле сохранения и увековечивания памяти о ней. Начало войны было связано не с отражением нападения противника на русскую землю, а с политическими амбициями правительственных кругов в отношении влияния на Балканском полуострове и на живущее там славянское население. Затяжной характер боевых действий, морально-психологическая усталость населения, разразившаяся через три года после начала войны революция,

свержение монархического государственного строя и начавшийся под лозунгами свобод и демократии управленческий хаос привели к большевистскому социальному перевороту.

Сразу после начала войны родилась идея увековечивания ее трагических и героических событий. В столице Российской империи и в провинциальных городах проходили агитационно-выставочные акции, издавались красочные каталоги трофеев, а в апреле 1917 г. был открыт музей в Государевой Ратной Палате в Царском Селе [1]. Однако все эти усилия были сведены на нет новыми советскими властями, которые в идеологических целях заклеймили войну 1914-1918 гг. определением «империалистическая» и трансформировали ее во внутреннее гражданское противостояние.

В силу этих причин, невзирая на немногочисленные примеры, памяти о Первой мировой войне в течение десятилетий не находилось места в отечественной музейном практике, в то время как во многих зарубежных странах суще-

ствуют десятки тематических военно-исторических музеев, посвященных исключительно данному событию, которыми накоплен солидный опыт по изучению, демонстрации и визуализации его образов новым поколениям посетителей экспозиционно-выставочного пространства.

Побудительным толчком к изменению сложившейся ситуации и заполнению образовавшейся в России культурно-исторической «лакуны» стал 100-летний юбилей начала Первой мировой войны, в ходе которого было организовано множество выставок, военно-исторических реконструкций, научно-практических конференций, запущены информационные интернет-ресурсы, открыты новые монументы и памятные знаки, отреставрированы мемориальные комплексы и отдельные захоронения и т. д.

Одним из самых значимых событий для музейного мира России в череде памятных мероприятий 2014 г. стало открытие 4 августа в г. Пушкине нового музея «Россия в Великой войне» в Государевой Ратной палате, осуществленное по концепции, разработанной начальником военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Царское Село» Г. Э. Введенским под научным руководством заместителя директора по научной и просветительской работе И. К. Ботт.

Музейная экспозиция 2014 г., созданная на первом этаже Ратной палаты ЗАО «Республиканский Музейный центр ГИМ», имела 14 тематических разделов и строилась на демонстрации около 900 собранных и хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село» подлинных предметов вооружения, знамен, военных мундиров из личного гардероба императора Николая II, бытовых вещей стран-участников Первой мировой войны, документальных и фотографических материалов. В композиционный центр экспозиции была помещена модель французского истребителя-полу-тороплана Меиро^ 17. Дополняли экспозицию электронные информационные киоски, подробно рассказывающие об основных событиях, сторонах и участниках войны. Во внутреннем дворе установлены образцы военной техники, некогда использовавшиеся на войне: две гаубицы Мейдзи, сделанные в Японии по заказу России в 1910- х гг. (из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи), и бронеавтомобиль «Руссо-Балт» [2, с. 100-101].

В стенах Ратной палаты началось формирование музейно-научного центра, деятельность которого направлена на изучение и популяризацию истории России в годы Великой войны. С осени 2014 г. работает лекторий, проводятся научно-практические конференции и акции

«Ночи музеев». При музее формируется библиотека и архив, как было задумано при создании первого музея в начале XX в.

Несмотря на декларируемое желание иметь собственные музеи, посвященные Первой мировой войне, изъявляемое властями и общественными инициативными группами ряда российских регионов, Ратная палата, на данный момент, является первым и единственным существующим подобным российским музеем.

За время ее работы в юбилейные 20142018 гг., музейным коллективом был реализован ряд выставочных проектов, основанных как на показе предметов из собственных коллекций, не вошедших в основную экспозицию, так и на представлении частных собраний. Несколько выставок было организовано в сотрудничестве с другими российскими музеями, некоторые - при содействии международных организаций и иностранных дипломатических представительств.

Начальным проектом во вновь открытом музее стала выставка «Первая мировая война. Русская армия во Франции», организованная ГМЗ «Царское Село» совместно с Французским институтом при Посольстве Франции в России и Агентством по коммуникационной и аудиовизуальной оборонной продукции (L'Établissement de communication et de production audiovisuelle de la Défense (ECPAD)) Министерства обороны Франции, в период 16 марта по 5 апреля 2015 г. Созданные в идеологических (пропагандистских и контрпропагандистских) и хронографических целях в 1915 г. при французском Военном министерстве Секция фотографии армии (Section photographique des armées (SPA)) и Секция кинематографии армии (Section cinématographique des armées (SCA)) уже в 1917 г. были слиты в единую структуру, которая после многочисленных преобразований с 2001 г. именуется ECPAD [3]. В архиве-медиатеке этого агентства за столетний период существования собраны ценнейшие кинофотофонодокументы по военной истории Франции [4].

При содействии Французского института была отобрана и отпечатана 21 фотографическая копия, посвященная нахождению Русского экспедиционного корпуса во Франции в 1916-1918 гг., направленного российским императором Николаем II для укрепления Западного фронта. Представленные на выставке материалы были разделены на три темы: «Прибытие в Марсель», «Учения в военных лагерях» и «Жизнь в траншее и на фронте». Девизом выставки стали слова маршала Фердинанда Фоша (1851-1929): «Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря

мужеству русских солдат» [5].

По словам заместителя директора Французского института в России Мишеля Гранжа, «эта выставка - дань памяти русским солдатам, которые навсегда остались во Франции, свидетельство дружбы между нашими странами» [6].

Во время работы выставки на специально установленном экране в режиме «nonstop» демонстрировался фильм, подготовленный специалистами ГМЗ «Царское Село» на основе архивных материалов о Русском экспедиционном корпусе во Франции.

Довольно необычным элементом для сложившейся выставочной практики российских военно-исторических музеев стало наличие, предоставленной французской стороной видеоигры «Soldat inconnu - mémoire de la grande guerre» («Valiant heart» - «Неизвестный солдат - память о Великой войне» «Храброе сердце»), переведенной на русский язык и доступной посетителям. Эта компьютерная игра в жанре квеста-голово-ломки, разработанная французской компанией Ubisoft Entertainment, имела в сюжете рассказ о четырех разных людях, оказавшихся на фронте Первой мировой войны. Им предстояло пройти все испытания войны плечом к плечу и достигнуть победной цели. Используя мультипликационную рисовку, в графическом исполнении напоминавшую комикс, разработчики хотели рассказать подрастающему поколению о сложных вещах более простым языком.

Вторая выставка - «У героев былых имен не осталось теперь имен...» прошла с 1 августа по 31 октября 2018 г. Ее автором выступил Владимир Николаевич Доброхотов - фотожурналист, член правления Союза фотохудожников Республики Саха и лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия). На выставки экспонировалась 71 фотография из архива его деда, Константина Анатольевича Доброхотова (1885-1964), выходца из костромской купеческой семьи, выпускника Императорского Харьковского университета, участвовавшего в Великой войне в качестве военного врача 46-й (парковой) артиллерийской бригады. Будучи фотографом-любителем, К. А. Доброхотов запечатлел на свою складную пленочную камеру «Kodak» более 200 снимков военной жизни: лица офицеров, солдат, фельдшеров и медсестер, их повседневность. Автор делал не только официальные групповые и портретные фото, но фиксировал то, что казалось ему интересным, и поэтому его фотографии так хорошо передают дух военного времени. Опасаясь репрессий, при жизни автор, прошедший военврачом и Вторую мировую войну, так и не решился проявить и опубликовать снимки, но успел передать не-

гативы своему внуку [7].

Печать в формате 50х70 см и доставку уникальных изображений из Якутии в Царское Село осуществило ОАО «Республиканский Информационно-издательский холдинг „САХА-МЕДИА"». Стараниями организации в сети Интернет была открыта страница «Война и жизнь. Фотовыставка, которой могло не быть», демонстрирующая часть фотоматериалов выставки и рассказ о них [8].

Из-за того, что в течение десятилетий негативы не были проявлены, отпечатанные фотографии не представлялось возможности атрибутировать, чем и объясняется название выставки. Разместившая на втором этаже Ратной палаты выставка была поделена на разделы: «Фотографии и документы членов семьи Доброхотовых», «Групповые фотографии», «Парные фотографии», «Одиночные фотографии», «Госпиталь и лечение раненых», «Бытовые и хозяйственные сцены».

Ранее в августе-декабре 2014 г. материалы выставки демонстрировались в Культурном центре Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова в Якутске [9], а после демонтажа в Ратной палате в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (январь-февраль 2016 г.) [10] и в Центральном клубе Министерства внутренних дел РФ в Москве (август-декабрь 2016 г.) [11].

Следующим проектом стала выставка «Сестры милосердия Первой мировой», основу которого составило ни государственное собрание или семейный архив, а частная коллекция открыток кандидата медицинских наук, главного врача санатория «Детскосельский», члена Санкт-Петербургского клуба любителей истории Виктора Георгиевича Палагнюка. На 14 настенных стендах были представлены 115 открыток и фотографических карточек, предоставленных коллекционером. Открытки благотворительных обществ отражали образ сестер милосердия из разных социальных слоев дореволюционного общества, оказывавшихся в самых различных обстоятельствах: на передовых позициях при оказании первой помощи раненым под обстрелом, выхаживании искалеченных и больных воинов в лазаретах, санитарных поездах, госпиталях. На авторских открытках, исполненных известными русскими живописцами и графиками М. В. Нестеровым, П. И. Геллером, М. В. Добу-жинским, Т. И. Мозговым, С. И. Ягужинским и их современниками, воспроизведен запоминающийся образ сестры милосердия в ее нелегком военном труде.

Фотографические карточки представляли

запечатленные реальные эпизоды деятельности медицинской службы с участием сестер на фронтах войны. Уникальными являются карточки сестер милосердия с дарственными надписями родным и близким людям, а также открытки, отправленные по почте в адрес самих сестер милосердия.

Открытие выставки было приурочено к годовщине высочайшего утверждения 3/15 мая 1867 г. императором Александром II устава Общества попечения о раненых и больных воинах, в 1879 г. переименованного Российское общество Красного креста. В 5 витринах, разместившихся в Розовой галерее Ратной палаты, был выставлен 51 предмет из собрания ГМЗ «Царское Село» (хирургические инструменты, пасхальные яйца, документы, награды, журналы, куклы для переодевания), объединенный темой Красного креста и позволявший, по мысли авторов, «увидеть образ сестры милосердия в изначальном, христианском понимании служения ближнему, которое в свое время было положено в основу сестринского движения в России» [2, с. 109].

Дополнением временной выставки, работавшей в период с 5 мая по 5 сентября 2016 г., стали две эскизные модели памятника «Сестра милосердия» скульпторов Л. А. Бейбутя-на и Я. Я. Неймана, торжественно открытого 23 июня того же года на территории 3-го Центрального военного клинического госпиталя имени А. А. Вишневского в подмосковном городе Красногорске.

Одновременно с выставкой «Сестры милосердия Первой мировой» в стенах Ратной палаты прошли выставки «Новых поступлений» (21-25 мая 2016 г.) и «Русские Анзаки: нити потерянной истории» (31 мая-30 августа 2016 г.).

Выставки «новых поступлений» являются интересной формой профессионально-общественной коммуникации в музейной сфере, позволяющей посетителю соприкоснуться с «закрытой» для публики стороной жизни музея - текущей работой по комплектованию фондов, документированию и изучению предмета; проследить по «горячим следам» цикл и способы появления новой вещи в фондах и на экспозиции, опосредовано познакомиться с личностью дарителя, продавца, коллекционера, хранителя и т. д.

На выставке, прошедшей в музее «Россия в Великой войне» во время проведения общероссийской акции «Ночь музеев», были представлены мундиры стран-союзников России в Первой мировой войне: английского и шотландского пехотинца (дар музею известного новозеландского кинорежиссера, лауреата трех

премий «Оскар» сэра Питера Джексона), а также французского кирасира начала XX столетия (купленный у частного лица) [2, с. 144, 220].

Выставка «Русские Анзаки: нити потерянной истории» стала внешним проектом, реализованным по инициативе Посольства Австралии в Российской Федерации.

Тема участия Австралийско-Новозеландского армейского корпуса (акроним - Анзак) в Великой войне очень важна для национального мировоззрения и идентичности австралийского общества, коммеморации его исторической памяти [12]. Потери Австралии в Первой мировой войне в Северной Африке, Галлиполи, Палестине, Месопотамии, Персии, Закавказье и на Западном фронте в Европе составили более 50 тыс. убитыми при 5-миллионом населении. Трепетное отношение к памяти воинов Первой мировой проявляется в Австралии в национальный праздник - День Анзака, отмечаемый с 1916 г., а также на еженедельной церемонии в Австралийском военном мемориале в Канберре.

До недавнего времени малоизвестным фактом являлось то, что самой большой не-англокельтской этнической группой в составе Австралийско-Новозеландского армейского корпуса были выходцы из Российской империи [13, с. 5]. Благодаря многолетним исследованиям научного сотрудника Колледжа искусств и общественных наук Австралийского национального университета, доктора философии Елены Говор, выступившей автором выставки «Русские Анзаки: нити потерянной истории», перед российской публикой предстали имена, фотографии и судьбы соотечественников-анзаков. Подданные Российской империи, оказавшиеся в южном полушарии как трудовые мигранты, поступали на службы в Австралийско-Новозеландский корпус, стремясь интегрироваться в австралийское общество. Желая восстановить их жизненный путь, Е. Говор проделала значительную научно-исследовательскую работу в архивах, библиотеках и музеях Австралии, России и Беларуси, а также в частных семейных собраниях. Результатом стал выход монографии [14], запуск авторской страницы в сети Интернет [15], публичные лекции и выставочные проекты.

В рамках выставки в Ратной палате, в открытии которой принял участие чрезвычайный и полномочный посол Австралии в России Петер Теш, экспонировались 39 планшетов из пено-картона формата А1 (600х845 мм), на которых были напечатаны копии фотографий и личных документов, а также подробные биографические данные о более 30 российских анзаках различного этнического происхождения (русских, поляках, украинцах, белорусах, финнах, евреях,

немцах, эстонцах, латышах, литовцах, грузинах, осетинах и др.). Информационные щиты содержали сведения об Австралии в Великой войне и статистику ее потерь. Центральной темой выставки являются жизненные истории и судьбы эмигрантов из России, ставших сыновьями двух стран и проливавших кровь как за свою новую страну, так и за историческую родину [2, с. 110].

Выставка имела большой успех, широко освещалась в прессе и была воспроизведена австралийской стороной в атриуме корпуса Европейского учебного института при МГИМО (У) МИД России в Москве (с 25 апреля по 5 мая 2017 г.), в Саратовском историко-патриотическом комплексе «Музей боевой и трудовой славы» (с 1 августа до 20 августа 2018 г.) и в выставочной галерее Большого зала Ульяновского областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» (24 августа - 20 октября 2018 г.) [16].

Завершающая выставка в Ратной палате в 2016 г. носила название «Отряд особой важности атамана Пунина, 1915-1917».

Легендарное партизанское формирование численностью в 250 человек - Конный отряд особой важности, созданное 26 ноября 1915 г. под командованием поручика 8-го Финляндского стрелкового полка Леонида Николаевича Пунина (1892-1916), в период 1915-1917 гг. участвовало в Августовской, Скоминтнерской, Зимней Карпатской, Митавской, Рижской, Двинской и других боевых операциях. Более половины личного состава, включая самого атамана Л. Н. Пунина и его братьев Александра (18901942) и Льва (1897-1963), стали георгиевскими кавалерами. После смертельного ранения создателя отряда боевое подразделение, ставшее носить его имя, просуществовало в составе Северного фронта до февраля 1918 г. [17].

Автором проекта стала доцент кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, кандидат искусствоведения Ольга Андреевна Хорошилова - внучка Льва Пунина. Основу выставки составили ранее не воспроизводившиеся фотоматериалы (более 90) из семейного архива О. А. Хорошиловой, содержащие хронику жизни Отряда особой важности, образы офицеров и нижних чинов, изображения трофеев и военнопленных.Также были представлены личные вещи и документы братьев Пуниных (икона, книги, фотоальбомы, рисунки, газеты, немецкая пропагандистская листовка, элементы униформы и пр.) и образцы холодного и огнестрельного оружия времен Первой мировой войны, из коллекции фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село». Столь насыщенная по количеству предметов и информативно-

му материалу выставка, размещалась в галерее второго этажа Ратной палаты с 7 декабря 2016 г. по 26 февраля 2017 г. [18].

В 2017 г. в связи с реэкспозицией Ратной палаты выставки не проводились. 2 августа 2017 г. в музее «Россия в Великой войне» министром культуры Российской Федерации В. Р. Мединским была торжественно открыта «завершающая очередь» экспозиции (общей площадью около 960 кв. м), включившая почти 1500 предметов, разместившихся на двух этажах. Имевшиеся разделы были существенно дополнены и обновлены. Появились 8 новых тематических разделов, посвященных: Кавказскому фронту, Галицийской операции, обороне крепости Осовец, «окопной» войне, национальным формированиях Русской императорской армии, наградам стран-участниц, жизни Петрограда в революционном 1917 г. и выходу России из войны. Разработкой дизайн-проекта и монтажом новых разделов экспозиции занималась ООО «Исторические реконструкции» (художник - И. Ю. Минаков); мультимедийные программы были подготовлены специалистами «МапиаБШ^о» [19, с. 108].

Расширение основного экспозиционного пространства в Ратной палате привело к сокращению свободных площадей, ранее приспосабливаемого под временные выставки. Новые выставочные проекты, реализуемые после 2017 г., требуют временного демонтажа части стационарной экспозиции.

В 2018 г. в Георгиевской галерее Ратной палаты последовательно прошли две монографические выставки: «Дети в Великой войне» (с 1 июня по 24 сентября 2018 г.) и «Англо-российский госпиталь в Петрограде, 1915-1918» (с 22 ноября 2018 г. по 31 января 2019 г.).

Выставка «Дети в Великой войне» давала возможность увидеть, как отразилась Первая мировая война на жизни детей начала XX в., самой уязвимой категории жертв боевых действий. Гуманистический посыл ее авторов, научных сотрудников ГМЗ «Царское Село» М. П. Фи-липцевой и Е. Н. Швиглевой, состоял в том, чтобы вслед за маленьким ребенком пройти «путь от детской, где были оставлены игрушки, до фронта и тыла, где ребята воевали и трудились на благо своей отчизны, чтобы еще раз убедиться - детство не должно знать войн» [20].

В витринах были представлены 65 предметов из собрания ГМЗ «Царское Село»: оружие, кивер и мундир Лейб-гвардии Егерского полка, принадлежавшие цесаревичу Алексею Николаевичу, детские игрушки, куклы, настольные игры, платья, костюмчики, письма, фотографии, мемориальные предметы, а также 49 оловянных

солдатиков из личной коллекции Г. Э. Введенского. На информационных стендах размещались коллажи из детских фотографий военной поры.

Международный комитет Красного Креста (Швейцария) предоставил на выставку 56 копий с архивных фотографий, отражавших гуманитарную деятельность организации по помощи детям, пострадавшим от войны в России, Германии, Австро-Венгрии, Сербии, Румынии, Болгарии и др.

Государственный исторический музей представил копии с нескольких десятков детских рисунков времен Великой войны, собранных исследователем народного искусства В. С. Вороновым (1887-1940). Порой очень наивные, по-детски простодушные рисунки завораживали силой эмоционального воздействия. В них отражались подвиги героев, смерти, ранения, осада городов, бои аэропланов и многое другое переосмысленное детским восприятием [21]. Реквизитом выставки были три школьные доски и парта начала XX в. На двух досках были закреплены копии с рисунков из коллекции Воронова. На третьей доске размещались рисунки современных детей-посетителей выставки, которые они могли нарисовать при помощи цветных карандашей, сидя за партой. Данный интерактивный элемент, как и сама выставка, пользовался большим успехом, вследствие чего ее работа была продлена до 18 ноября.

Выставка «Англо-русский госпиталь в Петрограде, 1915-1918» знакомила посетителей с историей благотворительного медицинского учреждения, созданного и финансируемого британцами и работавшего в столице Российской империи и в прифронтовой полосе Западного и Юго-Западного фронтов с ноября 1915 г. по январь 1918 г. Среди благотворителей Англо-русского госпиталя были король Георг V, королева Александра, королева Мария, Британский Красный Крест, Орден Святого Иоанна Иерусалимского, правительство доминиона Канада и т. д. Комитет госпиталя под руководством лорда Ивлина Бэринга, 1-го графа Кроумера (1841-1917) собрал 30 000 фунтов. Англичане жертвовали не только деньги, но и перевязочный материал, автомобили, даже вино и шампанское. За первый год работы госпиталь, располагавшийся во дворце великого князя Дмитрия Павловича на Невском проспекте, принял более 6000 человек. Деятельность госпиталя стала хорошим примером русско-британской дружбы и общественной инициативы в самые тяжелые годы Великой войны [22].

Информация по истории госпиталя, хроника его деятельности, список его персонала,

копии фотографий и документов из частных коллекции внука соуправляющей Англо-русским госпиталем леди Сибил Грей - Саймона Бойда и профессора Полины Монро, разместились на 21 настенном плакате. В витринах были представлены 118 подлинных предметов: медицинские инструменты, перевязочный материал, походные кровати, больничное оборудование начала XX в., из собрания Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации и ГМЗ «Царское Село» [23].

Столь интенсивная выставочная деятельность, предпринятая в годы столетия памяти Великой войны, интерес со стороны музейного сообщества, частных коллекционеров и средств массовой информации, говорят об особой востребованности тематики «молодого» музея со стороны российской общественности. Оригинальность и разноплановость затрагиваемых тем, стремление отразить ранее неизвестные широкой публике страницы и эпизоды Первой мировой войны, повлияли на динамику развития музея, расширение его экспозиционной площади. Большое число «внешних» выставок объясняется тем, что в недавно созданном музее большинство предметов представлены на основной экспозиции, а не в фондохранилищах.

В целом коммеморативный язык и формы показа вполне типичны для отечественных и зарубежных военно-исторических музеев, характерной чертой которых является определенный «консерватизм», недостаточность использования мультимедиа-продуктов, современных технологий, интерактивных и инсталляционных элементов при организации временных выставок. Преобладают мемориальные, монографические, коллекционно-тематические и фотографические типы выставок.

В то же время основание музея «Россия в Великой войне» в Государевой Ратной палате в 2014 г. является хорошим начинанием по возвращению в российскую музейную и просветительскую практику памяти о событиях вековой давности, выпавших из нее в силу идеологических причин, а его деятельность при рассмотрении в ближней ретроспективе необходимо признать важной площадкой для межкультурного обмена и поиска точек соприкосновения с иностранным культурным и коллекционным сообществом.

Список литературы

1. Жердева Ю. А. Музеализация Великой войны: региональная история // Человек и общество в условиях войн и революций: материалы II Всерос. науч. конф. 15 дек.

2015 г. / под. ред. Е. Ю. Семеновой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. Вып. 2. С. 181-187.

2. Отчет Государственного музея-заповедника «Царское Село». 2016. Санкт-Петербург; Пушкин: ГМЗ «Царское Село», 2017. 240 с.

3. L'Établissement de communication et de production audiovisuelle de la Défense (ECPAD). URL: http://www.ecpad. fr/ (дата обращения: 11.11.2019).

4. Archives E.C.P.A.D. URL: http://archives.ecpad.fr/ (дата обращения: 11.11.2019).

5. В Ратной палате открылась фотовыставка «Первая мировая война. Русская армия во Франции». URL: https:// pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta/gmz-tsarskoe-selo-the-first-world-war-the-russian-army-in-france-and-the-exhibition-and-puzzle-game.html (дата обращения: 11.11.2019).

6. Выставка фотографий «Первая мировая война. Русская армия во Франции» и компьютерная игра «Soldat inconnu - mémoire de la Grande guerre» на русском языке. URL: https://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/vystavka-fotografiy-pervaya-mirovaya-voyna-russkaya-armiya-vo-francii-i-kompyuternaya-igra-soldat (дата обращения: 11.11.2019).

7. «У героев былых имен не осталось теперь имен...». Фотовыставка Владимира Доброхотова. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Санкт-Петербург; Пушкин; Якутск: ОАО «Медиа-холдинг „Якутия", 2015. 32 с.

8. Война и жизнь. Фотовыставка, которой могло не быть. URL: http://project9550.tilda.ws/ (дата обращения: 11.11.2019).

9. Якутский профессиональный фотожурналист Владимир Доброхотов презентует бесценный фотоархив своего деда. URL: http://yakutia.com/culture/256/ (дата обращения: 11.11.2019).

10. В Костроме открылась выставка фотографий Первой мировой войны. URL: httpy/перваямировая.рф/ kos/160130/v-kostrome-otkrylas-vystavka-fotografiy-pervoy-mirovoy-voyny (дата обращения: 11.11.2019).

11. В МВД России открылась выставка уникальных фоторабот военного врача Константина Доброхотова (апрель-май 2016). URL: https://v^^/news/item/7630814/ (дата обращения: 20.05.2019).

12. Маньков С. А. Память о Первой мировой войне в государственных наградных системах после 1945 года // Великая война 1914-1918 гг. Итоги и уроки: сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию окончания Первой мировой войны. Санкт-Петербург: ИД «Морская энциклопедия», 2019. С. 311-318.

13. Говор Е. Русские Анзаки: нити потерянной истории. Санкт-Петербург; Пушкин: ГМЗ «Царское Село», 2016. 16 с.

14. Govor E. Russian Anzacs in Australian History. Sydney: UNSW Press in association with NAA, 2005. 310 p.

15. Russian Anzacs. URL: https://russiananzacs.net/ (дата обращения: 20.05.2019).

16. Говор Е. В. Российские анзаки Первой мировой: уроки из прошлого // Великая война 1914-1918 гг.

Итоги и уроки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию окончания Первой мировой войны. Санкт-Петербург: ИД «Морская энциклопедия», 2019. С. 183-187.

17. Хорошилова О. А. Всадники особого назначения. Москва: Рус. витязи, 2013. 247 с.

18. Хорошилова О. А., Швиглева Е. Н. Отряд Особой важности имени атамана Пунина, 1915-1917. По материалам Ольги Хорошиловой. Санкт-Петербург: ГМЗ «Царское Село», 2016. 13 с.

19. Отчет Государственного музея-заповедника «Царское Село». 2017. СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2018. 256 с.

20. Выставка «Дети в Великой войне». URL: http:// www.tzar.ru/news/1541852849 (дата обращения: 20.05.2019).

21. Филипцева М. П., Швиглева Е. Н. Дети в Великой войне. Санкт-Петербург: Изд-во «Русская коллекция», 2018. 16 c.

22. Купцова И. В. Англо-русский госпиталь в Петрограде // Клио. 2011. № 5 (56). С. 89-93.

23. Швиглева Е. Н. Англо-русский госпиталь в Петрограде, 1915-1918. Санкт-Петербург: Изд-во «Русская коллекция», 2018. 24 с.

References

1. Zherdeva Yu. A. Musealization of Great war: regional history. Man and society in context of wars and revolutions: proc. of 2nd All-Russ. sci. conf. Dec. 15, 2015 / ed. E. Yu. Semenova. Samara: Samara State Technical Univ., 2015. 2, 181-187 (in Russ.).

2. Report of the Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site. 2016. Sankt-Petersburg; Pushkin, 2017. 240 (in Russ.).

3. L'Établissement de communication et de production audiovisuelle de la Défense (ECPAD). URL: http://www.ecpad. fr/ (accessed: Nov. 11.2019).

4. Archives E.C.P.A.D. URL: http://archives.ecpad.fr/ (accessed: Nov. 11.2019).

5. The photo exhibition «The First World War. The Russian army in France». URL: https://pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta/gmz-tsarskoe-selo-the-first-world-war-the-russian-army-in-france-and-the-exhibition-and-puzzle-game.html (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

6. Exhibition of photographs «The First World War. The Russian army in France» and the computer game «Soldat inconnu - mémoire de la Grande guerre» in Russian. URL: https://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/vystavka-fotografiy-pervaya-mirovaya-voyna-russkaya-armiya-vo-francii-i-kompyuternaya-igra-soldat (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

7. «The heroes of former names no longer have names...». Photo exhibition of Vladimir Dobrokhotov. The Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site. Saint-Petersburg; Pushkin; Yakutsk: Yakutia Media Holding OJSC, 2015 32 (in Russ.).

8. War and life. Photo exhibition, which could not be. URL: http://project9550.tilda.ws/ (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

9. Yakut professional photojournalist Vladimir Dobrokhotov presents the priceless photo archive of his grandfather. URL: http://yakutia.com/culture/256/ (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. An exhibition of photographs of the First World War opened in Kostroma. URL: http://firstweller.rf/kos/160130/v-kostrome-otkrylas-vystavka-fotografiy-pervoy-mirovoy-voyny (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

11. An exhibition of unique photographs by the military doctor Konstantin Dobrokhotov (April-May 2016) opened at the Russian Interior Ministry. URL: https://mvd.rf/news/ item/7630814/ (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

12. Man'kov S. A. The memory of the First World War in state honours systems after 1945. The Great War of 1914-1918. Results and lessons: Coll. of articles of the Intern. Sci. and Practical Conf. dedicated to the 100th anniversary of the end of the World War I. Saint-Petersburg: «Maritime Encyclopedia» Publ. house, 2019. 311-318 (in Russ.).

13. Govor E. Russian Anzacs: the threads of a lost history. Sankt-Petersburg; Pushkin: the Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site, 2016. 16 (in Russ.).

14. Govor E. Russian Anzacs in Australian History. Sydney: UNSW Press in association with NAA, 2005. 310.

15. Russian Anzacs. URL: https://russiananzacs.net/ (accessed: Nov. 11.2019).

16. Govor E. V. Russian Anzacs of the First World War: Lessons from the Past. The Great War of 1914-1918. Results and lessons: Coll. of articles of the Intern. Sci. and Practical Conf. dedicated to the 100th anniversary of the end of the World War I. Saint-Petersburg: «Maritime Encyclopedia» Publ. house, 2019. 183-187 (in Russ.).

17. Khoroshilova O. A. Special riders. Moscow: Russian vityazi, 2013. 247 (in Russ.).

18. Khoroshilova O. A., Shviglyova E. N. Detachment of the special importance of the name of ataman Punin, 1915-1917. According to Olga Khoroshilova. Saint-Petersburg: the Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site, 2016. 13 (in Russ.).

19. Report of the Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site. 2017. Saint-Petersburg, 2018. 256 (in Russ.).

20. The exhibition «Children in the Great War». URL: http://www.tzar.ru/news/1541852849 (accessed: Nov. 11.2019) (in Russ.).

21. Filiptceva M. P., Shviglyova E. N. Children in the Great War. Saint-Petersburg: «Russian Collection» Publ. house, 2018. 16 (in Russ.).

22. Kuptcova I. V. English-Russian Hospital in Petrograd. Klio. 2011. 5 (56), 89-93 (in Russ.).

23. Shviglyova E. N. English-Russian hospital in Petrograd. 1915-1918. Saint-Petersburg: «Russian Collection» Publ. house, 2018. 24 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.